Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизнестойкость / вовлечённость / контроль / принятие риска / агрессивность / враждебность / гнев / вербальная агрессия / физическая агрессия / студенты / resilience / involvement / control / risk taking / aggression / hostility / anger / verbal aggression / physical aggression / students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Делибоженко Елена Александровна, Губанчиков Богдан Фаустович

В статье поднимается проблема жизнестойкости и агрессивности молодого поколения, обозначена значимость данных характеристик для личности. Выявлены особенности жизнестойкости и агрессивности студентов гуманитарных направлений. Эмпирически установлены значимые отрицательные взаимосвязи составляющих жизнестойкости со склонностью к агрессии. Показано, что у студентов с высокими показателями жизнестойкости наблюдается низкий уровень враждебности, гнева, общей и физической агрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Делибоженко Елена Александровна, Губанчиков Богдан Фаустович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article raises the problem of resilience and aggressiveness of the younger generation, and outlines the significance of these characteristics for the individual. The features of resilience and aggressiveness of students in the humanities have been identified. Empirically, significant negative relationships between the components of resilience, such as involvement, control and risk taking, with a tendency to aggression have been established. It has been shown that students with high levels of resilience have low levels of hostility, anger and physical aggression.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии Делибоженко Елена Александровна

АНОВО «Московский международный университет» (г. Москва); студент Губанчиков Богдан Фаустович

АНОВО «Московский международный университет» (г. Москва)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ

Аннотация. В статье поднимается проблема жизнестойкости и агрессивности молодого поколения, обозначена значимость данных характеристик для личности. Выявлены особенности жизнестойкости и агрессивности студентов гуманитарных направлений. Эмпирически установлены значимые отрицательные взаимосвязи составляющих жизнестойкости со склонностью к агрессии. Показано, что у студентов с высокими показателями жизнестойкости наблюдается низкий уровень враждебности, гнева, общей и физической агрессии.

Ключевые слова: жизнестойкость, вовлечённость, контроль, принятие риска, агрессивность, враждебность, гнев, вербальная агрессия, физическая агрессия, студенты.

Annotation. The article raises the problem of resilience and aggressiveness of the younger generation, and outlines the significance of these characteristics for the individual. The features of resilience and aggressiveness of students in the humanities have been identified. Empirically, significant negative relationships between the components of resilience, such as involvement, control and risk taking, with a tendency to aggression have been established. It has been shown that students with high levels of resilience have low levels of hostility, anger and physical aggression.

Key words: resilience, involvement, control, risk taking, aggression, hostility, anger, verbal aggression, physical aggression, students.

Введение. Последние годы характеризуются увеличением острых чрезвычайных ситуаций, миру пришлось пережить эпидемию коронавирусной инфекции, произошло обострение и внешнеполитической обстановки. Резкие изменения в мире, политический конфликт затронул каждого, что может сказываться на психическом здоровье и психологическом благополучии подрастающего поколения. В связи с этим, возрастает проблема жизнестойкости, которая является важной характеристикой личности и занимает значимую роль в преодолении жизненных трудностей.

Основываясь на фрустрационные теории, агрессия выступает следствием фрустрирующего состояния, которое рассматривается как одна из форм психологического стресса. Жизнестойкость является одной из защит личности в стрессовой ситуации. Таким образом, агрессия может выступать показателем снижения жизнестойкости. Однако взаимосвязь жизнестойкости и её компонентов с агрессией недостаточно изучена. Возникает вопрос, будет ли высокий уровень склонности к агрессивному поведению приводить к снижению составляющих жизнестойкости.

Изложение основного материала статьи. Для одних людей стрессовые ситуации могут быть губительными, для других, возможно, они являются провокаторами их развития. По мнению профессора Калифорнийского университета С. Мадди, именно жизнестойкость защищает нас от внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессом и восприятия его как менее значимого, обстоятельства воспринимаются как подконтрольные, как вызовы жизни, стимулирующие развитие, вовлекающие человека в процесс жизни [10]. За несколько десятилетий исследований С. Мадди были накоплены данные о том, что жизнестойкость является характеристикой личности, которая повышает успешность деятельности, познавательную активность, физическую выносливость, улучшает душевное и соматическое здоровье.

