Научная статья на тему 'ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА'

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ / ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ / ИНТРАОРИЕНТИРОВАННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНТЕРОРИЕНТИРОВАННЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Екатерина Александровна

Статья посвящена видам деятельности педагога-музыканта, реализующимся в контексте музыкально-педагогического общения. Недостаточная разработанность данной проблемы, отсутствие единства в позициях ученых, выделяющих и обосновывающих виды коммуникативной деятельности педагога-музыканта, продуцировали необходимость осуществления исследования в данном направлении. Анализ исследовательских работ позволил сформулировать два основания выделения авторами видов деятельности, осуществляющихся в процессе музыкально-педагогического общения: инструментальное (с опорой на используемые средства - вербальную деятельность, невербальную, музыкально-звуковую деятельность) и процессуальное (с опорой на внутренние процессы - когнитивные, перцептивные). Данные основания, а также опыт практической деятельности автора имплицировали выделение интраориентированных, интегрирующих перцептивную и когнитивную деятельность, и интерориентированных видов деятельности, включающих субъектную непосредственную - вербальную и невербальную деятельности и субъектную опосредованную - музыкально-звуковую деятельность. В рамках интраориентированных видов деятельности в данной статье внимание уделяется процессу восприятия как одному из ключевых процессов жизнедеятельности человека. Также в статье рассматриваются интерориентированные виды деятельности. Вербальная речь имеет существенное значение для музыкального образовательного процесса не только как способ формирования и формулирования мысли, но и как фактическое отражение динамики мыслительного процесса. Невербальное общение, ориентированное на образно-эмоциональную сферу человека, также является важной составляющей музыкально-педагогического общения. Активная разработка данной проблемы, с точки зрения автора, нацелена на повышение качества реализации музыкально-педагогического общения, что отвечает современным тенденциям в области музыкального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPES OF ACTIVITY OF A TEACHER-MUSICIAN IN THE CONTEXT OF MUSICAL AND PEDAGOGICAL COMMUNICATION: ESSENCE AND STRUCTURE

The article is devoted to the types of activities of a teacher-musician realized in the context of musical and pedagogical communication. Insufficient elaboration of this problem in synthesis with the lack of unity in the positions of scientists, who identify and justify the types of communicative activity of a teacher-musician, produced the need for research in this direction. The analysis of research works allowed us to formulate two grounds for the authors to identify the types of activities carried out in the process of musical and pedagogical communication: instrumental (based on the means used - verbal activity, nonverbal, musical and sound activity) and procedural (based on internal processes - cognitive, perceptual). These grounds, as well as the author’s practical experience, implied the identification of intra-oriented types of activities, integrating the perceptual and cognitive activities, and inter-oriented types of activities, including the subjective direct activity - verbal and non-verbal activities and subjective mediated activity - musical and sound activity. Within the framework of intra-oriented activities, this article focuses on the process of perception as one of the key processes of human life. The article also discusses inter-oriented activities. Verbal speech is essential for the musical educational process not only as a way of forming and formulating the thoughts, but also as an actual reflection of the dynamics of the thought process. Nonverbal communication, focused on the figurative and emotional sphere of a person, is also an important component of musical and pedagogical communication. The active development of this problem, from the author’s point of view, is aimed at improving the quality of the implementation of musical and pedagogical communication, which meets modern trends in the field of music education.

Текст научной работы на тему «ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА»

Окончание таблицы 1

Тема

Пример

Учебная задача

7. Архитектурные мотивы и природные состояния

Архитектурный пейзаж с применением конструктивных приемов в духе футуризма. Бумага, акварель, гуашь Рисунок 7

Выявление особенностей природного окружения; изучение и натуралистическая фиксация изобразительных мотивов при поиске нетрадиционных решений

УДК 37.022

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-204-211

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА В КОНТЕКСТЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

Никитина Екатерина Александровна, аспирант кафедры педагогики, психологии и физической культуры, Кемеровский государственный институт культуры, преподаватель Детской школы искусств № 69 (г. Кемерово, РФ). E-mail: akkfea@mail.ru

