УДК 32.019.51
Д.И. Каминченко
магистр политологии, аспирант, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
ВЗГЛЯД НА ТЕХНОЛОГИИ «НОВЫХ» МАСС-МЕДИА С ПОЗИЦИЙ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация. В статье рассматриваются технологии «новых» средств массовой информации. Автор статьи пытается представить взгляд на данные медиа через призму индивидуализированного общества. Рассмотрение современного общества как индивидуализированного представлено известным ученым З. Бауманом в работе «Индивидуализированное общество». Именно от взглядов З. Баумана на современное общество отталкивается автор статьи в своей работе. Автор приходит к выводу, что «новые» медиа становятся глобальным политическим инструментом, который используется в локальных политических процессах.
Ключевые слова: «новые» СМИ, социальные сети, блоги, коллективные политические действия, политический институт, индивидуализированное общество.
D.I. Kaminchenko , master of political science, postgraduate student, Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
VIEW ON THE «NEW» MEDIA TECHNOLOGIES FROM THE POINT OF THE INDIVIDUALIZED
SOCIETY
Abstract. The new media technologies are considered in the article. Author of the article tries to present an opinion on these media through the lens of the individualized society. Famous scientist Z. Bauman in his work «The individualized society» has presented the consideration of modern society as individualized society. The author of the article is based on the views of Z. Bauman on modern society. The author concludes that the «new» media becomes the global political tool that is used in local political processes.
Keywords: «new media», social networks, blogs, collective political actions, political institute, individualized society.
Общество сегодня уже не мыслится без современных информационно-коммуникационных технологий. Их влияние возрастает с каждым днем, причем как в социальной, экономической, так и в политической сферах. В научном сообществе сформировалось уже не одно понятие, отражающее различные феномены современного общества. Среди таких понятий присутствуют и технологии «новых» средств массовой информации. Их изучение представляется весьма актуальным, особенно учитывая складывающуюся в последние годы политическую практику. Цель данной статьи -рассмотреть данные масс-медиа с позиций индивидуализированного общества. Именно так обозначает известный ученый Зигмунт Бауман современный этап развития общества.
В своей работе «Индивидуализированное общество» З. Бауман [1] дает развернутую характеристику современного общества. Очевидно, автора данной статьи интересует, в первую очередь, социально-политический аспект данной характеристики. Необходимо рассмотреть технологии «новых» медиа под углом зрения индивидуализированного общества, а точнее - некоторых из его примечательных и основополагающих положений и особенностей.
Автор статьи считает целесообразным привести одну из дефиниций «новых» медиа. Итак, «новые» масс-медиа можно охарактеризовать как динамичное сетевое образование, которое предполагает сбор, обработку и распространение информации, функцию удобной обратной связи между аудиторией и автором, способность связывать людей друг с другом и обмен огромным массивом данных [2, с. 307]. «Новые» медиа - это социальные Интернет-сети, блоги, микроблоги и т.д.
Согласно Бауману, важнейшим вопросом современного общества является индивидуализация, которая «состоит в установлении автономии индивида de jure (хотя и не обязательно de facto) [1, с. 181]. Индивидуализация в таком случае неизбежно порождает необходимость рассмотрения вопросов, касающихся идентификации индивида. Бауман пишет: «... проблема, мучающая людей на исходе века, состоит не столько в том, как обрести избранную идентичность и заставить окружающих признать её, сколько в том, какую идентичность выбрать и как суметь вовремя сделать другой выбор, если ранее избранная идентичность потеряет ценность или лишится её соблазнительных черт» [1, с. 185].
Что в таком случае следует отметить в отношении «новых» медиа, которые иногда обозначаются ещё и как социальные СМИ? Процесс идентификации в современном обществе приобретает надтерриториальный и глобальный характер. Изменяются пространственные характеристики идентификации. Глобальные системы поддержки социальных сетей позволяют индивиду идентифицировать себя с различными группами и сообществами в сети Интернет. Вместе с тем, большое количество таких групп и сообществ, наверное, могут внести ещё большую неопределенность для индивида.
В рамках данной статьи и поставленной в ней цели необходимо обратить внимание на два важнейших политических вопроса. Эти вопросы представлены и в работе Баумана. Во-первых, как отмечает Бауман, обладающие сегодня реальной властью силы в большинстве своём «экстерриториальны», а «арена действий политиков остаётся локальной» [1, с. 152]. Реальные сила и власть всё меньше сосредоточены в существующих территориальных политических институтах. Глобальные финансовые и информационные системы всё сильнее влияют на политическую жизнь целых государств. «Новые» медиа в данном случае, как показывает и политическая практика, становятся, в свою очередь, и эффективным инструментом во влиянии на традиционные политические институты. Исходя из предложенного Бауманом видения власти и политики, можно сделать вывод о том, что «новые» медиа становятся инструментом властных глобальных игроков в их влиянии на региональные политические процессы и институты.
Во-вторых, одним из следствий эффекта неопределенности, существующей в современном обществе, по мнению Баумана, является кризис существующих институтов коллективных политических действий [1]. «Новые» СМИ неоднократно выступали в качестве ресурса, причем не последнего по значимости и эффективности, при организации таких форм политического участия, как, например, оппозиционные митинги. Это доказывало эффективность данных медиа. Однако когда речь заходит о долгосрочных коллективных политических действиях, то здесь возникают вопросы. «Новые» медиа, зачастую, объединяли и организовали людей на митингах, посвященных конкретной социально-политической и иной проблеме. После разрешения или снижения остроты
№ 3 (19) - 2013
145
такой проблемы снижалась, как правило, и активность граждан. Таким образом, «новые» медиа способны позитивно и конструктивно повлиять на коллективные политические действия, однако о подобном влиянии на долгосрочные формы таких действий говорить, наверное, преждевременно.
Необходимо подвести итог данной работы. Целью было рассмотреть «новые» СМИ с позиций индивидуализированного общества, над концепцией которого работал З. Бауман. Исходя из представленной в его работе позиции о взаимодействии власти и политики в современном обществе, целесообразно предположить, что «новые» медиа становятся инструментом властных глобальных субъектов в их воздействии на территориальные и локальные политические процессы и институты. «Новые» медиа способны оказывать положительно конструктивное воздействие на организацию, подготовку и проведение коллективных политических действий. Вместе с тем, о подобном их влиянии именно на долгосрочные коллективные политические действия говорить, наверное, преждевременно. А ведь именно на кризис существующих в современном обществе институтов коллективных политических действий обращает особое внимание Бауман. В условиях складывающихся надлокальных идентификационных процессов глобальные системы поддержки социальных сетей приобретают особое значение. Правда, при этом не стоит забывать и о неопределенности как важнейшей характеристике современного индивидуализированного общества, которая, возможно, во многом порождается именно широким выбором и большим числом альтернатив, а «новые» медиа, как известно, включают в себя огромное количество различных групп и сообществ в сети Интернет.
Список литературы:
1. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. - 390 с.
2. Балуев Д.Г., Каминченко Д.И. Политическая роль «новых» СМИ в ливийском конфликте // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. - Нижний Новгород.: Изд-во Нижегородского госуниверситета, 2012, № 2 (1). С. 307-313.
List of references:
1. Bauman Z. The individualized society / translated from English edited V.L. Inozemtsev. - M.: Logos, 2005. - 390 p.
2. Baluev D.G., Kaminchenko D.I. Political Role of New Media in Libyan Conflict // Vestnik of NNSU, 2012, № 2 (1), pp. 307-313.