Научная статья на тему 'Институт вакфа в социально-экономической и политической жизни мусульманских стран'

Институт вакфа в социально-экономической и политической жизни мусульманских стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
940
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беккин Ренат Ирикович

The paper proposes a waqf institution as part of an Islamic economic system. The first waqfs were established by Prophet Muhammad himself and by his companions. Waqfs were the main source of funding education and other spheres in Islamic world in the Middle centuries, such as medical services. Later on, waqf lost its importance in the economic development. Nowadays the waqf institution should play more complicated role, than it has played before. Contemporary waqf may be used in Islamic banking, takaful (Islamic insurance), Islamic capital markets, etc. Special part should be assigned to a cash waqf. The modern waqf has undergone some important changes. For example, Iranian bonyads, which are the modern form of waqfs have more common features with foundation than with classical waqf institution. As the previous experience shows, the most successful manager (mutawalli) of a waqf property is not a state or a private individual, but a special entity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Waqf in Socio-Economic and Political Life of Muslim Countries

The paper proposes a waqf institution as part of an Islamic economic system. The first waqfs were established by Prophet Muhammad himself and by his companions. Waqfs were the main source of funding education and other spheres in Islamic world in the Middle centuries, such as medical services. Later on, waqf lost its importance in the economic development. Nowadays the waqf institution should play more complicated role, than it has played before. Contemporary waqf may be used in Islamic banking, takaful (Islamic insurance), Islamic capital markets, etc. Special part should be assigned to a cash waqf. The modern waqf has undergone some important changes. For example, Iranian bonyads, which are the modern form of waqfs have more common features with foundation than with classical waqf institution. As the previous experience shows, the most successful manager (mutawalli) of a waqf property is not a state or a private individual, but a special entity.

Текст научной работы на тему «Институт вакфа в социально-экономической и политической жизни мусульманских стран»

Р. И. Беккин

ИНСТИТУТ ВАКФА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАН

Вакф (мн. ч. аукаф и вукуф, в переводе с арабского - ограничение, связывание) представляет собой неотчуждаемое имущество, переданное на цели, определенные его учредителем. Институт вакфа - это типичный пример расщепления права собственности, при котором правомочия владения и пользования имуществом переходят к бенефициариям, а распоряжение ограничено волеизъявлением учредителя вакфа. Поскольку в Коране о вакфе напрямую ничего не говорится, мусульманские исследователи рассматривают данный институт в контексте стихов, посвященных вопросам благотворительности (2: 215, 264, 270, 280; 51: 19; и др.).

В первые два века хиджры термин «вакф» еще не использовался повсеместно для обозначения того, что ныне понимается под вакуфной собственностью1. На ранних этапах развития мусульманского права разные термины могли применяться для обозначения одного и того же института (хубс2, хабс, вакф) или же, наоборот, под одним названием могли скрываться разные институты (садака3).

В другом источнике мусульманского права - сунне - содержится небольшое число хадисов, посвященных вакфам. В одном из преданий Пророк упоминает так называемую непрерывную садаку (садака джарийа), которая в интерпретации мусульманских правоведов представляет собой не что иное, как вакф: «Когда дитя Адама (человек) умирает, его дела завершаются, за исключением трех: непрерывной садаки; знаний, которые приносят пользу другим, и праведного ребенка, который молится за него»4. Что касается слова «вакф», то оно в сунне не встречается. В первые два века хиджры для обозначения вакфа использовались различные термины: садака, хубс, садака мухаррама, садака махбуса, садака хубс, хубс маукуфа, садака хабис, садака мусаббала, садака мафруда, садака му‘аббада и др.

В маликитской правовой школе вакф известен как хубс (мн. ч. ахбас), поэтому, например, в Северной Африке (за исключением Египта), где распространен данный маз-хаб, вакфы называются хубсами. По преданию, термин «хубс» использовался самим

Ренат Ирикович БЕККИН - преподаватель кафедры ЮНЕСКО МГИМО (У) МИД РФ (с 2003 г.). В 2000 г. окончил МГИМО (У) МИД РФ. Основные направления научных исследований - исламская экономика, мусульманское право, исламоведение.

