Научная статья на тему 'ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛ И ВУЗОВ'

ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛ И ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛА / МОЛОДЕЖЬ / ИДЕОЛОГИЯ / УЧИТЕЛЬ / EDUCATION / SCHOOL / YOUTH / IDEOLOGY / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Г.А., Вердиханов Г.В.

За последние 20 лет в мире произошли грандиозные изменения, научные открытия в разных областях, изменивших весь облик современного общества. С компьютеризацией перед образованием открылись новые возможности, поэтому однозначно - реформы в области образования нужны. Основной вопрос - что надо было менять, а что сохранить. Следовало бы все положительное, наработанное за долгие годы советской школой сохранить и добавить новые достижения, методы обучения т.е. обеспечить преемственность. Вместо такого подхода начали все ломать, уничтожать, предать анафеме. Впрочем, образование в этом плане не было исключением - также ломали науку, сельское хозяйство (совхозы, колхозы), медицину, промышленность (станкостроение, машиностроение и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A LOOK AT PROBLEMS IN THE EDUCATION OF SCHOOLS AND UNIVERSITIES

Over the past 20 years, the world has undergone enormous changes, scientific discoveries in different areas that have changed the whole appearance of modern society. With computerization, new opportunities have opened up before education, so clearly - reforms in the field of education are necessary. The main question is what had to be changed and what to keep. It would be necessary to preserve and add new achievements, methods of training, i.e. to ensure continuity, all positive, developed over many years by the Soviet school. Instead of such an approach began to break everything, destroy, betray anathema. However, education in this regard was no exception - also broke science, agriculture (state farms, collective farms), medicine, industry (machine tools, mechanical engineering, etc.).

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛ И ВУЗОВ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК: 371

ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛ И ВУЗОВ

Магомедов Г.А. Вердиханов Г.В.

ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт», Дербент Аркидинская СОШ, Хунзах

Анотация. За последние 20 лет в мире произошли грандиозные изменения, научные открытия в разных областях, изменивших весь облик современного общества. С компьютеризацией перед образованием открылись новые возможности, поэтому однозначно - реформы в области образования нужны. Основной вопрос -что надо было менять, а что сохранить.

Следовало бы все положительное, наработанное за долгие годы советской школой сохранить и добавить новые достижения, методы обучения т.е. обеспечить преемственность. Вместо такого подхода начали все ломать, уничтожать, предать анафеме. Впрочем, образование в этом плане не было исключением -также ломали науку, сельское хозяйство (совхозы, колхозы), медицину, промышленность (станкостроение, машиностроение и т.д.).

Ключевые слова: образование, школа, молодежь, идеология, учитель.

A LOOK AT PROBLEMS IN THE EDUCATION OF SCHOOLS AND UNIVERSITIES

Magomedov G.A. Verdihanov G.V.

CHOU VO "Social and Pedagogical Institute," Derbent Arkidinsky SOSh, Hunzakh

Annotation. Over the past 20 years, the world has undergone enormous changes, scientific discoveries in different areas that have changed the whole appearance of modern society. With computerization, new opportunities have opened up before education, so clearly - reforms in the field of education are necessary.

The main question is what had to be changed and what to keep. It would be necessary to preserve and add new achievements, methods of training, i.e. to ensure continuity, all positive, developed over many years by the Soviet school. Instead of such an approach began to break everything, destroy, betray anathema. However, education in this regard was no exception - also broke science, agriculture (state farms, collective farms), medicine, industry (machine tools, mechanical engineering, etc.).

Key words: education, school, youth, ideology, teacher.

Одной из наиболее обсуждаемых в последнее время вопросов - проблема образования. Здесь также как и в других сферах накопилось немало нерешенных проблем.

Реформирование образования начато гораздо раньше, чем в других сферах общественной жизни в России. Его начали реформировать сразу после развала СССР. За 20 лет сменились несколько концепций развития образования, несколько министров, а результат такой же неутешительный как в других сферах реформирования.

Граждане России обосновано считают образование своим кровным делом, затрагивающим интересы каждого человека. У каждого есть семья дети внуки, которые должны получать образование.

Ведь образование - это основа основ, от которого зависит будущее страны. Качественное образование сегодня - это качественные научные работники, инженеры, учителя, врачи, агрономы, космонавты, машинисты и тысячи других хороших специалистов.

Почему же несмотря на 20 летние реформы в области образования, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны правительства РФ, министерства образования - заметных успехов нет.

Попробуем отметить - некоторые негативные моменты реформы образования, что на наш взгляд мешает этим реформам добиться успеха.