Жизнестойкость включает три установки: вовлечённость, контроль и принятие риска. Вовлечённость или включённость - это предрасположенность к участию в жизни людей, происходящих событиях, противоположность этому -отстраненность и изоляции. Контроль подразумевает стремление влиять на результаты происходящие вокруг, а не погружаться в пассивность и бессилие. Принятие риска - установка учиться на своем опыте, как положительном, так и отрицательном, а не играть в безопасность, избегая неопределенности и потенциальных угроз [15].

Компоненты жизнестойкости, по мнению Мадди, структурируют наши представления о взаимодействии с окружающим миром и обеспечивают мотивацию для выполнения трудных задач. Важно обладать всеми тремя видами жизнестойкости. Например, человек с высоким уровнем контроля, но одновременно с низким уровнем вовлечённости и принятия риска будет стремиться к результатам, но не тратить время и силы на изучение опыта, не будет чувствовать свою причастность к окружающим людям и событиям. Люди с высоким уровнем вовлечённости, но одновременно с низким уровнем контроля и принятием риска будут полностью поглощены окружающими их людьми и событиями, не задумываясь о том, что они могут повлиять на них и не размышлять о своём опыте взаимодействия. Они будут крайне уязвимы даже в самых незначительных изменениях. И индивиды, которые рассматривают жизнь как приобретение опыта, т.е. с высоким уровнем принятия риска, но обладающие низким уровнем контроля и вовлечённости будут озабочены новизной, но мало заботиться об окружающих их людях и происходящих событиях и не осознавать, что могут на что-то повлиять. Такие личности похожи на искателей приключений, и можно ожидать, что они будут участвовать в азартных играх и рискованных мероприятиях ради азарта. Но опять же, это далеко от сущности жизнестойкости [15].

Жизнестойкость и её составляющие начинают формироваться в детском и в подростковом возрасте, но развивать их можно и у взрослых. Существует зависимость особенностей жизнестойкости от детско-родительских отношений [7]. Принятие, одобрение и поддержка родителями ребенка имеет решающее значение для развития его включённости, участия в происходящих событиях. Поддержка инициативы и активности ребенка важна для развития контроля и формирования стремления влиять на результат. Обеспечивая разнообразие впечатлений и неоднородность среды, родители создают основу для развития такого компонента жизнестойкости, как принятие риска, ребенок учится не избегать неопределенности и возможных угроз [11].

Е.А. Евтушенко определяет жизнестойкость как способность успешно справляться с неблагоприятными условиями и стрессом. Уровень жизнестойкости зависит от различных факторов, таких как социально-экономические преобразования, политическая обстановка, состояние окружающей среды и информационное воздействие [4]. Многочисленные исследования показали, что три компонента жизнестойкости положительно взаимосвязаны, их сочетание помогает людям расти, развиваться, обращая стрессы в свою пользу. Жизнестойкость создает мотивацию для решения проблем, а не их избегания, обеспечивает социально-поддерживающее, а не конфликтное взаимодействие. Составляющие жизнестойкости положительно связаны с высокой работоспособностью, позитивным настроением и здоровьем [14]. По мнению ряда

исследователей, жизнестойкость способствует эффективной профессиональной деятельности, поэтому стоит обратить пристальное внимание на развитие данных качеств личности студента как будущего специалиста.

Жизнестойкость является основой для душевного и физического равновесия личности, компоненты жизнестойкости помогают личности в стрессовых ситуациях, которых в современном мире становится значительно больше. Феномен агрессивности, с одной стороны, также направлен на противостояние со стрессами, с другой стороны, присутствие агрессивности как устойчивого образования - признак нарушений личностного развития. Определенный уровень агрессивности может служить основой для благоприятной адаптации человека к действительности, но высокие её показатели могут препятствовать социальной адаптации. Насколько связаны эти два явления - жизнестойкость и агрессивность, от уровня которых зависит адаптация личности?

