Научная статья на тему 'ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПРОСНИКА АГРЕССИВНОСТИ БАССА – ПЕРРИ'

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПРОСНИКА АГРЕССИВНОСТИ БАССА – ПЕРРИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5054
1055
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агрессивность / подростки / надежность / факторная структура / Опросник агрессивности Басса – Перри (BPAQ) / aggressiveness / adolescents / reliability / factor structure / Bass–Perry Aggression Questionnaire (BPAQ)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лобаскова М.М., Адамович Т.В., Исматуллина В.И., Маракшина Ю.А., Малых С.Б.

В статье представлены результаты оценки психометрических характеристик Опросника агрессивности Басса – Перри (BPAQ). Выборка исследования составила 1200 подростков 14–17 лет. Были получены удовлетворительные данные о надежности альфа Кронбаха (от 0,74 до 0,85) и омега Макдональда (от 0,64 до 0,76). Итоги факторного анализа данных, найденных у российских подростков, свидетельствуют в пользу четырехфакторной структуры используемого опросника. Однако содержание пунктов указанных факторов отличается от оригинального опросника, предложенного А. Бассом и М. Перри. У мальчиков выявлены более высокие значения по шкале «Физическая агрессия», у девочек – по шкалам «Гнев» и «Враждебность». Половых различий по шкале «Вербальная агрессия» не обнаружено. Вербальная агрессия увеличивается от 14 до 17 лет, остальные шкалы не связаны с возрастом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лобаскова М.М., Адамович Т.В., Исматуллина В.И., Маракшина Ю.А., Малых С.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOMETRIC ANALYSIS OF THE BASS–PERRY AGGRESSION QUESTIONNAIRE

The article presents the results of assessing the psychometric characteristics of the Bass – Perry Aggression Questionnaire (BPAQ). The study sample consisted of 1200 adolescents aged 14–17 years. Satisfactory data were obtained on the reliability of Cronbach's alpha (0.74 to 0.85) and MacDonald's omega (0.64 to 0.76). The results of the factor analysis of the data found in Russian adolescents testify in favor of the four-factor structure of the questionnaire used. However, the content of the points of these factors differs from the original questionnaire proposed by A. Bass and M. Perry. Boys showed higher values on the scale «Physical aggression», girls – on the scales «Anger» and «Hostility». No sex differences were found on the «Verbal aggression» scale. Verbal aggression increases from 14 to 17 years, the rest of the scales are not related to age.

Текст научной работы на тему «ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПРОСНИКА АГРЕССИВНОСТИ БАССА – ПЕРРИ»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОПРОСНИКА АГРЕССИВНОСТИ

БАССА - ПЕРРИ

М.М. ЛОБАСКОВА*, Т.В. АДАМОВИЧ, В.И. ИСМАТУЛЛИНА, Ю.А. МАРАКШИНА, С.Б. МАЛЫХ

ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», Москва

В статье представлены результаты оценки психометрических характеристик Опросника агрессивности Басса - Перри (БРЛО). Выборка исследования составила 1200 подростков 14-17 лет. Были получены удовлетворительные данные о надежности альфа Кронбаха (от 0,74 до 0,85) и омега Макдо-нальда (от 0,64 до 0,76). Итоги факторного анализа данных, найденных у российских подростков, свидетельствуют в пользу четырехфакторной структуры используемого опросника. Однако содержание пунктов указанных факторов отличается от оригинального опросника, предложенного А. Бассом и М. Перри. У мальчиков выявлены более высокие значения по шкале «Физическая агрессия», у девочек - по шкалам «Гнев» и «Враждебность». Половых различий по шкале «Вербальная агрессия» не обнаружено. Вербальная агрессия увеличивается от 14 до 17 лет, остальные шкалы не связаны с возрастом.

Ключевые слова: агрессивность, подростки, надежность, факторная структура, Опросник агрессивности Басса - Перри (БРЛО).

БОТ:

Введение

Опросник агрессивности Басса - Перри (BPAQ) (Arnold H. Buss and Mark Perry, 1992) был создан в 1992 году на основе опросника Враждебности Басса - Дарки (Buss and Durkee, 1957). Опросник Басса -Дарки состоял из семи шкал: «Нападение», «Косвенная агрессия», «Раздражительность», «Негативизм», «Обида», «Подозрительность» и «Вербальная Агрессия», что позволяло исследователям обнаружить не только то, насколько агрессивен человек, но и то, как проявляется агрессия. Однако психометрические характеристики теста оказались неудовлетворительными. В результате процедуры создания нового опросника BPAQ были выделены четыре

© Лобаскова М.М., Адамович Т.В., Исматуллина В.И., Маракшина Ю.А., Малых С.Б., 2021

* Для корреспонденции:

Лобаскова Марина Михайловна кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории возрастной психогенетики Психологического института РАО E-mail: lobaskovamm@mail.ru

факторные шкалы: «Физическая агрессия», «Вербальная агрессия», «Гнев», «Враждебность» (сочетание «Обиды» и «Подозрительности») [4].

