Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ'

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
172
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / НАРУШЕНИЕ СЛУХА / ПОДРОСТКИ / СЕНСОРНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ЭМПАТИЯ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / HEARING IMPAIRMENT / ADOLESCENTS / SENSORY IMPAIRMENT / EMPATHY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шевырева Елена Г.

Данная статья отражает результаты теоретического и эмпирического исследования по изучению особенности эмоционального интеллекта у подростков с нарушением слуха. Нами было опрошено 20 подростков с нарушением слуха, воспитанников школы-интерната в возрасте от 16 до 17 лет и 20 нормотипичных подростков данного возраста. В рамках теоретической составляющей была проведена работа, посвященная анализу исследования эмоционального интеллекта в современной психологии, а также представления о личности детей с нарушением слуха в психолого-педагогических исследованиях. В эмпирической части исследования производилась диагностика эмоционального интеллекта у подростков с нарушенным слухом и нормотипичных детей данной возрастной категории, а также производился статистический анализ полученных данных с целью выявления особенностей эмоционального интеллекта слабослышащих подростков. Были использованы следующие методики: изучение эмоционального интеллекта (Н. Холла); измерения эмоционального интеллекта (Д. В. Люсина); диагностики уровня эмпатии (В. В. Бойко); распознавание эмоций (А. Поздеева). В качестве основных статистических методов использовались одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова, непараметрический критерий U-Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмана. В ходе исследования были сформулированы следующие гипотезы: 1) для эмоционального интеллекта слабослышащих школьников, в отличии от здоровых сверстников, будет характерно: более низкий уровень эмпатии, высокий уровень самомотивации, высокое умение распознавать эмоции других людей; 2) умение подростков распознавать эмоции способствует развитию самоконтроля; низкий уровень эмпатии слабослышащих подростков затрудняет формирование межличностного эмоционального интеллекта. Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования в работе психологов коррекционных школ, для развития эмоционального интеллекта и гармоничной личности подростков с нарушенным слухом. В работе представлен новый взгляд на проблему психолого-педагогического сопровождения подростков с дефицитарным типом дизонтогенеза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шевырева Елена Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF TEENAGERS WITH SENSOR DISORDERS

This article reflects the results of a theoretical and empirical study of the characteristics of emotional intelligence in adolescents with hearing impairment. We interviewed 20 teenagers with hearing impairment, pupils of a boarding school aged 16 to 17 years and 20 normotypic teenagers of this age. In the framework of the theoretical component, work was carried out on the analysis of the study of emotional intelligence in modern psychology, as well as ideas about the personality of children with hearing impairment in psychological and pedagogical research. In the empirical part of the study, the diagnosis of emotional intelligence in adolescents with hearing impairment and normotypic children of this age category was performed, as well as a statistical analysis of the data obtained in order to identify the characteristics of the emotional intelligence of hearing impaired adolescents. The following methods were used: the study of emotional intelligence (N. Hall); measurements of emotional intelligence (D. V. Lyusina); diagnostics of the level of empathy (V. V. Boyko); recognition of emotions (A. Pozdeeva). As the main statistical methods, the one-sample Kolmogorov-Smirnov test, the nonparametric U-Mann-Whitney test, and Spearman's correlation coefficient were used. In the course of the study, the following hypotheses were formulated: 1) for the emotional intelligence of hard-of-hearing students, unlike healthy peers, it will be typical: a lower level of empathy, a high level of self-motivation, a high ability to recognize the emotions of other people; 2) the ability of adolescents to recognize emotions contributes to the development of self-control; the low level of empathy of hearing impaired adolescents makes it difficult to form interpersonal emotional intelligence. The practical significance lies in the possibility of using the results of research in the work of psychologists at correctional schools to develop the emotional intelligence and harmonious personality of adolescents with impaired hearing. The paper presents a new look at the problem of psychological and pedagogical support for adolescents with a deficient type of dysontogenesis.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

PSYCHOLOGY

УДК 159.9

Особенности эмоционального интеллекта подростков с сенсорными нарушениями

Елена Г. Шевырева

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

E-mail: devalena12@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7385-7393

