Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА В УЧЕБНЫХ ВЗВОДАХ КУРСАНТОВ ВУЗА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА В УЧЕБНЫХ ВЗВОДАХ КУРСАНТОВ ВУЗА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / УЧЕБНЫЙ ВЗВОД КУРСАНТОВ / КОЛЛЕКТИВ КУРСАНТОВ / ВУЗЫ МВД РОССИИ / ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хамидова Ирина Васильевна, Лаврентьева Инна Валериевна, Щербаков Григорий Викторович

В статье рассматривается специфика курсантской среды в вузе Министерства внутренних дел Российской Федерации и связанные с ней особенности формирования коллектива и его сплоченности. Авторами изучаются понятие коммуникативной толерантности как одного из показателей сплоченности коллектива курсантов и ее признаки. Анализируются результаты исследования, проведенного среди курсантов 2-х и 4-х курсов вуза Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые позволяют сделать выводы о том, что курсанты младших курсов демонстрируют более низкий уровень коммуникативной толерантности, чем курсанты старших курсов, а уровень сплоченности коллектива учебного взвода напрямую зависит от уровня коммуникативной толерантности и способствует формированию коллектива.The specifics of the cadet environment at the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the associated features of the formation of the collective and its cohesion are examined in the article. The authors study the concept of communicative tolerance and its signs as one of the indicators of the cadets’ collective. The results of a study, conducted among cadets of the 2nd and 4th courses of the University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, are also presented, which allow us to conclude that junior cadets demonstrate a lower level of communicative tolerance than senior cadets, and the level of cohesion of the training squad collective directly depends on the level of communicative tolerance and contribute to the formation of the collective.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хамидова Ирина Васильевна, Лаврентьева Инна Валериевна, Щербаков Григорий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА В УЧЕБНЫХ ВЗВОДАХ КУРСАНТОВ ВУЗА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 159.9:351.74

DOI 10.33463/2072-8336.2021.4(57).006-010

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА В УЧЕБНЫХ ВЗВОДАХ КУРСАНТОВ ВУЗА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. В. Хамидова, И. В. Лаврентьева, Г. В. Щербаков

Для цитирования

Хамидова, И. В. Взаимосвязь уровней коммуникативной толерантности и групповой сплоченности как фактор формирования коллектива в учебных взводах курсантов вуза Министерства внутренних дел Российской Федерации / И. В. Хамидова, И. В. Лаврентьева, Г В. Щербаков // Прикладная юридическая психология. - 2021. - № 4(57). - С. 6-10. -DOI : 10.33463/2072-8336.2021.4(57).006-010.

Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

Аннотация. В статье рассматривается специфика курсантской среды в вузе Министерства внутренних дел Российской Федерации и связанные с ней особенности формирования коллектива и его сплоченности. Авторами изучаются понятие коммуникативной толерантности как одного из показателей сплоченности коллектива курсантов и ее признаки. Анализируются результаты исследования, проведенного среди курсантов 2-х и 4-х курсов вуза Министерства внутренних дел Российской Федерации, которые позволяют сделать выводы о том, что курсанты младших курсов демонстрируют более низкий уровень коммуникативной толерантности, чем курсанты старших курсов, а уровень сплоченности коллекти-

© Хамидова И. В., Лаврентьева И. В., Щербаков Г. В., 2021

ва учебного взвода напрямую зависит от уровня коммуникативной толерантности и способствует формированию коллектива.

Ключевые слова: курсанты, учебный взвод курсантов, коллектив курсантов, вузы МВД России, групповая сплоченность, коммуникативная толерантность, интолерантность.

Создание толерантных отношений в учебном взводе, сплочение группы -важный шаг на пути повышения эффективности учебной и служебной деятельности курсантов вуза Министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД России), получающих профессиональное образование в специфической социокультурной среде, которая оказывает влияние на межличностное общение. Условия обучения в вузах МВД России значительно отли-

чаются от условий обучения в гражданских вузах, имеют свою специфику и особенности. У курсантов преобладают групповые виды деятельности. Кроме того, значимой является такая особенность, как относительная социальная изоляция. Таким образом, формирование коллектива курсантов осуществляется в специфическом пространстве культуры вуза МВД России. В связи с этим возникает необходимость изучения особенностей формирования в учебных взводах коллектива, без которого курсанты не могут эффективно осуществлять совместную учебную и служебную деятельность.