© Р. И. Беккин, 2008

Пророком Мухаммадом5. Некоторые специалисты различают понятия «хабс» и «хубс». Последний, по их мнению, является синонимом вакфа, в то время как первый означает сам акт посвящения какого-либо имущества в вакф6. Малик б. Анас употреблял термин «хубс» для обозначения пожертвования на священную войну, на своих родственников или рабов.

С большой долей вероятности можно утверждать, что вакф послужил образцом при создании института доверительной собственности (trust) в английском праве. Одной из наиболее жизнеспособных версий является та, согласно которой вакф попал в Англию через Сицилию, где господствовали арабы, а потом было создано норманнское королевство. Так, например, Оксфордский университет был учрежден в соответствии с механизмом, сходным с тем, что лежит в основе вакфа7.

Вместе с тем неверно ставить знак равенства между вакфом и известным общему праву институтом доверительной собственности, или трастом, с одной стороны, и между вакфом и благотворительным фондом - с другой.

Как и в случае с вакфом, в трасте три стороны: учредитель (settlor), доверительный собственник (trustee) и бенефициарий (beneficiary). Однако ключевое отличие вакфа от траста состоит в том, что в последнем учредитель может беспрепятственно назначить себя либо в качестве бенефициария, либо в качестве доверительного собственника. В то же время в классическом договоре вакфа учредитель может назначить себя лишь в качестве управляющего. Кроме того, учредитель доверительной собственности может односторонним волеизъявлением прекратить доверительную собственность, при условии, что такая возможность была предусмотрена в учредительном акте. В отличие от траста, вакф является по общему правилу безотзывным и бессрочным8.

Бессрочным является и благотворительный фонд. Но между ним и вакфом при некоторых сходствах также существуют определенные различия. Например, благотворительный фонд исключает любые частные цели, в то время как вакф может не исчерпываться целями, ради которых он создан. Вместе с тем при передаче имущества в вакф его не разрешено продавать, менять или передавать кому-либо - за исключением особо оговоренных в мусульманско-правовой литературе случаев. С фондом подобные действия допустимы, если они позволяют решать текущие задачи, не противоречащие его целям.

Анализируя природу вакфа, неверно рассматривать его как исключительно религиозный институт. Из двух учрежденных Пророком Мухаммадом вакфов один носил религиозный характер (вакф хайри), а другой - гражданский (вакф ‘амм). Вакфы, учрежденные ‘Умаром и ‘Усманом, имели гражданское предназначение.

Первым в истории учредителем вакфа, имевшего религиозное предназначение, был сам Пророк. Он приобрел землю в селении Куба под Мединой и построил на ней мечеть. Кроме того, Пророк был первым, кто учредил вакф в интересах нуждающихся представителей мусульманской общины. Вакф состоял из семи фруктовых садов, завещанных Мухаммаду одним жителем Медины.

Многие сподвижники Пророка последовали его примеру. По словам Ибн Кудамы, при жизни Мухаммада не было сподвижника, который бы не учредил вакфа9.

Расцвет вакфов в мусульманском мире приходится на XI в. История мусульманского мира свидетельствует о существовании большого числа разнообразных вакфов, способствовавших развитию медицины, образования, позволявших обеспечивать нуждающихся продуктами первой необходимости.

На протяжении веков вакф был единственным регулярным источником финансирования высшего образования в мусульманском мире. Средства от вакфа получали не только

сами учебные заведения, преподаватели и студенты, но и обслуживающий персонал: повара, цирюльники, сторожа и др. В настоящее время в ряде стран, например в Индии, вакфы сохранили свое значение в качестве важного источника финансирования мусульманского образования.

При различиях взглядов мусульманских правоведов на вакф, данный институт должен отвечать следующим основным требованиям:

1. Он должен быть бессрочным, безотзывным и неотчуждаемым10. Учредитель не имеет права отменить свое решение о его создании.

2. Его предмет должен быть реально существующим.

3. Он должен приносить либо пользу, либо доход и ни в коем случае не быть расходуемым. Иными словами, нельзя обращать в вакф еду, одежду. Недопустимо посвящать в вакф предметы, не являющиеся, с точки зрения шариата, товарами - вино, свинину и др.

4. Имущество, переданное в вакф, может быть движимым и недвижимым.

5. Недопустимо использование вакфа на недозволенные с точки зрения шариата цели.

6. Передаваемое в вакф имущество может быть объявлено таковым его учредителем в письменной или устной форме.

