Научная статья на тему 'Взгляд ортодоксальных мусульманских школ права на предмет вакфа '

Взгляд ортодоксальных мусульманских школ права на предмет вакфа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аль Марашдех М. Э.

В настоящей статье рассматриваются взгляды ортодоксальных мусульманских школ права на предметы, учреждаемые в качестве вакфа. Автор выделяет разногласия в их мнениях и находит точки соприкосновения, а также высказывает свою точку зрения по данному вопросу и вносит свои предложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opinions of orthodox islamic law schols about wakf

In this article they are looking wildly the different opinionns of the arthodox islamic law schools on things can help in improving wakf. In this part the writter shows the different in their ideas and the points where both sides do agree on, as long as he gires his suggestions about this quistion.

Текст научной работы на тему «Взгляд ортодоксальных мусульманских школ права на предмет вакфа »

Взгляд ортодоксальных мусульманских школ права

на предмет вакфа

Аль Марашдех М.Э. (marashdex@mail.ru)

Санкт-Петербургский Государственный Университет Аэрокосмического

Приборостроения

Вакф (мн.ч. аукаф синоним хабс мн. ч. Ахбас ^Ьа.1) в переводе с

арабского означает - останавливать, приостанавливать, задерживать, удерживать, арестовывать1. Вакф - термин мусульманского права, означающий неотчуждаемое имущество, предназначенное для определенных (благотворительных) целей, право собственности на которое по волеизъявлению учредителя вакфа (вакиф ^Ь) ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта2. Также вакф можно понять как запрет на продажу, дарение, завещание или запрет на распоряжение всяким имуществом, которое учреждено в качестве пожертвования3, так чтобы его субстанция была в разряде вечности и являлось собственностью Бога4, а польза от этого имущества шла на благотворительные цели, которые определяет учредитель пожертвования (вакиф).

Предмет вакфа. В вакф может быть обращена только безусловная собственность учредителя, приносящая пользу (доход). По мнению шафи'ита Абу Закарийя ан-Навави, в вакф может быть обращено любое имущество с которого можно извлечь пользу5. Большинство мусульманских ученных считают, что предметом вакфа («маукуф» и^^) должна быть реальная вещь, все то, что вследствие употребления не уничтожается и не уменьшается значительно в ценности, например, такие как земля, сады, строение, предприятие и пр., из чего может быть извлечена польза. Это преимущественно «недвижимое имущество», не может быть вакфом передача долгового обязательства, нельзя завещать пищу, одежду, деньги. Одни мусульманские юристы, поэтому, допускают обращение в вакф только недвижимое имущество, другие не устанавливают такого различия. Далее мы будем детально рассматривать мнения влиятельных мусульманских школ и выделим их разногласия по этому вопросу.

Шафи'иты допускают учреждение в вакф недвижимого имущества, например, такого как земля, дома, магазины, колодцы, источники воды и т.п., не смотря на их состояние, главное, чтобы они были годны для пользования и могли приносить доходы в момент учреждения их в качестве вакфа. В подтверждение этому шафи' иты приводят в пример высказывание самого аш-Шафи'и, который сказал следующее: «Я слышал, что 80 сподвижников пророка пожертвовали своё имущество в качестве вакфа»6. Шафи'иты утверждают, что подавляющее большинство сподвижников пророка учреждали в вакф недвижимое имущество (землю, дома и колодцы). Шафи'иты также допускают учреждение движимого имущества в качестве вакфа, такого как животные (овцы, коровы, верблюды и лошади), одежда, военное снаряжение, посуда и полезные книги (Коран). В подкрепление их мнения они приводят следующий хадис пророка Мухаммеда, ал-Бухари

1 аз-Заиат А., ан-Наджар М. и др. ал-Васит (Арабский толковый словарь). Каир: Дар ал-маареф, 1960. Т.1. С.152.; Анис И., ас-Суальхи А. и др. ал-Васит (Арабский толковый словарь). Каир: Дар ал-маареф, 1972. Т.2. С.1051-1052.; Баранов Х.А. Арабско-русский словарь. М.: Изд. дом «Русский язык», 1989. С. 153-154; 906907; Кахаф М. Исламский вакф, его эволюция, управление и развитие. Дамаск: Дар ал-фикр. 2000 . С. 58; ал-Хен М. и др. ал-Фикх ал-манхаджи. Дамаск: дар ал-улум ал-инсания, 1987. Т. 2. С. 9.

