Научная статья на тему 'Принципы обмена вакфа'

Принципы обмена вакфа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
122
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аль Марашдех М. Э.

Обмен вакфа является правовым инструментом, используется для выхода существующего вакфа из материального или иного кризиса. В данной статье рассматриваются мнения мусульманских школ права относительно правомерности обмена имущества вакфа. По данному вопросу автор вносит свои предложения и рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles in changing wakf

To changing the wakf legally is away used to save it from a financial crisis etc. In this article they were trying to find out the opinions of the islamic law schools depending on the legality of changing wakf. In this quistion the writter gives his sugestions advices.

Текст научной работы на тему «Принципы обмена вакфа»

Принципы обмена вакфа

Аль Марашдех М.Э. (marashdex@Mail.ru)

Санкт-Петербургский Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения

Обмен вакфа1 является правовым инструментом, используется учредителем (вакифом), мутавалли2 или же надзирающим судьей для выхода существующего вакфа из материального или иного кризиса, хотя, как известно, имущество, являющееся вакфом, не может быть предметом какой бы то ни было сделки, т.е. продажи, распоряжения, заклада, дарения, наложения ареста и т.п. Тем не менее, существует одно исключение из общего правила неотчуждаемости, заключающееся в том, что вакуфное имущество может быть обменяно на эквивалентное имущество или же оно может быть даже продано, но с условием принудительной реинвестиции цены в другое имущество, если условие, дающее право обмена или продажи было предусмотрено вакифом изначально, при учреждении вакфа и было занесено в вакуфный акт. Поводом для обмена или продажи, при отсутствии резервирования такого права, также может быть случай, когда вакуфное имущество при запрете его продажи может понести повреждение, совсем уничтожиться или перестать давать доход, в то время как вакуфное имущество по общему правилу должно быть доходным3. В таких случаях судья должен давать разрешение для обмена или же продажи вакфа. Право обмена применяется очень строго, а вакуфное имущество не может быть обменяно на другое, просто потому, что приобретенное имущество в результате этого, будет более доходным и выгодным чем первое. Приобретенное новое имущество становится предметом вакфа на таких же условиях, как и изначальный вакф4.

У мусульманских ученых5 существуют разногласия по вопросу обмена вакфа, одни из них разрешают обмен вакфа только в исключительных случаях, а Малик бен Анас, аш-Шафи'и и Ахмед ибн Ханбал в свою очередь снизили возможность обмена.

Малик бен Анас запретил обмен вакфа в двух случаях: 1) если вакф является мечетью и с (этим) ним согласны все мусульманские ученые, лишь Ахмед ибн Ханбал разрешает обмен мечети, которая пришла в негодность на землю, предназначенную под мечеть; 2) в случае, когда недвижимость является прибыльной. Обмен вакфа в этом случае разрешается только при расширении мечети или кладбища, а также общественных дорог, так как эти объекты являются общественными и необходимыми, и в результате, если обмен не произведут, будет нанесен ущерб и дискомфорт людям.

Некоторые маликиты говорят о том, что если вакф продается в целях поддержания необходимых общественных нужд, то вырученные от продажи деньги передаются мутавалли вакфа или бенефициарию для приобретения такого же имущества. В случае же, когда бенефициарий не определен (например, как бедные), маликиты считают, что вакф не продается, а отчуждается и ущерб бенефициарию не возмещается.

1 Вакф - это институт мусульманского гражданского права, означающий неотчуждаемое имущество, предназначенное для определенных (благотворительных) целей, право собственности на которое по волеизъявлению учредителя вакфа (вакифа ^¿Ь) ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта.

2 Управляющий делами вакфа.

3 Фиолетов И. Вакуфное право в среднеазиатских республиках. Советское право, № 2/20. С.85.

4 Цмай В.В. Вакф и дарение: принципы формирования и современные тенденции их эволюции в мусульманском праве (историко-правовой анализ). СПб., 2000. С. 167-168.

