Научная статья на тему 'Агрессивность и имплицитная теория насилия'

Агрессивность и имплицитная теория насилия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1534
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSIVENESS / ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ АГРЕССИИ / LEGITIMIZATION OF AGGRESSION / ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ / IMPLICIT THEORY OF VIOLENCE / НАРЦИССИЗМ / NARCISSISM / КАТЕГОРИЧНОСТЬ / CATEGORICITY / АНОМИЯ / ЦЕННОСТИ / VALUES / ANOMIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ениколопов Сергей Николаевич, Чудова Наталья Владимировна

ВЫЯВЛЯЮТСЯ МЕХАНИЗМЫ ОПРАВДАНИЯ СОБСТВЕННОЙ АГРЕССИВНОСТИ. ИЗУЧАЮТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ЗАКОНОПОСЛУШНОМУ И СОЦИАЛЬНО АДАПТИРОВАННОМУ ЧЕЛОВЕКУ ПРИЗНАВАТЬ У СЕБЯ НАЛИЧИЕ СКЛОННОСТИ К ФИЗИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ, ГНЕВУ, ВРАЖДЕБНОСТИ. ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ТРИ МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ДИАГНОСТИКУ АГРЕССИВНОСТИ: ТЕСТ ФРУСТРАЦИОННОГО РЕАГИРОВАНИЯ РОЗЕНЦВЕЙГА, ОПРОСНИК АГРЕССИВНОСТИ БАССА ПЕРРИ, ОПРОСНИК ЛЕГИТИМИЗАЦИИ АГРЕССИИ С. Н. ЕНИКОЛОПОВА И Н. П. ЦИБУЛЬСКОГО. В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ВЫЯСНИТЬ, КАКИЕ УБЕЖДЕНИЯ, БЫТУЮЩИЕ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ, РАЗДЕЛЯЕТ КОНКРЕТНЫЙ ЧЕЛОВЕК, БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ШКАЛА БАЗИСНЫХ УБЕЖДЕНИЙ Р. ЯНОФ-БУЛЬМАН, ОПРОСНИК КОНСТРУКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ С. ЭПШТЕЙНА, А ТАКЖЕ АДАПТИРОВАННАЯ Ю. М. КУЗНЕЦОВОЙ НА РУССКОЯЗЫЧНОЙ ВЫБОРКЕ ШКАЛА АНОМИИ. ДЛЯ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ВЫЯВЛЕНИЯ ТЕХ ВНУТРЕННИХ УСЛОВИЙ, КОТОРЫЕ СПОСОБСТВУЮТ ОПРАВДАНИЮ АГРЕССИВНОСТИ, БЫЛИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДИКИ: ОПРОСНИК «НАРЦИССИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ» О. А. ШАМШИКОВОЙ И Н. М. КЛЕПИКОВОЙ, ТЕСТ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ С. МАДДИ, БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ, ОПРОСНИК СТИЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ УСПЕХОВ И НЕУДАЧ Т. О. ГОРДЕЕВОЙ (В СОАВТОРСТВЕ), ОПРОСНИК ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ Ф. ЗИМБАРДО. В КАЧЕСТВЕ ИСПЫТУЕМЫХ В ИССЛЕДОВАНИИ ПРИНЯЛИ УЧАСТИЕ 170 ЧЕЛ В ВОЗРАСТЕ ОТ 17 ДО 50 ЛЕТ. ОБНАРУЖЕНО, ЧТО АГРЕССИВНОСТЬ, КАТЕГОРИЧНОСТЬ, НАРЦИССИЧНОСТЬ И НЕДОВЕРИЕ К ГОСУДАРСТВУ СОСТАВЛЯЮТ ЦЕЛОСТНЫЙ КОМПЛЕКС АГРЕССИВНОСТИ, ГДЕ ДЕЙСТВУЕТ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ: УСИЛЕНИЕ ЛЮБОГО ИЗ ЭТИХ ЧЕТЫРЕХ КАЧЕСТВ ПРИВОДИТ К УСИЛЕНИЮ И ТРЕХ ДРУГИХ. МОЖНО ГОВОРИТЬ О СУЩЕСТВОВАНИИ ДВУХ МЕХАНИЗМОВ ЛЕГИТИМИЗАЦИИ СОБСТВЕННОЙ АГРЕССИИ: ОДИН, КОТОРЫЙ МОЖЕТ БЫТЬ НАЗВАН ИМПЛИЦИТНОЙ ТЕОРИЕЙ «БЛАГОТВОРНОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ», ОБСЛУЖИВАЕТ ТАКУЮ ФОРМУ АГРЕССИВНОСТИ, КАК СКЛОННОСТЬ К ФИЗИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ, ДРУГОЙ, ХАРАКТЕРНЫЙ ДЛЯ АГРЕССИВНОСТИ В ФОРМЕ ВРАЖДЕБНОСТИ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ МЕХАНИЗМ «ПРЕВРАЩЕНИЯ ОПАСЕНИЙ В ЯВЬ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of legitimization of own aggressiveness have been studied. Notions that make it possible for law-abiding and socially adapted person to acknowledge own inclination to physical aggression, anger and hostility have been studied. Three methods for aggressiveness diagnostics were used The Rosenzweig Picture Frustration test, The Buss-Perry Aggression Questionnaire, Aggression Legitimization Questionnaire by S.N. Enikilopov and N.P. Tsibul’skij. R. Janoff-Bulman’s World Assumptions Scale, S. Epstein’s Constructive Thinking Inventory, Russian version of Anomia Scale adapted by Yu.M. Kuznetsova were used for revealing of views which exist in modern culture and particular person shares. To study psychological well-being and detection of inner conditions that contribute to legitimization of aggressiveness the following methods were used: Narcissistic Traits Inventory by O.A. Shamshikova and N.M. Klepikova, S. Maddi’s Hardiness Scale, Biographic Questionnaire for diagnostics of behavior violations, Styles of Successes and Failures Attribution Questionnaire by T.O. Gordeeva with co-authors, Zimbardo Time Perspective Inventory. 170 persons aged 17-50 participated in the research. In has been revealed that aggressiveness, categoricity, narcissism and distrust of state constitute the integral complex of aggressiveness with positive feedback: intensification of any of these four qualities results in intensification of others. We can speak about the existence of two mechanisms of own aggressiveness legitimization: the one that can be named as implicit theory of «beneficial physical violation» serves such form of aggressiveness as inclination to physical aggression, the other one typical for aggressiveness in the form of hostility corresponds to «transformation of apprehensions to reality» mechanism.

