Научная статья на тему 'Взаимосвязь уверенности и самоотношения к собственному телу у студентов-психологов'

Взаимосвязь уверенности и самоотношения к собственному телу у студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УВЕРЕННОСТЬ / САМООТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННОМУ ТЕЛУ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / CONFIDENCE / SELF-RELATION / PSYCHOLOGY STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузьмина Анастасия Дмитриевна

В статье описаны результаты исследования компонентов уверенности и самоотношения к собственному телу у студентов-психологов. Исследование проводилось с помощью методик «Бланковый тест» А.И. Крупнова и «Методика исследования самоотношения к Образу Физического Я» А.Г. Черкашиной. Были выявлены доминирующие переменные, которые влияют на проявление уверенности. Представлены ведущие факторы в отношении к собственному телу. Описаны корреляционные связи между переменными уверенности и факторами физического образа «Я».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF CONFIDENCE AND SELF-RELATIONSHIP TO OWN BODY IN PSYCHOLOGICAL STUDENTS

The article describes the results of a study of the components of confidence and self-attitude to their own bodies in psychology students. The study was conducted using the techniques of “Blank testk" A.I. Krupnova and “Methodology for the Study of Self-Relationship to the Image of the Physical Self” A.G. Cherkashina. Dominant variables have been identified that affect confidence. The leading factors in relation to one's own body are presented. The correlation relationships between the variables of confidence and the factors of the physical image of "I" are described.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь уверенности и самоотношения к собственному телу у студентов-психологов»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ УВЕРЕННОСТИ И САМООТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ТЕЛУ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ Кузьмина А.Д. Email: Kuzmina678@scientifictext.ru

Кузьмина Анастасия Дмитриевна - магистрант, кафедра психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики, Институт психологии, педагогики и социальной работы, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань

Аннотация: в статье описаны результаты исследования компонентов уверенности и самоотношения к собственному телу у студентов-психологов. Исследование проводилось с помощью методик «Бланковый тест» А.И. Крупнова и «Методика исследования самоотношения к Образу Физического Я» А.Г. Черкашиной. Были выявлены доминирующие переменные, которые влияют на проявление уверенности. Представлены ведущие факторы в отношении к собственному телу. Описаны корреляционные связи между переменными уверенности и факторами физического образа «Я».

Ключевые слова: уверенность, самоотношение к собственному телу, студенты-психологи.

RELATIONSHIP OF CONFIDENCE AND SELF-RELATIONSHIP TO OWN BODY IN PSYCHOLOGICAL STUDENTS Kuzmina A.D.

Kuzmina Anastasiya Dmitrievna - Undergraduate, DEPARTMENT OF PERSONALITY PSYCHOLOGY, SPECIAL PSYCHOLOGY AND CORRECTIONAL PEDAGOGY, INSTITUTE OF PSYCHOLOGY, PEDAGOGY AND SOCIAL WORK, FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION RYAZAN STATE UNIVERSITY NAMED AFTER S.A. YESENIN, RYAZAN

Abstract: the article describes the results of a study of the components of confidence and self-attitude to their own bodies in psychology students. The study was conducted using the techniques of "Blank testk" A.I. Krupnova and "Methodology for the Study of Self-Relationship to the Image of the Physical Self' A.G. Cherkashina. Dominant variables have been identified that affect confidence. The leading factors in relation to one's own body are presented. The correlation relationships between the variables of confidence and the factors of the physical image of "I" are described. Keywords: confidence, self-relation, psychology students.

УДК 331.225.3

Актуальность исследования обусловлена тем, что одной из важных черт характера для человека в современном мире является уверенность в себе. Для студентов она необходима как в учебном деятельности, так и в повседневной. Неуверенный в себе и своих силах человек, выучив и хорошо разбираясь в учебном материале, не сможет применить его на практике. Неуверенность может мешать студенту в научной деятельности, сказываться на его ответах на семинарских занятиях. То насколько человек уверен в себе может оказывать влияние на его отношение к собственному телу.

В данном исследовании рассматривается взаимосвязь уверенности и самоотношения к собственному телу у студентов-психологов. Так как неадекватное или негативное отношение к собственному телу может помешать студенту быть уверенным в себе как в учебной деятельности, так и в повседневной.

Гипотеза исследования заключаются в том, что самоотношение к собственному телу оказывает влияние на проявление уверенности у студентов.

