Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 1. С. 46-52.
УДК:159.9.072
DOI: 10.24147/2410-6364.2020.1.46-52
О. А. Кондрашихина, И. А. Тихомирова
ВЕРБАЛЬНАЯ И НЕВЕРБАЛЬНАЯ КРЕАТИВНОСТЬ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
В статье представлены результаты диагностики креативности и толерантности к неопределенности студентов-психологов. Анализ статистически значимых различий в показателях креативности (оригинальности и уникальности) у студентов с разными уровнями толерантности к неопределенности показал, что у студентов со средним уровнем толерантности к неопределенности показатели креативности выше, чем у студентов с высоким уровнем толерантности к неопределенности. Данным студентам свойственна, с одной стороны, определенная способность воспринимать новые, неоднозначные, неструктурированные ситуации не как угрожающий фактор, а как содержащие вызов ситуации-задачи, не испытывая при этом выраженных негативных эмоций. С другой стороны, указанные студенты характеризуются оптимальной эмоциональной включенностью, повышением активации, желанием преодолеть неопределенность, а также определенной, конструктивной «нетерпимостью» к неопределенности. Это способствует продуцированию попыток, найти решение проблемы, активизирует творческий потенциал личности.
Ключевые слова: креативность; толерантность; неопределенность; студент; психолог.
О. А. Kondrashikhina, I. A. Tikhomirova
VERBAL AND NON-VERBAL CREATIVITY AND TOLERANCE FOR UNCERTAINTY OF PSYCHOLOGICAL STUDENTS
The article contains results of diagnostics of creativity and tolerance to the uncertainty of psychology students. An analysis of statistically significant differences in creativity (originality and uniqueness) in students with different levels of uncertainty tolerance showed that students with an average level of tolerance for uncertainty have higher creativity rates than students with a high level of tolerance for uncertainty. On the one hand, these students are characterized by a certain ability to perceive new, ambiguous, unstructured situations, not as a threatening factor, but as a challenge-containing situation, without experiencing pronounced negative emotions. On the other hand, these students are characterized by optimal emotional inclusion, increased activation, a desire to overcome uncertainty, as well as a certain, constructive "intolerance" to uncertainty. This contributes to the production of attempts to solve the situation, find a solution to the problem, activates the creative potential of the person.
Keywords: creativity; uncertainty; tolerance; student; psychologist.
Высокая степень неопределенности, наличие неструктурированных многоаспектных задач в профессиональной деятельности психолога предполагает способность находить эффективные решения в новой нестандартной ситуации, требует наличия развитых творческих способностей и устойчивости к ситуациям неопределенности. При этом креативность и толерантность (устойчивость) к ситуациям, условиям неопределенности относятся к числу важных профессиональных качеств психолога.
Современные требования к профессиональной деятельности психолога обуславли-
вают многоаспектность знаний будущего специалиста, способность находить эффективные решения в новой нестандартной ситуации, модернизировать уже существующие схемы действий, преобразуя знания и собственный опыт в профессиональной деятельности в индивидуальный стиль и мастерство. Творческое мышление активно задействуется в практической деятельности психолога, поскольку продуктом деятельности является нахождение эффективного индивидуального способа действий в проблемной ситуации как для клиента, так и для самого специалиста.
© Кондрашихина О. А., Тихомирова И. А., 2020 46
Творческий процесс в рамках деятельности психолога требует готовности к поиску. Проблемная ситуация активирует процесс мышления с целью нахождения способа достижения обозначенной цели.
Специфика направлений деятельности психолога предполагает наличие у студента развитой вербальной креативности, которая предполагает умение логически излагать мысли, грамотно и креативно строить высказывания, умение подстроиться под собеседника и расположить его к себе, быстро реагировать на изменения ситуации и принимать социально значимые решения, испытывая при этом моральное удовлетворение от решения интеллектуальных задач.
Невербальная креативность будущего психолога обуславливает развитое образное, оригинальное, объемно-пространственное мышление, которое задействуется при решении задач, где необходимо применить беглость, гибкость мышления, и разработанность идей, помимо умения создавать новое, модернизировать уже существующие схемы действий.
