УДК 159.9:316.37
Т. В. БЕСКОВА
Институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета в г. Саратове E-mail: [email protected]
Взаимосвязь ценностных ориентаций личности и ее склонности к зависти
В статье приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению межфункциональных связей между ценностными ориентациями с общим уровнем собственной зависти, с завистью к приобретениям, достижениям, качествам (по 17 предметам). Выделяются четыре группы ценностей в зависимости от характера взаимосвязей значимых/доступных ценностей с завистью. Обнаруживается взаимосвязь между показателем рассогласованности в мо-тивационно-личностной сфере и завистью.
Ключевые слова: ценностные ориентации, структура ценностей, зависть, предметы зависти, социальное сравнение, превосходство.
T.V. BESKOVA
Interrelation of Valuable Orientations of the Person and its Propensity to Envy
The article contains the results of empirical research in revealing of inter-functional communications of the value orientations with the general level of own envy, with envy to purchases, achievements, qualities (in 17 subjects). It points out four groups of values depending on the character of interrelations of significant/accessible values with envy. The interrelation between a mismatch indicator in motivational-personal sphere and envy is found out.
Key words: valuable orientations, structures of the values, envy, subjects of envy, social comparison, superiority.
Зависть была предметом исследования еще в античной философии, но до сих пор этот феномен с трудом поддается изучению из-за разнообразных форм выражения и проявления открытой и, в особенности, латентной зависти. Так, Г. Шек отмечает, что есть мало понятий, которые являются такой же неотъемлемой частью социальной реальности и при этом так подчеркнуто игнорируются научными категориями наук о поведении1.
Феномен, описываемый словом «зависть», неизбежно предполагает социальный контекст: сосуществование двух или более индивидов. К. Муздыбаев, обобщая разнообразные подходы к определению зависти, предлагает рассматривать ее как феномен, проявляющийся на трех уровнях: на уровне сознания — осознание более низкого своего положения, на уровне эмоционального переживания — чувство досады, раздражения или злобы из-за такого положения, и на уровне реального поведения — разрушение, устранение предмета зависти. Исходя из этого, он выделяет следующие компоненты зависти, последовательно проявляющиеся друг за другом: социальное сравнение; восприятие субъектом чьего-либо превосходства; переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу; неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит; желание или причинение ему
вреда; желание или реальное лишение его предмета превосходства2. Однако Е.П. Ильин в этой связи отмечает, что «здесь упущен главный компонент зависти. Ведь зависть возникает не просто к тому, кто располагает тем, чего нет у завидующего. Она возникает только по поводу того, к чему у человека имеется пристальный интерес, что им высоко ценится и в чем у него имеется потребность. Это может быть зависть женщины, желающей, но не имеющей детей, к тем, кто их имеет; зависть человека с карьеристскими наклонностями к другому человеку, успешно продвигающемуся по службе, и т.д.»3.
Именно добавление компонента «пристальный интерес к предмету» в сущностную характеристику зависти, а также мнения В.В. Филипенко и Л.Л. Черняева («Зависть маркирует предполагаемые и достижимые ценности»4) и Г. Шека («Зависть не является прямо пропорциональной абсолютной ценности объекта, но очень часто сосредоточивается на абсурдных мелочах <...>»)5за-ставили нас задаться вопросом о характере взаимосвязи зависти с ценностными ориен-тациями человека.
Ценностные ориентации в психологических исследованиях рассматриваются как потребности личности (А. Маслоу); установка личности на жизненные ценности (Д.Н. Узнадзе, В.Д. Ядов); отношение личности к жиз-
© Т.В. Бескова, 2010
ненным ценностям (В.И. Мясищев, Б.Ф. Ломов); направленность личности на жизненные ценности (Б.Т. Ананьев, С.С. Рубинштейн, Э. Фромм); убеждения, представления личности о жизненных ценностях (Д.А. Леонтьев, Г. Олпорт, М. Рокич); понимание смысла жизни человеком (В.Э. Чудновский) и др. Таким образом, ценностные ориентации определяются как сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы ее отношений, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. От их структуры зависит содержание моральных предпочтений, морального выбора, способы и средства, которые использует человек в поведенческих ситуациях.