В исследование применялись следующие методики: Бланковый тест «Уверенность» А.И. Крупнова [2] и «Методика исследования самоотношения к Образу Физического Я» А.Г. Черкашиной [3]. Бланковый тест «Уверенность» А.И. Крупнова позволяет определить структуру исследуемого свойства личности (уверенность), которая состоит из следующих компонентов: установочно-целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, динамический, эмоциональный, регуляторный и рефлексивно-оценочный [1]. «Методика исследования самоотношения к Образу Физического Я» А.Г. Черкашиной выявляет самоотношение к себе и личную значимость по трем характеристикам: анатомические, функциональные и социальные [3]. Для определения взаимосвязи между данными характеристиками использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена. В исследовании приняли участие 33 девушки, учащиеся Института психологии, педагогики и социальной работы РГУ им. С.А. Есенина.

Результаты. Бланковый тест «Уверенность» А.И. Крупнова показал, что в содержательно-смысловом блоке по средним показателям у студентов доминируют личные цели, эгоцентричность, осмысленность, а инструментально-стилевом блоке -субъектность, энергичность, стеничность, экстернальность, эмоциональные трудности. Также можно видеть, что 60% студентов руководствуются лично значимыми целями, связанными с конкретными установками и интересами. В мотивационном компоненте 64% имеют эгоцентрические побуждения, характеризующиеся в старании реализовать себя, продемонстрировать свои способности, обретении самостоятельности и независимости. Результаты, полученные в когнитивном компоненте, показывают, что 51% студентов точно понимают, осмысливают и осознают, что такое уверенность, какова ее роль в жизнедеятельности. Анализ показателей продуктивного компонента выявил, что 51% применяют такое личностное свойство, как уверенность, в соответствии с ожидаемым результатом в предметной деятельности. В динамическом компоненте доминирует энергичность -70% студентов. Это показывает, что большинство испытуемых стремятся к реализации уверенности. Результаты, полученные в эмоциональном компоненте, показывают, что у 60% преобладают стенические эмоции радости, гордости, оптимизма и удовлетворения. В регуляторном компоненте 58% обладают экстернальностью, то есть студенты с такими показателями считают, что уверенность обусловлена внешними обстоятельствами, мнениями других людей. В последнем, регуляторно-оценочном компоненте доминируют эмоционально-личностные трудности - 67%, что говорит о вероятной заниженной самооценке, повышенной тревожности и застенчивости. Таким образом, уверенность как личностная характеристика у большинства студентов-психологов 4 курса направлена на достижение личных целей, личного благополучия и успехов, на ожидаемый результат в предметной деятельности. Они стремятся к реализации уверенности, имея при этом эмоционально-личностные трудности для проявления данной характеристики. Большинство студентов испытывают позитивные стенические эмоции (таблица 1).

Таблица 1. Процентное соотношение переменных по Бланковому тесту «Уверенность»

А.И. Крупнова

Переменные Студенты-психологи 4 курса

Общественно значимые цели 40% (13 человек)

Личные цели 60% (20 человек)

Социоцентричность 36% (12 человек)

Эгоцентричность 64% (21 человек)

Осмысленность 51% (17 человек)

Осведомленность 49% (16 человек)

Предметность 51% (17 человек)

Субъектность 49% (16 человек)

Энергичность 70% (23 человек)

Аэнергичность 30% (10 человек)

Стеничность 60% (20 человек)

Астеничность 43% (13 человек)

Интернальность 42% (14 человек)

Экстернальность 58% (19 человек)

Операционные трудности 33% (11 человек)

Эмоционально-личностные трудности 67% (22 человек)

В ходе диагностики самоотношения к собственному телу у студентов-психологов при помощи методики «Методика исследования самоотношения к образу физического Я» А.Г. Черкашиной было выявлено, что средние показатели уровня самооценки по фактору «Анатомические характеристики» не отличаются по шкалам «Я-Я» и «Я с другими», в факторе «Функциональные характеристики» уровень самоотношения по шкале «Я-Я» ниже, а в факторе «Социальные характеристики» уровень самоотношения выше. Также было выявлено, что 85% студентов имеют высокую самооценку к своим анатомическим характеристикам в сравнении себя с другими, также для 67% студентов данные характеристики являются личностно значимыми. Показатели функциональных характеристик свидетельствуют о том, что 46% обладают высокой самооценкой к своим физическим качествам, однако только для 21% они являются личностно значимы. Следует отметить, что только 75% студентов обладают высокой самооценкой по социальным характеристикам и для 91% это является значимым. Из полученных результатов можно сделать вывод, что большинство студентов-психологов 4 курса обладают высокой самооценкой по факторам «Анатомические характеристики» и «Социальные характеристики», которые являются личностно значимыми для них. Однако, по фактору «Функциональные характеристики» большинство студентов имеют средний уровень самооценки (таблица 2).

