Научная статья на тему 'Зависть в системе социально-экономических установок и активность личности'

Зависть в системе социально-экономических установок и активность личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
281
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЗАВИСТЬ / ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / УСТАНОВКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шамионов Р. М.

Проведены эмпирические исследования завистливости в системе социально-экономических установок в соотнесении с направлениями активности личности. Установлены сходство и различия экономических установок завистливых и независтливых личностей. Выявлены взаимосвязи установок и характеристик завистливого отношения к различным областям превосходства другого и поведенческой активности личности. Обнаружена избирательная рискованная активность завистливых в соответствии с объектами зависти

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зависть в системе социально-экономических установок и активность личности»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

УДК 159.9

ЗАВИСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСТАНОВОК И АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

р.м. ШАМИОНОВ* Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, Саратов

Проведены эмпирические исследования завистливости в системе социально-экономических установок в соотнесении с направлениями активности личности. Установлены сходство и различия экономических установок завистливых и независтливых личностей. Выявлены взаимосвязи установок и характеристик завистливого отношения к различным областям превосходства другого и поведенческой активности личности. Обнаружена избирательная рискованная активность завистливых в соответствии с объектами зависти.

Ключевые слова: личность, зависть, отношения, экономические представления, установки.

Введение

Проблематика отношений личности в последние годы вновь обретает статус приоритетной в отечественной психологии ввиду необходимости решения ряда задач, имеющих первостепенное значение для общей и социальной психологии личности. Меняющиеся социальные условия предопределяют обращение психологов к вопросам особенно существенным с точки зрения «текущего момента» и во многом касающимся жизнедеятельности и социального поведения личности в них. Важно отметить то, что именно общественная психология часто становится барьером или усилителем многих социально-экономических изменений; учет этих особенностей значим и для модернизации, и для оптимизации тех или иных систем в обществе.

Одной из характеристик личности, имеющих особый статус в обозначенном

© Шамионов P.M., 2011

* Для корреспонденции:

Шамионов Раиль Мунирович,

доктор психологических наук, профессор,

заведующий кафедрой психологии образования,

Саратовский государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского

Тел.: 8 (927) 229-08-15

E-mail: [email protected]

аспекте, является завистливость. Она, как показано в ряде исследований, выступает тормозящим развитие фактором как на уровне межличностного взаимодействия, так и иных уровнях. Согласно Т.В. Бесковой, зависть - это враждебное отношение к другому, детерминированное его превосходством в значимых сферах, сопровождающееся негативными эмоциями и проявляющееся в желании прямо или косвенно лишить его этого превосходства [1, с. 22]. Завистливое отношение складывается в процессе социализации и, вероятно, может быть представлено достаточно рано в связи с особыми социальными условиями развития ребенка. Вместе с тем первоначальное завистливое отношение (порой связанное с детско-родительски-ми взаимоотношениями с апелляцией к третьим лицам) к обладанию чем-либо других позднее легко переносится и на иные сферы. Эмоционально-оценочные отношения личности к внешним явлениям, другим и самой себе при наличии определенной субъектной позиции в результате обусловливают изменения ло-куса в пространстве отношений зависти, соперничества, восхищения, уныния и т.д. В этом смысле упрощенное понимание завистливого отношения личности не дает возможности понять ни механизмов его

порождения, ни поведенческих механизмов его действия, что особенно важно в связи с рассматриваемым нами аспектом исследования.

Изучение истоков завистливого отношения личности не единожды становилось предметом интереса исследователей. Достаточно вспомнить работы транзакцио-нистов, фрейдистов и т.д. Мы полагаем, что завистливое отношение как способ взаимодействия с миром может приобретать различные черты на разных этапах социализации, в зависимости от того, что конкретно становится значимым для личности. Очевидно, оценка настоящего в своей жизни и соотнесение ее с оценкой настоящего (достижений) других в немалой степени экстраполируется на собственное прошлое, где выискиваются причины нынешнего несоответствия. однако этим прикрыты порой более сложные и латентные следы самоотношений и родительских установок, экстраполируемых (как правило, случайно) и принятых личностью. В результате сравнений они актуализируются в новой форме. В исследованиях В.А. Лабунской показано, что имеется, по крайней мере, две основных причины того, что сравнение и оценка вызывают зависть - установка на «уравнивание» и «выравнивание» и фрустрация потребности в подтверждении со стороны тех, кто вызывает зависть [3].

