VIII Международная научно-практическая конференция 2. Братошевская В. В., Бея Н. Н., Гульбянова М. В. В сборнике: Наука и
образование: сохраняя прошлое, создаем будущее. // Сборник статей XIII
Международной научно-практической конференции, 2016 г., с. 145-149.
© Ю. А. Левада, 2020
УДК 159.9
Савельева Анна Евгеньевна Saveleva Anna Evgenevna
Магистрант Master student
Кемеровский государственный университет Kemerovo state university
ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ И ЧУВСТВА ОДИНОЧЕСТВА
ПРИ КИБЕРАДДИКЦИИ
PECULIARITIES OF ANXIETY AND FEELING OF LONELY
IN CYBERADDICTION
Аннотация: Настоящая статья посвящена изучению уровня проявления тревожности и ее взаимосвязи с компонентами интернет-зависимости в студенческой среде. Кибераддикция рассматривается как состояние человека к навязчивому использованию сети интернет. Целью эмпирического исследования явилось изучение особенностей взаимосвязи тревожности и субъективного чувства одиночества с компонентами интернет-зависимости. Выборку составили 35 человек в возрасте 18-25 лет. В качестве методов для первичного сбора данных использовалась шкала интернет-зависимости С. Чена; методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; шкала самооценки тревожности Ч. Д. Спилбергера, в модификации Ю. Л. Ханина. С помощью корреляционного анализа Пирсона была выявлена наиболее сильная взаимосвязь между тревожностью и внутриличностными проблемами и проблемами со здоровьем, как шкалой интернет-зависимости. Взаимосвязь между чувством
«Научные междисциплинарные исследования» одиночества и интернет-зависимостью не показала значимых корреляций. Также с помощью кластерного анализа выделилось 2 группы респондентов с разным уровнем тревожности и интернет-зависимости. Результаты исследования могут быть использованы для профилактики тревожности в студенческой среде, что может привести к снижению уровня кибераддикции.
Abstract. This article is devoted to the study of the level of anxiety and its relationship with the components of internet addiction in the student environment. Cyberaddiction is considered as a person's state of obsessive use of the Internet. the aim of the empirical study was to study the features of the relationship between anxiety and subjective feelings of loneliness with the components of internet addiction. The sample consisted of 35 people aged 18-25 years. S. Chen Internet addiction scale was used as methods for primary data collection; the method of subjective feeling of loneliness by D. Russell and M. Ferguson; the scale of self-assessment of anxiety by C. D. Spielberger, in the modification of Yu. L. Khanin. Pearson's correlation analysis revealed the strongest relationship between anxiety and intrapersonal and health problems as a scale of Internet addiction. The relationship between loneliness and Internet addiction showed no significant correlations. Also, using cluster analysis, 2 groups of respondents with different levels of anxiety and Internet addiction were identified. the results of the study can be used to prevent anxiety in the student environment, which can lead to a decrease in internet addiction.
Ключевые слова: кибераддикция, студент, тревожность, одиночество, корреляция, кластер
Keywords: cyberaddiction, student, anxiety, loneliness, correlation, cluster.
В современном мире образ студента разделился на две категории - «Я-реальный» и «Я-виртуальный». Все чаще данные образы не совпадают. Виртуальный мир начинает превращаться в объективную реальность, происходит киберсоциализация личности. В связи с этим выделяют новый вид человека - homocyberus [1]. Очевидно, что основным представителем данного вида является молодое население - младшие и старшие школьники, студенты. У них значительно повышается время, проведённое в сети, они не могут представить себя без смартфона, он становится частью их образа тела. Исследования говорят, что при отсутствии смартфона в поле видимости, уровень тревоги заметно возрастает [2]. Также, помимо данных факторов, ситуацию тревожности может усугублять период адаптации студентов в вузе. Данные факторы сказываются на возрастании личностной и ситуативной тревожности,
VIII Международная научно-практическая конференция они становятся ярковыраженными. Это может перерастать в тревожные
расстройства, которые отрицательным образом влияют на психику студента и
его социализацию. При этом, сами вузы полностью адаптируются под новую
мировую ситуацию, связанную с пандемией, и переносят обучение в
виртуальное пространство. В связи с этим студенческая среда превращается в
виртуальную, возрастает анонимность, снижается качество межличностного
взаимодействия. Мы предполагаем, что это напрямую взаимосвязано с
повышением уровня тревожности.