Понятие «коллектив» в психологии рассматривают как определенную группу лиц, которая объединена в целях совместной деятельности. Именно в коллективе складываются специфические межличностные отношения, которые характеризуются уровнем сплоченности и коммуникативной толерантности. Определение групповой сплоченности включает в себя единство коллектива, взаимопомощь и взаимоподдержку. Следует отметить, что сплоченность в учебном взводе нельзя обеспечить приказом, как и установить дружеские отношения «по долгу службы», если моральные ценности людей не совпадают. О сплоченности можно говорить, если члены коллектива принимают его ценности и у них отмечается взаимная привязанность.

Р. Л. Кричевский указывает на такие признаки сплоченности, как «сотрудничество, взаимопомощь, взаимная ответственность в коллективе, психологическая совместимость» [3, с. 134-140]. Большинство авторов отмечают, что важными факторами, определяющими групповую сплоченность, являются: удовлетворенность

человека своими товарищами по коллективу; полезность коллектива для человека в достижении его личных целей; развитие сотрудничества и взаимной помощи в деятельности; единство цели деятельности. При соблюдении этих факторов будет присутствовать психологическая совместимость, а это означает формирование сплоченного коллектива.

Поскольку курсанты занимаются в большом объеме совместной деятельностью, то можно сказать, что общие мероприятия способствуют улучшению взаимопонимания и облегчают взаимодействие участников. Таким образом, в реальности учебный взвод представляет собой систему, в которой взаимодействуют индивиды, обладающие различными психологическими особенностями, способностями, интересами, уровнем культуры, коммуникативными навыками, социальным статусом. Как следствие, в учебном взводе существует многообразие отношений курсантов, неизбежны межличностные и межгрупповые конфликты.

Особенности обучения курсантов в вузе МВД России оказывают влияние на воспитание коллективизма и формирование сплоченности учебного взвода. Являясь атрибутом курсантской жизни, совместная учебная и служебная деятельность создаетусловия для сплочения курсантов, накопления опыта коллективистского поведения. Процесс воспитания коллективизма у курсантов важен для эффективной социализации курсантов в специфической образовательной среде вуза МВД России.

Мы исходим из того, что успеваемость курсантов, их рост в профессиональном и личностном плане находятся в зависимости от социально-

психологического климата, уровня коллективизма, сплоченности учебного взвода, уровня развития коммуникативной толерантности, умения выбирать стиль поведения в конфликтной ситуации. Только эти признаки коллектива курсантов могут оказывать влияние на эффективный процесс обучения, выполнение служебных задач.

Коммуникативная толерантность -это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию [1, с. 232]. Е. Г Виноградова отмечает, что коммуникативная толерантность является основным качеством личности, проявляющимся в терпимости, бесконфликтности, а также устойчивости, доверительности и способности спокойно и без раздражения принимать индивидуальности других людей [2, с. 22]. Коммуникативная толерантность - это, по сути, нравственный принцип и практический инструмент, регулирующий коммуникативную деятельность человека, позволяющий устанавливать доверительные отношения с людьми, эффективно разрешать конфликты. Коммуникативная толерантность является одним из важнейших компонентов коллективизма, потому что ее структура содержит в себе такие же показатели, как и социально-психологический климат в коллективе.

Отметим наиболее значимые для нашего исследования особенности и признаки коммуникативной толерантности, выделяемые большинством исследователей этой проблемы:

1. Мотивационно-ценностный компонент - наличие у курсантов и слушателей ценностной установки на прео-

доление интолерантности в общении, бесконфликтное взаимодействие друг с другом.

2. Когнитивный компонент - осознанное понимание курсантами и слушателями феномена коммуникативной толерантности, который включает в себя принципы нравственности.

3. Эмоциональный компонент толерантности имеет особое значение в силу того, что он способствует обретению общности, восстановлению человеческих отношений.

4. Деятельностный компонент -умение курсанта и слушателя вырабатывать стратегию и тактику взаимодействия с людьми, способность устанавливать позитивные отношения, контролировать свою агрессию в сложных ситуациях профессионального взаимодействия, готовность толе-рантно относиться к высказываниям других, умение договариваться.

Обобщая изложенное, констатируем, что коммуникативную толерантность следует формировать у курсантов в период обучения в вузе. Опираясь на теоретические выводы, сделанные нами, и считая уровень коммуникативной толерантности одним из показателей сплоченности коллектива, мы провели его диагностику у курсантов 2-х и 4-х курсов с помощью методики общей коммуникативной толерантности В. В. Бойко.