2 Милославский Г.В. и др. Ислам: энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. С. 45.

3 Кахаф. Там же.

4 ал-Манави М.А. ат-Таукиф ала мухимат ат-тариф. Каир: Алам ал-кутуб, 1990. С.340.

5Цит. по Кахаф. Указ соч. С. 57.

6 ал-Хен. Указ соч. Т 2. С. 17.

поведал, что Абу Хурейра рассказывал, как пророк Мухаммед произнес следующее: «Кто отдает в хабс (то есть учреждает в качестве вакфа) лошадь, уверовав и в надежде на Божью награду, то её сытость, испражнения и моча, будут на весах его добрых дел в Судный день» .

Настолько шафи'иты упрощали и разрешали все сложные вопросы, касающиеся предмета вакфа, что позволили учреждать в качестве вакфа имущество, составляющее общую собственность нескольких лиц, не зависимо от того движимое оно или недвижимое, а также не зависимо от того, что один человек учредил свою долю из общего имущества или же все собственники учредили свои доли в качестве вакфа. В подтверждение их мнения шафи'иты приводят в пример хадис пророка Мухаммеда, который рассказал ал-Бухари: «Малик бен Анас рассказывал, что пророк дал распоряжение построить мечеть, для этого решил купить землю и спросил: «Эй, сыновья ан-Наджара, скажите, сколько стоит ваш сад? Я дам Вам за него столько, сколько скажите», на что они ответили пророку: «Мы не просим за него стоимости, мы жертвуем (отдаем) сад на Божий путь (в имя Бога)». И так, по мнению шафи'итов получилось, что несколько человек участвовали, в постройке мечети, которая является вакфом8.

Маликиты допускают учреждение в качестве вакфа любого имущества, на которое владелец имеет право собственности, так как у маликитов возможно учреждение вакфа на срочное или бессрочное время, поэтому не имеет значение какое имущество учреждается, движимое или недвижимое. Исключение составляют предметы, запрещенные мусульманским правом. Однако, в случае, когда имущество, учреждаемое в вакф, является движимым, а вакф бессрочным, то маликиты выходят из этой ситуации путем обмена самого имущества, которое со временем может прийти в негодность или вообще уничтожится, на другое, такое же9. Маликиты не допускают учреждение в качестве вакфа имущества являющегося общей собственностью, несмотря на то, подлежит оно разделению или нет, вакф будет считаться действительным только тогда, когда имущество отделено. При учреждении в качестве вакфа земли должны быть известны ее границы10.

По мнению шиитов, предметом вакфа может быть только телесная вещь, поэтому нельзя учредить в качестве вакфа долговое обязательство11. Так шииты, наряду с недвижимым имуществом, допускают учреждение в качестве вакфа всякое движимое имущество, из которого можно извлечь пользу, не изменяя саму вещь (например, домашние животные (овцы, коровы, верблюды и лошади), одежду, земледельческие орудия, военные снаряжения, мебель, посуду и полезные книги). Поэтому нельзя учреждать в качестве вакфа пищу и свечки и т.п., так как польза от этих предметов, заключается в их употреблении и это, по мнению шиитов, нарушает принцип вакфа. Нельзя учреждать в качестве вакфа имущество, которое невозможно продать, например, такое как залог или нельзя удержать или передать, например, птицу в небе или рыбу в море, а также имущество которое сдано в аренду или имущество которое уже является вакфом. Является также недействительным учреждение в качестве вакфа имущества, которое не приносит пользу или само по себе запрещено мусульманскими законами, например, игровые автоматы, бары и т.п. Учреждение же в качестве вакфа золота и серебра, в виде драгоценностей, является действительным, однако, учреждение их в виде монет вызывает спор между шиитами. Одни шииты считают недействительным учреждение в качестве вакфа золотых и серебренных монет, так как, по их мнению,

