Научная статья на тему 'Взаимосвязь типа родительского отношения и сформированности компонентов самосознания у детей старшего дошкольного возраста'

Взаимосвязь типа родительского отношения и сформированности компонентов самосознания у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
421
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ДОШКОЛЬНИКИ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ДЕТИ / КОМПОНЕНТЫ САМОСОЗНАНИЯ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЛИЧНОСТЬ / L ATTITUDE / CHILDREN / SELF-CONSCIOUSNESS COMPONENTS / SENIOR PRESCHOOL AGE / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Комлик Любовь Юрьевна

Феномен личности остаётся одной из основополагающих проблем в психологической науке. Различные его аспекты освещены в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Личностное становление дошкольника происходит в его отношениях и взаимодействиях с ближайшим социальным окружением. В дошкольном детстве происходит становление ребенка как личности, на основе наполнения структурных компонентов самосознания закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения. В ходе эмпирического исследования, мы доказали, что у тех детей, чьи родители демонстрируют принятие и симбиотический тип отношений, все компоненты самосознания достаточно сформированы. Тип отношений отвержение, приводит к тому, что дети испытывают трудности во взаимодействиях с социальным окружением, не достаточно сформированными остаются компоненты: притязание на признание, психологическое пространство личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The relationship between the type of parental attitude and the formation of components of self-consciousness in children of preschool age

The article is devoted to the topical problem, the phenomenon of personality remains one of the fundamental problems in psychological science. Various aspects of the problem are covered in numerous studies of Russian and foreign psychologists. Personal formation of a preschooler takes place in its relations and interactions with the nearest social environment. In preschool childhood, formation of the child as a person takes place on the basis of filling the structural components of self-consciousness, its social orientation is laid, the social behaviour skills are formed. In the course of empirical research, we proved that in those children whose parents demonstrate acceptance and symbiotic type of relationship, all components of self-consciousness are sufficiently formed. The type of relationship rejection leads to the fact that children have difficulties in interacting with the social environment, not sufficiently formed components remain: the claim to recognition, the psychological space of the individual.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь типа родительского отношения и сформированности компонентов самосознания у детей старшего дошкольного возраста»

УДК 159.922.7

Комлик Любовь Юрьевна

кандидат психологических наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

[email protected]

ВЗАИМОСВЯЗЬ ТИПА РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПОНЕНТОВ САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Феномен личности остаётся одной из основополагающих проблем в психологической науке. Различные его аспекты освещены в многочисленных исследованиях отечественных и зарубежных психологов. Личностное становление дошкольника происходит в его отношениях и взаимодействиях с ближайшим социальным окружением. В дошкольном детстве происходит становление ребенка как личности, на основе наполнения структурных компонентов самосознания закладывается ее общественная направленность, формируются навыки социального поведения. В ходе эмпирического исследования, мы доказали, что у тех детей, чьи родители демонстрируют принятие и симбиоти-ческий тип отношений, все компоненты самосознания достаточно сформированы. Тип отношений отвержение, приводит к тому, что дети испытывают трудности во взаимодействиях с социальным окружением, не достаточно сформированными остаются компоненты: притязание на признание, психологическое пространство личности.

Ключевые слова: самосознание, дошкольники, родительское отношение, дети, компоненты самосознания, старший дошкольный возраст, личность.

Личностное становление дошкольника происходит в его отношениях и взаимодействиях с ближайшим социальным окружением, не только взрослыми в семье, но и другими детьми (Л.А. Алексеев, Б.Н. Алмазов, Л.С. Выготский, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, М.И. Лисина, А.Е. Личко, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова, Е.Т. Соколова, Э.Г. Эйдемиллер, Д.Б. Элько-нин и др.). Характер самосознания ребенка и дальнейшее социальное развитие напрямую зависит и определяется первым опытом таких взаимодействий и взаимоотношений [4, с. 10].

«Самосознание представляет собой процесс осознания и оценивания себя индивидом в качестве субъекта разных видов деятельности и в качестве личности, которая обладает интересами, ценностными ориентациями, мотивами и идеалами. Самосознание является общественным явлением, поэтому, оказывает влияние на процесс социализации. От успешности формирования самосознания зависит успешность становления человека как личности в обществе» [1, с. 366].

