Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ПОТЕНЦИАЛА ЕГО РАЗВИТИЯ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ПОТЕНЦИАЛА ЕГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТЬ / СТРУКТУРА / development / capacity / relationship / personality / structure

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грибенщиков К.В.

В данной статье будут приведены исследования, направленные на углубление изучения понятия развития личности. Выделены главные стороны этого явления, под призмой поставленной проблемы, рассмотрены важнейшие компоненты, без которых невозможно стабильное протекание обозначенного процесса. Все сделанные выводы основываются на научных исследованиях, в форме: анкетного опроса, привлечения и анализа теоретических источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP BETWEEN MORALITY AND HUMAN POTENTIAL OF ITS DEVELOPMENT

This article will present research aimed at deepening the study of the concepts of personal development. Highlighted the main aspects of this phenomenon under the light of the set of problems considered the most important components, without which it is impossible a stable flow of the designated process. All findings are based on scientific research, in the form of: questionnaire survey, acquisition, and analysis of the theoretical sources.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ПОТЕНЦИАЛА ЕГО РАЗВИТИЯ»

подобного стечения обстоятельств, необходимо консультировать обучающихся старших курсов или организовывать системы студенческого кураторство, ликвидирующие подобные ситуации в любом проявлении.

Итак, адаптация играет огромную роль в жизни студента, особенно в условиях проживания в общежитии. При правильном её проведении шанс выработки у обучающегося нужных качеств, для дальнейшего процветания в стенах ВУЗа, серьезно повышается, тем самым, повышая вероятность динамичного развития первокурсников и улучшая уровень образования в университете, за счёт ускоренного развития студентов.

Использованные источники:

1.Леонтьев, А. Н Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьева. - М., 2000. С. 56-96.

2. Орехова Е. Ю. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов. / Е. Ю. Орехова. - Рязань, 2009. С. 2- 5.

3.Симаева И. Н. Динамика эмоционально-чувственного состояния личности в процессе адаптации к деятельности. / И. Н. Симаева. - Калининград, 2008. С 4-6

4.Сластёнин, В. А. Психология и педагогика: учебный курс / В. А. Сластёнин. - М.: Юрайт, 2013. - 543 с.

УДК -159.9

Грибенщиков К.В.

студент

2 курс, направление «Социальная работа» Социально психологический институт ФГБОУ «Кемеровский государственный университет»

Россия Кемерово ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ПОТЕНЦИАЛА ЕГО РАЗВИТИЯ Аннотация. В данной статье будут приведены исследования, направленные на углубление изучения понятия развития личности. Выделены главные стороны этого явления, под призмой поставленной проблемы, рассмотрены важнейшие компоненты, без которых невозможно стабильное протекание обозначенного процесса. Все сделанные выводы основываются на научных исследованиях, в форме: анкетного опроса, привлечения и анализа теоретических источников.

Ключевые слова: развитие, потенциал, связь, личность, структура.

Gribenshikov K. student

2 course in the direction of "Social work" Socio-psychological Institute FEDERAL state budget institution "Kemerovo state University"

Russia Kemerovo THE RELATIONSHIP BETWEEN MORALITY AND HUMAN POTENTIAL OF ITS DEVELOPMENT Abstract. This article will present research aimed at deepening the study of the concepts of personal development. Highlighted the main aspects of this phenomenon under the light of the set of problems considered the most important components, without which it is impossible a stable flow of the designated process. All findings are based on scientific research, in the form of: questionnaire survey, acquisition, and analysis of the theoretical sources.

Key words: development, capacity, relationship, personality, structure. Развитие человека - процесс, интересующий во всех своих проявлениях: от физиологических и анатомических, до психических и многих других. Все эти аспекты важны не только с точки зрения познания, узнавая больше о собственном организме, мышлении, мы открываем новые рамки для самопознания. Уверенность в изученности работы собственного тела и мозга даёт некоторую возможность положительно влиять на жизнедеятельность, через понимание ситуаций, которые совершаются и потенциально могут случиться. Но всё многообразие предметов изучения заставляет разделять развитие человека на категории: человек как организм, система поддержания собственной жизни и человек, как социальное существо. Обе эти ветки достаточно хорошо исследованы, хотя без пропущенных элементов не обошлось. Особенно они заметны во второй категории, этим и обусловлена актуальность данной статьи. Так же недостаточно раскрыто влияние нравственности на практическую деятельность и целеполагание личности, что ещё больше повышает необходимость проведенных исследований [1, 4].

В ходе осуществления своей деятельности, личность сталкивается с разными процессами, явлениями, до непосредственного контакта с которыми информации и знаний о них не было, но во многих случаях, реагировать на их возникновения приходится в обозначенных условиях. Что же направляет индивида в таких обстоятельствах? Огромное множество факторов, от воздействия которых напрямую зависит качество протекающих процессов. Но верных решений не так уж много, да и из них есть наиболее эффективные, поэтому индивиду необходим направляющий элемент, вектор. Ориентация в его рамках позволила бы разрешать ситуации разной сложности. К счастью, подобный инструмент уже имеется в распоряжении абсолютно всех людей, доступен и развивается, но для получения, требуется соблюдать ряд условий, часто от личности не зависящих, в этом и заключается трудность обсуждаемого явления.