Таким образом, зависть может быть экстраполирована на любые области, где оценивается превосходство, что можно было бы определить как «неравенство в равенстве». Безусловно, это касается и экономических отношений личности. В системе современных экономических отношений зависть играет одну из ключевых ролей. Это связано с их сильной зависимостью от ряда социально-психологических детерминант. Прежде всего, речь идет об определяющей роли межличностных отношений в выстраивании экономических. В условиях конкуренции в разных областях социальной жизни завистливое отношение может становиться как фактором его усиления,

так и снижения за счет деструктивного воздействия на «сферы превосходства» - прямо или опосредованно. Кроме того, особое значение приобретает исследование фактора зависти в экономических отношениях самой личности (социально-экономических установок, представлений) - субъекта зависти, а также в последовательном выстраивании собственного экономического и социального поведения.

Естественно полагать, что в разные периоды общественного развития завистливое отношение приобретало определенные оттенки, связанные с изменениями экономических, социальных и иных условий, что неминуемо находит отражение и на экономическом сознании субъекта. экономическое сознание многое наследует от прошлого, включая его и негативные, и позитивные черты, как считают А.Л. Журавлев и А.Б. Купрейченко [2, с. 179]. очевидно, резкая дифференциация экономического благосостояния, и связанные с этим изменения статуса контактирующих (или контактировавших ранее) лиц могут становиться фактором изменения локусов завистливого отношения. особое значение в этом отношении принадлежит социальным представлениям, которые в немалой степени формируются за счет внешней стимуляции экономического поведения. В частности, средства массовой информации создают образ «красивой жизни», экономически и непременно социально успешного человека и постоянно подкрепляют потребительское поведение, соответствующее заданным критериям успешности. Вместе с тем нельзя полагать, что завистливое отношение есть порождение современного мира и тем более процессов экономического расслоения. Достаточно вспомнить многочисленные примеры «немотивированного» повреждения имущества более успешных соседей, знакомых, сослуживцев и т.д. в бытовом (и не только) поведении значительно ранее до этого. Тем не менее изучение зависти в системе социально-экономических установок позволит, на наш

P.M. Шамионов

взгляд, понять внутреннюю детерминацию экономического поведения личности.

В последние десятилетия изучение экономических представлений и установок было связано с исследованиями экономического самоопределения (Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. и др.), субъективного экономического благополучия (Хащенко В.А.), психологических отношений субъектов экономической деятельности (Поздняков В.П.), отношений к деньгам (Новиков В.В., Ерина С.И., Капустин А.А., Угланова Е.А. и др.) и ряда других факторов. Сегодня можно говорить об отслеживании динамики этих представлений на протяжении, по крайней мере, последних 20 лет. Однако характеристики этической психологии в соотнесении с экономическими представлениями и поведением разработаны гораздо меньше.

Целью нашего эмпирического исследования стало изучение завистливости в системе социально-экономических установок в соотнесении с направлениями активности личности.

Методика

исследование проводилось в городе саратове. Всего в нем приняло участие 200 человек обоего пола в возрасте 20-40 лет. Были использованы следующие методики:

- анкета, составленная нами и содержащая ряд вопросов, связанных с отношением к деньгам, способам достижения экономического благосостояния, уровню материальных притязаний, направлениям активности и степени их рискованности, представлениям о зависти, ее «пониманию», самооценки;

- шкала косвенной оценки зависти по ряду сфер и методика оценки завистливости Т.В. Бесковой;

- методики оценки рискованности Шуберта, оценки индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова и В.В. Пономаревой;

- ценностный опросник Шварца.

Для обработки полученных данных применялись методы сравнительного анализа, контент-анализ, методы математической обработки (корреляционный анализ по методу Пирсона, методы сравнения: параметрический и непараметрический).

Результаты и обсуждение

В группах испытуемых, выделенных на основании интегральной оценки завистливости, обращает внимание соотношение двух видов зависти - уныния и неприязни. В группе испытуемых с низкими проявлениями зависти имеется существенная значимость различий между этими параметрами. В частности, зависть-уныние доминирует над завистью-неприязнью 0:=8,16***), что свидетельствует о более выраженной пассивной зависти, которая не проявляется на уровне воздействия на сферы превосходства другого (здесь и далее приняты следующие обозначения уровня значимости: *р<0,05; **р<0,01; ***р<0,001). Иная картина обнаружена у испытуемых с высокими показателями зависти: ярко выражена недифференцированность ее параметров ^=1,33). Это говорит о том, что высокий уровень зависти недифференцированно вызывает негативные эмоции и в отношении себя (подавленность), и в отношении других (неприязнь). Отсюда следует фундаментальное качество зависти - ее негативность, распространяющаяся на себя и других вне зависимости от переживания уныния.