20 лет достаточный срок, чтобы оглянуться назад, сделать определенные выводы:

Итак, первый вывод: Часто можно услышать из уст не компетентных и далеких от образования людей мнение - не надо было реформировать и трогать образование, которое было в СССР. Считаем такое мнение не правильным. Никто не спорит, что образование в СССР находилось на очень высоком уровне. Вместе с тем мы не должны забывать, что говорили греческие философы (Гераклит, Фалес) - «Все течет, все меняется».

Вывод второй, - на наш взгляд, заключается в следующем:

Критикуя советскую идеологию, систему образования, духовно -нравственные ценности - долгое время (в течение 8-10 лет) взамен не было предложено ничего -т.е. возник идеологический вакуум.

Людям (в том числе и работникам образования) долго морочили головы - что строим «демократический социализм», «Социализм с человеческим лицом» и т.д. Образовавшиеся идеологический вакуум - быстро стали заполнятся всякими негативными учениями, теориями (национализм, экстремизм, ваххабизм терроризм).

Вывод третий. Особо негативное влияние на образование, на все российское общество в целом оказывало и продолжает оказывать открытие границ после распада СССР и снятие всякого контроля со стороны государства над СМИ. Всю страну наводнили зарубежные диски, фильмы, литература - где главная тематика -убийство, насилие, секс, наркоторговля и т.д.

Нашу страну - особенно молодежь облили всеми «прелестями» буржуазной, капиталистической морали (одно Куршавели, станица Кушевская - чего стоят) -примеры подражания капитализму.

Четвертый вывод. Реформы образования не идут еще по той постой причине, что они первоначально не были проработаны до конца и были навязаны сверху. Основные направления, задачи, цели реформ образования не были поддержаны, одобрены ни родителями ни учителями в целом.

Примером может служить пресловутый ЕГЭ. Вопреки мнению учителей и родителей, которые выступают против ЕГЭ (хотя сама идея хорошая), его сверху насильно продавили. ЕГЭ образованию на наш взгляд больше навредил, чем принес пользы. [6]

Пятый вывод. Самым большим недостатком реформ нам видится то, что наши реформаторы отделили два неотделимых процесса это воспитание и образование. Всегда эти два понятия составляли диалектическое единство. Лишь за последние 20 лет беспрерывно реформируя образование - ничего не было сделано в подготовке новой идеологии. Не было идеологических ориентиров - кого школа и учителя должны готовить - капиталистов, наемных рабочих, спекулянтов - бизнесменов.

Раньше в воспитательных планах классных руководителей были несколько разделов (интернациональное воспитание, воспитание дружбы народов, трудовое воспитание, эстетическое воспитание, патриотическое и т.д.).

С распадом СССР - все эти ценности перестали быть актуальными. Более того когда страна была охвачена межнациональными конфликтами - распалась социалистическая система, когда человек труда стал изгоем (отменили звание «героя социалистического труда»), не модным стало слово патриот, воспитание пустили на самотек. Отсюда и все негативные процессы, которые мы сегодня наблюдаем в обществе.

По большому счету этих четких ориентиров на которых можно воспитывать учащихся и сегодня нет, как нет и ярких примеров, биографий капиталистов новой России.

А декларируемые сегодня ценности (патриотизм, равенство, демократия и т.д.) - они остаются декларативными, которых в жизни нет примеров.

Для убедительности можно рассмотреть пример - равенства:

- когда дети простых людей сражались и гибли в горячих точках - дети чиновников - откосились от службы и сидели дома.

- учителя по всей России работают по одним и тем же программам, по одним учебникам, ставка учителей одна и та же и требования ко всем одинаковые, а вот заработные платы в разных регионах разные. Если регион экономически слабый не очень развитый (в силу разных причин) - причем учителя - почему они должны пострадать за это - или все они должны ехать работать, где больше зарплаты.

- дети малообеспеченных семей или не имеет возможности учиться или учатся в лучшем случае в каком-нибудь захудалом вузе или колледже, а дети господ -в зарубежных престижных вузах. Таких примеров сотни. Что мы видим - жизнь капиталистическая, а идеи социалистические. Явное противоречие - базис одна, а настройка другая.

Нельзя сказать, что правительство не предпринимает усилий, чтобы выправить положение в образовании. Это и конкурсы лучших учителей РФ, учитель года, стимулирование учительского труда, и введение в школах помимо традиционного руководства (директор, завуч и организатор) новых штатов, и укрепление материальной базы школ, компьютеризация, введение новых предметов и многое другое.

