Научная статья на тему 'Взаимосвязь завистливости личности и ценностных ориентаций'

Взаимосвязь завистливости личности и ценностных ориентаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
786
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВИСТЬ / ЗАВИСТЛИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ENVY / ENVY OF THE PERSONALITY / VALUABLE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горшенина Надежда Викторовна

Исследованы взаимосвязи завистливости личности и ценностных ориентаций студентов. Раскрывается теоретическое понимание зависти с позиции психоаналитических теорий; приводятся результаты взаимосвязи разных уровней зависти (от высокого к низкому) с ценностными ориентациями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATION OF ENVY OF THE PERSONALITY AND VALUABLE ORIENTATIONS

The article is devoted to research of interrelations of envy of the personality and valuable orientations of students. In article the theoretical understanding of envy from a position of psychoanalytic theories, reveals results of interrelation of various levels of envy (from high are given to low) with valuable orientations.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь завистливости личности и ценностных ориентаций»

мосовершенствование. После проведения диагностики следующий этап - обучение прогнозированию (антиципационной состоятельности), планирование результата действия, тем самым повышая прогностическую компетентность, что позволит вовремя и адекватно отреагировать на различные ситуации, в том числе и экстремальные и сохранить психологическую безопасность.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 282 с.

2. Вербина Г.Г. Психология здоровья. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2006. 157 с.

3. Вербина Г.Г. Психология стресса / ЧГПУ. Чебоксары, 2007. 97 с.

4. Вербина Г.Г. Психология эмоций. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2008. 308 с.

5. Куликов Л.В. Характеристики гармонии личности // Ежегодник Российского психологического общества: материалы III Всерос. съезда психологов (25-28 июня 2003 г.): в 8 т. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. Т. 4. С. 561 -565.

6. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. 508 с.

7. Симонов П.В. Что такое эмоция? М.: Наука, 1966. 96 с.

ВЕРБИНА ГАЛИНА ГЕОРГИЕВНА - доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (galina.verbina.49@bk.ru).

VERBINA GALINA GEORGIEVNA - doctor of psychological sciences, professor of Social and Clinical Psychology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 159.942.52 ББК 88.352.132

Н.В. ГОРШЕНИНА

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЗАВИСТЛИВОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Ключевые слова: зависть, завистливость личности, ценностные ориентации.

Исследованы взаимосвязи завистливости личности и ценностных ориентаций студентов. Раскрывается теоретическое понимание зависти с позиции психоаналитических теорий; приводятся результаты взаимосвязи разных уровней зависти (от высокого к низкому) с ценностными ориентациями.

N.V. GORSHENINA

INTERRELATION OF ENVY OF THE PERSONALITY AND VALUABLE ORIENTATIONS

Key words: envy, envy of the personality, valuable orientations.

The article is devoted to research of interrelations of envy of the personality and valuable orientations of students. In article the theoretical understanding of envy from a position of psychoanalytic theories, reveals results of interrelation of various levels of envy (from high are given to low) with valuable orientations.

В современном обществе в связи с культивированием материальных ценностей проявление зависти можно наблюдать в разных социально-демографических группах. В психологических и философских аспектах зависти уделялось достаточное внимание еще со времен античной философии, однако данная тема сохраняет свою актуальность и в наше время.

В психологии понятие «зависть» широко представлено в психоаналитических теориях, где каждый исследователь по-своему детерминирует природу зависти.

З. Фрейд связывал проявление зависти с эдиповым комплексом. В классическом психоанализе зависть предстает как деструктивное влияние, раскрытое в рамках анально-садистической и фаллической стадий созревания личности [4].

А. Адлер подразумевает под завистью одну из агрессивных черт характера, рассматривая ее как «фактор современного состояния человеческой психики» [1. С. 193]. Он уточнял, что там, где существует стремление к превосходству и власти, всегда проявляется зависть [1]. При этом он утверждал, что пропасть между индивидуумом и той целью, которая для него считается

недостижимой, выражается в виде комплекса неполноценности. Согласно мнению А. Адлера, проявление зависти происходит в том случае, если субъект испытывает определенное чувство отверженности и ощущает, что по отношению к нему совершается несправедливость, хотя это и не так [1].

С позиции К. Юнга, зависть фиксирует «отрицательные, негативные ценности», под ними он понимал волю к власти, агрессию [6. С. 65]. Отрицательные, негативные ценности он называет «тенью», под ней он подразумевает те неприятные качества, которые хочется спрятать личности, испытывающей зависть. В свою очередь, зависть как чувство обычно не афишируется субъектом.

