Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
196
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / САМООЦЕНКА / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ANXIETY / SELF-ESTEEM / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мазур Е.В.

Статья посвящена проблеме взаимосвязи тревожности и самооценки в подростковом возрасте. Методики исследования: «Шкала социально-ситуационной тревоги Кондаша», «Экспресс-диагностика уровня самооценки» авторы Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М., испытуемые - 30 подростков в возрасте от 14 до 15 года. Выявлена положительная взаимосвязь тревожности и самооценки в подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF ANXIETY AND SELF-ESTEEM IN TEENS

The article is devoted to the problem of the relationship of anxiety and self-esteem in adolescence. Methodology of the study: "Scale of socio-situational anxiety of Kondas", "Express-diagnostics of level of self-esteem," the authors Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M., the subjects of 30 adolescents aged 14 to 15 years. A positive relationship between anxiety and self-esteem in adolescence is revealed.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.92

Мазур Е.В. студент 3 курса факультет клинической психологии Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРЕВОЖНОСТИ И САМООЦЕНКИ В СТАРШЕМ

ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме взаимосвязи тревожности и самооценки в подростковом возрасте. Методики исследования: «Шкала социально-ситуационной тревоги Кондаша», «Экспресс-диагностика уровня самооценки» авторы Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М., испытуемые - 30 подростков в возрасте от 14 до 15 года. Выявлена положительная взаимосвязь тревожности и самооценки в подростковом возрасте.

Ключевые слова: тревожность, самооценка, подростковый возраст.

Mazur E. V.

3rd course, faculty of clinical psychology Orenburg state medical university Russia, Orenburg THE RELATIONSHIP OF ANXIETY AND SELF-ESTEEM IN

TEENS

Abstract. The article is devoted to the problem of the relationship of anxiety and self-esteem in adolescence. Methodology of the study: "Scale of socio-situational anxiety of Kondas", "Express-diagnostics of level of self-esteem," the authors Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M., the subjects of 30 adolescents aged 14 to 15 years. A positive relationship between anxiety and self-esteem in adolescence is revealed.

Key words: anxiety, self-esteem, adolescence.

В настоящее время, в условиях социально - экономических преобразований жизненного уклада в нашей стране увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Здесь следует обратить внимание именно на подростковый период, так как в нем происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой, которая так же претерпевает существенное изменение и непрерывно связана с чувством самоуважения и уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений. Анализ литературы по проблеме исследования (А.М. Прихожан, Н.Е. Аракелов, Г.Ш. Габдрева, В.М. Астапов, Р.Т. Байярд, А.И. Липкина)

позволил установить, что тревожность взаимосвязана с самооценкой.

Под тревожностью понимается переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [1].

Под самооценкой понимается оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности [2].

Исследование проводилось на базе МОАУ «СОШ № 85» в 2018 году. В качестве испытуемых выступило 30 учеников 9 класса в возрасте от 14 до 15 лет.

Цель исследования: выявление взаимосвязи тревожности и самооценки в подростковом возрасте. Были использованы следующие методики: «Шкала социально-ситуационной тревоги Кондаша», «Экспресс-диагностика уровня самооценки» авторы Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.

В изучаемой выборке преобладают испытуемые со средним уровнем тревожности - 47%, испытуемые с чрезмерным спокойствием составляют -23%, испытуемые с высоким уровнем тревожности - 17%, испытуемые с повышенным уровнем тревожности - 13%.

По результатам методики Фетискина, среднее значение самооценки по выборке - 24,1, что соответствует адекватному уровню самооценки, следовательно, в основном подростки реалистично оценивают себя и свои способности. В выборке преобладают лица с адекватным уровнем самооценки - 60%, испытуемые с заниженным уровнем самооценки составляют - 27%, испытуемые с завышенным уровнем самооценки - 13%.

Соотношение уровня тревожности и самооценки испытуемых представлено на рисунке 1.

40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

34%

13%

13%

10%

3%

%

10%

7%

10%

0%

0% 0%

Нормальный Несколько Высокий Чрезмерное уровень повышенный уровень спокойствие тревожности уровень тревожности тревожности

□ Заниженная самооценка

□ Средняя самооценка

□ Завышенная самооценка

Рис. 1. Соотношение уровня тревожности и самооценки у подростков Статистическая обработка данных методом критерия г-Спирмена позволила выявить положительную корреляцию тревожности и самооценки у подростков (г=0,655; p<0,001).

В результате исследования было обнаружено, что преобладают лица подросткового возраста со средним уровнем самооценки и нормальным уровнем тревожности. Установлена положительная корреляция тревожности и самооценки в подростковом возрасте. Это может означать, что при повышении уровня личностной тревожности понижается уровень самооценки личности у подростков и, наоборот, при понижении уровня тревожности уровень самооценки повышается. Таким образом, мы доказали, что если тревожность проявляется в каких-либо отдельных ситуациях и становиться частью личности человека, то это ведет к проявлениям пессимистичной установке на жизнь, которая представляется преисполненной угроз и опасностей, а так же неуверенностью в себе вследствие низкой самооценки.

Использованные источники:

1. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. «Психологическая наука и образование» 1998, №2.

2. Петровский А.В., Абраменкова В.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1997. - 147с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.