УДК 159.9.072+159.923.3 ЗАВИСТЬ КАК НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО СТУДЕНТА
Горшенина Н.В.
Статья посвящена практическим исследованиям зависти. Автор раскрывает универсальную природу зависти. Целью нашей работы является выявление характера проявления личностной черты зависти как нравственно-этического качества у студентов, будущих педагогов. Новизна исследования в том, что в своей работе мы наиболее подробной исследуем особенности проявления уровня завистливости личности именно на студентах, будущих педагогах, используя новую методику Бесковой. В статье представлены результаты исследования по выявлению особенностей проявления зависти у студентов. Установлено, что проявления зависти связаны с самооценкой, конкурентоспособностью и морально-этическими качествами личности.
Выводы: явление зависти у студентов, будущих педагогов может быть представлено в полном объеме: от «белой» до «черной» зависти, от низкого уровня до высокого уровня завистливости. При этом для измерения завистливости личности вполне можно использовать методику самооценки личности.
Ключевые слова: морально-этические качества личности, «белая» зависть, «черная» зависть, самооценка, конкурентоспособность.
ENVY AS A MORAL-ETHICAL QUALITY OF THE STUDENT
Gorshenina N.V.
The article is devoted to the practical investigation of envy. The author reveals the universal nature of envy. The purpose of our work is detection of nature of mani-
festation of personal line of envy as moral and ethical quality at students, future teachers. Novelty of research that in the work we the most detailed investigate features of manifestation of level of envy of the personality on students, future teachers, using Beskova's new technique. The investigation results of identifying features of manifestation of envy among students are presented in the article. It was determined that manifestation of envy is connected with self-esteem, competitiveness, moral and ethical qualities of the individual.
Conclusions: the envy phenomenon at students, future teachers can be presented in full: from "white" to "black" envy, from low level to high level of envy. Thus for measurement of envy of the personality it is quite possible to use a technique of a self-assessment of the personality.
Keywords: moral and ethical qualities of the individual, «white» envy, «black» envy, self-esteem, competitiveness.
Проявление зависти свойственно каждому человеку, нет, пожалуй, ни одной личности, которая бы не испытывала чувство досады, связанное с благополучием или успехом другого. Актуальность исследования зависти обусловлена современным состоянием общества, в котором все более ярко выражено социально-экономическое неравенство между людьми, где зависть проявляется как к конкретному лицу, так и к целым социальным группам.
В большинстве философских трактовок понятие «зависть» имеет ярко выраженный отрицательный смысл, зависть нередко рассматривается как некая сила, имеющая деструктивный характер. Ф Бэкон [4], Р. Декарт [6], Согомо-нов А.Ю. видят в зависти страшный отрицательный порок.
При этом наряду с пониманием зависти как враждебного чувства существует и более широкая ее интерпретация. В психологии встречается определение так называемой «незлобной» зависти, проявляющейся в желании владеть тем, что имеет другой. Но личность при этом не испытывает враждебного чувства.
А. Адлер, например, определял зависть как агрессивную черту характера, рас-
сматривая ее как «фактор современного состояния человеческой психики» [1, с. 193]. Но, несмотря на это, он делает в своей работе важное уточнение: «поскольку нам не под силу полностью уничтожить зависть, мы должны ее использовать, найдя зависти полезное применение, не нарушающее душевного равновесия человека» [1, с. 194]. Таким образом, в зависти можно найти мотивационное начало, направленное на созидание, а не на разрушение личности.
К. Хорни [14], раскрывая диапазон форм проявления тревожности, включала зависть в базальную тревожность. К.К. Платонов считал, что проявление зависти является чувством, и структура данного чувства включает соревнование, страдание от мысли, что у другой личности есть то желанное, чего не хватает у завистника. Л.А. Дьяченко и М.И. Кандыбович рассматривают понятие зависти как социально-психологическую черту личности, которая проявляется в недоброжелательном отношении и недовольстве к личности, вызывающей зависть [7].
