Научная статья на тему 'Взаимосвязь цветоразличения и креативности у юношей и девушек'

Взаимосвязь цветоразличения и креативности у юношей и девушек Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦВЕТОРАЗЛИЧЕНИЕ / ВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / НЕВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ / COLOR DIFFERENTIATION / VERBAL CREATIVITY / NON-VERBAL CREATIVITY / GENDER DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трухан Е. А., Шендрик П. О.

В исследовании были эмпирически подтверждены предположения о лучшей способности к цветоразличению у женщин по сравнению с мужчинами. Также установлено, что эмпирическим коррелятом вербальной и невербальной креативности у студентов-юношей является хорошее цветоразличение оттенков зеленого. У девушек более высокий уровень невербальной креативности связан со снижением способности к цветоразличению оттенков оранжевого. Сделан вывод о проявлении более креативными юношами и девушками нетипичных для своего пола особенностей цветоразличения.The hypothesis of better color differentiation in women compared with men empirically confirmed. The empirical correlate of verbal and non-verbal creativity in young men is a good color differentiation of shades of green. The higher level of non-verbal creativity in young women associated with a decrease in the ability to differentiation of shades of orange. It is concluded that more creative young men and women manifest atypical features of color differentiation for their gender.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь цветоразличения и креативности у юношей и девушек»

ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 1. С. 37-41.

УДК 159.924.24 : 159.937.51

DOI: 10.24147/2410-6364.2020.1.37-41

Е. А. Трухан, П. О. Шендрик

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦВЕТОРАЗЛИЧЕНИЯ И КРЕАТИВНОСТИ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК

В исследовании были эмпирически подтверждены предположения о лучшей способности к цве-торазличению у женщин по сравнению с мужчинами. Также установлено, что эмпирическим коррелятом вербальной и невербальной креативности у студентов-юношей является хорошее цветораз-личение оттенков зеленого. У девушек более высокий уровень невербальной креативности связан со снижением способности к цветоразличению оттенков оранжевого. Сделан вывод о проявлении более креативными юношами и девушками нетипичных для своего пола особенностей цветоразли-чения.

Ключевые слова: цветоразличение; вербальная креативность; невербальная креативность; половые различия.

CORRELATION BETWEEN COLOR DIFFERENTIATION AND CREATIVITY IN YOUNG MEN AND WOMEN

E. A. Truhan, P. O. Shendrik

The hypothesis of better color differentiation in women compared with men empirically confirmed. The empirical correlate of verbal and non-verbal creativity in young men is a good color differentiation of shades of green. The higher level of non-verbal creativity in young women associated with a decrease in the ability to differentiation of shades of orange. It is concluded that more creative young men and women manifest atypical features of color differentiation for their gender.

Keywords: color differentiation; verbal creativity; non-verbal creativity; gender differences.

Креативность как способность человека создавать новое, порождать оригинальные идеи, образы, продукты, несмотря на очевидную востребованность современным обществом и активную реализацию программ по ее развитию, до сих пор остается недостаточно изученным явлением с точки зрения психологических механизмов, структуры и генеза. Существует большая вариативность мнений и подходов к определению креативности [1-5], привычные концептуальные схемы зачастую мало применимы при ее диагностике и интерпретации.

Выделяют различные виды креативности, среди которых большая (историческая) и малая (личностная), культурная и наивная, потенциальная и актуальная, когнитивная (вербальная и невербальная, или образная), эмоциональная и коммуникативная (Дж. Гил-

© Трухан Е. А., Шендрик П. О., 2020

форд, Э. П. Торренс, Дж. Ли, М. Боден, Дж. Аверилл и С. Томас-Ноулз, А. Н. Воронин, Т. А. Барышева, О. М. Разумникова, Г. А. Глотова, Н. В. Куприянова, И. Б. Дерма-нова и М. А. Крылова, В. П. Мальцев и Д. З. Шибкова и др.).

Понятие когнитивной креативности связано прежде всего с концепцией дивергентного мышления Дж. Гилфорда, в которой особенностью данной мыслительной операции называется поиск решения в различных направлениях, а спецификой мыслительного продукта - разнообразие возможных ответов [6]. Э. П. Торренс, опираясь на концепцию Дж. Гилфорда, также рассматривает креативность в терминах мышления - как процесс чувствования проблем, пробелов в информации, недостающих или дисгармоничных элементов, формулирования гипотез, касающихся

этих недостатков, оценки и проверки этих гипотез, возможности их пересмотра, обобщения результатов [1]. В ассоциативной теории креативности С. Медника суть вербальной креативности - в способности выходить за рамки стереотипных ассоциаций, работать с широким семантическим полем. Чем из более отдаленных зон семантического поля взяты ассоциативные элементы, тем более креативным является процесс решения [2].