Текст научной работы на тему «Агрессивность и имплицитная теория насилия»

УДК 159.9

АГРЕССИВНОСТЬ

И ИМПЛИЦИТНАЯ ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ*

Реферат: выявляются механизмы оправдания собственной агрессивности. Изучаются представления, позволяющие законопослушному и социально адаптированному человеку признавать у себя наличие склонности к физической агрессии, гневу, враждебности. Используются три методики, направленные на диагностику агрессивности: Тест фру-страционного реагирования Розенц-вейга, Опросник агрессивности Басса -Перри, Опросник легитимизации агрессии С. Н. Ениколопова и Н. П. Цибульского. В качестве средств, позволяющих выяснить, какие убеждения, бытующие в современной культуре, разделяет конкретный человек, были использованы Шкала базисных убеждений Р. Яноф-Бульман, Опросник конструктивного мышления С. Эпштейна, а также адаптированная Ю. М. Кузнецовой на русскоязычной выборке Шкала аномии. Для оценки психологического благополучия и выявления тех внутренних условий, которые способствуют оправданию агрессивности, были использованы следующие методики: опросник «Нарциссиче-ские черты личности» О. А. Шамшиковой и Н. М. Клепиковой, Тест жизнестойкости С. Мадди, Биографический опросник для диагностики нарушений поведения, Опросник стиля объяснения успехов и неудач Т. О. Гордеевой (в соавторстве),

© Ениколопов С. Н., Чудова Н. В., 2017

* Работа выполнена при поддержке РФФИ (грант №13-06-00641).

