Раздел I. Экономические науки
УДК 339.522 © А.О. Аветисян
А.О. Аветисян
ВЗГЛЯД НА ВНЕШНЮЮ ТОРГОВЛЮ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ ДО И ПОСЛЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ВТО
В статье определены положительные последствия присоединения Армении к ВТО, проанализировано влияние торговли на экономическое развитие Армении. Рассмотрены действия ВТО, призванные стимулировать экономическое развитие, но вызвавшие определённые проблемы в некоторых ситуациях. Ключевые слова: Армения, ВТО, импорт, экспорт.
После распада СССР в 1991 году Армению признали независимой республикой. Страна заключала экономические договоры со многими государствами, вступала в различные международные организации, в том числе и в ВТО (Всемирную торговую организацию, созданную 1 янв аря 1995 года). По данным 2012 года, торговый баланс составил -2838,7 млн. долл. США, импорт превысил экспорт примерно в 3 раза. Страна нуждается в увеличении экспорта для улучшения экономического положения. Армения пока недостаточно использует возможности ВТО в своих интересах. По мнению компании Global SPC [6], Армении необходимо создать государственную структуру, состоящую минимум из 15 человек для изучения всех возможностей и преимуществ ВТО. На сегодняшний день в Армении вопросами ВТО занимается один человек в Министерстве экономики и еще один представитель республики в Женеве. А в годы присоединения существовал небольшой отдел, который закрыли в 2009 году.
Цель данной статьи - исследование эволюции внешней торговли Армении после вступления в ВТО. Для этого необходимо: 1) дать исторический обзор вступления Армении в ВТО; 2) провести анализ экономического развития страны после вступления в ВТО.
В 1993 году Армения подала заявку на присоединение к ГАТТ (Генеральному соглашению по тарифам и торговле). Для вступления в ВТО Армения приняла, в числе прочих, некоторые обязательства [12]: привести таможенное законодательство в соответствие со стандартами ВТО; применить акцизные налоги как к импортированным товарам, так и к отечественным; внедрить НДС на сельскохозяйственную продукцию (ранее ее освобождение от НДС было призвано поддержать самообеспеченность страны продовольствием) и т. п. 5 февраля 2003 года Армения стала 145 членом ВТО. Республике Армения (РА) было сложно обеспечить конкурентоспособность национального производства на международном рынке. РА относилась к числу стран с переходной экономикой и по условиям вступления не получила тех привилегий, которые предоставляются развивающимся странам. Некоторых уступок по условиям вступления в ВТО республике все же удалось добиться: так, например, в сельском хозяйстве разрешалось продлить введение НДС до 1 января 2009 года [5]; в промышленности - применить дискриминационную политику к некоторым товарам с помощью импортной пошлины, например, на резину и каучук.
Страны-члены ВТО объединяются в коалиции для координации позиций по вопросам повестки дня организации и лучшего отстаивания своих интересов в
ходе многосторонних переговоров. Как участник ВТО, Армения состоит в двух коалициях [13]: недавно присоединившихся стран (Recently acceded members, RAMs) и низкодоходных стран с переходной экономикой (Low income economies in transition). В состав RAMs входят страны, которые вели переговоры и присоединились к ВТО после 1995 года, и стремились ограничить обязательства по либерализации своих экономик. В состав второй коалиции входят страны, которые стремятся обеспечить для себя режим, предусматриваемый для наименее развитых стран, прежде всего в сфере сельского хозяйства.
