Научная статья на тему 'Взаимосвязь типов отношения к болезни и копинг-стратегий у подростков с ограниченными возможностями здоровья'

Взаимосвязь типов отношения к болезни и копинг-стратегий у подростков с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
417
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОПИНГ-СТРАТЕГИЯ / АДАПТИВНОСТЬ / НЕАДАПТИВНОСТЬ / ТИП ОТНОШЕНИЯ К БОЛЕЗНИ / ПОДРОСТКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сидорова Туйаара Никифоровна, Тарская Алеся Николаевна

В статье рассматриваются вопросы продуктивного копинг-поведения, помогающие адаптироваться подросткам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье отмечается, что помимо традиционных проблемно-орииентированных и эмоционально-ориентированных копингстратегий подростки с дефицитарным типом дизонтогенеза используют чаще неадаптивные стратегии. Из всех возрастных групп они более интолерантны к негативным социально-стрессовым воздействиям, что обусловлено незрелостью и неустойчивостью их стратегий адаптации. Отношение к болезни у подростков с ограниченными возможностями здоровья формирует личность и протекает сложно, имея ряд специфических особенностей. Среди механизмов патологического формирования личности у лиц с физическими нарушениями ведущую роль отводят реакции личности на осознание дефекта, физической неполноценности. Определяются особенности взаимосвязи типов отношения к болезни и стратегий совладания. В исследовании приняли участие 56 подростков, обучающихся в специальных коррекционных школах. Диагностика копинг-механизмов была проведена с помощью методики Е. Хейма. Это скрининговая методика, позволяющая исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности (когнитивный, эмоциональный и поведенческий). Для определения копинг-стратегий использован опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. Тип отношения к болезни изучался с помощью методики ТОБОЛ. Подростки с ограниченными возможностями здоровья чаще используют стратегии: избегания, дистанцирования и положительной переоценки. Из неадаптивных стратегий обнаружено использование подростками конфронтации и самоконтроля, что может приводить к снижению толерантности к жизненным трудностям. Среди эмоциональных копинг-стратегий подростки с ОВЗ предпочтения отдают следующим стратегиям: оптимизм, протест, подавление эмоций. В отношении к болезни преобладает меланхолический тип. Были выявлены взаимосвязи между копинг-стратегиями положительной переоценки и типом отношения к болезни «тревожность» (rs=0,25, p≤0,01), а так же копинг-стратегией «бегство-избегание» с неврастеническим типом отношения к болезни (rs=0,39, p≤0,01). Таким образом, подростки с выраженными тревожным и неврастеническим типами отношения к болезни чаще всего используют стратегии положительной переоценки и избегания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The correlation of types of attitudes towards the disease and coping strategies in disability teens

The article is devoted to the issues of productive coping behavior that helps teenagers with disabilities to adapt. In addition to the traditional coping strategies like problem-oriented and emotionally-oriented forms, adolescents with a deficiency type of dysontogenesis often use non-adaptive strategies. They are more intolerant to negative social stressful effects, which is due to the immaturity and instability of their adaptation strategies. Attitudes to the disease in adolescents with disabilities form the personality and it is difficult, with a number of specific features. Among the mechanisms of the pathological formation of the personality in persons with physical disabilities, the individual’s reaction to the awareness of a defect and physical inadequacy plays a leading role. The features of the relationship between types of attitude to the disease and coping strategies are determined. The study involved 56 adolescents enrolled in special correctional schools. A diagnostics of the coping mechanisms was carried out using the E. Heim’s method. This is a screening technique that allows you to explore 26 situational-specific coping options, distributed in accordance with the three main areas of mental activity (cognitive, emotional and behavioral). To determine the coping strategies, the questionnaire “Methods of coping behavior” by R. Lazarus was used. The type of attitude towards the disease was studied using the TOBOL method. Adolescents with disabilities more often use the following strategies: avoidance, distancing and positive revaluation. Of the non-adaptive strategies, the use of adolescents such as confrontation and self-control was detected, which can lead to a decrease in tolerance to life difficulties. Among emotional coping strategies, adolescents with disabilities are given preference for the following strategies: optimism, protest, suppression of emotions. In relation to the disease prevails melancholic type. The relationship between coping strategies of a positive revaluation and the type of attitude towards the anxiety disease (rs = 0.25, p≤0.01), as well as the escape-avoidance coping strategy with the neurasthenic type of attitude towards the disease (rs = 0.39, p≤0.01). Thus, adolescents with pronounced anxious and neurasthenic types of attitude to the disease most often use strategies of positive revaluation and avoidance.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь типов отношения к болезни и копинг-стратегий у подростков с ограниченными возможностями здоровья»

