Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА И ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА И ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПЕРЦЕПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дмитриева Анна Всеволодовна

Работа направлена на выявление взаимосвязи структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта. Социальный интеллект представлен как определяющий фактор успешности общения в субъект субъектных отношениях, имеет педагогическую направленность личности. Проанализирована структура личности педагога. Отражены взаимосвязь педагогической направленности и других компонентов структуры личности педагога и социального интеллекта. Актуальность. Для целенаправленного личностного развития обучающихся и успешной ориентирования в межличностной ситуации педагог должен обладать высоким уровнем социального интеллекта, что обуславливает его взаимосвязи со структурой личности педагога. Проблема, цель, задачи. Проблема исследования заключается в необходимости рассмотрения структуры личности и социального интеллекта с точки зрения успешности педагогической деятельности. Целью является выявление взаимосвязи структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта. Задачи исследования: проанализировать структуру и особенности социального интеллекта педагога, рассмотреть структурные компоненты личности педагога, определить взаимосвязи структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта. Методы исследования. Методом исследования послужил анализ научно методических источников по теме исследования, обобщение информации. Результаты и их обсуждение. Приводятся структура личности педагога и основные категории социального интеллекта. Отмечается, что уровень социального интеллекта определяет педагогическую направленность личности, то есть мотивационную готовность педагога к работе с детьми, совокупность ценностей, интересов, ориентированность на саморазвитие и развитие личности обучающихся. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что взаимосвязь структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта определяется самой спецификой педагогической деятельности, ориентированной на субъект субъектные отношения, совместную работу педагога и обучающихся, понимание друг друга, оценку действий и рефлексию. Выводы и заключение. Анализ структуры личности педагога и основных категорий социального интеллекта позволил выявить взаимосвязи в каждом компоненте данных структур, которые определяются самой спецификой педагогической деятельности, ориентированной на субъект субъектные отношения, совместную работу педагога и обучающихся, понимание друг друга, оценку действий и рефлексию. Данная проблема мало изучена и требует дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дмитриева Анна Всеволодовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONNECTION BETWEEN THE TEACHER’S PERSONALITY STRUCTURE AND THE MAIN CATEGORIES OF THE SOCIAL INTELLIGENCE’S STRUCTURE

The work is aimed at identifying the connection between the teacher’s personality structure and the main categories of the social intelligence structure. Social intelligence is presented as a determining factor of the success of communication in subject subject relations, it has a pedagogical orientation of the individual. The structure of the teacher's personality is analyzed. The connection between pedagogical orientation and other components of the structure of the teacher's personality and social intelligence is reflected. Relevance. The paper puts forward the idea that for purposeful personal development of students and successful orientation in an interpersonal situation, a teacher must have a high level of social intelligence, which determines its relationship with the structure of the teacher's personality. Problem, goal, tasks. The research problem is in the need to consider the structure of personality and social intelligence from the point of view of the success of pedagogical activity. The goal is to identify the connection between the structure of the personality of the teacher and the main categories of the structure of social intelligence. Research objectives are to analyze the structure and features of the teacher's social intelligence, to consider the structural components of the teacher's personality, to determine the relationship between the structure of the teacher's personality and the main categories of the structure of social intelligence. Research materials and Methods. The research is based on the works of O.V. Zaslavskaya, N.G. Zharkikh, S.R. Baratov, D.A. Sabirova, E.V. Grib, O. V. Luneva, D. V. Lyusin, D. V. Ushakov, N. A. Markova. The research method was the analysis of scientific and methodological sources on the research topic, the generalization of information. Results and discussion. The structure of the teacher's personality and the main categories of social intelligence are given. It is noted that the level of social intelligence determines the pedagogical orientation of the individual, that is, the motivational readiness of the teacher to work with children, the totality of values, interests, focus on self development and personality development of students. The results obtained allow to say that the relationship between the structure of the personality of the teacher and the main categories of the structure of social intelligence is determined by the very specifics of pedagogical activity, focused on the subject subject relationship, the joint work of the teacher and students, understanding each other, evaluation of actions and reflection. Conclusions and conclusion. Analysis of the structure of the personality of the teacher and the main categories of social intelligence made it possible to identify the relationships in each component of these structures, which are determined by the very specifics of pedagogical activity, focused on the subject subject relationship, the joint work of the teacher and students, understanding each other, evaluation of actions and reflection. This issue is not fully studied and requires further research.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА И ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

УДК 37.015.3

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА И ОСНОВНЫХ КАТЕГОРИЙ СТРУКТУРЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Дмитриева А.В.

Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. Нижний Новгород, Российская Федерация. ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7948-8202, Au-thorlD: 1105947, E-mail: a-dmitrieva@yandex.ru

Аннотация. Работа направлена на выявление взаимосвязи структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта. Социальный интеллект представлен как определяющий фактор успешности общения в субъект-субъектных отношениях, имеет педагогическую направленность личности. Проанализирована структура личности педагога. Отражены взаимосвязь педагогической направленности и других компонентов структуры личности педагога и социального интеллекта.

Актуальность. Для целенаправленного личностного развития обучающихся и успешной ориентирования в межличностной ситуации педагог должен обладать высоким уровнем социального интеллекта, что обуславливает его взаимосвязи со структурой личности педагога.

Проблема, цель, задачи. Проблема исследования заключается в необходимости рассмотрения структуры личности и социального интеллекта с точки зрения успешности педагогической деятельности. Целью является выявление взаимосвязи структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта. Задачи исследования: проанализировать структуру и особенности социального интеллекта педагога, рассмотреть структурные компоненты личности педагога, определить взаимосвязи структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта.

Методы исследования. Методом исследования послужил анализ научно-методических источников по теме исследования, обобщение информации.

Результаты и их обсуждение. Приводятся структура личности педагога и основные категории социального интеллекта. Отмечается, что уровень социального интеллекта определяет педагогическую направленность личности, то есть мотивационную готовность педагога к работе с детьми, совокупность ценностей, интересов, ориентированность на саморазвитие и развитие личности обучающихся. Полученные результаты дают возможность говорить о том, что взаимосвязь структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта определяется самой спецификой педагогической деятельности, ориентированной на субъект-субъектные отношения, совместную работу педагога и обучающихся, понимание друг друга, оценку действий и рефлексию.

Выводы и заключение. Анализ структуры личности педагога и основных категорий социального интеллекта позволил выявить взаимосвязи в каждом компоненте данных структур, которые определяются самой спецификой педагогической деятельности, ориентированной на субъект-субъектные отношения, совместную работу педагога и обучающихся, понимание друг друга, оценку действий и рефлексию.

Ключевые слова: социальный интеллект, педагог, педагогическая направленность, V'A. перцептивные способности, структура личности педагога, саморегуляция, самосознание, межличностное взаимопонимание.

Введение и актуальность. В современном обществе значимыми характеристиками личности педагога становятся умение ориентироваться в межличностной ситуации, развитие способностей понимать соб-

ственные эмоции и эмоции обучающихся, оценивать психические состояния, аргументировать выбор тех или иных действий, анализировать и прогнозировать свое поведение и поведение обучающихся. Для

целенаправленного личностного развития обучающихся педагог должен обладать высоким уровнем социального интеллекта.

Проблема, цель, задачи. Проблема исследования заключается в том, что педагогическая деятельность имеет личностную и социальную направленность. С одной стороны, в структуре личности педагога заложен социальный интеллект, с другой стороны, социальный интеллект отражает совокупность личностных качеств педагога, необходимых для успешной педагогической деятельности. Соответственно, необходимым является изучить структуру личности педагога и основные категории социального интеллекта. Целью является выявление взаимосвязи структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта. Задачи исследования: проанализировать структуру и особенности социального интеллекта педагога, рассмотреть структурные компоненты личности педагога, определить взаимосвязи структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта.

Материалы и Методы исследования. Материалами исследования послужили работы О.В. Заславской, Н.Г. Жарких, Ш.Р. Баратова, Д.А. Сабировой, Е.В. Гриба, О. В. Луневой, Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова, Н. А. Марковой.