Статья посвящена видам деятельности педагога-музыканта, реализующимся в контексте музыкально-педагогического общения. Недостаточная разработанность данной проблемы, отсутствие единства в позициях ученых, выделяющих и обосновывающих виды коммуникативной деятельности педагога-музыканта, продуцировали необходимость осуществления исследования в данном направлении. Анализ исследовательских работ позволил сформулировать два основания выделения авторами видов деятельности, осуществляющихся в процессе музыкально-педагогического общения: инструментальное (с опорой на используемые средства - вербальную деятельность, невербальную, музыкально-звуковую деятельность) и процессуальное (с опорой на внутренние процессы - когнитивные, перцептивные). Данные основания, а также опыт практической деятельности автора имплицировали выделение интраориентированных, интегрирующих перцептивную и когнитивную деятельность, и интерориентированных видов деятельности, включающих субъектную непосредственную - вербальную и невербальную деятельности и субъектную опосредованную - музыкально-звуковую деятельность. В рамках интраориентированных видов деятельности в данной статье внимание уделяется процессу восприятия как одному из ключевых процессов жизнедеятельности человека. Также в статье рассматриваются интерориентированные виды деятельности. Вербальная речь имеет существенное значение

для музыкального образовательного процесса не только как способ формирования и формулирования мысли, но и как фактическое отражение динамики мыслительного процесса. Невербальное общение, ориентированное на образно-эмоциональную сферу человека, также является важной составляющей музыкально-педагогического общения. Активная разработка данной проблемы, с точки зрения автора, нацелена на повышение качества реализации музыкально-педагогического общения, что отвечает современным тенденциям в области музыкального образования.

Ключевые слова: инструментальное основание, процессуальное основание, интраориентирован-ные виды деятельности, интерориентированные виды деятельности, восприятие.

TYPES OF ACTIVITY OF A TEACHER-MUSICIAN IN THE CONTEXT OF MUSICAL AND PEDAGOGICAL COMMUNICATION: ESSENCE AND STRUCTURE

Nikitina Ekaterina Aleksandrovna, Postgraduate of Department of Pedagogy, Psychology and Physical Culture, Kemerovo State University of Culture, Teacher of the Children's Art School No. 69 (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: akkfea@mail.ru

The article is devoted to the types of activities of a teacher-musician realized in the context of musical and pedagogical communication. Insufficient elaboration of this problem in synthesis with the lack of unity in the positions of scientists, who identify and justify the types of communicative activity of a teacher-musician, produced the need for research in this direction. The analysis of research works allowed us to formulate two grounds for the authors to identify the types of activities carried out in the process of musical and pedagogical communication: instrumental (based on the means used - verbal activity, nonverbal, musical and sound activity) and procedural (based on internal processes - cognitive, perceptual). These grounds, as well as the author's practical experience, implied the identification of intra-oriented types of activities, integrating the perceptual and cognitive activities, and inter-oriented types of activities, including the subjective direct activity - verbal and non-verbal activities and subjective mediated activity - musical and sound activity. Within the framework of intra-oriented activities, this article focuses on the process of perception as one of the key processes of human life. The article also discusses inter-oriented activities. Verbal speech is essential for the musical educational process not only as a way of forming and formulating the thoughts, but also as an actual reflection of the dynamics of the thought process. Nonverbal communication, focused on the figurative and emotional sphere of a person, is also an important component of musical and pedagogical communication. The active development of this problem, from the author's point of view, is aimed at improving the quality of the implementation of musical and pedagogical communication, which meets modern trends in the field of music education.

Keywords: instrumental basis, procedural basis, intra-oriented activities, inter-oriented activities, perception.

Современная коммуникативная парадигма имплицирует необходимость изучения особенностей реализации музыкально-педагогического общения как ключевой составляющей музыкального образовательного процесса с целью повышения эффективности последнего. Как многокомпонентная и многофункциональная целостная динамичная система музыкально-педагогическое общение интегрирует участников общения, содержание, а также технологии, обеспечивающие реализацию содержания. Определяющая роль пе-

дагога как организатора, координатора, активного участника музыкально-педагогического общения предполагает детальное рассмотрение специфических видов деятельности, реализуемых педагогом в процессе музыкально-педагогического общения. Данная установка определила круг задач, предназначенных к реализации в настоящем исследовании: изучить работы, посвященные данной проблеме, рассмотреть понятие «коммуникативная деятельность» применительно к области педагогики, проанализировать выделенные ис-

следователями виды музыкально-коммуникативной деятельности, реализуемые в музыкальном образовательном процессе, на основе имеющихся исследований определить виды деятельности, осуществляемые педагогом в процессе музыкально-педагогического общения.