Анализ полученных данных показал, что курсанты второго курса практически по всем шкалам опросника в большей степени проявляют неумение принимать другого, скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникабельными партнерами, прощать другим ошибки, неловкость, непреднамеренно причиненные кому-либо неприят-

ности, приспосабливаться к характеру, привычкам и желаниям других. Такие показатели, как категоричность и консерватизм в оценке других людей, оказались одинаковыми у курсантов 2-х и 4-х курсов. Данные проведенного опроса показали, что курсанты старших курсов получили более высокие результаты. Это позволяет говорить о том, что коммуникативная толерантность формируется от курса к курсу.

На втором этапе нашего исследования мы посчитали необходимым оценить важный параметр, напрямую связанный с уровнем коммуникативной толерантности, - степень интеграции группы, а для этого определить уровень сплоченности учебного взвода, используя тест определения индекса групповой сплоченности К. Э. Сишо-ра. Анализ уровней групповой сплоченности показал, что низкий индекс групповой сплоченности не выявлен у курсантов 4-го курса, а у курсантов 2-го курса составляет всего 5 %.

31 % курсантов 4-го курса считают, что уровень сплоченности в их коллективе высокий, также считают 24 % второкурсников. На 9 % повысился индекс сплоченности группы (выше среднего) на 4-м курсе по сравнению со 2-м курсом. Зато значительно понизился у четверокурсников средний уровень сплоченности группы. Мы провели сравнительный анализ выявленных уровней коммуникативной толерантности и индекса групповой сплоченности и получили следующие данные (табл.).

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена для курсантов 2-го курса г = 0,4, для 4-го курса - г = 0,5. Таким образом, мы видим положительную корреляцию между данными, представленными в таблице: чем выше уровень коммуникативной толерантности курсантов, тем выше уровень сплоченности коллектива, а также наблюдаем последовательный рост от курса к курсу уровня толерантности и индекса сплоченности группы.

Таблица

Сравнительный анализ уровней коммуникативной толерантности и индекса групповой сплоченности у курсантов 2-го и 4-го курсов, %

2-й курс 4-й курс

Высокая степень толерантности 41 Высокий уровень групповой сплоченности 24 Высокая степень толерантности 69 Высокий уровень групповой сплоченности 31

Средняя степень толерантности 59 Уровень групповой сплоченности выше среднего 53 Средняя степень толерантности 31 Уровень групповой сплоченности выше среднего 62

Низкая степень толерантности 0 Средний уровень групповой сплоченности 18 Низкая степень толерантности 0 Средний уровень групповой сплоченности 7

Полное неприятие окружающих 0 Низкий уровень групповой сплоченности 5 Полное неприятие окружающих 0 Низкий уровень групповой сплоченности 0

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

1. Специфические особенности вуза МВД России требуют создания определенных условий для формирования коллектива курсантов.

2. Уровень сплоченности коллектива учебного взвода напрямую зависит от уровня коммуникативной толерантности и способствует формированию коллектива.

3. Проведенное исследование указывает на более низкий уровень коммуникативной толерантности и групповой сплоченности у курсантов 2-го курса, чем у курсантов 4-го курса. Полагаем, что более низкий уровень коммуникативной толерантности и групповой сплоченности у курсантов 2-го курса можно объяснить несколькими причинами: во-первых, курсанты 2-го курса еще недостаточно хорошо адаптированы к новым условиям учебы и быта; во-вторых, курсанты 2-го курса проживают в казарме, в отличие от курсантов 4-го курса, поэтому потребности в общении в большей или меньшей степени курсанты 4-го курса удовлетворяют за пределами вуза.

4. Имеется ряд факторов, которые могут способствовать развитию инто-

лерантности и неблагоприятного социально-психологического климата в учебном взводе.

5. Курсанты отметили мероприятия, которые могут способствовать укреплению и формированию благоприятного социально-психологического климата и коллективизма в учебном взводе: справедливое наказание и поощрение (не быть наказанным за одного провинившегося); справедливое распределение нарядов; организация совместного досуга; проведение собраний по решению возникающих вопросов (проведение тренингов по бесконфликтному общению, рациональному распределению обязанностей, созданию благоприятных условий для учебы и службы).

Библиографический список

1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М. : Филинъ, 1996. 472 с.

2. Виноградова Е. Г. Субъектные предпосылки толерантности личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Сочи, 2002. 23 с.

3. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1991. 205 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.