Все выше перечисленные мероприятия к сожалению не дают положительных результатов, скорее некоторые из них отрицательно сказываются на образовательный процесс. Вот примеры:

1.В одной школе где 650 учащихся - мы насчитали 29 штатных работников, в том числе - 4 библиотекаря, 4 - пионервожатых, 4 - социолога, 4 - психолога, эколог, заместитель директора по научно-методической работе (предметных метод объединений в школе нет) и т.д.

Разбазаривание бюджетных денег и никакого эффекта. Адекватная ситуация практически во многих вузах нашей республики (по сравнению с прошлыми годами 2,5 раз увеличен штат управления, хотя количество студентов стало в четыре раза меньше).

2. Весь административный аппарат школы вместе с учителями получают и стимулирующую часть заработной платы, что отрицательно сказывается на работе учителей.

3. Несколько лет тому назад говорили о повышении заработной платы в школах и вузах. Но почему-то тогда повысили не всем учителям, а только руководству.

Директор и его заместители в среднем получают 20 -25 тысяч рублей, а рядовые учителя получают 7-9 тысяч об этом много говорили, писали, но ничего не изменилось. Еще большая разница в оплате между ректоратом и преподавателями, и это отрицательно сказывается на работе преподавателей вузов и учителей школ.

4. В школах ввели углубленное изучение некоторых предметов. На примере одной школы мы наблюдаем интересную картину. Два года учащиеся 10 -11 классов углубленно изучали один предмет (по программе 1 час, а изучали 5 часов), а в конце 11 класса ЕГЭ по этому предмету ни выбрал, ни один ученик, т.е. бюджетные деньги отпущенные на углубленное обучение были выброшены на ветер.

5. По нашему глубокому убеждению пока мы не исправим положение в образовании (а для этого надо тщательно изучать положение дел в школах и обсудить с учителями-практиками) - нам не поднять страну с колен.

В последнее 20 лет резко снизился и качество подготовки школьных учителей. Мы сознательно оставили такой важный вопрос образования, как школьные программы, учебные планы и школьные учебники, где много неразберихи и вызывает много нареканий со стороны учителей.

Литература:

1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 139 с.

2. Алиев Н.К., Алиев В.Г., Гаджиев Г.А. и др. Дагестан на рубеже веков: приоритеты устойчивого и безопасного развития. Махачкала. Изд-во «Эхо Кавказа». 1998. 343 с.

3. Алферов Ю.С., Осовский Е.Г. К вопросу о профессиограмме советского учителя // Сов. Педагогика, 1971. №2. С. 83-90.

4. Батракова И.С. Теоретические основы организации педагогического процесса в современной школе: Автореф. дисс. д-ра пед. Наук СПб., 1995.

5. Болотов В.А. Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен: Автореф. дисс. д -ра пед. наук. 2001. 47 с.

6. Магомедов Г.А., Гаджиев М.М., Вердиханов Г.В. Качества образования в дагестанских общеобразовательных школах / Всероссийская научно-практическая онлайн конференция с международным участием. ДГПУ и РГПУ им. А.И. Герцена. Махачкала - Санкт-Петербург. 2013. С. 123-132.

References:

1. Abdulina O.A. general training of the teacher in the system of pedagogical education. M.: Education, 1990. 139 pages.

2. Aliyev N.K., Aliyev V.G., Gadzhiyev G.A., Etc. Dagestan at the turn of the century: Priorities of sustainable and safe development. Makhachkala. echo of the caucasus publishing house. 1998. 343 pages.

3. Alferov Y.S., Osovsky e.g. to the question of the profiogram of the soviet teach-er//Sov. Pedagogics, 1971. no. 2. Page 83-90.

4. Batrakova I.S. Theoretical foundations of organization of pedagogical process in modern school: Autoref. yew. dr.s пед. sciences spb., 1995.

5. Bolotov V.A. Theory and practice of reforming pedagogical education in russia in conditions of social change: Autoref. yew. dr.s пед. sciences. 2001. 47 pages.

6. Magomedov G.A., Gajiev m.m., verdihanov g.v. quality of education in dagestan general education schools/All-russian scientific and practical online conference with international participation. dgpu and A.I. Hercen rgpu. makhachkala - ST. Petersburg. 2013. Page 123-132.

УДК: 576.3/7

РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

(ТЕМА - КЛЕТКА)

Магомедов Г.А.

Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала

Анотация. В связи с модернизацией школьного биологического образования предполагается усиление его направленности на формирование у учащихся разнообразных умений и навыков, обобщенных способов познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности. Решение задачи усиления практической направленности школьного курса биологии может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации лабораторно-практических работ на уроках, обеспечивающих единство теории и практики в обучении, и способствующих развитию и формированию у учащихся общеучебных, интеллектуальных и специальных прак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.