7. Запрещено учреждать вакф в пользу состоятельного человека, поскольку он является институтом благотворительности.

Стороны договора вакфа. В договоре вакфа три стороны: учредитель (вакиф), управляющий (мутавалли) и бенефициарий (маукуф ‘алайхи). Учредитель может передать в вакф лишь то имущество, собственником которого он является. Однако в истории мусульманского мира были исключения. В случае с так называемом вакфом султана, или неправильным вакфом, учредителем выступал султан, который посвящал в вакф земли, принадлежавшие казне, для поддержки определенных институтов или лиц.

Таким образом, султан, выступая в роли учредителя (вакифа), не был собственником посвящаемого в вакф имущества. Выдающийся мусульманский правовед Джалал ад-дин ас-Суйути писал о том, что существует два вида вакфов: те, что являются частной собственностью, и те, что принадлежат казне и посвящены в вакф правителем11. Ученый употреблял слово «иршад» (назначение) для обозначения вакуфной собственности, чей учредитель не владеет ею и которую повелитель правоверных, или султан, посвящает в вакф из имущества, принадлежащего казне12. В законодательстве Османской империи такие вакфы назывались неправильными (вакф-и гайр-и сахих).

Многие правоведы считали последний вид вакфа фиктивным, не подлинным. Поначалу ханафиты не поддерживали право мусульманского правителя посвящать земли казначейства в вакф, особенно если речь шла о землях Египта, Сирии и Ирака. Шафи‘иты, напротив, считали, что часть земель, принадлежавших казне, может быть обращена в вакф в интересах мусульман. Со временем взгляды ханафитов и шафи‘итов на указанную проблему сблизились. Было сделано следующее допущение: поскольку получаемый с казенных земель налог - харадж - может быть направлен на поддержку мечетей, ученых и другие цели благотворительности, то, соответственно, земли, принадлежащие казне, могут быть обращены в вакф. Таким образом, вакф как бы поддерживал те цели, на которые могли быть потрачены средства от уплаты хараджа.

Практика посвящения в вакф казенных земель была широко распространена. Так, например, Айубиды и Мамлюкские султаны посвятили в вакф многие деревни в Египте, Сирии и Палестине. Бенефициариями выступили мечети, мадраса, больницы, усыпальницы

в Мекке, Медине, Иерусалиме, Хевроне. Османские султаны продолжили эту традицию. Вопрос о полноценности подобного вакфа снимался, если правитель приобретал землю у казны на собственные средства и уже затем посвящал ее в вакф.

Управляющий вакфом - мутавалли - на протяжении веков в разных регионах был известен как назир, валий, васий. Мутавалли - ключевая фигура в договоре вакфа. От того, насколько эффективно он выполняет свои обязанности по управлению вакуфным имуществом, зависит судьба данного института. В обязанности мутавалли входит должное управление вакфом в интересах назначенных вакифом бенефициариев. В документе, учреждающем вакф, как правило, указывается размер вознаграждения мутавалли. Обычно мутавалли получали 10% дохода с вакфа. Иногда в качестве вознаграждения управляющего вакфами указывалась определенная сумма.

Вопреки довольно распространенному заблуждению, бенефициарием (маукуф ‘алай-хи) по договору вакфа может выступать любое дееспособное лицо из числа мусульман или зиммиев.

Основным бенефициарием по договорам вакфа в мусульманском мире традиционно выступали мечети. Далее шли образовательные учреждения и только потом бедные и неимущие люди13.

Предметом вакфа могли стать уникальные товары. Так, в Бухарском ханстве и в Фергане существовал обычай посвящения в вакф долей воды, рабов и рабынь, рукописных книг. В последнем случае жертвователи рукописей преследовали несколько целей: сохранить рукопись от утраты и разрушения и сделать ее доступной широкому читателю. Так, учредитель такого вакфа мог поставить условие, чтобы книгу регулярно читали каждый день14.

Акт об учреждении вакфа может носить как письменную, так и устную форму. В последнем случае информация об учреждении вакфа оглашается публично в мечети. Соответственно, договор вакфа вступает в силу с момента подписания или оглашения. Документ посвящения в вакф называется вакфийа, или вакф-намэ. В данном документе обязательно помимо прочего должны были содержаться сведения о местоположении и подлинности вакфа.