Опросник BPAQ переведен и адаптирован во многих странах и широко используется в мире как надежный инструмент оценки агрессивного поведения, а также эмоциональной и когнитивной составляющей агрессии в разных возрастных категориях [15, 16, 20, 21, 22, 23]. Психометрические свойства опросника оценивались в специфических группах популяции: заключенные, лица с алкогольной зависимостью, пациенты судебно-психиатрическо-го профиля [8, 11, 14, 19]. В 2000 году была предложена короткая версия опросника, состоящая из 34 пунктов и 3 шкал («Физическая агрессия», «Вербальная агрессия», «Гнев») [5]. Поводом к созданию краткой версии опросника стала критика психометрических свойств полной версии. Несколько авторов предложили свои короткие версии опросника. Так, F.B. Bryant и B.D. Smith (2001) сократили опросник с 29 до 12 вопросов, улучшив его психо-

метрические характеристики [3]. В итоге была создана краткая форма Buss - Perry Aggression - Short Form (BPAQ-SF), воспроизводящая 4 фактора полной версии. Факторная структура была подтверждена с помощью конфирматорного факторного анализа. Альтернативным вариантом стал Краткий опросник агрессии (BAQ), разработанный G.D. Webster et al. (2014); ими также была предложена версия опросника из 12 пунктов с той же факторной структурой [24]. Данная версия продемонстрировала улучшенную валидность, однако уступала по внутренней согласованности. Адаптация короткой версии опросника была проведена в ряде стран [2, 10, 25].

В России методика BPAQ адаптирована С.Н. Ениколоповым и Н.П. Цибульским в 2007 году на выборке испытуемых от 18 до 50 лет [1]. В результате психометрического исследования было предложено удалить из оригинальной версии опросника шкалу «Вербальной агрессии». Таким образом, адаптированная в России версия включает в себя три шкалы («Физическая агрессия», «Гнев», «Враждебность») и состоит из 24 пунктов.

Несмотря на широкое применение в России устаревшей версии Опросника агрессивности Басса - Дарки для оценки агрессивности у подростков, обновленная версия BPAQ Басса - Перри на выборке подростков в России адаптирована не была, хотя методика имеет широкое применение для исследования агрессивности подростков в разных странах [12, 18, 20]. Для оценки психометрических характеристик BPAQ на российской выборке старшеклассников мы использовали полную версию методики, состоящую из четырех шкал и 29 пунктов.

Методика

Сбор данных проводился с помощью открытой цифровой психодиагностической платформы DigitalPsyTools (https:// digitalpsytools.ru/). В исследовании приня-

ли участие 1200 человек в возрасте 14-17 лет, по 150 мальчиков и девочек в каждой возрастной группе. Выборка сформирована случайным (рандомизированным) образом.

Опросник агрессивности Басса - Перри состоит из 29 вопросов. Опросник включает в себя 4 шкалы: «Физическая агрессия» (вопросы 1, 5, 9, 13, 17, 21, 24-обратный, 27, 29); «Гнев» (3, 7, 11, 15-обратный, 19, 22, 25); «Враждебность» (4, 8, 12, 16, 20, 23, 26, 28); «Вербальная агрессия» (2, 6, 10, 14, 18). В качестве оценки используется шкала Лай-керта: от 1 («очень на меня не похоже») до 5 («очень на меня похоже»). Общий балл опросника подсчитывался путем сумма-ции значений по четырем шкалам. Физическая и вербальная агрессия, которые определяются как причинение вреда другим, представляют собой инструментальный, или моторный компонент поведения. Гнев, включающий в себя физиологическое возбуждение и подготовку к агрессии, является эмоциональным, или аффективным компонентом поведения. Враждебность как когнитивный компонент поведения состоит из чувства обиды и подозрительности [4].

Процедура. На основе полученных данных были подсчитаны следующие статистические показатели:

1. Описательные статистики по четырем шкалам опросника по всей выборке, с разбиением по полу и с разбиением по возрасту.

2. Корреляция шкал опросника через коэффициент корреляции Спирмена.

3. Сравнение значений опросника по полу проведено с помощью 11-теста Уэлша и теста Манна - Уитни с определением размера эффекта с помощью ё Коэна и бисе-риальной корреляцией, соответственно.

4. Возрастные особенности проанализированы с помощью непараметрического дисперсионного анализа Лиоуа.

5. Определение психометрических свойств опросника проводилось с помощью альфы Кронбаха, иерархической

омеги Макдональда, анализа главных компонент (АГК) и конфирматорного факторного анализа (КФА). Анализ главных компонент проведен с помощью косоугольного вращения oblimin (корреляция между компонентами больше ±0,32) с выделением четырех факторов через параллельный анализ (parallel analysis). Конфирматорный факторный анализ (КФА) проведен с помощью пакета lavaan. Оценка структуры опросника осуществлялась через меры ка-

Описательные

чества модели, в частности ЯМБЕА, СИ, ТЫ, БЯМИ.