Основной функцией ценностных ориен-таций является регулятивная, а именно — регулирование поведения в определенных социальных условиях, в различных ситуациях взаимодействия. Л.С. Архангельская отмечает, что в широком смысле все ситуации взаимодействия, в которых есть как минимум два человека, один из которых достиг успеха, превосходства, а другой стремится к нему, не оценивая реально свои объективные и субъективные возможности, могут стать ситуациями зависти6. Однако в одних случаях указанные выше ситуации взаимодействия перерастают в зависть, а в других — нет. Иначе говоря, сами по себе сравнение и оценивание не приводят неизбежно к зависти. Предполагаем, что в определенной мере на возникновение зависти оказывает влияние иерархия ценностных ориентаций человека, но можно допустить и то, что под влиянием зависти ценности могут трансформироваться.
Итак, целью настоящего исследования является изучение взаимосвязей ценностных ориентаций личности с общим уровнем зависти и завистью к определенным предметам. Для изучения ценностных ориентаций в качестве методического инструментария использовалась методика М. Рокича7. Респонденты дважды ранжировали список терминальных ценностей: вначале определяли значимые для них, а затем — степень их доступности. Исследование социально-психологического феномена зависти осуществлялось при помощи авторского опросника, вопросы которого были направлены на выявление представлений о сущности и причинах
зависти в массовом сознании; представлений о половых и возрастных особенностях субъекта зависти; особенностей проявления зависти на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях; самооценки собственной зависти (респонденты оценивали как общий уровень зависти, так и уровень зависти к предметам). Стоит отметить, что для реализации цели данного исследования анализировались ответы не на все вопросы, а лишь те, которые непосредственно касались оценки собственной зависти. На основе теоретического анализа философских и социально-психологических исследований по данной проблематике нами были выделены семнадцать самых распространенных предметов зависти. Респондентам предлагалось по пятибалльной шкале оценить собственный уровень зависти к ним. Минимальное значение шкал было обозначено, как «никогда никому не завидую», максимальное — «завидую часто и многим». Обработка результатов осуществлялась при помощи сравнения средних показателей по ^критерию Стьюдента и метода корреляционного анализа.
В исследовании принимали участие представители разных социально-демографических групп — всего 408 человек, из них 183 мужчины и 225 женщин в возрасте от 18 до 55 лет (Мх=29,3).
На первом этапе эмпирического исследования нами были выделены как значимые, так и доступные ценностные ориентации (табл. 1).
Таким образом, приоритетными ценностями по уровню их значимости для человека являются: «здоровье», «любовь», «материально обеспеченная жизнь», «счастливая семейная жизнь», «интересная работа» и «активная деятельная жизнь». Что же касается отвергаемых ценностей, находящихся в «основании» иерархической структуры, то к ним были отнесены: «свобода», «общественное признание», «красота природы и искусства», «развлечения», «счастье других» и «творчество».
Наиболее реальными в достижении оказались здоровье, активная деятельная жизнь, наличие хороших и верных друзей, любовь, интересная работа и развитие, а наименее доступными — общественное признание, уверенность в себе, развлечения, красота природы и искусства, счастье других и творчество.
Далее нами анализировались различия между средними значениями рангов значимых и доступных ценностей (при этом учитывались как абсолютная величина, так и знак).
Так как наивысший ранг ценности присваивается меньшему числу, то отрицательное значение 1-Стьюдента означает ее большую значимость и меньшую доступность (высокий уровень разрыва характеризуется Е.Б. Фан-таловой8 как внутренний конфликт), а положительное — меньшую значимость и большую доступность (внутренний вакуум).
Исходя из этого, выделим ценности, значимость которых выше и ниже их доступности. К первым относятся: здоровье, интересная работа, любовь, материально обеспеченная жизнь, счастливая семейная жизнь. Стоит отметить, что все они представляют собой так называемые ценности личного счастья.
Вторая группа объединяет в себя также пять ценностей: красота природы и искусства, познание, развитие, развлечения, свобода, счастье других.
