УДК 159.9
ВЗАИМОСВЯЗЬ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ
© 2024
Л.Г. Жданова, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии
П.А. Лысова, студент 2-го курса
Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара (Россия)
Ключевые слова: подростковый возраст; эмоциональный интеллект; эмоциональная осведомленность; эмпатия; распознавание эмоций; управление эмоциями; толерантность.
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема взаимосвязи толерантности и эмоционального интеллекта в подростковом возрасте. Описываются результаты эмпирического исследования, направленного на изучение особенностей толерантности и эмоционального интеллекта у подростков. Выявлено, что у подростков присутствует статистически значимая положительная связь между уровнем толерантности и параметрами эмоционального интеллекта, при этом у девушек данная связь выражена существенно сильнее, чем у юношей.
В современном обществе жизнь человека подвергается глобальным изменениям, порождающим ситуации неопределенности. Стремительность, глубина и непредсказуемость изменений приводят к тому, что условием развития личности становится постоянное расширение масштабов личностного изменения, необходимого для успешной адаптации и выживания. В таких изменяющихся условиях человеку тяжело оставаться эмоционально стабильным, так как у человека нет ощущения стабильности и безопасности. Люди не всегда успешно справляются с пониманием и управлением эмоций, а это ведет к повышению конфликтности в обществе.
Кросс-культурное исследование показало, что эмоциональный интеллект способствует предпочтению компромисса, сотрудничества и уступки у подростков, принадлежащих к различным культурам. Эмоциональный интеллект проявляется у российских и голландских подростков в большей готовности к открытому выражению своих чувств в конфликтной ситуации, у российских подростков также в большей готовности к конструктивному разрешению конфликтной ситуации в интересах всех сторон конфликта. В то же время эмоциональный интеллект усиливает взаимосвязь между агрессивными установками и агрессивным поведением в конфликте, что свидетельствует о том, что он может выступить катализатором агрессивного поведения личности, имеющей деструктивные установки. В связи с этим не менее значимыми являются установки и убеждения личности, в частности уровень развития толерантности как позитивного способа принятия социальных и индивидуальных различий [1; 2].
Ведущей деятельностью подросткового возраста является общение со сверстниками [3]. Главное новообразование подросткового возраста - «чувство взрослости» - отношение подростка к себе как ко взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему как ко взрослому [4]. Кроме того, подростковый возраст является периодом повышенной эмоциональности, что проявляется в быстрой возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности [5; 6].
Согласно исследованиям А.Г. Асмолова, Г.У. Солда-товой, Л.А. Шайгерова, толерантность определяется как принятие другого человека, проявление сочувствия
и сострадания к другому, признание ценности многообразия человеческой культуры [7]. Толерантность включает различные формы и направления межличностного взаимодействия и может быть положительной, если сопровождается уважением к правам и свободам других людей [8; 9]. Образование и психологическое воспитание играют важную роль в формировании толерантности, особенно через гуманистический и фасилитатив-ный подходы [10].
Эмоциональный интеллект подростков находится в стадии формирования, и ученые до сих пор изучают причины и факторы, влияющие на него. Развитие эмоционального интеллекта связано с формированием культурно-нравственных идей и изменением структуры мотивов и желаний личности. Формирование системы ценностей, включая толерантность, способствует стабильному развитию личности и помогает подростку принять достойное положение в обществе [11; 12].
Для выявления взаимосвязи толерантности и эмоционального интеллекта у подростков мы провели эмпирическое исследование. Испытуемыми являлись ученики девятых классов МБОУ СОШ в городе Самара, то есть 24 подростка 14-15 лет (12 мальчиков и 13 девочек). Мы использовали экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), направленный на определение общего уровня толерантности, а также методику «Эмоциональный интеллект» (Н. Холл), направленную на выявление способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.
На основании проведенного нами исследования, мы выявили процентное соотношение уровней толерантности и узнали, что у 40% испытуемых низкий уровень толерантности, что указывает на наличие проблем в сфере толерантности среди подростков и необходимость мер по развитию и поддержке толерантности в образовательной среде.
У 36% испытуемых выявлен средний уровень толерантности, что говорит о том, что у этих подростков есть некоторая осведомленность о толерантности, но также есть и потенциал для дальнейшего развития и совершенствования их навыков толерантного поведения.
Испытуемых с высоким уровнем толерантности -24%. Эти подростки уже обладают развитыми навыками
толерантного поведения и способны эффективно взаимодействовать с разнообразием людей и ситуаций.
В целом, в исследуемой группе подростков преобладает низкий уровень толерантности, что может требовать усиленной работы по развитию и повышению уровня толерантности. Подростки со средним уровнем толерантности представляют значительную часть, что свидетельствует о потребности в дальнейшем обучении и формировании навыков толерантного поведения. Однако 24% подростков с высоким уровнем толерантности указывают на наличие положительных примеров и успехов в формировании толерантности у некоторых участников исследования.