Результаты и обсуждение

Описательные статистики показателей агрессивности представлены в таблице 1. Полученные данные по всем шкалам опросника отклоняются от нормального распределения и смещены в область низких значений.

Таблица 1

тистики БРЛО

Суммарный показатель агрессивности Физическая агрессия Гнев Враждебность Вербальная агрессия

Среднее мальчики 65,7 19,9 15,8 16,4 13,5

девочки 66,4 17,9 17,4 18,0 13,1

Медиана мальчики 64,0 19,0 15,0 16,0 14,0

девочки 63,0 16,0 17,0 17,0 13,0

Стандартное отклонение мальчики 17,8 6,14 5,60 5,93 4,04

девочки 20,1 6,58 6,40 6,67 4,02

Минимум мальчики 33 9 7 8 5

девочки 33 9 7 8 5

Максимум мальчики 141 45 35 36 25

девочки 145 45 35 40 25

Асимметрия мальчики 0,567 0,535 0,539 0,669 0,235

девочки 0,716 1,20 0,530 0,549 0,379

девочки 0,0998 0,0998 0,0998 0,0998 0,0998

Эксцесс мальчики 0,213 0,135 -0,114 0,0327 -0,0134

девочки 0,307 1,43 -0,267 -0,0881 -0,105

Для оценки согласованности пунктов Опросника агрессивности Басса - Перри нами был проведен корреляционный анализ Спирмена. Коэффициенты корреляции всех пунктов опросника, кроме 2 и 24, демонстрируют высокую согласованность пунктов (г=[0,11; 0,57]). Вопрос 24 «Я не могу представить себе причину, достаточ-

Корреляции ме)

ную, чтобы ударить другого человека», связан только с тремя пунктами опросника, а вопрос 2 «Я прямо говорю своим друзьям, если я с ними в чем-то не согласен», - с 12 пунктами из 29.

Корреляционный анализ также обнаружил, что все шкалы опросника значимо коррелируют друг с другом (табл. 2).

Таблица 2

' шкалами БРЛО

Вербальная агрессия Враждебность Гнев Физическая агрессия

Вербальная агрессия -

Враждебность 0,483*** -

Гнев 0,579*** 0,686*** -

Физическая агрессия 0,492*** 0,516*** 0,571*** -

Примечание: * - p<0,05, ** - p<0,01, *** - p< 0,001

А. Басс и М. Перри объясняют связи содержательным смыслом каждой шкалы. Так, связь шкалы «Гнев» со всеми шкалами определяется его ведущей ролью в возникновении инструментальной агрессии и враждебности, которым предшествуют интенсивные эмоциональные переживания в виде гнева. С другой стороны, негативные когнитивные установки в виде враждебно-

Показатели н

сти могут порождать гнев и поведенческие проявления в виде вербальной или физической агрессии [4]. В свою очередь, влияния могут быть обратные, агрессивное поведение будет способствовать возникновению негативных эмоций и враждебности.

Определение надежности опросника проводилось с помощью альфы Кронбаха и иерархической омеги Макдональда (табл. 3).

Таблица 3

жности BPAQ

Альфа Кронбаха

Омега Макдональда

Физическая агрессия

0,82

0,64

Гнев

0,85

0,76

Враждебность

0,83

0,68

Вербальная агрессия

0,74

0,64

Показатель надежности альфа Кронба-ха по всем шкалам превышает значение в 0,7. Значение иерархической омеги Макдо-нальда как показателя факторной надежности теста по шкалам «Физическая агрессия» и «Вербальная агрессия» несколько ниже указанного значения.

Результаты эксплорато

Для проверки факторной структуры опросника был проведен эксплораторный факторный анализ методом главных компонент (АГК) с использованием вращения оЬПшт. Были выделены 4 компоненты, которые суммарно описывают 53% дисперсии (табл. 4).

Таблица 4

го факторного анализа

Компонента

Гнев

25. Мне трудно сдерживать раздражение 0,707

11. Иногда я чувствую, что вот-вот взорвусь 0,686

3. Я быстро вспыхиваю, но и быстро остываю 0,556 0,440

15. У меня спокойный характер Я -0,524 0,537

7. Я раздражаюсь, когда у меня что-то не получается 0,674 0,323

19. Некоторые мои друзья считают, что я вспыльчив 0,596 0,305

22. Иногда я выхожу из себя без особой причины 0,619 0,332

Враждебность

8. Временами мне кажется, что жизнь мне что-то недодала 0,653

4. Бывает, что я просто схожу с ума от ревности 0,645

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Я не понимаю, почему иной раз мне бывает так горько 0,693