В.А. Лабунская [8] и ее ученики исследовали понятие зависти в структуре отношений субъектов, которые испытывали трудности общения. Е.Е. Соколова [13] рассматривала зависть как некий стимул к самосовершенствованию, который способствует самореализации личности. Итак, с психологических позиций мы наблюдаем не столь категоричное отношение к зависти как некоему явлению, имеющему исключительно отрицательные характеристики.
Автор Р.И. Александрова [2] указывает, что задача исследования зависти затрудняется в связи с рациональной реконструкцией процессов формирования данного явления. Об этом говорят работы А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, М.М. Бахтина, С.С. Аверинцева, Л.М. Баткина.
Е.П. Ильин считает, что зависть может трактоваться как эмоция только в случае ситуативного ее проявления, а когда зависть устойчива по отношению к какому-либо объекту, то возможно ее охарактеризовать как эмоциональную установку, то есть чувство [7].
Зависть в психологии интерпретируется как определенный феномен, имеющий проявление на трех базовых уровнях:
- на уровне сознания, данный уровень включает осознание более низкого положения личностью; на уровне эмоционального переживания как чувства досады, злобы, раздражения из-за того, что личность занимает высокое положение; на уровне реального поведения, проявляющегося как разрушение, устранение предмета зависти [7].
Соответственно вышеуказанным уровням К. Муздыбаев раскрывает следующие составляющие зависти, проявляющиеся последовательно друг за другом: социальное сравнение; восприятие субъектом чьего-либо превосходства; переживание досады, огорчения; неприязненное отношение или ненависть к тому, кто превосходит; желание или причинение вреда; желание или реальное лишение личности предмета превосходства [10].
Европейский моралист Гесиод четко сформулировал два вида зависти -порочную зависть, персонифицирующей собой распри и зависть благую, которую он трактует как соревновательную и полезную [5].
В нашем понимании зависть имеет два начала, одно проявляется в стремлении человека к достижению успеха, в желании самосовершенствоваться и развиваться, глядя на тех, кто уже достиг успеха в жизни. Это начало мы рассматриваем, условно говоря, как проявление «белой зависти», направляющей личность к саморазвитию. В психологии белую зависть трактуют как мотивацию достижения личности, когда признание чужого успеха оказывается для зависти стимулом творческой активности и стремления к соревнованию [11]. В то время как основное начало в проявлении данного чувства связано с разрушением, с проявлением агрессии, направленной против другого лица, имеющего те блага, которых нет у завидующего человека.
В современной психологии мы также находим трактовку «черной зависти», которая формулируется как негативная эмоция, побуждающая личность к
совершению злонамеренных действий для устранения чужого успеха, радости и благополучия [11].
Таким образом, зависть не может трактоваться однозначно и проявление данного чувства возможно при изучении соотношения его с моральноэтическими качествами личности.
С точки зрения теоретических аспектов исследования зависти в философии и психологии достаточно проведено исследований в данной области, однако экспериментальные исследования зависти, на наш взгляд, не достаточно широко представлены в современной психологии личности. В своей работе мы наиболее подробной исследуем особенности проявления уровня завистливости личности именно на студентах, будущих педагогах.
Студенчество - это пора, когда детство остается в прошлом, а ощущение того, что вся жизнь впереди, дает возможность пробовать, ошибаться и искать. Резкая смена образа жизни - со школьной скамьи в студенческую жизнь, включение в новые виды деятельности, общение с другими людьми вызывают значительную напряженность, а новая жизненная ситуация требует адаптации к ней. При всем желании и возможности вести взрослую жизнь (за которую боролась юность), молодые люди не всегда способны найти и реализовать себя в ней.
В период студенчества личность начинает активно строить свой жизненный путь, это оптимальное время для личностной и профессиональной самореализации, период для формирования смысла жизни, в основе которого лежат внутренние противоречия, связанные с построением самостоятельной жизни и неимением опыта «взрослой» жизни.
