Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ (ТЕМА - КЛЕТКА)'

РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ (ТЕМА - КЛЕТКА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЯ / УЧАЩИЕСЯ / УЧЕБНИКИ / ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА / МИКРОПРЕПАРАТЫ / BIOLOGY / STUDENTS / TEXTBOOKS / LABORATORY WORK / MICROREPARATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Г.А.

В связи с модернизацией школьного биологического образования предполагается усиление его направленности на формирование у учащихся разнообразных умений и навыков, обобщенных способов познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности. Решение задачи усиления практической направленности школьного курса биологии может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации лабораторно-практических работ на уроках, обеспечивающих единство теории и практики в обучении, и способствующих развитию и формированию у учащихся общеучебных, интеллектуальных и специальных практических умений и навыков. Что предполагает овладение человеком совокупностью операций, позволяющих успешно выполнять ту или иную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PRACTICAL SKILLS IN STUDENTS DURING LABORATORY WORK ON GENERAL BIOLOGY (SUBJECT - CELL)

In connection with the modernization of school biological education, it is planned to strengthen its focus on the formation of a variety of skills in students, generalized ways of cognitive, communicative, practical and creative activity, and on the acquisition of experience of students in this activity. The task of strengthening the practical orientation of the school course of biology can be solved by purposeful, systematic organization of laboratory and practical works in lessons that ensure unity of theory and practice in learning, and contribute to the development and formation of general, intellectual and special practical skills and skills in students. What implies a person 's mastery of a set of operations that allow for the successful performance of an activity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ (ТЕМА - КЛЕТКА)»

5. Болотов В.А. Теория и практика реформирования педагогического образования в России в условиях социальных перемен: Автореф. дисс. д -ра пед. наук. 2001. 47 с.

6. Магомедов Г.А., Гаджиев М.М., Вердиханов Г.В. Качества образования в дагестанских общеобразовательных школах / Всероссийская научно-практическая онлайн конференция с международным участием. ДГПУ и РГПУ им. А.И. Герцена. Махачкала - Санкт-Петербург. 2013. С. 123-132.

References:

1. Abdulina O.A. general training of the teacher in the system of pedagogical education. M.: Education, 1990. 139 pages.

2. Aliyev N.K., Aliyev V.G., Gadzhiyev G.A., Etc. Dagestan at the turn of the century: Priorities of sustainable and safe development. Makhachkala. echo of the caucasus publishing house. 1998. 343 pages.

3. Alferov Y.S., Osovsky e.g. to the question of the profiogram of the soviet teach-er//Sov. Pedagogics, 1971. no. 2. Page 83-90.

4. Batrakova I.S. Theoretical foundations of organization of pedagogical process in modern school: Autoref. yew. dr.s пед. sciences spb., 1995.

5. Bolotov V.A. Theory and practice of reforming pedagogical education in russia in conditions of social change: Autoref. yew. dr.s пед. sciences. 2001. 47 pages.

6. Magomedov G.A., Gajiev m.m., verdihanov g.v. quality of education in dagestan general education schools/All-russian scientific and practical online conference with international participation. dgpu and A.I. Hercen rgpu. makhachkala - ST. Petersburg. 2013. Page 123-132.

УДК: 576.3/7

РАЗВИТИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

(ТЕМА - КЛЕТКА)

Магомедов Г.А.

Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала

Анотация. В связи с модернизацией школьного биологического образования предполагается усиление его направленности на формирование у учащихся разнообразных умений и навыков, обобщенных способов познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности. Решение задачи усиления практической направленности школьного курса биологии может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации лабораторно-практических работ на уроках, обеспечивающих единство теории и практики в обучении, и способствующих развитию и формированию у учащихся общеучебных, интеллектуальных и специальных прак-

тических умений и навыков. Что предполагает овладение человеком совокупностью операций, позволяющих успешно выполнять ту или иную деятельность.

Ключевые слова: биология, учащиеся, учебники, лабораторная работа, микропрепараты.

DEVELOPMENT OF PRACTICAL SKILLS IN STUDENTS DURING

LABORATORY WORK ON GENERAL BIOLOGY (SUBJECT - CELL)

Magomedov G.A.

