Научная статья на тему 'Психолого-педагогические факторы развития социального интеллекта педагога-музыканта'

Психолого-педагогические факторы развития социального интеллекта педагога-музыканта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ / ПРОЦЕСС ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / SOCIAL INTELLIGENCE / TEACHER-MUSICIAN / THE PROCESS OF UNIVERSITY TRAINING / MUSICAL ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левина И.Р.

В статье рассматривается проблема развития социального интеллекта будущего педагогамузыканта. Актуальность выбранной темы обусловлена изменениями в структуре образовательного процесса школы и возрастающих требований к личности педагога. Все это требует развития способностей и личностных особенностей будущего педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки, в том числе и развития социального интеллекта, который и станет основой для проектирования успешной профессиональной деятельности в системе школьного образования. Целью настоящей статьи стало обоснование основных психолого-педагогических факторов развития социального интеллекта педагога-музыканта и их развитие в системе профессиональной подготовки в вузе. Социальный интеллект является ведущим качеством личности педагога-музыканта, который предполагает успешность в работе с людьми, проектировании и прогнозировании взаимоотношений участников образовательного процесса. Музыкальное искусство при этом становится базовым основанием для развития социального интеллекта будущего педагога-музыканта, так как оно является выразителем тех социальных и общественных устоев, ценностей и взглядов, которые окружают человека. В процессе опытно-экспериментальной работы использовалась методика исследования социального интеллекта ДЖ.Гилфорда. Результатами стало обоснование психолого-педагогических факторов развития социального интеллекта, а также условий их формирования в процессе вузовской подготовки студентов. В процессе исследования, мы определили, что социальный интеллект будущего педагога раскрывает различные психолого-педагогические факторы, которые способствуют пониманию поведенческих реакций человека, выражаются в способности организовать и понимать вербальную и невербальную коммуникацию, в также прогнозировать взаимоотношения со своими воспитанниками и другими участниками образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE OF A TEACHER-MUSICIAN

The article considers the problem of the development of social intelligence of a future musician teacher. The relevance of the chosen topic is due to changes in the structure of the educational process of the school and the increasing demands on the personality of the teacher. All this requires the development of the abilities and personal characteristics of the future teacher-musician in the process of professional training, including the development of social intelligence, which will become the basis for designing successful professional activities in the school system. The purpose of this article was to substantiate the main psychological and pedagogical factors in the development of social intelligence of a teacher-musician and their development in the vocational training system at a university. Social intelligence is the leading personality trait of a musician teacher, which implies success in working with people, designing and predicting the relationships of participants in the educational process. At the same time, musical art becomes the basis for the development of social intelligence of a future musician teacher, as it is an expression of the social and social principles, values and views that surround a person. In the process of experimental work, the methodology for the study of social intelligence by J. Gilford was used. The results were the justification of psychological and pedagogical factors in the development of social intelligence, as well as the conditions for their formation in the process of university training of students. In the course of the study, we determined that the social intellect of the future teacher reveals various psychological and pedagogical factors that contribute to understanding human behavioral reactions, are expressed in the ability to organize and understand verbal and non-verbal communication, as well as to predict relationships with their pupils and other participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические факторы развития социального интеллекта педагога-музыканта»

УДК 378.1

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-4-23-27

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INTELLIGENCE OF A TEACHER-MUSICIAN

Levina I. R.

Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa, Russian Federation

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Левина И.Р.

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы», г. Уфа, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития социального интеллекта будущего педагога-музыканта. Актуальность выбранной темы обусловлена изменениями в структуре образовательного процесса школы и возрастающих требований к личности педагога. Все это требует развития способностей и личностных особенностей будущего педагога-музыканта в процессе профессиональной подготовки, в том числе и развития социального интеллекта, который и станет основой для проектирования успешной профессиональной деятельности в системе школьного образования. Целью настоящей статьи стало обоснование основных психолого-педагогических факторов развития социального интеллекта педагога-музыканта и их развитие в системе профессиональной подготовки в вузе. Социальный интеллект является ведущим качеством личности педагога-музыканта, который предполагает успешность в работе с людьми, проектировании и прогнозировании взаимоотношений участников образовательного процесса. Музыкальное искусство при этом становится базовым основанием для развития социального интеллекта будущего педагога-музыканта, так как оно является выразителем тех социальных и общественных устоев, ценностей и взглядов, которые окружают человека. В процессе опытно-экспериментальной работы использовалась методика исследования социального интеллекта ДЖ.Гилфорда. Результатами стало обоснование психолого-педагогических факторов развития социального интеллекта, а также условий их формирования в процессе вузовской подготовки студентов. В процессе исследования, мы определили, что социальный интеллект будущего педагога раскрывает различные психолого-педагогические факторы, которые способствуют пониманию поведенческих реакций человека, выражаются в способности организовать и понимать вербальную и невербальную