УДК 159.9

Т. Н. Сидорова, А. Н. Тарская

Взаимосвязь типов отношения к болезни и копинг-стратегий у подростков с ограниченными возможностями здоровья

СВФУ им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы продуктивного копинг-поведения, помогающие адаптироваться подросткам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В статье отмечается, что помимо традиционных проблемно-орииентированных и эмоционально-ориентированных копинг-стратегий подростки с дефицитарным типом дизонтогенеза используют чаще неадаптивные стратегии. Из всех возрастных групп они более интолерантны к негативным социально-стрессовым воздействиям, что обусловлено незрелостью и неустойчивостью их стратегий адаптации. Отношение к болезни у подростков с ограниченными возможностями здоровья формирует личность и протекает сложно, имея ряд специфических особенностей. Среди механизмов патологического формирования личности у лиц с физическими нарушениями ведущую роль отводят реакции личности на осознание дефекта, физической неполноценности. Определяются особенности взаимосвязи типов отношения к болезни и стратегий совладания. В исследовании приняли участие 56 подростков, обучающихся в специальных коррекци-онных школах. Диагностика копинг-механизмов была проведена с помощью методики Е. Хейма. Это скрининговая методика, позволяющая исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности (когнитивный, эмоциональный и поведенческий). Для определения копинг-стратегий использован опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. Тип отношения к болезни изучался с помощью методики ТОБОЛ.

Подростки с ограниченными возможностями здоровья чаще используют стратегии: избегания, дистанцирования и положительной переоценки. Из неадаптивных стратегий обнаружено использование подростками конфронтации и самоконтроля, что может приводить к снижению толерантности к жизненным трудностям. Среди эмоциональных копинг-стратегий подростки с ОВЗ предпочтения отдают следующим стратегиям: оптимизм, протест, подавление эмоций. В отношении к болезни преобладает меланхолический тип. Были выявлены взаимосвязи между копинг-стратегиями положительной переоценки и типом отношения к болезни «тревожность» (ге=0,25, р<0,01), а так же копинг-стратегией «бегство-избегание» с неврастеническим типом отношения к болезни (гз=0,39, р<0,01). Таким образом, подростки с выраженными тревожным и неврастеническим типами отношения к болезни чаще всего используют стратегии положительной переоценки и избегания.

Ключевые слова: копинг-стратегия, адаптивность, неадаптивность, тип отношения к болезни, подростки с ограниченными возможностями здоровья.

СИДОРОВА Туйаара Никифоровна - доцент кафедры психологии и социальных наук, Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: tn.sidorova@s-vfu.ru

SIDOROVA Tuyaara Nikiforovna - Assistant Professor, Department of Psychology and Social Sciences, Institute Psychology, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

ТАРСКАЯАлеся Николаевна - студент группы КП-13, Институт психологии, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г Якутск, Россия.

E-mail: tuyas_ok@mail.ru

TARSKAYA Alesya Nikolaevna - student of group KP-13, Institute Psychology, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University, Yakutsk, Russia.