Аннотация

Данная статья отражает результаты теоретического и эмпирического исследования по изучению особенности эмоционального интеллекта у подростков с нарушением слуха. Нами было опрошено 20 подростков с нарушением слуха, воспитанников школы-интерната в возрасте от 16 до 17 лет и 20 нормоти-пичных подростков данного возраста. В рамках теоретической составляющей была проведена работа, посвященная анализу исследования эмоционального интеллекта в современной психологии, а также представления о личности детей с нарушением слуха в психолого-педагогических исследованиях. В эмпирической части исследования производилась диагностика эмоционального интеллекта у подростков с нарушенным слухом и нормотипичных детей данной возрастной категории, а также производился статистический анализ полученных данных с целью выявления особенностей эмоционального интеллекта слабослышащих подростков. Были использованы следующие методики: изучение эмоционального интеллекта (Н. Холла); измерения эмоционального интеллекта (Д. В. Люсина); диагностики уровня эмпатии (В. В. Бойко); распознавание эмоций (А. Поздеева). В качестве основных статистических методов использовались одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова, непараметрический критерий U-Манна-Уитни, коэффициент корреляции Спирмана. В ходе исследования были сформулированы следующие гипотезы: 1) для эмоционального интеллекта слабослышащих школьников, в отличии от здоровых сверстников, будет характерно: более низкий уровень эмпатии, высокий уровень самомотивации, высокое умение распознавать эмоции других людей; 2) умение подростков распознавать эмоции способствует развитию самоконтроля; низкий уровень эмпатии слабослышащих подростков затрудняет формирование межличностного эмоционального интеллекта. Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования в работе психологов коррекционных школ, для развития эмоционального интеллекта и гармоничной личности подростков с нарушенным слухом. В работе представлен новый взгляд на проблему психолого-педагогического сопровождения подростков с дефицитарным типом дизонтогенеза.

ПСИХОЛОГИЯ Ключевые слова

эмоциональный интеллект, нарушение слуха, подростки, сенсорные нарушения, эмпатия

Features of emotional intelligence of teenagers with sensor disorders

Elena G. Shevyreva

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation

E-mail: devalena12@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7385-7393

Annotation

This article reflects the results of a theoretical and empirical study of the characteristics of emotional intelligence in adolescents with hearing impairment. We interviewed 20 teenagers with hearing impairment, pupils of a boarding school aged 16 to 17 years and 20 normotypic teenagers of this age. In the framework of the theoretical component, work was carried out on the analysis of the study of emotional intelligence in modern psychology, as well as ideas about the personality of children with hearing impairment in psychological and pedagogical research. In the empirical part of the study, the diagnosis of emotional intelligence in adolescents with hearing impairment and normotypic children of this age category was performed, as well as a statistical analysis of the data obtained in order to identify the characteristics of the emotional intelligence of hearing impaired adolescents. The following methods were used: the study of emotional intelligence (N. Hall); measurements of emotional intelligence (D. V. Lyusina); diagnostics of the level of empathy (V. V. Boyko); recognition of emotions (A. Pozdeeva). As the main statistical methods, the one-sample Kolmogorov-Smirnov test, the nonparametric U-Mann-Whitney test, and Spearman's correlation coefficient were used. In the course of the study, the following hypotheses were formulated: 1) for the emotional intelligence of hard-of-hearing students, unlike healthy peers, it will be typical: a lower level of empathy, a high level of self-motivation, a high ability to recognize the emotions of other people; 2) the ability of adolescents to recognize emotions contributes to the development of self-control; the low level of empathy of hearing impaired adolescents makes it difficult to form interpersonal emotional intelligence. The practical significance lies in the possibility of using the results of research in the work of psychologists at correctional schools to develop the emotional intelligence and harmonious personality of adolescents with impaired hearing. The paper presents a new look at the problem of psychological and pedagogical support for adolescents with a deficient type of dysontogenesis.

PSYCHOLOGY

Keywords

emotional intelligence, hearing impairment, adolescents, sensory impairment, empathy

Введение

Одной из наиболее важных проблем психологии на сегодня становится проблема эмоционального развития и адаптации личности. Умение человека адаптироваться в социуме является непременным условием его полноценной жизни. Развитие эмоционального интеллекта каждого человека позволит успешно адаптироваться в жизни и развиваться.

Изучением понятия эмоционального интеллекта за рубежом занимаются большой коллектив исследователей (Mayer, Salovey, Caruso, 2000; Mayer, Salovey, 2005; Goleman, 1995; Bar-On, 2001; Anwer, 2017; Гилфорд, 1965). В России эмоциональный интеллект исследуют Савенкова А. И., Александрова Е. А., Кузнецова К. С., Д. В. Люсин, Юркевич В. С. (Александрова, Кузнецова, 2018; Савенкова 2006, 2018; Юркевич, 2005; Люсин, 2004).

