DOI: 10.12731/2218-7405-2014-6-16 УДК 32.019.51
РОЛЬ ГЕНЕРИРУЕМОГО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ КОНТЕНТА В ИЗУЧЕНИИ «НОВЫХ» СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Каминченко Д.И.
Цель/предмет
Исследование роли генерируемого пользователем контента в понимании «новых» масс-медиа.
Метод/методология
В основе - структурно-функциональный подход.
Результаты работы
Значение технологий «новых» средств массовой информации рассмотрены с позиций создаваемого пользователем контента. В работе отмечены конкретные проявления черт подобного контента в функционировании «новых» СМИ.
Применение результатов
Результаты исследования могут быть полезны при дальнейшем исследовании феномена «новых» масс-медиа.
Выводы
На основе выделенных черт генерируемого пользователем контента удалось углубить понимание феномена «новых» средств массовой информации. Автор обращает внимание на то, как черты данного контента проявляются в политическом значении «новых» СМИ.
Ключевые слова: «новые» СМИ; генерируемый пользователем контент; пользователь; интерактивность; коннективность.
THE ROLE OF USER GENERATED CONTENT IN «NEW» MEDIA RESEARCH
Kaminchenko D.I.
Purpose/subject
Investigation of the role of user generated content in understanding of «new» media.
Method/methodology
Structural and functional method is in the base.
Results of work
The «new» media technologies meaning is considerated from the position of user created content. The concrete features of this content that display in functioning of «new» media are noticed in the article.
Application of results
Research results may be useful in the future investigation of a phenomenon of «new» media.
Conclusions
Understanding of the phenomenon of new media was deepened in the base of this features of user generated content. The author draws attention to the process of this content features showing in the political meaning of new media.
Keywords: «new» media; user generated content; user; interactivity; connectivity.
Исследования «новых» средств массовой информации получили широкое распространение, как в российском, так и в зарубежных научных сообществах. Изучением данных масс-медиа занимаются политологии, социологи, психологи, лингвисты и многие другие. Учитывая, что основная задача средств массовой информации заключается в передаче данных, то важнейшим ключом
к пониманию медиа является изучение свойств этих данных. «Новые» СМИ имеют дело с так называемым генерируемым пользователем контентом. Цель данной работы заключается в рассмотрении того, какую роль играет данный контент в понимании «новых» масс-медиа.
В начале работы необходимо привести дефиницию «новых» масс-медиа. Под данными медиа следует рассматривать сетевые структуры, которые позволяют политическим субъектам обмениваться значительными объемами данных и информации в режиме реального времени [2, с 266]. Среди основных свойств «новых» СМИ целесообразно привести следующие: широкий доступ к информации [3, c. 64], коннективность (как способность связывать людей друг с другом и обмениваться различными объемами данных в режиме реального времени) [3, c. 65], динамичность (высокая скорость работы с информацией), интерактивность (активное взаимодействие производителя и потребителя информации), новые возможности обратной связи (так называемая двусторонняя коммуникация) и др. «Новые» средства массовой информации становятся неотъемлемой частью жизни общества и основаны на функциональных возможностях современных информационно-коммуникационных технологий.
Не должно возникать сомнений в том, что «новые» СМИ, в первую очередь, направлены на передачу и транспортировку информации. Характер и свойства такой информации позволяют углубить понимание данных масс-медиа. Особенной частью данной информации, транспортировкой которой заняты рассматриваемые медиа является так называемый генерированный пользователем контент. Необходимо привести несколько определений данного понятия. Генерированный пользователем контент, также известный в качестве созданного пользователем контента, относится к разным видам общественно доступного медиа контента, которые производятся конечными потребителями[5]. «Созданный пользователями контент - контент, созданный зарегистрированными пользователями соответствующий системы»[1, c. 612], -
отмечает политолог Д.Г. Балуев. В работе «Participative Web: User-Created Content» приводятся 3 характеристики создаваемого пользователем контента: публикационное требование (контент расположен на общих и доступных вебсайтах или на странице в социальной сети, доступной для определенной группы людей), наличие творческого элемента (контент содержит некий творческий аспект), создание контента вне профессиональных процедур и практик (предполагается создание контента вне институционального и коммерческого контекста, т.е. контент производится непрофессиональными журналистами, а простыми пользователями и не нацелен на получение коммерческой прибыли)[4, с.8].