Налицо следующие положительные изменения в экономическом развитии Армении после вступления в ВТО:
возрос уровень экспорта товаров. Было разработано законодательство, отвечающее новым требованиям;
торговый бизнес в Армении получил возможность импортировать товары по более низким ценам. Сниженные цены с тем же уровнем потребления приносят Армении дополнительный экономический рост. Также это заставляет местных производителей внедрять новые технологии и добиваться более высокого качества товаров, которые становятся конкурентоспособными на мировом рынке;
присоединение Грузии к ВТО не даёт ей права облагать товары армянского производства, провозимые через её границу, повышенной транзитной пошлиной (пошлина на товары из Азербайджана была меньше на 50%). Учитывая, что экспорт и импорт Армении главным образом осуществляется через Грузию, снижение пошлины способствует увеличению уровня торговли;
в странах-членах ВТО к товарам армянского производства применяется принцип РНБ. В этой связи бизнес Армении получает дополнительное ценовое преимущество, формируемое за счёт дешёвой рабочей силы;
Армения получает выгоду оттого, что членство в ВТО помогает защищать права местных производителей и сдерживает тарифы;
желание Армении стать членом ВТО заставило её привести юридические нормы в соответствие с международными стандартами ведения бизнеса, ответственности и риска. Это обстоятельство принесло дополнительные иностранные инвестиции;
стандарты ВТО позволяют запрещать ввоз товаров низкого качества и товаров, опасных для здоровья и окружающей среды.
Наряду с положительными изменениями, вступление
в ВТО породило и проблемы. В частности, опережающий рост импорта товаров привел к ухудшению торгового баланса. Впрочем, его компенсировал приток инвестиций из-за рубежа, поэтому платежный баланс не ухудшился (рис. 1).
Вступление в ВТО повлияло на географию внешней торговли РА. До вступления в ВТО основная часть экспорта РА направлялась в страны СНГ, а в 2012 году - только 23,5%; увеличилась торговля со странами ЕС, которая в 2012 году составила 39,2%, с другими странами - 37,3%. Наибольшее количество товаров из Армении закупают такие страны ЕС, как Германия (10,7%), Болгария (9,1%), Бельгия (8,9%), Нидерланды (5,6%). Ведущие импортеры армянских товаров среди «других стран»: Иран - 6,8%, США - 6,1%, Канада -5,9%, Грузия - 5,7%. Среди стран СНГ основными покупателями являются: Россия (19,6%), Украина (1,0%) [11].
С 1993 года в Армении действовал принцип налогообложения по стране происхождения товаров. Таким образом, импорт товаров из стран СНГ освобождался от этих налогов, а из остальных стран - нет. Это противоречило принципу «Режима наибольшего благоприятствования» (РНБ) в ВТО. В 1997 году внедрили новый принцип налогообложения - по стране назначения. То есть был установлен торговый режим, в котором основные партнеры среди стран СНГ не имели привилегий в торговле между собой. Страны СНГ теряли около 2 млрд. долларов США в год.
Россия, которая является надежным и давним партнером Армении, вступила в ВТО в 2012 году. Уже очевидна вероятность некоторых отрицательных последствий этого шага в торговых отношениях с Арменией. Особенно пострадает экспорт некоторых товаров из Армении в Россию, занимающих значительную долю в общем экспорте страны. Возможно, пострадает экспорт армянского коньяка в Россию. Это связано с тем, что французы строго определили, регламентировали и запатентовали географические границы местности, в которой допускается производство коньяка, технология производства и само название «Коньяк» [14]. Первый завод, основанный в Армении, стал использовать аналогичную французской технологию, и назвал свой напиток тоже «Коньяк». Проблема нарушения авторских прав была еще во времена СССР, но, несмотря на это, в советских республиках напиток завоевал популярность под названием «Армянский коньяк». Теперь, после присоединения России к ВТО, французские компании могут
потребовать изменить название напитка. Смена названия угрожает объемам экспорта коньяка из Армении в Россию. По данным Министерства экономики РА (проект министерства экономика РА 2010 года: отраслевая стратегия производства коньяка 2011-2020), Россия
импортирует из Армении 23% коньяка, которое составляет 80% общего экспорта коньяка из Армении в Россию, которое, в свою очередь, составляет 9,4% в общем экспорте РА. Отметим, что Армения экспортирует 2,8% мирового коньяка и бренди [9].