Особый интерес приобретает исследования подросткового возраста, под которым переплетаются противоречивые тенденции эмоционального развития. Исследованием эмоционального интеллекта подростков занимаются Е. Н. Грекова, Г. А. Курманова, Е. С. Иванова, Ю. В. Давыдова и другие (Грекова, Курманова, Иванова, 2017; Давыдова, 2011).

Особое внимание следует обратить на специфику развития эмоционального интеллекта подростков с нарушением слуха. В исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Х. Вайсбах, К. Мидоу, Г. Орм, М. М. Нудельман, А. А. Кульбицкая, В. Ф. Матвеев, О. В. Белоконь, Д. В. Ушаков, В. Г. Петрова) изучалась специфика развития эмоционально-волевой сферы глухих и слабослышащих детей, в основе которой лежит дефицит эмоционального и речевого взаимодействия, что в дальнейшем влечёт за собой трудности социальной адаптации данной категории детей.

Проанализировав работы Т. М. Грабенко, В. Петшака, Т. Г Богдановой и других авторов, можно сделать вывод о том, что у детей с нарушением слуха наблюдается вторичный дефект в виде дефектов речи и отставания её формирования (Петшака, 1991; Богдановой, Грабенко, 1999). Третичным дефектом будет выступать нарушение психического развития.

Глухие и слабослышащие дети испытывают трудности к приспособлению к окружающему миру. В подростковом возрасте наблюдаются выраженные изменения во всех областях психической деятельности, что в свою очередь требует разработки и проведения психолого-педагогического сопровождения, целенаправленного развития и коррекции.

Методологической базой, лежащей в основе нашего исследования, стали

ПСИХОЛОГИЯ

положения о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей, поскольку психологическое развитие лиц с нарушенным слухом опирается на общепсихологические законы психического развития, определяется как качественно своеобразное развитие, проходящее в осложнённых условиях (Р. М. Боскис, Семаго Н. Я. Л. С. Выготский, М. С. Певзнер, В. И. Лубовский, Л. И. Божович, В. В. Лебединский); научные исследования личности детей с нарушением слуха (И. М. Соловьев, З. С. Алиева, О. Ю. Пискун, Э. В. Миронова, Е. Г. Речицкая); исследования эмоционального интеллекта подростков (Е. С. Иванова, Е. В. Сологуб, Г. А. Курманова, Ю. В. Давыдова, Э. А. Вийтар).

Методы

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность в рамках практической психологии предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи данного исследования.

Цель исследования: изучить эмоциональный интеллект подростков с сенсорными нарушениями (слабослышащие).

Эмпирическим объектом исследования выступили дети подросткового возраста с нарушением слуха.

Предметом - особенности эмоционального интеллекта детей подросткового возраста с нарушением слуха.

В результате изучения научных публикаций, посвященных проблеме эмоционального интеллекта подростков с сенсорными нарушениями, были сформулированы следующие гипотезы исследования:

1. Для эмоционального интеллекта слабослышащих школьников, в отличие от здоровых сверстников, будет характерно: более низкий уровень эмпатии, высокий уровень самомотивации, высокое умение распознавать эмоции других людей.

2. В структуре эмоционального интеллекта слабослышащих подростков имеются положительные и отрицательные корреляционные связи: предполагается, что умение подростков распознавать эмоции способствует развитию самоконтроля; предполагается, что низкий уровень эмпатии слабослышащих подростков затрудняет формирование межличностного эмоционального интеллекта.

Наше исследование проходило на базе школы-интерната № 48 II вида для слабослышащих детей г. Ростова-на-Дону. В исследовании приняли участие 20 детей с нарушением слуха, воспитанников школы-интерната в возрасте 16-17 лет. Для школьников экспериментальной группы был подготовлен словарь, характеризующий понятия, которые вызывали затруднения. В качестве контрольной группы выступали 20 старшеклассников (16-17 лет) с нормальным развитием слуха: учащиеся МОУ СОШ № 47 г. Ростова-на-Дону.

В рамках психометрического подхода к изучению проблемы эмоционального интеллекта у слабослышащих подростков были применены следующие методики:

PSYCHOLOGY

1) методика Н. Холла на эмоциональный интеллект,

2) измерения эмоционального интеллекта Д. В. Люсина,

3) диагностики уровня эмпатии В. В. Бойко,

4) тест на эмоциональный интеллект (распознавание эмоций) А. Поздеева.

