Научная статья на тему 'Взаимосвязь выбора образа в двухфакторных изображениях и эмоциональных особенностей личности'

Взаимосвязь выбора образа в двухфакторных изображениях и эмоциональных особенностей личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
193
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВУХФАКТОРНЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / ПОЗИТИВНЫЙ ВЫБОР / НЕГАТИВНЫЙ ВЫБОР / ОСОЗНАНИЕ ПРОТИВОРЕЧИВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агавелян О. К., Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М.

В статье представлены результаты эмпирического исследования специфики эмоциональных состояний личности при осуществлении позитивного и негативного выборах образа в двухфакторных изображениях, а также при осознании противоречивой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Агавелян О. К., Перевозкин С. Б., Перевозкина Ю. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь выбора образа в двухфакторных изображениях и эмоциональных особенностей личности»

педагогического взаимодействия «учитель - ученик», непосредственно внутри образовательного учреждения возможна только при условии создания ситуаций понимания.

Рассмотрим категорию «понимание» как один из принципов педагогического мышления, которое предполагает обнаружение смысла во взаимодействии учителя и ученика, что созвучно с трактовкой этой категории в философском энциклопедическом словаре [1, с. 513]. Организация ситуаций понимания в школьном образовании очень важна в процессе взаимодействия [8, с. 32]. При таком взаимодействии происходит развитие не только детей, но и взрослых участников процесса образования, что имел в виду А.А. Радугин, определяя педагогическое взаимодействие как двусторонний процесс взаимовлияния учителя на ученика и ученика на учителя.

Но процесс понимания невозможен без диалога, на котором основано общение. Диалог в обучении, а, прежде всего диалог в системе «учитель-ученик» - это не только и не столько спор, полемика, дискуссия, в ходе которых могут быть подвергнуты сомнению, переоценке различные элементы социального опыта. Под учебным диалогом понимают особую форму обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде нерешенных проблем и тип взаимоотношений в процессе совместной деятельности. В ходе учебного диалога зарождается необычное общение между учителем и ученика-

Библиографический список

ми, в котором собеседники проявляют собственный взгляд на мир. Некоторые особенности диалога помогают в организации педагогического взаимодействия: наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания, наличие единой, интересной для всех участников диалога проблемы и наличие обратной связи.

Исходя из вышесказанного, педагогическое взаимодействие возникает и эффективно лишь в том случае, когда в процессе диалога два и более субъекта обмениваются информацией оценочного характера по поводу некоторого объекта, значимого для них обоих, и, основываясь на этой информации, вступают в отношения друг с другом. Но педагогическое взаимодействие, с одной стороны, является взаимообусловленным процессом, в котором взаимодействующие стороны равно влияют друг на друга; с другой - процесс педагогического взаимодействия организуется, направляется и контролируется одной из сторон. Следовательно, организация педагогического взаимодействия учителя и учащихся в условиях начальной школы, является, прежде всего, вариантом организации социального контакта, т.е. учитель, соответствии со своей социальной ролью направляет и контролирует процесс педагогического взаимодействия, одновременно оказывая влияние на ученика и испытывая его влияние на себе.

1. Философский энциклопедический словарь / Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М.: Советская энциклопедия, 1983.

2. Пидкасистый, П.И. Педагогика. - М.: Роспедагентство, 1996.

3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.

4. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. - М.: БРЭ, 1993. - Т. 2.

5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - Екатеринбург, Урал-Советы, 1994.

6. Возчиков, В. А. Общение и коммуникация: пособие к изучению теоретического курса педагогики. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2000.

7. Радугин, А.А. Педагогика. - М.: Центр, 2002.

8. Сенько, Ю.В. Учитель - Ученик: возможность понимания: учебное пособие / Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та,

2005.

Статья поступила в редакцию 08.10.10

УДК 159.937.2

О.К. Агавелян, д-р психол. наук, проф. НГПУ; С.Б. Перевозкин, канд. психол. наук, ст. преп. НГИ; Ю.М. Перевозкина, канд. психол. наук, доц. НГИ, г. Новосибирск, E-mail: per@bk.ru

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВЫБОРА ОБРАЗА В ДВУХФАКТОРНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЯХ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

В статье представлены результаты эмпирического исследования специфики эмоциональных состояний личности при осуществлении позитивного и негативного выборах образа в двухфакторных изображениях, а также при осознании противоречивой информации.