Кроме того, в архетип «тени» он включает навязчивые состояния, властные, отмеченные аффектом, которые подавляют упорядоченное Эго. Значит, зависть К. Юнг интерпретирует через властные захватнические отношения и наделяет ее разрушительной силой [6].

К. Хорни [5] выделяет существенную социально-психологическую особенность зависти - формирование у завистника амбивалентной, противоречивой системы отношений, где главным является возрастание притязаний на превосходства, при этом завистник испытывает унижение самого себя, что сопровождается страхом зависти от других, ростом враждебности и желанием избежать соперничества.

Категория «ценности» аккумулирует базовые представления личности о том, что для нее наиболее предпочтительно и значимо. В современных психологических концепциях существуют различные трактовки понимания ценностей. Их различают как носителей определенных убеждений, представлений субъекта; как разновидность социальных отношений.

Подчеркивая психологический характер ценностей, авторы нередко используют понятие «ценностные ориентации» (Б.Г. Ананьев, В.Б. Ольшанский,

В.А. Ядов) и «личностные ценности» (А.Н. Леонтьев, Б.С. Братусь, Т.В. Корнилова) как важный механизм, регулирующий жизнедеятельность [3].

М. Рокич определяет ценность как устойчивое убеждение в том, что выбранный способ поведения субъекта является социально более предпочтительным противоположному способу поведения либо конечному состоянию существования [7]. Согласно его концепции, общее число ценностей, являющихся достоянием субъекта, сравнительно невелико. При этом люди в разной степени имеют одни и те же ценности, организованные в системы.

Можно предположить, что в зависимости от уровня проявлений завистливости личности ценностные ориентации будут варьироваться.

Целью исследования является выявление взаимосвязей уровней завистливости личности и ценностных ориентаций.

Задачи: 1) раскрыть теоретическое понимание зависти с позиции психоаналитических теорий; 2) экспериментально определить уровни проявления зависти у студентов и их значимые приоритетные ценностные ориентации; 3) выявить связь уровней завистливости личности и возможные вариации ценностных ориентаций, соответствующих разным уровням ее проявления.

Для исследования взаимосвязи завистливости личности и ценностных ориентаций мы использовали разработку Т.В. Бесковой «Методика исследования завистливости личности» и методику «Ценностные ориентации» М. Ро-кича в модификации Е.Б. Фанталовой.

Процедура исследования методики Т.В. Бесковой заключается в том, что испытуемому предлагается оценить ряд утверждений. Оценка каждого утверждения производится по 5-балльной шкале: от 0 - «полностью не согласен» до 5 - «полностью согласен» [2]. Данная методика содержит 47 различных характеристик отношений, состояний, чувств личности, возникающих при взаимодействии ее с другими людьми. Количественные данные соответству-

ют конкретному уровню проявлений завистливости личности: низкому, среднему, высокому. В процессе их интерпретации используется перевод полученных баллов в стены.

Для исследования ценностных ориентаций была использована одноименная методика М. Рокича, представленная иерархией ценностей, полученных с помощью ранжирования терминальных и инструментальных ценностей [7].

Процедура тестирования по методике «Ценностные ориентации» заключается в следующем: испытуемому на специальном бланке с инструкцией предлагаются 12 понятий, означающих различные жизненные ценности. Он должен дважды провести попарно сравнение и ранжирование этих понятий на специальных матрицах: по критерию «Важности» и «Доступности».

В исследовании, организованном на базе ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева» и Волжского филиала ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», приняли участие 50 студентов очного отделения разных факультетов.

Обращаясь к результатам исследования, мы выявили, что среди респондентов проявились разные уровни завистливости личности, каждый из них имеет свои ценности.

В результате исследования мы обнаружили, что большая часть студентов демонстрируют средний уровень завистливости, который составил 50%, на втором месте по степени проявления завистливости располагается высокий уровень, который проявился у 40% респондентов. И только 10% студентов имеют низкий уровень завистливости личности.