Виды вакфов. Под вакфами, прежде всего, подразумевается имущество, предназначенное на определенные благотворительные цели (вакф хайри). Особо рассматриваются вакфы, учрежденные не в интересах отдельных лиц или групп лиц, а всей мусульманской общины (например, колодцы, мосты и др.). Такие вакфы именуются общественными (‘амм). Встречаются также смешанные вакфы (муштарак), которые учреждаются как в интересах отдельных лиц, так и общества в целом.

В зависимости от того, кто является выгодоприобретателем, вакфы подразделяются на семейные (ахли) и частные (хасс).

По своему предназначению вакфы делятся на следующие: в пользу бедных; образовательные и др. Вакфы могут классифицироваться, исходя из видов собственности, обращенной в них: книжные, земельные и др.

В раннеисламской истории не проводилось жесткого различия между общественными и семейными вакфами.

Один из ведущих специалистов по вакфам в современном мире Монзер Кахф подразделяет их на благотворительные, религиозные (мечети, могилы религиозных деятелей, надгробные памятники и др.15) и частные. В свою очередь, вакфы любой из трех групп могут быть прямыми или вторичными. В первом случае они непосредственно

выполняют свою благотворительную, религиозную или социальную функцию: например, посвященный в вакф колодец служит бесплатным источником воды для всех желающих. Во вторичных вакфах материальные средства или доходы от них сначала инвестируются в различные сферы народного хозяйства и уже потом результаты такого инвестирования направляются на благотворительные цели. Примером вторичного является наличный вакф16.

Несмотря на некоторые несущественные различия в процедуре учреждения и управления вакфами, между правовыми школами нет острых противоречий по данной проблематике.

Семейные вакфы существовали уже в первом веке хиджры. Еще халиф ‘Умар среди выгодоприобретателей по учрежденному им в Хайбаре вакфу назначил своих потомков17.

В семейном вакфе попечителем (мутавалли) его учредитель (вакиф) назначает себя или своих наследников. Некоторые исследователи одной из причин распространения семейных вакфов называют стремление обойти исламский порядок наследования, в соответствии с которым женщинам полагается меньшая доля, чем мужчинам18. Специалисты не пришли к единой точке зрения, в чьих интересах - мужчин или женщин при обходе исламского порядка наследования чаще использовался семейный вакф. Одни полагают, что семейный вакф имел целью отстранить от наследства женщин19, другие, напротив, считают, что этот институт зачастую существенно дополнял наследственные права слабого пола20.

Другой причиной распространения семейных вакфов называется желание избежать потери имущества. По общему правилу, вакфы освобождались от всех налогов и податей. Вакуфное имущество также не подлежало конфискации со стороны государственных органов. Более того, сборщики налогов не имели права появляться на территории, принадлежащей вакфу.

Таким образом, назначив себя или своего потомка в качестве мутавалли, учредитель вакфа мог не опасаться за судьбу своего имущества. Это приводило к фиктивным пожертвованиям в вакф посредством сделок с имамами мечетей. Например, хозяин имущества брал на себя обязательство выплачивать определенную ренту в пользу мечети, вакфом которой становилась его недвижимость. При этом он не терял права продажи земли, если при ее переходе к другому лицу в пользу мечети уплачивалось 10% от продажной цены21.

Если же бенефициариями по переданному в вакф имуществу выступали родственники его учредителя, то такое имущество запрещено было продавать в другие руки.

Однако семейные вакфы не были преобладающим типом в мусульманском мире. К примеру, в Османской империи в XVIII в. лишь 14,2% доходов от вакфов шло в пользу членов семьи их учредителей22. В следующем столетии такой показатель составил 16,87%23. Лишь в отдельных регионах в определенные исторические эпохи семейные вакфы преобладали над другими видами вакфов. Так было, например, в Египте в конце 1920-х годов.

Много дискуссий в среде мусульманских правоведов породил наличный вакф. Традиционно вакфы учреждались в виде земли или недвижимости. Однако земля всегда была дорогой, и потому далеко не все желающие могли учредить вакф. Наличный вакф помогал решить эту проблему.

