Научная статья на тему 'Взаимосвязь стиля воспитания в семье и атрибутивного стиля подростка'

Взаимосвязь стиля воспитания в семье и атрибутивного стиля подростка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
757
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нечепоренко О. П., Сенакова Ю. В.

The artcile presents the results of the research of attributional style of teenagers and peculari-ties of parent-child relations in a family. The research has shown that certain characteristics of attributional style of teenagers are differently linked with the style of "teenager-mother" and "teen-ager-father" relations. The determining factors of attributional style of teenagers are finick, control, satisfaction and acceptance of relations with the child which a mother demonstrates to a teenager

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь стиля воспитания в семье и атрибутивного стиля подростка»

УДК 159.922.736.4+316.6

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ И АТРИБУТИВНОГО СТИЛЯ ПОДРОСТКА

О.П. НЕЧЕПОРЕНКО, Ю.В. СЕНАКОВА

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The artcile presents the results of the research of attributional style of teenagers and peculari-ties of parent-child relations in a family. The research has shown that certain characteristics of attributional style of teenagers are differently linked with the style of "teenager-mother" and "teen-ager-father" relations. The determining factors of attributional style of teenagers are finick, control, satisfaction and acceptance of relations with the child which a mother demonstrates to a teenager.

В современных условиях общество предъявляет к личности новые требования, главным из которых становится принятие ответственности за собственную жизнь и успех в ней. Подростковый возраст особенно чувствителен к подобным переменам. Именно в этом возрасте происходят значимые качественные и количественные изменения в когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационной сферах личности, которые создают предпосылки для окончательного формирования либо беспомощности, либо противоположного ей явления - самостоятельности.

В современной когнитивной психологии стилевые характеристики объяснения успехов и неудач изучаются в контексте общепсихологической теории каузальной атрибуции. Теории каузальной атрибуции отражены в работах Ф. Хайдера, Б. Вайнера, М. Селигма-на, К. Двек, А. Бандуры, А.Б. Орлова, Х. Хек-хаузена, Дж. Капрары, Д. Сервона, Р. Фрэнки-на, Н.А. Батурина, Б.У. Такмана, М.М. Далга-това, Т. О. Гордеевой и др. [2-5; 7; 10].

Атрибуция рассматривается как способ конструирования реальности и объяснения как собственных действий, так и действий других людей. Выделяют два различных типа атрибуции: первый связан с внутренними (личностными) причинами, второй - с внешними (ситуативными) [10].

В исследованиях, проведенных за последнее время, выявлены разнообразные социально-психологические, психолого-педаго-гические факторы и условия развития, фор-

© Нечепоренко О.П., Сенакова Ю.В., 2011

мирования и изменения каузальной атрибуции. Атрибутивный стиль формируется начиная с детского возраста. Факторами, определяющими специфику способов объяснения успехов и неудач, являются как личностные особенности ребенка, так и социальная ситуация развития. Ведущая роль в формировании атрибутивного стиля детей принадлежит значимым взрослым, особенно его родителям, поскольку одним из основных механизмов формирования атрибуции является научение [2]. В то же время некоторые возможные условия и факторы остаются до сих пор недостаточно изученными.

Роль взрослого в воспитании и развитии ребенка как представителя человеческого рода, принятая в качестве основополагающей в культурно-историческом подходе (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев,

А.В. Запорожец, Л.И. Божович, М.И. Лисина), в отечественной психологии легла в основу выделения взаимодействия ребенка со взрослым в качестве самостоятельного объекта исследования [1; 6; 9; 12].

Признается, что семья формирует не только социально значимые качества личности, но и оценочные критерии, создает свою культуру повседневной жизни. Нет ни одного социального аспекта поведения, на который не оказывала бы влияния семья. Влияние родителей на личность ребенка определяется во многом стилем воспитания в семье. Его влияния определяются как прямыми воспитательными воздействиями, так и косвенными проявлениями,

которые ребенок наблюдает, воспроизводя затем в своем поведении. Именно так формируется стиль объяснения успехов и неудач.

Особенности отношений в семье являются определяющим фактором формирования личности ребенка. Родители не только напрямую воздействуют на ребенка путем запретов и наказаний, но и подают примеры поведения в различных ситуациях. Также дети усваивают способы объяснения различных событий, которые рассматриваются в контексте понятия «атрибутивный стиль».