Р. Кочюнас рассматривает толерантность к неопределенности как составляющую модели личности эффективного психолога [1]. Ситуация неопределенности является неотъемлемой естественной средой профессиональной деятельности психолога. Специалисту необходимо обладать толерантностью к неопределенности, что также обусловлено спецификой работы с клиентами, так как одним из показателей развития личности является способность выхода из зоны привычного и вступление в неизвестное ранее для клиента, где психолог выступает в роли проводника в данном процессе. Проблема внезапности в деятельности психолога, которая обусловлена неизвестностью личности клиента и его запроса, требует от специалиста навыка быстрого реагирования и принятия решений, готовности к риску, адекватности собственных чувств (О. А. Кондрашихина [2]).
На основании теоретического анализа можно сделать выводы о значительном вкладе толерантности к неопределенности и творческих способностей в личностный конструкт психолога (И. А. Тихомирова [3]).
Между тем, как показал обзор научных исследований, в настоящий момент существуют различные подходы к определению основных дефиниций данного исследования. Так, толерантность к неопределенности, один
из наиболее разработанных конструктов в психологии, изучается и как стабильная личностная черта, и как ситуационно-специфическая установка, и как интегральная способность личности. В данном исследовании толерантность к неопределенности рассматривается как психоэмоциональная устойчивость к неопределенности, как способность человека воспринимать новые неоднозначные, неструктурированные ситуации не как угрожающий фактор, а как содержащие вызов ситуации-задачи, не испытывая при этом негативных эмоций (О. А. Кондрашихина [2]).
Кроме того, несмотря на то, что проблема креативности в современной психологии является одной из центральных, на настоящий момент отсутствует единое определение данного понятия. Не углубляясь в историю изучения креативности и анализ подходов к трактовке данного конструкта (что требует отдельного исследования), отметим, что начиная с работ зарубежных (Дж. Гилфорд [4], Е. Торренс [5], М. Воллах, Н. Коган [6], С. Медник [7], Р. Стернберг [8] и др.) и отечественных ученых (Д. Б. Богоявленская [9], В. Н. Дружинин [1о], В. Н. Козленко [Щ, М. А. Холодная [12] и др.) реализуются попытки выработки единой платформы в понимании данного конструкта, однако единство во взглядах пока не достигнуто. Практически во всех определениях креативность связывается с созданием чего-то нового, или для личности, или для общества. В нашем исследовании мы базируемся на мнении М. А. Холодной о том, что креативность - это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности [12].
Что касается дифференциации вербальной и невербальной креативности, то сегодня, хоть и не во многих работах, обсуждаются данные конструкты и их наполнение (С. Медник [7],
B. Н. Дружинин [10], Е. В. Дудорова и
C. В. Шумкова [13], Т. А. Гридина [14], М. В. Клементьева [15], А. В. Шубин и Е. И. Серпионова [16], О. К. Шульга [17] и др.). Так, по определению С. Медника, невербальная креативность - это проявление творческих способностей в виде различных художественных образов: картин, рисунков и т. д. [7]. Аналогичных взглядов придерживается Е. В. Дубровская [18]; под изобразительным творческим мышлением понимают невербальную креативность Е. В. Дудорова и
С. В. Шумкова д. [13]. В свою очередь, вербальная креативность выражается в способности преодоления словесных стереотипов, возможности создания отдаленных словесных ассоциаций (С. Медник [7]). Т. Б. Шило рассматривает креативность как словесное творческое мышление, проявляющееся в создании нового оригинального речевого (словесного) продукта в любой его вербальной форме (устной, письменной, прозаической, поэтической, монологической, диалогической и т. д.) [19].
Данное исследование базировалось на следующих рабочих определениях типов креативности: невербальная креативность - проявление творческих способностей в виде различных художественных образов (С. Медник [7]), вербальная креативность - способность создавать оригинальный речевой (словесный) продукт (Т. Б. Шило [19]).
Что касается взаимосвязи творческих способностей и толерантности к неопределенности, она широко рассматривается в основном в контексте корреляционного анализа с другими психологическими факторами (взаимосвязь толерантности к неопределенности, интеллекта и креативности в работе Т. В. Корниловой [20], их роль в личностном выборе в исследованиях Т. В. Корниловой и Е. М. Павловой [21], влияние толерантности к неопределенности на успешность руководителя у И. Н. Леонова [22], в числе личностных черт, совокупность которых влияет на креативность - теория Т. Любарта, К. Мишуру, С. Торджман, Ф. Зенасни [23], [24] и др.). Однако в современных исследованиях анализ особенностей креативности студентов-психологов, характеризующихся разным уровнем толерантности к неопределенности, является недостаточно раскрытым.