Наличные вакфы были известны еще в раннеисламский период. Первое упоминание о наличном вакфе встречается в связи с вопросом, заданным одному из виднейших

представителей ханафитской правовой школы Зуфару ибн Хузайлу. Ученого спросили о легитимности с точки зрения шариата наличного вакфа. Зуфар ответил, что наличный вакф разрешен, если переданные средства инвестируются в соответствии с механизмом мудараба.

Наличные вакфы имеют две формы. В одном случае наличность, обращенная в вакф, предоставляется в виде беспроцентных займов бенефициариям. Эта форма не вызывает вопросов у мусульманских правоведов. Другое дело, когда денежные средства инвестируются не только на основе мударабы, но и в виде процентной ссуды, и полученный доход предоставляется бенефициариям.

Широкое распространение наличные вакфы получили в Новое и Новейшее время. К концу XVI в. в Османской империи наличный вакф был преобладающим видом. Справедливости ради необходимо отметить, что данное утверждение верно лишь в отношении Анатолии и Балкан, в то время как арабы - подданные империи продолжали с осторожностью относится к наличному вакфу. Лишь в ХШ-ХХ вв. наличный вакф получил распространение в других частях мусульманского мира.

Главная проблема состояла в том, что наличный вакф в Османской империи не строился на основе механизма мудараба. Средства, обращенные в вакф, приносили, как правило, фиксированный доход, что нарушало исламский запрет ростовщичества.

В современном мире некоторые исследователи предлагают вернуться к изначальной сущности наличного вакфа, одобренной Зуфаром ибн Хузайлом. Сторонником использования наличного вакфа в настоящее время является турецкий исследователь вакфов Мурат Чизакча. По его мнению, наличный вакф является мощным институтом исламской экономики, потенциал которого практически не раскрыт. Во многих странах, например в Малайзии, большинство вакфов составляют мечети, исламские школы и другие религиозные объекты, в то время как доля вакфов, приносящих доход, ничтожно

мала24.

Ученый предлагает использовать наличный вакф в исламском банковском деле. Функции наличного вакфа и исламского банка - те же, считает Чизакча. И наличные вакфы, и исламские банки создавались на основе модели мудараба, но на практике функционировали на основе других механизмов25. Ученый считает, что оптимальным решением будет учреждение специализированных мудараба-компаний, которые будут выступать в качестве управляющих вакфом26.

В современном мире существует много других способов использования наличного вакфа в соответствии с требованиями шариата. Например, передача в вакф ценных бумаг. Владелец ценных бумаг может установить, что вся прибыль по акциям или ее часть направляется на благотворительные цели.

Институт вакфа может играть важную роль и в операциях с исламскими облигациями (сукук).

Сукук ал-интифа‘а21 является инструментом фондирования развития вакфов. В качестве примера эффективного использования данного инструмента можно привести Вакф короля ‘Абд ал-‘Азиза для двух Священных мечетей. Вакф сдал в аренду принадлежащий ему участок земли, расположенный рядом с Запретной мечетью в Мекке, «Бин Ладен Групп» в рамках концессионного договора на условиях «строительство-эксплуа-тация-передача» сроком на 28 лет. По условиям договора «Бин Ладен Групп» взяла на себя обязательство построить на данной территории торговый центр, четыре высотных здания и отель. В свою очередь, «Бин Ладен Групп» переуступила права арендатора по договору аренды с Вакфом короля ‘Абд ал-‘Азиза и права разработчика данного проекта,

названного «Замзам Тауэр» кувейтской акционерной компании «Муншаат Риел Эстейт Проджектс» (Munshaat Real Estate Projects, KSC).

«Муншаат» выступает в качестве проектной компании, которая финансирует данный проект, осуществляет функции застройщика, оператора проекта, а затем по истечении обозначенного в договоре 28-летнего периода передает высотные здания Вакфу короля ‘Абд ал-‘Азиза через «Бин Ладен Групп». Для того чтобы изыскать средства для финансирования, «Муншаат» выпускает сукук ал-интифа‘а на 390 млн долл. США (так называемые timeshare bonds) сроком на 24 года. Путем выпуска облигаций сукук ал-интифа‘а «Муншаат» отчуждает права на узуфрукт на срок 24 года, разделив их на части.

