Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ САМООЦЕНКОЙ'

ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ САМООЦЕНКОЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
394
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ / САМООЦЕНКА / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степченко Т.А., Симукова С.В., Егоров Г.В., Серая Г.В., Тасоева Е.В.

В работе представлены результаты эмпирического исследования влияния уровня самооценки в подростковом возрасте на выбор копинг-стратегии поведения. Качественный анализ эмпирических данных показал, что подростки с завышенной неадекватной самооценкой в большей степени используют копинг-стратегию «Разрешение проблем», подростки с заниженной самооценкой -копинг-стратегию «Избегание», а подростки с адекватной самооценкой используют разные копинг-стратегии: «Разрешение проблем», «Социальная поддержка» и «Изоляция». Статистический анализ полученных данных с использование коэффициента корреляций Пирсона выявил прямую корреляционную связь между самооценкой и копинг-стратегиями «Разрешение проблемы», «Отвлечение». Обратная связь имеется между самооценкой и копинг-стратегией «Избегание».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Степченко Т.А., Симукова С.В., Егоров Г.В., Серая Г.В., Тасоева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF COPING BEHAVIOR OF ADOLESCENTS WITH DIFFERENT SELF-ESTEEM

The article presents the results of the empirical study of the influence of self-esteem levels in adolescence on the choice of copying - behavior strategies. Qualitative analysis of empirical data showed that adolescents with overestimated inadequate self-esteem use more the coping - the "Problem Resolution" strategy, adolescents with underreported self-esteem - the "Avoidance" strategy, and adolescents with adequate self-esteem use different coping - strategies: "Problem Resolution," "Social Support," and "Isolation." Statistical analysis of the obtained data using the Pearson correlation coefficient revealed a direct correlation relationship between self-reported and copy strategies "Problem Resolution," "Distraction." There is inverse link between self-assessment and the "Avoidance" coping strategy.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ САМООЦЕНКОЙ»

Q (%) Оценка Степень сформированности

65-84 Хорошо Выше среднего

50-64 Удовлетворительно Удовлетворительный (пороговый)

49 и менее Неудовлетворительно Неудовлетворительный (низкий)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показали результаты педагогического эксперимента, проведённого на контингенте регбисток - игроков женской команды второй лиги «Чайка», у участниц психологического тренинга были зафиксированы положительных изменения, которые выразились:

- в снижении степени выраженности маскулинных черт личности (оцениваемых по методике полоролевой диагностики маскулинности-фемининности С. Бем [4]) до значений, находящихся в пределах от -1 до +1, что соответствует андрогинному типу личности;

- в росте выраженности фемининных черт личности (оцениваемых по методике полоролевой диагностики маскулинности-фемининности С. Бем [4]) до уровня [-1; +1], соответствующего феминной (женской) гендерной роли;

- в статистически значимом приросте показателей, характеризующих проявление габитарного, кинетического и коммуникативного (вербального и поведенческого) имиджа девушек - представительниц маскулинного вида спорта регби-7.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дамадаева А.С. Психология гендерного развития личности спортсмена : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Дамадаева Анжела Сергеевна. - Москва, 2013. - 54 с.

2. Клецина И.С. Психология гендерных отношений : автореф. дис. ... д-ра психол. наук / Клецина Ирина Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2004. - 40 с.

3. Усольцева А.А. Особенности становления гендерной идентичности спортсменок условно мужских видов спорта : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Усольцева Анна Алексеевна. - Тюмень, 2015. - 26 с.

4. Фетискин, Н.П. Психология гендерных различий / Н.П. Фетискин. - Москва : ФОРУМ ; ИНФРА-М, 2015. - 256 с.

5. Цикунова, Н.Г. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и фемининных видах спорта : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Цикунова Наталья Сергеевна. - Санкт-Петербург, 2003. - 24 с.

REFERENCES

1. Damadaeva, A.S. (2013), Psychology of gender development of the athlete s personality, dissertation, St. Petersburg.

2. Kletsina, I.S. (2004), Psychology of gender relations, dissertation, Moscow.

3. Usoltseva, A.A. (2015), Features of the formation of the gender identity offemale athletes of conditionally male sports, dissertation, St. Petersburg.

