Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И УРОВНЯ СУБЪЕКТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И УРОВНЯ СУБЪЕКТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / СТРУКТУРА СУБЪЕКТНОСТИ / ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коновалова Ольга Вячеславовна, Шерешкова Елена Андреевна

В статье представлены результаты исследования субъектности и жизнеспособности у студентов - будущих педагогов. Актуальность исследования определяется необходимостью повышения субъектности студентов как одного из предикторов, детерминирующих жизнеспособность человека. Проведен теоретический анализ понятий «субъектность », «жизнеспособность». Авторами рассматриваются результаты исследования соотношения компонентов субъектности и показателей жизнеспособности у студентов. Цель исследования - выявление связи между показателями жизнеспособности и уровнем субъектности и ее компонентов у студентов - будущих педагогов. Установлено, что показатели субъектности (активность, способность к рефлексии, свобода выбора, осознание уникальности, понимание и принятие другого, саморазвитие) в данной выборке находятся на среднем значении. В ходе анализа данных изучения жизнеспособности и ее показателей было определено, что в данной выборке испытуемых наиболее выражены самомотивация, социальная компетентность, самоуважение и адаптивные способы поведения. Установлены значимые корреляционные связи между показателями жизнестойкости и компонентами субъектности. Эмпирические данные, полученные в исследовании и описанные в статье, могут быть использованы при разработке программ по формированию профессиональных компетенций у студентов-первокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коновалова Ольга Вячеславовна, Шерешкова Елена Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN VITALITY AND THE LEVEL OF SUBJECTIVITY IN FUTURE PEDAGOGUES

The article presents the results of a study of subjectivity and vitality among students - future pedagogues. Topicality of the research is determined by the need to increase the subjectivity of students as one of the predictors that determine the vitality of a person. The theoretical analysis of the concepts of «subjectivity», «vitality» is carried out. The authors examine the results of the study of the ratio of the components of subjectivity and indicators of vitality in students. The purpose of the study is to identify the relationship between indicators of viability and the level of subjectivity and its components among students - future pedagogues. It was found that the indicators of subjectivity (activity, ability to reflect, freedom of choice, awareness of uniqueness, understanding and acceptance of another as well as self-development) in this sample are at the average value. Analysis of the data of the study of viability and its indicators, it was found that in this sample of subjects self-motivation, social competency, self-esteem and adaptive ways of behaviour are most pronounced. The author has established significant correlations between the indicators of vitality and the components of subjectivity. The empirical data obtained in the study and described in the article can be used in the development of programmes in the formation of professional competences in first-year students.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И УРОВНЯ СУБЪЕКТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27,

№ 2. С. 97-103. ISSN 2073-1426

Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 2, pp. 97-103. ISSN 2073-1426

Научная статья

УДК 378

https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-97-103

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ И УРОВНЯ СУБЪЕКТНОСТИ

У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Коновалова Ольга Вячеславовна, кандидат психологических наук, Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск, Россия olgak1997@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2807-5648

Шерешкова Елена Андреевна, кандидат психологических наук, Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск, Россия, elenashereshkova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9866-4830

Аннотация. В статье представлены результаты исследования субъектности и жизнеспособности у студентов - будущих педагогов. Актуальность исследования определяется необходимостью повышения субъектности студентов как одного из предикторов, детерминирующих жизнеспособность человека. Проведен теоретический анализ понятий «субъ-ектность», «жизнеспособность». Авторами рассматриваются результаты исследования соотношения компонентов субъектности и показателей жизнеспособности у студентов. Цель исследования - выявление связи между показателями жизнеспособности и уровнем субъектности и ее компонентов у студентов - будущих педагогов. Установлено, что показатели субъектности (активность, способность к рефлексии, свобода выбора, осознание уникальности, понимание и принятие другого, саморазвитие) в данной выборке находятся на среднем значении. В ходе анализа данных изучения жизнеспособности и ее показателей было определено, что в данной выборке испытуемых наиболее выражены самомотивация, социальная компетентность, самоуважение и адаптивные способы поведения. Установлены значимые корреляционные связи между показателями жизнестойкости и компонентами субъектности. Эмпирические данные, полученные в исследовании и описанные в статье, могут быть использованы при разработке программ по формированию профессиональных компетенций у студентов-первокурсников.