7 ан-Навави М.Я. Рияд ас-Салихин. М.: Сантлада, 1993 С. 388.; Сахих ал-Бухари. (Мухтасар полный

вариант). Составил: аз-Зубайди А.А., пер. с араб. Нирши В.А., М.: Изд. дом «Умма». 2003. С 470.; Кахаф, Указ соч. С. 85.; ал-Хен. Указ соч. Т 2. С. 18; Сборник докладов Иракского симпозиума института вакфов в арабо-исламском мире. Багдад, 1983. С. 230-231.

9 ал-Хен. Указ соч. Т 2. С. 18-19.; Кахаф. Указ соч. С. 19.

9 Абу Захра Мухаммед. Сборник лекций по вакфу. Каир: Дар ал-фикр, 1971. С.111.; Мухин В.Ф. Очерк Магометанского права наследования. СПб., 1898 . С.283.

10 Абу Захра. Указ соч. С.114.

11 Мухин. Там же.

монеты не могут быть с пользой употреблены без права распоряжения ими. Другие говорят о том, что монеты можно использовать как украшения или превращать их в таковые в будущем путем их плавки, а также, можно их использовать как образцы для чеканки. Таким образом, они признают действительность учреждения золотых и серебренных монет в качестве вакфа. Шиити также допускают учреждение в качестве вакфа имущества составляющего общую собственность нескольких лиц, независимо от того подлежит ли оно разделению или нет12.

Абу Захра в своей книге «Сборник лекций по вакфу» пишет о том, что большинство мусульманских ученных, кроме маликитов и шиитов, считают, что вакф должен носить бессрочный характер и поэтому учреждаемое имущество должно обладать таким свойством, которое позволяет ему быть вечным и непортящимся, чтобы была сопоставима бессрочность характера вакфа с непортящимся имуществом, учреждаемым в качестве вакфа. Именно поэтому они решили, что в качестве вакфа должно учреждаться только недвижимое имущество, а таковым, по мнению ханафитов, может быть только земля. Все, что учреждается в качестве вакфа, кроме земли, то есть движимое имущество, по их мнению считается отклонением от правила, поэтому ханафиты признают учреждение в качестве вакфа движимых имуществ только в особых случаях, на которых мы остановимся подробней.

Во-первых, когда движимое имущество принадлежит недвижимому (земле), то есть учреждение в качестве вакфа недвижимого имущества вместе с движимым, оно бывает двух видов: 1) когда движимое имущество связанно с недвижимым (с землей) как бы корнями, например, здания (все виды постройки), деревья и т.п.. Однако, по мнению Малик бен Анаса, при учреждении в вакф земли, данный вид недвижимости автоматически переходит в вакф; 2) когда движимое имущество служит учреждаемому в качестве вакфа недвижимому имуществу (земле), например, плуг, коровы и т.п. По мнению ханафитов, этот вид движимого имущества иммобилизуется с недвижимым имуществом (с землей), которое учреждается в вакф, только при особой оговорке учредителя вакфа (вакифа), например, когда говорят: «Я учреждаю мою землю в вакф вместе с находящимся на ней скотом и т.п.».

Во-вторых, когда движимое имущество, учреждаемое в качестве вакфа, было упомянуто в преданиях пророка или было учреждено в качестве вакфа сподвижниками пророка. В пример можно привести оружие или животных, применявшиеся на войне, поскольку Халид бен ал-Валид пожертвовал свое оружие во имя Аллаха для войны с неверными, поэтому этот вид пожертвования считается возможным.

В-третьих, когда учреждаемое в качестве вакфа движимое имущество было принято вследствие сложившихся обычаев, такое как учреждение в качестве вакфа Корана, полезных книг и т.п., поскольку обычай (урф) в мусульманском праве является юридическим источником, это касается тех норм которые не противоречат шариату13.