Abstract. The article considers the problem of the development of social intelligence of a future musician teacher. The relevance of the chosen topic is due to changes in the structure of the educational process of the school and the increasing demands on the personality of the teacher. All this requires the development of the abilities and personal characteristics of the future teacher-musician in the process of professional training, including the development of social intelligence, which will become the basis for designing successful professional activities in the school system. The purpose of this article was to substantiate the main psychological and pedagogical factors in the development of social intelligence of a teacher-musician and their development in the vocational training system at a university. Social intelligence is the leading personality trait of a musician teacher, which implies success in working with people, designing and predicting the relationships of participants in the educational process. At the same time, musical art becomes the basis for the development of social intelligence of a future musician teacher, as it is an expression of the social and social principles, values and views that surround a person. In the process of experimental work, the methodologyfor the study of social intelligence by J. Gilford was used. The results were the justification of psychological and pedagogical factors in the development of social intelligence, as well as the conditions for their formation in the process of university training of students. In the course of the study, we determined that the social intellect of the future teacher reveals various psychological and pedagogical factors that contribute to understanding human behavioral reactions, are expressed in the ability to organize and understand verbal and non-verbal communication, as well as to predict relationships with their pupils and other participants in the educational process.

коммуникацию, в также прогнозировать взаимоотношения со своими воспитанниками и другими участниками образовательного процесса.

Ключевые слова: Социальный интеллект, педагог-музыкант, процесс вузовской подготовки, музыкальное

искусство.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1]. Левина, И.Р. Социальные функции музыкального искусства и образования // Человеческий капитал. - 2013. - № 1. - С. 184-188.

[2]. Лужбина, Н.А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002.- 34 с.

[3]. Пиаже, Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2004. - 192 с.

[4]. Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 11-28.

[5]. Южанинова, А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта / А.Л. Южанинова // Проблемы оценивания в психологии: Межвуз.науч.сборник. - Саратов, 1984. - C. 63-67.

[6]. Thomdike, E.L. Intelligence and its uses // Harper's Magazine. - 1920. - № 140. - p. 227-235.

Keywords: Social intelligence, teacher-musician, the process of university training, musical art.

REFERENCES

[1]. Levina I.R. Social'ny'e funkcii muzy'kal'nogo is-kusstva i obrazovaniya // Chelovecheskij kapital. -2013. - № 1. - S. 184-188.

[2]. Luzhbina N.A. SotiaTny'j intellekt kak siste-moobrazuyushhij faktor psixologicheskoj kul'tury' lichnosti: avtoref. dis. kand. psixol. nauk. - Barnaul: Izd-vo BGPU, 2002. -34 s.

[3]. Piazhe Zh. Psixologiya intellekta. - SPb.: Piter, 2004. - 192 s.

[4]. Ushakov D.V SotiaTny'j intellekt kak vid intellekta// Social'ny'j intellekt: Teoriya, izmerenie, is-sledovaniya. - M.: Institut psixologii RAN, 2004. -S. 11-28.

[5]. Yuzhaninova, A.L. K probleme diagnostiki so-ciaTnogo intellekta / A.L. Yuzhaninova // roblemy' ocenivaniya v psixologii: Mezhvuz.nauch.sbornik. - Saratov, 1984. - S. 63-67.

[6]. Thorndike E.L. Intelligence and its uses // Harper's Magazine. - 1920. - № 140. - S. 227-235.

Levina I. R — SPIN-ID: 5534-1628; ORCID ID: 0000-0002-1648-720Х

Author Contributions. Levina I. R. - literature review, writing a text, statistical data processing, collection and processing of materials, research concept and design.

Conflict of Interest Statement. The author declared that there are no conflicts of interest.