Таким образом, объектом исследования явилась креативность студентов-психологов. Предметом данного исследования выступили особенности креативности студентов-психологов, характеризующихся разным уровнем толерантности к неопределенности. Целью
исследования стало определение особенности креативности студентов-психологов с разными уровнями толерантности к неопределенности.
Цель исследования последовательно достигалась в ходе решения следующих задач:
- осуществить диагностику толерантности к неопределенности у студентов-психологов;
- определить показатели вербальной и невербальной креативности студентов-психологов;
- сравнить показатели вербальной и невербальной креативности студентов-психологов, характеризующихся разными уровнями толерантности к неопределенности.
Гипотезой исследования выступило предположение: для толерантных к неопределенности студентов-психологов характерен более высокий уровень вербальной и невербальной креативности.
В эмпирическом исследовании принимали участие 92 студента-психолога второго и третьего курсов Гуманитарно-педагогического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет». Исследование проводилось с февраля 2018 по март 2019 года.
Использовались следующие психодиагностические методики:
- шкала толерантности-интолерантности к неопределенности С. Баднера TAS (Tolerance Ambiguity Scale) (версия Г. У. Солдатовой);
- тест вербальной креативности С. Медника (RAT);
- краткий вариант теста П. Торренса для диагностики невербальной креативности (модификация А. Н. Воронина).
Результаты диагностики уровня толерантности к неопределенности показали среднее значение толерантности к неопределенности более чем у половины исследуемых студентов-психологов (68,75 %) и высокий уровень толерантности к неопределенности у трети студентов - 31,25 % (таблица 1).
Таблица 1
Результаты диагностики толерантности к неопределённости по опроснику С. Баднера (процент по группе и среднегрупповые значения)
Показатель уровня толерантности к неопределенности Общий показатель толерантности к неопределенности Новизна Сложность Неразрешимость
Низкий - 2,1 % - 16,6 %
Средний уровень 68,75 % 87,5 % 21 % 83,4 %
Высокий 31,25 % 10,4 % 79 % -
Окончание табл. 1
Показатель уровня толерантности к неопределенности Общий показатель толерантности к неопределенности Новизна Сложность Неразрешимость
Среднегрупповое значение 65,931 16,5 39,091 10,204
Стандартное отклонение 5,9 2,967 4,96 2,42
Из таблицы 1 видно, что основными источниками интолерантности к неопределенности для данной выборки являются неопределенные ситуации с отсутствием структурированности и ситуации, содержащие противоречивые элементы. Базовым компонентом для развития устойчивости к неопределенности в данной группе испытуемых выступает
положительное отношение к сложным многокомпонентным проблемам.
На следующем этапе осуществлялась диагностика творческих способностей студентов посредством анализа показателей вербальной и невербальной креативности - оригинальности и уникальности. Полученные показатели представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты диагностики креативности студентов-психологов
Процентиль 0-20 % 20-40 % 40-60 % 60-80 % 80-100 %
вербальная креативность, оригинальность
Процент испытуемых 0 22,0 17,4 36,6 58,7
вербальная креативность, уникальность
Процент испытуемых 50,0 4,3 8,6 15,2 21,7
невербальная креативность, оригинальность
Процент испытуемых 65,2 13,1 17,4 6,5 2,2
невербальная креативность, уникальность
Процент испытуемых 30,4 34,8 30,4 6,5 2,2
Как видно из таблицы 2, в целом показатели невербальной креативности выше по сравнению с вербальной креативностью -процентилей 80-100 существенно меньше именно для значений невербальной креативности. Кроме показателя вербальной креативности у обследованных студентов выявлены значения процентилей всех уровней.
По результатам диагностики толерантности к неопределенности студенты были разбиты на 2 подгруппы. В первую вошли обследованные студенты с высоким уровнем толерантности к неопределенности, во вто-
рую - со средним уровнем. Группа с низким уровнем толерантности к неопределенности в работе не анализируется, так как среди обследованных студентов только у одного был диагностирован данный уровень толерантности.
Для достижения цели исследования далее сравнивались показатели вербальной и невербальной оригинальности и уникальности у указанных групп студентов при помощи многофункционального критерия Манна-Уитни. Полученные результаты представлены в таблице 3.