Вместе с тем найдены различия косвенной оценки зависти по ряду ее объектов. Так, в группе испытуемых с высоким уровнем зависти выявлены и более высокие оценки зависти в отношении к социальному превосходству (карьерному росту - t=2,71*, социальному статусу - t=2,38*, популярности - t=3,75**), материальному превосходству (материальный достаток -t=2,33*, модные вещи - t=3,21**), превосходству в проведении досуга 0=2,39*), профессиональному превосходству 0=2,39*);

в группе независтливых имеется более высокая оценка интеллектуального превосходства (=2,09*). Оценка других сфер (физическое превосходство, превосходство в семейной жизни) не отличается в группах испытуемых. Из этих данных вытекает, что наиболее сильны отличия в оценке зависти в сфере социального и материального превосходства; очевидно, у лиц с выраженной завистливостью именно эти сферы наиболее фрустрированы с точки зрения социального сравнения (не в свою пользу) и неприязнь направлена в отношении лиц, которые выигрывают в их восприятии. интеллектуальное превосходство как наиболее «безопасное» с точки зрения социального осуждения испытуемыми группы с низкой завистливостью оценивается выше (наряду с тенденцией в оценке коммуникативного превосходства - t=1,81). Можно предположить, что завистливость личности с определенного момента социального развития становится обратно пропорциональной ее социальной конгруэнтности (поскольку в обществе признается деструктивность завистливости), что требует более детального анализа на основе эмпирических данных.

обратимся к некоторым показателям экономических отношений личности. Необходимо отметить, что одна из важных ее сфер - отношение к деньгам и его социально-аффективные эффекты. Завистливые дают более выраженные оценки денег как источника возможностей и свободы (=2,2) и относятся более благосклонно к деньгам как цели жизни (=1,96*) и наличию «больших денег», в то время как независтливые полагают, что легкие деньги - большая беда 0=2,1*).

В результате изучения приемлемости методов (средств) достижения высокого экономического положения испытуемых получены данные, свидетельствующие о явных тенденциях приемлемости противоправных средств у завистливых личностей. Так, завистливые имеют склонность к использованию неправовых методов 0=5,35***), считая их допустимыми. При

этом завистливые проявляют и предприимчивость, считая допустимой торговлю с наценкой приобретенного товара ^=4,03**). Им свойственно уклонение от оплаты проезда в городском транспорте ^=2,66**), а также налогов 0=1,98*). Эти факты подтверждены и результатами корреляционного анализа. Так, допустимость уклонения от уплаты налогов связана с завистью физическому (г=-0,396**) и материальному (г=-0,271*) превосходству, в сфере семейной жизни (г=-0,291*); уклонение от оплаты проезда - социальному (г=-0,241*) и материальному превосходству (г=-0,258*); допустимость подкупа - с завистью в отношении социального (г=-0,254*) и материального превосходства (г=-0,262*). полученные данные в некоторой степени согласуются с результатами исследования К. Муздыбаева, в которых показано, что завистливые уверены, что приемлемы самые разные формы поведения, нарушающие принятые законы и нормы морали [4, с. 44]. В отличие от завистливых, независтливые склонны к выполнению внеурочной и даже неквалифицированной работы для достижения высокого материального положения ^=2,31*) и считают неприемлемым преодоление норм закона и морали.

Из этих данных следует, что на самом деле завистливые в большей мере обладают установками в отношении своего собственного поведения, допускающими неправовое поведение в экономической сфере. Возможно, именно они проецируются и на достижения других: завистливый человек считает, что другой достиг большего материального благополучия именно неправовыми способами.

Показатели по шкале риска Шуберта свидетельствуют о большей рискованности завистливых и осторожности независтливых. Вместе с тем завистливые чаще предпочитают не рисковать в отличие от независтливых в отношении своих финансов (56,3% против 25%) и имущества (43,8% и 25%, соответственно). это говорит о том, что на самом деле завистливые, стремясь к более высоко-

Р.М. Шамионов

му экономическому положению и будучи менее осторожными, тем не менее не склонны рисковать в части своего экономического положения, что является и барьером (в ряду прочего) для соответствующих достижений.

