Научная статья на тему 'Взгляд на историю Японии с точки зрения ее коренных народов: прошлое и настоящее айнов'

Взгляд на историю Японии с точки зрения ее коренных народов: прошлое и настоящее айнов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1555
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / АЙНЫ / АССИМИЛЯЦИЯ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / БОРЬБА ЗА ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / JAPAN / INDIGENOUS PEOPLES / THE AINU / ASSIMILATION / DISCRIMINATION / STRUGGLE FOR CIVIL RIGHTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фролова Евгения Львовна, Такакура Хироки, Токуда Юкако

В статье предлагается альтернативный взгляд на историю Японии с точки зрения истории ее отдельных народов, в особенности проживавших на пограничных землях, самостоятельно контактировавших с заграницей и проводивших отличную от центральной власти политику. В этой связи подробно рассматриваются взаимоотношения Японского государства и народа айнов (айну) на протяжении всей истории Японии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOOK AT THE HISTORY OF JAPAN FROM THE POINT OF VIEW OF ITS indigenous peoples: the PAST AND the PRESENT of the Ainu

The article offers an alternative view of the history of Japan from the perspective of history of its individual parts, especially the border lands, that contacted independently with foreign countries and pursued a policy and conducted trade in a way different from that of the central government. The relationship between the Japanese state and Ainu people throughout the history of Japan are examined in detail.

Текст научной работы на тему «Взгляд на историю Японии с точки зрения ее коренных народов: прошлое и настоящее айнов»

ЭТНОГРАФИЯ НАРОДОВ ЕВРАЗИИ

УДК 39+325.454

Е. Л. Фролова1, Такакура Хироки 2, Токуда Юкако 2

1 Новосибирский государственный университет ул. Пирогова, 2, Новосибирск, 630090, Россия E-mail: [email protected]

2 Центр исследований Северо-Восточной Азии Университета Тохоку 41 Каваути, Аоба-ку, Сэндай, Мияги-кэн, 980-8576, Япония

E-mail: [email protected]

ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ЯПОНИИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ АЙНОВ *

В статье предлагается альтернативный взгляд на историю Японии с точки зрения истории ее отдельных народов, в особенности проживавших на пограничных землях, самостоятельно контактировавших с заграницей и проводивших отличную от центральной власти политику. В этой связи подробно рассматриваются взаимоотношения Японского государства и народа айнов (айну) на протяжении всей истории Японии.

Ключевые слова: Япония, коренные народы, айны, ассимиляция, дискриминация, борьба за гражданские права.

В современной науке и обществе господствует понятие о Японии как о культурно-однородном государстве, населенном этническими японцами. Считается, что именно этническая однородность способствовала формированию уникальной японской истории и культуры. Эта точка зрения признается единственно верной, остальные - ошибочными. Тем не менее, в современных условиях взгляд на Японию как на моноэт-ничное государство следует признать не соответствующим истине. Вся история Японского государства с древности и до нового времени - это история завоевания и объединения племен разной этнической принадлежности и различных культур.

С 1868 г. Япония проводила активную колониальную политику, в результате которой некоторые этносы были подвергнуты насильственной «японизации». В современной Японии все еще существуют проблемы

дискриминации таких этнических меньшинств, как айны, или айну (28 тыс. чел.), и народы Окинавы (1 млн 300 тыс. чел.) 1, которые являются носителями самобытной культуры и на протяжении недавней истории подвергались насильственной ассимиляции. Замалчивается этическая сторона вопроса о положении и историческом происхождении этнических корейцев, проживающих в Японии.

Не отрицая уникальности японской культуры, мы должны признать, что на всем протяжении исторического периода становления японского государства на Японских островах существовали коренные народы и этнические меньшинства, чьи общественные и культурные особенности значительно отличались от так называемой «японской культуры». Чтобы наш взгляд на японское общество был действительно объективным, необходимо рассматривать историю япон-

* Работа выполнена в рамках тематического плана (НИР 1.5.09) и АВЦП «Развитие научного потенциала ВШ (2009-2010 годы)» (проект РНП.2.2.1.1/1822) Рособразования.

1 Численность народа айнов приведена по данным Ассоциации айнов Хоккайдо (http://www.ainu-assn.or.jp/ about03.html). Численность народов Окинавы указана на официальном сайте префектуры Окинава (http://www.pref. okinawa.jp/toukeika/estimates/estimates_suikei.html).