Правила проведения диагностических методик для подростков с нарушенным слухом:

1) обеспечивать положительную мотивацию выполнения заданий;

2) уточнять понимание респондентами инструкций, сути выполнения задания, понятий входящих в опросники;

3) обеспечивать визуальное подкрепление предложенных заданий;

4) чередовать различные виды деятельности;

5) индивидуальный подход.

Полученные в результате тестирования данные проверялись на соответствие нормальному закону распределения по одновыборочному критерию Колмогорова-Смирнова, непараметрическому критерию U-Манна-Уитни, коэффициенту корреляции Спирмана.

В ходе тестирования школьники контрольной группы уточняли вопросы методик, чтобы как можно точнее оценить свою степень согласия с предложенными утверждениями. Для школьников экспериментальной группы был подготовлен словарь, характеризующий понятия, которые вызывали затруднения.

Результаты

Слабослышащие подростки и подростки с нормальным развитием слуха успешно справились с методикой, направленной на распознавание эмоций: радости, гнева, страха, презрения, удивления, печали. Можно сделать вывод, что умение подростков с нарушенным слухом распознавать эмоции развито вместе со способностью общаться невербально, с помощью жестов.

В результате анализа данных, полученных по методике Н. Холла 14 подростков с нормальным развитием слуха, имеют высокий уровень эмоционального интеллекта, 5 средний и 2 низкий. Большинство подростков обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта, об этом символизируют высокие показатели по отдельным шкалам: эмоциональной осведомленности, распознанию эмоций, самомотивации, эмпатии и самоконтролю. Можно предположить, что в подростковом возрасте среди школьников очень важно быть успешным, принятым в коллективе, востребованным в общении, поэтому подростки стремятся быть осведомленными в психологии общения, стремятся к саморазвитию.

У подростков с нарушенным слухом уровни эмоционального интеллекта, следующие: 14 - средний, 3 - высокий, 2 испытуемых с низким. Можно предположить, что высокий показатель ЭИ трех испытуемых, связан с уровнем развития остаточного слуха, стремлением подростков к саморазвитию и хорошо

ПСИХОЛОГИЯ

развитыми интеллектуальными способностями. Об испытуемых со средним уровнем эмоционального интеллекта, можно утверждать, что эти дети развиваются медленнее, но также стремятся к саморазвитию.

В результате анализа данных полученных с помощью методики В. В. Бойко, у подростков с нормальным развитием слуха в структуре эмпатии хорошо развиты каналы идентификации (то есть умение поставить себя на место другого) а также рациональный и эмоциональный каналы. Таким образом, уровень эмпатии находится на среднем уровне. Этот показатель может свидетельствовать, о том, что подросткам с нормальным слухом также необходимы уроки просвещения, тренинги, направленные на развитие нравственных чувств, эмпатических способностей, толерантности.

Уровень эмпатических способностей подростков с нарушением слуха был зафиксирован на заниженном уровне. Канал идентификации не выражен, о чем свидетельствует отсутствие баллов по данной шкале. У детей более выражены интуитивный и эмоциональный каналы. Можно утверждать, что для подростков необходима работа по просвещению о понятии эмпатии, коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие эмпатических способностей.

Анализ полученных данных по методике Эмин показал, что общий уровень эмоционального интеллекта 14 испытуемых с нормальным развитием слуха высокий. У 4 подростков средний ЭИ, и у 2 испытуемых низкий. Межличностный эмоциональный интеллект у всех испытуемых выражен более, чем внутрилич-ностный. Это может быть связано с тем, что потребность в общении, признании, у подростков очень актуальна, поэтому все свои усилия подростки направляют на развитие связей, контактов между друг другом и окружающими. У подростков более выражено стремление к управлению чужими эмоциями. Низкий уровень ЭИ возможно связан с гормональными изменениями, происходящими в организме подростков, затрагивающими формирующуюся личность.

Результаты по методике «Измерение эмоционального интеллекта» (Д. В. Лю-сина) слабослышаших подростков следующие: 13 испытуемых со средним уровнем, 3 с высоким и 2 низким уровнем эмоционального интеллекта. Данные подтверждают полученные результаты по методике Н. Холла, что большинство подростков обладают средним уровнем эмоционального интеллекта. У слабослышащих школьников также более выражен межличностный эмоциональный интеллект по сравнению с внутриличностным. Это можно объяснить тем, что межличностное общение, понимание других, в данном возрасте является значимым для подростков.

В результате анализа полученных данных у большинства подростков с нормальным развитием слуха был выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта (хср= 0,89) (рис. 1).

