Научная статья на тему 'Место исламского института «Вакуфное право» в светской правовой системе Республики Таджикистан'

Место исламского института «Вакуфное право» в светской правовой системе Республики Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
281
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ПРАВО / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ВАКУФ / БОРЬБА С БЕДНОСТЬЮ / ISLAM / LAW / CHARITY / VAKUF / COMBAT WITH POVERTY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мирбобоев Акмал Абдуллоджонович

В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы сегодняшнего дня, в частности, благотворительная деятельность, имеющая место в Республике Таджикистан, отношение таджикских политиков к религии ислам, место ислама в современном таджикском обществе и необходимость признания вакуфного права. Автор подчёркивает, что признание вакуфного права и его вхождение в современную правовую систему пойдёт на пользу как обществу, так и государству, так как прибыль, получаемая от вакуфного имущества, направляется только на благотворительные цели, так что оно поможет обеспечить социальную справедливость в обществе. Для признания вакуфного права в таджикском обществе созданы самые благоприятные условия. Признание не подразумевает под собой ликвидацию одного института права и замену его другим. Наоборот, вакуфное право станет логическим продолжением действующей системы института благотворительного фонда и доверительного договора по управлению имуществом. Кроме того, вакуф займёт достойное место в борьбе с бедностью и окажет поддержку в осуществлении государственной политики в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PLACE OF THE ISLAMIC INSTITUTE OF THE VAKUF LAW IN THE SECULAR LEGAL SYSTEM OF TAJIKISTAN REPUBLIC

The article dwells on some actual issues of nowadays; in particular, such question are considered as: charitable activities in the Republic of Tajikistan, attitude of Tajik politicians to Islam as a religion, place of Islam in the contemporary society, urgency in reference to the vakuf law being recognized. The author lays an emphasis upon the assertion that recognition of the vakuf law will be useful both for the state and the society, as dividends obtained from vakuf property are referred only for charity that may help provide social justice in the country. For a recognition of the vakuf law the most favourable conditions are created in the Tajik society. But recognition doesn't imply a liquidation of one institute of jurisprudence with its further replacement for another. On the contrary, the vakuf law will be a logical continuation of the functioning system of the institute of a charitable fund and an entrusting agreement in reference to property management. In addition, vakuf will occupy a dignified place in combat with poverty rendering support in implementation of statal policy in this realm.

Текст научной работы на тему «Место исламского института «Вакуфное право» в светской правовой системе Республики Таджикистан»

Х,УК,УКЩИНОСЙ

ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Мирбобоев Акмал Абдуллоджонович,

соискатель Института философии,политологии и права АН Республики Таджикистан

МЕСТО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА «ВАКУФНОЕ ПРАВО» В СВЕТСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

Конец 20-х и начало 30-х годов ХХ в. в Советском Таджикистане ознаменовался тотальными изменениями политики государства в отношении религии и всех её институтов, в том числе института вакуфа. Данный период вошел в историю нашего народа как одно из самых мрачных времен. В массовом порядке закрывались мечети, медресе и другие учреждения. Многие из их числа, даже признанные памятники архитектуры, разрушались. Ликвидировались старометодные школы со знакомой мотивировкой - «по желанию трудящихся масс»(2,45). Были упразднены адатские и шариатские суды, конфискованы вакфы. Как раз в это время проводилась латинизация алфавита таджикского народа. Она шла под флагом «ускорения» ликвидации массовой неграмотности народных масс. На деле для «ревнителей» народного просвещения арабский алфавит стал символом всего религиозного, мусульманского. Держать в доме книги, написанные арабским алфавитом, стало опасно - за это судили, репрессировали. Тысячи, десятки тысяч рукописных и литографических книг - художественных и научных (по философии, юриспруденции, химии, физике, медицине, математике, техническим наукам и т.д.) - были уничтожены и безвозвратно утеряны для нынешних и будущих поколений (2,45). Таким образом, путем репрессий и силовых методов была разорвана духовная связь поколений. Как практикующему адвокату, мне известно, что в современном Худжанде до сих пор имеются жилые дома, которые еще в 50-е годы ХХ в. решением городского исполкома были закреплены за лицами, которые в 30-е годы ХХ в. были сосланы в составе рабочих батальонов на принудительные работы в отдаленные районы страны. В 30-годы ХХ в. в ходе коллективизации сельского хозяйства на территории современного Тад-

жикистана полностью исчез институт вакуфной собственности, как и представители прежней духовной интеллигенции. На ее месте утвердилась новая светская культура, в которой осталось мало элементов старой культуры. Советское государство после тех событий, о которых мы упоминали выше, вплоть до развала Советского Союза, держало курс на воинствующий атеизм.