Целью второго этапа исследования стало выявление наиболее значимых предметов зависти (то, чему чаще всего завидуют люди). Респондентам представлялся перечень из 17 основных предметов зависти и предлагалось оценить уровень собственной «предметной зависти» — по 5-балльной шкале (от «не завидую никогда» до «сильно завидую»), после чего вычислялись и ранжировались средние баллы, что позволило выявить наиболее значимые из них (табл. 2).
Таблица 1
Иерархия ценностей по их «значимости» и «доступности»
Ценности Значимые ценности Доступные ценности 1-Стьюдента
М х Ранг М х Ранг
Активная деятельная жизнь 8,02 7 7,66 3 1,3
Жизненная мудрость 9 8 8,97 7 0,089
Здоровье 5,66 1 6,84 1 -3,462***
Интересная работа 7,85 5 8,61 5 -2,2*
Красота природы и искусства 11,9 15 11 16 2,498*
Любовь 6,43 2 7,7 4 -3,72***
Материально обеспеченная жизнь 7,37 3 9,77 11 -7,141***
Наличие хороших и верных друзей 7,94 6 7,46 2 1,087
Общественное признание 10,6 14 10,1 13 1,637
Познание 10,4 12 9,31 8 3,392***
Продуктивная жизнь 10,1 11 9,87 12 0,643
Развитие 10 10 8,84 6 3,842***
Развлечения 12,5 16 10,8 15 5,38***
Свобода 10,5 13 9,76 10 2,265*
Счастливая семейная жизнь 7,77 4 9,39 9 -4,049***
Счастье других 12,6 17 12,2 17 1,393
Творчество 12,8 18 12,5 18 0,924
Уверенность в себе 9,7 9 10,2 14 -1,369
Примечание: * — уровень статистической значимости 0,05; ** — 0,01; *** — 0,001.
Таблица 2
Среднее значение уровня зависти к определенным предметам
Предметы зависти Средний балл Ранг
Внешняя привлекательность (красота, фигура, рост, вес) 2,54 9
Здоровье 2,57 7
Молодость 2,01 17
Карьерный рост 2,70 3
Положение в обществе, социальный статус 2,62 4
Похвала значимого человека, награды, популярность 2,3 13,5
Материальный достаток 2,89 1
Дорогие или модные вещи 2,35 12
Профессиональные (учебные) успехи 2,58 6
Интеллект, способности 2,61 5
Личностные качества 2,3 13,5
Умение общаться 2,56 8
Успех у противоположного пола 2,1 16
Наличие преданных друзей 2,4 10
Семейное благополучие 2,38 11
Дети (их наличие или их успехи) 2,22 15
Отдых, путешествия, развлечения 2,74 2
Таким образом, результаты, представленные в таблице, дают основание выделить те предметы, зависть к которым максимальна. Ими являются материальный достаток (2,89), отдых (досуг) (2,74), карьерный рост (2,7), социальный статус (2,62), интеллект (2,59).
Стоит отметить, что все указанные предметы зависти (кроме интеллекта) относятся к одному фактору, определяемому как зависть к социальному превосходству человека и его материальным благам. Интеллект же включен в фактор «зависть к высокоразвитой личности c успешными межличностными и семейными отношениями»9.
Далее можно высказать предположение о том, что, вычислив средний балл каждого испытуемого по его уровню зависти к выделенным предметам, мы получим косвенную оценку общего уровня собственной зависти субъекта. Меры центральной тенденции в данном случае следующие: Мх=2,46, Мо=1,88, М^2,47, R=5-1=4. х о
На третьем этапе исследования выявлялись межфункциональные связи ценностных ориентаций с общим уровнем зависти. В результате корреляционного анализа обна-
ружены отдельные статистически значимые взаимосвязи (табл. 3).
Проанализировав представленные в таблице статистически значимые взаимосвязи, возможно выделить две группы ценностей (в зависимости от характера взаимосвязей значимых/доступных ценностей с общим уровнем зависти субъекта):
в первую входят значимые ценностные ориентации, имеющие взаимосвязь с завистью (интересная работа, материально обеспеченная жизнь, познание, счастье других). Однако модальность этих взаимосвязей разная: если значимость ценностей «интересная работа» и «материально обеспеченная жизнь» объединяет положительная корреляция с завистью (первая подгруппа), то «познание» и «счастье других» — отрицательная (вторая подгруппа).