28. Если человек слишком мил со мной, значит, он от меня что-то хочет 0,627

23. Я не доверяю слишком доброжелательным людям 0,590

26. Иногда мне кажется, что люди насмехаются надо мной за глаза 0,527 0,375

12. Другим постоянно везет 0,479

20. Я знаю, что мои так называемые «друзья» сплетничают обо мне 0,389 0,368

Физическая агрессия

9. Если кто-то ударит меня, я дам сдачи 0,318 0,660

29. Иногда я настолько выходил из себя, что ломал вещи 0,462 0,376

21. Некоторые люди своим обращением ко мне могут довести меня до драки 0,771

13. Я дерусь чаще, чем окружающие 0,680

17. Если для защиты моих прав мне надо применить физическую силу, я так и сделаю 0,677 0,337

5. Если меня спровоцировать, я могу ударить другого человека 0,673

27. Бывало, что я угрожал своим знакомым 0,621

1. Иногда я не могу сдержать желание ударить другого человека 0,483

24. Я не могу представить себе причину, достаточную, чтобы ударить другого человека Я -0,454 0,359

Вербальная агрессия

18. Друзья говорят, что я спорщик 0,397

14. Я всегда начинаю спорить с теми, кто не согласен с моим мнением 0,360 0,333

2. Я прямо говорю своим друзьям, если я ними в чем-то не согласен 0,741

10.Людям, которые меня раздражают, я говорю все, что о них думаю 0,568

6. Я часто не согласен с другими людьми 0,478

Анализ факторной структуры свидетельствует о том, что факторы не эквивалентны по нагрузке. Первый фактор достаточно большой и включает в себя пункты двух шкал: «Гнев» и «Враждебность». Второй и третий компоненты - это пункты шкал «Физическая агрессия» и «Вербальная агрессия». В четвертый фактор вошла часть пунктов шкалы «Враждебность», те пункты, которые оценивают подозрительность, и двух обратных вопросов опросника с положительной нагрузкой (15. «У меня спокойный характер», 24. «Я не могу представить себе причину, достаточную, чтобы ударить другого человека»). Необходимо отметить, что часть вопросов относится к двум шкалам. В целом, несмотря на то, что в исследовании выделяется четырехфак-торная структура опросника, содержание этих факторов отличается от предложенного авторами [4].

Для дополнительной оценки соответствия эмпирических данных теоретически заданной четырехфакторной структуре опросника был проведен конфирматорный факторный анализ. В результате КФА были получены следующие значения показателей качества моделей: СБ1=0,8, ТЫ=0,78, БКМК=0,07, КМБЕА=0,08, х2^=9,32. Данные значения не достигают приемлемого уровня и указывают на плохое соответствие эмпирических данных модели [9].

Сопоставляя результаты данного психометрического исследования с имеющимися в литературе данными, стоит отметить следующее. В одном из исследований короткой версии опросника показатели КФА на двух выборках студентов-психологов разных американских универ-

ситетов средний возраст студентов первой группы составил 18-22 года, второй группы - 18-29 лет; также не обнаружили удовлетворительных параметров качества модели при анализе четырехфакторной структуры [25]. В то же время на выборке испанских подростков психометрический анализ BPAQ выявил несколько меньшие, но удовлетворительные показатели альфы Кронбаха, а результаты конфирматорного факторного анализа продемонстрировали удовлетворительные показатели качества модели [20]. Различия психометрических характеристик, полученных авторами, могут быть обусловлены возрастными особенностями выборок и разными версиями опросника. В первом исследовании анализ проводился на студенческой выборке с использованием короткой версии опросника, во втором применялась полная версия и в исследовании принимали участие дети и подростки.

Половые различия. Результаты сравнения средних значений опросника по полу, проведенного с помощью t-теста Уэлша (Welch's t) и теста Манна - Уитни с определением размера эффекта с помощью d Ко-эна и бисериальной корреляцией, соответственно, представлены в таблице 5.

Анализ половых различий выявил более высокие оценки по шкале «Физическая агрессия» у мальчиков, тогда как показатели по шкалам «Гнев» и «Враждебность» выше у девочек. Значимых различий по шкале «Вербальная агрессия» между мальчиками и девочками не обнаружено. Средние значения общего балла агрессивности у девочек выше, половые различия в общем уровне агрессивности не значимы (табл. 6).

Таблица 5

Результаты конфирматорного факторного анализа

Пункты БРЛО Индикатор Оценка Стандартная ошибка

Физическая агрессия

1. Иногда я не могу сдержать желание ударить другого человека 0,644 0,0299 21,58

9. Если кто-то ударит меня, я дам сдачи 0,534 0,0406 13,17

13. Я дерусь чаще, чем окружающие 0,543 0,0233 23,31

5. Если меня спровоцировать, я могу ударить другого человека 0,881 0,0320 27,52

27. Бывало, что я угрожал своим знакомым 0,647 0,0250 25,87

29. Иногда я настолько выходил из себя, что ломал вещи 0,807 0,0307 26,27

21. Некоторые люди своим обращением ко мне могут довести меня до драки 0,846 0,0267 31,71

24. Я не могу представить себе причину, достаточную, чтобы ударить другого человека Я -0,107 0,0421 -2,55