Всю трагичность событий 30-х годов ХХ в. новое поколение современного Таджикистана ощущает примерно с конца 80-х годов ХХ в. Гражданская война в Таджикистане, разразившаяся в начале 90-х годов ХХ в., была как бы протестом и отголоском упомянутых процессов. Сегодня мы должны очень разумно извлечь уроки из великой школы истории, в которой отражены все противоречивые и трагические страницы жизни нашего народа. Ибо извлечение уроков из прошлой жизни крайне необходимо для сегодняшнего и будущего дня общества (6).

Современные тенденции развития общественных отношений в Республике Таджикистан требуют нового и рационального подхода к вопросам разрешения некоторых религиозных конфликтов. В республике, где свыше 95% процентов населения составляют лица, исповедующие ислам, исключить ислам и его проблемы из государственных и общественных отношений практически невозможно. Благодаря независимости, сегодня в нашей стране религиозные духовные ценности приобрели особое значение. Мы воспринимаем эти ценности как чистый источник достойной нравственности и эффективное средство воспитания совершенного человека(6). На современном этапе развития имеются все предпосылки для терпимости к религиозным чувствам населения и возрождению религиозных ценностей.

В соответствии со статьей 8 Конституции Республики Таджикистан, религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела(4,35). Таким образом, государство создаёт благоприятные условия для обеспечения свободы совести и свободы вероисповедания, соблюдения законных прав и интересов верующих граждан и религиозных объединений. В последние несколько лет в Республике Таджикистан заметно вырос интерес к исламским ценностям и правам. В 2009 году страна праздновала 1310-летие великого сына таджикского народа и выдающейся личности исламского мира - Абуханифы Нуъмона ибн Собита. Также с целью изучения роли ислама, при Президенте Республики Таджикистан был образован Исламоведческий центр. В 2010 году Исламская организация по науке, культуре и образованию (ИСЕСКО) объявила город Душанбе столицей исламской культуры. Главным научным центрам изучения исламского права необходимо наладить возможно более тесные связи, мобилизовать лучшие силы интеллектуального потенциала мусульманского общества на изучение и

исследование различных аспектов исламского просвещения, с тем чтобы в пределах общей законодательной базы учения суннизма и общины, и особенно - в области общественно-политической, была создана реальная основа для предотвращения появления нежелательных экстремистских сект и течений(6). Необходимо добиться такого уровня терпимости и взаимного прощения, чтобы светские и религиозные ценности находились всегда во взаимосвязи, гармонии и способствовали успешному вхождению Республики Таджикистан в мировое сообщество.

В таких условиях всестороннее изучение ислама, особенно учения Великого имама и его философии, стали предметом пристального внимания как таджикской общественности, так и исследователей. Учёные и специалисты подвергли глубокому анализу различные аспекты данной проблемы, и в первую очередь правовую.

Наряду с этим, религиозные исламские ценности нашей нации в тесной связи с национально-исторической правовой культурой должны рассматриваться как неотъемлемые части, что неизбежно в будущем должно привести к признанию государством ряда институтов мусульманского права. Ибо несвоевременная оценка и затягивание рассмотрения подобной деликатной проблемы могут иметь неблагоприятные последствия для развития гражданского общества.

Институт вакуфа - именно тот институт нашего недалекого прошлого, близкий нашей национальной правовой культуре, который можно возродить. Вакф как один из элементов ислама является именно тем институтом, который может вписаться в светскую правовую систему Республики Таджикистан, и прежде всего в вопросе возрождения национальных традиций благотворительности и борьбы с бедностью.

Место вакуфа в современном исламском мире находится под пристальным вниманием многих авторитетных международных организаций и научных центров. Например, на официальных интернет сайтах Исламской организации по науке, культуре и образованию (ИСЕСКО) и Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (ООН-Хабитат) (8) имеются работы, посвященные вакфу. Все исследования по вопросам вакуфа в первую очередь посвящены его роли в вопросах благотворительности и борьбы с бедностью.