Результаты методики «Эмоциональный интеллект» Н. Холла мы представим отдельно у девушек и у юношей. У девушек по шкале «Эмоциональная осведомленность» наблюдаются следующие результаты: наивысший результат - 33 балла, наименьший результат -18 баллов и среднее значение - 23 балла. Исходя из данных, можно сделать вывод, что уровень эмоциональной осведомленности у девушек в выборке варьируется от среднего до высокого. Однако стоит отметить, чтоввыборкенаблюдаетсябольшойразбросрезультатов, что может указывать на выраженные индивидуальные различия в эмоциональной осведомленности среди девушек.
По шкале «Управление своими эмоциями» у девушек получились следующие результаты: наивысший результат - 33 балла, наименьший результат - 19 баллов и среднее значение - 23 балла. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что уровень управления своими эмоциями у девушек в выборке также варьируется от среднего до высокого. Однако, как и в предыдущем случае, наблюдается значительный разброс результатов, что может указывать на индивидуальные различия в способности управлять эмоциями среди девушек.
По шкале «Самомотивация» у девушек следующие результаты: наивысший результат - 29 баллов, наименьший результат - 18 баллов и среднее значение -22 балла. Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что уровень самомотивации у девушек в выборке варьируется от среднего до высокого. Также наблюдается некоторый разброс результатов, что указывает на значительные индивидуальные различия в самомотивации среди девушек.
Результаты у девушек по шкале «Эмпатия» представлены следующим образом: наивысший результат -34 балла, наименьший результат - 18 баллов и среднее значение - 25 баллов. Исходя из этих данных, можно сказать, что уровень эмпатии у девушек в выборке варьируется от среднего до высокого уровня. Обращает внимание тот факт, что некоторые девушки показывают более высокий уровень эмпатии, в то время как другие - немного ниже среднего значения. Это указывает на существенные различия в способности понимать и сопереживать чувства и эмоции других людей среди девушек.
Результаты у девушек по шкале «Распознавание эмоций других людей», мы можем выделить следующие: наивысший результат - 31 балл, наименьший результат - 20 баллов и среднее значение - 24 балла. Исходя из этих данных, можно сказать, что уровень способности распознавать эмоции других людей у девушек в выборке варьируется от среднего до высокого уровня. Некоторые девушки показывают более высо-
кую способность в распознавании эмоций, в то время как другие находятся на уровне средней компетентности. Это указывает на различия в способности девушек воспринимать и интерпретировать эмоции, выражаемые другими людьми.
Если подводить итог по представленным результатам, то у исследуемых девушек подросткового возраста в области парциального эмоционального интеллекта, наблюдаются средние значения по таким параметрам, как эмоциональная осведомленность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей. В целом, результаты показывают, что девушки в выборке имеют средний уровень парциального эмоционального интеллекта.
У исследуемых юношей представлены следующие результаты по шкале «Эмоциональная осведомленность»: наименьший результат - 12 баллов, наивысший результат - 28 баллов и среднее значение - 22 балла. Уровень эмоциональной осведомленности у юношей в выборке варьируется от среднего до высокого. Стоит отметить, что у юношей баллы по данной шкале значительно ниже, чем у девушек.
По шкале «Управление своими эмоциями» у юношей, получились следующие результаты: наивысший результат - 27 баллов, наименьший результат - 14 баллов и среднее значение - 23 балла. Уровень управления своими эмоциями у юношей в выборке также варьируется от среднего до высокого. Однако наблюдается значительный разброс результатов, что может указывать на индивидуальные различия в способности управлять эмоциями среди юношей. Результаты по данной шкале у юношей и девушек имеют одинаковое среднее значение.
По шкале «Самомотивация» у юношей следующие результаты: наивысший результат - 26 баллов, наименьший результат - 12 баллов и среднее значение -21 балл. Уровень самомотивации у юношей в выборке варьируется от среднего до высокого уровня. Наблюдается некоторый разброс результатов, что указывает на индивидуальные различия в самомотивации среди юношей. У юношей по данной шкале наблюдается среднее значение ниже, чем у девушек.
Результаты у юношей по шкале «Эмпатия», мы можем выделить следующие: наивысший результат - 35 баллов, наименьший результат - 18 баллов и среднее значение - 26 балловУровень эмпатии у юношей в выборке варьируется от среднего до высокого уровня. Обращаем внимание, что некоторые юноши показывают более высокий уровень эмпатии, в то время как другие -немного ниже среднего значения. Это указывает на различия в способности понимать и сопереживать чувства и эмоции других людей среди юношей. У юношей наблюдается более высокий уровень эмпатии по сравнению с девушками.