ISSN 1818-7919

Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2010. Том 9, выпуск 7: Археология и этнография © Е. Л. Фролова, Такакура Хироки, Токуда Юкако, 2010

ского архипелага с учетом, в том числе, данных археологии, как историю различных политических и экономических сообществ, существовавших на этом географическом пространстве вплоть до настоящего времени, в частности, айнов.

Официальная история всегда оправдывала централизующую политику государства. В «государственной» истории Японии ее северные территории (регионы Тохоку и Хоккайдо) рассматривались только с точки зрения их удаленности от столичного региона, очерченного границами Эдо, Нара и Киото. Их история «начиналась» со времени завоевания и освоения японцами. Однако с 1980-х гг. в науке возникло понимание истории этого региона как истории коренных народов Японии, в том числе айнов.

Проживая на севере Японского архипелага, народы эмиси, айны и другие создали здесь свой уникальный мир, который значительно отличался от японского. Они были включены в товарообмен между этносами, населявшими берега севера Тихого океана и Охотского моря, северо-востока Китая и дельты Амура (в настоящее время юг Дальнего Востока России).

Согласно принятой японскими историками периодизации, период 13 000 лет до н. э. -300 г. до н. э., примерно соответствующий неолиту, относится к эпохе Дзёмон. После того как на юг японского архипелага в III в. до н. э. вместе с эмигрантами из Кореи и Китая пришли кузнечное дело, рисосеяние и другие «высокие технологии» того времени и началась эпоха Яёй (300 г. до н. э. -250 г. н. э.), на северных территориях продолжалась история охотников-собирателей. Таким образом, регионы Тохоку, Хоккайдо и прилегающих островов не подпадают под общепринятую периодизацию японской истории. Для этих территорий, особенно для региона Хоккайдо, эпоха Дзёмон продолжалась вплоть до VI-VII вв., затем ее сменили культура Сацумон (с VI-VII по XIII вв.) и охотская культура (с V-VI по IX-X вв.). Именно эта историческая эпоха является временем формирования айнов как народа. Очевидно, они являлись носителями культуры Сацумон с примесью охотской культуры. Отличительными особенностями айнской культуры стали лов лосося, морская охота, обряд медвежьего праздника с жертвоприношением медведя и др.

Из исторических документов династий Юань (1260-1368 гг.) и Мин (1368-1644 гг.) известно, что в раннем средневековье сахалинские нивхи и айны приносили дань к китайскому двору [Sasaki, 1999. Р. 86; Табата и др., 2000. С. 24]. Тогда же на полуострове Осима (юг Хоккайдо) появились поселения людей Ва, т. е. выходцев из центральной Японии, и началось подавление местного населения. Земли Эдзо (Хоккайдо) контролировал влиятельный клан Андо, который вел непрерывные войны с айнами (так называемые «войны Косямайна» - по имени предводителя айнов). Этот период, который также называют «эпохой Сражающихся царств Севера», длился до 1550 г., после чего одному из японских переселенцев -главе клана Какидзаки, удалось остановить военные конфликты и монополизировать торговлю с айнами. Эта система получила название «призамковой торговли», поскольку товарообмен был разрешен только возле замка Мацумаэ (Матомай) - резиденции Ка-кидзаки. Все поселения японцев на Хоккайдо попали под контроль Какидзаки [Эномо-ри, 2007. С. 125-148; Табата и др., 2000. С. 25-28].

После установления сегуната Токугава в 1604 г. глава клана Какидзаки признал себя вассалом Иэясу, сменил имя на Мацумаэ и был провозглашен управителем южных провинций Хоккайдо. Создание княжества (хана) Мацумаэ означало признание его со стороны системы бакуфу. Обычные княжества (ханы) были включены в вассальную систему «рисового пайка», однако в княжестве Мацумаэ в силу географического положения (на относительно холодных территориях) не выращивался рис, поэтому вместо этого занятия было предоставлено право на торговлю с айнскими племенами. В конце XVII в. была создана система басё, т. е. торговых точек на землях айнов, через которые осуществлялась торговля [Эномори, 2007. С. 171-180; Табата и др., 2000. С. 35-38].