4. Fetiskin, N.P. (2015), Psychology of gender differences, FORUM; INFRA-M, Moscow.

5. Tsikunova, N.G. (2013), Gender characteristics of the personality of athletes in masculine andfeminine sports, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: anikina_diving@mail.ru; dp.stepanova.mpgu@gmail.com; stepanova.olga.75@gmail.com

Статья поступила в редакцию 03.08.2022

УДК 37.015.3

ОСОБЕННОСТИ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНОЙ САМООЦЕНКОЙ

Татьяна Александровна Степченко, доктор педагогических наук, профессор, Светлана Васильевна Симукова, кандидат педагогических наук, доцент, Геннадий Викторо-

вич Егоров, кандидат физико-математических наук, доцент, Галина Владимировна Серая, кандидат педагогических наук, Екатерина Владимировна Тасоева, старший преподаватель, Галина Анатольевна Гуторова, старший преподаватель, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, Брянск

Аннотация

В работе представлены результаты эмпирического исследования влияния уровня самооценки в подростковом возрасте на выбор копинг-стратегии поведения. Качественный анализ эмпирических данных показал, что подростки с завышенной неадекватной самооценкой в большей степени используют копинг-стратегию «Разрешение проблем», подростки с заниженной самооценкой -копинг-стратегию «Избегание», а подростки с адекватной самооценкой используют разные копинг-стратегии: «Разрешение проблем», «Социальная поддержка» и «Изоляция». Статистический анализ полученных данных с использование коэффициента корреляций Пирсона выявил прямую корреляционную связь между самооценкой и копинг-стратегиями «Разрешение проблемы», «Отвлечение». Обратная связь имеется между самооценкой и копинг-стратегией «Избегание».

Ключевые слова: копинг-стратегия, самооценка, совладающее поведение, различия.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p495-501

FEATURES OF COPING BEHAVIOR OF ADOLESCENTS WITH DIFFERENT SELF-

ESTEEM

Tatyana Aleksandrovna Stepchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Svetlana Vasilievna Simukova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Gennady Viktorovich Egorov, the candidate of physical and mathematical sciences, docent, Galina Vladimirovna Seraya, the candidate of pedagogical sciences, Ekaterina Vladimirovna Tasoeva, the senior teacher, Galina Anatolyevna Gutorova, the senior teacher, Bryansk State University named

after Academician I.G. Petrovsky

Abstract

The article presents the results of the empirical study of the influence of self-esteem levels in adolescence on the choice of copying - behavior strategies. Qualitative analysis of empirical data showed that adolescents with overestimated inadequate self-esteem use more the coping - the "Problem Resolution" strategy, adolescents with underreported self-esteem - the "Avoidance" strategy, and adolescents with adequate self-esteem use different coping - strategies: "Problem Resolution," "Social Support," and "Isolation." Statistical analysis of the obtained data using the Pearson correlation coefficient revealed a direct correlation relationship between self-reported and copy strategies "Problem Resolution," "Distraction." There is inverse link between self-assessment and the "Avoidance" coping strategy.

Keywords: coping strategy, self-esteem, coping behavior, differences.

ВВЕДЕНИЕ

Современная социальная среда настолько динамична, сложна и противоречива, что предъявляет повышенные требования к человеку, в плане поиска оптимальных решений в трудных, неоднозначных, стрессовых ситуациях, поскольку на протяжении всей своей жизни любой индивид сталкивается с различными ситуациями, которые могут субъективно оцениваться им как трудные и нарушающие привычный ход жизни.

Подростковый возраст является трудным, наиболее стрессогенным и конфликтным периодом в жизни каждого человека. В этом возрастном периоде подростки активно включаются во взрослую жизнь и сталкиваются с проблемами, решение которых требует использования эффективных стратегий поведения и высокого уровня самооценки. Как правило, в поисках преодоления этих сложностей подросток может либо использовать опыт его родителей и других родственников, полученный в процессе социализации, либо феномен совладающего поведения подростков, а также выявлением факторов, влияющих на формирование их самооценки? находится в центре внимания современной психологии

и педагогики [1-4].

Впервые термин «копинг» появился в психологической литературе в 1962 году в исследовании способов преодоления детьми потребностей, предъявляемых кризисами развития, Л. Мерфи. В 1966 году Р. Лазарус в своей книге «Психологический стресс и процесс совладания с ним» сделал попытку описать осознанные стратегии преодоления человеком стресса и других тревожных событий. Значительный вклад в изучение совла-дающего поведения у соматических больных внес Э. Хайм [4].

