УДК 340.5
Ахметова Альбина Талгатовна Albina Akhmetova
СООТНОШЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО И АНГЛИЙСКОГО ПРАВА В ДЕФИНИТИВНОМ ИЗМЕРЕНИИ
THE RATIO OF MUSLIM AND ENGLISH LAW IN DEFINITION MEASUREMENT
Статья посвящена проблеме соотношения мусульманского и английского права в дефинитивном измерении. Поскольку указанные правовые системы носят комплексный характер, и несмотря на несомненный факт автономного и самобытного формирования, обе правовые системы имеют довольно много схожих черт и проявлений. Наибольший интерес представляет выявление значимой доли подобия институтов траста (доверительной собственности) в английском праве и вакфа в мусульманском праве. В работе дан подробный анализ вакуфной собственности, определены ее объекты, круг субъектов и содержание. С дефинитивной точки зрения вакф представляет собой реализацию правомочия пользования в отношении имущества, а в некоторых случаях и распоряжение. В английской правовой системе «траст» — это соглашение, по которому имущество управляется одним лицом (или лицами, или организаций) в пользу другого
Ключевые слова: мусульманское право, английское право, дефинитивное измерение, вакф, траст, доверительная собственность, бенефициар, учредитель управления, доверительный управляющий
The article is devoted to a problem of Muslim and English law ratio in definition measurement. As the specified legal systems have complex character, and despite of a certainty of independent and original formation, both legal systems have very many similar features and displays. The greatest interest is identified by a resemblance of institutions trust in English law and vakf in the Muslim law. The detailed analysis of vakf property, its objects, its subjects and content are presented in the research. In definition, vakf represents realization of competence of using property, and in some cases and the order as well. In the English legal system «trust» is a kind of an agreement, due to which the property is managed by one person (or persons, or an organization) in favour of another
Key words: Muslim law, English law, definition measurement, vakf, trust, trust property, beneficiary, founder of management, trustee
Вакф» и «траст» с позиции дефинитив-"^ного сравнения представляют значительный интерес для целей исследования различных правовых систем, поскольку находят некую схожую правовую природу. Однако невозможно установить категориальную идентичность без анализа институционального содержания.
«Вакф» (вакуф) в переводе с арабского означает «удержание», в некоторых диалектах употребляется в значении «сохранение». Этот институт выработан в средневековом исламском мире в УП-1Х вв.
С дефинитивной точки зрения, «вакф» представляет реализацию правомочия пользования в отношении имущества, а в
некоторых случаях и распоряжение. Мы можем видеть довольно большое количество трактовок термина «вакф». Одни авторы воспринимают его как определенный термин в мусульманском праве, институт, другие — как имущество, третьи — как неиссякаемое подаяние. Различаются и подходы к вакуфной собственности в различных мазхабах. Маликитский мазхаб описывал вакф как средства, направляемые на священную войну в благотворительном порядке, при этом в источниках (Хабиб Ахмед) он упоминается как «хубс» [1, С. 28]. Хана-фиты не допускали возможности передачи вакфа из государственной казны, а шафии-ты одобряли подобное действие.
М.А. Исаев определяет вакф как «имущественный комплекс, чаще всего землю, которая сдается внаем, доходы от которого идут на благотворительность»[7, С. 520]. На наш взгляд, это довольно узкое представление вакфа. Вакф представляет законный, общественный и экономический институт, который имеет принципиальное значение в мусульманском обществе.
Вакф имеет схожую правовую природу с доверительной собственностью ( траст) в английском праве. Траст выработан в XII-XIII вв. в Англии во времена Крестовых походов, вероятнее всего под влиянием вакуфной собственности, на которую англосаксы наткнулись на Ближнем Востоке. В каком-то смысле мы можем говорить об определенной доле заимствования. Впервые законодательное закрепление доверительной собственности находит в 1375 г. Траст как и вакф, прежде всего, имущество, зарезервированное для использования в благотворительных целях или же в интересах конкретных лиц. Хотя необходимо констатировать засилье прежде всего частного интереса. Вакф для англосаксов явился привлекательной конструкцией, механизмом, который возможно было бы использовать в своих интересах. И действительно, в первое время траст (или use — первый термин, встречающийся в источниках) выступал своеобразной фикцией, позволяющей обойти ограничения, установленные средневековым законодательством.