В XVII-XIX вв. айны вели торговлю не только с японскими купцами, но и с населением империи Цин, с жителями Приамурья через Татарский пролив, с аборигенами Аляски через Берингов пролив и т. д. Регион северной части Тихого океана, Охотского и Берингова морей, Камчатки, включая Сахалин и Курильские острова, и северо-востока Сибири представлял собой уникальный ис-

торический мир, по которому пролегали свои торговые пути [Birch, 1988. Р. 234-238; Sasaki, 1999. Р. 87-91].

С началом капиталистической системы производства в Японии после 1868 г. начались коммерциализация рыбных ресурсов и снижение объемов торговли с народом айну [Howell, 1993. Р. 177]. Контроль над айнами был усилен, стимулировалась политика ассимиляции. В июле 1869 г. Эдзо был переименован в Хоккайдо и началась колонизация Севера. Правительство Мэйдзи не разрешало айнам заниматься традиционными промыслами (ловом рыбы и морской охотой), принуждая их возделывать землю или трудиться чернорабочими. Началась жестокая эксплуатация айнов.

В 1871 г. был принят Закон о посемейной регистрации, согласно которому айны могли регистрироваться в статусе простолюдинов, но с пометкой «инородцы» («бывшие аборигены»). Дальнейшая политика государства была направлена на отрицание независимости айнов, ограничения их традиций, языка и культуры, т. е. на полную ассимиляцию.

В 1899 г. вышел Закон о защите бывших аборигенов Хоккайдо, согласно которому каждая айнская семья имела право на выделение 5 га земли для ведения сельского хозяйства и на получение образования на японском языке [Фумото, 2002. С. 8]. Однако фактически этот закон был направлен не на защиту айнов, а на их культурное исчезновение.

В эпоху Мэйдзи (1868-1912 гг.) на фоне политики ассимиляции и дискриминации айнов возникли протестные движения. Так, в 1922 г. было образовано «Общество Тока-ти», а в 1930 г. создана Ассоциация айнов острова Хоккайдо (предшественница нынешней Ассоциации). Добровольцам из национальных движений удалось добиться частичного пересмотра Закона о защите бывших аборигенов - так, женщины айнов получили возможность трудиться в иных областях, кроме сельского хозяйства, были отменены обязательные школы для айнов [Акибэ, 1995]. В 1923 г. при участии Тири Юкиэ впервые была произведена запись и публикация «Свода айнских мифов и преданий» [Табата и др., 2000. С. 79-80]. Страдания айнов в результате проведения политики дискриминации стали предметом литературных произведений. Так, поэт Ибо-

си Хокуто в сборнике «Котан» (1930 г.) писал:

Т^Г % <г> ф Мишею

Печально, но нынешние айны, умаляя свое достоинство, становятся японцами.

Наступило время, когда люди айнов радуются, если ребенок рождается от японца.

До сих пор над айнами смеются и смотрят на них свысока, и японцы считают, что душа айнов стоит ниже души японцев.

Зная, что японцы - жалкие люди и обманывают честных айнов, айны все же научились прощать японцев.

[Ибоси, 1995. Р. 121, 122, 124, 152;

Табата и др., 2000. С. 81].

Комплекс мер по подчинению и насильственной ассимиляции айнов на Хоккайдо в дальнейшем послужил образцом политики этнического и колониального подчинения иных народов Японии. Не только на севере страны, но и на юге - на Окинаве, в конце XIX в. проводилась ликвидация диалектов, осуществлялись распространение «стандартного языка» и насильственные изменения на японские имен представителей различных этнических групп. Такая культурная ассимиляция получила название нового способа «японизации», который затрагивал все слои общества - от бывшей знати до крестьян и деклассированных элементов. Тот же образец колониальной политики был использован на Тайване, захваченном после китайско-японской войны в конце XIX в., в Корее с начала XX в. (после русско-японской войны), затем на островах Южных морей (Палау) после Первой мировой войны, с начала 1930-х гг. на северо-востоке Китая (в Маньчжурии), в прибрежных районах Китая, попавших под японскую власть в ходе китайско-японской (Второй мировой) войны, и в других колониях Японии (в Юго-Восточной Азии). Таким образом, с конца XIX в. и по 1945 г. Японская империя представляла собой реально многонациональное государство, в котором последова-

тельно проводилась политика колонизации и насильственной ассимиляции коренных народов.