5 В ортодоксальном суннитском исламе существует четыре влиятельные школы права - ханафитская, маликитская, шафи'итская и ханбалитская. Свое название школы получили от их основателей-эпонимов.

В других случаях большинство маликитов не разрешают обмен вакфа, если он является недвижимым имуществом, даже если вакф перестал нести доходы и пришел в негодность, но некоторые из них все-таки в таких случаях разрешают обмен вакфа, как, например, обмен земли на другую землю или обмен дома на такой же дом, но указанные объекты нельзя продавать, а потом покупать аналогичные6.

Маликиты разрешают обмен вакфа если он является движимым имуществом, так как запрещение обмена доведет данный вакф до его полного уничтожения, например, когда вакф является скотом и животные состарились или перестали приносить доходы, то можно их продать и на вырученные деньги купить других, или же, например, когда вакфом является одна корова, которая состарилась и в случае ее продажи вырученных денег не хватит, чтобы купить другую, то можно купить другое животное, такое как овцу,

7

козу и т. п .

Мнение аш-Шафи'и в вопросе обмена вакфа схоже с мнением Малика бен Анаса, оно заключается в строжайшем запрете обмена недвижимого вакфа. Аш-Шафи'и запрещает обмен вакфа, который является мечетью, даже если мечеть пришла в негодность. Шафи' итские ученые расходятся во мнении по разрешению вопроса, касающегося обмена недвижимого имущества, являющегося вакфом и переставшего нести доходы, одни ученые разрешали обмен указанного вакфа, а другая их часть запрещала его обмен.

В шафи'итском учении говорится о том, что если в качестве вакфа была учреждена пальма и она высохла, или скот, который состарился, то по этому вопросу существует два мнения: 1) указанные вакфы нельзя обменивать и, что это сравнимо с вакфом, который является мечетью; 2) можно обменивать указанные вакфы или продавать их в целях покупки аналогичных, так как это выгодно бенефициариям, и это отличается от обмена вакфов, которые являются мечетями, в которой можно молиться, даже если она пришла в негодность. Те шафи'иты, которые не разрешают обмен вакфа в случае, когда вакф пришел в негодность, разрешают его разделение между бенефициариями или его употребление ими, так же запрещают его продажу. Например, когда вакфом являются деревья, которые высохли, бенефициарии могут использовать их в качестве дров, но эти деревья нельзя продать, поскольку они являются вакфом. Имущество, которое нельзя употребить становится собственностью бенефициария8.

Ахмед ибн Ханбал в вопросе обмена вакфа не столь категоричен, во всяком случае, по сравнению с Маликом и его учеником аш-Шафи'и. Самым ярким примером этому является то, что он полагает возможным обмен мечети или ее продажу в целях постройки такой же, в случае, когда мечеть не отвечает требованиям, для которых была построена, или мечеть стала не вместима. По мнению Ахмеда ибн Ханбала, если вакф был движимым имуществом, как, например, лошадь, которая была предназначена для войны и она состарилась, и стала негодной для указанной цели, то ее можно использовать и в иных целях, например, для перевозки или для обработки земли, а также возможна ее продажа, после которой на вырученные деньги разрешено купить что-нибудь пригодное для военных целей .

Однако, ханбалиты считают что, обмен вакфа только для получения большей выгоды, является невозможным, в то время когда вакф приносит доходы. В случае продажи вакфа, по мнению ханбалитов, на вырученные деньги, возможно купить такое же имущество или что-либо другое, что будет приносить доходы бенефициариям. Этот

6 Абу захра М. Сборник лекций по вакфу. Каир: Дар ал-фикр, 1971. С. 171-172.

7 Абу Захра. Указ соч. С.173.

8 Абу Захра. Указ соч. С.174.

9 Ибн Кудама М.А. ал-Муганни. Бейрут: Дар ал-кутуб ал-ильмиа, Т.6. С. 237.

процесс должен контролироваться судьей, если вакф был благотворительным (мечеть, бедные и т.п.), и мутавалли, если вакф был потомственным.