T. N. Sidorova, A. N. Tarskaya

The correlation of types of attitudes towards the disease and coping strategies in disability teens

M. K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article is devoted to the issues of productive coping behavior that helps teenagers with disabilities to adapt. In addition to the traditional coping strategies like problem-oriented and emotionally-oriented forms, adolescents with a deficiency type of dysontogenesis often use non-adaptive strategies. They are more intolerant to negative social stressful effects, which is due to the immaturity and instability of their adaptation strategies. Attitudes to the disease in adolescents with disabilities form the personality and it is difficult, with a number of specific features. Among the mechanisms of the pathological formation of the personality in persons with physical disabilities, the individual's reaction to the awareness of a defect and physical inadequacy plays a leading role. The features of the relationship between types of attitude to the disease and coping strategies are determined. The study involved 56 adolescents enrolled in special correctional schools. A diagnostics of the coping mechanisms was carried out using the E. Heim's method. This is a screening technique that allows you to explore 26 situational-specific coping options, distributed in accordance with the three main areas of mental activity (cognitive, emotional and behavioral). To determine the coping strategies, the questionnaire "Methods of coping behavior" by R. Lazarus was used. The type of attitude towards the disease was studied using the TOBOL method. Adolescents with disabilities more often use the following strategies: avoidance, distancing and positive revaluation. Of the non-adaptive strategies, the use of adolescents such as confrontation and self-control was detected, which can lead to a decrease in tolerance to life difficulties. Among emotional coping strategies, adolescents with disabilities are given preference for the following strategies: optimism, protest, suppression of emotions. In relation to the disease prevails melancholic type. The relationship between coping strategies of a positive revaluation and the type of attitude towards the anxiety disease (rs = 0.25, p<0.01), as well as the escape-avoidance coping strategy with the neurasthenic type of attitude towards the disease (rs = 0.39, p<0.01). Thus, adolescents with pronounced anxious and neurasthenic types of attitude to the disease most often use strategies of positive revaluation and avoidance.

Keywords: coping strategy, adaptability, type of relationship to the disease, adolescents with disabilities.

Введение

Психологическое предназначение копинг-стратегий состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя овладеть ею, ослабить или смягчить, постараться избежать или привыкнуть к ним и таким образом погасить стрессовое действие ситуации. Для совладания со стрессом каждый человек использует собственные копинг-стратегии на основе имеющегося у него личностного опыта (личностных ресурсов - копинг-ресурсов) [1].

Как полагают К.С. Карвер, М.Ф. Шреер Дж.К. Вейнтрауб, наиболее адаптивными копинг-стратегиями являются те, которые направлены непосредственно на разрешение проблемы. Не позволяют адаптироваться в полной мере приемы преодоления, связанные с эмоциональным реагированием в проблемной ситуации, отрицанием стрессовой ситуации или отказом от разрешения проблемы [1]

В настоящее время исследователи продуктивного копинг-поведения выделяют два вида направленных тактик поведения:

1) стратегии проблемно-ориентированные, они направлены на саму ситуацию и желание ее исправить;

2) стратегии эмоционально-ориентированные: ориентированы на особенности эмоционального состояния, реакции, связанные со стрессовой ситуацией, чувства человека и переживания.

Данные тактики поведения направлены на решение проблемы или изменение отношения к ней. При этом копинг-стиль определяет поведение, исходя из трех типов реакции на стрессовую ситуацию: относительно человеческого поведения они называются капитуляция, избегание, сверхкомпенсация [2].

Изучая отношение к болезни у подростков с ограниченными возможностями здоровья, отметим, что среди возрастных групп подростки наиболее интолерантны к негативным социально-стрессовым воздействиям, что обусловлено незрелостью и неустойчивостью их стратегий адаптации. Вследствие этого в пубертатный период нередко развивается девиантное поведение, носящее деструктивный характер [3]. Подростки с особыми потребностями уязвимы, только часть успешно преодолевает трудности в общении, а другие не в состоянии справиться с хроническим коммуникативным стрессом [4].