Послевоенное время отмечено официальными заявлениями правительства о создании «единой нации» (1945-1952 гг.). В первую очередь это коснулось «японских корейцев», которые до 1945 г. считались гражданами Японии. Из 2 млн 400 тыс. корейцев, проживавших в Японии, 1 млн 400 тыс. чел. вернулись в Корею, а оставшиеся были лишены японского гражданства и приравнены по статусу к остальным иностранцам. В послевоенном японском обществе продолжала сохраняться принятая до войны политика дискриминации корейцев, в особенности при приеме на работу и вступлении в брак [Сиёдзи, 2004. С. 30-33].

Дискриминации в обществе подвергались не только корейцы, но вообще все ино-этничные элементы, выходцы из бывших колоний, а также айны. Но именно благодаря гражданским кампаниям по борьбе с дискриминацией, которые проводили японские корейцы, отношение к иностранцам в обществе стало меняться. С 1980 г. в условиях быстрого экономического роста Японии усилился приток иностранных рабочих, к тому же после ратификации Международного пакта по правам человека (1979 г.) и Конвенции о статусе беженцев (1981 г.) было провозглашено равенство перед законом граждан Японии и иностранцев. В 1991 г. был принят Специальный закон об иммиграции, согласно которому выходцам из бывших колоний и их потомкам был предоставлен статус «особых постоянных жителей» [Там же. С. 35-36]. Это означало, что они формально являются иностранцами, но не должны продлевать вид на жительство, а имеют право постоянно проживать в Японии.

Айны также активно боролись за свои права и улучшение благосостояния. В 1946 г. была вновь воссоздана Ассоциация айнов Хоккайдо, которая стала последовательно добиваться улучшения условий жизни, оздоровления окружающей среды, восстановления культурной и образовательной сферы. В 1961 г. впервые был издан нормативный акт «О мерах по улучшению благосостояния айнов», получивший одобрение в правительстве. С начала 1970-х гг. во всех регионах Хоккайдо началось движение айнов за национальную независимость и вос-

становление в гражданских правах. При поддержке властей был открыт этнографический музей Нибутани (1971 г.), создана Ассоциация айнов Асахикава (1972 г.), началась работа Общества по сохранению нематериальной культуры и фольклора айнов (1974 г.). В 1974 г. на медицинском факультете университета Хоккайдо была проведена религиозная панихида над останками айнов, собранными для медицинских исследований [Табата и др., 2000. С. 83-85, 91].

В 1982 г. на съезде Ассоциации айнов было предложено отменить «Закон о защите бывших аборигенов Хоккайдо» с одновременным представлением нового проекта этого закона, который после двухлетнего обсуждения был принят на очередном съезде (1984 г.) как «Проект закона об айнах». В этом документе требовались гарантии признания прав айнов как нации в составе японского государства. Во вступлении к нему говорится: «Данным законом признается существование айнов в Японском государстве как народности, обладающей самобытной культурой. Данный закон провозглашает, что на основании Конституции Японии гордость национальных меньшинств должна безусловно уважаться и права этих народов должны быть гарантированы» [ЦИАК, 2010. С. 222]. Дается и определение айнов: «Айны - это сообщество, проживающее на Хоккайдо, Сахалине, островах Курильской гряды (земле айнов - айну мосири), имеющее свою собственную самобытную культуру и язык, уникальную историю и хозяйственные связи» [Уэмура, 1993. С. 111].

Этот проект закона был предложен на рассмотрение кабинету министров Японии. Но результаты рассмотрения последовали только через 13 лет. Тем не менее, за эти годы в сфере борьбы коренных народов за свои законные интересы было сделано немало. После 1980 г. гражданские движения получили определенный вес и отклик в японском обществе, в том числе благодаря борьбе за свои права через судебную систему Японии. Широкую огласку приобрело дело «о причинении морального вреда через изображение» (1984-1988 гг.): айнка подала в суд в связи с тем, что ее фотография была без уведомления размещена в книге с подписью «вымирающий народ айнов», и блестяще выиграла дело. В 1987 г. на заседании подкомитета ООН по правам человека был представлен отчет «Рабочей группы по про-

блемам аборигенного населения», где говорилось, что японское правительство не признало айнов аборигенным народом Японии [Тикаппу, 1993. С. 140-141, Табата и др., 2000. С. 92-93]. В августе 1994 г. литератор Сигэру Каяно стал первым айном, который прошел в члены японского парламента.