Ключевые слова субъектность личности, структура субъектности, жизнеспособность, студенты, будущие педагоги

Для цитирования: Коновалова О.В., Шерешкова Е.А. Взаимосвязь жизнеспособности и уровня субъектности у будущих педагогов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинети-ка. 2021. Т. 27, № 2. С. 97-103. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-97-103

Research Article

THE RELATIONSHIP BETWEEN VITALITY AND THE LEVEL OF SUBJECTIVITY

IN FUTURE PEDAGOGUES

Olga V. Konovalova, Candidate of Psychological Sciences, Shadrinsk State Pedagogic University, Shadrinsk, Russia, olgak1997@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-2807-5648

Yelena A. Shereshkova, Candidate of Psychological Sciences, Shadrinsk State Pedagogic University, Shadrinsk, Russia, elenashereshkova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-9866-4830

Abstract: The article presents the results of a study of subjectivity and vitality among students - future pedagogues. Topicality of the research is determined by the need to increase the subjectivity of students as one of the predictors that determine the vitality of a person. The theoretical analysis of the concepts of «subjectivity», «vitality» is carried out. The authors examine the results of the study of the ratio of the components of subjectivity and indicators of vitality in students. The purpose of the study is to identify the relationship between indicators of viability and the level of subjectivity and its components among students -future pedagogues. It was found that the indicators of subjectivity (activity, ability to reflect, freedom of choice, awareness of uniqueness, understanding and acceptance of another as well as self-development) in this sample are at the average value. Analysis of the data of the study of viability and its indicators, it was found that in this sample of subjects self-motivation, social competency, self-esteem and adaptive ways of behaviour are most pronounced. The author has established significant correlations between the indicators of vitality and the components of subjectivity. The empirical data obtained in the study and described in the article can be used in the development of programmes in the formation of professional competences in first-year students.

Keywords: subjectivity of personality, structure of subjectivity, vitality, students, future pedagogues

For citation: Konovalova O.V., Shereshkova Y.A. The relationship between vitality and the level of subjectivity in future pedagogues. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2021, vol. 27, № 2, pp. 97-103 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-2-97-103

© Коновалова О.В., Шерешкова Е.А., 2021

Педагогика. Психология. Социокинетика -Щ. № 2 97

Условия жизнедеятельности современного человека характеризуются высокой нестабильностью в социальной сфере, сфере экономики, политики и культуры. Непрерывное реформирование образования приводит к повышению требований к педагогу как субъекту профессиональной деятельности, способному самостоятельно и ответственно планировать свою активность, осознающего собственные мотивы, готового к постоянному личностному и профессиональному саморазвитию, способного к рефлексии.

Опираясь на работы В.Е. Лепского, Д. А. Леонтьев говорит о преобладании в современном обществе признаков бессубъектности, то есть неспособности контролировать события, происходящие в собственной жизни, и отвечать за их последствия [Леонтьев: 2010].

Существует достаточно большое количество исследований субъектности. Дефиницию «субъектно-сти» анализировали В. А. Петровский, Д. А. Леонтьев; характеристики субъектности представлены в работах А.К. Осницкого; В. А. Татенко выделил механизмы субъектности; развитие субъектности отражено в исследовании М.В. Исакова, В.И. Степанского, М.А. Щукиной; соотношение профессии и особенностей субъктности стало предметом изучения в работах Е.Н Волковой, Т.В. Маркеловой, И. А. Серегиной.

Мы в своем исследовании опирались на позицию Е.Н. Волковой. Автор рассматривает субъектность как «свойство личности производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях, в человеке. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю» [Волкова 1992: 13], что проявляется в таких характеристиках, как активность, самоорганизация, способность к рефлексии.

В психологии остро стоит вопрос о показателях субъектности. Так, М.А. Щукина, опираясь на модель субъектности Л.В. Алексеевой, описала следующие показатели субъектности личности: активность, автономность, целостность, опосредованность, креативность, самоценность [Щукина: 2014].

