12.4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕНОВОГО И НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И МАКСИМИЗАЦИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА
Грунина О.А., доцент, к.э.н., РГСУ, г. Москва, кафедра маркетинга, экономики и социологии труда,
Контакты автора: ogrunina@yandex.ru
Аннотация. Перевод российской экономики на инновационный путь развития на основе научнотехнического прогресса становится наиболее важной и сложной экономической задачей на сегодняшний день. Критерием эффективного развития национальной экономики является реальный синергетический эффект, создаваемый путем ценового и налогового регулирования денежно-финансового механизма, и его распространение на весь воспроизводственный процесс. Этим и обуславливается актуальность данной работы.
Ключевые слова: синергетический эффект, ценовое регулирование, налоговое регулирование, закон стоимости
THE RELATIONSHIP OF PRICE AND TAX REGULATION AND MAXIMIZATION OF SYNERGIES
Grunina O.A., the Russian State Social University, Moscow, chair of Marketing, economy and work sociology, docent, Candidate of economic sciences
Annotation: The translation of the Russian economy on the path of innovative development based on scientific and technological progress is the most important and difficult economic challenge for today. The criterion for the effective development of national economy is a real synergy created by price and tax regulation of the monetary-financial mechanism, and its spread to the entire reproductive process. And this is caused by the relevance of this work.
Keywords: synergistic effect, price regulation, tax regulation, the law of value
Необходимость перевода экономики России на инновационный путь развития на основе научнотехнического прогресса становится наиболее важной и сложной экономической задачей на сегодняшний день.
Любая национальная экономика являет собой сложную систему экономических субъектов, объектов хозяйственной деятельности и динамических связей между ними. Благодаря этому, что в экономике возможно возникновение ряда синергетических эффектов. Проявлением одного из таких эффектов является дискретный характер устойчивых фаз развития любой экономической системы.
Дискретность путей экономического развития признается экономической наукой уже давно. На самом деле, современная российская экономика, по наиболее распространенному мнению, находится к состоянии перехода от планового хозяйства к рынку. При этом сам факт выделения экономической наукой разных типов экономик - в данном случае плановой и рыночной - означает признание дискретности и конечно-
сти числа траекторий экономического развития. В рамках общей модели рыночной экономики также можно вести речь о дискретных субмоделях: так, выделяют шведскую модель социального рынка; американскую модель, связанную с поощрением предпринимательской активности; японскую модель, основанную на приоритете национальных и корпоративных интересов и т.д. Указанные выше, а также другие типы экономических систем носят, скорее, идеальный характер, реальные экономические системы в любой момент времени занимают некое промежуточное положение, проявляя черты одновременно нескольких различных типов.
Несмотря на многообразие форм рыночного хозяйствования, базовые критерии отнесения экономической системы к категории рыночных являются общими. Это позволяет говорить о конечном числе форм хозяйствования, к которым стремятся экономические системы. Выбор той или иной траектории зависит от выбора отдельных параметров экономической системы (например, приоритет может отдаваться частной инициативе или социальной поддержке населения). Таким образом, можно вести речь о дискретности и конечности количества траекторий развития экономических систем. При этом эффективность экономических систем - является не абсолютной, но относительной и зависит от конкретных условий среды функционирования экономической системы и особенностей составляющих ее субъектов хозяйствования. Из всего многообразия возможных путей экономического развития невозможно выделить какой-то один, наиболее эффективный. В ходе своей исторического развития каждая экономическая система самостоятельно выбирает конкретные пути развития. Ключевой задачей государственной экономической политики в этой связи становится выявление возможных путей развития и выделение из их числа наиболее устойчивых и наиболее эффективных в конкретных условиях функционирования экономической системы.
Критерием эффективности национальной экономики, ориентированной на инновационное развитие на базе научно-технического прогресса, выступает абсолютная и относительная величина создаваемого реального синергетического эффекта. Хотя реальный синергетический эффект создается только в реальной экономике, денежно-финансовые ресурсы могут оказывать весьма значительное воздействие на создание и распространение синергетического эффекта в составе факторов воспроизводства.