Вакф же является неотчуждаемым религиозным пожертвованием в исламе, как правило, передачей здания или участка земли в религиозной или благотворитель-
о о о о
ной целях. В английской правовой системе «траст» — это соглашение, по которому имущество управляется одним лицом (или лицами, или организаций) в пользу другого. История траста давняя и довольно противоречивая, поскольку исследователи находят различные подтверждения существования этого института даже в донорманнский период. Траст явился результатом трансформации использовавшегося ранее use, на что обращают внимание большинство правоведов. Н.В. Фунтикова указывает, что «в период с 1066 по 1225 гг. use использовался для материального обеспечения семьи и иждивенцев, в то время как рыцари — учредители use принимали участие в крестовых походах»[10, С. 11].
Р. Давид, который довольно много внимания уделил категории «trast» — «доверительная собственность», указывает на неточность употребляемых понятий «usus» и «abusus», поскольку в первом случае некорректно объединение правомочий управления и пользования вещью, а во втором абсолютно не точно смешение понятий распоряжения и уничтожения имущества [5].
В XII и XIII вв. земельная собственность в Англии основана на феодальной системе, которая содержала значительные ограничения и запреты для собственника. Когда землевладелец оставлял Англию, например, для участия в Крестовых походах, он нуждался в ком-то, кто мог бы управлять имуществом в его отсутствие. Чаще всего владелец передавал земельную собственность другу, надеясь на то, что по возвращении она будет передана обратно, что и предопределило ее доверительный или фидуциарный характер. Однако часто, возвращаясь, учредители управления наталкивались на отказ легальных владельцев вернуть собственность. В этот период английское право не стояло на защите интереса собственника (бенефициара) и суды отказывали в удовлетворении требований
первоначальных владельцев, что в дальнейшем привело к развитию института доверительной собственности.
Доверительная собственность в Англии имела и другие проявления. Переломным моментом регулирования trust в английском праве явилось принятие в 1536 г. Статута «О доверительной собственности». Предпосылками принятия закона стало, во-первых, стремление устранить раздвоенную собственность, во-вторых, необходимость обеспечить защиту интересов бенефециара, до этого не предоставлявшуюся. Владение недвижимым имуществом в феодальный период было крайне ущербным. Ограничения свободного распоряжения, возложение ряда повинностей исключительно на владельца, возможность изъятия имущества, излишняя формализация сделок с имуществом — делало весьма сомнительными те преимущества, которые мог извлекать собственник. Правомочия собственника были урезаны за счет установления императивного требования о непрерывном характере владения, что вело к невозможности полноценного определения юридической судьбы вещи.
Кроме того, общее право, требуя определенности субъекта собственности, установило правило о публичности приобретения владельческих полномочий. Указанные обстоятельства явились основными предпосылками принятия Статута 1536 г.
Статут предусматривал трансформацию доверительного собственника в реальную фигуру, обладающую легальными титульными правами владельца соответствующего имущества.
М.И. Брагинский и В. В. Витрянский указывают на то, что траст «является не закономерным результатом развития принципов римского права, а скорее, напротив, следствием специфических и во многом уникальных обстоятельств, характерных для правовой и судебной системы Англии» [4, С. 824]. На наш взгляд, подобная точка зрения отражает реалии формирования английской правовой системы, что в некотором роде сближает ее с мусульманской правовой системой, также характеризуемой
своеобразностью и собственной идентичностью. О.А. Кривенко [9, С. 7] обращает внимание на излишнюю ригидность общего права, которая не позволяет в достаточной степени быстро реагировать на внешние изменения в общественной жизни. Этим грешит и мусульманское право.