Мы в своем исследовании опирались на структуру субъектности, включающую активность, самоорганизацию (Е.Н. Волкова, А.Б. Ваньков, Н.И. Дунаева); сознательность, осознанность мотивов и потенциалов (Е.Н. Волкова, А.Б. Ваньков); способность к рефлексии (Е.Н. Волкова, Д.В. Зубов, С.С. Каш-лев, Н.И. Дунаева); свободу выбора и ответственности за него (Е.Н. Волкова, А.Б. Ваньков, Д.В. Зубов, Н.И. Дунаева); саморазвитие (Е.Н. Волкова, С.В. Ма-зова, Д.В. Зубов, Н.И. Дунаева) [Личностный потенциал: 2019].

Наш научный интерес вызвала проблема соотношения уровня развития субъектности и жизнеспособности студентов - будущих педагогов. Под жизнеспособностью вслед за А.А. Нестеровой мы понимаем «способность субъекта осознавать и использовать

свои внутренние и внешние ресурсы, содействующие эффективному сопротивлению бедствиям и де-привирующим факторам теми стратегиями, которые детерминируют благополучие, социальное здоровье, личностный рост и навыки конструктивного преодоления трудных жизненных ситуаций» [Нестерова 2017: 94].

Анализ работ отечественных (А.И. Лактионова, А.В. Махнач, А.И. Нестерова, Е.А. Рыльская) и зарубежных (Conner, Davidson, Klohnen, Visser, Wagnild) психологов позволил выделить показатели жизнеспособности. К ним относятся адаптивность, самоэффективность, саморегуляция, позитивные установки и гибкость, внутренний локус контроля, духовность, социальная компетентность [Шерешкова, Волгусно-ва, Спицына: 2019].

Цель исследования - выявление связи между показателями жизнеспособности и уровнем развития компонентов субъектности у студентов, обучающихся по педагогическим направлениям подготовки.

Экспериментальное исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» г. Шадринска Курганской области. Выборку составили 209 студентов-первокурсников, обучающихся по направлению подготовки «44.03.01. Педагогическое образование» в возрасте 18-19 лет, из них 107 девушек и 102 юноши.

Для достижения поставленной цели применялись: опросник «Уровень развития субъектности личности», разработанный М.А. Щукиной [Щукина: 2018], методика «Диагностика субъектности» Е.Н. Волковой, опросник «Жизнеспособность личности» А.А. Нестеровой [Нестерова: 2017], опросник «Жизнеспособности взрослого человека» (А.В. Махнач) [Махнач: 2017].

Анализ данных показал, что высокий уровень субъектности характерен для 8,13 % опрошенных. Они стремятся самостоятельно выстраивать собственную жизнь, ставят цели и достигают их вне зависимости от обстоятельств, принимают решения и несут ответственность за собственный выбор. Окружающие воспринимаются ими как равные партнеры взаимодействия. Юноши и девушки отличаются адекватной самооценкой, высоким уровнем самоценности.

Значительную группу (79,43 % от выборки) составили студенты со средним уровнем развития субъектности. Их субъектность носит неустойчивый характер и сочетает в себе черты как высокого, так и низкого уровней.

12,44 % студентов имеют низкий уровень. Они отличаются слабо выраженной способностью к активности. Их интересы, взгляды и ценности неустойчивы и зависят от социального окружения. Цель и ее достижение полностью зависит от обстоятельств

Таблица 1

Средние значения показателей субъектности по выборке (опросник «Диагностика субъектности» Е.Н. Волковой)

Показатель Среднее (max = 10) Ст. отклонение

Активность 6,21 2,19

Способность к рефлексии 6,43 1,99

Свобода выбора, ответственность 6,59 1,7

Осознание уникальности 6,11 1,78

Понимание и принятие другого 6,64 1,8

Саморазвитие 6,33 2,33

и помощи со стороны. Они не склонны к рефлексии, что приводит к недооценке собственных возможностей. Их поведение стереотипно, конформно. Юноши и девушки, отнесенные к данной группе, стараются не отличаться от окружающих в своих действиях, мнениях и ценностях.