Дефиниция «коммуникативная деятельность педагога» трактуется исследователями В. С. Елагиной и Е. Ю. Немудрой «как активность педагога, направленная на других людей и, прежде всего, на учащихся, их чувства, мотивы, поступки» [4, с. 47]. Внешние проявления данной деятельности многообразны - спектр вербальных и невербальных средств. Коммуникативная деятельность педагога представляет собой систему действий, имеющую мотивационную основу: в качестве мотивов исследователи позиционируют стремление педагога к познанию учащихся «как субъектов познавательной деятельности», их принятие, осуществление коллективного взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. В рамках данной системы, с точки зрения исследователей, осуществляется установление отношений между участниками общения, происходит «познание друг друга и самих себя», а также «создаются условия для обмена информацией» [4, с. 47-48].

В несколько ином ракурсе понятие интерпретирует Е. Ю. Сысоева, рассматривая коммуникативную деятельность обобщенно, применительно к участникам образовательного процесса: «Коммуникативная деятельность - сложная многоканальная система взаимодействия и взаимоотношений субъектов педагогического процесса, включающая взаимовосприятие, живой обмен информацией, выработку единой стратегии общения, принятие решений, преодоление конфликтов» [10, с. 6]. Опираясь на стадии педагогического процесса, предложенные В. А. Кан-Каликом, исследователь не раскрывает содержание коммуникативной деятельности, но обозначает сферы проявления коммуникативной культуры педагога.

В работе В. С. Елагиной и Е. Ю. Немудрой также отмечается тенденция к конкретизации содержания рассматриваемой дефиниции. Исследователи рассматривают интегрированные в коммуникативную деятельность коммуникативные действия и операции: «Под коммуникативными действиями понимается активность педагога по отношению к учащимся, коллегам, другим лю-

дям, преследующая определенные цели: передать информацию, сформировать систему научных знаний и общеучебных умений, развить их мировоззрение, скорректировать поведение учащихся, воздействовать на их чувства», коммуникативные операции ученые рассматривают «как способ осуществления коммуникативных действий» [4, с. 48].

Мы согласны с пониманием коммуникативной деятельности педагога как активности, которое следует из определения деятельности как «специфически человеческой формы активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей» [11, с. 160], однако, исходя из приоритетного отношения к понятию «общение» относительно понятия «коммуникация», определяем данную деятельность как «деятельность, осуществляемую в контексте педагогического общения».

Специфика музыкально-педагогической деятельности, выраженная в личностной ориентации, в тесном взаимодействии духовной, эмоциональной, интеллектуальной и физической составляющих в ходе реализации образовательного процесса, в наличии предмета обоюдного освоения - музыкального текста, в широких границах постижения музыкального произведения - возможности освоения одного и того же музыкального текста на разном профессиональном уровне, с разной степенью глубины проникновения, имплицирует необходимость рассмотрения видов деятельности, осуществляемых педагогом в рамках музыкально-педагогического общения. Данная проблема отражена в работах Н. М. Дрес-вянниковой, М. П. Мироновой. Характеризуя деятельность педагога в контексте музыкально-педагогического общения, исследователи используют дефиниции «педагогическая коммуникация в музыкальном образовательном процессе», «коммуникативная деятельность преподавателя музыки».

Основываясь на исследованиях И. А. Колесниковой, Н. М. Дресвянникова выделила следующие виды педагогической коммуникации в музыкальном образовательном процессе:

- вербальную (осуществляется в устно-речевой и письменно-речевой формах);

- невербальную (предполагает паралингви-стические, экстралингвистические, кинестети-

ческие, такесические, проксемические и другие средства общения);

- музыкально-звуковую (использует в качестве информационного средства музыкальные звуки, организованные в целостные музыкальные построения). Обозначенные виды педагогической коммуникации, согласно позиции исследователя, реализуются в коммуникативной деятельности, в числе видов которой устно-речевая коммуникативная деятельность, письменно-речевая коммуникативная деятельность, невербальная коммуникативная деятельность и музыкально-звуковая коммуникативная деятельность.

Устно-речевая коммуникативная деятельность интегрирует подвиды: говорение (высшая форма - творческая речь) и слушание (рецептивный вид). В совокупности характеристик данного вида деятельности ученым представлены: применение вербальных коммуникативных средств, необратимость, связь с конкретным временем и условиями протекания, автоматизм употребления речевых (языковых) средств и способов изложения информации.