Целью нашей работы является выявление характера проявления личностной черты зависти как нравственно-этического качества у студентов, будущих педагогов.
Задачи: 1) выявить теоретическое понимание зависти как нравственноэтического качества личности; 2) экспериментально определить уровень прояв-
ления зависти у студентов, будущих педагогов; 3) выявление связи зависти как личностной характеристики с особенностями проявления самооценки.
Гипотеза исследования: явление зависти у студентов может быть представлено в полном объеме (от «белой» до «черной» зависти, от низкого уровня до высокого уровня завистливости).
Для исследования проявления зависти личности мы использовали опросник Т.В. Бесковой [3], который выявляет уровни и виды завистливости личности. Бесковой Т.В. был разработан опросник для исследования социальнопсихологического феномена зависти. Данный опросник включает вопросы, направленные на выявление самооценки зависти, на представление о зависти других к себе.
С целью исследования морально-этических качеств личности и их взаимосвязи с завистью мы использовали методику Л.М. Попова «Добро-Зло» [11]. Для более детального исследования личности и влияния самооценки на уровень проявления зависти мы использовали методику Будасси и методику, выявляющую уровень личностной конкурентоспособности личности.
В исследовании приняло участие 44 респондента, обучающиеся на 4 курсе Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева факультета управления (г. Чебоксары).
Анализ результатов исследования завистливости личности (рис. 1) показал, что большая часть студентов демонстрируют средний уровень проявления завистливости (48%), тогда как остальная часть - высокий уровень (34%), что свидетельствует о наличии устойчивого, яркого переживания зависти. И всего лишь малая часть студентов имеет низкий уровень завистливости (18%).
Рис. 1. Результаты исследования завистливости личности
У респондентов, имеющих низкий уровень, зависть не проявляется плотным эмоциональным звеном, который влечет за собой разрушающую силу, скорее наоборот, такие личности, обладающие низким показателем зависти, вполне спокойно относятся к достижениям окружающих и не стремятся завоевать то, что есть у других.
У респондентов в доминанте проявился средний показатель зависти, (48%), то есть чуть меньше половины респондентов проявляют зависть, но она не захватывает их целиком, этот показатель, на наш взгляд, не является постоянным. При этом проявления завистливости у данной образовавшейся группы респондентов возможны, но они не столь значительны и часты, как в следующей группе студентов.
Далее нам представлялось интересным рассмотреть специфику взаимосвязей уровней зависти с такими показателями как самооценка, коэффициент человечности, а также уровень личностной конкурентоспособности. Результаты анализировались с помощью коэффициентов корреляции Спирмена.
На наш взгляд достаточно целесообразным является рассмотрение зависимостей по уровням проявления зависти. Для этого все респонденты были разделены на три группы по доминированию уровня зависти.
Рассмотрим связи в группе, где доминирующим уровнем является низкий, рис. 2.
Рис. 2. Структура взаимосвязей низкого уровня зависти
Показатель низкого уровня зависти устойчиво коррелирует с заниженной самооценкой ф<0,01 при г=0,399), низкой конкурентоспособностью ф<0,01 при г=0,389) и завышенной самооценкой ф<0,01 при г= -0,312). Это логично укладывается в специфику проявлений низкого уровня зависти.
Анализ результатов взаимосвязи среднего уровня проявления зависти (рис. 3), показал, что имеется только одна корреляционная связь со средним уровнем личностной конкурентоспособности ф<0,01 при г= 0,413). Видимо, не достаточно проявляемая зависть человека определяет развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях.
Рис. 3. Структура взаимосвязи среднего уровня зависти
Обратимся к структуре взаимосвязей высокого уровня зависти (рис. 4), который имеет наибольшее количество корреляционных связей.