Dagestan State University of National Economy, Makhachkala

Annotation. In connection with the modernization of school biological education, it is planned to strengthen its _ focus on the _ formation of a variety of skills in students, generalized ways of cognitive, communicative, practical and creative activity, and on the acquisition of experience of students in this activity. The task of strengthening the practical orientation of the school course of biology can be solved by purposeful, systematic organization of laboratory and practical works in lessons that ensure unity of theory and practice in learning, and contribute to the development and formation of general, intellectual and special practical skills and skills in students. What implies a person's mastery of a set of operations that allow for the successful performance of an activity.

Key words: biology, students, textbooks, laboratory work, microreparations.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что, говоря о поисках путей совершенствования процесса обучения биологии, необходимо иметь в виду не только совершенствование методов сообщения новых знаний, но также и развитие методики формирования умений учащихся по биологии. Развитие практических умений и навыков посредством выполнения лабораторных работ является необходимым условием в достижении основных задач школьного биологического образования. Актуальность исследуемой проблемы определила выбор темы дипломной работы.

Цель исследования: разработать методику развития практических умений у учащихся с помощью проведения лабораторных работ при изучении раздела «Общая биология» в теме «Клетка».

Историко-диагностический анализ учебников по естествознанию конца XIX -начала XX веков с целью выявления применения лабораторно -практических работ показал, что лабораторные работы широко применялись в школе и предусматривали самостоятельное изучение учащимися учебного материала опытным путем индивидуально в любой «лаборатории», отведенной каждому предмету.

При обучении естествознанию преобладали предметный и аналитический подходы к изучению живых объектов, поэтому исследования были направлены преимущественно на выделение элементов целого и на изолированное их изучение, часто без учета причинно-следственных связей. Подробно изучались отдельные особи живых организмов, их морфологические структуры, физиологические функции без раскрытия взаимосвязей и взаимозависимостей между ними и средой обитания. Авторы учебников подчеркивали необходимость построения изучения

природы на опытной основе, стремились поставить учащегося перед фактом, передать большую часть опытного материала в его собственные руки, выдвигая на первый план самостоятельные работы учащихся.

Лабораторная работа относится к практическим методам обучения биологии. Ее проведение предполагает наличие специального оборудования и сочетание разнообразных приемов в ходе ее выполнения. При проведении лабораторных работ у учащихся развиваются и формируются интеллектуальные (сравнивать, анализировать и т. д.) и практические умения (работа с микроскопом, постановка опытов и т. д.), являющиеся важной частью биологического образования.

Развитие разнообразных практических умений начинается с 6 класса, и окончательно формируются в старшей школе во время обучения общей биологии при соблюдении последовательности этапов и методических условий их усвоения. Уровень сформированности практических умений по общей биологии в значительной степени определяет качество биологических знаний учащихся.

На основе теоретического исследования мы разработали методику развития практических умений (работы со световым микроскопом и приготовления временного микропрепарата) при проведении комплекса лабораторных работ по общей биологии в теме «Клетка».

Разработанный комплекс включал проведение 5 уроков с применением следующих лабораторных работ:

- техника светового микроскопирования,

- ферментативное расщепление пероксида водорода в клетках листа элодеи и картофеля,

- наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука,

- сравнение строения прокариотической и эукариотической клеток,

- сравнение строения растительной, животной и грибной клеток.

Уровень усвоения практических умений определяли с помощью коэффициента полноты усвоения умений.

Эффективность применения методики была подтверждена экспериментально.

Таким образом, совершенствование практической направленности школьного курса биологии может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации лабораторно-практических работ на уроках, обеспечивающих единство теории и практики в обучении, и способствующих развитию и формированию у учащихся общеучебных, интеллектуальных, исследовательских и специальных практических умений и навыков, позволяющих успешно выполнять ту или иную деятельность.

На основе историко-диагностического анализа учебников по естествознанию конца XIX - начала XX веков с целью выявления применения лабораторно-практических работ было выявлено, что лабораторные работы широко применялись в школе и предусматривали самостоятельное изучение учащимися учебного материала опытным путем индивидуально в любой «лаборатории», отведенной каждому предмету.

В обучении естествознанию преобладали предметный и аналитический подходы к изучению живых объектов, поэтому исследования были направлены преимущественно на выделение элементов целого и на изолированное их изучение,

часто без учета причинно-следственных связей. Авторы учебников подчеркивали необходимость построения изучения природы на опытной основе, стремились поставить учащегося перед фактом, выдвигая на первый план самостоятельные работы учащихся.