Приведя несколько общих определений «новых» СМИ и генерируемого пользователем контента, которые дают некоторое представление о рассматриваемых явлениях, необходимо перейти к выполнению конкретно поставленной цели, а именно: рассмотреть то, какую роль играет подобный контент в понимании «новых» медиа. Подобное рассмотрение требует выделения ряда черт, которые в той или иной степени принадлежат генерируемому пользователем контенту. Данный контент составляет особую часть всего конента, с которым имеют дело «новые» масс-медиа. Именно он наравне с некоторыми другими факторами позволил данным медиа приобрести такую популярность и влияние в различных сферах жизни общества. Следовательно, проецирование определенных черт данного контента на функционирование «новых» медиа позволит решить поставленную в работе цель.
Итак, выделим ряд черт, которые, вероятно, принадлежат в той или иной степени генерируемому пользователем контенту:
•S Данный контент создается простыми пользователями «новых» СМИ. Это может быть собственная запись-текст в блоге пользователя, ссылка на тот или иной материал или ролик, их подборка в блоге или на странице в системе поддержки социальных сетей, но с элементами творчества (например,
определенная подборка (в определенном порядке), комментарий к размещаемому материалу или ролику, т.е. некоторая творческая активность со стороны пользователя) и многое другое. Соответственно, чем больше зарегистрированных пользователей в тех или иных средствах «новых» СМИ, тем выше вероятность создания генерируемого пользователем контента.
•S В генерируемом пользователем контенте заложено коллективное начало (что отнюдь не исключает и наличия в нем индивидуального начала). Так, подобный контент является результатом работы не только одного пользователя, но и группы людей. Например, размещая на своей странице в том или ином Веб-ресурсе материалы из какого-либо источника, а затем, комментируя его, пользователь создает контент, в котором помимо его деятельности (в качестве комментария) заложена и активность тех, кто до него работал над данными материалами.
•S В генерируемом пользователем контенте заложено индивидуальное начало (что отнюдь не противоречит существованию в нем ещё и коллективного начала). Это проявляется в том, что исследуемый контент - это, помимо прочего, средство самовыражения, в нем отражены зачастую ценностно-нормативные установки и мотивации пользователя. Генерируемый пользователем контент позволяет человеку выразить свое отношение к сложившейся общественной реальности. Так, загрузка на персональную страницу в одной из систем поддержки социальной сети пользователем ряда роликов, например, в определенном порядке - это уже некое выражение позиции пользователя.
•S Гипертекстуальность генерируемого пользователем контента. Например, в подобном тексте пользователь выкладывает некоторые ссылки, следование которым потенциально позволяет углубить понимание проблемы. Иногда в материале указываются ссылки на различные позиции касательно той или иной проблемы, следование которым позволит познакомиться с разными мнениями и выработать собственное суждение на основании изученного.
• Временами генерируемый пользователем контент представляет собой набор полевых данных, т.е. данных очевидцев с непосредственно тех мест, где разворачивались события. Такие данные, например, могут быть зафиксированы с помощью современных мобильных устройств.
Итак, отметив ряд черт, в той или иной степени принадлежащих генерируемому пользователем контенту (как особой части всего контента «новых» СМИ), можно рассмотреть, как данные черты проявляются в деятельности самих «новых» масс-медиа. Это, вероятно, позволит достигнуть поставленной в работе цели. Для этого целесообразным выглядит построение следующей таблицы:
Таблица
Черты генерируемого пользователем контента «Новые» СМИ
Создание контента простыми пользователями «новых» медиа Создание подобного контента миллионами простых пользователей (а не только профессиональными журналистами), а также ежегодный рост аудитории сети-Интернет обеспечивают динамичность работы данных медиа и рост широты охвата данными масс-медиа пользовательской аудитории. Кроме того, подобный принцип создания контента создает некий эффект общественности или гражданственности, т.е. контент производится простыми пользователями сети-Интернет, представителями общества, что подсознательно увеличивает доверие к подобной информации. Однако необходимо отметить имеющиеся в последние годы рост коммерческого контента в «новых» СМИ, а также активное применение данных медиа различными политическими и государственными силами, что способствует размыванию отмеченного эффекта.