Показатель Вербальная оригинальность Невербальная оригинальность Вербальная уникальность Невербальная уникальность
Группа 1 (высокий уровень толерантности к неопределенности) 0,490 0,747 4,333 2,904
Группа 2 (средний уровень толерантности к неопределенности) 0,583 0,809 5,600 2,841
Значимость различий, критерий Манна-Уитни Уэмп иэмп = 186,1 р < 0,05 иэмп = 186,5 р < 0,05 иэмп = 213 р > 0,05 иэмп = 262 р > 0,05
Таблица 3
Среднегрупповые показатели и оценка значимости различий креативности студентов-психологов с высоким и средним уровнями толерантности к неопределенности
Как видно из таблицы 3, для студентов со средними показателями толерантности к неопределенности характерны более высокие показатели вербальной и невербальной оригинальности, при этом выявленные различия статистически значимы (р < 0,05). Таким образом, более креативными по параметру оригинальности являются студенты со средним уровнем толерантности к неопределенности. Им свойственна, с одной стороны, определенная способность воспринимать новые неоднозначные, неструктурированные ситуации не как угрожающий фактор, а как содержащие вызов ситуации-задачи, не испытывая при этом выраженных негативных эмоций. С другой стороны, они характеризуются эмоциональной включенностью, повышением активации, желанием преодолеть неопределенность, а также определенной, конструктивной «нетерпимостью» к неопределенности, которая способствует продуцированию попыток найти решение проблемы, активизирует творческий потенциал личности.
Что касается показателей уникальности, то можно отметить, что у студентов со средним уровнем толерантности к неопределенности несколько выше показатели вербальной уникальности, однако различия не являются статистически значимыми, а показатели невербальной уникальности практически идентичны.
Выводы
Результаты диагностики уровня толерантности к неопределенности показали, что обследованным студентам свойственны средний и высокий уровень толерантности к неопределенности, при этом средний уровень толерантности является преобладающим. Основными источниками интолерантности к неопределенности являются неопределенные ситуации с отсутствием структурированности и ситуации, содержащие противоречивые элементы, что приводит к восприятию их как неразрешимых. Базовым компонентом для развития устойчивости к неопределенности в данной группе испытуемых выступает положительное отношение к сложным многокомпонентным проблемам.
Показатели невербальной креативности (оригинальность и уникальность) у обследованных студентов выше по сравнению с вербальной креативностью.
Проведенное эмпирическое исследование заставляет опровергнуть выдвинутую гипоте-
50
зу о том, что для толерантных к неопределенности студентов характерен более высокий уровень вербальной и невербальной креативности. Полученные результаты несколько иные и говорят о том, что студенты со средним уровнем толерантности к неопределенности характеризуются более высокими показателями оригинальности (как вербальной, так и невербальной) по сравнению со студентами с высоким уровнем толерантности.
Результаты эмпирического исследования не позволяют сразу и однозначно увидеть возможное применение выявленных особенностей невербальной и вербальной креативности у студентов-психологов с разным уровнем толерантности к неопределенности в практике подготовки будущих специалистов данного профиля. Дальнейшее исследование должно быть направлено на увеличение объема выборки. В связи с этим появится возможность, во-первых, сравнения креативности студентов не только со средним и высоким, но и с низким уровнем толерантности к неопределенности, а во-вторых, более детального сопоставления показателей креативности студентов, дифференцированных не только по общему показателю толерантности, но и по отдельным компонентам (новизна, сложность, неразрешимость проблемы).
Достаточно актуальным представляется также дальнейшее рассмотрение функциональных, корреляционных связей между толерантностью к неопределенности и ее компонентами (новизна, сложность, неразрешимость ситуации) и творческими способностями. Представляется возможным предположить, что данная связь будет носить нелинейный характер. Выявленные зависимости, возможно, позволят определить пути и способы повышения эффективности в профессиональной деятельности психолога с помощью регулирования уровня толерантности к неопределенности (например, посредством развития некоторой «чувствительности» к неопределенности - способности находить двусмысленные, неоднозначные моменты, «слепые пятна» в ситуации) и развития креативности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М. : Академический проект, 1999. - 240 с.
2. Кондрашихина О. А. Конструктивная активность в условиях неопределенности как профессионально важное качество психоло-
га // Мир психологии. - 2016. - № 4 (88). -С.111-120.
3. Тихомирова И. А. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи толерантности к неопределенности и творческих способностей студентов-психологов // Вестник современны исследований. - 2018. - № 11.3 (26). -С. 120-122.
4. Guilford J. P. Creativity // American Psychologist. - 1950. - № 5. - P. 444-454.
5. Torrance E. P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth // Daedalus: Creativity and Learning. - 1965. - P. 663679.
6. Wollach M. A, Kogan N. A. A new look at the creativity - intelligence distinction // Journal of Personality. - 1965. - № 33. - P. 348-369.
