ВЗАИМОСВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И СКЛОННОСТИ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Власова Н.В.(Москва, МГППУ) [email protected]
Аннотация. В статье обсуждается проблема переживания субъективного одиночества в подростковом возрасте и его связь со склонностью к интернет-зависимости в подростковом возрасте. В рамках проведенного исследования было доказано, что значимым фактором, запускающим формирование данного вида аддикцией у подростков, является субъективное ощущение одиночества. Результаты исследования могут быть использованы для разработки профилактических и коррекционных программ аддиктивного поведения в подростковом возрасте.
Ключевые слова: интернет-зависимость, аддикция, субъективное чувство одиночества.
THE CORRELATION BETWEEN THE SUBJECTIVE FEELING OF LONELINESS AND INTERNET ADDICTION VULNERABILITY IN ADOLESCENCE Vlasova N.V. (Moscow, MSPPU) [email protected]
Abstract. The article explores the problem of experiencing subjective loneliness in adolescence and the ways it correlates with Internet addiction vulnerability. Within the framework of the research, it was proved that a subjective feeling of loneliness plays a significant role in triggering such type of addiction among the teenagers. The results of the study can be used to design prevention and correction programs for addictive behavior in adolescence.
Keywords: internet addiction, addiction, subjective feeling of loneliness.
Общение в пространстве современных информационных технологий, различных видов и средств связи приобретает качественно новый характер. Самыми популярными и общедоступными способами коммуникации во всех видах общения - профессиональном или межличностном, становятся интернет-ресурсы: электронная почта, мессенджеры и сетевые платформы. Так, по данным ВЦИОМ России по состоянию на начало 2021 года количество пользователей национального сегмента интернета в Российской Федерации составляет 124 миллиона, а пользователей социальными сетями - 99 миллионов человек. При этом около 98% активных пользователей интернета отметили, что коммуникацию во всемирной сети предпочитают живому общению.
Наряду с безусловно позитивными возможностями, которые предоставляет интернет-среда в жизни человека «по обмену сведениями и мнениями между людьми живущими в разных странах, обладающими разными ценностями, мировоззрением, мы нередко сталкиваемся с более узкой картиной мира». (Дубровина, 2009, с. 25).
Глобализация киберпространства и передовые достижения IT-индустрии превратили интернет в мощнейший фактор воздействия на психологическое и социальное становление личности. При огромном потоке информации, из которого намеренно убираются причинно-следственные связи, значимая эмоциональная окраска сообщений, человек теряется в ее восприятии, что вызывает у него тревогу и чувство недоверия. В результате он оказывается в информационном вакууме, который негативно влияет как на его нравственное самосознание, так и на его восприятие других людей.
Замена непосредственного общения на коммуникацию в интернет-среде оказывает наиболее негативное воздействие в подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью
выступает интимно-личностное общение с ровесниками. Эта подмена с каждым годом все в большей степени служит причиной неблагоприятных последствий: возникают проблемы соматического и эмоционального характера, дефекты формирования когнитивной сферы и поведенческие девиации.
Изучение интернет-зависимости подростков происходит в настоящее время в различных направлениях. Так, наиболее важными для составления программ профилактики данного вида аддикции становятся подходы к изучению причин формирования интернет-зависимости. В то же время немаловажным для разработки психодиагностического инструментария в интересах выявления признаков интернет-аддикции, является систематизирование основных факторов зависимого поведения. Зачастую мы видим, что при выделении ключевых характеристик между предикторами интернет-зависимости и личностными особенностями ее последствий существует много общего.
Так, В.А. Лоскутова, выделяя психологическую составляющую формирования интернет-зависимого поведения подростков, связывает ее с тем, что ребенок испытывает положительные эмоции и ощущения только во время нахождения во всемирной сети. В то же время его охватывает недовольство, неудовлетворенность, а порой и агрессия при невозможности ее использования. Это в свою очередь приводит к деградации отношений с родными и друзьями, замкнутости, самоизоляции (Лоскутова, 2004).
В.Л. Малыгин пишет о том, что подростки, зависимые от интернета, часто неудовлетворены своей жизнью: им не хватает чувства насыщенности ею, у них низкая либо сильно расчлененная самооценка (Малыгин,2010).
А.Е. Айвазова считает, что более зависимыми от интернета становятся замкнутые и отрешенные подростки, которые выделяются высокой степенью тревожности и с мучением переносят любые неудачи. Склонные к интернет-зависимости подростки относятся к другим людям с враждебностью, проявляют пассивную или активную агрессию, часто демонстрируют раздражение по отношению к другим (Айвазова, 2008).
И.М. Балонов выделяет такие факторы развития зависимости от интернета как высокий уровень тревожности, инертное отношение к жизни, утрату способности адаптироваться к внешним условиям и слабоволие (Балонов, 2002).
Согласно результатам наших исследований, установлены различия в личностных особенностях интернет-зависимых мальчиков и девочек подросткового возраста. Так, характеристиками девочек подросткового возраста с компьютерной зависимостью являются тревожность, неуверенность в себе, возбудимость, нерешительность, страх создания новых связей, отсутствие способности к построению близких, доверительных отношений. В то время, как для мальчиков подросткового возраста, испытывающих зависимость от компьютера, преобладают такие качества как эмоциональная неустойчивость, раздражительность, возбудимость, неуверенность в себе, мнительность (Власова, 2004).
Анализ различных исследовательских выводов по проблеме интернет-зависимости позволяет сделать предположение, что такие психологические особенности как нарушение коммуникации, неустойчивость самооценки, недостаточный эмоционально-волевой контроль чаще всего выступают изначально причинами ухода ребенка в виртуальный мир. В процессе формирования стойкой аддикции эти качества усиливаются, заостряются и становятся патологическими.