Исходя из этого, понятие «каузальная атрибуция» является базовым для нашей работы и определяется как процесс правдоподобного объяснения человеком самому себе причинности наблюдаемых событий и фактов. Мы придерживаемся определения, данного Ф. Хайдером, эмпирически зафиксировавшим склонность людей к построению причинных объяснений наблюдаемого, большей частью связываемых с личностными особенностями действующих.

Позитивное мышление, в частности, стиль объяснения успехов и неудач, позитивные ожидания и самооценка выполняют важную функцию в процессе запуска мотивации достижения, самоэффективности и успешной саморегуляции деятельности. Исследования, посвященные изучению роли позитивных представлений о себе достаточно многочисленны. Люди с умеренно высокой самооценкой чувствуют больше контроля по отношению к жизненным событиям, склонны использовать более эффективные стратегии в достижении своих целей и менее склонны пасовать перед трудностями и препятствиями.

В структуре позитивного мышления, позволяющего индивиду воспринимать мир и себя самого конструктивно, оптимистично, гибко и реалистично, выделяются три составляющие: позитивные представления о себе, оптимистическая интерпретация прошлого и текущего жизненного опыта и позитивные ожидания от будущего.

В связи с этим основной проблемой нашей работы является выявление факторов стиля объяснения успехов и неудач в подростковом возрасте. В качестве таких факторов мы рассматриваем особенности стиля воспитания в семье. Стилевые характеристики воспитания определяются степенью эмоциональной близости и уровнем контроля. Их несоответствие оптимальному варианту провоцирует при-

своение психологических ролей ребенка в семье («любимчик», «неудачник», «судья» и т. д.). В целом для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая - с большим количеством ограничений, запрещений; низкая - с минимальными запретительными тенденциями) [8; 11].

В качестве объекта исследования мы рассматривали атрибутивный стиль подростка. Предметом исследования являлся стиль воспитания в семье как фактор атрибутивного стиля в подростковом возрасте.

Цель нашего исследования заключается в выявлении взаимосвязи стиля воспитания в семье и атрибутивного стиля в подростковом возрасте.

В ходе исследования нами были поставлены следующие задачи:

1) изучить особенности стиля воспитания в семье;

2) исследовать атрибутивный стиль в подростковом возрасте;

3) выявить взаимосвязь стиля воспитания в семье и атрибутивного стиля подростков.

В ходе исследования мы опирались на теоретическое предположение о том, что стиль воспитания в семье взаимосвязан с атрибутивным стилем в подростковом возрасте. В соответствии с этим основным предположением нами были поставлены для проверки следующие гипотезы:

1) стиль детско-родительских отношений с матерью и отцом в семьях в подростковом возрасте различается незначительно;

2) в подростковом возрасте характерно проявление оптимистического стиля объяснения успехов и неудач;

3) стиль объяснения успехов и неудач сильнее взаимосвязан со стилем детско-родительских отношений с матерью, чем с отцом.

Выборка нашего исследования состояла из 20 семей. В состав выборки входит 20 детей подросткового возраста, 20 матерей и 20 отцов. Возраст детей составлял от 12 до 15 лет, что в соответствии с периодизацией Д.И. Фельдштейна относится к подростковому возрасту. Выборка однородна по составу семей, поскольку все семьи являются полными и в воспитательном процессе задействованы оба родителя.

Для диагностики изученных психологических свойств мы использовали следующие методики:

1) опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) И. Марковской с целью диагностики стиля воспитания в семье [8];

2) опросник стиля объяснения успехов и неудач (СТОУН) Т.О. Гордеевой для диагностики атрибутивного стиля [2].

Для обработки полученных данных используются следующие методы:

1. Методы первичной описательной статистики (среднее значение и стандартное отклонение) - применялись для описания полученных результатов по стилю детско-родительских отношений с матерью и отцом, атрибутивного стиля подростков;

2. Критерий различий (Стьюдент, Вил-коксон) - применялись для выявления значимых различий. Критерий различий Стъюдента применялся для выявления отличий атрибутивного стиля в выборке от норм по методике. Критерий различий Вилкоксона применялся для выявления различий стиля детско-родительских отношений с матерью и отцом;

3. Коэффициент ранговой корреляции (Спирмен) - применялся для выявления взаимосвязи стиля воспитания, стиля объяснения успехов и неудач подростка и воспитывающих взрослых.