Методом исследования послужил анализ научно-методических источников по теме исследования, обобщение информации.

Результаты и их обсуждение. В исследованиях Дж. Гилфорда социальный интеллект рассмотрен с точки зрения автономности и независимости от факторов общего интеллекта через призму содержания действий и успешности деятельности в целом [7; 8]. При этом главной мыслительной операцией является познание:

- поступков собственных и других людей в зависимости от ситуации межличностного взаимодействия на основе понимания вербальной и невербальной экспрессии;

- поведения с точки зрения оценки поступков, их объяснения, осмысления, ре-

зультативности, возможности прогнозирования и предвидения.

На основе теоретического анализа научных источников можно заключить, что социальный интеллект представляет собой умственную способность личности, определяющую успешность межличностного общения и взаимодействия, в основе которой лежит совокупность личностных качеств:

- способность к саморегуляции, стремление к осознанности;

- ответственность, независимость, самостоятельность, стремление к самосовершенствованию, креативность, активная жизненная позиция, понимание и принятие других и себя (Г. Айзенк, Дж. Гилфорд, Д. Китинг, М.О. Салливен, Э. Торндайк и др.)

[9].

В исследованиях А.И. Савенкова социальный интеллект представлен как определяющий фактор успешности общения в субъект-субъектных отношениях, основанный на процессах мыслительной деятельности, социальном опыте, особенностях межличностных отношений [5].

Н.А. Кудрявцева указывала на то, что социальный интеллект представляет собой способность к рациональным мыслительным действиям в межличностных отношениях [1].

По мнению А.Л. Южаниновой, социальный интеллект - это способность, которая отражает:

а) социально-перцептивные способности понимать личностные свойства, эмоции и чувства, характер отношения собеседника;

б) прогнозирование поведения собеседника в конкретных ситуациях;

в) умение принять роль другого, управлять ситуацией общения и взаимодействовать в нужном направлении [2].

Таким образом, можно заключить, что социальный интеллект представляет собой индивидуальную способность индивида к межличностному общению, взаимопониманию, прогнозированию успешности взаимоотношений, что определяет адекватность поведения в социуме.

Согласно А.И. Щербакову, успешность педагогической деятельности определяется

устойчивостью интереса к работе с детьми, наблюдательностью, способностью к рефлексии, тактичностью, творческим воображением [6].

По мнению А.А. Бодалева, успешность общения и эффективность педагогической деятельности напрямую зависят от уровня развития социального интеллекта педагога

[4].

В исследовании Е.С. Михайловой отмечалось, что высокий уровень развития социального интеллекта позволяет прогнозировать успешность педагогической деятельности [3].

Согласно Ю.И. Емельянову, социальный интеллект напрямую влияет на коммуникативную компетентность, позволяя ситуативно адаптироваться и успешно использовать различные средства социального поведения [3].

Согласно структурно-динамической теории развития социального интеллекта Д.В. Ушакова, высокий уровень развития социального интеллекта педагога зависит от следующих индивидуальных личностных качеств:

- активность, общительность, открытость, готовность к сотрудничеству, внимание к людям, готовность к совместной работе;

- эмоциональная устойчивость, выдержанность;

- самостоятельность, независимость, настойчивость;

- тактичность;

- самоконтроль и саморегуляция, целенаправленность, волевые качества, умение контролировать свои эмоции и поведение;

- адекватность самооценки личности, способность к рефлексии своей деятельности и деятельности других [7].

Исходя из вышеизложенного, целесообразно заключить, что уровень социального интеллекта согласуется с педагогической направленностью личности, то есть моти-вационную готовность педагога к работе с учениками, совокупность ценностей, интересов, ориентированность на саморазвитие и развитие личности обучающихся.

Педагогическая направленность личности, в свою очередь, складывается из совокупности личностных качеств, обуславли-

вающих индивидуальное своеобразие педагога и являющееся интегральной характеристикой его личности, которая рассматривается как система эмоционально-ценностных отношений в процессе личностного развития обучающихся (направленность на обучающегося), самосовершенствовании и самореализации (направленность на себя), обучения (направленность на содержание преподаваемого учебного предмета) (Л.М. Митина, Н.В. Кузьмина).