В условиях нерегулируемого государством рынка денежно-финансовые отношения в принципе не способны обеспечить в масштабе национальной экономики на должном уровне создание и распространение синергетического эффекта, базирующегося на научнотехническом прогрессе. На это способен лишь особый, формируемый под целенаправленным воздействием государства стратегического порядка, комплекс денежно-финансовых отношений, ориентированный в качестве главной цели не на возрастание денежного капитала, а на максимизацию реального синергетического эффекта при соблюдении ограничений и ориентиров социального и экологического порядка.
Синергетический эффект непосредственным образом может создаваться только в реальной экономике, поскольку данный вид эффекта является результатом эффективного комбинирования факторов воспроизводственного процесса. Денежные потоки, связанные с перемещением денежных средств от одного субъек-
та экономики к другому, сами по себе, даже если они приносят значительную прибыль, не могут привести к образованию синергетического эффекта. Однако, многие процессы в экономике, имеющие целенаправленное финансирование, способны создавать синергетический эффект, в связи с чем правомерно говорить о косвенном воздействии денежных потоков (финансовой сферы) на образование синергетического эффекта.
При этом речь идет о финансовой сфере и денежных потоках в их сугубо монетарных аспектах. В случае, когда денежные потоки взаимосвязаны с реальным воспроизводственным процессом, они выступают в качестве одного из факторов данного процесса и, уже в составе комплекса разнообразных факторов, деньги способны оказывать непосредственное воздействие на формирование синергетического эффекта.
Всякий экономический эффект, в том числе и финансовый эффект, в самом общем виде измеряется в виде соотношения полезного результата и затрат на его достижение. Универсальным инструментом измерения результата и затрат являются деньги, а само измерение принимает форму цены затрат и цены результата.
Ценовое и налоговое государственное регулирование является фундаментальной основой для построения денежно-финансового механизма, ориентированного на достижение синергетического эффекта. Это обусловлено следующими причинами.
Во-первых, производители продукции, а также торговые организации продвигающие ее на рынок претендуют на определенную, приемлемую для них, норму прибыли, а поскольку налогообложение снижает норму присваиваемой прибыли, в связи с чем поставщик (продавец) продукции закладывает всю сумму налогообложения в состав цены продукции, тем самым, увеличивая массу и норму прибыли. Что касается конкуренции, которая препятствует переложению налогов на цены, то ее реальная роль, вопреки неоконсервативным утопиям, сильно ограничена, поскольку на современных рынках явно доминирует монопольный сговор, часто сочетаемый с криминальным диктатом на многих сегментах рынка в его территориальном разрезе. Правда, повышение цен ограничивается не только конкуренцией, но и покупательной способностью населения. Однако, в большинстве случаев поставщики продукции на рынке, в случае повышения налога, перекладывают его на цены, сокращая при этом объем продаж, рассчитанных на более платежеспособный круг покупателей. При этом нередко используются криминальные структуры для вытеснения с рынка торговых фирм, с целью устранения конкурентов с уменьшившегося в объеме соответствующего сегмента рынка
Во-вторых, в случае естественных монополий ограничение государством верхних пределов цен должно корреспондироваться с уровнем налогообложения структур, занимающих монопольное положение на рынке.
В-третьих, налогообложение продукции, содержащей природную ренту, должно быть скоординировано с уровнем цен на нее, который должен в первую очередь подвергаться государственному регулированию с целью изъятия в бюджет природной ренты за исключением той части дифренты II, которая является результатом частных инвестиций.
В-четвертых, и это принципиально важно для стимулирования синергетического эффекта, в сочетании с противодействием финансовыми методами негатив-
ным сторонам монополизма, в рамках повышенной рентабельности отдельно взятого изделия (услуги) следует проводить различия между источниками такой рентабельности; одно дело, если она является порождением монопольного положения на рынке, и совсем другое - если она выражает реально созданный синергетический эффект, что необходимо учитывать в дифференциации налогообложения.