В диссертационном исследовании Н. М. Дре-свянникова обнародовала следующие виды слушания:

1) эмпатическое слушание - погружение в эмоциональное состояние собеседника (предполагает использование невербальных средств общения);

2) понимающее слушание - проникновение в содержание и смысл информационного сообщения собеседника (исследователь указывает на необходимость понимания и демонстрации понимающей реакции);

3) рефлексивное слушание - с позиции автора, своего рода исследование, аналитика (для полной картины посредством вербальной связи происходит уточнение полученной информации);

4) пассивное слушание - своего рода коммуникативная защита, проявляющаяся во внутреннем состоянии невключенности собеседника, предоставлении приоритета коммуниканту-источнику информации.

Область реализации письменно-речевой коммуникативной деятельности, согласно Н. М. Дре-свянниковой, - речевая коммуникация пишущего (создающего речевой текст) и читающего (вос-

принимающего и интерпретирующего речевой текст). Специфика данного вида деятельности заключается в отсутствии принадлежности конкретному времени и условиям протекания, а также в использовании вербальных коммуникативных средств.

Невербальная коммуникативная деятельность реализуется посредством системы невербальных знаков, выражающих личную неповторимость субъектов взаимодействия.

Музыкально-звуковая коммуникативная деятельность воплощается в музыкально-исполнительской деятельности преподавателя (инструментальной, вокальной и т. п.), где в качестве информационного средства выступают музыкальные звуки, объединенные в целостные построения. Данная деятельность определяется музыкальным текстом в соответствии с его замыслом, содержанием.

Рассматривая музыкальную образовательную коммуникацию, исследователь М. П. Миронова обозначает интегрированные виды деятельности: слушательскую, аналитическую, интерпретатор-скую, оценочную и коммуникативно-риторическую. Сущность слушательской деятельности заключена в «выстраивании внутреннего духовного диалога с композитором» [6], в результате чего осуществляется не только познание реципиентом художественного образца, но и самопознание. Смысловое значение музыкального произведения, согласно автору, существует лишь в постижении, выражаясь в слушательской интерпретации посредством словесных образов [6]. Автор выстраивает последовательность от слушательской деятельности через аналитико-синтетические операции: осмысление звуковых конструкций и интонационных комплексов, оценку как генерирующую фазу музыкально-коммуникативного процесса - к вербализации - своего рода словесному творчеству в ходе трансляции собственного понимания обучающимся. С позиции исследователя, ведущими видами деятельности педагога-музыканта в музыкальном образовательном процессе являются слушательская деятельность и коммуникативно-риторическая.

Резюмируя представленные позиции, необходимо обозначить два основания выделения авторами видов деятельности, осуществляемых

в рамках музыкально-педагогического общения: инструментальное (с опорой на используемые средства - вербальную деятельность, невербальную, музыкально-звуковую) и процессуальное (с опорой на внутренние процессы - когнитивные, перцептивные). Интеграция данных оснований, на наш взгляд, отразит полноту содержания деятельности, реализующейся в контексте музыкально-педагогического общения, так как виды деятельности педагога в области музыкально-педагогического общения многоплановы и многофункциональны.

Виды деятельности, осуществляющиеся в ходе музыкально-педагогического общения, мы разделяем на две группы: интраориенти-рованные, представляющие собой внутреннюю деятельность участника общения (в данном случае - педагога), сочетающую перцептивную (восприятие) и когнитивную (анализ, интерпретация, оценка) деятельности, и интерориентированные, включающие виды внешней деятельности (субъектная непосредственная, субъектная опосредованная).

В рамках интраориентированных видов деятельности особое внимание, на наш взгляд, необходимо уделить перцептивной деятельности, что отвечает современному личностно ориентированному подходу в образовании, а также специфике музыкального образовательного процесса. В действительности с развитием нейронаук, со сменой знаниевой парадигмы перцептивная составляющая все чаще оказывается в центре внимания исследователей. Основанием для вышеизложенного также может служить высказывание исследователя Г. С. Харламовой: «В современной учебной деятельности особую актуальность приобретает вопрос о необходимости совершенствования восприятия как необходимого условия становления специалиста» [12].