17. Если для защиты моих прав мне надо применить физическую силу, я так и сделаю 0,731 0,0337 21,73

Вербальная агрессия

10.Людям, которые меня раздражают, я говорю все, что о них думаю 0,707 0,0351 20,16

18. Друзья говорят, что я спорщик 0,813 0,0313 25,99

14. Я всегда начинаю спорить с теми, кто не согласен с моим мнением 0,802 0,0322 24,89

6. Я часто не согласен с другими людьми 0,626 0,0305 20,48

2. Я прямо говорю своим друзьям, если я ними в чем-то не согласен 0,414 0,0394 10,52

Гнев

22. Иногда я выхожу из себя без особой причины 0,865 0,0274 31,55

19. Некоторые мои друзья считают, что я вспыльчив 0,904 0,0296 30,57

15. У меня спокойный характер Я -0,454 0,0374 -12,14

25. Мне трудно сдерживать раздражение 0,944 0,0283 33,36

11. Иногда я чувствую, что вот-вот взорвусь 0,965 0,0321 30,08

7. Я раздражаюсь, когда у меня что-то не получается 0,752 0,0320 23,53

3. Я быстро вспыхиваю, но и быстро остываю 0,661 0,0356 18,58

Враждебность

28. Если человек слишком мил со мной, значит, он от меня что-то хочет 0,690 0,0326 21,12

26. Иногда мне кажется, что люди насмехаются надо мной за глаза 0,791 0,0306 25,86

23. Я не доверяю слишком доброжелательным людям 0,559 0,0329 17,01

20. Я знаю, что мои так называемые «друзья» сплетничают обо мне 0,762 0,0347 21,97

16. Я не понимаю, почему иной раз мне бывает так горько 0,707 0,0323 21,89

12. Другим постоянно везет 0,711 0,0307 23,14

8. Временами мне кажется, что жизнь мне что-то недодала 0,790 0,0308 25,65

4. Бывает, что я просто схожу с ума от ревности 0,789 0,0351 22,47

Примечание: уровень 7<0,001 для всех вопросов, кроме 24 (7<0,0011)

В литературе шкалы «Гнев» и «Враждебность» обозначают как косвенную агрессию. А. Басс и М. Перри относят враждебность к когнитивному компоненту агрессивности, однако следует обратить внимание, что шкала «Враждебность» в данном случае первоначально была образована путем объединения шкал «Обида» и «Подозрительность», которые, возможно, в значительной мере

связаны с негативными переживаниями, не всегда приводящими к инструментальной агрессии. Полученные данные согласуются с исследованием на другой российской выборке детей и подростков [6]. В этом исследовании показатели надежности альфа Кронбаха БРЛО составили: «Физическая агрессия» - 0,68; «Вербальная агрессия» -0,52; «Гнев» - 0,62; «Враждебность» - 0,60.

Таблица 6

Половые различия агрессивности

Среднее Стандартное отклонение Мапп-"Ъйпеу и Размер эффекта

Мальчики Девочки Мальчики Девочки СоЬепв d Яапк Ы8епа1 согге1айоп

Физическая агрессия 19,9 17,9 6,14 6,58 5,53* 139559* 0,3192 0,2247

Вербальная агрессия 13,5 13,1 4,04 4,02 1,64 168286 0,0947 0,0651

Гнев 15,8 17,4 5,60 6,40 -4,49* 156300* -0,2593 0,1317

Враждебность 16,4 18,0 5,93 6,67 -4,46* 155038* -0,2573 0,1387

Общий балл 65,7 66,4 17,8 20,1 -0,7 179651 - -

Половые различия, полученные авторами рассмотренного исследования, подтверждают наши результаты. Показатели физической агрессии у мальчиков выше, чем у девочек (21,74 и 20,35). При этом у девочек в среднем выше показатели по шкале «Гнев» (18,75 и 16,93) и «Враждебность» (20,87 и 18,97). Однако средние оценки агрессивности подростков этого исследования выше, чем полученные нами. Авторы показали, что эффект пола оказался значимым для всех шкал, кроме вербальной агрессии. В других исследованиях также отмечается, что мальчики и девочки имеют примерно одинаковые баллы вербальной агрессии, однако у мальчиков выше показатели по физической агрессии,

тогда как у девочек выше косвенная агрессия [7, 17].

В целом, полученные данные о половых различиях агрессивности мальчиков и девочек согласуются с результатами других исследований. Известно, что юноши и мужчины склонны к экстернализации, то есть к направленности негативных эмоциональных реакций и проблем поведения вовне. Для девушек и женщин более свойственны проблемы интернализации, проявляющиеся в направленности негативных переживаний и проблем поведения на себя [13].

Возрастные особенности. Средние значения шкал Опросника агрессивности Бас-са - Перри в возрастных группах подростков представлены в таблице 7.