С 1989 по 1997 г. длился суд по делу дамбы Нибутани. Строительство дамбы было запланировано в месте, являющемся религиозной святыней айнов. В связи с этим в 1989 г. Ассоциацией айнов Хоккайдо при поддержке Сигэру Каяно было подано официальное требование об отмене решения о строительстве. Пока шло судебное разбирательство, стройка продолжалась и была завершена в 1996 г. В 1997 г. наконец вышло решение суда. Районный суд Саппоро заявил, что при строительстве плотины Нибу-тани «имело место пренебрежение и игнорирование ценностей культуры айнов» и объявил незаконным насильственное освоение их земель. Но поскольку плотина уже была построена, прошение об отмене строительства отклонили [Цунэмото, 2000. С. 195].

Все это время правительство Японии изучало предложенный Ассоциацией айнов Хоккайдо «Проект закона об айнах». Наконец, в 1997 г. «Закон о защите бывших аборигенов» был отменен, а новый закон получил название «О содействии развитию айнской культуры, изучении и популяризации культурного наследия айнов» [ЦИАК, 2010. С. 322-326]. Этим законом впервые в послевоенной Японии было признано, что в стране существуют иноэтничные народности, и объявлено, что их культура и традиции должны уважаться по закону. Кроме того, первая статья закона имела особый смысл для японского общества, которое до этого официально считалось этнически однородной нацией: «стремясь принадлежать к современному обществу, в котором ценится и уважается гордость народа айну, мы будем совместно вносить вклад в развитие различных культур нашей страны». Однако в этом законе признается только необходимость возрождения культуры айнов, а проблема восстановления их гражданских прав даже не рассматривается [Там же. С. 215].

1992 г. был объявлен ООН международным годом коренных народов всего мира, после чего начался рост общественных движений в поддержку коренных народов мира, а также осознание важности взаимной солидарности международного сообщества

в отстаивании прав человека для коренных народов и их возрождения. Определенный толчок к появлению в Японии общественного движения за объединение культур дало разрушительное землетрясение Хансин-Авасэ 17 января 1995 г. (г. Кобэ). Власти столкнулись с тем, что проживавшие в крупном городе иностранцы, пострадавшие от землетрясения, не зная языка, не могли своевременно получить необходимую поддержку. В Кобэ возникло движение за создание общин иностранцев, проживающих в Японии, и была принята программа по созданию многоязычного информационного пространства [Такэдзава, 2009. С. 90].

В сентябре 2007 г. в ООН была принята «Международная декларация о правах коренных народов», после чего в июне 2008 г., наконец, последовало официальное признание народа айнов коренным населением Японии [ЦИАК, 2010. С. 215].

Стареющее японское общество (в возрасте 65 лет и старше находятся 22,1 % населения) в настоящий момент оказалось перед необходимостью принятия иностранной рабочей силы для поддержания экономического роста и международного положения страны. В связи с этим Министерство общих дел Японии предложило принцип «мультикультурного сосуществования» -люди разных национальностей и этнических групп признают взаимно культурные различия и, выстраивая равноправные отношения, проживают совместно как члены региональных сообществ. Мультикультурное сосуществование подразумевает подготовку механизмов для того, чтобы иностранцы могли жить как обычные граждане. Эти задачи возложены на местные муниципалитеты. К ним относятся коммуникационная поддержка (поддержка японского языка), поддержка жизнеобеспечения (письменный и устный перевод административных документов и услуг), создание региональных мультикультурных сообществ (просветительская деятельность) 2 . С помощью подобных мер правительство рассчитывает предать забвению прежние мифы о моноэт-ничной нации и политику насильственной ассимиляции, сосредоточившись на создании мультикультурных сообществ и просветительской деятельности.

2 Сборник отчетов Научно-исследовательского общества по продвижению политики мультикультур-ного сосуществования при Министерстве общих дел Японии. Вып. 03. 2006 г., с. 5 (www.soumu.go.jp/main_ content/ 000066557.pdf), дата обращения 12.10.2010.