При описании стиля воспитания в семье мы анализировали и сравнивали ряд стилевых компонентов детско-родительских отношений с матерью и отцом, которые отражены в табл. 1.

Согласно результатам нашего исследования, наиболее выделяющейся характеристикой стиля детско-родительских отношений, как с матерью, так и с отцом, является согласие с ребенком в различных жизненных ситуациях, причем с матерью согласие выраже-

но значительно сильнее. Но следует заметить, что оценка этого параметра давалась родителями, т. е. мы не можем исключить влияния эффекта социальной желательности.

Сильно выражена требовательность, т. е. ожидание высокого уровня ответственности от подростка. В отношениях с отцом требовательность выражена больше, чем в отношениях с матерью, что вполне закономерно, поскольку матери, как правило, менее требовательны и больше позволяют своим детям.

В средней степени выражено принятие личностных качеств и поведенческих проявлений подростка. В отличие от требовательности, принятие сильнее выражено у матерей, по сравнению с отцами.

Проявление этих характеристик указывает на положительные качества стиля детско-родительских отношений. Но выделяется и ряд негативных параметров детско-родительских отношений, которые мы склонны связывать с возрастной специфичностью нашей выборки: в кризисном подростковом возрасте личность четко отстаивает свою позицию, возможна смена ценностей и приоритетов, обесценивание мнения взрослого и т. д. В частности, сотрудничество, предполагающее включенность подростка во взаимодействие с родителями, признание его прав и достоинств, равенство и партнерство, практически не выражены, особенно в отношениях с отцом. Также в отношениях и с матерью, и в особенности с отцом проявляется низкая авторитетность родителя, т. е. самооценка авторитета матери и отца для подростка оценивается низко. Кроме того, достаточно низкая степень удовлетворенности в отношениях с подростком указывает на наличие нарушений в структуре детско-родительских отношений, возможности конфликтов, особенно у подростка с отцом.

Таблица 1

Особенности стиля воспитания в семье подростка

Компонент Мать Отец Значение Т-Вилкоксона

Ср. знач. Ст. откл. Ср. знач. Ст. откл.

Требовательность 3,65 0,59 3,85 0,75 1,03

Строгость 2,3 0,8 2,15 0,81 0,58

Контроль 2,08 0,49 2,05 0,39 0,21

Эмоциональная близость 2,25 0,44 2,2 0,62 0,33

Принятие 2,95 0,51 2,75 0,72 0,85

Сотрудничество 1,98 0,44 1,8 0,52 0,88

Согласие 4,75 0,55 4,4 0,75 1,65, р<0,05

Последовательность 2,65 0,49 2,55 0,76 0,43

Авторитетность родителя 1,85 0,59 1,8 0,7 0,28

Удовлетворенность отношениями 1,85 0,59 1,8 0,62 0,28

Сравнение стиля детско-родительских отношений с отцом и матерью показывает, что в отношениях с матерью проявляется также чуть больше строгости в установлении правил для подростка, контролирующих поведение, но также и эмоциональной близости, последовательности в отношениях с ним, в применении наказаний и поощрений.

Но в целом полученные результаты показывают, что стиль детско-родительских отношений с матерью и отцом имеет сходные характеристики и значительно не различается. Единственное значимое различие характеризует параметр согласия в отношениях с подростком (Т=1,65, р<0,05), которое значительно сильнее выражено у матерей, по сравнению с отцами (см. табл. 1).

При описании атрибутивного стиля в подростковом возрасте мы проанализировали среднее значение и стандартное отклонение по методике СТОУН, а также сравнили полученные результаты в выборке (средний возраст - 14,8 лет) с нормами по опроснику для учащихся 9-11 классов (средний возраст

- 15,6 лет), которые наглядно отражены в табл. 2.

Соотнесение с нормами показывает, что в нашей выборке общий уровень оптимизма несколько выше, но эти различия незначительны, на что указывает значение статистического критерия. Таким образом, уровень оптимизма в выборке соответствует норме.