Интернет-зависимость является актуальной темой для XXI века, так как интернет охватывает все больший слой населения. По данным Hootsuite за 2019 год, насчитывается 5,11 миллиардов уникальных пользователей сети интернет. Очевидно, что многие из них подвержены проявлению навязчивого поведения по отношению к web-сервисам. Так, еще в 1994 году А. Голдбергом было предложено выделить интернет-расстройство, как состояние, которое вызывает навязчивое влечение воспользоваться сетью интернет и, как следствие, вызывающее стресс [3, 403-412]. Далее интернет-зависимость изучалось такими зарубежными исследователями, как -K. Young [4], C. Suratt [5], M. A. Shotton [6], D. N. Greenfield [7]
В России начало исследований интернет-зависимости положил А. Е. Войкунский в начале XX века [8, 6-10]. Он рассматривал теорию присутствия в рамках виртуальной реальности и проблему кибераддикции как уход в интернет-пространство, с целью создания более комфортной среды для субъекта. Также эта проблема изучалась В. Д. Менделевичем, который выделил следующие типы интернет-зависимых людей: гемблеры, сексоголики, покупатели, трудоголики, эротоголики и аддикты [9, 153-158.]. Среди современных российских исследователей данной проблематикой занимаются -Ф. А Саглам, изучающая кибераддикцию у подростков [10, 55-58], М. И. Дрепа, которая описывает личностные особенности студентов с интернет-зависимостью [11, 75-81], К. Г. Дмитриев, изучающий ригидность и эмпатию во взаимосвязи с виртуальной аддикцией [12, 118-119.], А также И. В. Андреев, который
«Научные междисциплинарные исследования» рассматривает, как формируется устойчивость по отношению к зависимости от
интернета.
Очевидно, что многие психологические структуры могут быть связаны с феноменом кибераддикции. Так, М. М. Мишина и др. изучали взаимосвязь одиночества с интернет-зависимостью [13]. Наличие взаимосвязи они объясняют снижением межличностных эмоциональных контактов и формированием зависимости от многообразия незначительных связей.
И. В. Герасимова указывает, что изначальным предиктором интернет-зависимости является недостаточность навыков коммуникации. В связи с этим, аддиктивное поведение приводит к усилению чувства одиночества [14].
Также существуют исследования по взаимосвязи тревожности и зависимости от web-пространства. Я. А. Новикова пишет о том, что с градацией кибераддикции, увеличивается чувство тревожности у подростков, как в межличностных, так и в детско-родительских отношениях [15].
Таким образом, целью исследования является выявление особенностей заявленных характеристик у студентов и рассмотрение структурных взаимосвязей между тревожностью, одиночеством и кибераддикцией.
Выборку составили 35 студентов гуманитарного профиля обучения. Нами были использованы следующие методики - шкала интернет-зависимости С. Чена (СБГС); методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; шкала самооценки тревожности
Ч. Д. Спилбергера, модификация Ю. Л. Ханина. На основании полученных результатов был проведен эмпирический анализ данных - корреляционный анализ Пирсона с выявлением коэффициента корреляции (г) и кластерный анализ.
На таблице 1 представлены основные результаты по используемым методикам. Так, среднее значение общего балла интернет-зависимости выходит за границы нормы (27-42) и говорит о склонности к web-зависимости и ее наличию у студентов. Среднее по всем компонентам интернет-зависимости сдвинуто в сторону склонности ее возникновения. Следовательно, можно
VIII Международная научно-практическая конференция утверждать, что студенты испытывают непреодолимое желание воспользоваться
веб-сервисами и, при отсутствии этой возможности, испытывают тревогу и
негативные эмоции. В группе испытуемых психологический комплекс
показывает склонность к более частому возникновению внутриличностных
проблем и сложности в управлении временем. При этом субъективное ощущение
одиночества экстраполирует низкий уровень. В то же время значения
ситуативной тревожности можно охарактеризовать как умеренные, тогда как
личностная тревожность показывает высокий уровень.