В исследовании Н.В. Кузьминой педагогическая направленность личности характеризуется: осознанностью, удовлетворенностью профессии, потребностью в педагогической деятельности, целеустремленностью, продуктивностью, возможностью осмысления и оценки результатов своей работы. Исходя из этого, педагогическая направленность, совокупность индивидуальных свойств, а также их осознанность включаются в общую структуру личности педагога. Она состоит из нескольких компонентов:

1. Педагогическая направленность личности, включающей ценности, цели, смыслы и идеалы, которые позволяют сформировать единство личности через совокупность личностных качеств, поведения и деятельности, являясь основой саморазвития, профессионализма и устойчивости нравственно-ценностной и мотивационной сферы личности педагога. Педагогическая направленность личности обеспечивает переход с предметной стороны его деятельности на личностно-психологическую по отношению к обучающимся.

Взаимосвязь педагогической направленности как компонента структуры личности педагога и социального интеллекта прослеживается в единстве личностных качеств, направленных на саморазвитие и личностное развитие обучающихся, продуктивность педагогической деятельности, потребность в общении и мотивации к совместной работе.

2. Индивидуальные свойства личности: педагогические способности, черты характера, уровень развития психических функций (памяти, волевой регуляции, мышле-

ния, интеллекта, речи и др.) и состояния личности.

Педагогические способности рассматриваются с точки зрения успешности педагогической деятельности и выражены в сформированности продуктивных моделей развития личности обучающихся. К ним относятся:

- перцептивно-рефлексивные способности, направленные на понимание другого человека, сопереживание, проанализировать точку зрения другого и свою и посмотреть на себя;

- способности, связанные с умением воздействовать на другого человека (проективные, конструктивные, управленческие): организовывать деятельность обучающихся, управлять их поведением с учетом их потребностей, интересов, целей и мотивов [4].

Согласно Н.В. Кузьминой, перцептивно-рефлексивные способности связаны с эмпатией и оценкой соотношения потребностей обучающихся и их ожиданий, чувством такта и чувством сопричастности

[4].

Как видно, перцептивные способности входят и в состав социального интеллекта, и в состав личности педагога. Ключевыми индивидуальными качествами являются рефлексивность, эмпатия, способность понимать себя и других в разных ситуациях.

Педагогические способности, связанные с влиянием и воздействием на других людей, автор распределяет на гностические, проектировочные, коммуникативные, конструктивные, организаторские. Тем самым следует отметить, что данная группа способностей ориентирована на продуктивность педагогической деятельности, организацию совместного сотрудничества, способности проектировать результат и выбирать оптимальные методы, формы работы с обучающимися.

На основе данных групп педагогических способностей Л.М. Митина выделила профессионально значимые качества личности педагога: педагогическое целепола-гание, педагогическое мышление, педагогическая направленность, педагогическая рефлексия, педагогический такт. Исходя из личностной обусловленности социального

интеллекта, указанные качества находятся в центре способности к межличностному общению, взаимопониманию, прогнозированию успешности взаимоотношений.

Характер определяет устойчивость эмоциональных отношений педагога к различным ситуациям в профессиональной деятельности: например, проявляет инициативность или пассивность, относится к ситуации импульсивно или сдержанно и т.д.

В педагогической деятельности могут возникать различные психические состояния как реакция на определенную ситуацию, например, напряженность или работоспособность, утомляемость и т.д.

3. Интегральные свойства личности представляют собой совокупность личностных характеристик педагога, к которым относятся самосознание, формирующее адекватное представление о себе как профессионале, и динамические свойства, такие как гибкость, устойчивость / неустойчивость, стабильность / нестабильность отношения к тем или иным ситуациям.