Затронутый инструмент является нравственностью. Каким образом она позволяет решать поставленные ранее задачи? В первую очередь, нравственность формирует у человек своеобразные рамки, которые не позволяют совершать определенных действий. В отличие от границ сознания, догм и прочих вредных ограничений, рамки нравственности наоборот стимулируют личность на развитие и не дают ей строить неправильные процессы, негативно влияющие на индивида. Происходит это благодаря ограничению простых решений, отрицательно влияющих на других людей или на потенциал всего действия, но позволяющих быстро решить некую задачу. Так же она способствует становлению эффективного мировоззрения, с раскрытием вариантности решения тех или иных проблем. Данный пункт следует за предыдущим, являя собой предотвращения нанесения ущерба индивиду, за счёт попытки осуществлять процессы в рамках нравственности. Если исключить из собственного инструментария некоторые методы, то общий функционал всей системы снизиться, дабы компенсировать понесенные потери, индивид обязан развиваться и составлять правильное мировоззрение, которое позволит открыть новые способы осуществления жизнедеятельности [2, 4].

Об этом свидетельствуют результаты анкетного опроса, на базе Кемеровского государственного университета. В нём учувствовало 50 респондентов, в возрасте от 18, до 26 лет. Для получения сведений по достаточно специфичному вопросу, формировалась анкета со специальными вопросами (какие ощущения вы испытываете при совершении некоторых действий? испытываете ли вы чувство стыда или вины? ощущаете ответственность за совершенные поступки?), ответы на которые должны были отразить уровень нравственности личности и следствия, вытекающие из этого. В итоге, у 46опрошенных были выявлены черты нравственной личности, с ними и продолжилось исследование. Респонденты непроизвольно поделились на три группы, сообразно выражаемой точке зрения. Первая группа (19) говорила о расширении собственного кругозора, благодаря нравственным решениям, ведь для ликвидации возникших проблем приходилось использовать способы, не часто практиковавшиеся раньше, поэтому индивиды вынуждены были вынуждены развивать свои качества, направленные на деятельность во всех важных для них аспектах. Вторая группа (15) отметила повышение качества решения задач и осуществления процессов, в связи с более ответственным подходом и пониманием действия используемых инструментов на других участниках того же процесса, вызванным строгому следованию правилам морали. Третья группа (12) высказывала схожие позиции с предыдущими, при этом объединяя и обосновывая общие выводы. Стоит отметить, что представленные и взятые за основу точки зрения не противопоставляются друг другу, а разделение на группы было сделано для удобства раскрытия результатов исследования. Все участники опроса были так или иначе

солидарны между собой, только выражали одну из позиций первыми, по этому признаку и были разделены по группам [4].

В чём же состоит сложность повышения потенциала развития человека через нравственные установки? В первую очередь, в тяжести привития нравственных качеств и существенной зависимости от внешней среды. Второй пункт воздействует особенно сильно, ведь если тяжесть приобретения качеств человек может компенсировать, то воспитание или окружение он не выбирает вовсе. Поэтому высок риск неверного похода к развитию, формированию ложные стереотипов и модели мировосприятия [3,

4].

Итак, нравственность, безусловно, может выступать критерием, определяющим границы развития личности. Ведь без воздействия этой черты характера многие процессы, реализуемые индивидом, могут протекать некорректно, завершаясь либо слишком быстро, либо принося недостаточно эффективный результат. Именно поэтому необходимость привития данной совокупности качеств не вызывает вопросов, упуская их, человек серьезно ограничивает себя в познании и уровне восприятия действительности.

Использованные источники:

1.Асмолов А. Г. Психология личности. / А. Г. Асмолов - М.: МГУ, 1990. С. 52-55.

2.Братусь Б. С. Аномалии личности. / Б. С. Бартусь - М.: Мысль, 1988. С. 21-29.

3.Леонтьев, А. Н Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьева. - М., 2000. С. 42-50.

4.Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики. / А. Н. Леонтьев - М.: МГУ, 1981. С. 44-60.

УДК - 378

Грибенщиков К.В.

студент

2 курс, направление «Социальная работа» Социально психологический институт ФГБОУ «Кемеровский государственный университет»

Россия Кемерово

ТЕХНОЛОГИИ ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ

К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация. В данной статье будет рассказано о методах стимуляции студентов, на активную научную деятельность. Обязательных условиях, выполнение которых должен обеспечить ВУЗ или студенческие организации, перспективах развития научного потенциала обучающихся. Все сделанные выводы основываются на научных исследованиях, в форме: социологического опроса, привлечения и анализа теоретических источников.

Ключевые слова: деятельность, мотивация, перспективы, высшее образование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.