По мнению ханафитов, обмен вакфа возможен в трех случаях. Первый - когда вакиф при учреждении вакфа поставил такие условия дающие право обмена, как, например, когда при учреждении вакфа, говорят так: «Я учреждаю в вакф мою землю, с правом ее обмена на другую в случае необходимости, или с правом ее продажи в целях покупки такой же в будущем». По некоторым источникам это является действительным у Мухаммеда бен ал-Хасана и Абу Юсуфа (ученики Абу Ханифы), по другим источникам, по мнению Мухаммеда бен ал-Хасана, вакф является действительным, а условия обмена недействительными10.

Обмен вакфа в таких случаях возможен, даже если вакф был доходным, так как это условие вакифа, которое надо выполнять, но конечно обмен должен быть выгодным для самого вакфа. По мнению Мустафы аз-Зарки, разрешение судьи на обмен вакфа в этих случаях не требуется, и приобретенное имущество не должно быть ниже по стоимости, в крайнем случае, оно должно быть равноценным11. П. Цветков по этому поводу пишет следующее: «Условием обмена является, чтобы имущество, на которое производится обмен было качеством не ниже обмениваемого, а или равно ему, или выше; иначе обмен будет недействителен»12. Нет необходимости, чтобы обмениваемые вакфы находились в одном районе или городе. Но когда мутавалли меняет вакф, по причине того, что он находится далеко от его место проживания или он не может справиться с управлением данного вакфа, то обмен в этих случаях не возможен. Обмен должен быть рационально обоснован и этим правом может воспользоваться вакиф или мутавалли, если они были на то уполномочены.

Если вакиф поставил условие, дающее право обмена имущества вакфа только на такое же, то мутавалли не может его менять на другое, но в случае если не было таких ограничивающих условий, то мутавалли может менять, например, дом на землю и наоборот. Тот, кто уже один раз произвел обмен - не может менять имущество еще раз, но если в условиях вакифа была указана многократность обмена, то это будет возможно, и отклонение от данного правила, возможно, только по разрешению надзирающего судьи13. Все ханафитские ученые согласны с тем, что условия, поставленные вакифом, указывающие на возможность обмена мечети, являются недействительными, а сам вакф

14

является действительным .

Второй случай, если вакиф при учреждении вакфа не наградил ни себя, ни мутавалли правом обмена вакфа, и вакф пришел в негодное состояние, и не приносит дохода, или же если приносимый им доход не достаточен для его содержания, то обмен в этом случае возможен только по разрешению надзирающего судьи, так как именно он определяет степень негодности вакфа15. По некоторым источникам, Мухаммед бен ал-Хасан разрешает в таких случаях обмен вакфа. Как рассказывает некий Хишам, что слышал как Мухаммед бен ал-Хасан говорил о том, что если вакф стал недоходным и малоимущие не могут им воспользоваться, то его можно продать и купить другой, такой же16. У ханафита

10 ал-Касими М.А. Вакф (сборник докладов X исламского симпозиума в Индии). Бейрут: Дар ал-кутуб ал-ильмиа, 2001. С. 199.; Абу Захра. Указ соч. С. 178.; ас-Сархаси М.А. ал-Мабсут. Бейрут: Дар ал-маарефа, 1406 хиджры. Т.12. С. 42.

11 аз-зарка М.А. Нормы вакфа. Амман: Дар Аммар, 1998. С. 171.; ал-Касими. Указ соч. С. 206.

12 Цветков П. Исламизм. Асхабад, 1913. Т.3. С. 510.

13 ал-Касими. Указ соч. С. 207.; Абу Захра. Указ соч. С. 180.

14 Абу Захра. Указ соч. С. 180

15 ал-Касими М.А., Указ соч. С. 199.; аз-Зарка М.А., Указ соч. С. 171.; Абу Захра М., Указ соч. С. 181.

16 ал-Касими. Указ соч. С. 200.

Хилала ал-Бассри обмен вакфа в этом случае будет считаться недействительным, если иное не было указано в условиях вакифа17.