Несмотря на то, что ценности, объединенные в первую подгруппу, имеют качественно разное соотношение рангов значимость/доступность (интересная работа — 5/5, материально обеспеченная жизнь — 3/11), в обоих случаях обнаружены статистически значимые различия, констатирующие, что средний ранг их значимости выше среднего ранга доступности (интересная работа ^=-2,2,
Таблица 3
Взаимосвязи значимых и доступных ценностей с общим уровнем зависти
Ценности Связь зависти Связь зависти
со значимыми ценностями с доступными ценностями
Активная деятельная жизнь 0,086 0,137**
Жизненная мудрость 0,021 0,013
Здоровье -0,084 0,125*
Интересная работа -0,164*** 0,003
Красота природы и искусства -0,002 -0,003
Любовь -0,024 0,046
Материально обеспеченная жизнь -0,184*** 0,031
Наличие хороших и верных друзей 0,017 -0,025
Общественное признание 0,038 -0,127*
Познание 0,099* -0,049
Продуктивная жизнь 0,035 -0,066
Развитие 0,069 -0,01
Развлечения 0,013 -0,06
Свобода -0,066 -0,109*
Счастливая семейная жизнь -0,021 0,054
Счастье других 0,099* -0,067
Творчество 0,028 -0,045
Уверенность в себе 0,014 0,084
Примечание: так как шкала зависти является прямой (наибольшему уровню зависти присваивается максимальное числовое значение), а шкала ценностных ориентаций — обратной (наивысшему значению присваивается минимальный ранг), то положительное значение коэффициентов корреляции означает обратную связь, а отрицательное — прямую. * — уровень статистической значимости 0,05; ** — 0,01; *** — 0,001.
р<0,05), материально обеспеченная жизнь ^=-7,141, р<0,001)). Итак, высокий ранг значимости данных ценностей по сравнению с их доступностью является определяющим для возникновения положительной корреляционной связи с завистью. Таким образом, фрустрация потребности человека в материальном благосостоянии (интересная работа, приносящая доход) ведет к эскалации, к разворачиванию сравнения, оценивания, интерпретаций и в конечном итоге приводит к преувеличению неравенства10, к гиперболизации достоинств других, к обесцениванию самого себя, что и становится основой для возникновения чувства зависти.
Анализируя ценности, вошедшие во вторую подгруппу («познание» и «счастье других»), необходимо отметить, что различий между ними больше, нежели сходства: во-первых, ценность «познание» как по рангу значимости, так и по рангу доступности находится в середине ранжированного ряда (12/8), тогда как «счастье других» и в том, и в другом случае — в основании иерархической структуры (17/17); во-вторых, если значимость первой ниже ее доступности ^=3,392, р<0,001), то значимость и доступность второй ценности не различаются ^=1,393). И все же определяющей их отрицательную связь с завистью является именно их значимость для человека (учитывая достаточно низкие ранги, наверное, правильнее говорить об их незначимости). Иначе говоря, чем менее ценно и значимо для человека познание и счастье других, тем выше вероятность возникновения зависти к другим. Интерпретируя данные связи, отметим:
человек, стремящийся к познанию, самосовершенствованию и интеллектуальному развитию, свободен от зависти. В крайнем случае, если зависть и овладевает им, она не сопряжена с бессилием, и человек способен освободиться от нее. Примером этого тезиса может служить ответ народного артиста В. Зельдина, отмечающего 90-летие, на вопрос журналистов о секрете его успеха: «Я всю жизнь следую двум правилам: 1) всегда, что бы ни случилось, интересоваться новым; 2) никому не завидовать»11. На наш взгляд, первое правило подразумевает второе;
по определению Э.Л. Радлова, зависть есть чувство страдания, испытываемое при виде благополучия другого12. Ценность «счастье других», напротив, предполагает
желание этого благополучия другим, что, соответственно, нейтрализует зависть.