Результаты у юношей по шкале «Распознавание эмоций других людей», мы можем выделить следующие: наивысший результат - 30 баллов, наименьший результат - 17 баллов и среднее значение - 23 балла. Уровень способности распознавать эмоции других людей у юношей в выборке варьируется от среднего до высокого уровня. Некоторые юноши показывают более высокую способность в распознавании эмоций, в то время как другие находятся на уровне средней компетентности. Среднее значение по данной шкале у юношей значительно ниже, чем у девушек.
Результаты диагностики эмоционального интеллекта показали, что как у юношей, так и у девушек в выборке преобладает средний уровень парциального эмоционального интеллекта. Однако, девушки в целом демонстрируют немного более высокие средние значения по большинству параметров эмоционального интеллекта.
Уровень толерантности в исследуемой группе подростков в основном является низким или средним. Это указывает на необходимость проведения работ по развитию и повышению уровня толерантности у подростков.
Также мы провели корреляционный анализ для выявления взаимосвязи толерантности и эмоционального интеллекта у подростков. У девушек коэффицент корреляции Пирсона между уровнем толерантности и каждой из шкал представляет следующее: эмоциональная осведомленность - г = 0.87 (р < 0.05); управление своими эмоциями - г = 0.91 (р < 0.05); самомотивация - г = 0.81 (р < 0.05); эмпатия - г = 0.95 (р < 0.05); распознавание эмоций других людей - г = 0.76 (р < 0.05). У юношей коэффицент корреляции Пирсона между уровнем толерантности и каждой из шкал представляет следующее: эмоциональная осведомленность - г = 0.64 (р > 0.05); управление своими эмоциями - г = 0.49 (р > 0.05); самомотивация - г = 0.33 (р > 0.05); эмпатия - г = 0.87 (р < 0.05); распознавание эмоций других людей - г = 0.58 (р > 0.05).
Также у всех испытуемых (не разделяя по половому признаку) коэффицент корреляции Пирсона между уровнем толерантности и каждой из шкал показывает следующие значения: эмоциональная осведомленность - г = 0.84 (р < 0.05); управление своими эмоциями - г = 0.81 (р < 0.05); самомотивация - г = 0.77 (р < 0.05); эмпатия - г = 0.93 (р < 0.05); распознавание эмоций других людей - г = 0.7 (р < 0.05).
Таким образом, у испытуемых подростков выражена статистически значимая положительная связь между уровнем толерантности и параметрами эмоционального интеллекта. У девушек данная связь выражена существенно сильнее, чем у юношей.
В целом, результаты исследования указывают на важность развития толерантности и эмоционального интеллекта у подростков, особенно у девушек. Даль-
нейшие исследования и работы в этой области могут помочь в создании программ и стратегий для развития этих навыков и улучшения межличностных отношений у подростков. В частности, в программах по повышению уровня толерантности у подростков можно использовать упражнения и приемы для развития эмоционального интеллекта.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ, 2020. 487 с.
2. Александрова Н.П. Эмоциональный интеллект как фактор саморегуляции педагогической деятельности // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. 2020. № 5. С. 171-177.
3. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные труды. М.: Юрайт, 2019. 302 с.
4. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. М.: Союз, 2019. 160 с.
5. Краковский А.П. О подростках. М.: Педагогика, 2019. 272 с.
6. Гонина О.О. Психология : учебное пособие. М.: Кно-Рус, 2019. 320 с.
7. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Толерантность. Введение в проблему. М.: МОДЭК, МПСИ, 2021. 240 с.
8. Ильинская С.Г. Толерантность. М.: Праксис, 2019. 288 с.
9. Бакулина С.Д. Толерантность. От истории понятия к современным социокультурным смыслам: учебное пособие. М.: Флинта; Наука, 2019. 112 с.
10. Кокоришвили Т.И. Воспитание толерантности у подростков // Вестник науки. 2019. № 9 (18).
11. Баймуханова А.З. Формирование межнациональной толерантности у подростков в условиях общеобразовательной школы. Астрахань: Астраханский государственный университет, 2020.
12. Ващенко Т. Г., Михалева А.А. Использование информационных технологий в воспитании толерантности у подростков // Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, 2018. 19 с.
THE RELATIONSHIP BETWEEN TOLERANCE AND EMOTIONAL INTELLIGENCE IN ADOLESCENTS
© 2024
L.G. Zhdanova, candidate of psychological sciences, associated professor at the department of pedagogy and psychology
P.A. Lysova, 2nd year student Samara State University of Social Sciences and Education, Samara (Russia)
Keywords: adolescence; emotional intelligence; emotional awareness; empathy; emotion recognition; emotion management; tolerance.
Abstract. This article examines the problem of the relationship between tolerance and emotional intelligence in adolescence. The results of an empirical study aimed at studying the characteristics of tolerance and emotional intelligence in adolescents are described. It was revealed that adolescents have a statistically significant positive relationship between the level of tolerance and the parameters of emotional intelligence, while this relationship is significantly stronger in girls than in boys.