Третий случай - когда вакф является доходным, но возможно обменять его на более доходный. У ханафитов по этому поводу возникли разногласия. Абу Юсуф разрешает такого вида обмен, так как это не навредит вакфу, а наоборот, обмен является выгодным для бенефициариев и не противоречит смыслу вакфа. По мнению Хилала ал-Бассри и Камаль-ад-дин бен ал-Хамама (ученики Абу Ханифы) обмен вакфа в таких случаях недействителен, это будет возможно только если вакиф в своих условиях указал об обмене вакфа или его продаже в целях покупки такого же имущества18.

Сейчас во всех арабских странах разрешен обмен вакфа в случаях, которые были указаны выше, поскольку в осуществлении обмена присутствует выгода для бенефициариев и имущество вакфа сохраняется, только Саудовская Аравия придерживается мнения Ахмеда ибн Ханбала, которое мы изложили выше.

Обмен вакфа всегда должен осуществляться с разрешения надзирающего судьи и происходить под его контролем. Только у ханафитов это возможно без указанного разрешения, в случае если вакиф дал право обмена вакфа мутавалли или самому себе19. Приобретенное имущество, сразу же становится вакфом с теми же условиями, что и предыдущий вакф20. Некоторые считают, что в этом случае при необходимости можно переоформить данный вакф с помощью нового заявления об его учреждении.

Обмен имущества вакфа согласно ханафитскому учению совершается на аналогичное имущество, например, если это земля то на землю, жилые дома на такие же жилые дома. Ханбалиты не устанавливают таких ограничений, имущество вакфа можно менять на любое выгодное имущество и с этим согласен египетский закон «О вакфе» № 48 от 1946 года, а также ливанский закон «О вакфе»21.

Рассмотрев вышесказанное, мы видим, что ханафиты, как бы «растворили настежь двери» институту обмена вакфа. Мусульмане долгое время применяли на практике ханафитские правила обмена вакфа, в ходе чего выявились все плохие и хорошие стороны этого применения. К сожалению, история показала нам больше плохих примеров, и это была вина самих правителей, которые использовали возможность обмена вакфов в своих корыстных целях. Поскольку правители были наделены большими правами, то нападали на вакфы и присваивали их себе с помощью недобросовестных судей и подставных свидетелей. Говорят, что при Мамлюкском правлении, правитель Египта Эмир Джамал-ад-дин, находя или услышав об очень прибыльном вакфе, для его присвоения себе, представлял двух подставных свидетелей, которые показывали, что местонахождение данного вакфа наносит ущерб близлежащим соседям. В этом случае судья выносил решение об обмене указанного вакфа на равноценный в другой местности22.

Как мы видим, судья являлся главной фигурой в этом процессе, поскольку с его помощью решается судьба таких доходных вакфов, поэтому большинство мусульманских ученых говорят, что для решения таких вопросов судья должен отличаться своей безупречностью. По этому вопросу также существует спор, как можно определить такого

17 Абу Захра. Указ соч. С.181.

^ Абу Захра. Указ соч. С. 182-183.

19 Абу Захра. Указ соч. С. 183.

20 аз-Зарка. Указ соч. С. 171.; Абу Захра. Указ соч. С.177.

21 Абу Захра. Указ соч. С.184.

22 Абу Захра. Указ соч. С.185.

судью? Таких судей, конечно же, необходимо отбирать из числа самых опытных, соответствующих своему профессиональному уровню и с безупречной репутацией.

По нашему мнению, обмен вакфа в любом случае должен происходить только по крайне необходимости и на выгодных условиях, не зависимо от мнения и условий вакифа, которые он уже зарезервировал для себя. Это необходимо для предотвращения потери имущества вакфа и сохранности его от нападок власти и не хозяйственного мутавалли или же вакифа. Нам кажется, что в наше время процесс обмена вакфа должен происходить только после соответствующего анализа со стороны управления или Министерства вакфов. После этого надзирающий судья должен сделать свои выводы и вынести постановление разрешающее или наоборот запрещающее обмен и только на этих основаниях обмен вакфа должен считаться действительным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.