В соответствии с таким делением, инвесторы, подписавшиеся на сукук ал-интифа‘а, становятся субарендаторами данного объекта недвижимости в течение определенного периода времени года. В свою очередь, инвесторы, ставшие арендаторами построенных «Муншаат» объектов недвижимости, также могут получать доход от их использования, например, сдавая номера в гостинице приезжающим в Мекку паломникам-мусульма-нам. Арендная плата, взимаемая с владельцев сукук ал-интифа‘а, различается в зависимости от сезона. Прибыль «Муншаат» формируется, таким образом, за счет разницы между арендными платежами, которые она получает от владельцев сукук, и арендной платой, которую «Муншаат» уплачивает «Бин Ладен Групп» по договору субаренды. В среднем доход по таким облигациям может достигать около 25% в год28.

При рассмотрении механизмов применения вакфа в современном мире необходимо отметить, что различия между ним и другими институтами благотворительности постепенно стираются. Например, боньяды - модифицированная форма вакфов в Иране -уже мало чем отличаются от обычных благотворительных фондов.

Первые боньяды были созданы еще при шахе Мохаммеде Реза Пехлеви. После Исламской революции они были национализированы. Главными получателями средств должны были стать неимущие и семьи героев, погибших во имя революции.

И по сей день основная цель боньядов в Иране, в том числе главного из них - «Фонда обездоленных и ветеранов войны» («Боньяд-е мостазафин ва джанбазан»)29 - помощь бедным. Однако в реальности боньяды являются источником роста благосостояния духовенства, беднякам же (и то не всем) достаются лишь крохи из находящихся в их распоряжении огромных средств.

В основе старых, традиционных вакфов лежала преимущественно земельная собственность, в то же время боньяды создавались преимущественно на базе конфискованной у прежних владельцев финансово-промышленной собственности. Боньяды стали осуществлять предпринимательскую деятельность. Так, фондом «Астан Кудс Разави» («Гробница имама Резы») было создано более 60 предприятий и фирм, а «Фонд обездоленных» управляет более чем 400 компаниями и фабриками, чьи активы оцениваются в 12 млрд долл., и контролирует в Иране около 20% производства тканей, 40% производства безалкогольных напитков, 2/3 производства стекла и др.30 «Фонд обездоленных» также владеет крупнейшими отелями в Тегеране и других городах. В настоящее время боньяды контролируют около 20% ВВП страны31.

После Исламской революции боньяды очень скоро превратились в малоэффективные в экономическом плане финансовые монополии, пораженные коррупцией. Будучи субсидируемыми со стороны государства и обладая целым рядом налоговых и иных льгот, боньяды препятствуют развитию частного сектора. Духовенство стало крупнейшим

предпринимателем в Иране. «Фонд обездоленных» - один из ключевых источников финансирования руководства Ирана.

В настоящее время в Иране насчитывается около 120 боньядов. Наиболее крупные из них, помимо упоминавшихся «Боньяд-е мостазафин ва джанбазан» и «Астана Кодс Ра-зави», - «Боньяд-е шахид», «Боньяд-е нур», «Боньяд-е 15 хордад», «Боньяд-е маскан», «Боньяд-е ахл ал-байт» и др.

Пример Ирана свидетельствует, что пусть даже опосредованное участие государства в деятельности вакфа делает его неэффективным. Как показывает опыт, наибольшую эффективность вакфы демонстрируют там, где государство не вмешивается непосредственно в их функционирование. В современном мире не государство и даже не индивидуальные управляющие, а специализированные организации могут наилучшим образом проявить себя в качестве эффективного управляющего вакфом.

В качестве примера организации, выступающей в роли коллективного мутавалли, можно привести Islamic Relief32. Любой желающий может приобрести долю в вакфе -для этого необходимо внести 890 фунтов стерлингов единовременно или в рассрочку. После получения организацией всей суммы ее дарителю высылается благодарственное письмо и квитанция. Не позднее чем через шесть недель полученные средства инвестируются, и дарителю направляется документ, свидетельствующий о передаче его средств в управление Islamic Relief.

Даритель имеет право выбрать любой из восьми проектов, управляемых Islamic Relief, т. е. вакф: общий, образовательный, в пользу сирот и др. После вычета комиссии, составляющей 10%, оставшаяся сумма инвестируется. В конце года полученная от инвестирования средств дарителя прибыль распределяется следующим образом: 80% идут на реализацию целей проекта, который выбрал даритель; 10% составят административные издержки, или, иными словами, вознаграждение Islamic Relief как управляющего вак-фом; оставшиеся 10 % будут реинвестированы в целях повышения капитализации и преодоления последствий инфляции. Все дарители получают ежегодный отчет об управлении их долей в вакфе.