С. Н. Ениколопов, Н. В. Чудова

Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо. В качестве испытуемых в исследовании приняли участие 170 чел в возрасте от 17 до 50 лет. Обнаружено, что агрессивность, категоричность, нарциссичность и недоверие к государству составляют целостный комплекс агрессивности, где действует положительная обратная связь: усиление любого из этих четырех качеств приводит к усилению и трех других. Можно говорить о существовании двух механизмов легитимизации собственной агрессии: один, который может быть назван имплицитной теорией «благотворности физического насилия», обслуживает такую форму агрессивности, как склонность к физической агрессии, другой, характерный для агрессивности в форме враждебности, представляет собой механизм «превращения опасений в явь».

Ключевые слова: агрессивность, легитимизация агрессии, имплицитная теория насилия, нарциссизм, категоричность, аномия, ценности.

В 1992 г. А. Басс и М. Перри разработали опросник BPAQ, который представляет собой модификацию опросника BDHI (Опросник уровня агрессивности Басса - Дарки). На основании анализа авторами была выделена 4-факторная структура. В результате апробации в РФ (2002-2004 гг.) опросник получил 3 факторную структуру, из него возможно извлечение показателей трех шкал: «Гнев», «Физическая агрессия» и «Враждебность» [3]. В это же время

началась работа по адаптации опросника M. Hogben «PLAQ» (The Proclivityfor Legitimized Aggression Questionnaire) и изучение связи склонности к различным агрессивным формам поведения и готовности оправдывать агрессию. Опыт апробации опросника PLAQ не удовлетворил исследовательских ожиданий, но послужил основой для создания оригинального русскоязычного опросника диагностики легитимизированной агрессии - ЛА-44 [4].

Легитимизация - это процесс, в ходе которого индивид разрабатывает механизмы и аргументы, оправдывающие и одобряющие конкретные действия, поступки или отношения как общественно значимые. Легитимизированная агрессия как предмет целенаправленного изучения впервые встречается в социологической теории культурного излишка Л. Бэрона и М. Страуса. Согласно ключевому тезису данной теории в любой культуре существуют такие ценности и нормы, которые оправдывают агрессию в определенных ситуациях и могут способствовать использованию человеком таких форм поведения, как принуждение, агрессия, насилие [4].

Наша работа с опросниками BPAQ и ЛА позволила получить новые данные о месте процессов легитимизации агрессии человеком в формировании его представлений о собственной агрессивности. Вопрос, с которым мы неоднократно сталкивались в ходе своих исследований [6], - статус положительных ответов при опросе о наличии у субъекта тех или иных форм проявления агрессивности. Каковы те ценности и нормы, которые позволяют законопослушному и социально адаптированному человеку признавать у себя наличие склонности к физической агрессии, гневу, враждебности? В какие представления о реальности и

о самом себе вписано представление о своей агрессивности? Какие представления о мире помогают осознава-нию и принятию своей агрессивности? Актуальность ответов на такого рода вопросы связана с новыми задачами изучения агрессивности [5] и индивидуального правосознания [8].

Методика

Для ответа на поставленные вопросы были выбраны диагностические средства, позволяющие оценить агрессивность человека - поведенческую, проявляющуюся в обыденных ситуациях (тест Розенцвейга), самооценочную, полученную в ситуации опроса (BPAQ), оценочную, фиксирующую готовность человека оправдывать насилие в различных сферах жизни (ЛА). В качестве средств, позволяющих выяснить, какие убеждения, бытующие в современной культуре, разделяет конкретный человек, были использованы: Шкала базисных убеждений Р. Яноф-Бульман в адаптации М. А. Падуна и А. В. Котельнико-вой (ШБУ), Опросник конструктивного мышления С. Эпштейна в адаптации С. Н. Ениколопова и С. Н. Лебедева (ОКМ), а также адаптированная на русскоязычной выборке Шкала аномии (ША). Для оценки психологического благополучия и выявления тех внутренних условий, которые способствуют оправданию агрессивности, были использованы следующие методики: опросник «Нарциссические черты личности» О. А. Шамшикова, Н. М. Клепикова (НЧЛ), Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д. А. Леонтьева и Е. И. Рассказовой (ТЖ), Биографический опросник для диагностики нарушений поведения (БМ), Опросник стиля объяснения успехов и неудач Т. О. Гордеевой, Е. Н. Осина, В. Ю. Шевяховой (СТОУН), Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой,