Далее мы сравнили компоненты атрибутивного стиля: стабильность, глобальность, контроль. Стабильность, которая характеризует устойчивость объяснений ситуаций успеха и неудачи, в выборке наиболее близко соответствует норме. Глобальность, которая заключается в распространении объяснений на отдельные события или всю жизнь, также незначительно отличается от нормы по методике. Параметр контроля, который характери-

зует ощущение способности контролировать происходящее, в нашей выборке выражен значительно сильнее (1=3,6, р<0,01), т. е. испытуемые в выборке демонстрируют большую способность к контролю своей жизни. Мы не склонны давать широкую интерпретацию этому факту, поскольку он, вероятнее всего, связан с небольшим объемом выборки и ее социально-демографическими параметрами, но будем учитывать его при анализе взаимосвязей.

Более значительные различия характеризуют результаты, полученные нами при оценке ситуаций успеха и неудачи (см. табл. 2). Оптимизм в ситуации успеха более характерен для нашей выборки (1=9,02, р<0,001), чем в среднем по нормам методики, а оптимизм в ситуации неудачи, напротив, менее характерен (1=2,31, р<0,05). То есть ситуации успеха воспринимаются более оптимистично, тогда как в ситуациях неудачи оптимизм проявляется значительно меньше. Мы полагаем, что этот результат обусловлен тем, что наша выборка более однородна по социальнодемографическим характеристикам.

Также значимые различия характеризуют результаты, полученные при оценке ситуаций достижения и межличностных отношений. В ситуациях достижения испытуемые значительно ниже, чем в среднем по нормам методики, проявляют оптимизм (1=5,52, р<0,001), т. е. достижения часто приписываются внешним событиям, расцениваются как нестабильные. В то же время оптимизм в межличностных ситуациях значительно выше (1=12,56, р<0,001), т. е. в межличностных отношениях подростки нашей выборки чувствуют себя более комфортно. Такой перевес оптимизма в сторону ситуаций межличностного общения также необходимо учитывать, по нашему мнению, при выявлении взаимосвязей.

Таблица 2

Особенности атрибутивного стиля в подростковом возрасте

Шкала Нормы по методике Результат Значение Ї-Стьюдента

Ср. знач. Ст. откл.

Общий показатель оптимизма 202,19 210,25 19,89 1,81

Параметр стабильности 62,7 62,35 7,44 0,21

Параметр глобальности 70,19 71,70 8,36 0,81

Параметр контроля 69,3 76,20 8,57 3,6, р<0,01

Оптимизм в ситуациях успеха 77,99 94,05 7,96 9,02, р<0,001

Оптимизм в ситуациях неудачи 124,20 116,20 15,51 2,31, р<0,05

Оптимизм в ситуациях достижения 142,65 125,95 13,52 5,52, р<0,001

Оптимизм в межличностных ситуациях 59,54 84,3 8,81 12,56, р<0,001

Таблица 3

Взаимосвязь атрибутивного стиля подростка и стиля детско-родительских отношений

(отдельно с матерью и с отцом)

Компонент Требовательность Контроль Принятие Удовлетворенность отношениями

Стиль детско-родительских отношений с матерью

Параметр стабильности -0,1 -0,29 -0,44, р<0,05 0,42, р<0,05

Параметр контроля -0,12 -0,49, р<0,05 0,14 -0,19

Оптимизм в ситуациях успеха -0,52, р<0,05 -0,19 -0,51, р<0,05 0,59, р<0,01

Стиль детско-родительских отношений с отцом

Оптимизм в ситуациях успеха -0,44, р<0,05 0,08 0,2 -0,18

Оптимизм в межличностных ситуациях - 0,34 0,25 -0,47, р<0,05

В целом можно предположить, что в небольшой по объему выборке, уровень оптимизма остается примерно на том же уровне, его основные параметры, стабильность, глобальность, контроль, соотносятся сходным образом. Но при этом соотношение уровня оптимизма в различных ситуациях может существенно различаться в связи с однородностью социально-демографических характеристик.

На основании полученных результатов мы установили, что у подростков в нашей выборке ярко выражена способность контролировать происходящее, проявляется более высокий уровень оптимизма в ситуациях успеха, чем в ситуациях неудачи, а также в межличностных ситуациях оптимизм проявляется значительно больше, а в ситуациях достижения - значительно меньше.