По нашему мнению, вакф представляет собой правоотношение, в силу которого одна сторона (учредитель вакфа) передает в неотчуждаемое безвозмездное пользование имущество (вещь) для использования в общеполезных целях.
Концептуально вакф может быть проанализирован с позиции структуры правоотношения, которое включает учредителя вакфа (вакиф), доверительный управляющий (мутавалли), непосредственно сам вакф в качестве объекта этого явления (то есть имущество) , субъект, которому передается вакф (бенефициар), а также содержание обязательства.
В качестве вакифа — субъекта, имеющего право на передачу вакфа, рассматриваются мусульмане, которых мы могли бы расценить как дееспособных лиц, так как, во-первых, они должны быть совершеннолетними, во-вторых, они не могут быть умственно неполноценными. Несомненно, вакиф — это обеспеченные мусульмане, имеющие цель заслужить расположение Аллаха посредством безвозмездной помощи нуждающимся. Однако нужно помнить, что подобное благодеяние не может быть осуществлено под принуждением, оно обязательно должно быть добровольным. Шариат содержит ограничения на возможность совершения вакфа. Так, не могут выступать вакифом дети, умалишенные и их опекуны, рабы, лица, имущество, которых находится под арестом.
В английском праве учредитель управления (как правило, собственник) тождественен вакифу. Однако между ними имеется существенная разница. Английское право допускает ситуации, когда учредитель управления назначает себя в качестве бенефициара, и более того, в качестве доверительного собственника. В этом смысле мы видим расхождение, прежде всего мотивов
установления вакфа в мусульманском праве и траста в английском, которое и отражается на их содержании.
Мутавалли, равно как и доверительный управляющий в английском трасте, олицетворял лицо, которому доверяют управление имуществом в интересах нуждающихся. В качестве мутавалли может быть исключительно дееспособное лицо, обладающее необходимыми качествами, среди которых надежность, добросовестность, осмотрительность. Мутавалли представляет собой некого должника, на которого возложена обязанность осуществления должного и необходимого управления вакуфной собственностью.
Личность бенефециария (нуждающегося) такое существенное значение не имеет, поскольку важен не столько субъект, которому оказывается помощь, сколько сам факт меценатства. Тем не менее, в качестве бенефициара могли (и могут) выступать как социальные учреждения, так и люди. Чаще всего вакф устанавливался в пользу мечетей, школ (медресе, в араб. Мадраса). Люди могли быть выгодоприобретателями вне зависимости от вероисповедания. Обычна практика установления вакфа в пользу не только мусульман, но и неправоверных, обозначаемых под термином «зиммий».
Бенефециар же в английском праве есть субъект в пользу, которого устанавливается доверительное управление. В большинстве своем трасты должны всегда иметь определенного выгодоприобретателя - бенефициара, за исключением благотворительного траста. Хотя даже для последних не исключена возможность впоследствии установить личность конкретного бенефициара. Наиболее часто бенефициар в английском праве — это частный субъект, преследующий цель сохранения имущества и извлечения из него прибыли.
Объектом вакфа может выступать как движимое, так и недвижимое непотребляемое оборотоспособное имущество, признаваемое объектом права мусульманской собственности, имеющее возможность приносить определенную пользу. Фикх мусульманского права неоднозначно регла-
ментирует содержательную сторону вакфа. Основатель ханафитской школы Абу Ха-нифа указывает: «Передача недвижимого имущества в вакф ( на религиозные цели) является разрешенной, но передача движимого имущества и того имущества, которое меняется в течение какого-то времени, не разрешается» [2]. Тем самым Абу Ханифа допускал передачу в вакф лишь недвижимости и только при условии, что дальнейшее ее использование предназначено для религиозных целей (не благотворительных). Подобное суждение является довольно узким и ограниченным, а также не в полной мере раскрывает правовую природу вакфа. Многие последователи ханафитской школы аналогичным образом критиковали данную точку зрения. Так, Абу Юсуф допускал передачу в вакф рабов и иное (движимое) имущество, если они передаются в составе поместья (недвижимого).