Е. Т. Соколовой и О. В. Митиной (ОВП). В качестве испытуемых в исследовании приняли участие 170 человек - законопослушные и социально адаптированные москвичи в возрасте от 17 до 50 лет. Половина из них не проходила тест Розенцвейга, поэтому по этой методике приведены результаты корреляционного анализа данных 84 человек (32 мужчины и 52 женщины, средний возраст - 27 лет).

Статистический анализ психодиагностических данных заключался в поиске корреляций с помощью непараметрического критерия Спирмена; далее обсуждаются корреляционные связи со значимостью р < 0,05.

Результаты и их обсуждение

1. Проблема осознавания собственной агрессивности

Первое, что обращает на себя внимание, это связь данных об агрессивности, полученных опросниковой методикой BPAQ, с данными теста Розенцвейга. Враждебность, признаваемая у себя испытуемым, коррелирует с его склонностью к экстрапунитивным реакциям; ни для гневливости, ни для склонности к физической агрессии такие связи не достигают уровня статистической значимости. Тест Розенцвейга пользуется в профессиональной среде заслуженным признанием - сама процедура тестирования заставляет человека проявить себя и дать определенный, диагностически значимый тип ответа. В опроснике же человек презентирует в первую очередь свои представления о своей агрессивности. Полученные данные свидетельствуют о том, что человек с экстрапунитивными реакциями имеет возможность осознать свою агрессивность в первую очередь как ответную, возникшую не от его гневливости или драчливости, а от того, что его представления о враждебности окружаю-

щих раз за разом подтверждаются. Таким образом, враждебный человек имеет более адекватную самооценку, чем тот, кто склонен к гневу или к разрешению проблем с помощью физического насилия.

Склонность же к физической агрессии тем в большей степени входит в представления человека о самом себе, чем меньше он готов к реакциям самообвинения и принятию ответственности за разрешение проблемы. Тест Розенцвейга не позволяет нам узнать, склонен ли человек к применению силы в разрешении конфликтов на самом деле - реакции, допускаемые стимуль-ным материалом, могут быть лишь вербальными. Однако то, что такой человек одобряет применение силы, мы знаем точно - получены значимые корреляции между шкалой физической агрессии BPAQ и четырьмя из пяти шкал опросника ЛА - «Оправдание насилия в политике», «Оправдание насилия в личном опыте», «Оправдание насилия в воспитании», «Оправдание насилия в спорте» (кроме шкалы «Оправдание насилия в СМИ»).

Эти результаты свидетельствуют о том, что для возникновения представления о собственной агрессивности (отражаемой затем в ответах на пункты опросника) необходимо иметь не только реальную склонность к экстра-пунитивному реагированию, но и некую имплицитную теорию насилия, которая позволила бы включить собственную агрессивность в картину справедливого мира.

