CP
СОБЫТИЯ / Выставка
Взгляд на мясные ряды
«Продэкспо 2011»
А.А. Кубышко
ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова Россельхозакадемии
Международная выставка «Продэкспо-2011» состоялась в Москве 7-11 февраля. Это, пожалуй, самая крупная продовольственная выставка Восточной Европы в последние годы. Число ее участников за 18 лет увеличилось более чем в пять раз и превысило 2000. Площадь экспозиции составила 85000 квадратных метров, и выставка заняла без остатка все павильоны «Экспоцента».
^ Без преувеличения здесь были представлены все континенты и ведущие аграрные державы планеты, за пять дней выставку посетили более 55 тысяч человек и поток посетителей не ослабевал практически все пять дней во всех павильонах. Не был исключением и павильон «Форум», который вместил производителей мясной и молочной продукции. Германия, США, Испания, Бразилия, Канада, Польша и другие традиционные экспортеры мясной продукции в Россию развернули коллективные стенды, а также были представлены крупными и мелкими компаниями-поставщиками мяса в Россию. В разделе мясо и мясопродукты экспозиция насчитывала более 80 участников, а производители мясных консервов расположились в первом павильоне.
Выставку посетила министр сельского хозяйства Е.Б. Скрынник
Перерабатывающие предприятия были представлены несколькими крупными предприятиями, такими как «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат», «Велком», «Рублевский МПЗ», «Тавр». Ряд крупных отечественных предприятий участвуют в «Продэкспо» периодически — через год и поэтому пропустили в этот раз выставку.
Десятки средних и малых компаний из Москвы и регионов смогли принять участие в «Продэкспо 2011» и заявить о себе на всю страну. Большое число их выбрало малобюджетные варианты, и обилие
стандартных модулей явно отличало «мясные ряды» на выставке в этом году. Поиск новых торговых партнеров привел в столицу даже чукотских производителей экзотических деликатесов из мяса северного оленя и малое предприятие с Юга, которое представляло всего один, совсем не экзотический продукт — сосиски.
Среди экспонентов из числа малых и средних предприятий многие не скрывают, что уже освоенные рынки не растут, инфляция давит на потребительский спрос, поэтому они вынуждены расширять поиск торговых партнеров. В том числе — среди розничных сетей, которые проявляют большой интерес к экспозиции и принимают самое активное участие в деловой программе «Продэкспо».
Шансы компаний второго и третьего эшелонов попасть в сети, возможно, увеличатся: на шестом Всероссийском торговом форуме, состоявшемся в рамках «Продэкспо 2011» директор по корпоративным отношениям крупнейшей сети X5 Retail Group Михаил Сусов отметил, что компания планирует «увеличение закупок товаров локального потребления, произведенных в регионах». Это одно из приор итет-ных направлений ассортиментной политики сети в текущем году.
Если это поветрие получит поддержку других крупных игроков, то полки сетей станут более привлекательными для самых разных предприятий.
В рамках Центра закупок сетей состоялась Биржа собственных торговых марок. Производителей товаров приват лэйбл отобрали руководители отделов СТМ из 43 розничных сетей. В результате работы Центра на выставке были заключены договоры на поставки в сети общим объемом порядка шести миллиардов рублей.
Деловая программа выставки, как всегда, была обширной. Состоялся профессиональный международный конкурс «Лучший продукт-2011», а также конференции «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации — проблемы и решения», организаторами ее выступили Министерство сельского хозяйства РФ, фирма «Агроэкспосервис». Анализ состояния и перспективы развития АПК и продовольственного рынка были даны на конференции «Рынок продуктов питания России-2011», орга-
50
ВСЁ 0 МЯСЕ №1 февраль 2011
Выставка / СОБЫТИЯ
низаторы — конгрессно-выставочная компания «Империя» и РИА «РосБизнесКонсалтинг» (РБК) и ряд конференций по маркетингу и торговле.