Тем не менее, если мы посмотрим на мнения ханафитов по отдельности, то увидим, что сам Абу Ханифа, основоположник ханафитской школы, как пишет автор «Хидая», считает, что «обращение в вакф земли представляется законным, потому что некоторые из сподвижников пророка обращали свои земли в вакфы; обращение же в вакф движимого имущества, как особливо преднамеренное, так попутно (с недвижимостью), во всяком случае не законно»14. Но существует и другое мнение, так Абу Бакр аш-Шайбани говорил

12 См.: ал-Хулли Ж.Х. Тахрир ал-ахкам аш-шар'эи-я. Под ред. ал-Бахадри А. Комм: Му'аса'сат аль-имам ас-садек, 1420 хиджры. Т. 3. С. 293-296; ат-Тарабельси А.Б. Джавахер ал-фикх. Комм: Му'аса'сат ан-нашр ал-ислами, 1411 хиджры. С. 139; ал-Хулли Ж.Х. ал-Мухтасар ан-нафи фи фикх ал-имамия. Тегеран: Му'аса'сат ал-бе'иса, 1402 хиджры. С. 156; ат-Тарабельси А.Б. ал-Мухазеб. Комм: Му'аса'сат ан-нашр ал-ислами, 1406 хиджры. Т. 2. С. 86-87; ат-Туси М.Х. ал-Васила ила наил ал-фазила. Под ред. ал-Хассун М. Комм: Мактабат айят алла ал-узма ал-мергеши ан-Наджафи, 1408 хиджры. С. 369; Мухин. Там же.

13 Абу Захра. Указ соч. С.110-111.

14 Маргинани А. Хидая: Комментарии мусульманского права. Пер. с Англ. под ред. Гродекова Н.И., Ташкент: Типо-Литография Лахтива С.И., 1893. Т.2. С. 145.

о том, что его отец ал-Хасан бен Зияд рассказал ему, со слов Абу Ханифы, что «считается не законным учреждение любых вакфов. Однако, учреждение будет считаться законным только в том случае если оно было сделано путем завещания»15.

Ученики Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммеда бен ал-Хасана, считают законным учреждение в качестве вакфа любой недвижимости (землю, дом и т.п.), но это не должно противоречить мусульманским законам. По вопросу учреждения в вакф движимого имущества мнения Абу Юсуфа и Мухаммеда бен ал-Хасана расходятся. По мнению Абу Юсуфа учреждение в вакф только движимого имущества является незаконным. Однако, он признает возможным учреждение в вакф только то движимое имущество, которое были учреждено в качестве вакфа пророком и его сподвижниками, и было упомянуто в священных писаниях, такое как лошади и оружие, учреждаемые для использования на войне с неверными. Он основывается на истории, в которой говорится что: «Халид бен ал-Валид в качестве вакфа пожертвовал свою лошадь и свое вооружение на служение Господу, также как и Тальха который пожертвовал свою лошадь служению Господу», т.е. предназначил их для войны с неверными16.

Но, учреждение движимого имущества попутно с недвижимостью по мнению Абу Юсуфа считается законным, например, как учреждение в качестве вакфа земли вместе с животными, которые ей служат или просто находятся на ней, преимущественно это коровы, верблюды, лошади, ослики, овцы, козы, а также сторожевые собаки или сельскохозяйственные орудия, принадлежащие земле, такие как лопаты, грабли, мотыги, пилы, топоры. Также можно учредить в качестве вакфа дом вместе с мебелью и посудой. Абу Юсуф допускает учреждение в качестве вакфа имущества составляющего общую собственность, без надобности в его разделении, независимо от того принадлежит ли оно разделению или нет, кроме тех вакфов, которые являются мечетями или кладбищами17.

