Научная статья на тему 'КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: СТРУКТУРА, СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА'

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: СТРУКТУРА, СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
98
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА / СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / ЛИЧНОСТНЫЙ АСПЕКТ / МОТИВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Е.А.

Актуальность исследований в сфере образования обусловлена национальными приоритетами Российской Федерации. В процессе развития личности немаловажное значение имеет эстетическое образование, в связи с чем увеличивается значимость научных разработок в данной области. Повышение качества образования пропорционально повышению уровня подготовки профессиональных кадров, соответственно, определение профессионально значимых компонентов личности учителя, выявление их структуры нацелены на желаемый результат. В статье рассматривается культура общения педагога, педагога-музыканта. Многообразие исследовательских трактовок, отсутствие единства в интерпретациях дефиниции предопределили необходимость данного исследования. Культура общения педагога представлена в статье как сложноорганизованная система, интегрирующая три аспекта: социальный, личностный и профессиональный. Интеграция каждого из аспектов базируется на совокупности ключевых положений исследовательских позиций. Основанием выделения социального аспекта является социально-детерминируемое развитие человека. Данный аспект включает совокупность ценностей, культурных норм, актуальных для определенного социума. Личностный аспект обоснован с учетом позиции В. В. Соколовой, интегрирует мотивационную составляющую, эмоциональную культуру, культуру мышления, культуру речи. В качестве основания эмоциональной культуры в работе позиционируется эмоциональный интеллект. Профессиональный аспект включает профессионально обусловленную (сочетание профессиональных задатков), профессионально формирующую (образовательный контент, нацеленный на соответствующий результат), профессионально определяющую (спектр профессиональных норм, ценностей) и профессионально результирующую (как итог - профессиональная компетентность) составляющие. Интеграция данных аспектов, с позиции автора, отражает сущность культуры общения педагога. Специфика культуры общения в наибольшей степени проявляется профессиональном аспекте и выражена в единстве формирующего и формируемого. В области музыкального образования исследователями представлены различные концепты - «художественно-коммуникативная культура личности» (С. В. Шишкина), «эмоционально-коммуникативная культура» педагога-музыканта (Я. Т. Жакупова), «музыкально-коммуникативная культура» (М. П. Миронова). Изучение обозначенных позиций имплицировало вывод об актуальности представленной структуры культуры общения педагога для сферы музыкального образования. Специфика музыкального образовательного процесса предполагает дополнение профессионального аспекта, в частности его профессионально обусловленной составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION CULTURE OF A TEACHER-MUSICIAN: STRUCTURE, ESSENCE, SPECIFICS

The relevance of research in the field of education is determined by the national priorities of the Russian Federation. In the process of personal development, aesthetic education is of great importance, and therefore the importance of scientific developments in this field increases. The improvement of the quality of education is proportional to the increase in the level of training of professional personnel, respectively, the definition of professionally significant components of the teacher’s personality, the identification of their structure is aimed at the desired result. The article discusses communication culture of a teacher-musician. The variety of research interpretations, the lack of unity in the interpretations of the definition predetermined the need for this study. The teacher’s communication culture is presented in the article as a complex system integrating 3 aspects: social, personal and professional. The integration of each of the aspects is based on a set of key provisions of research positions. The basis for the allocation of the social aspect is the socially determined human development. This aspect includes a set of values, cultural norms relevant to a particular society. The personal aspect is justified taking into account the position of V.V. Sokolova, integrates the motivational component, emotional culture, culture of thinking, culture of speech. Emotional intelligence is positioned as the basis of emotional culture at work. The professional aspect includes professionally conditioned (a combination of professional inclinations), professionally forming (educational content aimed at the appropriate result), professionally defining (a range of professional norms, values) and professionally resultant components (as a result - professional competence). The integration of these aspects, from the author’s point of view, reflects the essence of the teacher’s culture of intercourse

Текст научной работы на тему «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: СТРУКТУРА, СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА»

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

(ГИБРИДНАЯ) РЕАЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ КЛУБНЫХ

ОБЪЕДИНЕНИЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП - ПОТЕНЦИАЛ КЛУБНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

РЕАЛЬНАЯ АУДИТОРИЯ КЛУБНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

Рисунок 1. Принцип двойного пополнения реальной аудитории клубных формирований УДК 37.022

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-59-220-228

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА: СТРУКТУРА, СУЩНОСТЬ, СПЕЦИФИКА