Ключевые слова: двухфакторные изображения, позитивный выбор, негативный выбор, осознание противоречивой информации, эмоциональные особенности личности.

Актуальность темы исследования состоит в том, что проблема восприятия картин с двойным изображением, на сегодняшний день является областью психологии наименее разработанной. Вместе с тем на современном этапе развития общества обнаруживается тенденция визуального восприятия информации.

Феномен двухфакторных изображений был зафиксирован гештальт-психологами, которые обнаружили факт, состоящий в том, что при восприятии многозначного стимула человек имеет тенденцию осознавать только одно его значение. Как отмечает А.Р. Лурия [1], человек видит то, что действительно представляет для него личностную значимость, и, прежде всего, это будет связано с эмоциональными особенностями личности. Вместе с тем, существует точка зрения, согласно которой имеет место неосознаваемое восприятие незамеченных значений многозначной информации [2; 3]. Так,

В.М. Аллахвердовым [2], М.Г. Филипповой [3] убедительно

обосновывается и приводятся экспериментальные свидетельства, что субъект воспринимает в двухфакторных картинах оба изображения, одно из которых затем выводится на поверхность сознания (осознается как видимое), а другое вследствие негативного выбора остается в бессознательном. Таким, образом, утверждение гештальт-психологов, о том, что второй образ личностью не осознается опровергается в экспериментах В. М. Аллахвердова, т. к. с точки зрения автора при столкновении с противоречивой информацией, сознание выбирает тот образ, который подтверждает ожидания индивида (позитивный выбор), удаляя с поверхности все то, что не соответствует им (негативный выбор).

Процедура и методы исследования

С целью выявления эмоциональных особенностей при восприятии двухфакторных изображений, было проведено исследование, включающее четыре этапа. На первом этапе оценивалось эмоциональное состояние личности: по методике

«Основные эмоциональные черты» (К. Изард). На втором этапе респонденты ранжировали восемь цветов в порядке уменьшения предпочтения (Цветовой тест М. Люшера). На третьем этапе испытуемому предлагались последовательно три картинки: «Старик и влюбленные» (рис. 1) «Старуха и девушка» (рис. 2), «Фрейд и обнаженная женщина» (рис. 3), которые он оценивал при помощи цвета, выбор картинки был обусловлен наличием молодого и более взрослого образа. После чего испытуемого просили назвать то, что он видит на картинке. На последнем этапе осуществлялись, обработка, анализ и интерпретация полученных результатов, проранжи-рованному на первом этапе цвету присваивается балл - предпочитаемому цвету восемь баллов, а отвергаемому один балл. Затем в соответствии с присвоенным цветом, изображению присваивался соответствующий балл, который был определен на втором этапе. Для исследования эмоциональных особенностей личности, при восприятии двухфакторных изображений были использованы критерий ф-Пирсона и Ц-Манна-Уитни. Все расчеты осуществлялись в программе Б^ИзИса 6.0. Исследуемую выборку составили 40 человек в возрасте от 23 до 50 лет, 20 мужчин и 20 женщин, различных профессий, образование высшее и среднее. Результаты сравнительного анализа показали, что достоверных различий по полу и возрасту в исследуемой выборке нет (р > 0,05), что позволило рассматривать данную выборку как гомогенную.

Обсуждение результатов

В результате предъявления двухфакторного изображения «Старик и влюбленные» (рис. 1), 35 респондентов отметили образ старика, что составило 87 % и 5 респондентов (13 %) осознали оба образа и «старика» и «влюбленных».

Следовательно, данный двухфакторный образ в большей степени актуализирует образ старца, который выходит на первый план в данном изображении. Полученное может свидетельствовать, что предъявляемое двухфакторное изображение «Старик и влюбленные» обладает неравнозначной представленностью образов, поскольку большинство респондентов

осознают только образ «старик», а образ «влюбленные» выступает как «негативный выбор» в терминах В.М. Аллахвер-дова.