Проблемы могут возникнуть с импортом Джермука и остальных минеральных вод в РФ, так как США остановила импорт Джермука из Армении, заявив, что содержание мышьяка в нем не соответствует допустимым нормам. В подобных случаях эта информация предоставляется всем членам ВТО и это может закрыть дорогу указанным товарам как в Россию, так и в те страны, куда они ранее не поставлялись. Доля экспорта минеральных вод в общем экспорте РА составляет 2,1%, а 72% из этого экспортируется в РФ [источники 1, 2, 8: построено по данным национальной статистической службы РА, таможенной службы РА, Министерства финансов РА].
Проблемы могут возникнуть и в экспорте сельскохозяйственной продукции. 16 июня 2008 года в г. Матеро (Италия) состоялся 14 международный симпозиум по культивированию абрикоса. По вкусовым качествам армянский абрикос занял первое место, а по внешнему виду не подходил под стандарты принятых в странах-членах ЕС. В 2008 г. Армения обратилась к Центру национальных исследований Австрии для внедрения новых технологий обработки абрикоса согласно стандартам, принятым в странах-членах Евросоюза. Для выхода на международные рынки производители были вынуждены привести свой продукт к принятым стандартам, из-за жестких требований к внешнему виду. Это может нанести ущерб вкусовым качествам. Доля экспорта абрикосов, персиков, вишни, кизила, черешни в общем экспорте составляет 6,3%, а 85% из этого - в РФ [источники 1, 2, 8: построено поданным национальной статистической службы РА, таможенной службы РА, Министерства финансов РА].
Если прекратить экспорт коньяка, минеральных вод, фруктов из РА в РФ, то отрицательное сальдо торгового баланса с Россией увеличится на 20%, а торгового баланса в целом - на 3%. Если прекратить экспорт и в другие страны-члены ВТО, то отрицательное сальдо торгового баланса увеличится на 3,8% (табл. 1).
6000 Л ООО 2000
-2000 -4000
гоо^^оо! 2К2 гой ¡и? ища госч МП) 2011 2012
»экспорт "орюеы й 6 зп анс «•••импорт инвестиции
Рис. 1. Экспорт, импорт, торговый баланс, инвестиции в Армению 2000-2012 гг., млн. долл. США
Таблица 1. Торговый баланс Республики Армения [1,2,8]
20 И год Экспорт (млн. долл.) Импорт (млн. долл.) Торговый баланс (млн. долл.)
Общий 1334 4145 -2811
Россия 222 890 -668
Помимо перечисленного выше, Армения столкнулась с рядом иных проблем. В 2009 году, по истечении переходного периода, сельскохозяйственная продукция стала облагаться НДС. В результате некоторые производители не смогли отвечать требованиям конкуренции и были вынуждены закрыть производство. Это привело к увеличению уровня безработицы, импорта и эмиграции. Необходимо отметить, что в Армении до сих пор существует большое количество сельскохозяйственных производителей, которые работают нелегально, без уплаты каких-либо налогов. При этом государственные органы не пресекают их деятельность. Причина в том, что в Армении существует недостаток сельскохозяйственной земли, а импорт продовольствия затруднен, поэтому развитие сельского хозяйства имеет стратегическое значение.
В итоге, вступив в ВТО, Армения приобрела емкие рынки для экспорта товаров, услуг, сырья, полуфабрикатов, образовались благоприятные условия для увеличения иностранных инвестиций, ускорился процесс интеграции к мировой экономике. С другой стороны, после вступления в ВТО дефицит торгового баланса РА растет. Это означает, что Армения пока еще не имеет достаточного потенциала экспорта, чтобы извлечь пользу от либерализации торговли. Несмотря на увеличение экспорта, импорт повысится во много раз (рис. 2). Отрицательный баланс внешней торговли еще больше увеличится, если не использовать все ресурсы
для стимулирования экспорта. Рост экспорта зависит не только от ВТО.
Проанализируем эволюцию товарной структуры внешней торговли Армении по основным группам товаров после вступления страны в ВТО.