Еще одна особенность заключается в различиях значимости ценностей испытуемых, во многом предопределяющих соответствующие поведенческие паттерны. Так, завистливые личности отличаются значимостью ценности богатства (1=2,41**), власти (1=3,25**), удовольствия (1=2,6**) и меньшей значимостью ценности преданности (1=2,18*), честности (1=2,28*). Иначе говоря, существуют различия диспозиций, детерминирующие, с одной стороны, поведение, направленное на преодоление социальных норм, а с другой - на экономические достижения; у завистливых высокое значение экономических ценностей и ценности гедонизма сочетаются с низким значением ценности честности.

Обратимся к результатам корреляционного анализа (табл. 1). Косвенная оценка завистливости (интегральный показатель) связана с готовностью к кардинальным изменениям в экономике, даже если это временно затронет экономическое благополучие субъекта (г=0,407**). Следовательно, завистливость не только не является преградой для личностного принятия модернизации экономики в стране, но и в какой-то мере становится его фактором. Об этом свидетельствует и то, что с готовностью к изменениям связана завистливость не только к материальному, но и к физическому, социальному и иным видам превосходства другого. Однако самостоятельные действия (тем более рискованные) в отношении экономических достижений в правовом поле ими не поддерживаются.

изучение отношения к деньгам как одного из существенных элементов экономического сознания личности в соотнесении с

Таблица 1

Взаимосвязь установок в отношении денег и оценка зависти

Установки и зависть Коэф. корр.

Предпочтение дружбы деньгам и

физическое превосходство -0,265*

социальное превосходство -0,263*

материальное превосходство -0,304**

Деньги - результат кропотливого труда и

физическое превосходство -0,349**

социальное превосходство -0,241*

превосходство в межличностных отношениях -0,248*

превосходство в семейной жизни -0,236*

зависть-неприязнь -0,259*

Деньги - это власть и

материальное превосходство 0,236*

Негативная установка (легкие деньги - большая беда) и

социальное превосходство -0,307**

зависть-неприязнь -0,249*

Мотивация (деньги - то, к чему нужно стремиться) и

материальное превосходство 0,251*

Уровень притязаний (счастлив тот, кто довольствуется малым) и

физическое превосходство -0,245*

социальное превосходство 0,238*

превосходство в семейной жизни -0,279*

зависть-неприязнь 0,231*

завистливостью дало весьма неоднозначные результаты. Так, косвенная оценка зависти обратно связана с предпочтением дружбы деньгам (это касается и физического, социального, и материального превосходства); представлением о том, что деньги - это результат кропотливого труда; с физическим и социальным превосходством, а также превосходством в межличностных отношениях и в семейной жизни. Представление о социальных эффектах денег (власть) и мотивации связано с завистью материальному превосходству. Уровень притязаний в отношении денег связан с завистью физическому превосходству и превосходству в семейной жизни (отрицательно) и социальному превосходству (положительно). Из этих данных следует, что на самом деле завистливость связана с такими установками в отношении денег, которые свидетельствуют о преувеличении их значения в социальной жизни (власть, свобода) в ущерб отношениям (дружба), с представлением о возможности разбогатеть, не прикладывая больших усилий, и с высоким уровнем притязаний в отношении денег как фактора субъективного благополучия.

Особый интерес представляют данные о взаимосвязи с интегральными типами зависти, в частности с завистью-неприязнью ряда установок и отсутствие каких-либо связей с завистью-унынием. Это свидетельствует в пользу того, что акцентирование внимания к деньгам, преувеличение их значения связано с готовностью активно воздействовать на благополучие другого. обращает внимание и то, что связи имеют достаточно разрозненный (диффузный) характер, что говорит, с одной стороны, о диффузности самой зависти, с другой, о распространении значения денег завистливыми личностями на внемате-риальные сферы жизни.

одним из значимых аспектов нашего исследования является определение поведенческих паттернов в сложных экономических и бытовых ситуациях в связи с завистливостью. Завистливость в отношении физического (г=0,379**), социального превосходства (г=0,355**), превосходства в межличностных

отношениях (г=0,247), а также в семейной жизни (г=0,299) и интегральная оценка завистливости (г=0,387**) связаны со стратегией активности, сопряженной с рисками. Вместе с тем стратегия осторожной активности (исключающей риски) связана обратно с завистью социальному статусу (г=-0,249) и материальному (г=-0,235*) превосходству. Кроме того, отказ от риска в отношении своего имущества связан с завистливостью в отношении социального (г=0,318**) и материального (г=0,304**) превосходства.