Совладающее поведение - это стратегии, которые человек применяет в различных стрессовых ситуациях. В подростковом возрасте идет активное формирование индивидуального стиля совладающего поведения. На данный процесс оказывают влияние такие индивидуально психологические особенности личности как: свойства темперамент, характер, способности и самооценка. Сформировавшись в подростковом возрасте, самооценка впоследствии влияет уже на все аспекты отношений человека с действительностью. Именно самооценка представляет собой сочетание врожденных и приобретенных черт, которые сформировываясь, определяют поведенческие наклонности личности, отличают копинг-поведение одной личности от другой. Данные свойства приобретаются в процессе воспитания и социализации [4].

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования - изучение особенностей совладающего поведения подростков с различной самооценкой.

Объект исследования - стратегия совладающего поведение подростков.

Предмет исследования - особенности совладающего поведения подростков с различной самооценкой.

Гипотеза исследования: подростки с разным уровнем самооценки используют различные стратегии совладающего поведения.

Методики исследования: методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях) Д. Амирхана; опросник диагностики копинг-поведения в стрессовых ситуациях С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, в адаптации Т.А. Крюковой; методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейна (модификация A.M. Прихожан); методика исследования самооценки личности С.А. Будасси; коэффициент корреляции Пирсона; критерий Крускалла-Уоллиса.

База исследования. МБОУ СОШ № 3 г. Суража. В исследовании принимали участие старшие подростки 8-9 классов в количестве 50 человек, в возрасте 14-15 лет.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

В начале рассматриваемого в работе эмпирического исследования влияния уровня самооценки в подростковом возрасте на выбор копинг-стратегии поведения были изучены особенности совладающего поведения подростков с помощью методики диагностики копинг-поведения в стрессовых ситуациях Д. Амирхана. Анализ результатов показал, что для большинства подростков ведущей является копинг-стратегия «Разрешение проблем» (34%). Испытуемые этой группы стараются все сделать так, чтобы иметь возможность наилучшим образом решить проблему, осуществляют поиск всех возможных решений.

Для 20% испытуемых подростков характерна стратегия «Поиск социальной поддержки». В данном случае учащиеся подросткового возраста в сложной ситуации могут поделиться чувством с другом, принимают сочувствие и понимание от других.

Копинг-стратегию «Избегание» используют 23% подростков экспериментальной выборки. Испытуемые этой группы пытаются отвлечься от проблем, делают все возможное, чтобы не дать окружающим увидеть, что у них не получается найти правильное решение и наилучшим образом решить проблему. Они часто мечтают, фантазируют о лучших временах, больше времени, чем обычно, проводят одни. У 23% подростков

экспериментальной выборки базисная копинг-стратегия не выражена.

Для изучения стратегий поведения у рассматриваемой группы подростков авторами был использован опросник диагностики копинг-поведения в стрессовых ситуациях С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, в адаптации Т.А. Крюковой. Анализ полученных результатов показывает, что в сложных ситуациях подростки рассматриваемой группы в большей степени прибегают к копинг-стратегии «Эмоции» (44,8% - средний уровень выраженности), при этом они испытывают негативные эмоции - раздражение, негативизм, агрессию, эмоциональный шок.

Следующей по степени выраженности для экспериментальной выборки копинг -стратегией в поведении подростков является стратегия «Решение задачи» - 43,4% (средний уровень выраженности). Подростки этой группы способны в сложной ситуации использовать конструктивную копинг-стратегию, предполагающую адекватную оценку ситуации и принятие объективного решения без особых эмоций и помощи извне.

Для изучения особенностей самооценки испытуемых подростков нами была использования методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации A.M. Прихожан. Результаты данной методики показывают, что очень высокий уровень самооценки выявлен у 32% испытуемых, а высокий уровень самооценки - у 26%. Испытуемые с такой самооценкой могут быть охарактеризованы как гармоничные личности, у которых в разумных пропорциях выражены притязания, основанные на адекватной оценке собственных возможностей.

Для 34% испытуемых данной группы характерен средний уровень самооценки. Такие подростки в разных жизненных ситуациях руководствуется своими принципами, они устойчивы к критике.

Низкий уровень самооценки среди испытуемых выявлен у 8% подростков. Для них характерна повышенная тревожность, переживание внутреннего конфликта и неблагополучия.