Рис. 1. «Старик и влюбленные»

Полученные значимые различия в оценке изображения и эмоциональных особенностях испытуемых, в зависимости от осознаваемого образа в двухфакторном изображении «Старик и влюбленные» по критерию Ц-Манна-Уитни демонстрирует, что респонденты увидевшие образ «влюбленные» и образ «старик» в двухфакторном изображение, оценивают изображение статистически значимо выше (М = 5,6 баллов), по сравнению с испытуемыми, увидевшими образ старика (М = 4,23 баллов), с вероятностью ошибки менее 4 % (табл. 1).

Таблица 1

Значимые различия в оценке двухфакторных изображений и эмоциональных особенностях в зависимости от увиденного _____________________________ образа изображения «Старик и влюбленные»___________________________________________

Признаки Среднее значение (М) Манна-Уитни

Старик (Ы = 35) Оба изображения (Ы = 5) и Р-ІЄУЄІ

Оценка изображения 4,23 5,60 44,0 0,04

Тревожность 2,54 0,80 41,5 0,03

Общая эмоц. возб. 4,69 6,20 43,0 0,03

Удивление 5,37 6,80 45,5 0,04

Рис. 2. «Старуха и девушка»

При этом испытуемые, у которых произошло осознание многозначности образа двухфакторного изображения характеризуются менее выраженной тревожностью - М = 0,8 баллов, и повышенным фоном общей эмоциональной возбудимости (М = 6,2 баллов), тогда как у испытуемых с негативным выбором наблюдается более высокий уровень тревожности -М = 2,54 баллов (р = 0,03) и сниженной эмоциональной возбудимостью (М = 4,69) с вероятностью ошибки менее 5 %. Это свидетельствует в первую очередь о том, что испытуемые, способные к осознанию противоречивой визуальной информации характеризуются более позитивным эмоциональным спектром в отличие от тех, у кого отмечается наличие негативного выбора.

Предъявление изображения «Старуха и девушка» показало, что пять испытуемых (13 %) увидели образ старухи, 29 испытуемых (72 %) увидели образ девушки, шесть испытуемых (15 %) осознали оба образа (рис. 2).

Анализ различий показал, что респонденты идентифицирующие образ девушки, статистически чаще предпочитают красный цвет (М = 7,2 балла), по сравнению с респондентами, воспринявшими образ старухи (М = 3,2 балла) с вероятностью ошибки 2 % (табл. 2). С точки зрения М. Люшера [5] красный

цвет, выносимый на первые места, отражает стремление про- идентифицирующие образ старухи, находится в состоянии являть активность, актуализацию полового влечения. Это де- истощения, изнурения, опустошенной активности и затормо-монстрирует, что испытуемые, сделавшие позитивный выбор женной сексуальности. в пользу образа девушки, характеризуются активностью, самоуверенностью, возбужденностью, страстью. А респонденты

Таблица 2

Значимые различия в эмоциональных особенностях в зависимости от увиденного образа изображения «Старуха и девушка»

Признаки Среднее значение Н-Краскала- Уоллиса Манна-Уитни р-іеуеі

Стар. (М = 5) Дев. (Ы = 29) Оба (М = 6) Н р-ІЄУЄІ Старуха Оба изобр.

Красн. цвет 3,2 7,20 4,50 5,44 0,03 Стар. 0,18

Дев. 0,02 0,09

Общая эмоц. Возб. 4,34 7,20 5,50 8,66 0,03 Стар. 0,17

Дев. 0,00 0,25

Относительно признака «эмоциональная возбудимость» также наблюдается преобладание у респондентов с позитивным выбором образа «девушка» (М = 7,2 балла) по сравнению с испытуемыми осознавшими образ «старуха» (М = 4,34 балла), которые реагирует позже и слабее на раздражители - статистическая ошибка составила 2 %

При анализе результатов исследования картинки «Фрейд и обнаженная девушка», выявились следующие тенденции: 11 респондентов (28 %) восприняли образ «Фрейд» и два респондента (5 %) восприняли образ обнаженной женщины. Тогда -> лч. - /-

^ ^ Рис. 3. «Фрейд и обнаженная женщина»

как большинство испытуемых 27 человек (67 %) увидели оба ^ „ -

_ 7 у : Также как и изображение «Старик и влюбленные» кар-

образа (рис. 3).