исходя из полученных результатов, можно говорить о том, что рискованная активность в большей мере сопряжена с «социальной» завистью и в меньшей - с материальной. отметим и то, что рискованная активность (обратно) связана с установкой на материальное обогащение в результате труда (г=-0,407**), что свидетельствует о склонности к рискованным действиям лиц, отвергающих необходимость кропотливого труда для достижения материального (денежного) благополучия. иначе говоря, рискованная активность связана с социальной завистливостью и отвержением необходимости труда для достижения материального благополучия.

Вместе с тем необходимо отметить, что рискованная активность завистливых имеет мало общего с субъектной позицией. Ранее нами было показано, что завистливость связана с низкой субъектной позицией [5]. это подтверждают и данные о рефлексивных способностях испытуемых. В частности, обращенность познания личности на ход своей деятельности, психические качества и состояния, проявляющиеся в ней, критическое ее осмысление (г=-0,352**), а также рефлексия общения и взаимодействия с другими (г=-0,244*) связаны с завистью-унынием. То есть, способность личности к анализу своей деятельности и поступков других, к их критическому осмыслению связана с отказом от завистливого отношения к достижениям других.

Таким образом, выявляется многокомпонентная картина детерминации завистливости, в которой существенную роль иг-

P.M. Шамионов

рают экономические отношения личности и рефлексивные механизмы, которые отражаются на ее поведенческих паттернах.

Заключение

Склонность к зависти как доминирующее отношение к достижениям другого носит диффузный характер и легко переносится на его личность; собственная подавленность завистливой личности сопряжена с неприязнью к достижениям и личности другого. Социально-экономические представления завистливой личности сосредоточены вокруг атрибуции значения денег как в целях реализации социальных потребностей (власть, свобода), так и обретения смысла, использования неправовых средств для достижения экономического благополучия, рискованности в условиях опасности и отказа от рискованной активности в отношении своего имущества (независтливая личность чаще отказывается от риска во взаимоотношениях с другими). Стратегия рискованной активности в ситуации угрозы благополучию сопряжена с завистливостью в отношении социальных сфер (характеристик превосходства), представлением о возможности разбогатеть, не прикладывая больших усилий, и высоким уровнем притязаний в отношении денег как фактора субъективного благополучия. Стратегия осторожной активности предполагает низкий уровень завистливости в отноше-

нии социального успеха и материального превосходства. Завистливость личности в большей степени проявляется в отношении сфер, имеющих не только субъективные, но и объективные критерии превосходства (материальное, социально-статусное), которые обусловлены определенными диспозициями (власть, богатство) и низкой способностью к рефлексии в отношении прошлого и взаимодействия с другими.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Социально-психологические детерминанты зависти как характеристики межличностных отношений» (проект № 10-06-00091а).

Литература

1. Бескова Т.В. Социальная психология зависти. - Саратов: ИЦ Наука, 2010. - 192 с.

2. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 480 с.

3. Лабунская В.А. Зависть, безнадежность и надежда как способы преобразования бытия субъекта / В кн.: Личность и бытие: субъектный подход. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2005. - С. 120-137.

4. Муздыбаев К. Завистливость личности // Пси-хол. журн. - 2002. - Т. 23. - № 6. - С. 38-50.

5. Шамионов Р.М. Взаимосвязь «субъектных» свойств личности и склонности к зависти // Известия СГУ. - 2010. - Т. 10. - № 4. - С. 93-98.

ENVY IN THE SOCIO-ECONOMIC ATTITUDES AND THE INDIVIDUAL ACTIVITY

R.M. SHAMIONOV N.G. Chernyshevsky Saratov State University, Saratov

Conducted empirical studies of envy in the system of socio-economic attitudes in relation to the directions of the activity of the individual. Established similarities and differences between economic attitudes of envious and non-envious individuals. Revealed the interrelation of attitudes and the characteristics of the jealous relationship to various areas of superiority of the other person and behavioral activity of the individual. Detected selective risky activity in the envious individuals according to the objects of envy.

Keywords: identity, jealousy, relationships, economic views, attitudes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.