7. Mednich S. A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rewiew. - 1969. -№ 2. - P. 220-232.
8. Sternberg R. The Nature of Creativity // Creativity Research Journal. - 2006. - Vol. 18. -№ 1. - P. 87-98.
9. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16, № 5. - С. 49-58.
10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб., 2000. - 368 с.
11. Козленко В. Н. Проблема креативности личности // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / под ред. Я. А. Пономарева. - М. : Совершенство, 1990. - С. 131-148.
12. Холодная М. А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2002 - 272 с.
13. Дудорова Е. В., Шумкова С. В. Вербальная и невербальная креативность как факторы агрессивности личности // Вестник Вятского государственного университета. - 2018. -№ 2. - С. 113-118.
14. Гридина Т. А. К истокам вербальной креативности: творческие эвристики детской речи // Лингвистика креатива: коллективная монография / отв. ред. Т. А. Гридина. - Екатеринбург : ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2009. - С. 5-59.
15. Клементьева М. В. Предпосылки развития вербальной креативности в дошкольном возрасте на материале сочинения сказочных текстов: дис. ... канд. психол. наук. -М., 2004. - 215 с.
16. Шубин А. В., Серпионова Е. И. Асимметрия мозга и особенности вербальной креативности // Вопросы психологии.- 2007. - № 4. -С. 89-98.
17. Шульга О. К. Вербальная креативность как составляющая языковых и речевых способностей // Традиции и инновации в исследовании и преподавании языков : материалы Республиканского науч.-практ. сем. с между-нар. участием «Инновационные технологии в современной парадигме языкового образования» (Минск, Белорус. гос. ун-т, 26 - 27 октября 2012 г.] / отв. ред. О. И. Уланович. -Минск : Изд. центр БГУ, 2013. - С. 13-16.
18. Дубровская Е. В. Теоретические аспекты развития креативности будущего учителя // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. - 2017. - С. 70-76.
19. Шило Т. Б. Особенности развития вербальной креативности у школьников // Человек и образование. - 2014. - № 2 (39). - С. 157-161.
20. Корнилова Т. В. Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылки креативности // Вопросы психологии. -2010. - № 5. - С. 3-12.
21. Павлова Е. М., Корнилова Т. В. Креативность и толерантность к неопределенности как предикторы актуализации эмоционального интеллекта в личностном выборе // Психологический журнал. - 2012. -№ 33 (5). - С. 39-49.
22. Леонов И. Н. Влияние толерантности к неопределенности на профессионально важные качества руководителя: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Леонов Илья Николаевич. - Ярославль, 2015. - 24 с.
23. La psychologie de la créativité / T. I. Lubart, C. Mouchiroud, S. Tordjman, F. Zenasni. Paris : Armand Colin, 2003.
24. Lubart T. I. Models of the creative process: Past, present and future // Creativity Research Journal. - 2000-2001. - № 13 (3-4). -Р. 295-308.
Информация о статье Дата поступления 11 ноября 2019 Дата принятия в печать 6 марта 2020
Article info Received
November 11, 2019 Accepted March 6, 2020
Сведения об авторах
Кондрашихина Оксана Александровна -
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология» Гуманитарно-педагогического института ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (Севастополь, Россия). E-mail: [email protected].
Тихомирова Ирина Александровна - магистрант направления «Психология» ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (Севастополь, Россия). E-mail: [email protected].
Для цитирования
Кондрашихина О. А., Тихомирова И. А. Вербальная и невербальная креативность и толерантность к неопределенности студентов-психологов // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 1. С. 46-52. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.1.46-52.
About the authors
Kondrashikhina Oksana Alexandrovna -
Candidate of Psychological Sciences, Associated Professor, Department of Psychology of the Humanitarian Pedagogical Institute Federal State Autonomous Education Institution of Higher Education "Sevastopol State University" (Sevastopol, Russia). E-mail: [email protected].
Tikhomirova Irina Aleksandrovna - Graduate student of the Department of "Psychology" Federal State Autonomous Education Institution of Higher Education "Sevastopol State University". (Sevastopol, Russia). E-mail: irina.tikhomirova. [email protected].
For citations
Kondrashikhina O. A., Tikhomirova I. A. Verbal and Non-Verbal Creativity and Tolerance for Uncertainty of Psychological Students. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2020, no. 1, pp. 46-52. DOI: 10.24147/2410-6364. 2020.1.46-52. (In Russian).