Как указывает, В. С. Мухина: «Условиями, определяющими ориентиры человека при развитии его самосознания, являются социальное окружение и пространство культурных слоев в виде знаний и чувств. Знания и чувства суммируются в Великом идеополе общественного сознания, в практическом опыте человечества и существуют в качестве внешних условий развития и бытия личности. Эти внешние условия влияют на формирование индивидуальных личностных смыслов, которые организуются в сознании человека в структурные звенья самосознания, общие для всех и каждого по наименованию и культурному образу, но уникальные по их значениям и смыслам для каждого отдельного человека» [3].

В дошкольном детстве происходит становление ребенка как личности, на основе наполнения

структурных компонентов самосознания (В. С. Мухина), закладывается фундамент для развития всех личностных качеств, в соответствии с нормами и правилами, принятыми в данной культуре. В этом заключается важность и определяющее значение родителей.

«Семья - это первый и главный социальный институт, источник развития и укрепления психического здоровья родившегося человека. Ребенок рождается и живет в мире людей, в мире предметов, созданных руками человека, в мире культуры, в мире человеческих отношений» [2, с. 71; 6, с. 85].

Ведущим фактором формирования и развития самосознания являются семейные отношения. В семье происходит первичная социализация детей, осуществляется первичный социальный кон -троль. Каждая семья отличается неповторимыми условиями жизнедеятельности, которые зависят от индивидуальных особенностей родителей, именно родители закладывают фундамент духовного и социально-нравственного облика ребенка [5, с.112].

Тип родительского отношения во многом отражает целостный образ родителя, являясь одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование гармонично развитой личности ребенка. Следовательно, внутреннее устройство семьи, тип родительских отношений определяют перспективы развития личности ребенка, в частности развитие самосознания.

Семейные факторы, определяющие формирование осознания себя в системе отношений с близким социальным окружением, в дальнейшем определяют всю систему отношений с другими, с социумом в целом. Это связано с тем, что самосознание - не статическое образование, раз и навсегда данное, а изменчивое, происходящее под влиянием внешних факторов.

В рамках исследования, в котором приняли участие 240 детей старшего дошкольного возраста

© Комлик Л.Ю., 2019

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

79

и их родители (или законные представители), мы выявили влияние типа родительского отношения на уровень развития самосознания дошкольников. Исследование проводилось в старших и подготовительных группах детских садов № 25, 39, 40, 14, 29, 34 г. Ельца Липецкой области.

Использовался диагностический комплекс методик: «Методика диагностики родительского отношения к ребенку» А.Я. Варга, В.В. Столина, рисуночная методика «Плохой и хороший ребенок» А.М. Прихожан, З. Василяукайте, «Половозрастная идентификация» Н.Л. Белопольской, проективный тест «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем» Л.Б. Шнейдер, беседа «Как поступить?», адаптированный вариант методики Г.А. Урунтае-вой, Ю.А. Афонькиной.

С помощью теста-опросника родительского отношения к ребенку, мы выявили родительское отношение к вопросам воспитания детей и общения с ними (тип родительского отношения). Рисунок «Плохой хороший ребёнок» позволил нам изучить понимание эмоционально-оценочных суждений, определить степень самопринятия и следования социальным нормам и правилам (компонент притязание на признание и психологическое пространство личности). Методика половозрастной идентификации дала возможность исследовать уровень сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста ребенка (компонент половая идентификация). Методика «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем» позволила выяснить отраженность жизни ребёнка во временных категориях (компонент психологическое время). В ходе беседы были получены представления о морально-этических и нравственных нормах детей, отношение к правам и обязанностям (компонент психологическое пространство).

На первом этапе исследования, мы выяснили, что родители (240 человек) чаще набирают высокие баллы по таким шкалам, как «Принятие», «Симбиоз», «Контроль», «Маленький неудачник». Это свидетельствует о том, что большинство родителей принимают своих детей, часто проявляется авторитаризм в отношениях ребёнок-взрослый, многие умеют договариваться и слышат друг друга, часто родители недооценивают возможности своих детей. По шкале «Кооперация» многие родители набрали низкие баллы, следовательно, они не учитывают возрастные особенности детей, мало поощряют самостоятельность и инициативность ребенка, смотрят с позиции сверху.