Цветовые ощущения у человека способны вызывать лучи видимого света с длиной волны от 380 до 780 нм. При этом цвет является продуктом деятельности зрительной системы, а не свойством видимой части спектра. Восприятие цвета зависит от того, как именно зрительная система интерпретирует световые лучи с разной длиной волны, которые отражаются от окружающих объектов и воздействуют на сетчатку глаза. Все объекты окружающего мира (кроме источников света) не имеют цвета, они лишь избирательно используют электромагнитную энергию, отражая или пропуская через себя лучи с определенной длиной волны (отражая одни лучи и поглощая другие).

Как подчеркивает В. Д. Райт в своей работе «Лучи не имеют цвета», пока нет наблюдателя, воспринимающего цвет, нет и самого цвета. Даже в цепи событий, происходящих между рецепторами сетчатки и зрительной корой, цвета еще нет, он появляется лишь тогда, когда информация получает окончательную интерпретацию в сознании наблюдателя [7]. И хотя цветность является непрерывной величиной, человек группирует цвета в ограниченный дискретный набор категорий, сводя таким образом свой феноменологический опыт к ограниченному набору цветовых оттенков [8].

Взаимосвязь цветоразличения, способности человека к дифференциации отдельных цветов, оттенков того или иного цвета с креативностью остается малоисследованной областью, хотя целый ряд «цветочувствительных» профессий (художники, дизайнеры) ассоциируется в первую очередь с творчеством и креативными продуктами.

Целью данного исследования было выявление структуры взаимосвязей креативности и цветоразличения у девушек и юношей. Эмпирически проверялись гипотезы о лучшей способности женщин к цветоразличению по сравнению с мужчинами, а также о существо-

вании половых различий в структурах взаимосвязей креативности и цветоразличения.

В исследовании приняли участие 98 студентов белорусских вузов в возрасте от 18 до 23 лет (50 девушек и 48 юношей). Для диагностики невербальной креативности был использован краткий вариант теста «Незавершенные фигуры» Э. П. Торренса в адаптации А. Н. Воронина, а вербальной креативности -тест отдаленных ассоциаций С. Медника в адаптации А. Н. Воронина [9]. При обработке результатов учитывались параметры оригинальности и уникальности, основанные на статистической редкости ответов. Ответы респондентов сопоставлялись со списком типичных ответов и получали оценки, присвоенные аналогичным ответам за оригинальность. Параметр оригинальности подсчиты-вался как среднее арифметическое ориги-нальностей всех ответов. Параметр уникальности соответствовал количеству уникальных ответов (ответов, не указанных в списке). Для оценки цветоразличительной способности был разработан стимульный материал на основе цветовой системы Альберта Манселла и его теста для измерения цветового зрения человека (FM100 HueTest) [10]. Стимульный материал включал задания на различение семи цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) спектра и был подготовлен с помощью компьютерных настроек в RGB аддитивной цветовой модели, основанной на теории Юнга-Гельмгольца [11-12]. Статистический анализ эмпирических данных проводился с использованием U-критерия Манна-Уитни и коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Сравнительный анализ данных выполнения студентами заданий на цветоразличение с помощью критерия Манна-Уитни позволил выявить следующие статистически значимые различия. Девушки лучше юношей различают такие цвета (при р < 0,05): зеленый (средний ранг в группе девушек - 55,4; средний ранг в группе юношей - 43,4); голубой (56,9 и 41,8 соответственно); синий (59,3 и 39,3); фиолетовый (57,0 и 41,7); оранжевый низкой яркости (58,8 и 39,8); зеленый низкой яркости (55,6 и 43,2); голубой средней яркости (59,8 и 38,8); голубой низкой яркости (56,5 и 42,2); синий высокой яркости (57,1 и 41,6); синий средней яркости (59,2 и 39,4); синий низкой яркости (55,5 и 43,3); фиолетовый низкой яркости (55,2 и 43,5).

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 1. С. 37-41

Полученные результаты свидетельствуют о лучшей способности девушек к цветоразли-чению зеленого, голубого, синего, фиолетового и, отчасти, оранжевого, а также различению цветов низкой и средней яркости и, в одном случае (синий цвет), высокой яркости. Уже А. Молль отмечал на основе результатов экспериментальных исследований, что девочки значительно лучше различают цвета [13]. Исследование американских ученых также доказывает худшее цветоразличение у мужчин в середине видимого спектра, а именно зеленого и голубого цветов. Данную особенность они связывают с действием тестостерона на зрительную кору головного мозга у мужчин [14].