Результаты степень выраженности показателей субъектности. представлены в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что показатели субъектности в данной выборке находятся на среднем значении. Девушки и юноши отличаются активностью, способностью к рефлексии, могут взять на себя ответственность за принятие решения, отличаются осознанием собственной уникальности, стремятся к саморазвитию, пониманию и принятию других.

Распределяя испытуемых по группам в зависимости от уровня развития показателей субъектности, было установлено, что 10,5 % юношей и девушек имеют высокий уровень по шкале «Активность». Они воспринимают себя как субъекта деятельности, способного к проявлению инициативы, самостоятельному проектированию своей жизни, при постановке и достижении цели не зависящего от окружающих и обстоятельств.

73,7 % опрошенных продемонстрировали средний уровень активности, что часто проявляется в способности студентов ставить жизненные цели без учета собственных интересов и с оглядкой на обстоятельства и социальное окружение.

Низкий уровень активности имеют 15,8 % от общей выборки. Студенты отличаются пассивностью, им сложно планировать собственную деятельность, противостоять жизненным обстоятельствам.

Высокий уровень способности к рефлексии имеют 19,6 % опрошенных. Их отличает возможность анализировать собственные действия и деятельность, определять степень включенности в достижение целей, в планирование жизненных перспектив. Средний уровень по данному показателю субъектности выявлен у 66 % респондентов. 14,4 % студентов имеют низкий уровень способности к рефлексии, что указывает на отсутствие самоанализа собственной деятельности, стремление переложить

ответственность за ошибки и неудачи на обстоятельства и окружение.

По шкале «Свобода выбора, ответственность» 10,5 % опрошенных имеют высокий уровень. Они ответственно подходят к принятию решения о жизненных приоритетах, при выборе собственной активности исходят из своих интересов, ценностей и возможностей. Средний уровень продемонстрировали 69,4 % юношей и девушек. Низкий уровень по шкале «Свобода выбора» свидетельствует о неспособности студентов, отнесенных к данной группе, самостоятельно ставить жизненные цели, выбирать сферу деятельности, форму активности. В нашем исследовании низкий уровень свободы выбора выявлен у 20,1 % испытуемых.

По шкале «Осознание уникальности» 19,1 % будущих педагогов показали высокие баллы. Они осознают и принимают собственные особенности, но при этом принимают уникальность партнера по взаимодействию. Студенты с легкостью отстаивают собственные границы и стремятся не нарушать личностные границы другого. Значительную группу составили респонденты со средним уровнем показателей по данной шкале (71,9 % опрошенных). Низкий уровень осознания уникальности имеют 9 % юношей и девушек.

11 % юношей и девушек имеют высокий уровень понимания и принятия других. Они принимают личностные особенности других, терпимы к их недостаткам. Средние показатели продемонстрировало 67,9 % студентов. Их отношение к окружающим зависит от ситуации и степени значимости партнера по взаимодействию. 21,1 % девушек и юношей имеют низкий уровень понимания и принятия других.

Незначительное количество испытуемых (5,7 %) имеют высокий уровень по шкале «Саморазвитие». Они с легкостью берутся за новое дело, стараются узнать что-то новое, в выбранной деятельности стремятся к достижению профессионализма. Средний уровень выявлен у 86,6 % респондентов. 7,7 % юношей и девушек имеют низкий уровень стремления к саморазвитию, что свидетельствует о нежелании получать новые знания, осваивать новые действия, им свойственно мнение о невозможности изменить себя.

Таким образом, обобщая результаты диагностики субъектности, можно сделать вывод, что большинство будущих педагогов способны самостоятельно инициировать собственную активность, умеют ставить перед собой цели и достигать их. Они готовы отстаивать свои интересы и ценности. Однако в некоторых ситуациях им все же нужен стимул со стороны.

В ходе анализа результатов изучения жизнеспособности и ее показателей было установлено, что в данной выборке испытуемых наиболее выражены самомотивация, социальная компетентность, самоуважение и адаптивные способы поведения, семейные и социальные связи.