Research interests, number of main publications: Development of teacher's social intelligence, professional and pedagogical competence of a music teacher, professional training of a music teacher. 120 publications, from the bottom 3 monographs, 25 articles from the list of the Higher Attestation Commission.

Левина И.Р. — SPIN-ID: 5534-1628; ORCID ID: 0000-0002-1648-720Х

Вклад автора. Левина И.Р. - обзор литературы, идея и концепция исследования, написание текста, сбор и обработка материалов.

Заявление о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Сфера научных интересов, количество основных публикаций: Развитие социального интеллекта педагога, профессионально-педагогическая компетентность учителя музыки, профессиональная подготовка педагога музыканта, опубликованы более 120 публикаций из них 3 монографии, 20 в ВАК.

Введение. Развитие социального интеллекта педагога-музыканта является актуальной проблемой в сфере музыкально-педагогического образования. Так как формирование будущего специалиста в области образования очень ответственная задача и требует развития всех сфер личности, помимо получения набора знаний, умений, навыков и компетенций для последующей работы в школе.

Современное состояние общества и социальной среды требует особого внимания к проблемам взаимодействия между людьми, понимания их эмо-

ционального состояния, владения способами регулировки возникающих ситуаций в процессе профессиональной деятельности. Все это можно отнести к проблеме развития социального интеллекта педагога, как важной составляющей формирования личности будущего специалиста. Следует отметить, что в сфере музыкальной педагогики данная проблема обозначена лишь косвенно, в исследованиях, посвященных проблемам развития приоритетных и профессиональных качеств педагога-музыканта, а также в разрезе развития его музыкального сознания (Э.Б. Абдуллин,

Ю.Б.Алиев, Л.Г. Арчажникова, Л.С. Майковская, А.В.Торопова).

Целью настоящего исследования является поиск и обоснование психолого-педагогических факторов развития социального интеллекта педагога-музыканта в процессе вузовского обучения.

Понятие «интеллект» имеет давнюю историю и рассматривалось в философских исследованиях античности. Уже в то время обозначалось, что интеллект часть разума человека, которая может анализировать жизнь вокруг себя и внутри себя. Позже проблема интеллекта стала рассматриваться как некий феномен человеческой личности, связанный с рациональным осмыслением жизненной действительности.

Термин «социальный интеллект» появился в научном исследовании Э.Торндайка в начале XX столетия. Э. Торндайк обосновывает интеллекта человека и определяет три разновидности: «...абстрактный, механический, в том числе социальный» [6, с. 232]. Социальный интеллект - личностная способность индивида, направленная на организацию результативного взаимодействия с людьми. На наш взгляд, такая личностная особенность способствует пониманию и социальных законов общества и, в связи с этим организовывать свою деятельность опираясь на ее постулаты.

В научной литературе сложились определенные подходы к трактовке «социального интеллекта» обосновывающие важные для нас методологические основания понимания сущности, свойств и структуры данной категории. Например, Ж. Пиаже пишет, что «.интеллект представляет собой гибкий механизм, который приспосабливается к физическим и социальным изменениям действительности» [3, с. 16]. Р. Селман обосновывает, что «.социальный интеллект формируется и развивается в процессе социализации личности, которое имеет четыре этапа социального взаимодействия - при понимании себя, при установлении близких дружеских отношений, отношений в среде сверстников и в семье» [цит. по 2, с. 126]. Отечественный психолог Д.В. Ушаков, считает, что развитый социальный интеллект становится основанием для познавательных процессов личности. Автор пишет, что «.социальный интеллект определяют личностные особенности человека» [4, с. 32]. А.Л. Южа-нинова пишет, что социальный интеллект - это «.особая умственная способность, которая позволяет выстраивать человеку межличностное общение и успешно адаптироваться в социокультурных условиях» [5, с. 63].

Социальный интеллект является одним из приоритетных качеств личности современного педагога. Данное качество позволяет планировать и прогнозировать профессиональную деятельность с учетом особенностей взаимодействия с субъектами образовательного процесса. Необходимость развития данного качества обусловлено постоянными изменениями в требованиях к личности педагога, все усложняющимися требованиями к процессу преподавания в школе. Социальный интеллект в современной системе образования, на наш взгляд, является просто необходимым личностным образованием для организации общения с субъектами образовательного процесса, планирования и прогнозирования успешности профессиональной деятельности. Музыкальное искусство при этом становится определенным основанием, на основе которого можно и развивать социальный интеллект педагога музыканта.