Имплицитная теория - термин, предложенный Брунером и Тагиури для описания той «концепции» личности, которая формируется у человека не в научном исследовании, а в повседневной жизни. Впоследствии представление о наивной, интуитивной, субъективной

теории личности, психики, интеллекта, способностях и пр. развивалось в рамках когнитивного и психосемантического подходов. Обнаружено, что представление о наличии у себя того или иного качества предопределяет развитие определенной мотивации и соответствующего поведения. Так, например, оказалось, что интуитивные теории интеллекта оказывают влияние на постановку жизненных и учебных целей: теория за-данности (интеллект - это на 1/3 усилия и на 2/3 врожденные способности) не позволяет школьникам развивать высокую учебную активность, а теория приращения (интеллект - это на 2/3 усилия и лишь на 1/3 врожденные способности) позволяет даже ученику с исходно средними успехами в дальнейшем работать активно и демонстрировать все более высокие достижения. При наличии второй теории, «даже если ребенок оценивает свои настоящие способности как низкие, он будет стремиться выбирать трудные задачи, способствующие научению» [1].

Можно предположить, что и имплицитная теория насилия не только позволяет человеку отнестись к собственной агрессивности определенным образом, но и дает ему основания в будущем вести себя более или менее агрессивно. В связи с этим рассмотрение связей между данными опросника на агрессивность и другими личностными методиками представляется нам интересным с точки зрения прогноза поведения.

2. Комплекс агрессивности

В нашем исследовании обнаружены попарные связи между данными четырех опросников - на агрессивность (BPAQ), на нарциссизм (НЧЛ), на конструктивность мышления (ОКМ) и на аномию (ША).

Во-первых, все шкалы BPAQ имеют значимые положительные корреляции

со шкалой категорического мышления ОКМ. Данная шкала измеряет склонность людей видеть мир только как черный или белый без различения деталей. «Ригидность мыслительных процессов и максимализм делают таких людей предвзятыми, быстро раздражающимися и злящимися при столкновении с ситуациями, не вписывающимися в их стереотипы. С другой стороны, развитое категорическое мышление способствует принятию быстрых решений и моментальным решительным действиям» [2]. Таким образом, агрессивность как черта образа Я имеет определенный эквивалент в когнитивной области (перефразируя известное изречение одного из героев Булгакова, можно сказать, что драка начинается в голове). Насилие над образами, осуществляемое при излишне поспешной, грубой категоризации, продолжается уже и в отношении объектов внешнего мира -неадекватные обобщения оборачиваются насилием над реальностью, когда человек из области восприятия и мышления выходит в область физических действий, межличностного взаимодействия, требований к обществу.

Во-вторых, все шкалы BPAQ имеют значимые положительные корреляции с четырьмя шкалами опросника НЧЛ: со шкалами ожидания особого отношения, потребности в постоянном внимании и восхищении, сверхзанятости чувством зависти и манипуляции в межличностных отношениях. Первая шкала отражает «субъективную уверенность в за-служенности особого обращения. Нере-ализованность ожиданий провоцирует раздражительность при столкновении с любыми даже мелкими препятствиями» [9]. Вторая шкала фиксирует повышенную потребность во внимании, обусловленную, по мнению авторов опросника, внутренней обеспокоенно-

стью в несостоятельности. Для таких людей характерны постоянные попытки оказаться в центре внимания, они ищут друзей и зрителей, чье восхищение создаст благоприятный психологический микроклимат. Высокие баллы по третьей шкале появляются у тех, кто склонен к использованию других людей для усиления своих социальных позиций, при этом интересы и цели окружающих ими не учитываются. Четвертая шкала отражает наличие зависти к окружающим и мыслей о том, что другие люди тоже всегда завидуют; «реальные или воображаемые преимущества других в приобретении социальных благ (материальных ценностей, успеха, статуса и пр.) воспринимаются как угроза ценности Я и сопровождаются аффективными переживаниями и действиями» [9]. Для тех, чей образ Я включает в себя представление о собственной агрессивности, характерна фиксация на себе, своих возможностях и своем статусе в сочетании с отношением к другим лишь как к средствам достижения целей.