При описании взаимосвязей мы отдельно проанализировали выделенные корреляции стилевых особенностей воспитания каждого из родителей с особенностями атрибутивного стиля подростков, а затем сравнили полученные корреляции (см. табл. 3).

В нашей работе выявлены взаимосвязи отдельных параметров атрибутивного стиля с несколькими параметрами детско-родительских отношений с матерью. Характер взаимосвязей как прямой, так и обратный и представлен в табл. 3.

В частности, параметр стабильности, предполагающий постоянство типа объяснения успехов и неудач прямо взаимосвязан с удовлетворенностью отношениями (гк=0,42, р<0,05) и обратно взаимосвязан с принятием (г8=-0,44, р<0,05) со стороны матери. Такое различие характера взаимосвязей, на наш взгляд, является достаточно противоречивым, если учесть, что принятие предполагает при-

знание самоценности личности подростка и тесно связано с удовлетворенностью отношениями. Вероятно, само по себе принятие не способствует стабильности атрибутивного стиля, в то время как проявление удовлетворенности отношениями, напротив, формирует этот параметр.

Кроме того, параметр контроля обратно взаимосвязан с контролем детско-родительских отношений подростка с матерью (г8=-0,49, р<0,05). В данном случае выявленная взаимосвязь представляется нам закономерной, поскольку чрезмерный контроль предполагает снятие с подростка ответственности за собственную жизнь, в то время как относительная самостоятельность, напротив, развивает способность контролировать жизненные события.

Также выявлены взаимосвязи оптимизма в ситуации успеха с такими параметрами детско-родительских отношений с матерью как требовательность, принятие и удовлетворенность отношениями. При этом взаимосвязи оптимизма в ситуации успеха прямые с удовлетворенностью отношениями (гк=0,59, р<0,01) и обратные с требовательностью (г8=-0,52, р<0,05) и контролем (г3=—0,51, р<0,05). То есть оптимизму в ситуациях успеха, выраженному у подростков в нашей выборке, способствует удовлетворенность отношениями, в то время как предъявление подростку чрезмерных требований со стороны матери и контроль их выполнения, препятствуют оптимизму в ситуации успеха.

В целом мы можем предположить, что требовательность, контроль, принятие и удовлетворенность отношениями со стороны матери, являются факторами отдельных компонентов атрибутивного стиля подростков (стабильности, контроля, оптимизма в ситуа-

ции успеха), но характер их воздействия различный и порой противоречивый.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также в нашей работе выявлены взаимосвязи оптимизма в отдельных ситуациях с несколькими параметрами детско-родительских отношений с отцом. Характер взаимосвязей обратный.

В частности, оптимизм в ситуации успеха обратно взаимосвязан с требовательностью (г8=-0,44, р<0,05), что соответствует характеру взаимосвязи этих параметров в детско-родительских отношениях с матерью. То есть мы можем рассматривать требовательность в отношениях как универсальный фактор оптимизма в ситуации успеха в подростковом возрасте. Проявление этого фактора хотя бы одним из родителей уменьшает оптимистический стиль объяснения в ситуации успеха.

Кроме того, оптимизм в межличностных отношениях обратно взаимосвязан с удовлетворенностью отношениями с отцом (гк=—0,47, р<0,05), что также представляется противоречивым, поскольку, как правило, удовлетворенность отношениями с родителем способствует усвоению конструктивных способов взаимодействия в межличностных ситуациях. Полученная нами взаимосвязь может носить частный характер и нуждается в дальнейшем изучении.

В целом мы можем предположить, что требовательность и удовлетворенность отношениями с отцом в детско-родительской паре являются факторами оптимизма в ситуации успеха и в межличностных отношениях.