Во вторую группу интегрированы ценности «активная деятельная жизнь», «здоровье», «свобода» и «общественное признание», имеющие статистически значимые корреляционные связи их доступности с завистью, но необходимо отметить, что и в этом случае ценности попарно разбиваются: доступность двух первых отрицательно взаимосвязана с завистью (третья подгруппа), доступность последних — положительно (четвертая подгруппа).
Ценности «активная деятельная жизнь» и «здоровье», вошедшие в третью подгруппу, имеют наивысшие ранги по критерию их доступности. Однако если значимость ценности здоровья для человека все же выше ее доступности ^=-3,452, р<0,001), то достоверных различий между средними рангами значимости и доступности ценности «активная деятельная жизнь» не обнаружено. Что касается первой ценности, доступность которой нивелирует зависть, то имеет смысл процитировать М. Унамуно, который, беседуя с одним человеком, сказал ему: «Самая для меня симпатичная ваша черта то, что я ни разу не заметил у вас и намека на завистливость. — На зависть у меня просто не хватает времени, — ответил его собеседник. — Меня так занимает дорога, по которой я иду, и так волнует вопрос, куда она меня приведет, что не остается времени глядеть по сторонам, на чужие дороги, и бояться, не продвигается ли по ним кто-нибудь быстрее, чем я по своей»13.
Высокий ранг ценности «здоровье» по критерию ее доступности (при еще большем ранге ее значимости) также приводит к уменьшению зависти к другим. Вероятно, в данном случае человек руководствуется принципом: «Я здоров, и это главное».
Четвертая подгруппа, образованная ценностями «свобода» и «общественное признание», доступность которых положительно коррелирует с завистью к другим, наиболее сложно, на наш взгляд, поддается интерпретации. Анализируя взаимосвязь доступности ценности «свободы» с завистью, на наш взгляд, необходимо учесть двойственность понятия «свобода». Так, Э. Фромм различал «свободу от» (негативную) и «свободу на» (позитивную)14. Он считал, что люди могут быть самостоятельными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом. Вид свободы, при
которой человек чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от него — позитивная свобода, которая не идентична «свободе от...». Обратной стороной «свободы от» является одиночество и отчуждение. Такая свобода — бремя для человека. Фромм описал три типичных невротических механизма «бегства» (психологической защиты) от негативной свободы. Это авторитарная, конформистская и деструктивная разновидности невротического характера. Первый выражается в мазохистской страсти к подчинению себя другим или в садистической страсти к подчинению других себе. Второй состоит в отказе от своей индивидуальности и стремлении быть «как все». Третий — в неудержимой тяге к насилию, жестокости, разрушению.
Несколько иной взгляд на понимание двойственной сущности свободы принадлежит И. Берлину: «...негативная свобода — это свобода, от которой человек не может отказаться, не идя против существа своей человеческой природы, она означает запрет вторжения далее некоторой перемещаемой, но всегда четко осознаваемой границы. <...> Должна существовать область, в границах которой люди неприкосновенны, причем эти границы устанавливаются не произвольным образом, а в соответствии с нормами, получившими столь широкое и проверенное временем признание, что их соблюдения требуют наши представления о нормальном человеке и о том, что значит действовать неразумным или недостойным человека образом. Позитивная свобода предполагает не свободу "от", а свободу "для" — свободу вести какой-то предписанный образ жизни»15.
Беря за основу вышеприведенные высказывания, предположим, что в случае признаваемой человеком доступности для него свободы (положительно взаимосвязанной с завистью) мы имеем дело именно с ее негативным пониманием (по Э. Фромму такая свобода приводит к отчуждению и невроти-зации, по И. Берлину — к тому, что человек считает себя свободным от установленных обществом норм, в том числе моральных и этических). Оба этих взгляда на свободу могут привести к разного рода деструктивным актам, когда желание обладать трансформируется в еще более сильное желание отобрать, лишить, нивелировать превосходство конкурента.
Что касается положительной взаимосвязи зависти с доступностью ценности «обще-
ственное признание» (уважение окружающих), то она также, на первый взгляд, весьма противоречива («Чем больше меня уважают другие, тем больше я завидую»). Противоречивость этой взаимосвязи усиливает и то, что зависть отрицательно коррелирует с самоуважением16, несмотря на то, что оно, являясь когнитивным компонентом самоотношения, зависит в том числе и от мнения (уважения) других людей.