Продолжается изучение взаимосвязи копинг-стратегий с регуляцией эмоций, а также ин-тернализацией и экстернализацией симптомов психопатологии в детском и подростковом возрасте [5]. Ряд авторов (Sampson М., Munoz-Furlong А., 2006) связывает некоторые неконструктивные копинг-стратегии со склонностью к рискованному поведению, что позволяет отнести подростковый возраст к группе риска. Отношением к болезни у подростков с ограниченными возможностями здоровья посвящены исследования Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушакова (1976). Так, в типологии реагирования на болезнь Н.Д. Лакосиной и Г.К. Ушакова в качестве критерия, взятого за основу классификации типов, выделяется система потребностей, которые фру-стрируются заболеванием. Другие авторы полагают, что реакция на болезнь в значительной степени обуславливается прогнозом заболевания [3].

В любом случае в целях преодоления изменившегося самочувствия и различных проявлений болезни подросток с ОВЗ вырабатывает комплекс адаптационных (приспособительных) приемов. При этом определяют их как реакции адаптации, которые могут быть как компенсаторного (искусственное ограничение контактов, подсознательная маскировка симптомов, сознательное изменение режима дня, и т.п.), так и псевдокомпенсаторного характера (отрицание и игнорирование болезни), что отмечают Е.А. Шевалев (1936) и Щ.В. Кербиков (1971).

Отношение к болезни у подростков с ограниченными возможностями здоровья формирует личность и протекает сложно, имея ряд специфических особенностей. Среди механизмов патологического формирования личности у лиц с физическими нарушениями ведущую роль отводят реакции личности на осознание дефекта и физической неполноценности. Отрицательное влияние на развитие самосознания оказывают такие факторы, как ранняя социальная де-привация, неправильное воспитание и своеобразное отношение к подростку с ограниченными возможностями здоровья. Все это обусловливает незрелость эмоционально-волевой сферы, эгоцентризм, и повышенную внушаемость [6].

Целью нашего исследования является выявление особенностей взаимосвязи типов отношения к болезни и стратегий совладания у детей с ОВЗ. В исследовании приняли участие 56 подростков, обучающиеся в Республиканских специальных коррекционных школах г. Якутска.

Методы

По результатам исследования на предмет наличия взаимосвязей типов отношения к болезни и используемых копинг-стратегий у подростков с ОВЗ, был проведен корреляционный анализ (rs - Спирмена).

В исследовании использовались следующие методики: диагностика копинг-механизмов Е. Хейма. Это скрининговая методика, позволяющая исследовать 26 ситуационно-специфических вариантов копинга, распределенных в соответствии с тремя основными сферами психической деятельности (когнитивный, эмоциональный и поведенческий). Для определения способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности (копинг-стратегий) использован опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. Тип отношения к болезни изучался с помощью методики ТОБОЛ, включающей 12 типов на основании двух критериев: адаптивность - дезадаптивность и интер - интрапсихическая направленность дезадаптации.

Результаты исследования

В ходе проведенного исследования выяснилось, что подростки с ограниченными возмож-

ностями здоровья чаще используют стратегии: избегания, дистанцирования и положительной переоценки (рис. 1). Избегание характеризуется отрицанием проблемы. Стратегия дистанцирования предполагает попытки преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее.

Рис. 1. Предпочитаемые копинг-стратегии подростков

Эти стратегии предполагают попытки преодоления негативных переживаний за счет уклонения, полного игнорирования проблемы, отрицания проблемы, пассивности, чрезмерной раздражительности, фантазирования, снижения значимости проблемы через юмор или отстранение с целью снижения мучительного эмоционального напряжения.

Большинством исследователей эти стратегии рассматриваются как неадаптивные, но в отдельных случаях, например в краткосрочной перспективе, или острых стрессогенных ситуациях, они могут быть полезными. Например, при возможности быстрого снижения эмоционального напряжения в ситуации стресса. Применение этих копинг-стратегий говорит о том, что подросткам проще принять пассивные формы поведения с отказом от преодоления трудностей, возможно, из-за неверия в свои силы.