Никитина Екатерина Александровна, аспирант кафедры педагогики, психологии и физической культуры, Кемеровский государственный институт культуры, преподаватель, Детская школа искусств № 69 (г. Кемерово, РФ). E-mail: akkfea@mail.ru

Актуальность исследований в сфере образования обусловлена национальными приоритетами Российской Федерации. В процессе развития личности немаловажное значение имеет эстетическое образование, в связи с чем увеличивается значимость научных разработок в данной области. Повышение качества образования пропорционально повышению уровня подготовки профессиональных кадров, соответственно, определение профессионально значимых компонентов личности учителя, выявление их структуры нацелены на желаемый результат. В статье рассматривается культура общения педагога, педагога-музыканта. Многообразие исследовательских трактовок, отсутствие единства в интерпретациях дефиниции предопределили необходимость данного исследования. Культура общения педагога представлена в статье как сложноорганизованная система, интегрирующая три аспекта: социальный, личностный и профессиональный. Интеграция каждого из аспектов базируется на совокупности ключевых положений исследовательских позиций. Основанием выделения социального аспекта является социально-детерминируемое развитие человека. Данный аспект включает совокупность ценностей, культурных норм, актуальных для определенного социума. Личностный аспект обоснован с учетом позиции В. В. Соколовой, интегрирует мотивационную составляющую, эмоциональную культуру, культуру мышления, культуру речи. В качестве основания эмоциональной культуры в работе позиционируется эмоциональный интеллект. Профессиональный аспект включает профессионально обусловленную (сочетание профессиональных задатков), профессионально формирующую (образовательный контент, нацеленный на соответствующий результат), профессионально определяющую (спектр профессиональных норм, ценностей) и профессионально результирующую (как итог - профессиональная компетентность) составляющие. Интеграция данных аспектов, с позиции автора, отражает сущность культуры общения педагога. Специфика культуры общения в наибольшей степени проявляется профес-

сиональном аспекте и выражена в единстве формирующего и формируемого. В области музыкального образования исследователями представлены различные концепты - «художественно-коммуникативная культура личности» (С. В. Шишкина), «эмоционально-коммуникативная культура» педагога-музыканта (Я. Т. Жакупова), «музыкально-коммуникативная культура» (М. П. Миронова). Изучение обозначенных позиций имплицировало вывод об актуальности представленной структуры культуры общения педагога для сферы музыкального образования. Специфика музыкального образовательного процесса предполагает дополнение профессионального аспекта, в частности его профессионально обусловленной составляющей.

Ключевые слова: культура общения педагога, социальный аспект, личностный аспект, мотива-ционная составляющая, профессиональный аспект.

COMMUNICATION CULTURE OF A TEACHER-MUSICIAN: STRUCTURE, ESSENCE, SPECIFICS

Nikitina Ekaterina Aleksandrovna, Postgraduate of Department of Pedagogy, Psychology and Physical Culture, Kemerovo State University of Culture, Instructor, Children's Art School No. 69 (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: akkfea@mail.ru

The relevance of research in the field of education is determined by the national priorities of the Russian Federation. In the process of personal development, aesthetic education is of great importance, and therefore the importance of scientific developments in this field increases. The improvement of the quality of education is proportional to the increase in the level of training of professional personnel, respectively, the definition of professionally significant components of the teacher's personality, the identification of their structure is aimed at the desired result. The article discusses communication culture of a teacher-musician. The variety of research interpretations, the lack of unity in the interpretations of the definition predetermined the need for this study. The teacher's communication culture is presented in the article as a complex system integrating 3 aspects: social, personal and professional. The integration of each of the aspects is based on a set of key provisions of research positions. The basis for the allocation of the social aspect is the socially determined human development. This aspect includes a set of values, cultural norms relevant to a particular society. The personal aspect is justified taking into account the position of V.V. Sokolova, integrates the motivational component, emotional culture, culture of thinking, culture of speech. Emotional intelligence is positioned as the basis of emotional culture at work. The professional aspect includes professionally conditioned (a combination of professional inclinations), professionally forming (educational content aimed at the appropriate result), professionally defining (a range of professional norms, values) and professionally resultant components (as a result - professional competence). The integration of these aspects, from the author's point of view, reflects the essence of the teacher's culture of intercourse.

Keywords: communication culture of a teacher-musician, social aspect, personal aspect, motivational component, professional aspect.