Однако какими бы эффективными управляющими ни были различного рода организации, это не исключает контроля над вакфами со стороны государства.

Впервые централизованное регулирование вакфов стало осуществляться в Фатимид-ском Египте, где были созданы особые ведомства, ответственные за управление вакфа-ми: диван аукаф и диван хубус. На государственном уровне управление вакфами было введено в Османской империи в 1826 г. Была учреждена Администрация вакфов.

В 1990-е годы практически во всех странах с преобладающим мусульманским населением были учреждены структуры, занимающиеся вакуфными делами. В 1986 г. в Судане была создана Корпорация вакфов, пользующаяся большой автономией.

Наиболее передовая система управления вакфами существует в Кувейте. С первых лет независимости в 1962 г. в стране было учреждено Министерство вакфов (с 1965 г. -Министерство вакфов и исламских дел). В 1993 г. начала работу «Даулат ал-Кувайт ал-амана ал-‘амма л-л-авкаф» («Государственный фонд вакфов Кувейта») - независимая структура, специализирующаяся на управлении вакфами. Уже в следующем, 1994 г., под управлением Государственного фонда вакфов Кувейта (ГФВК) находилось 40% вакфов в стране33. Одной из целей ГФВК является усиление роли вакфов в социально-экономическом развитии страны.

В федеративных государствах вопросы вакфов, как правило, регулируются на уровне провинций, регионов. Например, в Пакистане в каждой из 4 провинций принят ордонанс о вакуфной собственности. В Малайзии вакфы также относятся к компетенции штатов.

Государство заинтересовано в развитии вакфов. Этот институт позволяет сократить государственные расходы, переложив их часть на плечи меценатов; благодаря ему происходит справедливое перераспределение дохода в обществе.

В последнее время много пишут о необходимости активнее использовать вакф в деятельности различных исламских финансовых институтов. Однако пока дело в этом направлении не слишком далеко продвинулось.

Совет Исламской академии правоведения в Джидде во время своих сессий рассматривал различные возможности обращения к вакфам в условиях современности, в частности:

- создание совместного предприятия, в уставный фонд которого вносится недвижимость существующего вакфа и частный капитал, при помощи которого его владельцы хотят учредить новый вакф;

- передача недвижимости существующего вакфа в качестве основного капитала физическому лицу, которое желает учредить новый вакф, инвестируя собственные финансовые ресурсы и получая часть прибыли;

- возрождение вакфа через исламские банки путем заключения контракта на сооружение объекта недвижимости под заказ (истисна’) и распределение прибыли от этого контракта;

- сдача недвижимости вакфа в аренду в обмен на товары или за минимальную плату34 и др.

Процесс придания институту вакфа в наши дни новых свойств неизбежен. В отличие от закята, по вопросам вакфа существует возможность более широкой интерпретации соответствующих положений Корана и сунны, касающихся благотворительности. В современном мире необходимо максимально широко использовать механизм, лежащий в основе вакфа, в деятельности исламских финансовых институтов - банков, такафул-компаний и др.

Несмотря на то, что основное предназначение вакфа - благотворительность, не следует замыкаться исключительно на социальных проектах его дальнейшего развития35.

1 Одно из первых упоминаний термина «вакф» в мусульманско-правовой литературе встречается в книге: «Китаб ал-харадж» Йахйи б. Адама / Пер. Л. И. Надирадзе (www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Arabien/ IX/Ibn_Adam/otryv1.htm).

2 Подробнее о хубсе см. далее.

3 В начальный период исламской истории садака выступала как универсальный термин для обозначения благотворительных институтов. Соответственно, вакф и закят могут рассматриваться в качестве разновидностей садаки. Главное отличие вакфа и закята от садаки - в их стабильном характере: вакф олицетворяет систематическое получение дохода бенефициарием, закят в значении очистительного налога также подлежит регулярной уплате.

4 Приведено у Муслима, ат-Тирмизи, ан-Наса‘и, Ибн Маджи и Абу Да’уда (Цит. по: http://hadith.al-islam.com/Display/Display.asp?Doc=1&Rec=3936).