Мухаммед бен ал-Хасан тоже считает законным учреждение в качестве вакфа движимости вместе с недвижимостью. Однако он допускает учреждение в вакф движимости, для которых это обращение установлено обычаем, такие как лопаты, грабли, мотыги, пилы, топоры, лодки, похоронные принадлежности, ткани и одежда, деньги и драгоценности, медная и глиняная посуда и книги, в отличие от Абу Юсуфа, который считал незаконным учреждение таких предметов в вакф18. По мнению Мухаммеда бен ал-Хасана, имущество составляющее общую собственность нескольких лиц, подлежащее разделению, не может быть вакфом, для этого его необходимо разделить. Тем не менее, в случае когда имущество вообще не подлежит разделению, возможно его учреждение в качестве вакфа в таком виде19.

Гражданский кодекс Иордании допускает учреждение в качестве вакфа недвижимого имущества, а также движимости, для которых это учреждение установлено обычаем, учреждение имущества являющегося общей собственностью в качестве вакфа также считается возможным, исключение составляют те вакфы, которые являются мечетями или кладбищами20.

Египетский Закон «О вакфе» № 48 от 1946 года говорит о том, что в вакф можно учреждать движимое и недвижимое имущество только с условием, что оно должно быть выгодным или доходным. В статье 48 Закона говорится: «Возможно учреждение в вакф движимое и недвижимое имущество. Нельзя учреждать в качестве вакфа долю (часть) земли не подлежащую разделению, это возможно только в случае, когда вся остальная

15 аш-Шайбани А.А. Вакуфные нормы. Под ред. Шахиина М.А. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-ильмиа, 1999. С. 9394.

16 аз-Зарка М.А. Нормы вакфа. Амман: Дар Аммар, 1998. С. 59-60; Маргинани. Указ соч. С. 145-147; Абу Захра. Указ соч. С. 110-111.

17 аз Зарка. Указ соч. С. 62-63; Абу Захра. Указ соч. С. 115.

18 аз-Зарка. Указ соч. С. 59-60; Маргинани. Указ соч. С. 145-147; Абу Захра. Указ соч. С. 110-111.

19 Абу Захра. Указ соч. С. 114-115; аз-Зарка. Указ соч. С. 62.

20 ГК Иордании п.п. 1,2,3 ст. 1242.

земля является вакфом и цель вакфа одна. Можно учреждать в качестве вакфа доли и акции в предприятиях и акционерных обществах»21.

Индийский Закон «О вакфе» также допускает учреждение в качестве вакфа движимое и недвижимое имущество, но учреждение должно нести бессрочный характер (статьи 3-9 Закона «О вакфе» от 1995 года)22.

Если мы проанализируем вышесказанные мнения авторитетных ученых и государственные законы, касающиеся тех объектов и предметов, которые возможно учреждать в качестве вакфа, то найдем, что практически все мусульманские школы права и ученые, а также все законы соглашаются с тем, что для учреждения недвижимых имуществ в качестве вакфа нет никаких ограничений, также они согласны с тем, что вакфы, которые являются мечетями или кладбищами должны быть разделены, если они являются общей собственностью нескольких лиц. Разногласия очевидны только в случае учреждения в качестве вакфа движимых имуществ. Наше мнение по вопросу предмета вакфа полностью совпадает с мнением шафи' итов, так как мы считаем, что их взгляды удовлетворяют потребностям современной жизни мусульманского общества, поскольку в настоящее время появилось множество объектов, которые возможно учреждать в качестве вакфа и тем самым получить с этого большую выгоду для общества в целом или отдельных лиц. По вопросу учреждения в качестве вакфа имущества составляющего общую собственность, наше мнение совпадает с мнением всех мусульманских школ права в том, что касается вакфов, являющихся мечетями или кладбищами. Мы также находим, что такие вакфы должны быть отделены от общего имущества, так как нельзя представить, что такой вакф в момент его учреждения является мечетью или кладбищем, а через год или два будет базаром или садом. Тем не менее, по остальным вопросам, касающимся учреждения движимого или недвижимого имущества, являющегося общей собственностью, мы полностью согласны с мнением шфи'итов и Абу Юсуфа, поскольку на наш взгляд они более практичны чем другие, и наиболее подходят для нынешней жизни мусульманского общества.

21 Цит. по Абу Захра. Указ соч. С.113.

22 Цит. По Кахаф. Указ соч. С. 59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.