Современные тенденции в сфере образования, обусловленные стратегическими национальными приоритетами Российской Федерации, в числе которых «развитие человеческого потенциала, укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти» [10], предполагают особое внимание к личности учителя, поскольку реализация обозначенных приоритетов тесно

взаимосвязана с «квалификацией и эффективностью работы учителя, его активной вовлеченностью в профессиональную деятельность» [10]. Степень значимости педагогического общения, представляющего собой многокомпонентную систему отношений, как ключевой составляющей образовательного процесса, имплицирует рассмотрение понятия «культура общения учителя». Данный концепт не в меньшей степени актуален

для эстетического образования, направленного на формирование гармонично развитой личности. Необходимость в высокопрофессиональных кадрах, отвечающих требованиям современной действительности, явилась мотивационной основой к развитию исследовательской мысли в соответствующей области, в частности в контексте музыкального образования. Следует отметить отсутствие однозначности как в формулировке концепта исследователями (в исследованиях, принадлежащих сфере музыкального образования, введены понятия «эмоционально-коммуникативная культура личности» - Я. Т. Жакупова, «музыкально-коммуникативная культура личности» - М. П. Миронова), так и в определении его содержания. В данной связи приобретает значение обоснование концепта с учетом имеющихся разработок по данной проблеме.

Дефиниция «коммуникативная культура личности» заняла прочное место в категориально-понятийном аппарате педагогики относительно недавно - с 80-х годов XX века. Исследовательские позиции в ее отношении различны - имеют место как узкие, так и широкие трактовки. В энциклопедическом словаре «Основы духовной культуры» под редакцией В. С. Безрукова фигурирует следующее определение коммуникативной культуры: «совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств» (см. [1]). В определении также обозначена ключевая функция коммуникативной культуры (компонента «базовой» культуры личности) - обеспечение гармоничных отношений человека с внешним и внутренним миром. Коммуникативная культура является средством создания внутреннего мира, средством решения проблем. Готовность к жизненному самоопределению, согласно данному источнику, также обусловлена коммуникативной культурой.

Понятие «культура общения» фигурирует в работе Б. Т. Лихачева, в качестве характеристики перечисляющего свойства и качества личности, являющиеся ее основанием: «образованность, духовное богатство, развитое мышление, способность осмысливать явления в различных областях жизни, разнообразие форм, типов, способов общения и его эмоционально-эстетические

модификации: прочную нравственную основу, взаимное доверие субъектов общения; его результаты в виде усвоения истины, стимулирования деятельности, ее четкой организации» [6, с. 193].

Исследователь В. В. Соколова считает, что коммуникативная культура интегрирует предметно-содержательный и субъектно-личностный аспекты. В работах ученого коммуникативная культура представлена как компонент содержания гуманитарного образования (междисциплинарный элемент), интегративный механизм его гуманизации (методологический инструмент управления качеством образования) и результирующий итог осуществления культурообразующей функции непрерывного образования (совокупность коммуникативных умений личности обучаемого). Структура коммуникативной культуры, согласно автору, включает три взаимосвязанные составляющие: эмоциональную культуру, культуру мышления и культуру речи, поддерживаемые совокупностью коммуникативных умений [12].

Г. П. Максимова определяет «коммуникативную культуру» как «систему ценностей - регуляторов педагогической деятельности, как концентрированное выражение личности преподавателя, предпосылку, цель, способ, инструмент педагогической деятельности, уровень самореализации в ней, ее результат и критерий оценки, совокупность способов, приемов, органических возможностей эффективной педагогической деятельности» [7, с. 13].

Согласно Л. А. Аухадеевой, «коммуникативная культура учителя» есть сложноорганизован-ная социальная и индивидуально-личностная система, главным направлением развития которой является гуманистическая направленность, это системообразующий компонент общей и профессиональной культуры личности [3].

Необходимо отметить, что каждая из обозначенных исследовательских позиций представляет существенный интерес. Тем не менее, с нашей точки зрения, объективная интерпретация концепта базируется на органичном синтезе их ключевых положений. Приоритетное отношение к дефиниции «общение» относительно дефиниции «коммуникация» обусловливает преобразование в рамках данного исследования понятия «коммуникативная культура личности» в понятие «культура общения личности».

Мы разделяем с Л. А. Аухадеевой понимание коммуникативной культуры учителя (культуры общения учителя) как сложноорганизованной системы, интегрирующей, на наш взгляд, три аспекта: социальный, личностный и профессиональный.