Таблица 1. Описательные статистики
Характеристики Среднее Мин. Макс. Стандартное отклонение
Компульсивные симптомы (КС) 10,62 5 18 3,630
Симптомы отмены (СО) 11,03 5 17 3,294
Симптомы толерантности (СТ) 9,7 5 16 2,761
Внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем (ВПиПСЗ) 12,66 7 20 3,749
Проблемы с управлением временем (УВ) 10,71 5 19 3,295
Ключевые симптомы (К) 31,37 18 45 8,447
Проблемы, связанные с интернет-зависимостью (ИЗ) 23,37 14 37 6,472
Общий балл (ОБ) 54,74 33 81 14,17
Одиночество (О) 17,37 0 42 12,10
Ситуативная тревожность (СТ) 44,31 26 60 9,788
Личностная тревожность (ЛТ) 49,40 32 64 8,915
В связи с этим обратимся к выявлению корреляций между представленными характеристиками. Из таблицы 2 следует вывод, что кибераддикция имеет умеренную взаимосвязь, как с ситуативной, так и с
«Научные междисциплинарные исследования» личностной тревожностью. Полученный результат говорит о том, что
представленные переменные могут быть взаимозависимы. Так, при усилении
аддикции может увеличиться чувство тревоги. Такая же схема действует и в
обратном порядке, при наличии личностной тревожности может возрастать риск
приобретения интернет-зависимости. При этом стоит учитывать побочные
факторы проявления тревожности среди студентов, это может быть, как и
адаптация к вузу у первокурсников, так и эпидемиологическая ситуация в стране.
В целом, слабые и умеренные взаимосвязи выявлены со всеми видами кибер-
зависимости. Следовательно, все блоки могут быть прямо или косвенно
взаимосвязаны с определенным уровнем тревожности.
Однако именно психологический блок в виде внутриличностных проблем и проблем со здоровьем имеет самую тесную прямую взаимосвязь с ситуативной и личностной тревожностью. Этот феномен говорит о том, что личностные расстройства могут усиливать интернет-аддиктивное поведение.
В то же время субъективное чувство одиночества имеет только слабые взаимосвязи с интернет-зависимостью. Полученные данные означают, что характеристики кибераддикции и одиночества не имеют статистически значимых взаимосвязей и требуют дальнейшего исследования.
Таблица 2. Взаимосвязь между компонентами интернет-зависимости,
одиночеством и тревожностью
Компоненты О СТ ЛТ
КС 0,165 0,362 0,412
СО 0,079 0,279 0,220
СТ 0,100 0,259 0,258
ВПиПСЗ 0,283 0,448 0,400
УВ 0,160 0,274 0,172
К 0,134 0,349 0,347
ИЗ 0,245 0,399 0,320
Примечание: N=35, р < 0,05
VIII Международная научно-практическая конференция
Для дальнейшего анализа эмпирических данных нами был применен
кластерный анализ и анализ к-средних. В соответствии с этим были выделены 2 группы, на которые разделились испытуемые. В первый кластер были включены те, кто имеет более высокие показатели по всем представленным компонентам, а во второй кластер вошли респонденты с более низкими значениями по тем же хаарктеристикам. Следовательно, конкретному уровню интернет-зависимости часто следует схожий коэффициент тревожности и субъективного чувства одиночества.
Таким образом, проблема взаимосвязи субъективного чувства одиночества с компонентами кибераддикции требует дальнейшего изучения на разнородной выборке испытуемых.