PSYCHOLOGY

Рисунок 1. Результаты исследования эмоционального интеллекта у подростков

В структуре эмоционального интеллекта подростков с нормальным развитием слуха обнаружена двухсторонняя положительная корреляционная связь между эмоциональной осведомленностью и управлением своими эмоциями (Сгху = 0,621; р = 0,003). Следовательно, при возрастании эмоциональной осведомленности подростков, возрастает возможность управлять эмоциями.

Также была обнаружена двухсторонняя положительная корреляционная связь между эмоциональной осведомленностью и распознаванием эмоций (Сгху = 0,608; р = 0,004). При возрастании уровня эмоциональной осведомленности увеличивается способность распознавать эмоции.

Обнаружена положительная двухсторонняя взаимосвязь между распознаванием эмоций и эмпатией (Сгху = 0,565; р = 0,009). Эмпатия у подростков с нормальным развитием слуха развита лучше, поэтому общий уровень эмоционального интеллекта высокий. Преобладание эмпатических способностей у слышащих подростков в структуре ЭИ, можно объяснить полноценностью их речевого общения с окружающими, понимание читаемых произведений литературы, высоким уровнем интеллектуального развития, возможностью беспрепятственно расширять свой кругозор.

У слыщащих подростков распознавание эмоций и самомотивация положительно взаимосвязаны (Сгху = 0,608; р = 0,004) Умение распознавать эмоциональное состояние увеличивает самомотивацию. Самомотивация способствует стремлению подростков к управлению своими эмоциями (Сгху = 0,621; р = 0,003).

В результате анализа проведенного исследования у слабослышащих подростков общий уровень эмоционального интеллекта ниже (хср = 0,77), чем у подростков с нормальным развитием слуха (хср = 0,89) (табл. 1).

ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 1 Среднее значение показателя эмоционального интеллекта.

группа Статистика Стандартная Ошибка

Общий показатель эмоционального интеллекта Слабослышащие подростки Среднее значение 77,9000 3,31178

Стандартная отклонения 14,81074

Подростки с нормальным развитием слуха Среднее значение 89,0000 3,03228

Стандартная отклонения 13,56078

Обсуждение результатов

Изучение эмоционального интеллекта (в дальнейшем ЭИ) как самостоятельного психологического феномена берёт своё начало с 1990 года, когда Дж. Майеру и П. Сэлови опубликовали работу, посвященную исследованию ЭИ (Майеру, Сэлови, 2000). Согласно своим научным разработкам Дж. Майер, определил эмоциональный интеллект как умственные способности, целью которых выступает помощь субъекту в восприятии своих собственных чувств и чувств других людей (Майеру, Сэлови, 2005). Согласно концепции Н. Майера, П. Сэлови, ЭИ состоит из ряда способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей, самомотивацию.

В дальнейшем Д. Гоулмен, опираясь на работы П. Сэлови и Дж. Мэйера, создал свою структуру эмоционального интеллекта, включающего 5 составляющих:

1. Идентификация и называние эмоциональных состояний, понимание взаимосвязей между эмоциями, мышлением и действием.

2. Управление эмоциональным состоянием - контроль эмоций и замена нежелательных эмоциональных состояний адекватными.

3. Способность входить в эмоциональные состояния, способствующие достижению успеха ^о1етап,1995).

Ю. В. Давыдова исследовала сущностные признаки, структуру и особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте и пришла к выводу о том, что ЭИ в подростковом возрасте является устойчивой гетерогенной категорией, функциями которой являются обеспечение успешности деятельности, оптимизация и гармонизация процессов внутриличностного и межличностного взаимодействия (Давыдова 2011). Автор отмечает, что развитие эмоционального интеллекта и его сущностных признаков носит количественный характер: к старшему подростковому возрасту большее число детей демонстрируют высокую способность распознавать эмоции других людей и проявлять эмпатию.

PSYCHOLOGY

В. М. Краснов и М. Н. Григорьева при изучении эмоционального интеллекта школьников пришли к выводу, что имеется зависимость эмоционального интеллекта от возраста и пола учащихся: у девочек более развита способность понимания эмоций других людей и управлению ими, у мальчиков - выражено понимание своих эмоций и управление своими эмоциями (Краснов, Григорьева 2015).

Согласно исследованию, проведённым И. Н. Андреевой, ЭИ выступает главным фактором адаптации подростка в социуме (Андреева, 2017). Свои выводы она подтверждает результатами эмпирического исследования, проведённого О. И Власовой, согласно которым «эмоционально одаренные» подростки легко уживаются в коллективе, часто приобретают статус лидера, хорошо адаптируются к новым условиям, способствуют улучшению социально-психологического климата общности.