Коллективное начало в производстве контента Данная черта проявляется в высокой степени интерактивности «новых» СМИ, т.е. взаимодействии между пользователями, которое подкрепляется ещё и быстрым развитием и распространением современных информационно-коммуникационных
технологий. Интерактивность - это одно из важнейших свойств данных медиа, которое успешно использовалось в различных политических событиях последних лет. Коллективное начало генерируемого пользователем контента проявляется и в так называемых коннективных свойствах «новых» СМИ. Так, пользователи могут находиться в постоянной связи друг с другом (например, состоя в каком-нибудь одном сообществе в системе поддержки социальных сетей) и потенциально быть готовыми к обмену данными в режиме реального времени. Иными словами, коннективность может, как подразумевать непосредственное взаимодействие между пользователями (т.е. интерактивность), так и не подразумевать его (например, пользователи систем поддержки социальных сетей могут годами состоять в каком-нибудь одном сообществе, не осуществляя в нем никакой активности и не общаясь с его участниками (т.е. нет интерактивности, непосредственного взаимодействия) однако само сообщество, тем не менее продолжает при этом существовать.
Индивидуальное начало в производстве контента Генерируемый пользователем контент содержит в себе помимо прочего элементы самовыражения пользователя, его ценностно-нормативные установки, его отношение к сложившейся реальности (в том числе политической). Таким образом, о «новых» медиа часто говорят как об инструменте самовыражения человека. Например, идея ведения собственного блога (как Интернет-дневника пользователя) подтверждает подобное мнение. Выражение отношения пользователей к реальности посредством «новых» СМИ позволяет оценивать общественные настроения в целом. О подобных настроениях, наблюдающихся в «новых» медиа часто сообщают и традиционные информационные агентства.
Гипертекстуальность Генерируемый пользователем контент часто содержит ссылки, отправляющие на внешние ресурсы, где размещена дополнительная информация по той или иной теме, которая позволяет углубить знание об этой теме. Таким образом, «новые» СМИ, содержащие огромные массивы информации и
указывающие на нее ссылки, позволяют формировать более углубленное и многостороннее понимание той или иной проблемы. А это, в свою очередь, способно создавать в сознании людей привычку к более критичному восприятию различных проблем, требующее изучения различных сторон этой проблемы. Иными словами, гипертекстуальность может проявляться во влиянии «новых» медиа на сознание пользователей.
Полевые данные (иногда) «Новые» СМИ приобретают особое значение в том случае, если генерируемый пользователем контент заключает в себе полевые данные, т.е. данные очевидцев тех или иных событий. Очевидно, что подобные данные обладают особым авторитетом и статусом и пользуются спросом в существующих информационных агентствах. Неудивительно, что последние довольно часто используют технологии «новых» медиа в подготовке собственного материала. Полевые данные придают «новым» медиа особую оперативность работы с контентом.
Итак, как же отмеченные черты генерируемого пользователем контента позволяют раскрыть сущность «новых» СМИ? Данный контент создается преимущественно простыми пользователями сети-Интернет, что обеспечивает высокую динамичность «новых» масс-медиа, а учитывая возрастающую с каждым годом аудиторию сети-Интернет - и увеличение пользовательского охвата данными СМИ. Подобный принцип производства контента создает некий эффект гражданственности, т.е. осознания того, что контент создан простыми пользователями, руководствовавшимися в процессе работы с ним некоммерческими интересами. Вместе с тем, рост коммерциализации и маркетинга в контенте «новых» СМИ, а также активное их использование различными политическими силами способны снизить отмеченный эффект. Коллективное начало подобного контента раскрывает интерактивность рассматриваемых масс-медиа (высокая степень взаимодействия пользователей данных медиа) и их коннективные свойства (благодаря которым пользователи
объединены и между ними может установиться обмен данными в режиме реального времени). Индивидуальное начало генерируемого пользователем контента проявляется в том, что «новые» медиа являются инструментом для самовыражения пользователей. Гипертекстуальность исследуемого контента позволяет рассматривать отмеченные масс-медиа как средство для углубленного рассмотрения интересующего вопроса, изучения различных позиций по той или иной проблематике, что способствует формированию более критичного и довольно нейтрального отношения к той или иной проблеме, а иногда и появлению соответствующего мировоззрения. В том случае, когда генерируемый пользователем контент содержит в себе полевые данные, «новые» медиа приобретают особое значение как источник оперативной информации с места событий. Подобная информация, особенно подкрепленная визуальным изображением (например, видеоролик), как правило, оказывает сильное воздействие на мнения пользователей и общества в целом.