Выделение социального аспекта обусловлено социально-детерминируемым развитием человека. Данная позиция коррелируется с положениями, обнародованными А. А. Леонтьевым, М. С. Каганом и другими учеными. Среди исследований, реализованных в области музыкальной педагогики, аналогичную позицию демонстрирует С. В. Шишкина, полагающая, что социальные предпосылки являются одним из составляющих элементов художественно-коммуникативной культуры личности, уровень которой в значительной мере зависит от потребностей общества, социальных требований к данному феномену и условий для его развития в том или ином направлении [14]. Следует обозначить, что социальный аспект также интегрирует совокупность ценностей, культурных норм, актуальных для конкретного социума.

В обосновании личностного аспекта исходной точкой для нас стали разработки В. В. Соколовой. В качестве компонентов личностного аспекта, сообразно позиции исследователя, мы позиционируем эмоциональную культуру, культуру мышления, культуру речи, обозначая в качестве основания эмоциональной культуры эмоциональный интеллект.

Согласно П. Саловею, эмоциональный интеллект интегрирует 5 способностей:

- знание собственных эмоций;

- способность к управлению своим эмоциональным состоянием;

- способность к самомотивации;

- способность к адекватному анализу эмоциональных состояний окружающих;

- способность к поддержанию взаимоотношений с окружающими.

Сама В. В. Соколова рассматривает эмоциональную культуру «как адекватные способы восприятия и реагирования в ситуациях межличностного взаимодействия» [12, с. 15].

В качестве отдельного компонента личностного аспекта мы выделяем мотивационную составляющую. Данное суждение базируется на

позиции А. В. Мудрика, связанной с определенными социальными установками как свойствами личности, обеспечивающими деятельность в области общения. Обосновывая интеграцию мотивационной составляющей как самостоятельной единицы, мы обратились к исследованиям С. Л. Рубинштейна и Д. Н. Узнадзе. В работах С. Л. Рубинштейна дефиниция «мотив» трактуется как опредметившаяся цель потребности, ведущая к появлению деятельности. Потребность есть внутреннее состояние нужды в чем-либо. Наличие потребности и ситуации ее удовлетворения является условием для возникновения установки (Д. Н. Узнадзе). Установка же в сознании человека представлена содержанием, возникшим на базе этой установки [13], и оказывает решающее влияние на сознание. Вышеизложенные позиции, на наш взгляд, обусловливают интеграцию в личностный аспект мотивационной составляющей как самостоятельной (несмотря на наличие способности к самомотивации в числе составляющих эмоционального интеллекта).

Культура мышления в труде В. В. Соколовой представлена «в виде специфических форм познавательной деятельности, направленной на восприятие и порождение текстов, соответствующих замыслу и достоверно отражающих действительность» [12, с. 15]. Интерпретации дефиниции в различных источниках также варьируются -культура мышления представлена как «совокупность формально логических, языковых, содержательно методологических и этнических требований и норм, предъявляемых к интеллектуальной деятельности человека», как «высокий уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности, характеризующийся достоверным восприятием текстов (устных и письменных) в соответствии с замыслом, соблюдением законов построения речевых произведений, владением средствами и формами их предъявления, а также грамотным использованием способов извлечения информации» [2] и т. д. В энциклопедическом словаре педагога «Основы духовной культуры» обозначена важная позиция, созвучная нашему исследованию: «культура мышления есть часть коммуникативной культуры человека, ее интеллектуальная составляющая» (см. [2]).

Значимость речевой культуры в спектре составляющих культуры общения педагога (ком-

муникативной культуры) обоснована многими исследователями. В. В. Соколова трактует понятие как «совокупность свойств речи, адекватных конкретным коммуникативным ситуациям» [12, с. 15]. Применительно к области музыкального образования Н. М. Дресвянникова полагает, что «важным средством вербальной коммуникации в педагогическом процессе является слово, постоянно звучащее в образовательном пространстве. Самостоятельная роль слова (единица речевой деятельности) определяет воспроизводимость его в структуре речи, возможность применения вне речевого потока, наличие немотивированных значений. Коммуникативный потенциал слова в музыкально-педагогической деятельности учителя музыки заключается в построении на его основе таких коммуникативных педагогических приемов, как педагогическое убеждение и педагогическое внушение (суггестия)» [4, с. 27].

Резюмируя, обозначим содержание личностного аспекта:

- мотивационная составляющая;

- эмоциональная культура;

- культура мышления;

- культура речи.