Третий набор значимых корреляций всех шкал Опросника агрессивности обнаружен с первым фактором Шкалы аномии, отражающим отрицательное отношение к роли государства в жизни человека. Отметим, что при адаптации этой методики обнаружилось, что на отечественной выборке в этот фактор вошло и переживание собственной неуспешности и фрустрированности [7]. Учитывая данные о повышенной склонности агрессивных к нарциссическим переживаниям, обнаруженная связь не представляется неожиданной. Таким образом, завистливое отношение к окружающим и готовность воспринимать их лишь как средство достижения особого положения для себя распространяется у агрессивных испыту-

емых и на отношение к государству. Нормы и правила, устанавливаемые государством, для агрессивных означают лишь дополнительные неудобства. Как и предполагалось Э. Дюркгеймом, сформулировавшим представление об аномии как о состоянии общества, в котором его члены утратили возможность регулировать свое поведение с помощью общественных норм и законов, те, чей образ Я включает в себя повышенную агрессивность, негативно относятся к нормозадающей функции государства. При этом, однако, эта их позиция связана не с объективно существующим кризисом государственности, а с особым психологическим статусом агрессивных, а именно их категоричностью и фиксированностью на себе: государство все время мне недодает чего-то, препятствует мне и обманывает меня.

Подводя итог обсуждению полученных связей, представим этот комплекс агрессивности в цифрах. Корреляции шкал четырех опросников выглядят так: недовольство государством ША и шкалы BPAQ [физическая агрессия (0,19); гнев (0,33); враждебность (0,38)];

недовольство государством ША и категорическое мышление ОКМ (0,47);

недовольство государством ША и шкалы НЧЛ [ожидание особого отношения (0,25); манипуляции в межличностных отношениях (0,29); отсутствие эм-патии (0,32); сверхзанятость чувством занятости (0,41)];

шкалы BPAQ и шкалы НЧЛ [физическая агрессия и повышенная потребность во внимании (0,25); гнев и повышенная потребность во внимании (0,34); враждебность и повышенная потребность во внимании (0,28); физическая агрессия и ожидание особого отношения (0,45); гнев и ожидание особого отношения (0,26); враж-

дебность и ожидание особого отношения (0,34), физическая агрессия и манипуляции в межличностных отношениях (0,28); гнев и манипуляции в межличностных отношениях (0,27); враждебность и манипуляции в межличностных отношениях (0,46); физическая агрессия и сверхзанятость чувством занятости (0,27); гнев и сверхзанятость чувством занятости (0,41); враждебность и сверхзанятость чувством занятости (0,54)];

шкалы BPAQ и шкала «Категорическое мышление» ОКМ [физическая агрессия (0,17); гнев (0,35); враждебность (0,42)];

шкала «Категорическое мышление» ОКМ и шкалы НЧЛ [повышенная потребность во внимании (0,22); ожидание особого отношения (0,33); манипуляции в межличностных отношениях (0,38); отсутствие эмпатии (0,64); сверхзанятость чувством занятости (0,48)].

Таким образом, мы можем констатировать, что агрессивность, категоричность, нарциссичность и недоверие к государству составляют целостный комплекс агрессивности, где действует положительная обратная связь: усиление любого из этих четырех качеств приводит к усилению и трех других. 3. Имплицитная теория насилия У человека, признающего свою готовность к физической агрессии, основу его представлений об агрессии, видимо, составляет то, что можно назвать «теорией благотворности насилия». Об этом говорят связи этой шкалы БРАО со шкалами ЛА:

- легитимизация насилия в политике: уважения мирового сообщества можно добиться только путем усиления военного потенциала страны; для подавления народных волнений правительством все средства хороши, в том числе военная сила;

- легитимизация насилия в личном опыте: разумный человек, чувствуя, что драка неизбежна, нанесет удар первым. Я понимаю тех, кто считает необходимым иметь личное оружие;

- легитимизация насилия в воспитании: наиболее эффективный способ успокоить неугомонного ребенка - отшлепать его; школьные драки закаляют характер;

- легитимизация насилия в спорте: в боксе мне нравятся победы нокаутом. В профессиональном спорте средства защиты спортсмена должны быть сведены к минимуму.