Музыкальное искусство, как известно, отражает жизненную действительность, которая окружает нас. При этом, отражение реального мира происходит через музыкальные образы, которые заложены в музыкальных произведениях и несут определенное художественное содержание. Музыкальные образы рождаются в сознании композитора и посредством музыкальных звуков передаются слушателю, причем выражая не только те события, которые окружают художника, но и его отношения к ним. Все это можно обозначить понятием творческая деятельность музыканта, которая таким способом и передает оценку автора к социальным явлениям мира и общества. И.Р.Левина пишет, что «музыкальные звучания, функционирующие в человеческом обществе на правах структурно организованного специфического «языка», в многократной степени сравнительно с природными, физическими звуками насыщены различными значениями, которые обусловлены конкретными историко-культурными, региональными, национальными традициями, школами, или направлениями, субъективными авторскими замыслами» [1, с. 185]. То есть, правильно организованный музыкально-педагогический процесс становится тем базисом для постижения школьниками не только социальных законовлатов, но и исторических вех развития человечества, в том числе и через музыкальное искусство. При этом развитость социального интеллекта педагога-музыканта становится важнейшей способностью для правильного понимания, осознания и донесения своим воспитанникам всех этих явлений.

Материалы и методы. В нашем опытно-экспериментальном исследовании проверялась гипотеза о том, действительно ли система музыкально-педагогического образования в вузе может стать основой для развития социального интеллект будущего педагога-музыканта. Для этого мы организовали эмпирическое исследование по выявлению психолого-педагогических факторов развития социального интеллекта студентов. В эксперименте участвовали студенты профиля «Музыкальное образование» последних курсов обучения, которых мы сравнивали со обучающимися других специальностей. В рамках проведения эксперимента использовалась методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда. Данная методика привлекалась с целью решения поставленной проблемы и для проведения измерений с субъектами профессиональной области «образование». Методику применяют для исследований в различных сферах жизнедеятельности, но особенно для профессий «человек-человек». Сти-мульный материал это 4 разные тестовые тетради. Три из которых построены на невербальном материала обследования, одна тетрадь на вербальном. Каждый из четырех тетрадей, становится так называемым «субтестом», который содержит от 12 до 15 заданий. Данные субтесты диагностируют различные грани социального интеллекта -это познание человека, познание различных систем, отношение к преобразованиям (изменениям), а также результаты поведения в различных ситуациях.

Следуя исследованиям Дж.Гилфорда, мы понимаем, что социальный интеллект будущего педагога имеет различные психолого-педагогические факторы, которые раскрывают понимание поведенческих реакций человека, способность организовать и понимать вербальную и невербальную коммуникацию, прогнозировать взаимоотношения с воспитанниками и другими участниками образовательного процесса. Эти факторы в тесте Дж.Гилфорда распределены следующим образом:

Первый фактор раскрывает умение обучающегося предвидеть поведение другого на основе определенных ситуаций общения. При чем в основе лежат чувственные реакции человека, его предпочтения в общении и умения организовать процесс коммуникации.

Второй фактор направлен на умение педагога правильно оценить организованное общение на основе различных ситуаций, которые могут всте-реться в процессе обучения. Важность этого психолого-педагогического фактора определяется

развитостью мышления и эмоциональных реакций человека и способности организовать не только окружающих, но и себя.

Третий фактор определяет невербальные реакции будущего педагога, это его чувства, эмоциональное состояние, которые возникают от процесса взаимодействия с субъектами образовательного процесса и влияют на его результативность.

Четвертый фактор связан с умением педагога подвергать анализу происходящие в образовательном процессе ситуации общения, правильно реагировать на них, корректировать и выстраивать взаимоотношения между обучающимися и другими участниками обучения. Было проведено множественное сравнение всех исследуемых групп одновременно.