Проблема совместного ценового и налогового регулирования имеет как теоретический, так и практический аспект. Теоретический аспект этой проблемы предполагает совместное ценовое и налоговое регулирование современного воспроизводства.
Предложенное регулирование базируется на следующих положениях.
1. Основой является положение о том, что закон стоимости, обусловливающий функционирование и развитие рыночного хозяйства, действует посредством цен, причем оказывая как положительное, так и негативное воздействие на национальную экономику; с течением времени негативный аспект влияния усиливается до такой степени, что делает необходимым активное регулирующее воздействие государства на цены. Чтобы воздействие государства на цены было достаточно действенным, его следует сочетать с активным налоговым регулированием, что должно выражаться, прежде всего, в дифференцированном налоговом обложении прибыли в составе цены единичного продукта в зависимости от источника этой прибыли - одно дело синергетический эффект и совсем другое - монопольное взвинчивание цен.
2. Можно выделить восемь основных направлений воздействия закона стоимости на национальную экономику, причем по одним из этих направлений влияние осуществляется путем отклонений цен от стоимости, которые постоянно нейтрализуются на некоторое время, а по другим - влияние происходит на основе цен близких стоимости. Ниже дается характеристика этих направлений.
Направление 1. Стимулирование эффективности хозяйствования на основе цен, близких к стоимости.
Как известно, эффективность хозяйствования в самом общем виде выражается в виде соотношения результата (эффекта) и затрат на его достижение.
Большинство экономистов как в нашей стране, так и за рубежом, рассматривает стоимость товара в качестве затрат на его производство. В данной связи во многих экономических публикациях вообще перестали употреблять понятие стоимость, ограничившись понятием затраты.
Между тем, экономическая категория стоимости синтезирует в своей сущности затраты и их полезный эффект, что убедительно доказано рядом отечественных экономистов.
Стоимостную, на базе общественно необходимых затрат, концепцию ценообразования обычно противопоставляют маржиналистской концепции ценообразования, согласно которой цена товара или услуги определяется исключительно его (ее) полезностью для крайнего, замыкающего потребителя, вне зависимости от затрат. Маржиналисты правы в том, что в основе цены лежит полезность товара для замыкающего потребителя, однако, с ними нельзя согласиться в части отрицания затрат. Ведь чем шире круг покупателей-потребителей, а к расширению толкает конкуренция, тем ниже цена, а расширить круг покупателей и снизить цену позволяет только соответствующее сниже-
ние затрат, поскольку никто не будет работать себе в убыток.
По мнению автора в основе цены лежит стоимость -ценность, вокруг которой колеблются цены, отклоняясь вверх и вниз.
Стоимость-ценность представляет собой двуединст-во затрат и результатов. К этому двуединству можно подходить с двух сторон, со стороны производителя и затрат, и тогда имеет место стоимость, лежащая в основе цены предложения, но и эта цена выражает затраты скорректированные на их полезный эффект, а также со стороны потребителя (покупателя), когда в основе цены спроса лежит ценность продукции (товара и услуги), при том что на ценность оказывает влияние величина затрат, определяющая круг потребителей в отношении которых определяется ценность.
Направление 2. Конкуренция как движущая сила эффективности, включая синергетический эффект.
Как известно, конкуренция побуждает участников рынка действовать в русле как повышения соотношения результатов и затрат (полезности и индивидуальных полных затрат - ИПЗ), так и наращивания объемов производства и продаж, соответственно стремясь расширить свое присутствие на рынке; если не стремиться к последнему, то это сделают конкуренты, и те, кто не расширял объем производства и продаж останутся вытесненными с рынка. Речь не идет о продаже предметов роскоши, рассчитанной на узкие сегменты рынка.