Анализ данных по методике А.А. Нестеровой показал, что значительная часть испытуемых (75,5 %) имеют средний уровень умения мотивировать себя к преодолению жизненных трудностей. Высокий уровень самомотивации к совладающему поведению имеют 22,8 % опрошенных. Они проявляют настойчивость в достижении поставленной цели даже в ситуации возникших сложностей. Низкий уровень по данному показателю продемонстрировали лишь 1,7 % опрошенных.

По шкале «Активность и инициатива» 9,4 % будущих педагогов имеют низкий уровень, что указывает на сложности в постановке и достижении целей, стремление в жизни плыть по течению, отсутствие сознательной дисциплинированности. Значительное число испытуемых (87,8 % от общей выборки) имеет средний уровень по данному показателю. Они способны спланировать свою активность, но достижение поставленной цели зависит от их физического и эмоционального состояния. 2,8 % юношей и девушек имеют высокий уровень активность, стремятся проявлять инициативу, упорство в достижении цели, смелость в принятии решений.

11,7 % студентов имеют высокий уровень эмоционального контроля и саморегуляции. Они отличаются эмоциональной стабильностью, низким уровнем тревожности, психологической готовностью к стрессу. 73,3 % имеют средний уровень эмоционального контроля и саморегуляции. Их отличает стремление сдерживать проявление негативных эмоций, результативность их деятельности зависит от эмоционального настроя. 15 % юношей и девушек отличаются неспособностью управлять своими эмоциями, их легко вывести их равновесия, им сложно контролировать свое настроение и поведение в стрессовой ситуации, что указывает на низкий уровень эмоционального контроля и саморегуляции.

Позитивные установки и гибкость мышления, вера в себя и свои возможности, положительное отношение к окружающему миру имеют 10,6 % респондентов, что свидетельствует о высоком уровне развития данного показателя. 76,1 % будущих педагогов проде-

монстрировали средний уровень по шкале «Позитивные установки и гибкость». Они интересуются происходящим вокруг, их оценка происходящего зависит от эмоционального состояния. 13,3 % юношей и девушек не интересуются новым, необычным, неопределенность и нестабильность их пугает.

По шкале «Самоуважение» 12,2 % опрошенных продемонстрировали высокий уровень. Они указывают на способность достигать любых целей, считают себя интересным человеком и уверены в собственных взглядах. Большую часть испытуемых (80,6 % юношей и девушек) были отнесены к среднему уровню самоуважения. Неустойчивое мнение о себе заставляет их время от времени сомневаться в собственных силах, в возможности достижения жизненных целей. 7,2 % студентов - будущих педагогов имеют низкий уровень самоуважения, считают, что ничего не достигли в жизни.

11,7 % будущих педагогов имеют высокий уровень социальной компетентности и поддержки. Их отличает высокая эффективность в общении, способность легко разрешать конфликтные ситуации, они всегда окружены значительным количеством друзей, способных оказать поддержку в сложной ситуации. Средний уровень отличает 79,4 % опрошенных. Низкий уровень выявлен у 8,9 % испытуемых. Они испытывают сложности в общении с окружающими, не доверяют собеседнику, при решении проблем рассчитывают только на собственные силы.

У 7,2 % юношей и девушек преобладают конструктивные стратегии решения проблем. В сложной ситуации они склонны тщательно анализировать ситуацию и обдумывать свои действия и решения. У 85 % юношей и девушек наблюдается сочетание конструктивных и деструктивных стратегий поведения в стрессовой ситуации. 7,8 % испытуемых используют деструктивные защитные формы реагирования на стресс.

Высокий уровень самоорганизации и планирования будущего имеют 11,7 % юношей и девушек. Они умеют эффективно распределять время, строят планы на будущее. Значительную часть (70,6 %) составили студенты со средним уровнем. Они стараются планировать события в жизни, но есть сложности с распределением времени для реализации планов. 17,7 % показали низкие баллы по данной шкале. Они часто не доводят дело до конца, не стремятся планировать свое время, четко организовывать свой день.