Профессиональный аспект культуры общения педагога предполагает рассмотрение понятия «профессиональная культура». В источниках данная дефиниция представлена как интегративное понятие. В работах исследователей (в частности Р. А. Садыкова, Е. Р. Ярской-Смирновой, В. Н. Яр-ской), разрабатывающих дефиницию, выявлена взаимосвязь имеющихся определений дефиниции «профессиональная культура» с «овладением нормами профессии, приобретенными знаниями, навыками и умениями», профессиональная культура понимается как «достигнутый уровень мастерства или квалификации, как творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений в технологическом и социокультурном аспектах, как нравственное отношение к труду» [11, с. 10]. Специфика профессиональной культуры выражена в наличии ценностно-символической системы в виде норм, ценностей, знаний, символов, связанных с различного рода отношениями представителей конкретного рода занятий, а также в воздействии организационного контекста - формы и статуса организации, стиля управления, разделяемой в организации систе-

мы ценностей, статуса конкретных специалистов в рамках конкретного учреждения [11, с. 8].

Содержание профессионального аспекта культуры общения педагога составляют профессиональные способности, профессионально ориентированные влияния (представляющие собой специфические профессиональные ценности, нормы, приемы, определяющие как содержание деятельности, так и содержание профессиональной подготовки к ней) и профессиональные знания и умения. Последние приобретаются непрерывно - в ходе профессионального обучения и в процессе трудовой деятельности. Выше обозначенные основания позволили нам выделить следующие составляющие профессионального аспекта:

- профессионально обусловленную (сочетание профессиональных задатков);

- профессионально формирующую (образовательный контент, нацеленный на соответствующий результат);

- профессионально определяющую (спектр профессиональных норм, ценностей);

- профессионально результирующую (как итог - профессиональная компетентность).

Специфика культуры общения, на наш взгляд, заключается в единстве формирующего и формируемого. Данное положение отражено в составляющих профессионального аспекта. Рассматривая культуру общения педагога в контексте образовательного процесса, необходимо указать на ее многоплановость: одновременно культура общения является целью, средством и результатом образования. В качестве цели выступает идеальная модель, соответствующая современным тенденциям, запросам социума. Как средство выступает не только совокупность приемов, способов, инструментальных составляющих образовательного процесса, предназначенных к управлению им, но и личность преподавателя, -высокий уровень культуры общения, демонстрируемый наставником, является значимым ориентиром для обучающихся. Результирующей составляющей культуры общения является спектр сформированных свойств и качеств личности обучающегося, находящий проявление в действиях.

Интеграция социального, личностного, профессионального аспектов, с нашей позиции, в наиболее полной мере отражает сущность

культуры общения, в частности культуры общения педагога. Непрерывный процесс присвоения человеческого опыта (В. В. Соколова), парадигма непрерывного образования, а также идея о развитии личности на протяжении жизни подтверждают актуальность представленных аспектов.

Интеграция профессионального аспекта как самостоятельной составляющей культуры общения педагога обусловливает необходимость рассмотрения дефиниции в контексте музыкального образования с учетом его специфики. Соответствующая проблема имеет место в исследованиях С. В. Шишкиной, Я. Т. Жакуповой, М. П. Мироновой. Отдельных аспектов проблемы касаются А. В. Моздыков, Г. В. Байбикова.

В числе первых авторов-разработчиков дефиниции в рамках музыкального образования необходимо назвать С. В. Шишкину. Исследователь ввел понятие «художественно-коммуникативная культура личности», трактуемое как интегратив-ное качество. Согласно автору, составляющими художественно-коммуникативной культуры личности являются семь элементов: потребность в художественно-личностном постижении музыки, социальные предпосылки, художественно-коммуникативные свойства личности (эмоциональность, экспрессивность) и художественно-коммуникативные способности (музыкальность, общительность, художественный вкус, чувство формы, импровизационность, а также соответствующие им психические процессы - восприятие, образное и креативное мышление и т. п.), знания в сфере искусства и общения, ориентация в информационном потоке, творческая деятельность личности и профессионализм в общении с искусством, а посредством искусства - с детьми [14, с. 33-34]. Основываясь на разработках Л. Г. Арчажниковой, исследователь выявляет структуру профессионально-коммуникативных качеств личности учителя музыки. В перечень элементов входят: профессионально-коммуникативная направленность, общительность, интеллектуальная активность, эмоциональность, экспрессивность, музыкальность, коммуникативно-творческая активность. Реализация музыкально-педагогического общения, согласно С. В. Шишкиной, обусловлена данными составляющими.