Средние значения важности жизненных ценностей

Ценности Уровни завистливости

высокий средний низкий

Активная деятельная жизнь 8,41 9,5 9,75

Жизненная мудрость 9,07 9,5 12,5

Здоровье 3,52 2,58 2

Интересная работа 8 7,7 9,75

Красота природы и искусства 15,11 13,6 15,75

Любовь 6,5 5,58 7,5

Материально обеспеченная жизнь 5,58 7,29 9,5

Наличие хороших и верных друзей 7,23 8,12 5,5

Общественное признание 10,29 11,79 6,5

Познание 11,41 11,58 8,5

Продуктивная жизнь 10,52 12 10,75

Развитие 9 9,08 7,5

Развлечение 14,2 13,5 13,5

Свобода 11,23 7,95 6,5

Счастливая семейная жизнь 7,29 8,04 11,5

Счастье других 15,17 13,6 12,5

Творчество 12,2 12,8 12,75

Уверенность в себе 7,64 7 7,5

Респонденты, имеющие высокий уровень завистливости, демонстрируют следующую иерархию значимости жизненных ценностей - здоровье (3,52), материально обеспеченная жизнь (5,58), любовь, наличие хороших и верных друзей (7,23), счастливая семейная жизнь (7,23), т.е. ценности, направленные на «личностное пространство», так называемые ценности личностного счастья. Подобная иерархия наблюдается и у респондентов со средним уровнем зависти, где на первых позициях находятся такие ценности, как здоровье (2,58), любовь (5,5), уверенность в себе (7), материально обеспеченная жизнь (7,29), интерес-

ная работа (7,7), свобода (7,95), что, в свою очередь, демонстрирует личностную направленность респондентов.

Иерархия респондентов, имеющих низкий уровень завистливости, выглядит иначе. На первых позициях оказались следующие ценности: здоровье (2), наличие хороших и верных друзей (5,5), общественное признание (6,5), свобода (6,5), любовь (7,5), развитие (7,5), уверенность в себе (7,5), т.е. ценности социализации, обусловленные ориентацией на других людей, интеграцию в обществе, достижение определенного социального статуса, т.е. направленные на социальное пространство и самоопределение в нем.

Таким образом, можно отметить, что уровень завистливости определяет и жизненную направленность. Иерархия ценностей респондентов с высоким и средним уровнем направлена на индивидуально-личностное пространство, тогда как иерархия ценностей респондентов с низким уровнем - на личностное и социальное пространство.

Литература

1. Адлер А. Понять природу человека / пер. с нем. Е.А. Цыпина. СПб.: Академический проект, 1997. 256 с.

2. Бескова Т.В. Социальная психология зависти. Саратов: ИЦ Наука, 2010. 192 с.

3. Соловьева С.А. Ценностно-смысловая сфера личности как важнейший компонент формирования субъектности в профессиональной подготовке педагогов // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. / под общей ред. Г.В. Мухаметзяновой. Казань: КСЮИ, 2005. С. 191-192.

4. Фрейд 3. Основные принципы психоанализа: пер. с нем., англ. М.: Рефл-бук; Киев: Вак-лер, 1998. 288 с.

5. Хорни К. Собрание сочинений: в 3 т. Т. 1. Психология женщины. Невротическая личность нашего времени: пер. с англ. М.: Смысл, 1997. 496 с.

6. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М.: Канон+, 1996. 399 с.

7. Rokeach M. The nature of human values. N.Y. : The Free Press, 1973. 438 p.

ГОРШЕНИНА НАДЕЖДА ВИКТОРОВНА - соискатель ученой степени кандидата психологических наук кафедры психологии личности, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Россия, Казань (gorshenina83@mail.ru).

GORSHENINA NADEZHDA VICTOROVNA - a competitor of scientific degree of Psychological Sciences candidate, Personality Psychology Chair, Kazan (Volga) Federal University, Russia, Kazan.

УДК 159.9.072.422 ББК 88.37

Р.Д. МИНАЗОВ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ РАССТРОЙСТВ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: расстройства личности, индивидуальная психотерапия.

Описана модель индивидуальной психотерапии пациентов с расстройствами личности. Модель проиллюстрирована клиническим случаем, где представлен самоотчет пациента после проведенного этапа психотерапевтического сотрудничества.

R.D. MINAZOV

INDIVIDUAL PSYCHOTHERAPY OF PERSONALITY DISORDERS

Key words: personality disorders, individual psychotherapy.

This paper describes a model of individual psychotherapy of patients with personality disorders. The model is illustrated by a clinical case where the patient's self-report is presented after the stages of psychotherapy cooperation.

Многие пациенты с пограничными расстройствами проходят так называемый «медицинский лабиринт», прежде чем попадут на прием к психотерапевту. С развитием платной медицины медицинским учреждениям и частнопрактикующим врачам становится невыгодно упускать пациента с динамического наблю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.