Результаты проведенного авторами исследования самооценки подростков с помощью процедуры ранжирования по методике С. Будасси показали, что у 20% подростков выборки выявлена неадекватно высокая самооценка, у 10% испытуемых - адекватная высокая. Эти учащиеся довольно высоко, а зачастую - неадекватно высоко оценивают свои возможности и способности, личностные характеристики. Некритичное оценка собственных качеств может говорить о личностной незрелости, о неумении правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими. Такие подростки могут быть нечувствительны к своим ошибкам, к оценкам их поведения и деятельности окружающими. 38% подростков имеют средний уровень самооценки, свидетельствующий об оптимальном представлении учащихся о своих способностях, что является важным фактором личностного развития. Низкая адекватная самооценка зафиксирована у 10% учащихся, а низкая неадекватная самооценка выявлена в 22% подростков. Низкая самооценка подростков может указывать на их неуверенность в себе или отражать отсутствие желания вдумчиво и адекватно оценить качества собственной личности. Таким образом, среди испытуемых подростков показатели высокой и средней самооценки несколько преобладают над низкими. В целом, учащиеся довольно высоко оценивают свои личностные качества и способности, зачастую их завышая.

Для подтверждения гипотезы исследования был проведен сравнительный и статистический анализ данных по копинг-стратегиям подростков с разной самооценкой. Для этого были выделены группы испытуемых подростков с очень высокой (9 человек), с высокой (9 человек), со средней (17 человек) и с низкой (15 человек) самооценкой, изучаемой по методике Дембо-Рубинштейна. Анализируя полученные экспериментальные данные, мы отметили, что у подростков с очень высокой, неадекватной самооценкой преобладает копинг-стратегия «Поиск разрешения проблемы» (89%). Такие подростки стремятся самостоятельно найти выходы из сложившейся ситуации, прилагают усилия к

решению проблемы без посторонней помощи. Высокий процент подростков с завышенной самооценкой, которые сами стремятся разрешить возникающие проблемы, может быть объяснен тем, что испытуемые, очень высоко оценивая свои качества, стремятся к самостоятельности, независимости, у них отсутствует стремление получать помощь от других. Для 11% подростков с завышенной самооценкой характерна копинг-стратегия «Социальная поддержка», то есть эти подростки не могут сами справиться со сложной ситуацией и просят помощи окружающих.

Результаты анализа копинг-стратегий подростков с адекватной высокой самооценкой показывают, что чуть меньше половины (45%) подростков выбирают стратегию поведения «Разрешение проблем» и приблизительно одна треть (33%) использует стратегию «Социальная поддержка». Это указывает на то, что подростки способны адекватно оценить ситуацию, используя для ее разрешения или собственные силы и ресурсы, или ориентируются на помощь окружающих людей. Кроме этого, для 22% подростков с адекватной высокой самооценкой характерна стратегия в поведении «Избегание», которая проявляется в нежелании решать проблему и прикладывать усилия для преодоления препятствий.

У подростков со средней адекватной самооценкой в равной степени выражены такие копинг-стратегии, как «Разрешение проблемы» (41%) и «Социальная поддержка» (41%). Адекватная оценка своих качеств и поведения позволяет подросткам понимать свои возможности в стрессовой ситуации и выбирать правильную поведенческую стратегию для эффективного выхода из нее. Для 18% подростков с адекватной средней самооценкой характерна стратегия «Избегание», которая выражается в пассивном поведении в сложной ситуации, в отстраненности от поиска путей решения проблемы.

Особенностью подростков с заниженной самооценкой является то, что приблизительно половина испытуемых данной группы (53%) демонстрирует т копинг-стратегию «Избегание». Это может быть связано с тем, что подростки с низким самоуважением, неуверенностью в себе испытывают повышенную тревожность в решении возникшей проблемы. Такие подростки не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе, не имеют уверенности в правильности своих действий и поэтому в сложной ситуации прибегают к стратегии ожидания, изоляции.

Также важно отметить, что в данной группе испытуемых имеется 20% тех, кто сам пытается решить проблему - копинг-стратегия «Разрешение проблемы» и 27% подростков, которые прибегают к помощи других людей. Таким образом, мы видим, что подростки с завышенной неадекватной самооценкой в большей степени используют копинг-стратегию «Разрешение проблем», подростки с заниженной самооценкой - копинг-стратегию «Избегание», а подростки с адекватной самооценкой используют разные ко-пинг-стратегии: «Разрешение проблем», «Социальная поддержка» и «Изоляция».