Лабораторная работа относится к практическим методам обучения биологии. Ее проведение предполагает наличие специального оборудования и сочетание разнообразных приемов в ходе ее выполнения. При проведении лабораторных работ у учащихся развиваются и формируются интеллектуальные (сравнивать, анализировать и т. д.) и практические умения (работа с микроскопом, постановка опытов и т. д.), являющиеся важной частью биологического образования.

На основе теоретического анализа мы разработали методику развития практических умений (работы со световым микроскопом и приготовления временного микропрепарата) при проведении комплекса лабораторных работ по общей биологии в теме «Клетка» и подтвердили ее эффективность экспериментально.

Литература:

1. Андреева Н. Д. Биология. 10 - 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М., 2013. - 327 с.

2. Андреев А. Г. Учебные задания к лабораторным занятиям по курсу «Основы цитологии». - пос. «Красная Звезда», 1994. - 16 с.

3. Беркос П. Практическая зоотомия. Беззубка. - СПб., 1901. С. 25-29.

4. Бруновт Е. П., Бровкина Е. Т. Формирование приемов умственной деятельности при обучении биологии. - М., 1981. 32-37.

5. Верзилин Н. М., Корсунская В. М. Общая методика преподавания биологии. - М., 1983. -С. 54-55.

6. Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М., 1983. - 160 с.

7. Горбунов П. С., Иудина Т. А. Практикум по общей биологии. - СПб., 2008. -С. 67-99.

8. Демичева И. А. Лабораторный практикум по общей биологии для 10 - 11 классов. - Харьков, 2015. - С. 28-32.

9. Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. М., 1985. - 191с.

10. Карцева И. Д., Шубкина Л. С. Хрестоматия по методике преподавания биологии. - М., 1977. - С 23-37.

11. Малиновская Н. В., Степанова Н. А. Самостоятельная работа студентов по методике обучения разделу «Человек». - СПб., 2008. С. 39-46.

12. Методика преподавания биологии. Под ред. М. А. Якунчева. М., 2008 г. -С. 45-49.

13. Павлова О. М. Методика преемственного развития цитологических понятий в системе «школа - вуз». Дис. канд. пед. наук. - СПб., 2004. - 188с.

References:

1. Andreeva N. D. Biology. 10 - Grade 11. Textbook for general education institutions. Moscow, 2013. 327 p.

2. Andreev A. G. Study Assignments for Laboratory Classes in the Course "Foundations of Cytology." - Post "Red Star," 1994. - 16 p.

3. Berkos P. Practical Zootomy. Toothless. - SPb., 1901. Page 25-29.

4. Brunovt E. P., Brovkin E. T. Formation of techniques of mental activity in biology training. - M., 1981. 32-37.

5. Verzilin N. M., Korsun V. M. General Methodology of Biology Teaching. - M., 1983. -C. 54-55.

6. Voronin L. G., Mash R. D. Methods of carrying out experiments and observations on anatomy, physiology and human hygiene. - M., 1983. - 160 p.

7. Gorbachev P. S., Judina T. A. Workshop on General Biology. - SPb., 2008. -C. 67-99.

8. Demicheva I. A. Laboratory Workshop on General Biology for Grades 10 - 11. -Kharkov, 2015. - P 28-32.

9. Zverev I. D., Molovkova A. N. General methodology of biology teaching. M., 1985. - 191s.

10. Kartseva I. D., Shubkin L. S. Hrestomatia on the methodology of teaching biology. - M., 1977. - C 23-37.

11. Malinovskaya N. V., Stepanova N. A. Independent work of students according to the teaching method of the section "Man." - SPb., 2008. Page 39-46.

12. Technique of teaching biology. Under ed. M. A. Yakuncheva. M, 2008 - Page. 45-49.

13. Pavlova O. M. Methodology of continuous development of cytological concepts in the system "school - university." Yew. edging. пед. Sciences. - SPb., 2004. -188c.

УДК 372.853

АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ОСНОВ ТЕРМОДИНАМИКИ В КОЛЛЕДЖЕ

Келбиханов Р.К.

Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала

Аннотация. Формирование последовательных знаний по физике возможно при последовательном и поэтапном решении задач основ термодинамики различной сложности с учетом инвидуального уровня развития познавательных способностей учащихся.

В статье предлагается придерживаться определенных методических указаний при решении задач термодинамики, темы освоенной недавно, в частности некоторых явлений передачи тепла и теплообмена систем.

Ключевые слова: термодинамика, тепловой баланс, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.