Таблица 2. Процентное соотношение уровней самоотношения к собственному телу у

студентов-психологов

Уровень Анатомические характеристики Функцио характе] нальные шстики Социальные характеристики

Шкала «Я с другими» Шкала «Я-Я» Шкала «Я с другими» Шкала «Я-Я» Шкала «Я с другими» Шкала «Я-Я»

Высокий уровень 85 % (28 человек) 67 % (22 человека) 46% (15 человек) 21% (7 человек) 75% (25 человек) 91% (30 человек)

Средний уровень 15% (5 человека) 33% (11 человек) 54 % (18 человек) 79 % (26 человек) 25% (8 человек) 9% (3 человек)

Низкий уровень 0% (0 человек) 0 % (0 человек) 0 % (0 человек) 0 % (0 человек) 0 % (0 человек) 0 % (0 человек)

Корреляционный анализ при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена показал наличие обратной связи между показателями шкалы «Я-Я» в факторе «Функциональные характеристики» (выносливость, сила, гибкость, быстрота) и переменной «Общественно значимые цели». Таким образом, чем выше личностная значимость этого фактора, тем меньше студенты ориентированы на окружающих людей и стремятся помочь им. В факторе «Социальные характеристики» шкала «Я-Я» имеет прямую корреляцию с переменными «Субъектность», «Астеничность». То есть, чем выше личностная значимость социальных характеристик (одежда, аксессуары, косметика), тем больше студенты-психологи ориентированы на решение личных проблем и обеспечение собственного благополучия, а также испытывают тревогу, страх и апатию (таблица 3).

Таблица 3. Коэффициенты корреляции между факторами самоотношения к собственному телу и показателями уверенности у студентов-психологов

Переменные Анатомические характеристики Функциональные характеристики Социальные характеристики

«Я с другими» «Я-Я» «Я с другими» «Я-Я» «Я с другими» «Я-Я»

Общественно значимые цели -,103 -,162 -,051 -,402* -,129 -,081

Личные цели ,229 ,238 ,036 -,062 -,027 ,033

Социоцентричность -,106 ,130 ,055 ,037 -,056 ,009

Эгоцентричность -,188 ,200 -,046 -,023 -,023 -,185

Осмысленность ,025 ,112 ,099 ,021 ,057 ,149

Осведомленность ,148 -,335 -,019 ,050 ,217 ,328

Предметность -,134 -,071 -,043 ,011 ,007 ,091

Субъектность ,186 ,235 -,013 ,040 ,299 ,377*

Энергичность ,132 ,082 ,054 -,064 ,094 ,164

Аэнергичность ,182 ,315 ,303 -,029 ,240 ,330

Стеничность -,291 -,172 -,191 -,027 -,092 ,072

Астеничность ,215 ,044 ,032 ,052 ,337 ,432*

Интернальность ,197 ,269 -,002 ,142 ,009 ,105

Экстернальность ,109 ,070 -,031 -,073 -,009 -,181

Операционные трудности -,157 ,026 -,029 ,320 -,089 ,217

Эмоционально-личностные трудности -,235 -,029 -,133 -,051 -,300 -,137

Условные обозначения: жирный курсив - корреляции

Выводы. По результатам исследования было выявлено, что чем больше студенты ориентированы на цели, установки и интересы других, тем меньше для них имеет личностное значение собственных функциональных характеристик (выносливость, гибкость, сила, быстрота). При этом было выявлено, что высокая ориентированность на решение личных проблем, создание личного благополучия и доминирование астенических переживаний (тревога, пессимизм, страх, апатия) оказывают прямое влияние на личную значимость социальных характеристик (одежда, аксессуары, косметика). То есть, когда студенты испытывают астенические эмоции или личные проблемы стоят для них на первом месте, то для них имеет большое значение их внешний вид. Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена.

Список литературы /References

1. Крупное А.И., Селиверстова М.А. Психологическая структура уверенности личности // Индивидуальные различия и проблема индивидуальности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (16-18 окт. 2003 г.). М.: Уникум-Центр, 2003.

2. Наговец Л.Ю. Уверенность личности как психологический феномен // Педагогическое образование в России. 2012.

3. Черкашина А.Г. Методика исследования самоотношения к образу физического Я // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2008. № 2 (4). С. 71-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.