В 2002 году, накануне вступления в ВТО, самую большую долю в экспорте Армении составляли драгоценные камни (код группы 71). В 2012 году объем их экспорта по сравнению с 2002 годом снизился на 33% (см. рис. 3). Сырье (алмазы) импортируют совместные предприятия из Бельгии, Израиля и России по толлинговым схемам, которые,как правило, освобождаются от налогов, поскольку это является продуктом временного импорта для переработки. Ювелирная промышленность долгое время оставалась одной из наиболее конкурентоспособных отраслей экономики Армении. Отмеченное выше снижение ее показателей побуждает власти республики к шагам, направленным на исправление ситуации. В конце 2012 г. Правительство Армении упростило порядок импорта алмазов и экспорта бриллиантов [7].
Экспорт недрагоценных металлов и изделий из них (код групп 72-83) в 2012 году по сравнению с 2002 годом увеличился в 7,5 раза. Армения экспортирует медь, молибден, золото. Возможно, наиболее ярко вступление в ВТО отразилось на экспорте ферромолибдена. Сразу после присоединения страны к ВТО, с 2004 г., быстро выросли его поставки в Германию и Нидерланды. По мнению экспертов Евразийского центра интеграционных исследований, армянская металлургия - единственная по-настоящему конкурентоспособная отрасль экономики страны при экспорте в страны Таможенного союза [10].
Объем экспорта алкогольных и неалкогольных напитков (код группы 22) 2012 года по сравнению с 2002
Рис. 2. Импорт РА по товарным группам в 2002 и в 2012 г., млн. долл. США [3,4]
4511
-НН1
35(1 ЗОЛ 2йП ЗЛО 150 100 50 О
_- 2002_
_■ПН 2_
-1.1 -■ Ь 1
¿г
Рис. 3. Экспорт РА по товарным группам в 2002 и в 2012 г., млн. долл. США [3,4]
годом увеличился на 24%, импорт-на 4,5%. Вступление в ВТО позволило увеличить экспорт товаров этой группы за счет стран-членов ВТО.
В 2002 году экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (код товарных групп 01-21) составил 2,6% в общем экспорте, в 2012 году - 10%. Импорт, соответственно - 21,5% и 17,7% (см. рис. 2). Экспорт2012 года по сравнению с 2002 годом увеличился на 90% (123,2 млн. долл. США), а импорт, несмотря на то, что процентное соотношение снизилось, увеличился на 75% (569 млн. долл. США). Вступление в ВТО повлияло положительно на конкурирующие с импортом производства. По условиям вступления в ВТО Армения смогла продлить период внедрения НДС в сельском хозяйстве, защитить производителей продуктов питания тарифными методами. Например, импортная пошлина на зерно составляет 0%, а на продукты, изготовленные из зерна - 10%. Это стимулировало прирост местного производства макарон, кондитерских изделий и т.п., что способствовало замене импорта местным производством. Это также относится к импорту строительных камней.
В абсолютном выражении рост импорта за рассматриваемое десятилетие оказался наибольшим по минеральному сырью и топливу (рис. 2). Связано это не со вступлением в ВТО, а с ростом цен на сырье и топливо на мировых рынках. Отчасти это объясняет и серьезное увеличение импорта сельскохозяйственных товаров и продовольствия.
Для Армении основной путь сократить импорт -это развить внутреннее производство, и за счет этого увеличить экспорт. Этому может способствовать развитие производств, заменяющих импорт, привлечение иностранных инвестиций, предоставление субсидий и
налоговых льгот экспортирующим предприятиям, кредитование и страхование экспорта. Последний метод продвижения экспорта нужно использовать максимально осторожно, поскольку торговые партнеры могут применить ответные меры. Внутренний рынок можно защитить и не тарифными барьерами. Пока из нетарифных барьеров в РА применяется только лицензирование.
В Армении средняя импортная пошлина на готовые продукты составляет 10%, и 0% на сырье и полуфабрикаты. То есть Армения ограничивает импорт готовых продуктов и стимулирует импорт сырья. Но в РА нет многообразных отраслей, которые занимались бы переработкой импортируемого сырья и изготовлением готовых продуктов, следовательно, не имеет смысла применять такие тарифы на импорт всей готовой продукции. Кроме этого, все широко потребляемые товары, которые облагаются импортной пошлиной 10%, еще и облагаются НДС 20%, что, в конечном счете, поднимает цену товара на 1/3. Это означает, что армянские потребители получают тот же самый товар на 1/3 дороже, чем в соседних странах [15]. Отметим, что применение таких тарифов привело к положительным результатам для некоторых отраслей экономики Армении.