Представляется, что объектом вакфа могут быть как индивидуально-определенные вещи, так и вещи, определенные родовыми признаками. Мусульманское право, покоящееся на иджме, не допускает передачу в вакуфную собственность вещей, которые утрачивают свои потребительские свойства в процессе их потребления. Действительно, передача подобного имущества в вакуф делала бы заключение договора бессмысленным. Потребление вещи в процессе ее использования неизменно привело бы к поглощению необходимого свойства неотчуждаемости вакфа. А исчезновение вещи в процессе потребления и, как следствие, чрезмерная краткосрочность данного института ставит под сомнение саму целесообразность передачи имущества в вакуф-ную собственность.
Вакф, в основном, приобретает черты благотворительной деятельности, угодной Аллаху. «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать из того, что вы любите, и что бы вы ни расходовали, Аллах ведает об этом» — читаем мы в аяте 92 Суры 3 «Аль Имран»[8, С. 70].
Определяющей характеристикой вак-фа становится цель его использования и в этом смысле мы наблюдаем довольно боль-
шое разнообразие. На протяжении многих веков истории мусульманского мира вакф предназначался для обслуживания и функционирования городской инфраструктуры, мечетей, образовательных, медицинских и культурных учреждений, помощи неимущим, паломникам и т.д. Цель, как правило, была значимой, аллаху угодной, праведной. Перечень назначения имущества не был определен исчерпывающим образом и довольно часто пополнялся новыми вариантами.
В английском праве в доверительную собственность передавалось, в основном, недвижимое имущество ( прежде всего земля) . С точки зрения вещного права недвижимость всегда была индивидуально-определенной. Однако в отличие от вакфа мусульманского права траст не должен был служить благотворительным целям.
Как и все аспекты мусульманского права на практике, вакф как явление претерпело изменения в большей степени, чем до сих пор предполагалось. Так, в ряде провинций допускается передача вакуфной собственности в качестве вклада в уставный
Литература_
1. Habib Ahmed. Role of Zakah and Awqaf in Poverty Alleviation. Jeddah, 2004. 285 p.
2. AI-Quduri, Ahmad b. Muhammad. Mukhtasar fi al-fiqh. Cairo: Matba'at al-Khayyirah, 1324. 126 p.
3. Ахмедов А.Ш. Ханафитская школа мусульманского права: противоречия и разногласия в ранней мусульманской юриспруденции. [Электронный ресурс]. Режим досступа: http://www.juristlib.ru/ book_7534.html
4. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Кн. 3: Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2007. 1055 с.
5. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности (Les grands systemes de droit contemporains) / Пер. с фр. В. А. Туманова. М.: Международные отношения, 1998. 400 с.
капитал, что, несомненно, можно рассматривать как прогрессивное направление.
Вакф и траст, имея схожую правовую природу, все же наполняются разным содержанием. Это объясняется разной целевой направленностью данных институтов. Реалии сегодняшнего дня показывают необходимость дальнейшей трансформации данных институтов, чтобы они в дальнейшем оставались жизнеспособными. В настоящее время наметились тенденции к большему сближению этих явлений. В то время как в Великобритании получили распространение благотворительные трасты (наряду с обычными), страны мусульманского мира все больше допускают идеи использования вак-фа как одну из форм инвестирования в востребованных областях, своего рода экономический инструмент, с помощью которого происходит перераспределение материальных ресурсов и финансовых средств. Таким образом, как сфера применения вакфа в настоящее время выходит за рамки только лишь социальных целей, так и область использования траста охватывается не только частными интересами.