/ Нормальная \
I самооценка \
Рис. 4. Структура взаимосвязей высокого уровня зависти
У студентов, обладающих высокой завистливостью, проявляется жесткая положительная связь с завышенной самооценкой ф<0,01 при г= 0,403). Следовательно, при наличии высокой самооценки личность гораздо более подвержена проявлению высокой зависти, нежели при адекватной или заниженной самооценке. Нами выявлен один из важных показателей, влияющих на динамичность процесса проявления зависти, работая с которым мы можем добиться определенных успехов по снижению уровня завистливости у личности.
Анализируя результаты исследования, мы также обнаружили жесткую положительную связь высокого проявления зависти и показателя «Зло» по методике «Добро-Зло», проявившегося на уровне выше среднего ф<0,01 при г=
0,413). Данная взаимосвязь логично укладывается в предположения о проявлении высокого уровня зависти, обладающего отрицательным, негативным аспектом, характеризующем черную, злобную зависть личности.
Далее мы наблюдаем слабую корреляционную связь на уровне ф<0,05 при г= 0,306) между высоким уровнем конкурентоспособности и высокого проявления завистливости личности.
Обратимся к анализу представленных выше корреляционных плеяд (рис.4), не характеризующим высокий уровень проявления зависти, но способствующим его нормализации. Мы обнаружили слабую отрицательную связь высокого проявления зависти и нормальной самооценки личности ф<0,05 при г= -0,374). Что подтверждает наше предположение о значимости самооценки личности и ее влиянии на уровень проявления завистливости личности. То есть при наличии адекватной, нормальной самооценки есть вероятность, что высокий уровень зависти у такой личности не будет проявляться.
Опираясь на результаты проявления зависти и методики «Добро-Зло», мы определили, что средний уровень коэффициента человечности (конечный суммарный показатель в данной методике) отрицательно коррелирует с высоким уровнем завистливости ф<0,05 при г= -0,306). Следовательно, средний показа-
тель «Добра-Зла» способствует (как и адекватная самооценка) нормализации показателя общей завистливости личности.
Итак, подводя итог анализу корреляционных плеяд, мы наблюдаем, что среди студентов, будущих педагогов, имеющих высокий показатель проявления завистливости личности гораздо больше зависимостей, что делает ее более устойчивой. Такие особенности личности как коэффициент человечности, конкурентоспособность личности - это достаточно «крепкие», устоявшиеся личностные образования, изменить которые либо невозможно, либо достаточно трудно, однако такая особенность личности как завышенная самооценка является, на наш взгляд, более гибким образованием и вполне поддается изменению. Следовательно, в результате формирования тренинговой программы и последующих исследований можно обратиться к изменению и корректировке завышенной самооценки личности. Более динамичными на наш взгляд являются группы, где проявился средний и низкий показатель завистливости личности. Поскольку они менее структурированы и не обладают достаточным количеством корреляционных зависимостей, ярко проявившихся именно при наличии высокого уровня зависти.
Таким образом, для измерения завистливости личности вполне можно использовать методику самооценки личности, поскольку низкий уровень самооценки личности соответствует низкому уровню завистливости личности и наоборот, высокий уровень самооценки коррелирует с высоким уровнем завистливости личности.
Список литературы
1. Адлер А. Понять природу человека / Пер. Е.А. Цыпина. СПб.: Академический проект, 1997. 256 с.
2. Александрова Р.И. Зависть и моральная символика // Вест. Моск. Унта. Сер. Философия. 2002. №1. С. 66-81.
3. Бескова Т.В. Социальная психология зависти. Саратов: ИЦ Наука, 2010 . 192 с.
4. Бэкон Ф. Опыты или наставления нравственные и политические : Сочинения в 2-х т. М. : Академия наук СССР институт философии, Мысль, 1978. Т 2. 576 с.
5. Гесиод. Работы и дни. Земледельческая поэма / Пер. В. Вересаева. М. : Недра, 1927. С 11-26
6. Декарт Р. Страсти души Соч. в 2-х т. Т. 1 М. : Мысль, 1989.
7. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. 752 с.
8. Лабунская В.А. О соотношении зависти, безнадежности и надежды как способа преобразования пространства общения субъекта // Материалы конференции «Психология общения - 2006: на пути к энциклопедическому знанию». Психологический институт РАО. М., 2006. С. 97-111.
9. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь,
2002.
10. Муздыбаев К. Психология зависти // Психол. журн. 1997. Т. 18. №6. С.
3-12
11. Попов Л.М. Психологические методы исследования персонала. Казань. : КГ АСУ, 2006. 38 с.
12. Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990 С. 119.
13. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. (Еф. 6, 18-24; Лк. 4, 22-30).
14. Хорни К. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 1 Психология женщины; Невротическая личность нашего времени / Пер. с англ. М.: Смысл, 1997. - 496 с.
References
1. Adler A. Ponjat' prirodu cheloveka [To understand human nature]. St.-Petersburg, 1997. 256 p.
2. Aleksandrova R.I. Vest. Mosk. Un-ta. Ser. Filosofija, no. 1 (2002): 66-81.
3. Beskov T.V. Social'naja psihologija zavisti [Social psychology of envy]. Saratov: ITs Science, 2010. 192 p.
4. Bacon F. Trudy 2 Opyty ili nastavlenija nravstvennye i politicheskie [Experiences or manuals moral and political]: Compositions in 2 vol. Moscow: Academy of Sciences of the USSR philosophy institute, Thought, 1978. 576 p.
5. Hesiod. Raboty i dni. Zemledel'cheskajapojema [Works and days. Agricultural V. Veresayev Poem], Moscow: Subsoil, 1927. pp. 11-26.
6. Descartes R. Strasti dushi [Passions of soul]. Vol. 1. Moscow: Thought,
1989.
7. Ilyin E.P. Jemocii i chuvstva [Emotions and feelings]. St. Petersburg, 2002. 752 p.
8. Labunskaja V.A. Materialy konferencii «Psihologija obwenija - 2006: na puti k jenciklopediche-skomu znaniju». Psihologicheskij institut RAO, 2006. pp. 97-
111.
9. Meshcheryakov B. G., Zinchenko V.P. Bol’shoj psihologicheskij slovar' [Big psychological dictionary], 2002.
10. Muzdybayev K. Psihologicheski zhurnal, no. 6 (1997): 3-12.
11. Popov L.M. Psihologicheskie metody issledovanija personala [Psychological methods of research of the personnel]. Kazan: KGASU, 2006. 38 p.
12. Psikhologiya. Slovar [Psychology. The dictionary] / under the editorship of A.V.Petrovskogo, M of of Yaroshevsky. 2nd prod. M, 1990. p. 119.
13. Feofan Zatvornik Mysli na kazhdyj den' goda [Thoughts for every day of year. (Ef. 6, 18-24; Lx. 4, 22-30)].
14. Horni K. Psihologija zhenwiny; Nev-roticheskaja lichnost' nashego vremeni [Psychology of the woman; The Neurotic identity of our time]. Vol. 1. Moscow: Sense, 1997. 496 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Горшенина Надежда Викторовна, соискатель кафедры психологии личности Казанского (Приволжского) федерального университета
Волжский филиал ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет»
пр. Тракторостроителей, д. 101, корп. 30 г. Чебоксары, Чувашская Республика,
428000, Россия
e-mail: [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHOR
Gorshenina Nadezhda Victorovna, an aspirant of Department of Psychology of personality, Kazan (Volga) Federal University
Volzhsky Branch of Moscow State Automobile & Road Technical University 101/30, Traktorostroiteley ave., Cheboksary, Chuvash Republic, 428000, Russia e-mail: [email protected]
Рецензент:
Нина Владимировна Григорьева, канд. психол. наук, доцент кафедры социальной и клинической психологии ФГОУ ВПО «ЧГУ им. И.Н. Ульянова» г. Чебоксары