Использование стратегии положительной переоценки позволяет подросткам предполагать разные попытки преодоления негативных переживаний за счет ее положительного переосмысления и рассмотрения их как стимула для саморазвития и личностного роста.

Немногие подростки используют стратегии, планирования решения проблемы, поиска социальной поддержки и принятия ответственности. Данные копинг-стратегии многими исследователями считаются адаптивными, они предполагают попытки преодоления трудностей за счет анализа ситуаций, выработки множества стратегий разрешения проблем, планирования собственных действий, учитывая прошлый опыт. Подростки могут обратиться за рекомендациями к знакомым, которые с их точки зрения владеют нужными знаниями. Эти стратегии способствуют конструктивному разрешению трудностей и отражают стремление подростков к пониманию зависимости между собственными действиями и их последствиями.

Использование подростками неадаптивных стратегий, таких как конфронтация и самоконтроль, делает их не готовыми к противостоянию жизненных трудностей. У подростков могут наблюдаться импульсивность в поведении, враждебность, трудности в планировании своих действий и прогнозе их результата, а так же сокрытие от окружающих своих эмоциональных переживаний и завышенной требовательности к самим себе.

Рис. 2. Когнитивные копинг-стратегии подростков

По результатам исследования часто используемыми копинг-механизмами подростков с ограниченными возможностями здоровья являются: установка собственной ценности, религиозность, игнорирование, смирение и относительность (рис. 2). Этим подросткам свойственно поведение, направленное на глубокое осознание собственной ценности как личности, они придают особый смысл их преодолению, вера в Бога и стойкость в вере помогает им при столкновении со сложными проблемами. А так же характерны и пассивные формы поведения, при которых они отказываются от преодоления возникших препятствий, возможно, из-за неверия в себя, или не придавая особого значения этим трудностям.

Среди эмоциональных копинг-стратегий подростки с ОВЗ предпочтения отдают следующим стратегиям: оптимизму, протесту, подавлению эмоций (рис. 3). Подросткам свойственны эмоциональное состояние с активным возмущением и протестом по отношению к трудностям и уверенность в наличии выхода из любой трудной ситуации. А так же для них характерен отказ от трудностей, состояние безнадежности и подавление эмоционального состояния.

Рис. 3. Эмоциональные копинг-стратегии подростков

Из поведенческих копинг-стратегий подростки часто используют: активное избегание и обращение (рис. 4). Они стараются избегать мысли о неприятностях, выбирают уединение и изолируются. И с другой стороны подростки стремятся вступить в сотрудничество со значимыми для них людьми и ищут поддержки.

обращение отвлечение

16% ^^^12%

сотрудничество

9%

альтруизм

14%

отступление 13%

активное

избегание 20%

конструктивная активность

компенсация

11%

5%

Рис. 4. Поведенческие копинг-стратегии подростков

Небольшая часть респондентов использует такие стратегии: альтруизм, отвлечение и обращение. В их поведении так же присутствует стремление к значимым людям и вовлечение себя в любимое дело с целью временного ухода от трудностей.

Таким образом, можно предположить, что полученные результаты связаны с процессами воспитания и обучения в коррекционной школе, в которой акцент делается на устранение дефекта и активную адаптацию. Отрицательные стороны стратегий совладания подростков, возможно, связаны и с особенностями подросткового возраста. В силу своих эмоциональных переживаний и слабым умением выражать свои желания и чувства, подростки замыкаются в себе от окружающих, им легче отстраниться от проблемы, игнорировать ее, нежели предпринять попытки для ее преодоления.

Для определения типов отношений к болезни у подростков с ОВЗ был использован опросник ТОБОЛ. По результатам проведенного опросника были получены данные, согласно которому у подростков с ОВЗ преобладает меланхолический тип отношения к болезни (рис. 5).

Им свойственна угнетенность своим состоянием, неверие в возможное улучшение, депрессивное состояние, пессимистический взгляд на окружающих. Можно предположить, что подростки просто смирились со своим состоянием, они учатся жить со своими дефектами, адаптируясь к окружающему. Они занимаются любимым делом, учатся использовать в различных ситуациях конструктивные виды активности, тем самым отвлекаясь от трудностей.