Таким образом, проведенное нами исследование показателей жизнеспособности показало, что в данной выборке испытуемых значительно преобладает средний уровень.

Анализ данных, полученных по методике «Жизнеспособность взрослого человека» (А.В. Махнач)

Таблица 2

Распределение испытуемых по уровням развития жизнеспособности (опросник «Жизнеспособность взрослого человека», А.В. Махнач), %

Показатели жизнеспособности Уровни

Высокий Средний Низкий

самоэффективность 12,2 60,6 27,2

настойчивость 8,9 55,0 36,1

локус контроля 17,4 59,3 23,3

совладание, адаптация 10,0 47,2 42,8

духовность 8,9 57,2 33,9

семейные и социальные взаимосвязи 7,2 54,5 38,3

Таблица 3

Значимые корреляционные связи между показателями субъектности и жизнеспособности

у студентов - будущих педагогов

Субъектность Активность Способность к рефлексии Свобода выбора Осознание уникальности Понимание и принятие других Саморазвитие

самомотивация - - 0,429** - 0,321** - -

активность, инициативность 0,372** - 0,266** - - - -

эмоциональный контроль 0,627** - 0,381** - - - -

позитивные установки 0,533** - 0,427** - 0,299** - 0,374**

самоуважение 0,444** - 0,407** - 0,325** - 0,417**

социальная компетентность - - 0,395** 0,418** - 0,459** - -

адаптивные стили поведения 0,584** 0,494** 0,271** 0,411** 0,292** -

самоорганизация 0,427** 0,275** 0,494** 0,258** - -

самоэффективность 0,387** - 0,471** 0,326** 0,488** - -

настойчивость 0,533** - 0,613** 0,402** 0,463** - -

локус контроля 0,494** - 0,372** 0,411** - -

совладание, адаптация 0,511** - 0,420** 0,264** 0,368** - -

духовность - - - - - - 0,365** 0,450**

семейные и социальные взаимосвязи - - 0,385** - - 0,272** - -

Примечание: * - р < ,005; ** - р < 0,01.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

позволил выделить уровни сформированности показателей жизнеспособности. Результаты представлены в таблице 2.

Из таблицы следует, что в данной выборке преобладает средний уровень самоэффективности, внутреннего локуса контроля, духовности, настойчивости, семейных и социальных взаимосвязей. По шкале «Совладание и адаптация» средний и низкий уровни представлены в равной степени (47,2 % и 42,8 % соответственно), что указывает на преобладание неэффективных способов реагирования на стресс.

Изучая связь между показателями субъектности и жизнеспособности, мы использовали коэффициент корреляции Пирсона. Значения корреляционных связей у будущих педагогов представлены в таблице 3.

Данные таблицы показывают, что были выявлены положительные корреляционные связи между субъ-ектностью и такими показателями жизнеспособности, как активность, эмоциональный контроль, позитивные установки, самоуважение, адаптивные стили поведения, самоорганизация, самоэффективность, настойчивость, локус контроля, совладание (адаптация).

Полученные результаты указывают на то, что студенты с высоким уровнем субъектности отличаются эмоциональной стабильностью, значительно лучше контролируют собственные эмоции, быстрее и эффективнее адаптируются к сложным жизненным ситуациям, чаще демонстрируют позитивные жизненные установки, настойчивы в достижении поставленных целей. Они уважают себя, что позволя-

ет им доверять своему мнению, взглядам и уверенно отстаивать жизненные позиции, считают себя ответственными за события, которые происходят у них в жизни, способны находить позитивные решения сложившихся ситуаций.

Анализируя наличие связи между отдельными компонентами субъектности и показателями жизнеспособности у будущих педагогов, были выявлены положительные корреляционные связи между способностью к рефлексии и самомотивацией, социальной компетентностью. Это означает, что уровень сформированности способности к рефлексии определяет наличие у испытуемых таких характеристик, как способность мотивировать себя к преодолению жизненных трудностей, быть эффективным во взаимодействии с другими, уметь оказывать поддержку окружающим.