Несколько иной взгляд на проблему прослеживается в работе Я. Т. Жакуповой, предста-

вившей дефиницию «эмоционально-коммуникативная культура» (ЭКК) педагога-музыканта. В качестве особенностей последней исследователем обозначены: аксиологическая составляющая (наличие ценностного отношения к профессиональной деятельности), личностно-структур-ное основание (наличие развитой эмпатийности и эмоциональной устойчивости личности педагога-музыканта), принадлежность (ЭКК как составляющая профессиональной культуры педагога-музыканта), структура (ЭКК включает мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты), специфика функционирования (протекает осознанно, под контролем рефлексии), специфика средств выражения (спектр вербальных и невербальных средств, применяемых адекватно ситуации). В структуру ЭКК Я. Т. Жа-купова включает мотивационный компонент, являющийся основанием, «благодаря которому приводится в действие весь механизм эмоционально-коммуникативной культуры, поскольку без ценностно-смыслового отношения к профессии поведение педагога будет обманчивым» [5, с. 28], когнитивный компонент, представляющий собой «систему научных психологических знаний (фактов, закономерностей, механизмов, представлений, понятий и др.) в сфере психической деятельности, общения, поведения людей; систему адекватных представлений о своем психическом мире и личностно-индивидуаль-ных качествах музыканта-педагога; представления о сущности психологических механизмов творческого процесса, знания психологических основ музыкального образования» [5, с. 32], а также рефлексивные возможности педагога и поведенческий компонент - комплекс «художественно-коммуникативных умений и способностей педагога-музыканта, к которым относятся: развитый речевой слух, адекватная невербальная экспрессия, высокая эмпатийность и эмоциональная устойчивость личности» [5, с. 41].

Концепт «музыкально-коммуникативная культура» фигурирует в работах М. П. Мироновой. Ученый определяет понятие как «интегральное качество личности (совокупность мотивов, знаний, умений, способностей, компетенций), проявляющееся в общей способности и готовности к организации музыкально-культурного общения и взаимодействия, в процессе

которого происходит систематическое распространение и передача информации о ценностях музыкальной культуры», «особый тип культуры информационного общества, включающей культуру восприятия и передачи художественно-эстетической информации» [8]. В качестве составляющих музыкально-коммуникативной культуры педагога-музыканта исследователем указаны следующие компоненты: мотивационно-ценност-ный (широкая направленность активности личности в области музыки, создающая предпосылку к восприятию музыкальных ценностей), когнитивно-информационный (совокупность характеристик, формирующихся в процессе познавательного опыта личности, включающая способность адекватного восприятия музыкально-художественной информации, оценку и самооценку когнитивного диапазона, знание культурно-обусловленных исторических норм музыкальной коммуникации) и профессионально-деятельност-ный, для характеристики которого, по мнению ученого, одним из главных вопросов становится структуризация и классификация музыкально-коммуникативных умений (компетенций) [8].

Анализ обозначенных исследовательских подходов (С, В. Шишкина, Я. Т. Жакупова, М. П. Миронова), а также разработок А. В. Моз-дыкова и Г. В. Байбиковой, касающихся отдельных аспектов проблемы, позволил нам сделать вывод об актуальности предложенной нами структуры культуры общения педагога в сфере музыкального образования. Однако специфика данной

области требует уточнения некоторых аспектов, в частности профессионального аспекта культуры общения педагога.

Напомним, данный аспект интегрирует профессионально обусловленную, профессионально формирующую, профессионально определяющую и профессионально результирующую составляющие. Исходя из специфики музыкального образовательного процесса, в профессионально обусловленную составляющую необходимо включить музыкальные способности: художественное мышление, постижение музыкального языка и владение музыкальной речью, основанные на синтезе интонационного, ритмического, звуковысотного, архитектонического слуха и музыкальной продуктивности.

Подытоживая вышесказанное, отметим, что концепт «культура общения педагога-музыканта» предполагает дальнейшую активную разработку. Выявление свойств личности педагога-музыканта, обеспечивающих оптимальное функционирование музыкально-педагогического общения, одна из приоритетных задач ученых, реализующих исследования в области музыкального образования. Данные исследования обусловлены как текущим состоянием эстетического образования, так и требованиями социума. Подробное изучение культуры общения педагога-музыканта, определение и структурирование ее составляющих нацелены на развитие образования посредством повышения качества кадров, подготовка которых осуществляется непрерывно.