Е. С. Иванова и Клепалова Ю. И. проводили исследования естественной динамики эмоционального интеллекта среди старших школьников (Иванова, Клепалова, 2017). Авторами было зафиксировано понижение уровня алек-ситимии (неспособности вербализовать эмоции), при переходе учащихся из 10 в 11 класс. По результатам первичной диагностики, Е. С. Ивановой и Ю. И. Клепаловой было установлено, что показатели эмоционального интеллекта выше у юношей, чем у девушек, однако последние демонстрируют более высокие базовые (операциональные) компоненты эмоционального интеллекта - способность опознавать лицевую экспрессию и вербализировать свои переживания.

Е. С. Иванова изучала особенности коммуникации подростков с нарушенным слухом. Исследование показало, что подростки в 15 лет имеют потребность в общении, что, по мнению Л. А. Ивановой, обусловлено высоким уровнем притязания, характерным для данной возрастной категории (Иванова 2015). Около 95% подростков поддерживают теплое эмоциональное общение с близкими им людьми, что возможно связано с ограничением круга общения в силу своего дефекта и имеют затруднения при налаживании новых контактов. Стремление к собственным достижениям наблюдалось у 60 % опрошенных ребят (Иванова 2015).

Изучению качества жизни слабослышащих подростков было посвящены работы Е. Е. Ротовой, Н. Д. Раздобарова, Б. М. Когана. Авторами были выявлены особенности восприятия различных аспектов жизни подростками в зависимости от их состояния здоровья и пола (Ротова, Раздобаров, Коган 2013). Данные обследования показали, что для данной категории респондентов характерно отрицательное восприятием своего физического и социального функционирования. Слабослышащие подростки испытывают большие ограничения в выполнении физических нагрузок и общения с людьми, связанных с состоянием здоровья.

ПСИХОЛОГИЯ

А. Д. Махмутовой установлено, что подростки сталкиваются с трудностями установления контакта со слышащими сверстниками и поддержании общения из-за сложностей в коммуникационном обмене, стеснение от слухового аппарата (Махмутова, 2011). Девушки в большей степени чувствуют, что их физическое состояние ограничивает выполнение физической нагрузки, а эмоциональное состояние негативно влияет на учебу и выполнение повседневных дел.

У слабослышащих подростков в структуре эмоционального интеллекта обнаружены положительные корреляционные связи. Уровень самомотивации в структуре эмоционального интеллекта и общий уровень эмоционального интеллекта положительно взаимосвязаны (Сгху = 0,649; р = 0,002). При возрастании мотивации для самого себя, по мнению П. Сейлови, то есть способности привести себя в состояние «вдохновения» обеспечивает достижение выдающегося качества любых действий. Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы они ни взялись. Следовательно, подростки, развивая в себе самомотивацию, повышают уровень эмоционального интеллекта.

Слабослышащие подростки вдохновляют себя на развитие своих природных задатков, способностей, для того чтобы в будущем освоить нужную профессию. Самомотивация многих подростков способствует успешному обучению в кор-рекционной школе, поступлению в вуз, занятию спортом и другими видами деятельности.

В результате нашего исследования обнаружена взаимосвязь между показателем распознавания эмоций и самомотивацией в структуре эмоционального интеллекта (Сгху = 0,617; р = 0,004). У подростков с нарушением слуха развита на высоком уровне способность распознавать эмоции также развита и самомотивация. Можно предположить, что умение распознавать эмоции у слабослышащих подростков связано с умением общаться невербально, со стремлением понять партнера по общению, оценить его отношение к себе.

Распознавание эмоций и управление своим эмоциональным состоянием (Сгху = 0,517; р = 0,002) положительно взаимосвязаны. Умение сдерживать негативные эмоции позволяет слабослышащим подросткам устанавливать взаимоотношения, что очень важно в данном возрасте.

Уровень эмпатии у всех подростков с нарушением слуха, принимавших участие в обследовании, ниже среднего. Прослеживается отрицательная взаимосвязь между уровнем эмпатии и межличностным эмоциональным интеллектом (Сгху = -0,49; р = 0,028). Так как межличностный ЭИ предполагает понимание чужих эмоций, способность управлять чужими эмоциями, то от этих умений будет зависеть умение сопереживать. По мнению, В. В. Бойко, необходимо развивать установки, способствующие эмпатии, и тогда различные каналы эмпатии будут действовать активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

PSYCHOLOGY

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эмоциональный интеллект подростков с нарушением слуха действительно имеет собственную специфику и отличается от подростков с нормальным развитием слуха, что подтверждает первую гипотезу.