А. Профессиональное педагогическое самосознание, позволяющее педагогу представить себя как профессионала. В совокупность характеристик входят:

- осознание норм, правил, моделей поведения, стандартов, требований к педагогической деятельности и общению, которое способствует развитию самооценки, рефлексивности, оценке деятельности окружающих;

- осознание совокупности личностных качеств у других людей (коллег) и сравнение себя с точки зрения профессионализма;

- осознание себя как профессионала с учетом оценки и ожиданий окружающих;

- самооценка собственных отдельных сторон личности:

а) понимания себя, своей педагогической деятельности, общения и личности (когнитивный аспект);

б) эмоционального отношения к самому себе, к окружающим (коллегам, обучающихся), определяющее устойчивость Я-концепции педагога, наличие уверенности / неуверенности, педагогической успешности в отдельных ситуациях, самооценку

собственных возможностей, достигнутых и возможных результатов, рефлексивной самооценки (эмоциональный аспект);

в) способности к осознанности действий, свидетельствующие об успешности педагогической деятельности (поведенческий аспект) (В.А. Ядов, И.С. Кон, В.В. Столин и др.);

- осознание положительности оценки педагогом себя в целом, позволяющее создать свой целостный образ на основе осознаваемых им положительных качеств, возможностей, что способствует развитию уверенности в себе, удовлетворенности своей профессией, адекватной самооценкой собственных зон роста и готовности корректировать и развивать качества, навыки.

Б. Индивидуальный стиль деятельности и общения.

В. Динамические характеристики, к которым относятся:

- гибкость-ригидность;

- импульсивность-сдержанность;

- устойчивость / неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации;

- стабильность / нестабильность положительно-эмоционального отношения к обучающимся и окружающим;

- наличие/ отсутствие личностной тревожности;

- направленность рефлексии на себя / на обстоятельства / на других.

В. Результативные характеристики:

- однородность / неоднородность уровня знаний обучающихся;

- устойчивость / неустойчивость навыков учения;

- наличие / отсутствие интереса к учебному предмету [4].

Исходя из анализа интегральных свойств личности педагога, можно заключить, что они способствуют организованному приобретению социального опыта и практике социальных взаимодействий, обеспечивая активное развитие личности как самого педагога, так и обучающихся.

Выводы. Анализ структуры личности педагога и основных категорий социального интеллекта позволяет выявить следующие взаимосвязи:

1. Взаимосвязь педагогической направленности как компонента структуры личности педагога и социального интеллекта прослеживается в единстве личностных качеств, направленных на саморазвитие и личностное развитие обучающихся, продуктивность педагогической деятельности, потребность в общении и мотивации к совместной работе.

2. Перцептивные способности присутствует в обоих структурах и обусловлены рефлексивностью, гибкостью, эмпатией, способностью понимать себя и других в разных ситуациях.

3. Качества личности педагога как педагогическое целеполагание, педагогическое мышление, педагогическая направленность, педагогическая рефлексия, педагогический такт в центре способности к межличностному общению, взаимопониманию, прогнозированию успешности взаимоотношений, имеющихся в структуре социального интеллекта.

4. Совокупность интегральных качеств личности педагога имеет социально-психологическую направленность на осознанную педагогическую деятельность, определяющую ее успешность. Взаимосвязанными компонентами являются гибкость, осознанность действий, рефлексивность.

Заключение. Таким образом, взаимосвязь структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта определяется самой спецификой педагогической деятельности, ориентированной на субъект-субъектные отношения, совместную работу педагога и обучающихся, понимание друг друга, оценку действий и рефлексию.

Перспективы дальнейшего исследования. Изучение взаимосвязи структуры личности педагога и структурных компонентов социального интеллекта дает в дальнейшем возможность исследовать влияние социального интеллекта на успешность педагогической деятельности, на развитие отдельных личностных качеств педагога, динамику развития отдельных компонентов социального интеллекта в зависимости от разных условий, ситуаций взаимодействия.

Литература

1. Баратов Ш.Р., Сабирова Д.А. Социальный интеллект как необходимое качество педагога // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. №6. С. 353-359.