Восприятие, или перцепция (от лат. регсер-йо) - один из ключевых процессов жизнедеятельности человека, представляющий собой сложный процесс приема и переработки информации. Назначение восприятия - формирование целостного образа раздражителя через совокупность ощущений. Восприятие, согласно позициям исследователей, есть синтез ощущения и осознания. Образ воспринимаемого источника формируется в ре-

зультате восприятия, обозначается, интериоризи-руется с целью последующей идентификации.

Применительно к области музыкального искусства особый интерес представляет выявленная исследователями зависимость восприятия (в особенности невербальной информации) от типа информационного взаимодействия человека с внешним миром. В монографии В. П. Морозова обозначены такие типы взаимодействия, как «художник» (опирающийся на образы конкретной действительности и характеризующийся высокой точностью восприятия и отображения ее сторон) и «мыслитель» (ориентированный на абстрактно-символические виды информации).

Восприятие и обработка вербальной информации осуществляется левым полушарием головного мозга, невербальной информации - правым полушарием. В. П. Морозов ввел понятие «эмоциональный слух», представляющее собой способность к адекватному восприятию информации, поступающей аудиальным путем. В области музыкального искусства эмоциональный слух характеризуется как способность к «восприятию и интерпретации тонких эмоциональных оттенков музыкальных звуков» [8, с. 25]. Уровень развития эмоционального слуха человека, по мнению В. П. Морозова, коррелируется с уровнем эм-патической способности.

Существенное значение имеет вопрос каналов музыкального восприятия. А. Л. Готсдинер признает доминирующей звуковую модальность, но не ограничивается ею, позиционируя восприятие как синтез данных от задействованных органов чувств. Идея синтеза психических процессов в ходе музыкального восприятия также фигурирует в работах Д. К. Кирнарской.

Выделяемые нами интерориентированные виды деятельности (внешние) интегрируют субъектную непосредственную (включающую вербальное и невербальное общение) и субъектную опосредованную (музыкально-звуковую) деятельности.

Сущность вербального общения предполагает рассмотрение вербальной речи.

В философском энциклопедическом словаре понятие «речь» трактуется как «один из видов коммуникативной деятельности человека» [11, с. 557].

Н. М. Дресвянникова, основываясь на позициях ученых, обозначила следующие особенности речи:

1) отражение индивидуального опыта и личностных качеств говорящего (пишущего) субъекта;

2) ситуативную привязанность - зависимость словесного состава речи, комбинации и трансформации языковых средств от коммуникативных задач и коммуникативных ситуаций;

3) реализацию во времени и пространстве;

4) наличие собственной структуры организации элементов [3, с. 26].

Речь служит способом формирования и формулирования мысли как отражения предметных связей и отношений посредством языка [5, с. 84], именно в речи отображается динамика мыслительного процесса, что имеет существенное значение для музыкального образовательного процесса.

Невербальное общение включает просодические компоненты речи, кинесику - жесты, мимику пантомимику, такесику, а также проксемику. В комплекс невербальных средств ученые также интегрируют визуальное невербальное средство коммуникации, связанное с движением глаз; имидж преподавателя.

Исследователь В. П. Морозов считает невербальную коммуникацию вторым, параллельным слову информационным каналом, адресованным эмоционально-образной сфере человека. Значение невербальной коммуникации в системе «человек - человек» чрезвычайно велико. Применительно к области музыкально-педагогического общения интеграция в систему художественного образца в качестве самостоятельной составляющей интенсифицирует значимость данного канала, что подтверждается многими исследователями, в частности, П. В. Анисимовым и Я. В. Губановой. С позиции авторов, невербальные средства коммуникации обеспечивают необходимый художественно-педагогический контакт между педагогом и учащимся, усиливают вер-бально-смысловое воздействие, а также являются индикатором соответствия языкового и чувственного.

Наличие различных областей обработки вербальной и невербальной информации, специфическая природа невербальной коммуникации,

средства кодирования невербальной информации, независимость невербальной коммуникации от языковых барьеров имплицируют раздельное рассмотрение каждого канала. Однако в рамках музыкального образования, с нашей точки зрения, продуктивному музыкально-педагогическому общению способствует тесное взаимодействие обоих каналов, в связи с чем мы обозначили вербальное и невербальное общение как «субъектное непосредственное» (с использованием средств, исходящих непосредственно от участника общения).

Музыкально-звуковая деятельность как деятельность педагога на практике представляет собой исполнительский показ. Опосредованность данной деятельности музыкальным инструментом способствовала ее определению нами как «субъектной опосредованной».