Эти люди соглашаются с тем, что только сила вызывает уважение в международных отношениях и только сила позволяет противостоять агрессии в личных отношениях; они считают, что без физического воздействия нельзя обойтись в воспитании детей, и они уверены в том, что без силовых приемов спорт неинтересен.

Данные методик НЧЛ и ШБУ дополняют картину. С одной стороны,чем выше принятие физической агрессии -как своей (BPAQ), так и чужой ЛА), тем выше у человека развито грандиозное чувство самозначимости и готовность к дерзкому и заносчивому поведению (шкалы НЧЛ). Первое выражается «в преувеличении собственных способностей, достижений и в ожидании оценки себя окружающими как особо одаренной личности, невзирая на то, что достижения объективно не столь значительны»; второе характеризуется как «проявление надменного, заносчивого отношения; время других людей презирается, преобладает односторонняя коммуникация» [10]. С другой стороны, для такого человека характерно убеждение в недоброжелательности окружающего мира (ШБУ: люди по природе своей недружелюбны и злы; вряд ли я

могу полностью довериться кому-либо). Я - хороший, мир - плохой - именно такую позицию Т. Харрис назвал позицией преступника. Неудивительно, что при адаптации опросника агрессивности Басса - Перри особенно высокие показатели по шкале физической агрессии были обнаружены именно на выборке осужденных [4].

Кроме того, наши испытуемые -люди законопослушные и социально адаптированные, но признающие у себя склонность к физической агрессии, они страдают от «напряжения в личных и социальных ситуациях» (шкала SOZLAG опросника БМ) и фаталистически относятся к настоящему (ОВП). По-видимому, имплицитная теория «благотворности насилия» необходима этим людям для того, чтобы примириться с мыслью о неизменности сложностей в социальном функционировании и рассматривать физическую силу как последний, но действенный аргумент в разрешении проблем.

В целом признание у себя готовности к физической агрессии выступает средством укрепления Я: мир плох и мало кто может оценить меня по достоинству, но у меня есть возможность настоять на своем и заставить уважать меня.

Для гневливых и враждебных физическое насилие не представляет собой безусловную ценность (нет значимых корреляций со шкалами ЛА, кроме корреляции враждебности с оправданием насилия в политике). Видимо, их имплицитная теория агрессии построена на основаниях, не связанных с уважением к силе.

Обратимся к данным об особенностях связи враждебности со шкалами применяемых методик.

Напомним, что именно про этих людей мы знаем, что они действительно

враждебны - их склонность к экстра-пунитивным реакциям подтверждена значимыми корреляциями с соответствующим показателем теста Розенц-вейга. Это позволяет нам в дальнейшем обсуждении называть их просто враждебными, не оговаривая специально включенность этого качества в образ Я.

Нарциссическая позиция враждебных, характерная для всех, кто признает свою агрессивность, усилена такими качествами, как: вера в собственную уникальность (отражает отсутствие попыток критического осмысления в сочетании с уверенностью в том, что оценить эту уникальность могут только особо одаренные люди); поглощенность фантазиями (фантазии возникают приугрозе Я-концепции,направлены на конкретное исполнение желаний, но реализуются не на практике, а в воображении); отсутствие эмпатии (проявляется в неспособности распознавать и понимать чувства и потребности других людей, нежелании идентифицироваться с другими).

Показатель враждебности отрицательно коррелирует со всеми показателями теста жизнестойкости. Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешность деятельности. Эти данные подтверждаются и корреляциями показателей враждебности с показателями Биографического опросника (шкалы негативного влияния семьи, сниженной стрессоустойчивости, нейротизма), и отрицательными корреляциями со шкалой конструктивного мышления ОКМ, которое понимается как умение «подстраивать свой способ мышления к требованиям ситуации» [2].