По шкале «принятие - отвержение» высокие и средние баллы набрали 83% родителей от общей выборки. Это говорит о том, что имеется выраженное положительное принятие ребенка, уважается и признается его индивидуальность, одобряются интересы, поддерживаются планы, родители проводят с ребёнком достаточно много времени. Низкие

баллы по этой же шкале набрали 17% родителей. Это свидетельствует о том, что у взрослого по отношению к ребенку часто преобладают отрицательные чувства: раздражение, разочарование, досада, иногда стыд. Такие родители считают ребенка неудачником, у них нет веры в его будущее. Доминирование шкалы «принятие» продемонстрировали 38% респондентов общей выборки.

28% родителей набрали низкие баллы по шкале «кооперация», т.е. не проявляют интерес к тому, что интересует ребенка, недостаточно высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативность, в общении у них преобладает позиция сверху. Доминирование этого типа родительского отношения продемонстрировали лишь 18% респондентов.

По шкале «симбиоз» высокие баллы у 21% родителей. Характеризуя данный тип отношений, можно констатировать, что между взрослыми и детьми нет психологической дистанции, взрослые стараются всегда быть рядом, удовлетворяют основные разумные потребности ребёнка, помогают в достижении целей, пытаются оградить от сложностей жизни.

14% респондентов набрали высокие баллы по шкале «контроль», т.е. взрослый выбирает авторитарную позицию в воспитании, ребёнок должен быть послушным воле родителя и жить в чётко определённых рамках. Низкие баллы у 7%. Эта часть взрослых не контролирует действия и поведение ребенка, ребёнок стоит в позиции главного в отношениях с родителем.

По шкале «маленький неудачник» высокие баллы у 9% респондентов. Родители, отметившие эту позицию, считают детей не способными к самостоятельным действиям, интересы, мысли, переживания детей не учитываются, у ребёнка нет возможности высказывать своё мнение. Низкие баллы (у 36% родителей) свидетельствуют о том, что взрослый верит в способности своего ребёнка, неудача расценивается как случайность.

Таким образом, мы можем констатировать, что значительное число родителей из представленной выборки (38%), демонстрируют безоговорочное принятие своего ребёнка, инфантилизацию его возможностей, уважение его индивидуальности, потакание его прихотям, преувеличение способностей, интересы и планы ребёнка ставят на первое место, большую часть своего свободного времени проводят вместе с ребёнком.

По результатам проведения рисуночной методики «Плохой и хороший ребенок» были выделены три группы детей.

В первую группу вошли дети (64%), с положительным отношением к себе, принятием своих достоинств и недостатков. В автопортретах этих детей наблюдаются основные и дополнительные детали, тщательность прорисовки, преобладание

деталей и цвета. Рисунок эмоционально насыщен, преобладают яркие краски, много украшающих элементов, «автопортрет» располагается в центре листа. Следовательно, образ Я отличается достаточной целостностью, достаточной дифференци-рованностью, ребёнок себя принимает частично, осознавая (в соответствии с возрастом) качества и черты своей личности.

Во вторую группу вошли дети (28%), идентифицирующие себя с «хорошим» сверстником, с положительным отношением к себе. В «автопортрете» преобладают цвета и детали рисунка «хорошего ребенка», но есть повторение некоторых деталей и цветовой гаммы рисунка «плохого ребенка», есть случаи, когда в рисунке представлен сверстник противоположного пола. Также наблюдаются поправки и перерисовывание рисунка «хорошего ребенка». Детям присущ недифференцированный и смутный образ Я, но цельный. Детьми недостаточно осознаются качества и черты своей личности.

Третья группа (8%): дети вербально характеризуют себя как «хорошего ребёнка», но фактически идентифицируют с «плохим». В автопортретах преобладают детали и цвета рисунка «плохого ребенка». Создается общее впечатление сходства этих рисунков. Рисунок «плохого» больше по размеру, детализирован и прорисован более тщательно, цветовая гамма ярче и пестрее, чем для изображения «хорошего». В рисунках присутствуют элементы, которые говорят о грубости, агрессии. В некоторых случаях дети перечеркивают и перерисовывают «автопортрет». Таким образом, детям присуще дифференцированное представление о себе и качествах своей личности, но есть противоречивость, нарушение цельности.