Для начала проясним разницу между агрессией и агрессивностью. Агрессивность - это склонность к агрессии, то есть готовность проявлять агрессию в определенных ситуациях. Агрессия же - это активное проявление этой склонности, то есть фактическое насилие, нападение или угроза нападения [3; 6]. Таким образом, агрессивность - это скрытая, потенциальная форма агрессии, а агрессия - это ее открытое проявление.

Агрессия - комплексное понятие, которое включает в себя различные аспекты: физиологические, психологические, социальные и культурные. Физиологически агрессия связана с активацией симпатической нервной системы и выделением гормонов стресса, таких как адреналин и кортизол. Это приводит к повышению артериального давления, учащению сердцебиения и увеличению мышечного тонуса, что готовит организм к борьбе или бегству. Психологически агрессия связана с определенными эмоциональными состояниями, такими как гнев, раздражение, неприязнь, зависть и др. Эти эмоции могут возникать в ответ на различные стимулы, такие как оскорбления, нарушения правил и норм, конфликты, несправедливость и т.д. Социальные и культурные факторы также играют важную роль в возникновении агрессии. Некоторые социальные условия, такие как бедность, безработица, социальная изоляция, могут способствовать возникновению агрессивного поведения. Культурные факторы, такие как насилие в кино и играх, также могут влиять на формирование агрессивного поведения [2; 3; 5].

Несмотря на то, что агрессия может быть опасной и негативной, она также может иметь позитивные аспекты [1]. Например, агрессивность может помочь человеку защитить себя, своих близких в критической ситуации. Также агрессивность может быть полезна в спорте или бизнесе, где конкуренция является важным фактором успеха. В целом, агрессия - это сложное явление, которое требует комплексного подхода для его понимания и регулирования. Важно научиться распознавать сигналы агрессии и научиться эффективно управлять своими эмоциями и поведением в различных ситуациях [3; 6].

Е.Г. Шестакова, Л.Я. Дорфман выделяют агрессивное поведение и агрессивность личности. Агрессивное поведение -это внешне выраженное действие, направленное против другого индивида, которое может быть как насильственным, так и направленным на преодоление препятствий без намерения навредить. Агрессивность - это личностный конструкт, который может носить как позитивный, так и негативный характер. Однако, не всегда причиной агрессивных действий является агрессивность личности, и наоборот. Важным фактором является взаимодействие трансситуативных и ситуативных факторов [12].

Реализация нашего исследования предполагает решение нескольких задач: выявить уровень агрессивности, изучить особенности жизнестойкости студентов, установить характер связи между жизнестойкостью и агрессивностью, проверить гипотезу о том, что существует взаимосвязь таких психологических конструктов, как жизнестойкость и агрессивность.

В исследовании принимали участие студенты гуманитарных направлений обучения (психология, лингвистика, менеджмент) Московского международного университета, которые на добровольной основе заполняли опросники по определению жизнестойкости и агрессивности. Всего в исследовании приняли участие 69 студентов (44 девушки, 25 юношей), средний возраст 19,4 года.

В исследование использовались методики диагностики на выявление жизнестойкости «Тест жизнестойкости Мадди» и агрессивности «Опросник диагностики агрессивности Басса-Перри». Для анализа данных применялся коэффициент ранговой корреляции г-Спирмена.

Тест жизнестойкости представляет собой русскоязычную адаптацию англоязычного опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди (Maddi) в 1984 году, адаптированный Д.А. Леонтьевым и E.H. Рассказовой в 2006 году [8].

Тест включает общую шкалу жизнестойкости и три ее составляющие: вовлеченность, контроль и принятие риска. Жизнестойкость была концептуализирована как личностная модель установок и стратегий, которая помогает людям превращать стрессовые обстоятельства из потенциальных катастроф в возможности для роста [15].