Так же у подростков преобладают типы: анозогнозический и гармоничный. Таким подросткам характерно трезвое оценивание своего состояния, без склонности преувеличивать, но иногда могут отбрасывать мысли о своем состоянии и о последствиях. В связи с этим им нередко характерны пренебрежение врачебными обследованиями и всяческим лечением, преоб-

паранояльный дисфорический

Рис. 5. Тип отношений к болезни у подростков

ладает желание «разобраться самому». Скорее всего, это связано с их личностными качествами, которые развиваются при обучении. В коррекционных школах образовательный процесс построен таким образом, что дети с ОВЗ учатся рационально оценивать свои возможности, которые применительны к различным ситуациям. Они взвешенно подходят к решению возникающих трудностей, делая акцент на своих сильных сторонах личности. При ипохондрическом типе подросткам характерно чрезмерное сосредоточение на всяческих неприятных ощущениях в своем теле и их преувеличении. Они стремятся постоянно рассказывать о них медперсоналу и окружающим.

Были выявлены взаимосвязи высокого уровня значимости между копинг-стратегиями положительной переоценки и типом отношения тревожность, а так же копингом бегство-избегание с неврастеническим типом (табл.).

Таблица

Результаты корреляционного анализа типов отношения к болезни и стратегий совладания

у подростков с ОВЗ

N. Тип отношения N.. к болезни Гармоничный Тревожный Ипохон-дриче-ский Неврастенический Эгоцен-триче-ский Паранойяльный Дисфори-ческий

Копинг- N. стратегия N.

Когнитивный -0,227, р< 0,05

Эмоциональный -0,211 р< 0,05

Самоконтроль 0,427 р < 0,01

Поиск социальной поддержки 0,244 р< 0,05

Избегание 0,393 р < 0,01 0,189 р< 0,05

Планирование решения проблемы 0,191 р< 0,05

Положительная переоценка 0,255, р < 0,01

Это говорит о том, что подростки с ОВЗ с выраженными тревожным и неврастеническим типами отношения к болезни чаще всего используют стратегии положительной переоценки и избегания. Им свойственны беспокойство и мнительность в отношении неблагоприятного течения болезни и возможных осложнений, а также вспышки раздражения, тем самым прибегая к критическому отношению к своим поступкам, необдуманным словам и постоянным просьбам о прощении. Они используют разные попытки преодоления негативных переживаний за счет положительного переосмысления трудной ситуации, так же высокий уровень значимости у дисфорического типа, который коррелирует с эмоциональными копинг-стратегиями. У них доминирует мрачное и озлобленное настроение, возможна зависть к здоровым, частые вспышки злобы, при которой склонны винить в своей болезни других, тем самым часто подавляя, или, наоборот, высвобождая свои эмоции. Они сверхчувствительны, или наоборот, закрыты в себе.

Подростки, у которых преобладает гармоничный тип отношения, меньше всего используют когнитивные стратегии совладания со стрессом за счет реалистичного оценивания своего состояния, без склонности преувеличивать или недооценивать его, всевозможного содействия и помощи самому себе. Они не выбирают формы поведения, которые направлены на анализ

своих трудностей. При преобладании ипохондрического типа подростки почти не прибегают к эмоциональным копинг-стратегиям. Они чрезмерно сосредоточены на своих болезненных и неприятных ощущениях. Стараются рассказать всем, преувеличивая действительность. Они не верят в успех, но требуют повышенного внимания у специалистов. Им не свойственны эмоциональные состояния, направленные на протест по отношению к стрессовым ситуациям, они не верят в наличие выхода из трудностей.