При сравнительном анализе показателей вербальной креативности в группах студентов были выявлены следующие статистически значимые различия (при р < 0,01): у девушек относительно юношей более высокий уровень оригинальности (средний ранг в группе девушек - 57,2; средний ранг в группе юношей -41,47) и уникальности (58,86 и 39,75 соответственно). Статистически значимых различий по параметрам невербальной креативности в сравниваемых группах выявлено не было.

Более высокие баллы у девочек по сравнению с мальчиками выявлены в масштабном исследовании креативного потенциала детей

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ

с помощью тестов Торренса С. Дудек с коллегами [15]. Но следует отметить, что результаты исследований половых различий в креативных способностях часто противоречат друг другу. Например, К. ДеМосс с коллегами выявила половые различия только по вербальному компоненту теста Торренса, причем у женщин показатели были значительно выше [16]. А в исследовании В. П. Мальцева и Д. З. Шибковой в группах юношей и девушек по критериям образной креативности также, как в нашем исследовании, достоверных различий не было обнаружено, а показатель вербальной оригинальности был значимо выше у студентов-юношей [17].

Корреляционный анализ показателей креативности и цветоразличения в группе студентов-юношей позволил обнаружить следующие положительные корреляции по компоненту невербальной креативности (см. рис. 1): между уникальностью и зеленым цветом (г = 0,296 при р < 0,05), между уникальностью и зеленым цветом средней яркости (г = 0,326 при р < 0,05); между оригинальностью и синим цветом (г = 0,425 при р < 0,01), между оригинальностью и синим цветом низкой яркости (г = 0,409 при р < 0,01); между оригинальностью и красным цветом низкой яркости (г = 0,391 прир < 0,01).

ВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ

о <

CL

_0 со

<

CL О

О

LQ >

1— -О -О

m Я -О

§ § й 9

tK tK ü

"Г tK tK tK

S ^ tK tK

о О

Ш CO

-О s

m о X

_0 СО

о

о

S ©

Рис. 1. Структура взаимосвязей креативности и цветоразличения в группе юношей. Положительная корреляция

Также у студентов-юношей были выявлены положительные взаимосвязи между показателями вербальной креативности и цве-торазличением, а именно: между зеленым цветом и уникальностью (г = 0,423 при р < 0,01), а также оригинальностью (г = 0,382 при р < 0,01); между зеленым цветом высокой яркости и уникальностью (г = 0,347 при

р < 0,05), а также оригинальностью (г = 0,401 при р < 0,01); между уникальностью и зеленым цветом средней яркости (г = 0,305 при р < 0,05); между уникальностью и фиолетовым цветом (г = 0,281 прир < 0,05).

Примечательно, что корреляции с креативностью в группе юношей выявлены для цветоразличения именно той части видимого

спектра, для которой ранее были установлены лучшие цветоразличительные способности у девушек.

В результате корреляционного анализа показателей креативности и цветоразличения в группе девушек были выявлены отрицательные взаимосвязи только между показате-

НЕВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ

лями невербальной креативности и цветораз-личением оттенков оранжевого (см. рис. 2): между оранжевым цветом и уникальностью (г = - 0,367 при р < 0,01), между оранжевым цветом низкой яркости и оригинальностью (г = - 0,313 при р < 0,05), а также уникальностью (г = - 0,350 прир < 0,05).

ВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

УНИКАЛЬНОСТЬ

ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

УНИКАЛЬНОСТЬ

Т

m

-1

>s _0 со -О S3 § _0 S3 9 -О S3

о

Y о

tK ^

Н А X tK

Р О О <1> со

О

ш У X

Т

ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕ высокая яркость средняя яркость низкая яркость

Т Е

В Ц >s И Н И С высокая яркость средняя яркость низкая яркость

1—

ВЕ Ц

Й Ы со о Т Е Л О И © высокая яркость средняя яркость низкая яркость

Рис. 2. Структура взаимосвязей креативности и цветоразличения в группе девушек. Отрицательная корреляция

Следовательно, девушки с более высокими показателями невербальной креативности демонстрируют более низкие (нетипичные для женской группы) показатели различения оранжевого цвета низкой яркости.

Обобщая результаты корреляционного анализа в двух группах, можно сделать вывод о проявлении более креативными студентами и студентками не характерных для своего пола особенностей цветоразличения. По данным П. Йонссона и И. Карлссон, более высокие показатели креативности проявляются у испытуемых с андрогинными, а не с типично маскулинными или типично фемининными особенностями [18].

Обнаруженные взаимосвязи креативности и цветоразличения в контексте проблематики половых различий требуют дальнейшей эмпирической проверки (в частности, на других возрастных группах) и всестороннего теоретического обоснования.

Выводы

В исследовании эмпирически подтверждена гипотеза о том, что женщины обладают лучшей способностью к цветоразличению, чем мужчины.