Для измерения показателей агрессивности применяли опросник Басса-Перри, разработанного в 1992 году Арнольдом Бассом и Марком Перри, который широко используется во многих странах и считается одним из «золотых стандартов исследования агрессивности» [13]. На русский язык тест был адаптирован в 2021 году М.М. Лобасковой с соавторами [9]. Русскоязычная версия опросника Басса и Перри, использованная в нашем исследовании, состоит из 29 вопросов, которые оцениваются по 5-балльной шкале Лайкерта, где 1 соответствует «совсем не похоже на меня», а 5 - «очень похоже на меня». Тест состоит из шкал: физическая агрессия, гнев, враждебность, вербальная агрессия и включает общую шкалу агрессии. Физическая и вербальная агрессия, которые определяются как причинение вреда другим, представляют моторный компонент поведения. Гнев, включающий в себя физиологическое возбуждение и подготовку к агрессии, является эмоциональным или аффективным компонентом поведения. Враждебность как когнитивный компонент поведения состоит из чувства обиды и подозрительности. Общий балл подсчитывается путем сложения баллов по всем четырем шкалам [9].

В таблице 1 представлены результаты исследования особенностей жизнестойкости студентов.

Таблица 1

Уровни жизнестойкости (Тест жизнестойкости Мадди, %)

Показатели жизнестойкости Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Вовлеченность 7 48 45

Контроль 10 62 28

Принятие риска 44 49 7

Жизнестойкость 18 48 34

Изучение показателей жизнестойкости личности показало, что не у всех студентов развита вовлеченность, низкий уровень данного компонента у 45%, только 7% студентам характерна убежденность в том, что как бы плохо ни обстояли дела, лучше оставаться включенным в обстоятельства, а не отступать в изоляцию. Также только у 10% обучающихся высокий показатель контроля, у 28% студентов отсутствует установка, что даже в сложных ситуациях лучше продолжать пытаться влиять на результат, а не погружаться в бессилие. Однако при анализе шкалы «принятие риска» было выявлено, что 44% опрашиваемых воспринимают жизнь как способ приобретения любого опыта и знаний для дальнейшего их использования. По результатам исследования жизнестойкости было выявлено, что у 18% студентов высокий уровень развития жизнестойкости, им свойственно стремление поиска позитивного смысла происходящего, быть вовлеченными в ситуацию, расти в мудрости через осмысление опыта.

Диагностика агрессивности с помощью опросника Басса-Перри показала, что больший процент респондентов имеет средние показатели агрессивности: уровень общей и физической агрессии у 66% студентов, проявление гнева у 67%, враждебности у 65%, исключение составил средний показатель вербальной агрессии (38%). Обращает на себя внимание, что около 1/3 студентов имеют высокие показатели по всем шкалам агрессивности (табл. 2).

Таблица 2

Уровни агрессивности студентов (опросник Басса-Перри, в адаптации М.М. Лобасковой и др., %)

Показатели агрессивности Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Физическая агрессия 27 66 7

Гнев 30 67 3

Враждебность 28 65 7

Вербальная агрессия 38 38 24

Суммарный показатель агрессии 31 66 3

В таблице 3 представлена взаимосвязь жизнестойкости и ее составляющих с показателями агрессивности студентов гуманитарных направлений. Результаты корреляционного анализа показывают, что жизнестойкость значимо отрицательно коррелирует с общей агрессией (-0,363, р<0,05), физической агрессией (-0,355, р<0,05), гневом (-0,371, р<0,05) и враждебность (-0,548, р<0,001), но значимой связи с вербальной агрессией не установлено. Вовлеченность также отрицательно связана с общим показателем агрессии (-0,427, р<0,01), с физической агрессией (-0,303, р<0,05), с гневом (-0,426, р<0,01) и с враждебностью (-0,566, р<0,001), однако с вербальной агрессией связь составляющих жизнестойкости не является значимой.