Выявлены положительные корреляционные связи между осознанием уникальности и самомотивацией, позитивными установками, самоуважением, социальной компетентностью, адаптивными стилями поведения, самоорганизацией, самоэффективностью, настойчивостью, локусом контроля, совла-данием (адаптацией), семейными и социальными взаимосвязями. То есть чем выше уровень осознания собственной уникальности, тем выше способность самостоятельно мотивировать себя на разрешение возникающих сложностей, оптимистичнее взгляды на жизнь, выше самоуважение. Осознание собственной уникальности предполагает способность быть успешным в общении, эффективно разрешать конфликтные ситуации, получать эмоциональную поддержку от окружающих и семьи, что делает индивида менее уязвимым к стрессовым влияниям.

Положительные корреляционные связи между свободой выбора и настойчивостью, самоэффективностью, адаптивными стилями поведения, совладани-ем (адаптацией) указывают на способность студентов к осознанному принятию решения о продолжении борьбы за восстановление жизненных сил после неблагоприятных последствий стресса. Опираясь на тщательный анализ ситуации, они умеют делать выбор в пользу когнитивных и поведенческих копинг-стра-тегий. Вера в способность мобилизовать собственные ресурсы позволяет делать сознательный выбор.

Положительные корреляционные связи между саморазвитием и позитивными установками, самоуважением и духовностью показывают положительное отношение к жизни в целом и отдельным событиям, которые происходят в ней, удовлетворенность собой и высокая осмысленность собственного существования в мире позволяет с легкостью браться за новые дела, стремиться к новым достижениям и целям.

Положительная корреляционная связь между активностью и самоорганизацией свидетельствует о том,

что чем выше степень осознания себя как субъекта деятельности, чем более развита способность принимать решения, опираясь на собственное мнение, тем более продуктивно используется умение планировать собственную жизнь, эффективно распределять время при реализации планов на будущее.

Положительные корреляционные связи между пониманием и принятием других и адаптивными стилями поведения указывают на то, что чем выше осознание уникальности другого человека и способность принимать его недостатки, тем выше склонность к детальному анализу сложившейся проблемной ситуации и стремлению обдумывать свои действия и решения.

В ходе исследования нами были выявлены отрицательные корреляционные связи между активностью и социальной компетентностью, семейными и социальными взаимосвязями, то есть высокие показатели активности у студентов предполагают низкую потребность в обращении за помощью и поддержкой к семье и друзьям в сложных жизненных ситуациях, а также низкую эффективность в общении при разрешении конфликтов.

Отрицательная корреляционная связь существует между пониманием и принятием других и духовностью, то есть чем выше принятие и понимание других, выше терпимость к их недостаткам, тем ниже уровень осмысленности собственного существования, ниже степень удовлетворенность собой.

Таким образом, проведенное нами исследование показало значительное преобладание показателей среднего уровня развития субъектности и ее компонентов. У будущих педагогов выявлены средние показатели жизнеспособности. Выявленные значимые корреляционные связи между компонентами субъектности и показателями жизнеспособности позволили вслед за А.И. Лактионовой [Лактионова: 2017], Э.Ф. Зеер [Зеер: 2015] и другими исследователями определять жизнеспособность как одну из характеристик субъекта.

Список литературы

Волкова Е.Н. Субъектность как интегративное свойство личности педагога: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1992. 22 с.

Зеер Э.Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека // Педагогическое образование в России. 2015. № 8. С. 69-76.

Лактионова А.И. Структурно-уровневый анализ феномена жизнеспособности человека // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2, № 4. С. 106-133.

Леонтьев Д.А. Что дает психологии понятие субъекта: субъектность как измерение личности //

Epistemology & Philosophy of Science. 2010. № 3. С. 136-154.

Личностный потенциал будущих педагогов: коллектив. моногр. / Е.А. Волгуснова и др.; под общ. ред. Ю.М. Едихановой; Шадр. гос. пед. ун-т. Шадринск: ШГПУ, 2019. 234 с.

Махнач А.В. Теоретические основания методов оценки жизнеспособности профессионала // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2017. Т. 2. № 1. С. 23-53.