5 Habib Ahmed. Role of Zakah and Awqaf in Poverty Alleviation. Jeddah, 2004. P. 28.

6 Hennigan P. C. The Birth of a Legal Institution. The Formation of the Waqf in Third-Century A H. Hanafi Legal Discourse. Leiden; boston, 2004. P. XIII.

7 Gaudiosi M. M. The Influence of the Islamic Law of Awqaf on the Development of the Trust in England: The Case of Merton College// University of Pennsylvania Law Review. 1988. Vol. 136. N 4. P. 1231-1261.

8 Абу Ханифа рассматривал возможность отзыва вакфа его учредителем.

9 Ibn Qudamah. Al Mughni. Beirut, 1994 (цит. по: Habib Ahmed. Op. cit. P. 32).

10 Некоторые правоведы допускают существование так называемого временного вакфа, но только в случае с семейными вакфами.

11 Al-Suyuti. Al-Insaf fi tamyiz al-awqaf // al-Hawi. Vol. 1. P. 155-58 (цит. по: Cuno K. M. Was the Land on Ottoman Syria Miri or Milk? An Examination of Juridical Differences within the Hanafi School // Studia Islamica. 1995. N 81. P. 144).

12 Ibid. P. 144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Не следует забывать, что в пользу лиц с низким достатком предназначается также часть закята и садака.

14 Молчанов А. А. К характеристике налоговой системы в Герате эпохи Алишера Навои // Родоначальник узбекской литературы: Сб. статей об Алишере Навои. Ташкент, 1940. С. 164.

15 Например, пожертвования на содержание места погребения святого могут использоваться его родственниками, присматривающими за могилой.

16 Подробнее о наличном вакфе см. далее.

17 Если вакф учрежден в пользу детей вакифа, то после их смерти он переходит в пользу бедных.

18 Подробнее об этом см., например: Carroll L. Life Interests and Inter-Generational Transfer of Property Avoiding the Law of Succession // Islamic Law and Society. 2001. Vol. 8. N 2. P. 245-286.

19 Decobert C. Le mendicant et le combattant. Р., 1991. P. 22 (цит. по: Hennigan P. C. The Birth of a Legal Institution. P. XVI).

20 Powers D. The Maliki Family Endowment: Legal Norms and Social Practices // International Journal of Middle East Studies. 1993. N 25. P. 385 // Hennigan P. C. Op. cit. P. XVI.

21 Jules de Hagemeister. Essai sur les resources territoriales et commerciales de l’Asie Occidentale. St. Petersbourg, 1839. P. 273 (цит. по: Молчанов А. А. Указ. соч. С. 165).

22 Qizakca M. Awqaf in History and Its Implications for Modern Islamic Economics // Islamic Economic Studies. 1998. Vol. 6. N 1. P. 52.

23 Ibid.

24 Habib Ahmed. Op. cit. P. 90-91.

25 Qizakca M. Op. cit. P. 60.

26 Как показал опыт Пакистана, где принят специальный закон, посвященный мудараба-компаниям, подобная практика не получила распространения.

27 Интифа‘а (араб.) - пользование, узуфрукт.

28 Habib Ahmed. Op. cit. P. 128.

29 Иногда в литературе встречается сокращенное название - «Фонд обездоленных».

30 Destructive competition: Factionalism and rent-seeking in Iran (http://nhh.no/sam/res-publ/2007/08.pdf).

31 Molavi A. Soul of Iran. New York, 2005. P. 176.

32 Islamic Relief (Исламская помощь) - международная неправительственная организация. Основана в 1984 г. в Бирмингеме (Великобритания). Организация имеет офисы в 25 и осуществляет свою деятельность в более чем 30 странах - как мусульманских, так и немусульманских.

33 Habib Ahmed. Op. cit. P. 74.

34 Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) - фетвы / Пер. М. Ф. Муртазина. М., 2003. С. 78.

35 В этой связи нельзя согласиться с суждением авторитетного правоведа Махмуда ал-Гамаля, утверждающего, что вакф имеет мало перспектив для развития в современном мире (http://elgamal.blogspot.com/2007/ 07/zakah-and-waqf-form-substance-revisited.html).

Статья поступила в редакцию 19 мая 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.