В области враждебных представлений о реальности наблюдаются вполне

ожидаемые особенности. Обнаружена значимая корреляция с пессимистическим стилем объяснения причин событий по методике СТОУН (человек рассматривает происходящие с ним негативные события как вызванные постоянными и широкими причинами и не склонен верить, что он может их контролировать; хорошие события пессимисты считают временными, локальными и от них не зависящими). Убеждение в собственной ценности (ШБУ) тем ниже, чем выше враждебность. Враждебные не только не доверяют государству, но и осуждают нравы современного ему общества (F2 ША). Для враждебных характерна склонность к личным суевериям и готовность верить рассказам о пришельцах, телепортации, силе экстрасенсов (ОКМ).

Высоковраждебный не столько ищет оправдания своей агрессивности, сколько пользуется возможностью подтвердить свои подозрения: чем хуже выглядит ситуация, тем больше оснований уважать свою проницательность. Собственная агрессия в этом случае выступает как ответная и, следовательно, в оправдании не нуждающаяся.

Такая форма агрессивности как склонность к гневу имеет менее выраженный рисунок корреляций и вычислить имплицитную теорию насилия гневливых удается лишь очень приблизительно. Тем не менее обнаружены некоторые условия, в которых вынужден осуществлять свою жизнедеятельность гневливый. Биографический опросник показывает, что чем выше признаваемая испытуемым склонность к гневу, тем выше у него нейротизм, экстраверсия, интолерантность к стрессу и склонность к соматизации, а также тем ниже его уверенность в себе. Как и враждебный, он страдает от неконструктивных способов переработки опыта, склонен

к личным суевериям и к вере в непознаваемое.

Выводы

Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что агрессивность, категоричность, нарциссичность и недоверие к государству составляют целостный комплекс агрессивности, где действует положительная обратная связь: усиление любого из этих четырех качеств приводит к усилению и трех других.

Полученные данные позволяют говорить о том, что опросник легитимизации агрессии ЛА позволяет описать лишь легитимизацию склонности к физической агрессии. Для этой формы агрессивности можно говорить о существовании имплицитной теории «благотворности физического насилия». Склонность к физической агрессии проявилась в нашем исследовании и как компонент образа «Я», и как представление о позитивной роли физического насилия в жизни человека и государства, и как избегание принятия ответственности на себя в ситуациях фрустрации.

Полученные данные о свойствах высоковраждебных свидетельствуют, что эти люди не столько ищут оправдания своей агрессивности, сколько пользуются возможностью подтвердить свои подозрения: чем хуже выглядит ситуация, тем больше оснований уважать свою проницательность. Собственная агрессия в этом случае выступает как ответная и, следовательно, в оправдании не нуждающаяся. Такая имплицитная теория насилия действует на основе механизма «превращения опасений в явь».

Список литературы

1. Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2002. С. 47-102.

2. Ениколопов С. Н., Лебедев С. В. Адаптация методик исследования посттравматических стрессовых расстройств // Психологическая диагностика. 2004. № 3. С. 19-38.

3. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Психометрический анализ русскоязычной версии Опросника диагностики агрессии А. Басса и М. Пери // Психологический журнал. 2007. № 1. С. 115-124.

4. Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. Изучение взаимосвязи легитимизации насилия и склонности к агрессивным формам поведения // Психологическая наука и образование. 2008. № 1. С. 90-98.

5. Ениколопов С. Н. Актуальные проблемы исследования агрессивного поведения // Прикладная юридическая психология. 2010. № 2. С. 37-47.

6. Кузнецова Ю. М., Ениколопов С. Н., Чудова Н. В. Агрессия в обыденной жизни. М. : Росспэн, 2014.

7. Кузнецова Ю. М. Опыт адаптации методики «Шкала аномии» на русскоязычной выборке // Материалы V Всероссийской конференции «Психология индивидуальности» (Москва, 9-11 нояб. 2015 г.) (находится в печати).

8. Сочивко Д. В., Симакова Т. А. Теория и методика исследования индивидуального правосознания и его инфантилизации и криминализации // Прикладная юридическая психология. 2015. № 2. С. 24-40.

9. Шамшикова О. А., Клепикова Н. М. Опросник «Нарциссические черты личности» // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2. С. 114-128.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.