Необходимо заметить, что Япония по сравнению с другими странами мира с точки зрения этнического состава является все же относительно моноэтничной страной. В 2009 г. количество зарегистрированных иностранцев составляло 1,7 % (2 млн 180 тыс. чел.), среди них 680 тыс. китайцев, 580 тыс. корейцев, 270 тыс. бразильцев, 210 тыс. филиппинцев, 60 тыс. выходцев из Перу, 50 тыс. американцев и 330 тыс. иностранцев других национальностей 3. Однако история Японии, как и история любого государства, во многом определяется отношениями между основным населением и этническими меньшинствами. Поэтому представляется столь важным объективный подход к пониманию истории, сочетающий оправдательную точку зрения историка, защищающего государство, и критический взгляд на его историю, идущий вразрез с основной теорией «однородного» и «уникального» общества. Рассматривая историю Японии с позиции этнических и культурных меньшинств (например, корейцев, проживающих в Японии) и коренных народов (айнов), можно понять причины конфликтов, культурных обменов и содружества народов в «надгосу-дарственном» аспекте. С этой точки зрения проще дать ответ на вызовы будущего -в какой форме современная Япония будет противостоять глобализации.

Список литературы

Brich E. War and Trade // Crossroads of Continents: Cultures of Siberia and Alaska. Washington, D. C.: University of Washington Press, 1988. Р. 227-240.

Howell D. Capitalism From Within: Economy, Society, and the State in a Japanese Fishery. Berkeley: University of California Press, 1993. 264 р.

3 По данным сайта Министерства юстиции Японии (http://www.moj.go.jp/content/000049970.pdf), дата обращения 12.10.2010.

Sasaki S. Trading Brokers and Partners with China, Russia and Japan // Ainu: Spirit of a Northern People. Washington, D. C.: University of Washington Press, 1999. Р. 86-101.

Акибэ Токухэй. Освобождение народа айнов // Словарь национальных проблем народов мира. Токио: Хэйбонся, 1995. С. 15-16.

Ибоси Хокуто. Котан - Наследие Ибоси Хокуто. Токио: Софукан, 1995. 210 с.

Сиёдзи Хироси. Многонациональная Япония: жизнь иностранцев в Японии. Осака: Национальный музей этнологии, 2004. 111 с.

Табата Хироси и др. История и культура народа айну. Токио: Ямакава сюппанся, 2000. 147 с.

Tакэдзава Ясуко. Статья закона - задачи и современное состояние политики мульти-культурного сосуществования // Гуманитарные науки. Токио: Нихонбунка дзинруй гак-кай, 2009. Вып. 74, № 1. С. 86-95.

Тикаппу Эмико. О заявлении протеста и суде по делу о причинении морального вреда через изображение // Книга об айнах. Токио: Такарадзимася, 1993. С. 140-141.

Уэмура Хидэаки. А вы знаете? Вопросы и ответы о народе айнов. Токио: Кайхо сюп-панся, 1993. 118 с.

Фумото Синъити. Современная Япония и общество айну. Серия «Записки по истории Японии». Токио: Ямакава сюппанся, 2002. № 57. 96 с.

ЦИАК - Труды Центра изучения айнов и коренных народов университета Хоккайдо. Настоящее и будущее исследований народа айну. Саппоро: Изд-во ун-та Хоккайдо, 2010. 345 с.

Цунэмото Тэруки. Права коренных и малочисленных народов в конституции: на первом плане или на задворках? // Перечитывая конституцию Японии. Токио: Нихон кэйдзай симбунся, 2000. С. 185-203.

Эномори Сусуму. История народа айнов. Токио: Софукан, 2007. 639 с.

Материал поступил в редколлегию 12.10.2010

Eu. L. Frolova, Takakura Hiroki, Tokuda Yukako

LOOK AT THE HISTORY OF JAPAN FROM THE POINT OF VIEW OF ITS INDIGENOUS PEOPLES: THE PAST AND THE PRESENT OF THE AINU

The article offers an alternative view of the history of Japan from the perspective of history of its individual parts, especially the border lands, that contacted independently with foreign countries and pursued a policy and conducted trade in a way different from that of the central government. The relationship between the Japanese state and Ainu people throughout the history of Japan are examined in detail.

Keywords: Japan, indigenous peoples, the Ainu, assimilation, discrimination, struggle for civil rights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.