При исследовании исламских вакуфов в некоторых исламских странах, исследователи делают вывод, что на благотворительную деятельность средства выделяются следующим образом: 27% для соборных мечетей, 11% -для приходских мечетей, 11% - для школ, 9% - для путников, 8% - для коранических школ, 7% - домам и малым мечетям, 5% - для святых мест, 5% - для бедных и нуждающихся, 17% - на разные вопросы.

Как видно из этой статистики, более половины от суммы пожертвований в вакуф были посвящены образовательному и духовному развитию человека. В остальном они удовлетворяют материальные потребности человека на основе равенства и братства, милосердия и доброты (9).

Для нашей республики вопрос благотворительности с законодательной точки зрения, в общем, решен положительно. В 2003 году был принят закон Республики Таджикистан «О благотворительной деятельности». Однако в годы принятия данного закона вопрос о благотворительности не имел той актуальности и глубокого социального значения, какое он имеет сегодня. За этот период изменилось многое, и прежде всего - отношение таджикского общества к духовному наследию прошлого, традициям и обычаям.

Принимая во внимание особую позитивную роль, которую играет в жизни современного общества благотворительная деятельность, в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности, Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном в 2007 году было инициировано всенародное обсуждение и принятие закона Республики Таджикистан «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан» и создание общественного благотворительного фонда Республики Таджикистан. Целью принятия данного законодательного акта явилась защита социальных интересов населения Таджикистана, содействие снижению уровня бедности и предотвращение излишних расходов, наносящих серьёзный ущерб экономическим интересам и моральным устоям жизни граждан. А денежные средства, сэкономленные таким образом, а также уплата закята и других пожертвований в соответствии с требованиями ислама, собирались бы в общественном благотворительном фонде и раздавались нуждающимся. Вместе с определенными успехами, достигнутыми в последние годы в деле законодательного признания благотворительности, механизмах его применения, остаются ещё проблемы, вызванные плохим знанием или непониманием наших национальных традиций, менталитета, исторических аспектов развития таджикистанского общества. В связи с этим наблюдается практический разрыв между богатым историческим опытом в вопросах благотворительности, с одной стороны, и в недостаточном использовании данного опыта в современной практике. Именно такой разрыв не дает возможности для развития некоторых очень ценных предложений Президента Республики Таджикистан. На примере нашей темы можем сказать, что все наши законодательные акты в области благотворительности приняты на основе светского права, на примере передовых европейских стран, как будто таджикская нация появилась на пустом месте и не имела более чем тысячелетней правовой школы, основанной выдающейся личностью исламского мира - Абуханифой Нуъмоном ибн Собитом. Именно

взгляд на свои исторические корни поможет увеличению притока средств на благотворительные нужды и может улучшить положение малоимущей категории населения и обеспечить социальную справедливость в обществе.

Справедливости ради нужно признать, что политическое руководство республики к данному вопросу относится с пониманием, например, Президент Республики Таджикистан в своем выступлении на общереспубликанском совещании по регулированию проведения национальных обрядов и религиозных традиций 24 мая 2007 года заявил: «Уплата закята и некоторых видов пожертвований и подаяний, наряду с намазом, постом и паломничеством, являются одним из столпов ислама, и нельзя допустить, чтобы мусульманский народ был лишен возможности исполнения этой обязанности и доброго деяния» (7). На сегодняшний день существуют все правовые предпосылки к введению института вакуфа в правовую систему республики. Приняты и действуют закон Республики Таджикистан «О благотворительной деятельности», нормы, регулирующие вопросы пожертвований, статья 613 Гражданского кодекса Республики Таджикистан, а в особенности нормы, регулирующие доверительное управление имуществом - статьи 943-957 Гражданского кодекса Республики Таджикистан. Все эти законодательные акты очень созвучны исламскому институту вакуфа. Например, в соответствии со статьей 943 Гражданского кодекса Республики Таджикистан: «По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Осуществляя доверительное управление имуществом, доверительный управляющий вправе совершать в отношении этого имущества в соответствии с договором доверительного управления любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя. Законом или договором могут быть предусмотрены ограничения в отношении отдельных действий по доверительному управлению имуществом» (3,397).

В свою очередь, институт вакуфа - это типичный пример расщепления права собственности, при котором правомочия владения и пользования имуществом переходят к бенефициариям, а распоряжение ограничено волеизъявлением учредителя вакуфа (1,146).