Вероятно, это противоречие разрешится, если мы допустим, что декларируемая доступность ценности «общественное признание» совсем не обязательно подразумевает действительное уважение окружающих — речь может идти о желаемом или воображаемом уважении других, которое может как коррелировать с реальным, так и не коррелировать. Таким образом, анализируемую нами связь можно интерпретировать следующим образом: у субъекта зависти появляются условия для падения самоуважения, свойственное человеку активное стремление к позитивному самоотношению приводит его к мысли о том, что его непременно уважают другие. Иначе говоря, представления человека о его социальной успешности могут не соотноситься с реальной ситуацией и выступать как механизм защиты позитивного самоотношения. В связи с вышесказанным напрашивается вывод о том, что субъект зависти имеет низкую социальную конгруэнтность.
Обобщая вышесказанное, выделим ценности, значимость/доступность которых определенным образом влияет на интенсивность зависти к другим (рисунок).
Кроме дифференциации ценностей в группы и подгруппы в зависимости от наличия взаимосвязей их значимости или доступности с общим уровнем зависти субъекта и их модальности, нам представляется необходимым более детально проанализировать корреляционные связи вышеобозначенных ценностей с завистью к отдельным предметным сферам.
Наибольшее число взаимосвязей с завистью к отдельным предметам имеют ценности «интересная работа» и «материально обеспеченная жизнь». Причем данные ценности положительно связаны с завистью к одним и тем же предметам: внешней привлекательности (г=-0,12, р<0,05; г=-0,192, р<0,001), карьере (г=-0,105, р<0,05; г=-0,129, р<0,01), материальному достатку (г=-0,144, р<0,01; г=-0,198,
р<0,001), вещам (г=-0,12, р<0,05; г=-0,131, р<0,01), интеллекту (г=-0,118, р<0,05; г=-0,119, р<0,05), умению общаться (г=-0,132, р<0,01; г=-0,114, р<0,05) и семейному благополучию (г=-0,126, р<0,05; г=-0,131, р<0,01).
Ценности «познание» и «счастье других», значимость которых отрицательно коррелирует с завистью, имеют меньшее количество взаимосвязей, нежели ценности, входящие в первую подгруппу. Можно предположить, что чем значимее для человека ценность «познание», тем меньше его зависть к семейному благополучию других (г=0,113, р<0,05) и наличию (успехам) детей (г=0,1 26, р<0,05). Иначе говоря, стремление человека к образованию, расширению кругозора и интеллектуальному развитию уменьшает его зависть к сфере семейных отношений (как супружеских, так и детско-родительских). Значимость же для человека ценности «счастье других» нивелирует его зависть к карьерному росту других (г=0,141, р<0,01) и их материальному достатку (г=0,136, р<0,01), т.е. зависть к социальному и материальному превосходству другого.
Доступность ценностей, вошедших в третью подгруппу («активная деятельная жизнь», «здоровье») понижает уровень зависти к различным предметным сферам. Так, доступность для субъекта активной деятельной
жизни с ее полнотой и эмоциональной насыщенностью приводит к тому, что он менее завидует материальному превосходству другого (материальному достатку: г=0,113, р<0,05, наличию дорогих и модных вещей: г=0,144, р<0,01, отдыху: г=0, 122, р<0,05), а также превосходству в личностной сфере и в сфере отношений (личностным качествам: г=0,129, р<0,01, умению общаться: г=0, 117, р<0,05, наличию преданных друзей: г=0,113, р<0,05). Доступность ценности «здоровье» снижает уровень зависти к несколько другим предметным областям, а именно: зависть к собственно самому здоровью (г=0,167, р<0,001), к превосходству других в семейной сфере (семейное благополучие: г=0,107, р<0,05, наличие (успехи) детей: г=0,149, р<0,01) и сфере их отношений с мужчинами (женщинами), успех у противоположного пола: г=0,1, р<0,05).