В целом, конкуренция положительно воздействует на экономику, но у нее есть теневая сторона: по мере нарастания конкуренции с рынка, а затем и из производства вытесняются, в принципе, эффективные с позиции общественного воспроизводства хозяева, но менее эффективные, чем победители конкурентной борьбы. В результате значительная часть общественного труда и продукта оказывается невостребованной обществом, а занятые предпринимательской деятельностью или трудом на предприятиях, не выдержавших конкуренцию, выбрасываются из воспроизводственного процесса, после чего они должны искать новое, приносящее доход занятие, что удается далеко не всегда.
Направление 3. Задействование двух сторон товарного фетишизма - объективной и субъективной, отсутствие стратегии социально-экономического развития страны.
Субъективной стороной товарного фетишизма является преклонение людей перед товарами, а также деньгами, как товаром особого рода. Она находит выражение в расхожих взглядах, что «все продается и покупается», «деньги могут все», «значение и возможности человека определяются тем, сколько у него денег» и т.д. Объективной стороной товарного фетишизма является то, что люди выходят со своими товарами и услугами на рынок и дальнейшая судьба человека зависит от того, в какой степени рынок признает предлагаемый ему продукт. В такой ситуации потоки товаров и денег управляют жизнью людей, соответственно, не столько товары и деньги служат людям, сколько люди им. Иначе говоря, в экономике, целиком и полностью ориентированной на рынок, люди тотально порабощены рынком, вынужденные для обеспечения своего жизнесуществования подчинять весь алгоритм своей жизни перепадам рыночной конъюнктуры.
Наглядным выражением денежного фетишизма является монетаризм - доктрина, которая пытается наукообразно обосновать всеобщую власть денежных по-
токов над экономикой, а через нее над всей жизнедеятельностью людей. Неслучайно монетаризм, как и неоконсерватизм, составной частью которого он является, многие экономисты в последнее время стали называть рыночным фундаментализмом.
Направление 4. Развитие экономики вопреки законам экологии природы, человека, общества.
Антиэкологическое развитие современного общества и его экономики является результатом господства в общественном сознании и экономической жизнедеятельности товарного и особенно денежного фетишизма, что выражается в стремлении к максимизации прибыли в качестве главной цели, а способом этого является постоянное расширение продаж, которое, в свою очередь, требует формирование потребительского образа жизни, нацеленного на все большее и большее потребление разнообразных благ. В результате такого образа жизни разрушается природа, деформируется личность человека, нарастает антагонизм в обществе.
Направление 5. Формирование пропорций общественного воспроизводства через отклонения цен от стоимости.
Как известно, закон стоимости играет регулирующую роль, определяя пропорции производства товаров и оказания услуг - если каких-либо продуктов производится в избытке, цены на них падают, поскольку предложение превышает спрос, что является сигналом для субъектов рынка к сокращению избыточных производств. Напротив, на те продукты, которые произведены в недостатке, спрос превышает предложение, они продаются, поэтому выше стоимости, производители получают за них больше, а это стимулирует их расширять производство продуктов, спрос на которые удовлетворяется недостаточно.
По мере развития человеческого общества и накопления противоречий и проблем, сопровождающегося это развитие, чисто рыночное регулирование пропорций общественного воспроизводства становится все менее приемлемым. Соответственно нарастает необходимость их сознательного регулирования со стороны общества посредством соответствующего целенаправленного воздействия государства на воспроизводственный процесс. В этом воздействии, помимо применения мер простого, непосредственного воздействия, государство использует механизм рыночной саморегуляции, но при этом соответствующим образом преобразует и регулирует сам этот механизм.
Направление 6. Ослабление на порядок конкуренции, торможение НТП, снижение эффективности, ан-тисинергетичность.
Конкуренция, по мере развития рыночного хозяйства, постепенно все более и более подвергается самоотрицанию, поскольку она из своих собственных недр рождает все более узкий круг победителей конкурентной борьбы, противодействие между которыми становится столь разрушительным, что они предпочитают отказываться от конкурентного противопоставления, заменяя его монопольным разделом рынка. Здесь монополистом выступает не одна единственная компания, а группа фирм. Такое развитие событий приводит к торможению научно-технического прогресса, снижает эффективность воспроизводственного процесса. Получаемые при этом монопольные сверхприбыли на порядок снижают стимулы к генерированию синергетического эффекта.