По мнению Р.И.Беккина, «с большой долей вероятности можно утверждать, что вакф послужил образцом при создании института доверительной собственности (trust) в английском праве. Одной из наиболее жизнеспособ-

ных версий является та, согласно которой вакф попал в Англию через Сицилию, где господствовали арабы, а потом было создано норманнское королевство. Так, например, Оксфордский университет был учрежден в соответствии с механизмом, сходным с тем, что лежит в основе вакфа» (1,148).

Определенные различия между институтом вакуфа и доверительным управлением существуют. Однако надо признать, что институт доверительного управления, а также институт благотворительного фонда, имея общую основу, могут трансформироваться в единый институт вакфа. При этом нет необходимости исключения института доверительного управления, а также института благотворительного фонда, из законодательной системы республики. Преимущества института вакуфа по сравнению двумя вышеназванными правовыми институтами очевидны. Прежде всего в экономическом плане, объектом вакфа могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги и другое имущество, т.е. в вакф передается любое имущество, с которого можно получить доход. Именно доход, полученный с эксплуатации переданного в вакф имущества, направляется на благотворительные цели. В вакф также можно передавать наличные деньги, таким образом, модифицированный исламский институт вакуфа - это также один из эффективных способов борьбы с бедностью. Одним словом, вакф - это инвестиции, новые рабочие места, налоги, благотворительность и, наконец, сокращение бедности. Борьба с бедностью для Республики Таджикистан - одна из злободневных и актуальных проблем. Для решения данной проблемы республика в 2002 году приняла Документ стратегии сокращения бедности (ДССБ), в соответствии с данным документом прогнозируемые расходы на реализацию данной стратегии составляют:

СВОД ЗАТРАТ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЕЙСТВИЙ ДССБ

( в тыс. долл. США)(10)

Сектор Имеющиеся внешние ресурсы Потребность в финансовых ресурсах

Внешние Внут- ренние Всего

1 2 3 4 5

Государственное управление 1,322 3,728 258 3,986

Социальная защита — 70,611 37,981 108,592

Мул ьтисекторал ьные социальные услуги 55,000 43,800 14,000 57,800

Образование 5,000 43,263 19,673 62,936

Здравоохранение 25,412 27,647 8,726 36,373

1 2 3 4 5

Сельское хозяйство 118,140 127,100 18,840 145,940

Приватизация, производсто и развитие частного сектора 3,985 14,909 2,105 17,015

Энергетика 58,300 61,520 17,780 79,300

Транспорт 74,000 83,000 21,000 104,000

Телекоммуникации 15,000 23,049 1,191 24,240

Водоснабжение 15,000 40,105 4,205 44,310

Охрана окружающей среды, туризм — 3,415 38 3,453

Всего 371,247 542,147 145,797* 687,944

*Включая 18,3 млн. долларов США внебюджетного финансирования

Как видно из примерной сметы расходов, несмотря на то что она представляет собой поверхностную картину, смета требует больших финансовых затрат, большую часть которых составляют внешние финансовые ресурсы в виде грантов, кредитов и инвестиций.

Таким образом, поиск новых источников финансирования для осуществления вышеназванной стратегии является актуальной и неизбежной проблемой. Институт вакуфа - именно тот источник, который для своего осуществления не требует дополнительных расходов и с экономической точки зрения - весьма выгодный и самоокупаемый проект.

Привлекательность данного проекта для мусульманина прежде всего кроется в его изначальной сущности. В одном благородном хадисе говорится: «После смерти человека прекращается и запись всех его благих дел, кроме трех: живая милостыня, полезное знание и благое дитя, поминающее его в молитве» (Муслим, Васиййа, 14).

Исламоведы сходятся во мнении, что под живой милостыней подразумеваются вакфы, хотя, в общем, это означает любое благодеяние, совершенное во имя Всевышнего, которое затем постоянно служит и приносит пользу (5).

Институт вакуфа и ныне не потерял своей актуальности, так как последние призывы главы нашего государства указывают на то, что Правительство взяло курс на обеспечение социальной справедливости в обществе. Именно поэтому институт вакуфа будет тем самым элементом, который обеспечит справедливость между богатыми и бедными слоями населения.

Кроме того, содействие развитию вакуфа находится на повестке дня основных исламских международных институтов, таких как: Организация Исламской конференции (ОИК), а также Исламского банка развития и Исламской организации по науке, культуре и образованию (ИСЕСКО) (11). Признание института вакуфа с дипломатической точки зрения обеспечит

дополнительный имидж нашему государству в исламском мире, поддержку со стороны этих авторитетных исламских организаций.

