Научная статья на тему 'Во главе инженерно-экономического образования России'

Во главе инженерно-экономического образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Во главе инженерно-экономического образования России»

54

Высшее образование в России • № 10, 2006

теграции образовательной и научной деятельности.

Наш университет сейчас активно сотрудничает в этой области с Минобрнауки и правительством Санкт-Петербурга. Мы и впредь будем активно совершенствовать это направление.

Мы стремимся к установлению деловых отношений с работодателями и органами занятости. Они формируются на базе двусторонних и многосторонних договоров о творческом сотрудничестве.

Мы ставим себе серьезные задачи в деле воспитания наших студентов, в формирова-

нии их корпоративной культуры, стремимся к развитию студенческого самоуправления.

Отмечая 100-летний юбилей, мы строим планы и уверенно смотрим в будущее!

А. ФЕДОРКОВ, профессор, проректор по учебно -методической работе

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет является важным учебно-методическим центром России. На его базе уже более 15 лет действует Учебно-методическое объединение (УМО) по образованию в области производственного менеджмента, которое объединяет в настоящее время более 600 вузов России и стран СНГ, готовящих специалистов для предприятий в области экономики и управления. В настоящее время за УМО закреплена многоотраслевая специальность 080502 «Экономика и управление

Во главе инженерноэкономического образования России

на предприятии (по отраслям)» и организационно-управленческая подготовка специалистов по техническим специальностям на едином образовательном пространстве нашей страны.

Деятельностью УМО по образованию в области производственного менеджмента руководит ректор ИНЖЭКОНа, доктор экономических наук, профессор Александр Иванович Михайлушкин. Он является председателем совета УМО и его президиума.

Роль УМО как крупнейшего государ-

Юбилей

55

ственно-общественного объединения Министерства образования и науки Российской Федерации чрезвычайно высока. В его компетенцию входит разработка предложений по проектам Перечня направлений подготовки (специальностей), содержанию ГОС ВПО, совершенствованию профессиональных образовательных программ, а также проведение исследований в области теории и практики высшего образования, интеграции учебного процесса и реального производства, сравнительного анализа технологий высшего профессионального образования в России и зарубежных странах и другие научно-методические вопросы.

В настоящее время продолжается реформа российского образования. Болонский процесс определяет основные направления развития высшего образования на ближайшее десятилетие. Основная задача данного процесса - создание к 2010 г. единого европейского образовательного пространства для содействия мобильности студентов и предоставление им возможности продолжать обучение в любом из вузов Европы, а также решение проблем их последующего трудоустройства. Роль УМО в реализации задач Болонского процесса несомненна.

Для обеспечения организационной и методической деятельности УМО работает межвузовский отдел развития инженерноэкономического образования - структурное подразделение ИНЖЭКОНа. Начальником отдела является ученый секретарь президиума УМО доцент Л.П. Горобцова.

Большой вклад в работу УМО внесли авторитетные ученые: А.Д. Бренц, В.В. Бу-зырев, Б.М. Генкин, В.С. Кабаков, В.А. Козловский, Г.А. Краюхин, Э.С. Минаев, А.И. Михайлушкин, А.В. Проскуряков, Т.Г. Садовская, И.А. Садчиков, С.А. Саркисян, М.П. Синицын, Ю.М. Солдак, Н.М. Суты-рин, О.Г. Туровец, А.А. Федотов.

В своей деятельности УМО тесно сотрудничает с соответствующими департаментами и службами Министерства образования и науки РФ, с Координационным

советом УМО, Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов, учебно-методическими объединениями на базе Государственного университета управления, Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации, Российской экономической академии, Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета и Санкт-Петербургского государственного технического университета, с Российским научно-производственным объединением «Росучпри-бор», Ассоциацией организаторов производства, Российским союзом промышленников и предпринимателей, региональными учебно-методическими центрами, университетами, академиями за рубежом, близкими по профилю подготовки специалистов.

Таким образом, УМО по образованию в области производственного менеджмента является государственно-общественной

56

Высшее образование в России • № 10, 2006

организацией преподавателей, ученых вузов и специалистов народного хозяйства, способствующей управлению высшим экономическим образованием на профессиональном уровне и реализующей государственную образовательную политику.