Таблица 3

Взаимосвязь жизнестойкости и агрессивности студентов

Показатели жизнестойкости Общая агрессия Физическая агрессия Гнев Враждебность Вербальная агрессия

Жизнестойкость -0.363* -0.355й -0.371й -0.548й* * 0.249

Вовлечённость -0.427** -0.303* -0.426** -0.566*** 0.262

Контроль -0.246 -0.134 -0.294* -0.373* 0.207

Принятие риска -0.344* -0.242 -0.301* -0.608*** 0.189

Примечание: *-р<0,05; **-р<0,01; ***-р<0,001

Прослеживается наиболее выраженная значимая отрицательная взаимосвязь составляющих жизнестойкости с враждебностью, которая представляет отрицательное когнитивное отношение к окружающим людям. Это свидетельствует о том, что чем сильнее у испытуемого выражены такие установки, как вовлеченность, контроль и принятие риска, тем меньше вероятность того, что он будет испытывать чувство обиды и подозрительности по отношению к окружающим. Аналогичная картина, хотя и менее выраженная связь, наблюдается в отношении такого показатели агрессии как гнев: вовлеченные в обстоятельства своей повседневной жизни личности, имеющие тенденцию контроля за свою жизнь и принимающие риск имеют более низкие показатели физиологического возбуждения к агрессии. Физическая агрессия имеет умеренную отрицательную связь с общим показателем жизнестойкости (-0,355, р<0,05) и вовлеченностью (-0,303, р<0,05), чем выше уровень жизнестойкости и вовлечённости в происходящие события, тем ниже готовность к использованию физической силы. Иными словами, способность совладания со стрессом уменьшает агрессивные тенденции личности.

Выводы. Проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи жизнестойкости и агрессивности студентов, позволяет сделать следующие выводы.

Низкие показатели жизнестойкости выявлены у 34% обучающихся гуманитарных направлений, у 31% высокий уровень агрессивности.

Установленные корреляционные связи показывают, что способность успешно справляться с неблагоприятными условиями и стрессом связана с низким уровнем общей агрессии и её составляющих, таких как физическая агрессия, гнев и враждебность. Студенты, которые имеют высокие показатели жизнестойкости, обладают более низким уровнем агрессивности.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки и проведения психологических тренингов по развитию жизнестойкости с включением упражнений по снижению уровня агрессивности обучающихся вузов.

Литература:

1. Александрова, Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии / Л.А. Александрова // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов / Кемеровский государственный университет. Том Выпуск 2. - Кемерово: «Авторское издательство Кузбассвузиздат», 2004. - С. 82-90

2. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль: лучший в мире учебник по психологии агрессии / Л. Берковиц. - Санкт-Петербург: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007. - 510 с.

3. Бэрон, P.A. Агрессия / P.A. Бэрон, Д. Ричардсон. - 20-е изд. - СПб: Питер, 2014. - 411 с.

4. Евтушенко, Е.А. Жизнестойкость личности как психологический феномен / Е.А. Евтушенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 60. - С. 72-78

5. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии / С.Н. Ениколопов // Прикладная психология. -2001.-№ 1,-С. 60-72

6. Ениколопов, С.Н. Агрессия - одна из форм защиты «Я» / С.Н. Ениколопов // Химия и жизнь XXI век. - 2006. -№ 10. - С. 12-15

7. Иванова, М.А. Жизненные сценарии и жизнестойкость подростков / М.А. Иванова // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 10-4. - С. 875-878

8. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости / Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.