Направление 7. Отсеивание по сужающейся спирали менее эффективных хозяев и монопольный сговор между оставшимися.
На первых этапах развития рыночного хозяйства отсеивание менее эффективных хозяев играет прогрессивную роль и способствует повышению эффективности общественного воспроизводства. Однако, по прохождении критической точки этого отсеивания, в число проигравших попадает все возрастающее количество вполне дееспособных хозяев, а количество победителей конкурентной борьбы оказывается столь малым при непомерным возрастании разрушительности этой борьбы, что объективно обусловленным образом конкуренцию сменяет монопольный сговор, негативное воздействие которого на национальную экономику отражено в направлении.
Направление 8. Развитие рыночного хозяйства под воздействием закона стоимости приводит ко все возрастающей концентрации общественного богатства, соответственно денежных доходов у все более узкого слоя лиц, а дальнейшее накопление денежного капитала происходит на базе все расширяющего объема продаж, который наталкивается на узкую платежеспособность основной массы населения, поскольку большая часть денег сконцентрирована у явного меньшинства населения. В данной связи рыночно - капиталистическое хозяйство периодически сотрясается все более разрушительными кризисами перепроизводства, которые на практике сильно обостряются непомерным разрастанием спекулятивно-посреднической сферы.
Наиболее разрушительный кризис - Великая депрессия 30-х годов XX века. После его преодоления нерегулируемый государством капитализм ушел в прошлое. Государство стало перераспределять доходы богатых в пользу общества и регулировать экономику.
Однако, в современных условиях, антагонистическое противоречие рыночных отношений между расширением производства и относительной узостью массового платежеспособного спроса воспроизводится уже в масштабе мирового хозяйства, когда роль бедного большинства населения играют уже бедные страны мира.
Совместное ценовое и налоговое регулирование воспроизводства обусловлено необходимостью, с одной стороны, нейтрализации негативного влияния на национальную экономику стихийного рынка, движимого законом стоимости, проявляющегося посредством механизма цен (в связи, с чем рынок уже перестает быть стихийным), а с другой - стратегического планирования социально-экономического развития страны. При этом система мер планомерного воздействия, составной частью которого выступает совместное ценовое и налоговое регулирование, проводит плановые установки стратегии социально-экономического развития страны на те же самые стороны воспроизводства, на которые действует регулируемый законом стоимости рынок, в одних случаях корректируя влияние рынка, а в других - давая совершенно новые импульсы экономике, особенно в области научно-технического прогресса и природопользования в соответствии с законами экологии.
Список литературы:
1. Ильин А.И., Криминальная матрица-2, - М.: Олма-пресс, 2002
2. Лукьянов С.В., Теневая подсистема общественного воспроизводства, Экономические системы, №1, 2008.
3. Шмидхейни С.С., Смена курса. Перспективы развития и проблемы окружающей среды: подход предпринимателя. -М.: МУ, 1999 г.
4. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Основания синергетики:
Синергетическое мировидение. - М.: Книжный дом
«ЛИБРОКОМ»/иР8в, 2010.
РЕЦЕНЗИЯ
Даная работа написана на актуальную тему. Она посвящена исследованию и обоснованию необходимости перехода России на инновационный путь развития, базирующийся на научно-техническом прогрессе. В статье показывается, что не все инновации экономически оправданы, наибольшую значимость имеют только те, что дают экономический эффект, соответствуя социальным и экологическим требованиям современности. Большое внимание в статье уделяется раскрытию основополагающих принципов синергетического подхода в современной экономической науке и определению ключевых понятий синергетики применительно а экономическим исследованиям.
Статья представляет несомненный научный интерес и может быть рекомендована к публикации.
РГСУ, кафедра маркетинга, экономики и социологии
Труда, профессор,
д.э.н. И.Ю. Ильина