Таблица 7

Описательные статистики Опросника агрессивности Басса - Перри в возрастных группах

Физическая агрессия

Гнев

Враждебность

Вербальная агрессия

Среднее значение

14

15

16 17

19,4 18,8 19,0 18,6

16.7

16.4

16.8

16.5

17,2 17,1 17,5

12,8 13,0 13,4 14,0

Стандартное отклонение

14

15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 17

6,81 6,39 5,93 6,61

6,20 5,80 5,88 6,37

6,80 6,14 6,27 6,22

4,02 3,77 4,10 4,14

Результаты дисперсионного анализа не выявили влияния возраста на показатели физической агрессии, гнева и враждебности. Эффект возраста оказался значимым

только в вариативности вербальной агрессии (табл. 8). В период от 14 до 17 лет среднее значение вербальной агрессии у подростков увеличивается от 12,8 до 14,0.

Таблица 8

Возрастные особенности агрессивности подростков

Шкалы х2 Р £2

Физическая агрессия 2,90 0,407 0,00242

Гнев 1,06 0,787 0,00100

Враждебность 1,21 0,750 0,00101

Вербальная агрессия 14,11 0,003 0,01177

Общий балл 1,22 0,749 0,00102

Примечание: df=3

В исследовании М. Бутовской и коллег (2019) [6] эффект возраста значимо влияет на вербальную агрессию и гнев детей и подростков разных этнических групп, что отличается от наших результатов. Можно предположить, что возрастная динамика отдельных показателей агрессивности может варьировать в зависимости от состава выборки и исследуемого возрастного диапазона.

Заключение

Результаты факторного анализа данных российских подростков свидетельствуют в пользу четырехфакторной структуры используемого опросника. Однако содержание пунктов этих факторов отличается от оригинального опросника, предложенного А. Бас-сом и М. Перри. В исследовании получены удовлетворительные значения надежности шкал опросника агрессивности. Результаты психометрического анализа указывают на необходимость дальнейшего расширения возрастного диапазона выборки.

Анализ половых различий позволяет сделать вывод о наличии особенностей агрессивного поведения у мальчиков и девочек в подростковом возрасте. Степень выраженности вербальной агрессии у мальчиков и девочек не различается, однако для мальчиков более характерно проявление физической агрессии, для девочек в большей мере свойственно переживание гнева и враждебности.

В исследовании эффекты возраста наблюдаются только для вербальной агрессии в период от 14 до 17 лет, тогда как другие показатели остаются стабильными.

Литература

1. Ениколопов С.Н., Цибульский Н.П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Перри // Психологический журнал. - 2007. - Т. 28. - № 1. - С. 115-124.

2. Ang R.P. Factor structure of the 12-item aggression questionnaire: Further evidence from Asian adolescent samples // Journal of Adolescence. - 2007. - Vol. 30. - No. 4. - P. 671-685.

3. Bryant F.B., Smith B.D. Refining the architecture of aggression: A measurement model for the Buss-Perry Aggression Questionnaire // Journal of Research in Personality. - 2001. -Vol. 35. - No. 2. - P. 138-167.

4. Buss A.H., Perry M. The Aggression Questionnaire // Journal of Personality and Social Psychology. - 1992. - Vol. 63. - No. 3. - P. 452-459.

5. Buss A.H., Warren W.L. Aggression questionnaire: (AQ). - Torrence, CA: Western Psychological Services, 2000.

6. Butovskaya M. et al. The association between 2D: 4D ratio and aggression in children and adolescents: cross-cultural and gender differences // Early Human Development. - 2019. - Vol. 137. - Art. 104823. doi: 10.1016/j.earl-humdey.2019.07.006.

7. Card N.A. et al. Direct and indirect aggression during childhood and adolescence: A meta-analytic review of gender differences, inter-correlations, and relations to maladjustment // Child Development. - 2008. - Vol. 79. - No. 5. - P. 1185-1229.

8. Diamond P.M., Wang E.W., Buffington-Vollum J. Factor structure of the Buss-Perry Aggression Questionnaire (BPAQ) with mentally ill male prisoners // Criminal Justice and Behavior. - 2005. - Vol. 32. - No. 5. - P. 546-564.

9. DiStephano C., Hess B. Using confirmatory factor analysis for construct validation: An empirical review // Journal of Psychoeduca-

tional Assessment. - 2005. - Vol. 23. - No. 3.

- P. 225-241.

10. Genoud P.A., Zimmermann G. French version of the 12-item Aggression Questionnaire: Preliminary psychometric properties / Neuchâtel: Poster presented at the 11th congress of the Swiss Psychological Society, 2009.

11. Hornsveld R.H.J. et al. Psychometric properties of the aggression questionnaire in Dutch violent forensic psychiatric patients and secondary vocational students // Assessment. -2009. - Vol. 16. - No. 2. - P. 181-192.

12. Liu J., Zhou Y., Wenyu G.U. Reliability and validity of Chinese version of Buss-Perry Aggression Questionnaire in adolescents // Chinese Journal of Clinical Psychology. - 2000. Corpus ID: 148456799.