_References
1. Habib Ahmed. Role of Zakah and Awqaf in Poverty Alleviation. Jeddah, 2004. 285 p.
2. Al-Quduri, Ahmad b. Muhammad. Mukhtasar fi al-fiqh. Cairo: Matba'at al-Khayyirah, 1324. 126 p.
3. Akhmedov A.Sh. Hanafitskaya shkola musul-manskogo prava: protivorechiya i raznoglasiya v ranney musulmanskoy yurisprudentsii. (Hanafi school of Islamic law: contradictions and differences in early Muslim jurisprudence). Available at: http://www.ju-ristlib.ru/book_7534.html
4. Braginsky M.I., Vitryansky V.V. Kn. 3: Do-govornoe pravo. Dogovory o vypolnenii rabot i oka-zanii uslug. (Book. 3: Contract Law. Contracts for performance of works and rendering of services). Moscow.: Statut, 2007. 1055 p.
5. David R., Zhoffre-Spinozi K. Osnovnye pra-vovye sistemy sovremennosti (Les grands systemes de droit contemporains). Moscow: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1998. 400 p.
6. Жданов А.А. Возникновение и развитие доверительной собственности в Англии и США: дисс.... канд. юрид. наук. СПб., 2003. 180 с.
7. Исаев М.А. История государства и права зарубежных стран. М.: Изд-во Юрайт; ИД Юрайт, 2011. 957 с.
8. Коран. Пер. с араб. акад. И.Ю. Крачковс-кого. М.: СП ИКПА, 1990. 512 с.
9. Кривенко О.А. Доверительная собственность на недвижимое имущество в английском праве: дисс.... канд. юрид. наук. М., 2009. 224 с.
10. Фунтикова Н.В. Доверительное управление по российскому законодательству и доверительная собственность по англо-американскому праву: дисс.... канд. юрид. наук. М., 2004. 233 с.
11. Ясус М.В. Доверительное управление и траст как правовые способы передачи имущества в управление: дисс.... канд. юрид. наук. СПб., 2000. 183 с.
6. Zhdanov A.A. Vozniknovenie i razvitie doveri-
telnoy sobstvennosti v Anglii i SShA: diss____ kand.
yurid. nauk. (The emergence and development of trust in England and the United States: .... Diss. cand. law sciences). SPb., 2003. 180 p.
7. Isaev M.A. Istoriya gosudarstva i prava za-rubezhnyh stran. (History of state and law of foreign countries). Moscow: Izd-vo Yurayt; ID Yurayt, 2011. 957 p.
8. Koran. Per. s arab. Akad. I.Yu. Krachkovsk-ogo. (The Koran transl. from Arabic. by akad. I.Yu. Krachkovsky). Moscow: SP IKPA, 1990. 512 p.
9. Krivenko O.A. Doveritelnaya sobstvennost na nedvizhimoe imushhestvo v angliyskom prave:
diss____ kand. yurid. nauk. (Trust on real property
in English law: diss .... cand. law sciences). Moscow,
2009.224 p.
10. Funtikova N.V. Doveritelnoe upravlenie po rossiyskomu zakonodatelstvu i doveritelnaya sob-
stvennost po anglo-amerikanskomu pravu: diss____
kand. yurid. nauk. (Trust management under Russian law and the trust property under the Anglo-American law: diss .... cand. law sciences). Moscow, 2004.
233 p.
11. Yasus M.V. Doveritelnoe upravlenie i trast kak pravovye sposoby peredachi imushhestva v up-ravlenie: diss.... kand. yurid. nauk. (Trust management and trust itself as legal ways to transfer property management: diss .... cand. law sciences). SPb., 2000. 183 p.
Коротко об авторе
Briefly about the author
Ахметова А. Т., ст. преподаватель, каф. «Гражданское право и процесс», Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», Республика Башкортостан г. Стерлита-мак
А. Akhmetova, senior teacher, Sterlitamak branch of Bashkir State University, Sterlitamak, Russia
Научные интересы: мусульманское право, англосаксонская правовая система, правовые системы современности
Scientific interests: Muslim law, English law, Modern legal systems