В состав нашего УМО входят государственные высшие учебные заведения Российской Федерации, негосударственные вузы, имеющие государственную аккредитацию, а также еще не прошедшие государственную аккредитацию негосударственные вузы РФ, реализующие основные образовательные программы по специальности 080502 по различным отраслям и специализациям. В качестве ассоциированных членов в состав УМО входят вузы Украины, Белоруссии, Таджикистана, а также представители предприятий и организаций, заинтересованных в совершенствовании подготовки экономистов-менеджеров (ин-женеров-экономистов).

При участии вузовских ученых, активно работающих в УМО, были разработаны ГОСы ВПО двух поколений, дополнения к стандарту бакалавра менеджмента, примерные учебные планы и примерные программы, созданы авторские коллективы по подготовке учебников и учебных пособий.

Многоотраслевая специальность, которую курирует УМО, оказалась в значительной степени востребована реальной экономической практикой России и других стран СНГ. В связи с этим существенно активизировались процессы открытия этой специальности в российских вузах. При этом члены совета и президиума УМО много внимания уделяют проблемам повышения качества учебно-методической работы, разработки новых учебников и учебных пособий, обучения и переподготовки преподавательских кадров из регионов в ведущих вузах России.

В 2005/2006 учебном году специалисты УМО провели экспертизу и дали квалифицированное заключение по 52 вузам, представившим документы на лицензирование специальности 080502 «Экономика и уп-

равление на предприятии (по отраслям)», а также рассмотрели 159 учебников и учебных пособий на предмет присвоения грифа УМО и Минобрнауки РФ.

Ежегодно проводятся пленумы совета и всероссийские семинары-совещания заведующих экономическими и управленческими кафедрами подведомственных вузов. Так, 19-21 октября 2005 г. на базе ИНЖЭКОНа состоялось совещание по проблеме подготовки специалистов в области экономики и управления для предприятий и организаций в контексте европейских и мировых тенденций развития образования, в работе которого приняли участие представители 232 вузов Российской Федерации.

УМО - активный участник научных и научно-практических конференций по различным теоретическим и практическим проблемам высшей школы. В рамках УМО ежегодно проводится Международная студенческая олимпиада по менеджменту.

Благодаря тому, что учебно-методическое объединение работает на базе нашего вуза, всем преподавателям предоставляется редкая возможность пользоваться накопленным в УМО опытом работы, принимать активное участие в разработке учебно-методических материалов, совместно формируя высокопрофессиональную образовательную среду.

В настоящее время в Минобрнауки РФ идет активная работа по формированию нового Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, в который может не войти специальность 080502 - единственная специальность в группе «Экономика и управление», обеспечивающая подготовку экономических кадров для производства с учетом глубоких знаний в области экономики и управления, техники, технологии и организации производства соответствующих отраслей.

УМО по образованию в области производственного менеджмента, опираясь на поддержку представителей региональных

Юбилей

57

объединений работодателей, Российского чоюза промышленников и предпринимателей, научно-педагогической общественности, обратилось в Минобрнауки с предложением ввести новое направление подготовки - «Организация и управление производством » с присвоением квалификации «бакалавр производственного менеджмента » и «магистр производственного менеджмента». В рамках этого направления предлагается сохранить подготовку специалистов по специальности «Экономика и управление на предприятии (по видам производственной деятельности)» и сохранением квалификации «экономиста-менеджера» и «инженера-экономиста».

УМО провело большую работу по созданию компетентностных моделей подго-

товки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов.

Подводя некоторые итоги, можно констатировать, что под руководством ректора А.И. Михайлушкина ведется постоянная работа по повышению качества подготовки специалистов для производства, накапливается опыт функционирования многоуровневой системы образования, повышается уровень учебно-методического обеспечения учебного процесса. Сделан большой скачок в укреплении авторитета вуза на российском и международном уровнях. ИНЖЭ-КОН воспринимают как надежного партнера, признают его достижения в ряде областей образовательной и научной деятельности, что открывает новые возможности для использования инноваций.

Сонкт-Петербургскии государственный _ инженерно-экономическим

университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.