Однако, нами выявлено, что личностная тревожность имеет высокие показатели своего проявления, что связано с ситуацией глобализации и повсеместного внедрения сети интернет. Также растет уровень ситуативной тревожности, который можно объяснить процессом адаптации как к условиям вуза, так и к современной мировой ситуации, связанной с распространением СОУГО-19. При этом личностная тревожность имеет наиболее тесную взаимосвязь с компульсивными симптомами. Следовательно, чем сильнее выражена тревожность, как личностная характеристика, тем чаще могу возникать элементы навязчивого поведения, например - стереотипное повторение элемента разблокировки телефона, открытие определенных чатов/сайтов и т.д. Тогда как психологический комплекс интернет-зависимости наиболее взаимосвязан с ситуативной тревожностью. Это можно объяснить навязчивым веб-серфингом новостных ресурсов в связи с карантинными мерами и страхом за происходящее у населения. Из этого следует вывод о том, что при профилактике беспокойства, снятии напряжения с помощью отбора и правильного преподнесения информации, групповых тренинговых занятий и др. можно уменьшить склонность к интернет-зависимости.
«Научные междисциплинарные исследования» Библиографический список:
1. Плешаков В.А., Обидина Т.В. Цифровая социализация: не человек овладевает Интернетом, а Интернет овладевает человеком // Homo Cyberus. 2019. № 2. Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/digital_socialization_2019 (дата обращения: 15.12.2020).
2. Козулина Н.С., Карачев А.Ю., Ахмедзянова Е.В. Фаббинг -неблагоприятный фактор в формировании компетенций у студентов вузов // Russian Journal of Education and Psychology. 2016. №10. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/fabbing-neblagopriyatnyy-faktor-v-formirovanii-kompetentsiy-u-studentov-vuzov (дата обращения: 19.12.2020).
3. Goldberg I. Internet addiction disorder // Cyberpsychology behavior, 1996. Vol. 3. № 4. P. 403-412.
4. Young K. S. Caught in the net: how to recognize the signs of Internet addiction. Canada, 1998. 248 p.
5. Surratt C. Netaholics: The Creation of a Pathology // Nova Science Publ, 1999.
222 p.
6. Shotton M.A. Computer Addiction // A Study of Computer Dependency. London, 1989. 342 p.
7. Greenfield D.N. Psychological characteristics of compulsive Internet use: a preliminary analysis // Cyber Psychology and behavior, 1999. Vol. 2. № 5. P. 403412.
8. Войскунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете // Медицинская психология в России. 2015. № 4. C. 6-10.
9. Менделевич В. Д., Садыкова Р.Г. Зависимость как психологический и психопатологический феномен // Вестник клинической психологии. 2003. №2. С. 153-158.
10. Саглам Ф.А. Исследование проблемы интернет-аддикции в подростковом возрасте // Институт экономики, управления и права. 2008. №4. С. 55-58
VIII Международная научно-практическая конференция
11. Дрепа М.И. Психологический портрет личности интернет-зависимого
студента // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 4. С. 75-81
12. Дмитриев К.Г. Выявление корреляции между уровнем интернет-зависимости и уровнем ригидности личности // Среднее профессиональное образование. 2012. № 1. С. 118-119.
13. Мишина М.М., Григорьева С.И., Губанов А.В. Интернет-зависимость и переживание одиночества современным молодым человеком // Гуманитарное пространство. 2018. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/internet:-7ау18то8Ы-реге7Ыуаше-оётосЬе8^а-80Угетеппут-то1оёут-сЬе1оуекот (дата обращения: 04.12.2020).
14. Герасимова И.В. Взаимосвязь феномена одиночества и личностных особенностей активных пользователей интернета // Вестник ОГУ. 2018. №5. Режим доступа: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/vzaimosvyaz-fenomena-odinochestva-i-1ichnostnyh-osobennostey-aktivnyh-po1zovate1ey-interneta (дата обращения: 04.12.2020).
15. Новикова Я.А. Корреляция интернет-зависимости и уровня тревожности у подростков // БОЯ-ОРЕ. 2020. №5. Режим доступа: https://cyber1eninka.ru/artic1e/n/korre1yatsiya-internet-zavisimosti-i-urovnya-trevozhnosti-u-podrostkov (дата обращения: 04.12.2020).