Необходимо подвести итог. На основании выделенных и в той или иной степени присущих генерируемому пользователю контенту черт было отмечено, каким образом специфика данного контента проявляется в деятельности «новых» СМИ. Выделенные черты созданного пользователем контента позволили углубить понимание «новых» масс-медиа, их свойств и специфики. Так, созданный пользователем контент, включающий в себя полевые данные, придает особое качество рассматриваемым медиа - оперативность. Вместе с тем, было отмечено и политическое значение данных СМИ, придаваемое генерируемым пользователем контентом. Так, те же полевые данные способны оказывать существенное влияние на функционирование политической системы того или иного государства. Благодаря «новым» медиа из внешней среды в систему подаются такие импульсы, которые способны не только изменить, но даже разрушить существующую в рамках того или иного государства политическую систему. Таким образом, исследование созданного пользователем контента и его особенностей позволяет более углубленно
изучать конкретные направления, связанные с «новыми» СМИ. Например, в политологии рассмотрение подобного контента позволяет сделать ряд важных выводов о влиянии «новых» масс-медиа на функционирование политической системы и т.д.
Список литературы
1. Балуев Д.Г. Политическая роль социальных медиа как поле научного исследования. Образовательные технологии и общество (EDUCATIONAL TECHNOLOGY & SOCIETY), 2013. Том 6, № 2. С. 604-616
2. Каминченко Д.И., Балуев Д.Г. Фактор новых средств массовой информации в формировании современного политического индивида. Современные исследования социальных проблем, № 1 (09), 2012, С. 266-269
3. Каминченко Д.И. Некоторые политические особенности использования технологий «новых» средств массовой информации. Наука Красноярья, № 1 (06), 2013. С. 60-71
4. Participative Web: User-Created Content. [Электронный ресурс]. OECD, 2007, 74 p. URL: http://www.oecd.org/sti/38393115.pdf (дата обращения: 19.06.13)
5. User Generated Content. [Электронный ресурс]. URL: http://www.interpriseo.com/resources/general info articles/User%20Generated%20 Content.pdf (дата обращения: 19.06.13)
References
1. Baluev D.G. Politicheskaya rol' sotsial'nykh media kak pole nauchnogo issledovaniya [Political role of social media as a field of scientist research]. Educational technology & society, 2013. V.6, no. 2, pp. 604-616
2. Kaminchenko D.I., Baluev D.G. Faktor novykh sredstv massovoy informatsii v formirovanii sovremennogo politicheskogo individa [New media factor
for modern political person forming]. Modern Research of Social Problems, no. 1(09), 2012, pp. 266-270
3. Kaminchenko D.I. Nekotorye politicheskie osobennosti ispol'zovaniya tekhnologiy «novykh» sredstv massovoy informatsii [Some political features of the use of «new» media technology]. Science of Krasnoyarsk Territory, no. 1 (06), 2013, pp. 60-71
4. Participative Web: User-Created Content. [Electronic resource]. OECD, 2007, 74 p. URL: http://www.oecd.org/sti/38393115.pdf (accessed: 19.06.13)
5. User Generated Content. [Electronic resource]. URL: http://www.interpriseo.com/resources/general info articles/User%20Generated%20 Content.pdf (accessed: 19.06.13)
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Каминченко Дмитрий Игоревич, аспирант кафедры прикладной политологии
Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
пр. Гагарина, д. 23, г. Нижний Новгород, Нижегородская область, 603950,
Россия
E-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Kaminchenko Dmitry Igorevich, post-graduate student of the Department of applied political science
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
23, Gagarina avenue, Nizhni Novgorod, Nizhni Novgorod area, 603950, Russia E-mail: [email protected]