Нестерова А.А. Разработка и валидизация методики «жизнеспособность личности» // Психологический журнал. 2017. Т. 38, № 4. С. 93-108.

Шерешкова Е.А., Волгуснова Е.А., Спицына О.А. Роль жизнеспособности в преодолении трудных жизненных ситуаций у будущих педагогов физической культуры // Педагогическое образование в России. 2019. № 6. С. 151-159.

Щукина М.А. Субъектный подход к саморазвитию личности: возможности теоретического понимания и эмпирического изучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11, № 2. С. 7-22.

Щукина М.А. Эвристичность субъектного подхода в психологических исследованиях саморазвития личности // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 2. С. 48-57.

References

Volkova E.N. Sub"ektnost' kak integrativnoe svoj-stvo lichnosti pedagoga: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk [Subjectivity as an integrative property of the pedagogue's personality: author. dis. ... Cand. psychol. sciences]. Moscow, 1992, 22 p. (In Russ.)

Zeer Je.F. Social'no-psihologicheskie aspekty raz-vitija zhiznesposobnosti i formirovanija zhiznestojkosti cheloveka [Socio-psychological aspects of the development of vitality and the formation of human resilience]. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2015, № 8, pp. 69-76. (In Russ.)

Laktionova A.I. Strukturno-urovnevyj analiz fenome-na zhiznesposobnosti cheloveka [Structural-level analysis of the phenomenon of human vitality]. Institut psihologii Rossijskoj Akademii Nauk. Organizacionnaja psiholo-gija i psihologija truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational Psychology and Labor Psychology], 2017, vol. 2, № 4, pp. 106133. (In Russ.)

Leont'ev D.A. CHto daetpsihologiiponyatie sub"ek-ta: sub"ektnost' kak izmerenie lichnosti [What gives psy-

chology the concept of a subject: subjectivity as a dimension of personality]. Epistemology & Philosophy of Science, 2010, № 3, pp. 136-154. (In Russ.)

Lichnostnyj potencial budushhih pedagogov: kollektiv. monogr. [Personal potential of future pedagogues: collective monograph], E.A. Volgusnova etc., ed. by Ju.M. Edihanovoj. Shadrinsk, ShGPU Publ., 2019, 234 p. (In Russ.)

Mahnach A.V. Teoreticheskie osnovaniya metodov ocenki zhiznesposobnosti professionala [Theoretical foundations of methods for assessing the viability of a professional]. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Organizacionnaya psihologiya i psihologiya truda [Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and labor psychology], 2017, vol. 2, № 1, pp. 23-53. (In Russ.)

Nesterova A.A. Razrabotka i validizaciya metodiki «zhiznesposobnost' lichnosti» [Development and validation of the methodology "personality vitality"]. Psihologi-cheskij zhurnal [Psychological journal], 2017, vol. 38, № 4, pp. 93-108. (In Russ.)

Shereshkova E.A., Volgusnova E.A., Spicyna O.A. Rol' zhiznesposobnosti vpreodolenii trudnyh zhiznennyh situacij u budushhih pedagogov fizicheskoj kul'tury [The role of vitality in overcoming difficult life situations among future physical culture pedagogues]. Pedagogi-cheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2019, № 6, pp. 151-159. (In Russ.)

SHCHukina M.A. Sub"ektnyj podhod k samorazvi-tiyu lichnosti: vozmozhnosti teoreticheskogo ponima-niya i empiricheskogo izucheniya [Subjective approach to personality self-development: possibilities of theoretical understanding and empirical study]. Psihologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2014, vol. 11, № 2, pp. 7-22. (In Russ.)

SHCHukina M.A. Evristichnost' sub"ektnogo pod-hoda v psihologicheskih issledovaniyah samorazvitiya lichnosti [Heuristicity of the Subjective Approach in Psychological Research of Personality Self-Development]. Psihologicheskij zhurnal. [Psychological Journal], 2018, vol. 39, № 2, pp. 48-57. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 18.03.2021; одобрена после рецензирования 13.04.2021; принята к публикации 14.05.2021.

The article was submitted 18.03.2021; approved after reviewing 13.04.2021; accepted for publication 14.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.