В результате анализа данных по методике «Половозрастная идентификация», мы констатировали, что в ходе построения последовательности дети используют почти все карточки, используя картинки с представителями своего пола, не допускают ошибок. Выбирая привлекательный образ, дети часто выбирают картинки с изображением юношей и девушек по причине внешней физической привлекательности. Наиболее непривлекательным образом оказался образ старости, в связи с очень далёкой перспективой. Идентифицируя свой настоящий половозрастной статус, дети чаще выбирают карточки с образом школьника, что является нормой для данного возраста.

Проективная методика «Я в прошлом, я в настоящем, я в будущем» позволила определить уровень развития временных представлений о себе и о временной перспективе своей жизни.

21% детей имеют высокий уровень представлений о себе во временной перспективе, самоценности, демонстрируют адекватность возрастной и половой идентификации. Эти дети точно изображают

внешние признаки своего физического образа в прошлом и будущем времени, тщательно прорисовывают детали, точно изображают деятельность, характерную для своего прошлого и будущего. На их рисунках изображены пропорциональные фигуры большого размера, с хорошо прорисованными деталями, расположение на листе в верхней части.

45% детей находятся на среднем уровне. Дети допустили некоторые неточности при изображении внешних признаков своего физического образа в прошлом и будущем времени; не изображали детали, связанные со своим прошлым и будущим; неточно изображали деятельность, характерную для прошлого и будущего. Рисунки не всегда пропорциональны, размер фигуры средний, не достаточно прорисованы детали.

34% детей имеют низкий уровень представлений о себе во временной перспективе. Эти дети упускали, либо вообще не изображали внешних признаков своего физического образа в прошлом и будущем; а также не изображали детали, связанные со своим прошлым и будущим, деятельность, характерную для своего прошлого и будущего. В рисунках нарушена пропорциональность, детали плохо прорисованы, маленький размер изображения.

В ходе беседы были получены сведения об отношении детей к правам и обязанностям, морально-этическим и нравственным нормам. Большинство дошкольников (47%) находятся на среднем уровне развития правовой культуры, они хорошо знают, какие правила поведения должны соблюдать, но не всегда выполняют свои обязанности в жизнедеятельности. Высокий уровень развития морально-этических и нравственных норм продемонстрировали 36% детей из представленной выборки. Они знают свои права и обязанности, соблюдают их в игровой деятельности и требуют соблюдения от других членов группы детского сада, отстаивают свою позицию по любому спорному вопросу, обязанности, возложенные на детей родителями, исполняются.

Низкий уровень выявлен у 17% детей. Дошкольники плохо ориентируются в своих правах, не считают необходимым соблюдать правила, свои обязанности игнорируют, в проблемных ситуациях нет стремления отстаивать свои представления о себе и об обществе в целом.

Данные, полученные в ходе эмпирического исследования, свидетельствуют, что современный ребёнок старшего дошкольного возраста обладает практически всеми компонентами самосознания. У большинства детей преобладает «образ Я» с положительной направленностью, дети знают и понимают свой возраст, ярко проявляют стремление к взрослению, могут описывать своё прошлое, осознают свою роль в деятельности и межличностных отношениях, умеют договариваться, соотносить собственные действия и переживания

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1

81

с мнением и оценкой социального окружения, способны настаивать на своей точке зрения. Наблюдается ситуативность и неустойчивость самооценки, которая во многом зависит от мнения родителей и педагогов.В случае необходимости получить признание от значимых взрослых, дети соблюдают социальные нормы и правила поведения, чутко реагируя на нарушение своих прав и норм справедливости по отношению к себе. Слабо развит самоанализ и самоконтроль, при этом высокий уровень притязаний. Дети демонстрируют постоянное стремление к соревнованию, к похвале значимого взрослого, но не могут адекватно оценивать свои возможности.