2. Булгакова В.О., Булгакова В.О. Исследования социального интеллекта и их значение для развития социологии [Электронный ресурс] // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - URL: href="https://scienceforum.ru/2017/article/2017033075M>https://scienceforum.ru/2017/article/2017 033075</a> (дата обращения: 02.03.2022).

3. Гриб Е.В. К вопросу о соотношении социального и других видов интеллекта // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар: изд-во «Наука и образование». № 9-1. 2017. С. 135-138.

4. Заславская О.В., Жарких Н.Г. Профессиональная личность педагога: трактовки и гипотезы [Электронный ресурс] // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. №3 (75). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-lichnost-pedagoga-traktovki-i-gipotezy (дата обращения: 21.03.2022).

5. Лунева О. В. Концепция социального интеллекта личности // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 46-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Маркова Н. А. Формирование социального интеллекта как фактора самореализации педагогов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Чита, 2013. 24 с.

7. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. 176 с.

8. Razaei A., Mousanezhad Jeddi E. Relationship between wisdom, perceived control of internal states, perceived stress, social intelligence, information processing styles and life satisfaction among college students. Current Psychology. 2018. Vol. 1. Pp. 1-7.

9. The moderation role of social intelligence in explaining attachment style and emotional intelligence among young adults. Электронный ресурс. M. Anwer [et al.]. Pakistan Journal of Psychology. 2017. Vol. 48. № 2. p. 3-20.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Дмитриева А.В. Взаимосвязь структуры личности педагога и основных категорий структуры социального интеллекта / А.В. Дмитриева // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Т. 3, № 4. С. 9-16.

Информация об авторе

Дмитриева Анна Всеволодовна, аспирант. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина. Нижний Новгород, Российская Федерация. ORCID: 0000-0001-7948-8202, AuthorID: 1105947, E-mail: a-dmitrieva@yandex.ru

Сведения о руководителе работы

Суворова Ольга Вениаминовна, доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры педагогики и психологии. Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. Пермь, Российская Федерация. ORCID: 0000-0003-3977-7813, E-mail: olgavenn@yandex.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 3, pp. 9-16.

THE CONNECTION BETWEEN THE TEACHER'S PERSONALITY STRUCTURE AND THE MAIN CATEGORIES OF THE SOCIAL INTELLIGENCE'S STRUCTURE

Dmitrieva A.V.

Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin (Minin University. Nizhny Novgorod, Russia. ORCID: 0000-0001-7948-8202. AuthorlD: 1105947, E-mail: a-dmitrieva@yandex.ru

Abstract. The work is aimed at identifying the connection between the teacher's personality structure and the main categories of the social intelligence structure. Social intelligence is presented as a determining factor of the success of communication in subject-subject relations, it has a pedagogical orientation of the individual. The structure of the teacher's personality is analyzed. The connection between pedagogical orientation and other components of the structure of the teacher's personality and social intelligence is reflected.

Relevance. The paper puts forward the idea that for purposeful personal development of students and successful orientation in an interpersonal situation, a teacher must have a high level of social intelligence, which determines its relationship with the structure of the teacher's personality. Problem, goal, tasks. The research problem is in the need to consider the structure of personality and social intelligence from the point of view of the success of pedagogical activity. The goal is to identify the connection between the structure of the personality of the teacher and the main categories of the structure of social intelligence. Research objectives are to analyze the structure and features of the teacher's social intelligence, to consider the structural components of the teacher's personality, to determine the relationship between the structure of the teacher's personality and the main categories of the structure of social intelligence.

Research materials and Methods. The research is based on the works of O.V. Zaslavskaya, N.G. Zharkikh, S.R. Baratov, D.A. Sabirova, E.V. Grib, O. V. Luneva, D. V. Lyusin, D. V. Ushakov, N. A. Markova. The research method was the analysis of scientific and methodological sources on the research topic, the generalization of information.