Таким образом, членство РА в ВТО за первые десять лет не привело к значительным изменениям структуры внешней торговли. В долгосрочном периоде предприниматели и экспортеры Армении могут иметь выгоду от членства ВТО, при правильном использовании возможностей предоставленных ВТО, в частности принципа РНБ, фиксированных пошлин для стран-членов ВТО, разрешенных субсидий и способов защиты внутреннего рынка, а также механизма разрешения торговых споров.
Библиографический список
1. http://www.armstat.am (дата обращения: 01.08.2013).
2. http://www.customs.am (дата обращения: 01.08.2013).
3. http://www.customs.am/Shared/Documents/_CI/Customs_Statistics/Customs_statistics_archive /vt_ynd_ cucanish_2002.XLS (дата обращения: 01.08.2013) Товарная структура внешней торговли РА (2001 -2002гг.)
4. http://www.customs.am/Shared/Documents/_CI/Customs_Statistics/General_lndicators/ RA_Foreign_Trade_ By_Products/vt_artar_apr_karuc_2011_2012.xls (дата обращения: 01.08.2013). Общий внешнеторговый товарооборот РА (2011-2012гг.)
5. https://docsonline.wto. org/dol2fe/Pages/SS/DirectDoc.aspx?filename=t%3a%2fwt%2facc%2farm23.doc& (дата обращения: 01.08.2013). Report of the working party on the accession of the Republic of Armenia, страница 25, пункт 64
6. http://www.globalspc.am/ru/books-rus (дата обращения: 01.08.2013). Книги Trade in Services и DOHA Development Agenda
7. http://www.jewellerynews.ru/process/news.html?id=14946 (дата обращения: 21.09.2013)
8. http://www.mineconomy.am/(дата обращения: 01.08.2013).
9. http://www.mineconomy.am/arm/200/487c6954ed8d0268d0ca460f15e9de7f/download.file.html (дата обращения: 01.08.2013).
10. http://news.am/rus/news/170736.html (дата обращения: 21.09.2013)
11. http://www.ved.gov.ru/exportcountries/am/about_am/ved_am/ (дата обращения: 20.07.2013). Общие внешнеторговые результаты РА по группам стран (2011-2012)
12. http://www.wt0.0rg/english/thewt0_e/acc_e/c0mpleteacc_e.htm#arm (дата обращения: 20.07.2013). Report of the working party on the accession of the Republic of Armenia
13. http://www.wto.org/english/thewto_e/countries_e/armenia_e.htm (дата обращения: 20.07.2013).
14. Dt du 01.05.09 Bureau National Interprofessionnel du Cognac 1, DÉCRET DU 1ER MAI 1909 (COMPLÉTÉ PAR CELUI DU 30 NOVEMBRE 1938) (J.O. DU 03-05-09), Национальное Межпрофессионального бюро Коньяка 1, Указ 1 мая 1909.
15. Материалы национальной конференции: Проблемы международной торговли и Армения. Ереван 2005. - 384 с.
A LOOK AT THE EXTERNAL TRADE OF THE REPUBLIC OF ARMENIA BEFORE AND AFTER THE ACCESSION TO WTO
Hayk H. Avetisyan,
postgraduate student, Saint-Petersburg State University
Abstract. In the article we identified the positive impact of the accession of Armenia to the WTO, analyzed the impact of trade on the economic development of Armenia. We also examined the actions of the WTO designed to promote economic development, but which, nevertheless, have caused problems in some situations. Key words: Armenia, WTO, import, export.
Сведения об авторе:
Аветисян Айк Оганнесович - аспирант кафедры мировой экономики экономического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация), e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию: 03.11.2013