СОБЫТИЯ / Выставки
«Продэкспо 2012»:
наглядно об интеграции в мировую
торговлю
А.А. Кубышко, ГНУ ВНИИМП им. В.М. Горбатова Россельхозакадемии
Крупнейшая в Восточной Европе продовольственная выставка «Продэкспо» в девятнадцатый раз прошла в Москве на Красной Пресне в «Экспоцентре». Смотр проводился при содействии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Правительства Москвы, под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ Экспозиция выставки стала самой крупной за всю её историю — 102 000 м2, на этой площади разместились 2100 компаний из 55 стран мира. Площадь экспозиции выросла по сравнению с прошлым годом на 17 000 м2. С национальными экспозициями выступили 30 стран из Европы, Азии, Австралии, Северной и Южной Америк.
^ Экспозиция «Продэкспо 2012» строилась по салонному принципу: в девяти павильонах выставочного комплекса располагались 18 тематических салонов. Второй зал второго павильона почти полностью занимал мясной салон.
Кроме того, мясные продукты можно было найти в первом зале, где была смешанная экспозиция объединенных стендов отдельных государств и виноделов, в восьмом павильоне и в «Форуме». В каталоге салон мясных продуктов и птицы насчитывал 230 участников.
Участие российских компаний было весьма активным: 1500 стен-
дов арендовали отечественные предприятия. Этот высокий показатель во многом был обеспечен за счет того, что организаторы установили дифференцированную арендную плату в зависимости от «бойкости» места и участники могли выбрать как престижные и дорогие места, так и вполне демократичные (по ценам), но менее проходные. Даже во втором, очень популярном павильоне, где располагалась мясная экспозиция, дальние ряды занимали малые и средние предприятия из России и Белоруссии. Но отнюдь не только неудобства достались в удел отече-
ственным мясопереработчикам. Рядом с крупными зарубежными поставщиками мяса расположились стенды крупных отечественных холдингов — «Мираторг», «Аро-Бело- горье», «Останкино», «Кам-помос». Участие в «Продэкспо» для успешных предприятий давно стало элементом позиционирования и поддержания собственного реноме. При этом выставка отлично служит сохранению и развитию торговых связей, продвижению продукции.
С 2012 года экономики России, Казахстана и Белоруссии работают в едином таможенном пространстве и это новое обстоятельство сподвигло белорусские компании к более активному поиску места на российском рынке. Во всяком случае, это самое логичное объяснение заметному росту числа участников из Белоруссии.
В европейской части России белорусская мясная продукция хорошо известна потребителю и политика интеграции государств, составлявших некогда единое целое, дала новый стимул торговле.
О том, как новые реалии экономических отношений в Таможенном Союзе видят из Белоруссии и чем интересна выставка белорусским партнерам, корреспонденту журнала «Всё о мясе» рассказал первый заместитель директора компании «Инко-Фуд» Руслан Туча:
«Выставка впечатляет и разма-
50
ВСЁ 0 МЯСЕ № 1 февраль 2012
Выставки / СОБЫТИЯ
ЕР
хом и форматом. Она наглядно показывает, что конкуренция на рынке мясныгх продуктов усиливается.
С образованием Таможенного Союза, по сути, уравниваются условия доступа на рынок. Это, в принципе, нормально, и я надеюсь, что белорусская продукция вообще и наша в частности только выиграет в новых торгово-экономических условиях.
Белорусские колбасы в России пользуются хорошим спросом, это уже бренд, который известен своим качеством, имеет своих почитателей. Здесь, на «Продэкспо» это отношение особенно чувствуется, и мы понимаем, что его надо беречь. Сформировалось оно благодаря многолетней добросовестной работе белорусских компаний, в том числе и нашей работе.
Я хотел бы поблагодарить наших партнеров, с которыми мы работаем в России уже более 10 лет, и простых потребителей, которые оценили по достоинству нашу продукцию. Сегодня торговые партнеры выдвигают производителям весьма жесткие требования по ассортименту, графику поставок.
В основном эти требования обоснованы и заставляют производителя лучше планировать свою работу, заниматься маркетингом, совершенствовать технологии. Выставка, так сказать, «поддала жарку» нашей работе.
Мы видим, как много здесь компаний со всего света, которые стремятся получить свою долю российского рынка, видим, что конкуренты тоже не стоят на месте, развиваются. Это хороший стимул и нашему развитию.»
Впрочем, продовольственный бизнес из дальнего зарубежья на «Продэкспо 2012» вдохновляет не только гипотетическая необъятность нашего рынка, но вполне конкретные, даже эпохальные международные договоренности российского руководства и рабочей группы ВТО, которые открывают России дверь в клуб глобальной торговли. Пока же Россия стоит с пригласительным билетом «у парадного подъезда», одолеваемая сомнениями о целесообразности и своевременности этого шага.
Глядя на изобилие заграничной продукции, которое показала выставка, на стенды, призванные демонстрировать серьезность намерений компаний и стран, претен-дендующих на доли мясного рынка России, а также их большие финансовые возможности, можно понять опасения отечественного производителя. Даже не зная всех условий, взятых на себя Российской Федерацией в рамках ВТО.
Пищевая промышленность России до сих пор была инвестиционно привлекательной для национального и иностранного бизнеса, это демонстрирует объем инвестиций в модернизацию промышленности, которые с 2008 по 2011 год составили более 600 миллиардов рублей. Сохранит ли она свою привлекательность в будущем, прогнозировать не возьмется сейчас никто, как и то, когда инвесторы смогут вернуть свои вложения в новой экономической реальности.
Но не все торговые партнеры из дальнего зарубежья готовы биться за российский рынок.
Иначе как объяснить тот факт, что на национальном стенде Бразилии не было поставщиков говядины.
Бразилия в этом сегменте всегда занимала ведущие позиции на российском рынке, но в прошлом году российские ветеринарные и санитарные службы неоднократно запрещали поставки мяса из ряда бразильских штатов, и запреты эти Бразилия воспринимала, как необоснованные.
Фактически импорт говядины из Бразилии сократился на 28 процентов и наши партнеры, скорее всего, нашли других покупателей на свою говядину. Ресурсы мяса КРС на мировом рынке не увеличиваются, а спрос на него со стороны Китая и других развивающихся стран растет постоянно, поэтому найти покупателей бразильцам будет достаточно просто, если, конечно, их говядину в России и впрямь отвергли незаслуженно.
В рамках выставки прошел конкурс Минсельхоза России «Лучший продукт 2012», компания «Агро-экспосервис» провела конференцию «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Пути увеличения социально значимых продуктов питания».
14-15 февраля состоялся VII Всероссийский торговый форум, который в этом собрал более 1000 участников, организатор — компания «Империя». Это крупнейшая ежегодная встреча первых лиц продовольственного бизнеса, розничных сетей и федеральной власти. Судя по растущему с каждым годом вниманию к главному профильному деловому мероприятию со стороны предпринимателей, российский продовольственный бизнес имеет хороший потенциал.
По данным Министерства сельского хозяйства в прошлом году предприятия пищевой промышленности сохранили положительную динамику производства мяса и субпродуктов — темп роста 107,3%, достигнув 4191 тысячи тонн, колбасных изделий — 103,7% и 2473 тысячи тонн, мясных полуфабрикатов - 114,1% и 1860 тысяч тонн в натуральном выражении. —|
№ 1 февраль 2012 ВСЁ О МЯСЕ
51