Далее были рассмотрены копинг-стратегии испытуемых, излучавшиеся по методике С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер, в адаптации Т.А. Крюковой, для групп подростков с разным уровнем самооценки. Сравнительный анализ данных по ко-пинг-стратегиям подростков с разным уровнем самооценки показал, что 44% испытуемых с завышенной самооценкой в сложной ситуации используют стратегию «Решение задачи», которая выражается в стремлении разобраться в проблеме самим, используя собственные возможности и проявляя ответственность за принятое решение. Также имеется группа испытуемых (23%), которые прибегают к такой копинг-стратегии, как «Социальное отвлечение», проявляющееся в общении с близкими, друзьями, в стремлении уйти от решения проблемы. Остальные копинг-стратегии поведения не выражены у подростков с завышенной самооценкой. У группы подростков с высокой адекватной самооценкой выражены такие копинг-стратегии, как «Решение задачи» (44%), «Эмоции» (22%) и «Отвлечение» (22%). Можно сказать, что подростки с высокой оценкой своих личностных ка-

честв при решении сложной проблемы, прежде всего, стараются вникнуть в ситуацию, предпринимают конкретные действия для ее решения, тщательно обдумывают план своих действий и последствия его выполнения. Те подростки, которые чаще используют ко-пинг-стратегию, ориентированную на эмоции, решают проблему с помощью выражения негативных эмоций по отношению к ситуации, другим людям или с помощью обвинения себя в сложившейся ситуации. Подростки, которые проявляют копинг-стратегию «Отвлечение» отдаляются от ситуации, стараются о ней не думать, занимаются какими-то домашними делами и, в целом, отстраняются от сложившейся проблемы, не решая ее.

Для подростков со средним уровнем самооценки в большей степени характерно в сложной ситуации использовать стратегию поведения, ориентированную на проявление эмоций (41%). В таких случаях они испытывают напряжение, сильное волнение и переживание по поводу невозможности справиться с ситуацией. 24% подростков с адекватной средней самооценкой используют стратегии, ориентированные на решение задачи: планируют свое время, обдумывают возможности и пути решения проблемы, прибегают к опыту, полученному в подобных ситуациях. Подростки с заниженной самооценкой чаще используют такие копинг-стратегии как: «Эмоции» (33%), «Отвлечение» (27%), «Избегание» (20%). Неуверенные в себе подростки выходят из сложной ситуации через проявление эмоций: реакция страха, тревоги, волнения на сложившуюся ситуацию, не способность рационально мыслить и принимать верные решения. Также подростки с низкой самооценкой стараются отвлечься от проблемы, находят приятное в просмотре фильмов, походах по магазинам, во вкусной еде, в беззаботном времяпровождении. Для 20% подростков характерна тактика избегания в решении проблемы: они стараются не думать о плохом, вспоминают хорошие события в их жизни, пребывают в мечтаниях, общаются с друзьями.

Результаты проведенного сравнительного анализа данных уровня самооценки в подростковом возрасте и выбранных копинг-стратегий поведения в нашем исследовании были подтверждены с помощью статистических расчетов.

Расчеты с использованием критерия Крускалла-Уоллеса позволили нам выявить статистически значимые различия показателей для подростков экспериментальной выборки с разной самооценкой по следующим копинг-стратегиям: по копинг-стратегии «Разрешение проблемы» (Н=9,722 р=0,021) подростков с завышенной самооценкой и с заниженной самооценкой. Умение решать сложные задачи, самим находить средства решения, брать на себя ответственность более выражено у подростков с завышенной самооценкой, чем у подростков с заниженной самооценкой; по копинг-стратегии «Избегание» (Н=4,29 р=0,032) подростков с завышенной самооценкой и с заниженной самооценкой. В сложной ситуации подросткам с заниженной самооценкой сложнее найти правильное решение, выдержать трудности, поэтому они стараются избежать подобных ситуаций, уйти от их разрешения.

Корреляционный анализ с использованием критерия Пирсона позволил нам выявить положительную корреляционную связь между самооценкой (методика С. Будасси) и копинг-стратегией «Разрешение проблемы» (г=0,294, при р<0,05). То есть использование данной стратегии в поведении в большей степени характерно для подростков с адекватной высокой и завышенной самооценкой. Также значимая корреляционная связь наблюдается между самооценкой (методика Дембо-Рубинштейн) и копинг-стратегией «Избегание» (г=-0,29, при р<0,05). Полученное отрицательное значение критерия Пирсона указывает на обратную связь между копинг-стратегией и самооценкой подростков: стратегия избегания решения проблем в большей степени выражена у подростков с заниженной самооценкой.

Было выявлено, что самооценка подростков (методика Дембо-Рубинштейн) коррелирует с копинг-стратегией «Отвлечение» (г=0,24, при р<0,05). Следовательно, чем выше уровень самооценки (тенденция к завышенной, неадекватной), тем более выражена копинг-стратегия «Отвлечение», которая проявляется в нежелании активно преодолевать сложившие-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.