Многие педагоги-методисты постулируют весомое преимущество педагога-исполнителя перед «чистым педагогом» (термин Г. Г. Нейга-уза). В действительности на практике реальный высокохудожественный пример оказывает колоссальное воздействие на обучающегося. Ученый А. В. Моздыков считает, что «педагогический показ, совместное музицирование педагога и ученика, и учеников класса, знакомство с новыми музыкальными произведениями при чтении нот с листа в ансамбле, сравнительные анализы исполнительских интерпретаций - все это ведет к естественному развитию навыков самостоятельности, с одной стороны, и творческому решению проблем в учебном процессе - с другой» [7, с. 53], с чем нельзя не согласиться.

Резюмируя вышеизложенное, необходимо обозначить, что выявление структуры видов деятельности педагога-музыканта, осуществляемых в контексте музыкально-педагогического общения, нацелено на повышение качества музыкально-педагогического общения. Интерес исследователей к данной проблеме свидетельствует о необходимости трансформации музыкального образовательного процесса, его модернизации в соответствии с современными тенденциями. Четкое понимание специфики деятельности педагога-музыканта имплицирует конкретизацию задач, предназначенных к реализации при профессиональной подготовке специалистов.

Литература

1. Анисимов П. В., Губанова Я. В. Невербальная коммуникация в музыкально-педагогической деятельности: сущность, предназначение, пути развития [Электронный ресурс] // Музыкальное искусство и образование. -2013. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neverbalnaya-kommunikatsiya-v-muzykalno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-suschnost-prednaznachenie-puti-razvitiya (дата обращения: 15.01.2022).

2. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология / Междунар. акад. пед. наук, Моск. гуманит. актер. лицей. - М.: NB Магистр, 1993. - 190 с.

3. Дресвянникова Н. М. Формирование коммуникативной готовности учителя музыки к педагогической деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2008. - 201 с.

4. Елагина В. С., Немудрая Е. Ю. Основы педагогического общения: курс лекций для студентов педагогических вузов / Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Челябинский гос. пед. ун-т». - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2008. - 209 с.

5. Ахутина Т. В., Горелов И. Н., Залевская А. А. Исследование речевого мышления в психолингвистике. -М.: Наука, 1985. - 239 с.

6. Миронова М. П. Музыкально-коммуникативное образование как компонент профессиональной подготовки будущего учителя музыки [Электронный ресурс] // Наука и школа. - 2010. - № 5. - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/muzykalno-kommunikativnoe-obrazovanie-kak-komponent-professionalnoy-podgotovki-buduschego-uchitelya-muzyki (дата обращения: 15.01.2022).

7. Моздыков А. В. Общение как инструмент взаимодействия педагога и учащегося в музыкально-педагогическом колледже: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001. - 151 с.

8. Морозов В. П. Невербальная коммуникация: экспериментально-психологические исследования / Российская акад. наук, Ин-т психологии. - М.: Ин-т психологии РАН, 2011. - 526 с.

9. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. - Изд. 4-е. - М.: Музыка, 1982. - 300 с.

10. Сысоева Е. Ю. Коммуникативная культура преподавателя вуза: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по программе дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы высшего профессионального образования» / М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Самарский гос. ун-т». - Самара: Самарский ун-т, 2014. - 141 с.

11. Философский энциклопедический словарь / С. С. Аверинцев, Э. А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. -2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

12. Харламова Г. С. К вопросу о сущности восприятия [Электронный ресурс] // Вестник евразийской науки. -2012. - № 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suschnosti-vospriyatiya (дата обращения: 18.01.2022).

References

1. Anisimov P.V., Gubanova Ya.V. Neverbal'naya kommunikatsiya v muzykal'no-pedagogicheskoy deyatel'nosti: sushchnost', prednaznachenie, puti razvitiya [Nonverbal communication in music-pedagogical activity: essence, purpose, ways of development]. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie [Musical art and education], 2013, no. 2. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/nneverbalnaya-kommunikatsiya-v-muzykalno-pedagogicheskoy-deyatelnosti-suschnost-prednaznachenie-puti-razvitiya (accessed 15.01.2022).

2. Gotsdiner A.L. Muzykal'naya psikhologiya [Musical psychology]. Moscow, NB Master Publ., 1993. 190 p. (In Russ.).

3. Dresvyannikova N.M. Formirovanie kommunikativnoy gotovnosti uchitelya muzyki kpedagogicheskoy deyatel'nosti: dis. kand. ped. nauk [Formation of a music teacher s communicative readiness for pedagogical activity. PhD in pedagogy diss.]. Voronezh, 2008. 201 p. (In Russ.).