13. Martel M.M. Sexual selection and sex differences in the prevalence of developmental psy-chopathology: Childhood externalizing and adolescent internalizing disorders // Psychological Bulletin. - 2013. - Vol. 139. - No. 6. -P. 1221-1259.

14. McPherson A., Martin C. A contemporary review of the alcohol/aggression relationship and the Buss-Perry Aggression Questionnaire for use in an alcohol dependent population // Journal of Aggression. - 2010. - Vol. 2(1). - P. 45-56.

15. Meesters C. et al. Psychometric evaluation of the Dutch version of the Aggression Questionnaire // Behaviour Research and Therapy.

- 1996. - Vol. 34. - No. 10. - P. 839-843.

16. Nakano K. Psychometric evaluation on the Japanese adaptation of the Aggression Questionnaire // Behaviour Research and Therapy.

- 2001. - Vol. 39. - No. 7. - P. 853-858.

17. Osterman K., Bjorkqvist K., Lagerspetz K.M.J., Kaukiainen A., Landau S.F., Fraczek A., Capr-ara G.-V. Cross-cultural evidence of female indirect aggression // Aggr. Behav. - 1998.

- Vol. 24. - P. 1-8. doi: 10.1002/(SICI) 1098-2337(1998)24:1).

18. Pechorro P. et al. Validation of the Buss-Perry Aggression Questionnaire - Short Form among Portuguese juvenile delinquents // International Journal of Law and Psychiatry. -2016. - Vol. 44. - P. 75-80.

19. Pham T.H., Ducro C., Saloppé X. Psychometric assessment of the Buss and Perry Aggression Questionnaire (1992) in a prison population // Acta Psychiatrica Belgica. - 2011. - Vol. 111. - No. 2. - P. 9-14.

20. Santisteban C., Alvarado J.M., Recio P. Evaluation of a Spanish version of the Buss and Perry aggression questionnaire: Some personal and situational factors related to the aggression scores of young subjects // Personality and Individual Differences. - 2007. - Vol. 42. - No. 8. - P. 1453-1465.

21. Tsorbatzoudis H. Psychometric evaluation of the Greek version of the Aggression Questionnaire // Perceptual and Motor Skills. - 2006. -Vol. 102. - No. 3. - P. 703-718.

22. Valdivia-Peralta M. et al. Psychometric properties of the AQ Aggression Scale in Chilean students // Psycothema. - 2014. - Vol. 26(1).

- P. 39-46.

23. Vigil-Colet A. et al. Factor structure of the Buss-Perry aggression questionnaire in different samples and languages // Aggressive Behavior: Official Journal of the International Society for Research on Aggression. - 2005. -Vol. 31. - No. 6. - P. 601-608.

24. Webster G.D. et al. The brief aggression questionnaire: Psychometric and behavioral evidence for an efficient measure of trait aggression // Aggressive Behavior. - 2014. - Vol. 40.

- No. 2. - P. 120-139.

25. Webster G.D. et al. The brief aggression questionnaire: Structure, validity, reliability, and generalizability // Journal of Personality Assessment. - 2015. - Vol. 97. - No. 6. - P. 638649.

26. Zimonyi S. et al. Hungarian validation of the Buss-Perry Aggression Questionnaire -is the short form more adequate? // Brain and Behavior. - 2021. - Vol. 11. - No. 5. - e02043.

References

1. Yenikolopov SN, Tsibul'skiy NP. Psikho-metricheskiy analiz russkoyazychnoy ver-sii Oprosnika diagnostiki agressii A Bassa i M Perri. Psikhologicheskiy zhurnal 2007; 28(1):115-124 (in Russian).

2. Ang RP. Factor structure of the 12-item aggression questionnaire: Further evidence from Asian adolescent samples. Journal of Adolescence 2007; 30(4):671-685.

3. Bryant FB, Smith BD. Refining the architecture of aggression: A measurement model for the Buss-Perry Aggression Questionnaire. Journal of Research in Personality 2001; 35(2):138-167.

4. Buss AH, Perry M. The Aggression Questionnaire. Journal of Personality and Social Psychology 1992; 63(3):452-459.

5. Buss AH, Warren WL. Aggression questionnaire: (AQ). Torrence, CA: Western Psychological Services, 2000.

6. Butovskaya M et al. The association between 2D: 4D ratio and aggression in children and adolescents: cross-cultural and gender differences. Early Human Development 2019; 137: 104823. doi: 10.1016/j.earlhumd-ey.2019.07.006.

7. Card NA et al. Direct and indirect aggression during childhood and adolescence: A meta-analytic review of gender differences, intercorrelations, and relations to maladjustment. Child Development 2008; 79(5):1185-1229.

8. Diamond PM, Wang EW, Buffington-Vollum J. Factor structure of the Buss-Perry Aggression Questionnaire (BPAQ) with mentally ill male prisoners. Criminal Justice and Behavior 2005; 32(5):546-564.