^ ' тинка «Фрейд и обнаженная девушка» обладает очевидной

представленностью обоих образов, т.к. большинство испытуемых осознают и тот и другой образ. Сравнение оценки изображения в зависимости от выбранного образа показало, что наиболее высокую оценку изображения дают испытуемые с отсутствием негативного выбора (осознают оба изображения) - М = 4,74 балла, что статистически значимо отличается от испытуемых идентифицировавших только образ девушки -М = 2,5 балла (р = 0,04; табл. 3).

Таблица 3

Значимые различия в оценке двухфакторных изображений в зависимости от увиденного образа изображения «Фрейд и девушка»

Признаки Среднее значение Н-Краскала- Уоллиса и-Манна-Уитни р-іеуеі

Фрейд (Ы = 11) Дев. (М = 2) Оба N = 27) Н р-іеуеі Фрейд Оба изобр.

Оценка изобр. 3,55 2,50 4,74 5,88 0,02 Фрейд

Дев. 0,23 0,04

Черный 3,18 7,00 2,93 7 6 ,4 ,8 6, 7, 0,04 0,02 Фрейд 0,66

Дев. 0,05 0,05

Отвращ. 7,20 5,50 4,34 8,66 0,03 Фрейд 0,02

Дев. 1,00 0,20

В то же время испытуемые, воспринявшие образ Фрейда (М = 3,18 баллов) выносят черный цвет на последние места. Это позволяет предположить что, они не способны терпеть лишения, и в этой связи они рискуют выдвигать авторитарные сверхмерные требования. У испытуемых, воспринявших образ «Фрейда», более выражена такая эмоция, как отвращение, омерзение (М = 7,2 балла), по сравнению с испытуемыми, воспринявшими оба образа (М = 4,34 балла), с вероятностью ошибки 2 %. Поэтому можно говорить о том, что испытуемым идентифицирующим образ Фрейда, характерны такие эмоциональные черты, как неприязнь к чему либо.

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

1. Эмоциональные в особенности личности отличаются преобладанием позитивного спектра при осознании противо-

Библиографический список

речивой информации в двухфакторных изображениях, в отличие от субъектов с наличием негативного выбора.

2. При позитивном выборе молодого образа в двухфакторных изображениях личность характеризуется повышенной общностью положительного эмоционального спектра, преобладающей удовлетворенностью, активностью, энергичностью, по сравнению с респондентами, воспринявшими пожилой образ. Таким испытуемым свойственно отвращение, омерзение, тревожность, апатия. Данное позволяет говорить, что испытуемые бессознательно выбирают при восприятии двухфакторных изображений образ, близкий по своим характеристикам с эмоциональными особенностями испытуемых.

3. Респонденты, способные к осознанию противоречивой информации, оценивают его как более привлекательный, по сравнению с респондентами осуществившими негативный выбор.

1. Лурия, А.Р. Ощущения и восприятие. - М.: Изд-во МГУ, 2007.

2. Аллахвердов, В.М. Сознание как парадокс (экспериментальная психологика): в 2 т. - СПб.: ДНК, 2000. - Т. 1.

3. Филиппова, М.Г Роль неосознаваемых значений в процессе восприятия многозначных изображений: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -СПб., 2006.

4. Люшер, М. Сигналы личности. - [Э/р] / ИЯЬ: http://www.psichology.-vuzlib.net/book_o180.html.

Статья поступила в редакцию 08.10.10

УДК 613.863

В.В. Глебов, канд. психол. наук, доц. РУДН; Е.В. Аникина, асп. РУДН; М.А. Рязанцева, соискатель РУДН, г. Москва, E-mail: vg44@mail.ru

РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ЧЕЛОВЕКА

В статье рассмотрены различные научные подходы в изучении адаптации человека. Проанализированы важные понятия феномена «адаптация человека». Рассмотрены различные уровни адаптационных процессов в жизни человека. Высказывается идея о важности в интеграции разных научных подходов, которая позволит определить эффективные механизмы адаптации человека.

Ключевые слова: адаптация человека, интегративный подход, гомеостаз, гомеорезис.

Современное развитие общества характеризуется глобальными кризисами - экологическими, социальнополитическими, экономическими. В такой ситуации развития общества перед человеком стоит непростая задача - задача выживания и гармонизации отношений с окружающей средой.