Литература

1. Академик [Электронный ресурс]. - URL: https://spiritual_culture.academic.ru/1059/Коммуникативная_культура (дата обращения: 20.04.2022).

2. Академик [Электронный ресурс]. - URL: https://psychology.academic.ru/3655/кулкгура_мышления (дата обращения: 20.04.2022).

3. Аухадеева Л. А. Коммуникативная культура педагога как фактор повышения качества образования [Электронный ресурс] // Филология и культура. - 2012. - № 1. - URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/kommunikativnaya-kultura-pedagoga-kak-faktor-povysheniya-kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 15.04.2022).

4. Дресвянникова Н. М. Формирование коммуникативной готовности учителя музыки к педагогической деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2008. - 201 с.

5. Жакупова Я. Т. Психолого-педагогические условия формирования эмоционально-коммуникативной культуры педагогов-музыкантов в колледже: дис. ... канд. психол. наук. - Челябинск, 2009. - 250 с.

6. Лихачев Б. Т. Педагогика. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Прометей: Юрайт, 1998. - 462 с.

7. Максимова Г. П. Коммуникативная культура преподавателя и ее развитие в профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д., 2000. - 23 с.

8. Миронова М. П. Формирование музыкально-коммуникативной культуры педагога-музыканта на основе компетентностного подхода [Электронный ресурс] // Человек и образование. - 2012. - № 3. - URL: https://

cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-muzykalno-kommunikativnoy-kultury-pedagoga-muzykanta-na-osnove-kompetentnostnogo-podhoda (дата обращения: 15.04.2022).

9. Моздыков А. В. Общение как инструмент взаимодействия педагога и учащегося в музыкально-педагогическом колледже: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 151 с.

10. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 20.05.2022) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"» [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f (дата обращения: 17.04.2022).

11. Профессиональная культура: опыт социологической рефлексии / Р. Н. Абрамов и др.; под ред. Е. Ярской-Смирновой. - М.: Вариант, 2014. - 148 с.

12. Соколова В. В. Общепедагогические основы формирования коммуникативной культуры в системе непрерывного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Чебоксары, 1999. - 41 с.

13. Узнадзе Д. Н. Общее учение об установке [Электронный ресурс] // Хрестоматия по психологии. - URL: http:// www.persev.ru/book/dn-uznadze-obshchee-uchenie-ob-ustanovke (дата обращения: 17.04.2022).

14. Шишкина С. В. Формирование профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки: дис. ... канд. пед. наук. - Саранск, 2001. - 179 с.

References

1. Akademik [Academician]. (In Russ.). Available at: https://spiritual_culture.academic.ru/1059/Kommunikativnaya_ kul'tura (accessed 20.04.2022).

2. Akademik [Academician]. (In Russ.). Available at: https://psychology.academic.ru/3655/kul'tura_myshleniya (accessed 20.04.2022).

3. Aukhadeeva L.A. Kommunikativnaya kul'tura pedagoga kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya [Communicative culture of a teacher as a factor of improving the quality of education]. Filologiya i kul'tura [Philology and Culture], 2012, no. 1. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kultura-pedagoga-kak-faktor-povysheniya-kachestva-obrazovaniya (accessed 15.04.2022).

4. Dresvyannikova N.M. Formirovanie kommunikativnoy gotovnosti uchitelya muzyki kpedagogicheskoy deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk [Formation of a music teacher's communicative readiness for pedagogical activity. Diss. PhD in Pedagogy]. Voronezh, 2008. 201 p. (In Russ.).

5. Zhakupova Ya.T. Psikhologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya emotsional'no-kommunikativnoy kul'tury pedagogov-muzykantov v kolledzhe: dis. ... kand. psikhol. nauk [Psychological and pedagogical conditions for the formation of emotional and communicative culture of musical teachers in college. Diss. PhD in Psychology]. Chelyabinsk, 2009. 250 p. (In Russ.).

6. Likhachev B.T. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Prometey, Yurayt Publ., 1998. 462 p. (In Russ.).

7. Maksimova G.P. Kommunikativnaya kul'tura prepodavatelya i ee razvitie v professional'noy deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Teacher's communicative culture and its development in professional activity. Author's abstract of diss. PhD in Pedagogy]. Rostov-na-Donu, 2000. 23 p. (In Russ.).