Как показало исследование, у подростков с нарушением слуха структуре ЭИ выражено умение распознавать эмоции других людей.

Эмпатия находится у них на низком уровне. Умение сопереживать другому, у слабослышащих подростков формируется при помощи рационального и эмоционального каналов. Эмоциональный канал эмпатии - эмоциональная отзывчивость в данном случае становится средством «вхождения» в энергетическое поле другого. Понять его внутренний мир, прогнозировать поведение и эффективно взаимодействовать возможно только в том случае, если произошла энергетическая подстройка к тому, кому адресована эмпатия.

У подростков с нарушением слуха не сформированы установки, способствующие эмпатии и канал идентификации, то есть умение поставить себя на место другого, при этом у них развита на высоком уровне способность распознавать эмоции, также развита и самомотивация. Можно предполагать, что умение распознавать эмоции у слабослышащих подростков связано с умением общаться невербально, со стремлением понять партнера по общению, оценить его отношение к себе. Самомотивация подростков способствует успешному обучению в коррекционной школе, поступлению в Вуз, занятию спортом и другими видами деятельности.

В структуре эмоционального интеллекта слабослышащих подростков имеются положительные и отрицательные корреляционные связи.

Уровень самомотивации в структуре эмоционального интеллекта и общий уровень эмоционального интеллекта положительно взаимосвязаны. Способность привести себя в состояние «вдохновения» помогает подростку с нарушенным слухом достигать определенных целей. Следовательно, если школьники развивают в себе самомотивацию, то повышается общий уровень эмоционального интеллекта.

Распознавание эмоций и управление своим эмоциональным состоянием положительно взаимосвязаны. Умение сдерживать негативные эмоции позволяет слабослышащим подросткам устанавливать взаимоотношения с окружающими.

Отрицательная взаимосвязь прослеживается между уровнем эмпатии и способностью управлять своими эмоциями. Отсутствие сопереживания к Другому снижает самоконтроль детей.

Итак, наличие корреляционных связей в структуре эмоционального интеллекта слабослышащих подростков подтверждает вторую гипотезу.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

ПСИХОЛОГИЯ

Литература

Александрова Е. А., Кузнецова К. С. Как формировать эмоциональный интеллект школьника. М.: «Директор школы». 2018. 160 с.

Андреева И. Н. Структура и типология эмоционального интеллекта. М.: Белорусский государственный университет. 2017. 283 с.

Гилфорд Дж. Структура интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс. 1965. С. 433-456.

Давыдова Ю. В. Эмоциональный интеллект: существенные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: дисс. ...канд. псих. наук. М., Российский университет дружбы народов. 2011. 189 с.

Иванова Е. С., Клепалова Ю. И. Особенности развития эмоционального интеллекта студентов // Наука в современном мире: сб. материалов Международной научно-практической конференции. Москва: Перо, 2017. С. 180-186.

Краснов М. В., Григорьева М. Н. Эмоциональный интеллект городских школьников и его зависимость от возраста и пола // Наука: фундаментальные и прикладные труды материалов международной научной конференции. Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2015. С. 80-89.

Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-39.

Махмутова А. Д. Исследование особенностей социального функционирования школьников с недостатками слуха // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. 2011. № 4. С. 133-138.

Петшак В. Понимание глухими детьми причинной обусловленности эмоциональных состояний // Исследования личности детей с нарушениями слуха. М.: НИИ ОПП, 1991. С. 32-50.

Ротова Е. Е., Раздобаров Н. Д., Коган Б. М. Качество жизни подростков с нарушением слуха // Специальное образование. 2013. № 1. С 89-95.

Савенков А. И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компе-тентости ребёнка как фактор формирования учебной успешности. М.: Перо, 2017. 128 с.

Савенков А. И. Структура социального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7, № 2. С. 7-15. doi:10.17759/jmfp.2018070201

Юркевич В. С. Проблема эмоционального интеллекта // Вестник практической психологии образования. 2005. № 3 (4). С. 4-10. doi: https://doi.org/10.17759/bppe

Anwer M. The moderation role of social intelligence in explaining attachment style and emotional intelligence in young adults // Pakistan Psychological journal. 2017. Vol. 48. Issue 2. P. 3-20.