В опубликованных в последние годы научных исследованиях широко представлены оригинальные данные по многим аспектам адаптации человека в разных экологических условиях жизнедеятельности. Однако многие из них все еще остаются мало разработанными. Необходимы комплексные исследования изменений на всех уровнях функционирования организма с изучением связей между отдельными звеньями иерархической системы. Например, еще очень мало информации о процессах коадаптации, недостаточно хорошо изучен видовой, биоценотический и биосферный уровни адаптации. По-прежнему нет фундаментальных исследований клеточных механизмов адаптации и резистентности биосистем. Достаточно много споров и противоречий в оценке значения гематологических изменений в организме человека и роли защитных функций организма в процессе психофизиологической адаптации. Требует своего рассмотрения и проблема устойчивости адаптивных изменений при хроническом воздействии факторов окружающей среды на организм человека и механизмов реадаптации (комплекс мероприятий направленный на том или ином уровне, адекватным к новым условиям внешней окружающей среды) [1].

Поэтому в изучение адаптации человека очень важен интегративный подход, который даст возможность: комплексно изучать проблему приспособление индивида, группы и общества к изменениям окружающей среды; выявлять системные факторы (экологические, физические, социально-

экономические, психофизиологические и т.д.), которые взаимно воздействуют как на человека, так и на окружающую среду; находить адекватные формы и методы сохранения физического, психического и духовного здоровья человека [2].

Анализ существующих в научной литературе подходов изучения адаптационных процессов человека позволяет выделить несколько уровней данного феномена.

Первый уровень в адаптации человека рассматривает возможность жизнедеятельности индивида в измененных условиях окружающей среды; на втором уровне адаптации выступает как процесс приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды; на третьем уровне адаптации происходит достижения динамической устойчивости в измененной среде; и наконец, на четвертом уровне адаптация видится как процесс самораскрытия личности [2].

В настоящее время понятия «адаптация» не выходят, как правило, за рамки конкретных наук. Тем не менее, большин-

ство словарей, признанных в научном обществе («Большая Советская Энциклопедия», «Философская энциклопедия», «Большой психологический словарь» и т.д.) отдает приоритет биологии. Так, в «Большой Советской Энциклопедии» адаптация понимается как «процесс приспособления строения и функций организмов (особей, популяций, видов) к условиям окружающей среды» [3]. Вместе с тем любая адаптация есть результат приспособления, где конкретный исторический этап приспособительного процесса (адаптациогенез), протекает в определенном местообитании [4]. Рассмотрим различные подходы изучения адаптации человека существующие на сегодняшний день.

При изучении социальной адаптации важен всесторонний анализ фактов «уравновешивания» в процессе взаимодействия организма со средой в ходе жизнедеятельности. Однако чаще всего онтогенетическая адаптация рассматривается с позиций установления равновесия между организмом и средой на основе гомеостатических механизмов. Такая трактовка адаптации заключает односторонность и сужение взгляда на адаптационный механизм организма, так как фиксирует внимание на результатах индивидуальной адаптации (онтогенез), оставляя в стороне сам процесс - процесс адаптационного генеза [5].

В естественнонаучных дисциплинах процессы социальной адаптации рассматриваются как комплекс реакций, необходимых для поддержания функциональных констант биосистемы (гомеостазиса) при воздействии на нее изменяющихся условий среды. Гомеостаз - это совокупность сложных приспособительных реакций системы (биологической, демографической, социальной и т.д.), направленной на устранение или максимальное ограничение действий различных факторов внешней или внутренней среды, нарушающих относительное динамическое постоянство внутренней среды системы [5]. Однако наряду с этим высказывается и точка зрения, согласно которой адаптация есть процесс, подчиняющийся не только гомеостатическим закономерностям, но и создающий возможность для дальнейшего развития системы - гомеорезис [6].

Философский анализ социальной адаптации личности понимается как совокупность особых системообразующих свойств, которые позволяют индивиду выстраивать свою жизнь, придавать ей ценность, направленность и целостность. Все это в целом требует интегративности и учёт всего комплекса биологических социальных, культурных, экологических, экономических, политических факторов, которые значимо воздействуют на динамические характеристики индивидуального адаптационного процесса [7; 8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обеспечение адекватной динамики биологического равновесия между организмом и средой является одним из важных условий гармонии человека и окружающей среды. Важно отме-

1З5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.