8. Mironova M.P. Formirovanie muzykal'no-kommunikativnoy kul'tury pedagoga-muzykanta na osnove kompetent-nostnogo podkhoda [Formation of musical and communicative culture of a teacher-musician on the basis of a competence-based approach]. Chelovek i obrazovanie [Man and education], 2012, no. 3. (In Russ.). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-muzykalno-kommunikativnoy-kultury-pedagoga-muzykanta-na-osnove-kom-petentnostnogo-podhoda (accessed 15.04.2022).

9. Mozdykov A.V. Obshchenie kak instrument vzaimodeystviya pedagoga i uchashchegosya v muzykal'no-peda-gogicheskom kolledzhe dis. ... kand. ped. nauk [Communication as a tool of interaction between a teacher and a student in a music pedagogical college. Diss. PhD in Pedagogy]. Moscow, 2001. 151 p. (In Russ.).

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26.12.2017 № 1642 (red. ot 20.05.2022) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «''Razvitie obrazovaniya "» [Resolution of the Government of the Russian Federation of 26.12.2017 No. 1642 (ed. of 20.05.2022) "On approval of the state program of the Russian Federation "Development of education"]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ cf742885e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f (accessed 17.04.2022).

11. Abramov R.N., etc. Professional'naya kul'tura: opyt sotsiologicheskoy refleksii [Professional culture: the experience of sociological reflection]. Ed. E. Yarskaya-Smirnova. Moscow, Variant Publ., 2014. 148 p. (In Russ.).

12. Sokolova V.V. Obshchepedagogicheskie osnovy formirovaniya kommunikativnoy kul'tury v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [General pedagogical foundations of the formation of communicative

culture in the system of continuing education. Author's abstract of diss. PhD in Pedagogy]. Cheboksary, 1999. 41 p. (In Russ.).

13. Uznadze D.N. Obshchee uchenie ob ustanovke [The general doctrine of the installation]. Khrestomatiya po psikholo-gii [Textbook on psychology]. (In Russ.). Available at: http://www.persev.ru/book/dn-uznadze-obshchee-uchenie-ob-ustanovke (accessed 17.04.2022).

14. Shishkina S.V. Formirovanie professional'no-kommunikativnykh kachestv lichnosti budushchego uchitelya muzyki: dis. ... kand. ped. nauk [Formation ofprofessional and communicative qualities of the personality of a future music teacher. Diss. PhD in Pedagogy]. Saransk, 2001. 179 p. (In Russ.).

УДК 37.017.4

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-59-228-234

ПЕДАГОГИКА ВОЛОНТЕРСТВА КАК СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПРАКТИКИ

Васильковская Маргарита Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-культурной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: margo197411@rambler.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пономарев Валерий Дмитриевич, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, проректор по учебно-творческой и проектной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: ponomarev63@mail.ru

В статье раскрываются основные теоретические подходы в исследованиях социально-культурного феномена волонтерства, изучении структуры данного социально-культурного феномена, его сущностных феноменологических характеристик, общественных функций и социально-культурных технологий, составивших базу теории и практики педагогики волонтерства как педагогически организованного и управляемого процесса сопровождения волонтерской деятельности.

При этом акцентируется внимание на том, что педагогика волонтерства является составной частью общей педагогики и направлением профессиональной социально-культурной деятельности. Утверждается, что профессиональный педагогический менеджмент социально-культурной практики волонтерства основывается на средствах, формах и методах, направленных на привлечение, повышение мотивации, социальной активности, профессионального и личностного роста волонтера, с опорой на принципы свободного выбора видов и форм современного волонтерства, использования его потенциала в гражданско-патриотическом воспитании и в развитии социальной активности личности; принятие волонтерами культурно-нравственных ориентиров в деятельности на благо общества.

Педагогика волонтерства в своих исследовательских перспективах имеет все основания для дальнейшего изучения данного направления гуманитарного научного знания, разработки педагогических форм, средств, методов с целью привлечения молодежи к волонтерской деятельности в социально-культурной сфере, а также для проектирования содержания профессиональной подготовки обучающихся в системе высшего профессионального образования.

В качестве профессионально-педагогической технологии в социально-культурной теории и практике волонтерства (педагогике волонтерства) авторы определяют социально-культурное проектирование, которое обеспечивают целенаправленность, планомерность и последовательность действий по организации работы, направленной на достижение запланированных и ожидаемых результатов.

Авторами представлены основные аспекты содержания многолетних научных дискуссий, а также практического опыта осуществления социально-культурных проектов, просветительских акций, способствовавших разработке и утверждению педагогики волонтерства как области социально-педагоги-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.