9. Лобаскова, М.М. Психометрический анализ опросника агрессивности Басса - Пери / М.М. Лобаскова, Т.В. Адамович, В.И. Исматуллина, Ю.А. Маракшина, С.Б. Малых // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2021. -Т. 14,-№4.-С. 28-38

10. Наливайко, Т.В. К вопросу осмысления концепции жизнестойкости С. Мадди / Т.В. Наливайко // Вестник интегративной психологии: журнал для психологов. - Ярославль, 2006. - № 4,- С.211-216

11. Никитина, Е.В. Феномен жизнестойкости: концепция, современные взгляды и исследования / Е.В. Никитина // Academy. - 2017. - № 4 (19). - URL https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-zhiznestoykosti-kontseptsiya-sovremennye-vzglyady-i-issledovaniya (дата обращения: 29.09.2023)

12. Шестакова, Е.Г. Агрессивное поведение и агрессивность личности / Е.Г. Шестаков, Л.Я. Дофман // Образование и наука. - 2013. - № 7. - С. 51.

13. Gerevich, J. The generalizability of the Buss-Perry Aggression Questionnaire / J. Gerevich, E. Bacskai, P. Czobor 11 International Journal of Methods in Psychiatric Research. - 2007(16) - P. 124-36

14. Maddi, S.R. Hardiness and mental health / S.R. Maddi, D.M. Khoshaba // Journal of Personality Assessment. - 1994 (63). -P. 265-274

15. Maddi, S.R. The story of Hardiness: Twenty years of theorizing, research, and practice / S.R. Maddi 11 Consulting Psychology Journal Practice and Research. - January 2002. - 54(3). - P. 173-185

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Мамонова Елена Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Жаркова Талина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МАГИСТРАНТОВ ВО ВТОРИЧНОМ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

Аннотация. В данной статье поднимается вопрос об актуальности профессионального самоопределения человека в любом возрасте. В ней представлены результаты исследования влияния индивидуально-психологических особенностей личности магистрантов и их проявление во вторичном профессиональном самоопределении. Проведено исследование литературы, посвященной вторичному профессиональному самоопределению. Была выдвинута гипотеза о том, что существует взаимосвязь между самоорганизации деятельности с формой субъективного контроля. Проведенные исследования, подтвердили данную гипотезу. Также было исследовано взаимное влияние данных показателей в ситуации получения второго образования. На основании теоретического и эмпирического анализа определены основные условия успешности вторичного профессионального самоопределения. В заключении статьи были приведены результаты анализа, устанавливающие взаимосвязь между локусом контроля и самоорганизацией деятельности. Были разработаны рекомендации по повышению локуса контроля. Полученные данные могут быть использованы в работе с магистрантами различных вузов для повышения эффективности выбора профессии и повышение мотивации магистрантов в ситуации получения второго образования.

Ключевые слова: самоопределение, вторичное профессиональное самоопределение, локус контроля, самоорганизация деятельности, магистранты.

Annotation. This article raises the question of the relevance of professional self-determination of a person at any age. It presents the results of a study of the influence of individual psychological characteristics of the personality of undergraduates and their manifestation in secondary professional self-determination. A study of the literature devoted to secondary professional self-determination has been conducted. It was hypothesized that there is a relationship between self-organization of activity with a form of subjective control. The conducted studies have confirmed this hypothesis. The mutual influence of these indicators in the situation of obtaining a second education was also investigated. Based on theoretical and empirical analysis, the main conditions for the success of secondary professional self-determination are determined. At the conclusion of the article, the results of the analysis were presented, establishing the relationship between the locus of control and self-organization of activity. Recommendations were developed to increase the locus of control. The obtained data can be used in working with undergraduates of various universities to improve the efficiency of choosing a profession and increase the motivation of undergraduates in the situation of obtaining a second education.

Key words: attachment formation, substitute family, safe type of attachment, foster children, adaptation period, motivation of substitute families.

Введение. В условиях стремительно прогрессирующего мира каждому человеку важно найти в нем свое место, отвечающее внутренним запросам, целям и устремлениям, поэтому сегодня проблема самоопределения актуальна для человека в любом возрасте.

Исторически ее рассматривали с разных подходов: философско-психологического, психолого-культурологического, социологического. Все они отражены в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульхановой-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.