По установившемуся за многие годы статус-кво, мясные продукты в основном представляли российские и белорусские компании, а мясное сырье — представители дальнего зарубежья. Такой расклад довольно точно отражает специфику мясного рынка России, на котором велика доля импортного промышленного сырья, а готовая продукция белее, чем на 90 процентов — отечественная. Не обошлось, конечно, и без традиционных для выставки заграничных деликатесов, таких как хамон, прошутто, традиционных венгерских и немецких колбас. Монополию иностранных поставщиков сырья на выставке нарушали, пожалуй, только «Агро Белогорье» и «Мираторг».
Заместитель генерального директора компании «Агро Белогорье» Владимир Тикунов прокомментировал корреспонденту ВоМ сложившуюся ситуацию таким образом: «Очень заметно присутствие иностранных компаний, которые не выставлялись здесь в прошлом году и в предыдущие годы, а это говорит о том, что на российский рынок стремятся все новые игроки и конкуренция в ближайшее время будет очень серьезная. Насколько будет поддерживать нас государство в этой ситуации, я не знаю: либо возьмет верх желание получить в бюджет таможенные пошлины от импортеров, либо — поддержать отечественный мясной бизнес. Наш производитель (мяса-сырья, прим. А.К.) еще не готов себя показывать: выставки такого уровня им еще не по силам».
Отечественные компании, которые выходят на рынок мясного сырья с продукцией собственных боен, — пока явление не частое. Еще меньше тех, кто продает мясо и мясные продукты на экспорт. Сегодня это направление в торговле мясом не актуально (свою страну накормить бы), но в перспективе необходимость поиска новых рынков будет только нарастать .
Выступая на открытии выставки, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике Сергей Лисовский затронул тему зарубежной конкуренции на российском рынке продовольствия: «Россия стала большим и важным продовольственным рынком и естественно все хотят участвовать в дележе «пирога». Между тем, доступ российских компаний на европейские рынки сильно ограничен. Только 400 производителей
продовольствия экспортируют свою продукцию в страны ЕС, из них 390 — рыбоперерабатывающие и только десять — производители мяса и молока. Наверное, руководителям министерства сельского хозяйства есть над чем работать в плане продвижения отечественной продукции на внешние рынки».
К сказанному сенатором можно лишь добавить, что условия доступа для наших компаний, например, на европейский рынок, не в пример жестче, тех, которые предъявляет закон России к их компаниям. При этом, как свидетельствуют данные Россельхоз-надора, из каждой сотни проб мяса, показавших недопустимые уровни химического загрязнения, 70 — приходятся на импорт, а 30 — на отечественную продукцию. Поэтому работать надо не только над продвижением за рубеж отечественной свинины и птицы, но и над эффективной защитой внутреннего рынка от некачественных и просто опасных продуктов. Необоснованные конкурентные преимущества импорта формируются не только дотациями заграничным фермерам, но и экономией их производителей на безопасности наших потребителей.
Успех выставки был обусловлен также итогами развития в прошедшем году предприятий пищевой промышленности. Сохранилась положительная динамика производства мяса и субпродуктов — темп роста 115,0 % (отчет — 3878,9 тысяч тонн), колбасных изделий — 108,7 % (2394,6 тысяч тонн), мясных полуфабрикатов — 107,7 % (1552,8 тысяч тонн). В структуре оборота розничной торговли за 2010 год удельный вес продовольственных товаров составил 48,9 % или 8,0 трлн рублей. В целом предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности в 2010 году было отгружено продукции на сумму 3116,7 млрд рублей в текущих ценах или на 10,2 % больше, чем в 2009 году. Доля мясных продуктов в продовольственной корзине при этом составляет 22-25 %.
Статистика, как говорится, вещь упрямая и со свойственным ей упрямством она указывает на то, что выставки, подобные «Продэкспо», мясной отрасли жизненно необходимы, а их роль переоценить нельзя. Салон «Мясо и мяспродукты» в свете той же статистики имеет все шансы расширить экспозици в следующем году, если, конечно, возобладают позитивные тенденции в агропроме и в экономике вообще.
№1 февраль 2011 ВСЁ О МЯСЕ
51