Последняя (четвертая) подгруппа ценностей, характеризующаяся положительной связью их доступности с общим уровнем зависти, представлена ценностными ориентациями «свобода» и «общественное признание». Однако и в этом случае данные ценности имеют взаимосвязи с завистью к разным предметам. Так, доступность свободы в ее негативном понимании, подразумевающая, что человек может выходить за гра-
Взаимосвязи зависти и ценностных ориентаций
ницы общепризнанных норм, предполагает повышенный уровень зависти к положению в обществе и социальному статусу (г=-0,114, р<0,05) и возможности полноценного отдыха (г=-0,123, р<0,05). Доступность общественного признания или, как было показано выше, предполагаемое, но не всегда объективно таковым являющееся уважение окружающих приводит к тому, что интенсивность и частота его зависти к интеллектуальным, личностным и коммуникативным качествам других возрастает (интеллект: г=-0,172, р<0,001, личностные качества: г=-0,15, р<0,01, умение общаться: г=-0,104, р<0,05).
Далее нами было определено абсолютное значение разрыва между значимыми и доступными ценностями для каждого респондента выборки, величина которого характеризует рассогласование и дезинтеграцию в мотивационно-личностной сфере и свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности и дискомфорта. Корреляционный анализ выявил положительную взаимосвязь между расхождением (рассогласованностью) ценностей по критерию значимость/доступность и общим уровнем зависти (г=0,14, р<0,05). Другими словами, чем больше расхождение ценностей, тем выше уровень зависти человека.
Однако остается открытым вопрос: приводит ли рассогласованность в ценностях к зависти ко всем представленным выше предметам? Результаты корреляционного анализа показывают следующее: чем выше степень рассогласованности значимости и доступности ценностей (того, что для меня ценно, нет, а то, что доступно, мне не нужно), тем больше зависть к сфере межличностных отношений, включающих в себя семейные (0,194, р<0,001), дружеские (г=0,11, р<0,05) и любовные (г=0,131, р<0,01), а также к социальному превосходству человека и его материальным благам (положение в обществе, социальный статус: г=0,135, р<0,05, материальный достаток: г=0,1, р<0,05, наличие дорогих и модных вещей: г=0,131, р<0,01).
Результаты проведенного нами эмпирического исследования дают возможность сформулировать некоторые выводы:
не все ценности, как по критерию их значимости, так и по их доступности для человека, связаны с завистью к другим;
высокая значимость ценностей «интересная работа», «материально обеспечен-
ная жизнь», «познание» и «счастье других» коррелирует с завистью, причем значимость первых ее повышает, а вторых — нивелирует. Кроме того, значимость для человека его профессиональной деятельности и материального достатка, который, вероятнее всего, является следствием первого, обусловливает его зависть к сферам, связанным с внешними атрибутами успеха: внешней привлекательности, карьерному росту, материальному достатку, наличию дорогих и модных вещей, интеллекту, коммуникативным навыкам и семейному благополучию. Стремление человека к интеллектуальному развитию и расширению своих знаний приводит к понижению зависти в области семейных отношений (возможно, как малозначимых для него и противопоставленных познанию), а альтруистическое желание благополучия окружающим его людям — к уменьшению зависти к социальному и материальному успеху другого (вероятно, в их представлениях это и означает повышение благосостояния и развития людей);
ценности «активная деятельная жизнь», «здоровье», «свобода» и «общественное признание» имеют статистически значимые взаимосвязи их доступности и зависти. Однако если возможность реализации человеком потребности сделать свою жизнь насыщенной во всех отношениях связана с низким уровнем зависти к материальной сфере и сфере межличностных отношений («Если я захочу, и это будет действительно ценно для меня, то, проявляя активность, я добьюсь того же»), то наличие у человека здоровья, как физического, так и психического, блокирует, во-первых, зависть к здоровью других («Зачем завидовать тому, что объективно есть у меня?»), а во-вторых — зависть к семейным и любовным отношениям. Автономность в поведении и предполагаемое уважение других, являясь доступными для человека, напротив, положительно взаимосвязаны с завистью. Доступность свободы в суждениях и поведении повышает зависть человека к другим по отношению к их положению в обществе и возможности полноценно заполнять свое свободное время (отдыхать, путешествовать). Предполагаемый высокий уровень уважения и признания окружающих, являющийся, по-видимому, защитным механизмом позитивного самоотношения, провоцирует зависть к интеллектуальным, личностным и коммуникативным качествам других;
несмотря на то, что выявлена положительная статистически значимая связь между абсолютной величиной разрыва ценностей с общим уровнем собственной зависти, данный показатель рассогласованности в моти-вационно-личностной сфере коррелирует с завистью не ко всем выделенным предметам, а лишь к тем, которые относятся либо к сфере разного рода межличностных отноше-
ний, либо к статусным и материальным предметным областям.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Социально-психологические детерминанты зависти как характеристики межличностных отношений», проект № 10-06-00091а.