В рамках проведенного исследования была выдвинута гипотеза, что ключевым фактором, запускающим механизм формирования аддиктивного поведения у подростков, является субъективное ощущение одиночества. Именно данное переживание заставляет ребенка искать новые возможности коммуникации, не адаптируясь в меняющемся мире и не получая новый социальный опыт, а пытаясь придумать себе некий идеализированный образ, несуществующий в действительности, но удовлетворяющий его потребность в общении. По мнению Б.Г. Ананьева: «По мере гигантского роста городов и массовых коммуникаций... возрастает одиночество человека, усиливается конфликт между человеком как субъектом общения и обезличенностью его в сфере общения...» (Ананьев, 1996).
Одиночество как чувство, субъективно переживаемое подростком, определяется тем, что у него возникают трудности в общении и принятии себя окружающими. Как результат, ребенок начинает переживать свою непохожесть на других, неудачливость, умственную или физическую неполноценность. Чувство одиночества развивается и усиливается вследствие отсутствия у подростка близких доверительных отношений, построенных на взаимной любви и принятии как сверстниками, так и значимыми взрослыми.
Целью проведенного исследования стало изучение связи субъективного чувства одиночества и склонности к интернет-зависимости у подростков.
В исследовании приняли участие 94 подростка (52 мальчика и 42 девочки) в возрасте 13,3 (± 0,7) лет, обучающиеся в общеобразовательных школах г. Москвы.
Для выявления склонности к интернет-аддикциииспользовался опросник Кимберли Янг, анкетирование, опросник для родителей С.А. Кулакова. Психодиагностическим инструментарием для определения субъективного чувства одиночества стала «Методика субъективного ощущения одиночества» Д. Рассела и М. Фергюсона.
По результатам проведенного исследования было установлено, что в целом по выборке склонность подростков к зависимости от Интернета находится на достаточно высоком уровне. Так, высокая склонность к интернет-зависимости была диагностирована у 38 детей (40,5%), средний уровень склонности продемонстрировали 42 ребенка (44,6%), а низким уровнем обладают всего лишь 14 подростков (14,9%). Полученные данные свидетельствуют о том, что современным подросткам свойственно чрезмерное увлечение Интернетом. Сами дети отмечают, что при выходе во всемирную сеть чаще всего пользуются игровыми платформами и социальными сетями, осуществляют поиск актуальной информации.
Анализ результатов тестирования на определение субъективного чувства одиночества показал, что большинство детей подросткового возраста, а именно 61,7% (58 испытуемых), продемонстрировали средний уровень субъективного ощущения одиночества, в то же время как высоким уровнем этого переживания обладают 22,3% (21 ребенок), а низким - 16 % (15 детей).
Сравнительный анализ в группах детей с разным уровнем склонности к интернет-зависимости при помощи критерия Манна-Уитни продемонстрировал достоверные различия по показателям уровня субъективного ощущения одиночества на уровне значимости р<0,01. Следовательно, полученные результаты свидетельствуют о том, что подростки с высоким уровнем склонности к интернет-зависимости обладают более выраженным ощущением субъективного одиночества. Они чаще испытывают чувство непринятия или отверженности, неудовлетворенность своими социальными контактами, причем вне зависимости от той ситуации, в которой находятся. Зачастую одиночество становится для них непереносимым, болезненным и может угрожать нормативному формированию личности.
Согласно результатам корреляционного анализа между уровнем склонности к интернет-зависимости и выраженностью субъективного ощущения одиночества у подростков существует положительная прямая взаимосвязь (р<0,01). Чем выше уровень интернет-зависимости у ребенка, тем более выражено у него ощущение субъективного одиночества. Полученные данные подтверждают предположение о том, что подростки, испытывающие это чувство, чаще подвержены интернет-аддикции. Данным способом они пытаются устранить чувство общей неудовлетворенности, уйти в мир иллюзий и фантазий, где могут ощущать себя более значимыми, нужными, почувствовать сопричастность с другими людьми.
Таким образом, проведенное теоретическое и эмпирическое исследование позволяет утверждать, что в формировании интернет-зависимого поведения у подростков значимую роль играет переживание ими ощущения субъективного одиночества. Учет полученных результатов позволяет выстроить эффективные мероприятия по развитию коммуникативных навыков и профилактические программы по предупреждению формирования интернет-аддикции в подростковом возрасте.
Литература
1. Айвазова А.Е. Психологические аспекты зависимости.СПб.:Речь, 2008. 120 с.
2. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во Института практической психологии; Воронеж, 1996. 384 с.
3. Балонов И.М. Компьютер и подросток. М.: Эксмо, 2002. 328 с.
4. Власова Н.В. Психологическая феноменология современных подростков:учеб.-метод. пособие / Рос. ун-т дружбы народов, Моск. открытый соц. ун-т. М., 2004. 56 с.
5. Дубровина О.В. Психическая саморегуляция как средство гармонизации Я-концепции личности с виртуальной аддикцией: на материале лиц юношеского возраста: дис. ... канд.психол. наук. Новосибирск, 2009. 224 с.
6. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: дис. ... канд. мед. наук. Новосибирск, 2004. 107 с.
7. Малыгин В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика. М.: Мнемозин, 2010. 136 с.
8. Нагорнова А.Ю., Буслаева Е.Л., Власова Н.В., Сухих И.С., Божкова Г.Н., Киворкова А.Ю., Соловьев А.Г., Голубева Е.Ю., Петраш Е.А., Сидорова Т.В., Пшеничнова И.В., Терюшкова Ю.Ю. Феномен одиночества в современном мире: коллективная монография. Ульяновск, 2020. 137 с.