9. DiStephano C, Hess B. Using confirmatory factor analysis for construct validation: An empirical review. Journal of Psychoeducation-al Assessment 2005; 23(3):225-241.

10. Genoud PA, Zimmermann G. French version of the 12-item Aggression Questionnaire: Preliminary psychometric properties. Neuchâtel: Poster presented at the 11th congress of the Swiss Psychological Society, 2009.

11. Hornsveld RHJ et al. Psychometric properties of the aggression questionnaire in Dutch violent forensic psychiatric patients and secondary vocational students. Assessment 2009; 16(2):181-192.

12. Liu J, Zhou Y, Wenyu GU. Reliability and validity of Chinese version of Buss-Perry Aggression Questionnaire in adolescents. Chinese Journal of Clinical Psychology 2000; Corpus ID: 148456799.

13. Martel MM. Sexual selection and sex differences in the prevalence of developmental psy-chopathology: Childhood externalizing and adolescent internalizing disorders. Psychological Bulletin 2013; 139(6):1221-1259.

14. McPherson A, Martin C. A contemporary review of the alcohol/aggression relationship and the Buss-Perry Aggression Questionnaire for use in an alcohol dependent population. Journal of Aggression 2010; 2(1):45-56.

15. Meesters C et al. Psychometric evaluation of the Dutch version of the Aggression Questionnaire. Behaviour Research and Therapy 1996; 34(10):839-843.

16. Nakano K. Psychometric evaluation on the Japanese adaptation of the Aggression Questionnaire. Behaviour Research and Therapy 2001; 39(7):853-858.

17. Osterman K, Bjorkqvist K, Lagerspetz KMJ, Kaukiainen A, Landau SF, Fraczek A, Caprara G-V. Cross-cultural evidence of female indirect aggression. Aggr. Behav 1998; 24:1-8. doi: 10.1002/(SICI)1098-2337(1998)24:1).

18. Pechorro P et al. Validation of the Buss-Perry Aggression Questionnaire - Short Form among Portuguese juvenile delinquents. International Journal of Law and Psychiatry 2016; 44:75-80.

19. Pham TH, Ducro C, Saloppé X. Psychometric assessment of the Buss and Perry Aggression Questionnaire (1992) in a prison population. Acta Psychiatrica Belgica 2011; 111(2):9-14.

20. Santisteban C, Alvarado JM, Recio P. Evaluation of a Spanish version of the Buss and Perry aggression questionnaire: Some personal and situational factors related to the aggression scores of young subjects. Personality and Individual Differences 2007; 42(8):1453-1465.

21. Tsorbatzoudis H. Psychometric evaluation of the Greek version of the Aggression Questionnaire. Perceptual and Motor Skills 2006; 102(3):703-718.

22. Valdivia-Peralta M et al. Psychometric properties of the AQ Aggression Scale in Chilean students. Psycothema 2014; 26(1):39-46.

23. Vigil-Colet A et al. Factor structure of the Buss-Perry aggression questionnaire in different samples and languages. Aggressive Behavior: Official Journal of the International Society for Research on Aggression 2005; 31(6):601-608.

24. Webster GD et al. The brief aggression questionnaire: Psychometric and behavioral evidence for an efficient measure of trait aggression. Aggressive Behavior 2014; 40(2):120-139.

25. Webster GD et al. The brief aggression questionnaire: Structure, validity, reliability, and generalizability. Journal of Personality Assessment 2015; 97(6):638-649.

26. Zimonyi S et al. Hungarian validation of the Buss-Perry Aggression Questionnaire -is the short form more adequate? Brain and Behavior 2021; 11(5):e02043.

PSYCHOMETRIC ANALYSIS OF THE BASS-PERRY AGGRESSION QUESTIONNAIRE

M.M. LOBASKOVA, T.V. ADAMOVICH, V.I. ISMATULLINA, Yu.A. MARAKSHINA, S.B. MALYKH

Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow

The article presents the results of assessing the psychometric characteristics of the Bass - Perry Aggression Questionnaire (BPAQ). The study sample consisted of 1200 adolescents aged 14-17 years. Satisfactory data were obtained on the reliability of Cronbach's alpha (0.74 to 0.85) and MacDonald's omega (0.64 to 0.76). The results of the factor analysis of the data found in Russian adolescents testify in favor of the four-factor structure of the questionnaire used. However, the content of the points of these factors differs from the original questionnaire proposed by A. Bass and M. Perry. Boys showed higher values on the scale «Physical aggression», girls - on the scales «Anger» and «Hostility». No sex differences were found on the «Verbal aggression» scale. Verbal aggression increases from 14 to 17 years, the rest of the scales are not related to age.

Keywords: aggressiveness, adolescents, reliability, factor structure, Bass-Perry Aggression Questionnaire (BPAQ).

Address:

Lobaskova M.M., Ph.D.

Associate Professor, Senior Researcher, Laboratory of Developmental Psychogenetics, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, E-mail: lobaskovamm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.