Обобщая полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

1. В отношениях с подростком родители проявляют согласие, требовательность и принятие, но также отношения характеризуются отсутствием сотрудничества, низкой самооценкой авторитетности родителя и наличием неудовлетворенности в отношениях с подростком, особенно у отцов, что, скорее всего, связано с кризисом подросткового возраста. Стиль детско-родительских отношений с матерью и отцом в подростковом возрасте значительно не различается. Значимые различия характеризуют только степень согласия с подростком, которая выше в отношениях подростка с матерью;

2. У подростков в нашей выборке сильнее выражена способность контролировать происходящее. Также их характеризует более высокий уровень оптимизма в ситуациях ус-

пеха, чем в ситуациях неудачи. Кроме того, в межличностных ситуациях оптимизм проявляется значительно больше, а в ситуациях достижения — значительно меньше;

3. Стиль детско-родительских отношений с матерью имеет больше взаимосвязей с различными компонентами атрибутивного стиля подростков, чем стиль детско-родительских отношений с отцом. Строгость в детско-родительских отношениях с отцом и матерью обратно взаимосвязана с оптимизмом в ситуации успеха. Требовательность и принятие в детско-родительских отношениях с матерью обратно взаимосвязаны с оптимизмом в ситуации успеха. Показатель удовлетворенности отношениями со стороны матери прямо взаимосвязан, а принятие обратно взаимосвязано с параметрами стабильности атрибутивного стиля подростка и оптимизмом в ситуации успеха. Контроль в детско-родительских отношениях с матерью обратно взаимосвязан с параметром контроля атрибутивного стиля. Удовлетворенность отношениями с отцом обратно взаимосвязана с оптимизмом в межличностных ситуациях. В целом требовательность в детско-родительских отношениях, как со стороны матери, так и со стороны отца, является универсальным фактором оптимизма в ситуациях успеха в подростковом возрасте.

Таким образом, особенности стиля воспитания и отношений с родителями являются факторами, определяющими развитие различных сторон личности. В подростковом возрасте проявляются особенности личности, заложенные предшествующими этапами, но и влияние родителей на подростка не прекращается. Атрибутивный стиль характеризует особенности объяснения различных ситуаций, в частности, успеха, неудачи, межличностных отношений. В подростковом возрасте эти особенности еще формируются и родители способны оказать существенное влияние на их формирование.

Полученные нами результаты показывают, что взаимодействие с матерью в подростковом возрасте в значительной мере взаимосвязано с различными параметрами атрибутивного стиля, т. е. значение матери для формирования личности ребенка не уменьшается и в подростковом возрасте.

В дальнейшем мы планируем включить в проблему исследования более разносторонний анализ взаимодействий детско-родитель-

ских отношений и различных стилей воспитания в семье с атрибутивным стилем подростков, а также изучить воздействие атрибутивного стиля каждого из родителей на атрибутивный стиль подростков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бойко В. В. От чего зависит потребность в детях? // Рождаемость: известное и неизвестное / под ред. Э. К. Васильева. - М. : Финансы и статистика, 1985. - С. 18-30.

2. Гордеева Т. О. Оптимистическое мышление личности как составляющая личностного потенциала // Психологическая диагностика. - 2007. - № 1. - С. 32-65.

3. Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Позитивное мышление как фактор учебных достижений старшеклассников // Вопросы психологии. -2010. - № 1.

4. Далгатов М. М. Мотивация деятельности достижения в теориях каузальной атрибуции // Вестник МГУ. Психология. - 2006. -№ 1.

5. Забелина Е. В. Результаты исследования феномена беспомощности в структуре интегральной индивидуальности подростка // Вестник Томского государственного университета. - 2008. - № 312. - С. 165-169.

6. Зимняя И. А. Стратегия воспитания: воз-

можности и реальность // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - № 1. - С. 67-74.

7. Магомедова Н. Т. Исследование взаимосвязи стиля каузальной атрибуции достижений с индивидуально-психологическими особенностями личности // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия «Психологические науки». «Акмеология образования». -Т. 12. - № 1. - 2006.

8. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога. - 1998. -№ 3. - С. 24-25.

9. Новиков А. М. Основания педагогики. - М. : Эгвес, 2010.

10. Селигман М. Новая позитивная психология.

- М. : София, 2006.

11. Смирнова Е. О., Быкова М. В. Структура и динамика родительского отношения // Вопросы психологии. - 1999. - № 6. - С. 2935.

12. Шукина А. С., Богданова В. П. Исследование репродуктивных установок молодежи для целей региональной демографический политики. - 1^1.: http://www.krugosvet.ru (19 декабря 2010).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.