Примечания
1 См.: ШекГ. Зависть: теория социального поведения. М., 2010. С. 16.
2 См.: Муздыбаев К. Психология зависти // Психол. журн. 1997. Т. 23. № 6. С. 3-11.
3 ИльинЕ.П. Эмоции и чувства. СПб., 2001. С. 318-319.
4 Филипенко В.В., ЧерняевЛ.Л. Зависть и уныние. URL: http://www.sspp.ru/index.php?module=subjects&func=view page&pageid=12 (дата обращения: 27.03.2010).
5 Шек Г. Указ. соч. С. 99.
6 См.: Архангельская Л.С. Зависть в структуре отношений субъектов, испытывающих трудности общения: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2004. С. 11, 23.
7 См.: Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты. М., 1996. С. 81-84.
8 См.: Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психол. журн. 1992. Т. 13. № 1. С. 107-117.
9 Бескова Т.В. Особенности «предметного поля» зависти // Сибирск. психол. журн. 2010. № 35. С. 53.
10 См.: Соколова Е.Е. Психология зависти // Педология. Новый век. 2002. № 10. С. 71-82.
11 Абдрашитова И.В. Зависть: извинительная, продуктивная, конструктивная? URL: http://www.ethicscenter.ru/f/16. html (дата обращения: 11.11.2009).
12 См.: Радлов Э.Л. Философский словарь. СПб., 1904. С. 96.
13 Унамуно М. Испанская зависть // Унамуно М. Избранное: в 2 т. Л., 1981. Т. 2. С. 251.
14 См.: Фромм Э. Бегство от свободы / пер. с англ.; общ. ред. и послесл. П.С. Гуревича. М., 1989.
15 Берлин И. Две концепции свободы. URL: http://www.krotov.info/library/b/ber/lin.htm (дата обращения: 04.03.2010).
16 См.: Муздыбаев К. Указ. соч. С. 3-11; Бескова Т.В. Особенности взаимосвязи самоотношения и зависти // Вес-тн. ун-та (Государственный университет управления). 2009. № 30. С. 15-18.
УДК 316.6
П.Д. НИКИТЕНКО
Институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета в г. Саратове E-mail: [email protected]
Взаимосвязь самоотношения и характеристик успешности личности социального работника в процессе профессиональной социализации
В статье рассматриваются самоотношение и характеристики успешности личности социального работника в процессе профессиональной социализации. Дается описание самоотношения, успешности во взаимозависимости и взаимовлиянии в процессе профессиональной социализации. Указывается, что отношение к успешности своей профессии может оказывать влияние на самоотношение в той же степени, как и самоотношение может оказывать влияние на эмоционально-оценочные характеристики успешности.
Ключевые слова: самоотношение, успешность, социализация, профессиональная социализация.
P.D. NIKITENKO
Parity of the Self-Relation and Characteristics of Success of the Person of the Social Worker in the Course of Professional Socialisation
In article the self-relation and characteristics of success of the person of the social worker in the course of professional socialisationis considered. The description of the self-relation, success in interdependence and interference in the course of professional socialisationis given. It is underlined, that the relation to success of the trade can influence the self-relation in the same degree, as well as the self-relation can influence emotionally-estimated characteristics of success.
Key words: self-relation, success, socialisation, professional socialisation.
© П.Д. Никитенко, 2010