Результаты и обсуждение. Анализ результатов, позволил выявить основные закономерности «поведения» оценочных параметров социального интеллекта в двух группах, отличающихся профилем образования (музыкальное и иное). Достоверные отличия между группами (р <0,001) были обнаружены нами для всех четырех факторов методики Гилфорда, исследуемых в работе: субтест 1,2,3,4, и композитная оценка. Это было справедливо как при применении метода дисперсионного анализа, так и при использовании критерия Крускалла-Уоллиса, результаты которых полностью дублировались, демонстрируя межгрупповые различия, достоверность которых превышает 99,99%. В целом, мы определили, что уровень социального интеллект у студентов профиля «Музыкальное образование» выше, чем у студентов других профилей. Приведем примеры.

Субтест 1 (раскрывает фактор - умение предвидеть последствия поведения на основе анализа реальных ситуаций общения). При попарном сравнении показателей субтеста 1 в разных группах было установлено наличие достоверных отличий данного показателя в группе 1 (студенты профиля «Музыкальное образование»), по сравнению с группой 2, где значение данного параметра оказалось значимо ниже (р <0,05). Среднегруппо-вая разница составила 3,4 балла. Это говорит о том, что фактор профессиональной направленности был выявлен максимально в группе 1, что характеризует особенности профессии педагог и позволяет говорить о присутствии данного признака во всех компонентах социального интеллекта педагога-музыканта.

Вторая часть методики (Субтест 2) направлен на определение фактора, который характеризует эмоциональное состояние индивида, его чувства, намерения, то есть то, что можно уви-

деть по его невербальным реакциям (жестам, мимике, позе и т.д.). При попарном сопоставлении значений субтеста 2 в обеих группах было установлено, что максимальное значение субтеста 2 было отмечено в группе 1 (студенты профиля «Музыкальное образование») (10,1 балла), минимальное - в группе 6 (4,3 балла). Это можно объяснить спецификой профессии педагога-музыканта.

Субтест 3 (раскрывает человека как определенного носителя тех или иных чувств и проявлений). Результаты попарного сравнения групп для субтеста 3 полностью дублируют таковые для субтеста 2. То есть опять можно выделить прямую зависимость от наличия или отсутствия музыкального образования и влияния его на сферу личности педагога-музыканта. Субтест 4 (определяет способность распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике). Результаты попарного сравнения групп для субтеста 4 показали противоположный результат. Максимальное значение по этому параметру показали студенты не музыкальных специальностей, что говорит о том, что составляющие данного психолого-педагогического фактора недостаточно развиваются в процессе вузовского обучения у студентов музыкантов.

Выводы. В процессе опытно-экспериментального исследования были получены следующие выводы.

Существуют психолого-педагогические факторы развития социального интеллекта будущего педагога-музыканта, которые формируются в процессе вузовского музыкально-педагогического образования. Большое значение при этом,

имеет сама специфика музыкального искусства, которая обладает социальными функциями и является выразителем общественных взглядов и идей общества.

В процессе применения методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда, мы выявили определенную зависимость развитости выделенных психолого-педагогических факторов у студентов различных профилей. Исследование позволило выявить, что будущие педагоги-музыканты обладают более выраженными параметрами развития таких факторов социального интеллекта, как: а) знание и умение работать с невербальными составляющими общения обучающихся, освоение и умение применять традиционные модели и правила общения, необходимые для организации образовательной деятельности; б) способность прогнозировать определенные ситуации, возникающие в процессе обучения на основе оценки невербальных сигналов обучающихся, таких как, чувства, мимика, эмоциональное состояние с возможностью адекватного внедрения собственной коммуникативной позиции, что является показателем зрелости личности; студенты других профилей показали лучшие результаты по следующим параметрам: умение предвидеть последствия поведения исходя из обсуждения и анализа реальных коммуникативных действий и ситуаций различного плана (делового, конфликтного и т.д.) и способность распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике (прагматико-прогнозирующие факторы социального интеллекта).

Ответственный за переписку: Левина Ирма Рашитовна - кандидат педагогических наук, доцент, заместитель научного руководителя Научно-исследовательского института стратегии развития образования БГПУ им.МАкмуллы, г.Уфа, Российская Федерация, E-mail: irma_levima@mail.ru

Corresponding Author: Levina Irma Rashitovna - associate professor, deputy scientific director of the research institute of education development strategy of the belarusian state pedagogical university named after M. Akmulla, Ufa, Russian Federation,

E-mail: irma_levima@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.