40

У девушек выявлен более высокий уровень вербальной креативности (по параметрам оригинальности и уникальности) по сравнению с юношами.

Эмпирическим коррелятом креативности (как вербальной, так и невербальной) у студентов-юношей является хорошее цветораз-личение оттенков зеленого, особенно средней и высокой яркости. У девушек снижение способности к цветоразличению оттенков оранжевого, в частности низкой яркости, связано с более высоким уровнем невербальной креативности.

Более креативные юноши и девушки проявили нетипичные для своего пола особенности цветоразличения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in its testing // The nature of creativity: Contemporary psychological perspectives / R. J. Sternberg (Ed.). Cambridge University Press, 1988. - P. 43-75.

2. Mednick S. A. The associative basis of the creative process // Psychological review. -1962. - Vol. 69 (3). - P. 220-232.

3. Sternberg R. J. The Nature of Creativity // Creativity Research Journal. - 2006. - Vol. 18 (1). -P. 87-98.

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 1. С. 37-41

4. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1998. -№ 4.- С. 123-132.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Барышева Т. А. Психологическая структура креативности (опыт эмпирического исследования) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2012. - № 145. -С. 54-64.

6. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / под ред. А. М. Ма-тюшкина. - М. : Прогресс, 1965. - С. 433456.

7. Wright W. D. The Rays Are Not Coloured: Essays on the Science of Vision and Colour. -New York : American Elsevier, 1967. - 154 p.

8. Данилова М. В., Моллон Д. Д. Цветовые категории и цветоразличение // Экспериментальная психология. - 2010. - Т. 3, № 3. -С. 39-56.

9. Методы психологической диагностики / отв. ред. А. Н. Воронин. - М. : Институт психологии РАН, 1994. - С. 5-81.

10. Munsell Color System. - URL: http://munsell. com/color-products/color-vision-tests (дата обращения: 05.12.2019).

11. Цвет в ЖК дисплее, модели цвета, цвето-восприятие / Л. В. Кухарчик, Д. И. Сагайдак, В. И. Попечиц, Г. И. Тимофеева. - Мн. : БГУ, 2003. - 199 с.

Информация о статье Дата поступления 14 февраля 2020 Дата принятия в печать 6 марта 2020

Сведения об авторах

Трухан Елена Антоновна - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Белорусского государственного университета (Минск, Республика Беларусь). E-mail: elena. an.t@tut.by.

Шендрик Павел Олегович - бакалавр психологии, Белорусский государственный университет (Минск, Республика Беларусь). E-mail: pawelshendrik@mail.ru.

Для цитирования

Трухан Е. А., Шендрик П. О. Взаимосвязь цветоразличения и креативности у юношей и девушек // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 1. С. 37-41. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.1.37-41.

12. Михеева М. М. Цвет в дизайне. - М. : МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2008. - 63 с.

13. Молль А. Половая жизнь ребенка / пер. с нем. - СПб. : Новая жизнь, 1909. - С. 8.

14. Sex and vision II: color appearance of monochromatic lights / I. Abramov, J. Gordon, O. Feldman, A. Chavarga // Biology of Sex Differences. - 2012. - № 3 (1).

15. Dudek S. Z, Strobel M. G., Runco M. A. Cumulative and Proximal Influences on the Social Environment and Children's Creative Potential // Journal of Genetic Psychology. -1993. - Vol. 154 (4). - P. 487-499.

16. DeMoss K., Millch R., DeMers S. Gender, creativity, depression, and attributional style in adolescents with high academic ability // Journal of Abnormal Child Psychology. - 1993. -Vol. 21 (4). - P. 455-467.

17. Мальцев В. П., Шибкова Д. З. Особенности образной и вербальной креативности студентов с учетом гендерной принадлежности // Вестник ЮУрГУ. - 2009. - № 39 (172), вып. 21. - С. 45-47.

18. Jonsson P., Carlsson I. Androgyny and creativity: A study of the relationship between a balanced sex-role and creative functioning // Scandinavian Journal of Psychology. - 2001. -Vol. 41. - P. 269-274.

Article info

Received February 14, 2020 Accepted March 6, 2020

About authors

Truhan Elena Antonovna - Candidate of Psychological Sciences, Docent, Department of Psychology, Belarusian State University (Minsk, Belarus). E-mail: elena.an.t@tut.by.

Shendrik Pavel Olegovych - Bachelor of Psychology, Belarusian State University (Minsk, Belarus). E-mail: pawelshendrik@mail.ru.

For citations

Truhan E. A., Shendrik P. O. Correlation Between Color Differentiation and Creativity in Young Men and Women. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2020, no. 1, pp. 37-41. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.1.37-41. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.