Results and discussion. The structure of the teacher's personality and the main categories of social intelligence are given. It is noted that the level of social intelligence determines the pedagogical orientation of the individual, that is, the motivational readiness of the teacher to work with children, the totality of values, interests, focus on self-development and personality development of students. The results obtained allow to say that the relationship between the structure of the personality of the teacher and the main categories of the structure of social intelligence is determined by the very specifics of pedagogical activity, focused on the subject-subject relationship, the joint work of the teacher and students, understanding each other, evaluation of actions and reflection. Conclusions and conclusion. Analysis of the structure of the personality of the teacher and the main categories of social intelligence made it possible to identify the relationships in each component of these structures, which are determined by the very specifics of pedagogical activity, focused on the subject-subject relationship, the joint work of the teacher and students, understanding each other, evaluation of actions and reflection. This issue is not fully studied and requires further research.

t Keywords: social intelligence, teacher, pedagogical orientation, perceptual abilities, teacher's personality structure, self-regulation, self-awareness, interpersonal understanding.

f References

1. Baratov S.R., Sabirova D.A. Socialnyj intellekt kak neobhodimoe kachestvo peda-goga [Social intelligence as a necessary quality of a teacher], Istoriya rossijskojpsihologii v licah: Dajdzhest. [History of Russian psychology in faces: Digest], 2016, no. 6, pp. 353-359. (In Russ.).

2. Bulgakova V.O., Bulgakova V.O. Issledovaniya social'nogo intellekta i ih znachenie dlya razvitiya sociologii [Studies of social intelligence and their importance for the development of soci-

ology]. Materialy IXMezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii «Studencheskij nauchnyj forum» [Proceedings of the IX International Student Scientific Conference "Student Scientific Forum"]. Available at: href="https://scienceforum.ru/2017/article/2017033075">https://scienceforum.ru/2017/article/2017 033075</a> (In Russ.).

3. Grib E.V. K voprosu o sootnoshenii socialnogo i drugih vidov intellekta [On the question of the relationship between social and other types of intelligence]. Gumanitarnye, socialno-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanitarian, socio-economic and social sciences], 2017, no. 9-1, pp. 135-138 (In Russ.).

4. Zaslavskaya O.V., ZHarkih N.G. Professionalnaya lichnost' pedagoga: traktovki i gipotezy [Professional personality of a teacher: interpretations and hypotheses]. Uchenye zapiski OGU. Seri-ya: Gumanitarnye i socialnye nauki [Uchenye zapiski OGU. Series: Humanities and social sciences], 2017, no. 3 (75). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7professionalnaya-lichnost-pedagoga-traktovki-i-gipotezy (data obrashcheniya: 21.03.2022) (In Russ.).

5. Luneva O. V. Koncepciya socia'nogo intellekta lichnosti [The concept of social intelligence of the individu]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill.], 2012, no. 2, pp. 46-51 (In Russ.).

6. Markova N. A. Formirovanie social'nogo intellekta kak faktora samorealizacii pedagogov: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk [Formation of social intelligence as a factor in the self-realization of teachers. Abstract of thesis]. Chita, 2013. 24 p. (In Russ.).

7. Socialnyj intellekt: Teoriya, izmerenie, issledovaniya [Social intelligence: Theory, measurement, research]. Moscow, 2004. 176 p. (In Russ.)

8. Razaei A., Mousanezhad Jeddi E. Relationship between wisdom, perceived control of internal states, perceived stress, social intelligence, information processing styles and life satisfaction among college students. Current Psychology. 2018. Vol. 1. pp. 1-7.

9. The moderation role of social intelligence in explaining attachment style and emotional intelligence among young adults. Pakistan Journal of Psychology. 2017. Vol. 48. № 2. Pp. 3-20.

Information about the author

Dmitrieva Anna Vsevolodovna, PhD student. Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin. Nizhny Novgorod, Russian Federation. ORCID: 0000-0001-7948-8202, AuthorlD: 1105947, E-mail: a-dmitrieva@yandex.ru

Information about the head of the work

Suvorova Olga Veniaminovna, Doctor of Psychological Sciences, Professor; Professor of the Department of Pedagogy and Psychology. Perm State Humanitarian Pedagogical University. Perm, Russian Federation. ORCID: 0000-0003-3977-7813, E-mail: olgavenn@yandex.ru Поступила в редакцию 18.01.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 20.01.2022.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.