Bar-On R. Emotional intelligence and self-actualization // Emotional intelligence in everyday life: scientific research. New York: Psychology Press, 2001. P. 82-97.

PSYCHOLOGY

Goleman D. Emotional intelligence: why weight may matter more than IQ? New York: Bantam Books, 1995. 384 p.

Mayer J., Salovey P., Caruso D. A competing model of emotional intelligence // The Manual book of human intelligence. NY: Cambridge University Press, 2000. P. 396-420.

Mayer J. D, Salovey P. Emotional Intelligence. N.Y., 2005. 380 p.

References

Aleksandrova, E. A., Kuznetsova, K. S. (2018). Kak formirovat' ehmotsional'nyi intellekt shkol'nika. M.: «Direktor shkoly». (In Russ).

Andreeva, I. N. (2017). Struktura i tipologiya ehmotsional'nogo intellekta. Minsk: Belorusskii gosudarstvennyi universitet. (In Russ).

Anwer, M. (2017). The moderation role of social intelligence in explaining attachment style and emotional intelligence in young adults. Pakistan Psychological journal, 48(2), 3-20.

Bar-On, R. (2001). Emotional intelligence and self-actualization. In Emotional intelligence in everyday life: scientific research. New York: Psychology Press, 82-97.

Davydova, Yu. V. (2011). Ehmotsional'nyi intellekt: sushchestvennye priznaki, struktura i osobennosti proyavleniya v podrostkovom vozraste (Doctoral dissertation). Moscow. (In Russ.).

Gilford, Dzh. (1965). Struktura intellekta. In Psikhologiya myshleniya. Moscow: Progress. (In Russ).

Goleman, D. (1995). Emotional intelligence: why weight may matter more than IQ? New York: Bantam Books.

Ivanova, E. S., Klepalova, Yu. I. (2017). Osobennosti razvitiya ehmotsional'nogo intellekta studentov. Nauka v sovremennom mire: sb. materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Tsentr nauchnoi mysli. (pp. 180-186). Moscow: Pero. (In Russ.).

Krasnov, M. V., Grigoriev, M. N. (2015). Ehmotsional'nyi intellect gorodskikh Shkolnik i ego zavisimost' ot vozrasta i pola. Nauka: fundamental'nye i prikladnye trudy materialov mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. (pp. 80-89). Kirov: Mezhdunarodnyi tsentr nauchno-issledovatel'skikh proektov. (In Russ.).

Lyusin, D. V. (2004). Sovremennye predstavleniya ob ehmotsional'nom intellekte. In Sotsial'nyi intellekt. Teoriya, izmerenie, issledovaniya. Moscow: Institut psikhologii RAN. (In Russ.).

Makhmutova, A. D. (2011). Issledovanie osobennostei sotsial'nogo funktsion-irovaniya shkol'nikov s nedostatkami slukha. Vestnik MGOU. Seriya: Pedagogika = Bulletin of MGOU. Series: Pedagogy, 4, 133-138. (In Russ.).

Mayer, J., Salovey, P. (2005). Emotional Intelligence. N.Y.

Mayer, J., Salovey, P., Caruso, D. (2000). A competing model of emotional intelligence. In: The Manual book of human intelligence. NY: Cambridge University Press.

ПСИХОЛОГИЯ

Petshak, V. (1991). Ponimanie glukhimi det'mi prichinnoi obuslovlennos-ti ehmotsional'nykh sostoyanii. In Issledovaniya lichnosti detei s narusheniyami slukha (рр. 32-50). Moscow: NII OPP. (In Russ.)

Rotova, E. E., Razdobarov, N. D., Kogan, B. M. (2013). Kachestvo zhizni podrostkov s narusheniem slukha. Spetsial'noe obrazovanie = Special education, 1, 89-95. (In Russ.).

Savenkov, A. I. (2017). Razvitie ehmotsional'nogo intellekta i sotsial'noi kompeten-tosti rebenka kak faktor formirovaniya uchebnoi uspeshnosti. Moscow: Pero. (In Russ.).

Savenkov, A. I. (2018). Struktura sotsial'nogo intellekta. Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya = Modern foreign psychology, 7(2), 7-15. doi:10.17759/jmfp.2018070201 (In Russ.)

Yurkevich, V. S. (2005). Problema ehmotsional'nogo intellekta. Vestnik prakticheskoi psikhologii obrazovaniya = Bulletin of the practical psychology of educat ion. 3(4), 4-10. doi: https://doi.org/10.17759/bppe (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.