Возможно, существует опасение, что признание института вакуфа обеспечит определенную финансовую независимость религиозным организациям, отдельным религиозным группам, что может привести к дестабилизации обстановки в стране. Должен сразу возразить, что при решении данного вопроса автор прежде всего исходил из факта признания института вакфа только в благотворительных, целях а не его религиозной направленности. Кстати, споры о признании института вакуфа в последние несколько лет разгорелись в Республике Татарстан Российской Федерации. Причиной тому стало принятие Государственным советом данной республики 16.06.2008. изменения в пункт 3 статьи 18 закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которым религиозные организации вправе иметь вакуфное имущество, правовое положение которого регулируется федеральным законодательством. Сущность спора заключается именно в том, что многие российские политики и исламоведы выступают против признания за религиозными обществами права на возможность обладать вакфным имуществом.

Учитывая весь этот опыт, необходимо институт вакуфа законодательно признать только в той его части, которая бы отвечала требованиям статьи 1 Конституции Республики Таджикистан, в соответствии с которой Республика Таджикистан является независимым, демократическим, правовым, светским и унитарным государством (4,34).

Список литературы:

1. Беккин Р.И. Вакф как современный исламский финансовый институт//Рах Islamica 1(2)/2009.

2. Вишневский А. Как это делалось в Средней Азии//Наука и религия.-1990.-№3.

3. Гражданский кодекс Республики Таджикистан.Часть 2.-Душанбе,2006.

4. Конституция Республики Таджикистан. -Душанбе, 2003.

5. Осман Нури Тобаш. Вакуф. Благотворительность. Служение. 1-е издание. -

Стамбул. 2004 http://www/islamicpublishing/net

6. http://www.president. tj/rus/novostee_051009c. html

7. http://www.president.tj/rus/vistupleniy240507.htm

8. http://www. isesco. org. ma/english/publications/WAQF/basic. gif http://www.unhabitat.org/downloads/docs/3546_80031_ILP%207. doc

9. http://www. isesco. org. ma/english/publications/WAQF/basic. gif

10. http:siteresorces. worldbank. org/INTAJIKISTAN/Resources/prsp_text_russ. .pdf

11.http://www.unhabitat.org/downloads/docs/3546_80031_ILP%207/doc

А.А.Мирбобоев

Место исламского института «вакуфного права» в светской правовой системе Республики Таджикистан

Ключевые слова: ислам, право, благотворительность, вакуф, борьба с бедностью

В статье рассмотрены некоторые актуальные вопросы сегодняшнего дня, в частности, благотворительная деятельность, имеющая место в Республике Таджикистан, отношение таджикских политиков к религии ислам, место ислама в современном таджикском обществе и необходимость признания вакуфного права. Автор подчёркивает, что признание вакуфного права и его вхождение в современную правовую систему пойдёт на пользу как обществу, так и государству, так как прибыль, получаемая от вакуфного имущества, направляется только на благотворительные цели, так что оно поможет обеспечить социальную справедливость в обществе. Для признания вакуфного права в таджикском обществе созданы самые благоприятные условия. Признание не подразумевает под собой ликвидацию одного института права и замену его другим. Наоборот, вакуфное право станет логическим продолжением действующей системы института благотворительного фонда и доверительного договора по управлению имуществом. Кроме того, вакуф займёт достойное место в борьбе с бедностью и окажет поддержку в осуществлении государственной политики в этой области.

A.A.Mirboboyev

The Place of the Islamic Institute of the Vakuf Law in the Secular Legal System of

Tajikistan Republic

Key words: Islam, law, charity, vakuf, combat with poverty

The article dwells on some actual issues of nowadays; in particular, such question are considered as: charitable activities in the Republic of Tajikistan, attitude of Tajik politicians to Islam as a religion, place of Islam in the contemporary society, urgency in reference to the vakuf law being recognized. The author lays an emphasis upon the assertion that recognition of the vakuf law will be useful both for the state and the society, as dividends obtained from vakuf property are referred only for charity that may help provide social justice in the country. For a recognition of the vakuf law the most favourable conditions are created in the Tajik society. But recognition doesn't imply a liquidation of one institute ofjurisprudence with its further replacement for another. On the contrary, the vakuf law will be a logical continuation of the functioning system of the institute of a charitable fund and an entrusting agreement in reference to property management. In addition, vakuf will occupy a dignified place in combat with poverty rendering support in implementation of statal policy in this realm.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.