4. Elagina V.S., Nemudraya E.Yu. Osnovy pedagogicheskogo obshcheniya: kurs lektsiy dlya studentov peda-gogicheskikh vuzov [Fundamentals ofpedagogical communication. A course of lectures for students of pedagogical universities]. Chelyabinsk, Chelyabinsk State Pedagogical University Publ., 2008. 209 p. (In Russ.).

5. Akhutina T.V., Gorelov I.N., Zalevskaya A.A. Issledovanie rechevogo myshleniya v psikholingvistike [The study of speech thinking inpsycholinguistics]. Moscow, Nauka Publ., 1985. 239 p. (In Russ.).

6. Mironova M.P. Muzykal'no-kommunikativnoe obrazovanie kak komponent professional'noy podgotovki budushchego uchitelya muzyki [Musical and communicative education as a component of professional training of a

future music teacher]. Nauka i shkola [Science and School], 2010, no. 5. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/muzykalno-kommunikativnoe-obrazovanie-kak-komponent-professionalnoy-podgotovki-buduschego-uchitelya-muzyki (accessed 15.01.2022).

7. Mozdykov A.V. Obshchenie kak instrument vzaimodeystviya pedagoga i uchashchegosya v muzykal'no-pedagogicheskom kolledzhe: dis. kand. ped. nauk [Communication as a tool of interaction between a teacher and a student in a music pedagogical college. PhD in pedagogy diss.]. Moscow, 2001. 151 p. (In Russ.).

8. Morozov V.P. Neverbal'naya kommunikatsiya: eksperimental'no-psikhologicheskie issledovaniya [Nonverbal communication: experimental psychological research]. Moscow, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ., 2011. 526 p. (In Russ.).

9. Neuhaus G.G. Ob iskusstve fortepiannoy igry: Zapiski pedagoga [On the art of piano playing. Notes of a teacher]. Moscow, Music Publ., 1982. 300 p. (In Russ.).

10. Sysoeva E.Yu. Kommunikativnaya kul'tura prepodavatelya vuza: uchebnoe posobie dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po programme dopolnitel'noy kvalifikatsii «Prepodavatel' vysshey shkoly vysshego professional'nogo obrazovaniya» [The communicative culture of a university teacher: a textbook for students of higher educational institutions studying under the additional qualification program «Teacher of the higher school of Higher professional education»]. Samara, Samara State University Publ., 2014. 141 p. (In Russ.).

11. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar' [Philosophical Encyclopedic dictionary]. S.S. Averintsev, E.A. Arab-Ogly, L.F. Ilyichev, etc. Moscow, Soviet Encyclopedia Publ., 1989. 815 p. (In Russ.).

12. Kharlamova G.S. K voprosu o sushchnosti vospriyatiya [On the question of the essence of perception]. Vestnik evraziyskoy nauki [Bulletin of Eurasian Science], 2012, no. 4. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/ n/k-voprosu-o-suschnosti-vospriyatiya (accessed 18.01.2022).

УДК (330.163.14(571.17):316.334.52)

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-58-211-219

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕГО РЕГИОНА1

Гольская Анна Олеговна, аспирант кафедры педагогики, психологии и физической культуры, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: annagolskaya@list.ru

Костюк Наталья Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, психологии и физической культуры, проректор по научной и инновационной деятельности, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: kostuk1978@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тельманова Анастасия Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления и экономики социально-культурной сферы, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: astel-75@mail.ru

Для формирования и укрепления социально-культурной идентичности современных студентов, обеспечения единства российской нации важное значение имеют сформированные в молодежной среде социокультурные потребности. Данная статья посвящена рассмотрению особенностей социально-культурных потребностей студентов высших учебных заведений угледобывающего региона.

В данном исследовании авторы рассматривали социально-культурные потребности учащейся молодежи с точки зрения концептуального обоснования стратификации населения Кузбасса и дальнейшей разработки научно-методических рекомендаций по формированию социально-культурных потребностей детей и молодежи на основе взаимодействия субъектов социально-культурного и образовательного пространства региона.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Кемеровской области - Кузбасса в рамках научного проекта № 20-413-420004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.