Данные по всем проведенным методикам подверглись математической обработке. Для выявления взаимосвязи между сформированностью компонентов самосознания дошкольников и типом родительского отношения, мы воспользовались корреляционным анализом по методу Ч. Спирмена с помощью программы §Р8881а11зйс5 17.0.

Корреляционный анализ показал прямо зависимые связи показателей по шкалам «Симбиоз» (0,3895), «Принятие-отвержение» (0,3595) и результатами диагностики самосознания.

Таким образом, мы можем констатировать, что у тех детей, чьи родители демонстрируют принятие и симбиотический тип отношений, все компоненты самосознания достаточно сформированы. Тип отношений отвержение, приводит к тому, что дети испытывают трудности во взаимодействиях с социальным окружением, недостаточно сформированными остаются компоненты: притязание на признание, психологическое пространство личности.

Библиографический список

1. Васильева В.Ю. Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2018. - № 19. -С. 366-367. - Режим доступа: https://moluch.ru/ агсЫуе/205/50227/ (дата обращения: 03.11.2018).

2. Дубровина И. В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития [Электронный ресурс] // Развитие личности. - 2015. -№ 2. - С. 67-95. - Режим доступа: http://rl-online.ru/ articlesM2015-2.html (дата обращения: 28.10.2018).

3. Концепция феномена личности // Научная школа доктора психологических наук, профессора, академика РАО В.С. Мухиной. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vfly.ru/ koncepcia_fenomena_lichnosti.htm (дата обращения: 28.10.2018).

4. От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития: сборник докладов I Меж-вуз. конф. молодых ученых / ред.-сост. А. С. Обу-

хов. - М.: МПГУ, 201б. - 223 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=469708 (2S.10.201S).

5. Семья, брак и родительство в современной России / отв. ред. Т.В. Пушкарева, М.Н. Швецова, К.Б. Зуев. - М.: Когито-Центр, 2014. - 2S0 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// biblioclub.ru/index.php?page=book&id=4305S5 (дата обращения: 2S.10.201S).

6. Социально-психологические и духовно-нравственные аспекты семьи и семейного воспитания в современном мире: Материалы конференции / отв. ред. В. А. Кольцова. - М.: Институт психологии РАН, 2013. - 9б0 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=271626 (дата обращения: 2S.10.201S).

References

1. Vasil'eva V.YU. Specifika razvitiya samosoznaniya v starshem doshkol'nom vozraste [EHlektronnyj resurs] // Molodoj uchenyj. - 201S. -№ 19. - S. 3бб-3б7. - Rezhim dostupa: https:// moluch.ru/archive/205/50227/ (data obrashcheniya: 03.11.201S).

2. Dubrovina I.V. Psihologicheskoe zdorov'e lichnosti v kontekste vozrastnogo razvitiya [EHlektronnyj resurs] // Razvitie lichnosti. - 2015. -№ 2. - S. б7-95. - Rezhim dostupa: http://rl-online. ru/articles/rl2015-2.html (data obrashcheniya: 2S.10.201S).

3. Koncepciya fenomena lichnosti // Nauchnaya shkola doktora psihologicheskih nauk, professora, akademika RAO VS. Muhinoj. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.vfly. ru/koncepcia_fenomena_lichnosti.htm (data obrashcheniya: 2S.10.201S).

4. Ot detstva k vzroslosti: variacii normy i osobennosti razvitiya: sbornik dokladov I Mezhvuz. konf. molodyh uchenyh / red.-sost. A.S. Obuhov. -M.: MPGU, 201б. - 223 s. [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=469708 (2S.10.201S).

5. Sem'ya, brak i roditel'stvo v sovremennoj Rossii / otv. red. T.V Pushkareva, M.N. SHvecova, K.B. Zuev. - M.: Kogito-Centr, 2014. - 2S0 s. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// biblioclub.ru/index.php?page=book&id=4305S5 (data obrashcheniya: 2S.10.201S).

6. Social'no-psihologicheskie i duhovno-nravstvennye aspekty sem'i i semejnogo vospitaniya v sovremennom mire: Materialy konferencii / otv. red. VA. Kol'cova. - M.: Institut psihologii RAN, 2013. -960 s. [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271626 (data obrashcheniya: 2S.10.201S).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.