Эгоцентрический тип имеет прямую корреляцию отношения к болезни с копинг-страте-гией поиска социальной поддержки. При выраженности эгоцентрического типа подростки используют социальную поддержку. Им свойственно «принятие» болезни и поиски выгод: выставляют окружающим напоказ свои страдания и переживания с целью вызвать сочувствие и завоевать их внимание, требуют исключительной заботы о себе. И в трудных ситуациях они в первую очередь ищут поддержки со стороны близких и окружающих их людей. Паранойяльный тип и стратегия избегания так же имеет прямую корреляцию. Подростки с выраженным паранойяльным типом крайне подозрительны и настороженны к разговорам о себе, вбирают стратегию избегания: не делятся с окружающими своими трудностями, чтобы не привлекать к себе чрезмерное внимание.

Заключение

Таким образом, обращая внимание на копинг-стратегии, подростки с ОВЗ в равной степени используют как адаптивные, так и неадаптивные стратегии совладания, что может быть связано с процессами воспитания, как домашним, так и обучением в коррекционной школе, а так же с их пубертатным периодом. Так как у них преобладает меланхолический тип отношения к болезни, то большинству подростков характерны угнетенность своим состоянием и неверие в возможное улучшение, депрессивное состояние и пессимистический взгляд на окружающих.

По полученным взаимосвязям можно заключить, что для подростков с ОВЗ характерно как адекватное, так и неадекватное отношение к своему состоянию, и при этом они используют адаптивные стратегии совладания, что повышает их адаптивность к окружающей социальной среде.

Литература

1. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция): учебное пособие. - Казань 2003.

2. Попова Т.М. Деструктивные копинг-ресурсы как фактор риска девиантного поведения подростков с ограниченными возможностями здоровья // Казанский педагогический журнал. - 2015.

3. Попова Т.М. Индивидуально-психологические предпосылки аддиктивного поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья // Казанский педагогический журнал. - 2015. - №4(111). - Ч. 2.

4. Samokhvalova A.G., Kryukova T.L. Teens' coping/non-coping with communication difficulties in a special boarding school setting // Social Welfare Interdisciplinary Approach. - 2017. - T. 7, № 1. - C. 104-116.

5. Compas B.E., Jaser S.S., Bettis A.H., Watson K.H., Gruhn M.A., Dunbar J.P., Williams E., Thigpen J.C. Coping, Emotion Regulation, and Psychopathology in Childhood and Adolescence: A Meta-Analysis and Narrative Review // Psychological Bulletin. - 2017. - Sep. - T. 143, № 9. - C. 939-991.

6. Гребенникова Е.В., Фирсова О.В. Осознание и отношение к болезни подростков с ДЦП, имеющих разный уровень субъектности // Вестник Томского государственного педагогического университета. -2011. - №6 (108). - С. 130.

References

1. Nabiullina R.R., Tuhtarova I.V. Mekhanizmy psihologicheskoj zashchity sovladaniya so stressom (opredelenie, struktura, funkcii, vidy, psihoterapevticheskaya korrekciya): uchebnoe posobie. - Kazan' 2003.

2. Popova T.M. Destruktivnye koping-resursy kak faktor riska deviantnogo povedeniya podrostkov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2015.

3. Popova T.M. Individual'no-psihologicheskie predposylki addiktivnogo povedeniya u lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2015. - №4(111). - CH. 2.

4. Samokhvalova A.G., Kryukova T.L. Teens' coping/non-coping with communication difficulties in a special boarding school setting // Social Welfare Interdisciplinary Approach. - 2017. - T. 7, № 1. - C. 104-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Compas B.E., Jaser S.S., Bettis A.H., Watson K.H., Gruhn M.A., Dunbar J.P., Williams E., Thigpen J.C. Coping, Emotion Regulation, and Psychopathology in Childhood and Adolescence: A Meta-Analysis and Narrative Review // Psychological Bulletin. - 2017. - Sep. - T. 143, № 9. - C. 939-991.

6. Grebennikova E.V., Firsova O.V. Osoznanie i otnoshenie k bolezni podrostkov s DCP, imeyushchih raznyj uroven' sub»ektnosti // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2011. -№6 (108). - S. 130.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.