Научная статья на тему 'Взаимосвязь стиля воспитания матери с самоотношением ребенка в подростковом возрасте'

Взаимосвязь стиля воспитания матери с самоотношением ребенка в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1841
409
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Купченко В. Е., Ляшенко И. Н.

This article presents the results of an empirical study on the relationship of various parameters of maternal education and samoootnosheniya their children in their teens. Establishing relationships indicates greater significance underlying the adoption of the child's parent in the development of self-relation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь стиля воспитания матери с самоотношением ребенка в подростковом возрасте»

УДК 159.9:316.356.2+159.923.2+159.922.736.4

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТИЛЯ ВОСПИТАНИЯ МАТЕРИ С САМООТНОШЕНИЕМ РЕБЕНКА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

В.Е. КУПЧЕНКО, И.Н. ЛЯШЕНКО

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

This article presents the results of an empirical study on the relationship of various parameters of maternal education and samoootnosheniya their children in their teens. Establishing relationships indicates greater significance underlying the adoption of the child's parent in the development of self-relation.

Проблема детско-родительских отношений имеет давние традиции и историю изучения как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Данной проблеме посвящено большое количество работ таких зарубежных авторов, как Р. Бернс, А. Болдуин, Д. Боумрид, В. Сатир, Э. Эриксон. И таких отечественных авторов, как Т.В. Андреева, А.Я. Варга, В.И. Гарбузов, А.И. Захаровец, О.А. Карабанова, А.Е. Личко, Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская, Г.Г. Филиппова, И.В. Шаповалова, Л.Б. Шнейдер Э.Г. Эйдемиллер и др. Данные специалисты в своих работах развернуто отражают вопросы, касающиеся влияния стилей воспитания детей, вариантов семьи, детско-родительских позиций, функции семьи, влияние родителей на личностное и психическое развитие детей и их адаптацию в социуме [1].

Такие отечественные психологи, как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, О.А. Карабанова, В.С. Мухина, С.Л. Рубенштейн, Э.Г. Эйдемиллер в качестве главного детерминанта развитии личности называют социальный опыт, воплощенный семейными взаимоотношениями, подразумевающими детско-родительское взаимодействие, осуществляемое на протяжении всего развития личности. При этом в процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но формирования структуры самосознания -формирование «Я-концепции», системы

внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я», которые в будущем будут определять отношение ребенка к себе и специфику взаимоотношения ребенка с окружающим миром.

При этом в психологии развития ребенка известны факты того, что факторы, влияющие на становление детской психики, в одном случае способствуют, а в другом препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Так, в одних условиях факторы детско-родительских взаимоотношений будут способствовать формированию эффективной мо-тивационно-потребностной системы ребенка, позитивному взгляду на мир и на самого себя, и те же самые факторы, но с другим психологическим содержанием, будут приводить к ущербному развитию потребностей и мотивов, низкому самоуважению, недоверию к окружающим [2].

Н.И. Сарджвеладзе пишет: «Личность -системообразование, не только имеющее определенный статус в системе социальных отношений и установочное отношение к социальному окружению, но и особым образом относящееся к самому себе и характеризующееся особым образованием - подструктурой самоотношения» [3, с. 92]. Таким образом, самоотношение представляет собой составляющую личности, представленную особым отношением к себе. По мнению многих авторов, «периодом возникновения сознательного “Я” как бы постепенно ни формировались

© Купченко В.Е., Ляшенко И.Н., 2012

отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и юношеский возраст» (цит. по [4, с. 168]).

Особенностью самоотношения в подростковом возрасте является то, что выработанные системы оценок и отношений как к себе, так и к окружающим людям начинают определенным образом трансформироваться, оказываясь под влиянием ранее сформированного отношения родителей к ребенку и оценочных суждений сверстников. Подросток находится в постоянном стремлении познать себя как личность, обладающую присущими только ей качествами, определить для себя системы эталонов самооценивания и самоотноше-ния, развить способность к рефлексии, определить свое место в обществе и тот идеал, к которому он будет стремиться.

Перейдем непосредственно к определению понятия «самоотношение». Анализируя западную литературу, мы можем сказать, что наряду с понятием «самоотношение» авторы также используют понятия «глобальная самооценка» и «общее самоуважение» в качестве синонимов. Так, в западной литературе выделяются пять основных подходов к пониманию самоотношения и его структуры [5; 6]. Обобщая основные подходы к пониманию самоотношения, можно сделать вывод, что самоотношение - это структура, состоящая из частных самооценок, выражающаяся степенью положительности субъекта к себе.

С позиции А.А. Бодалева и В.В. Столина самоотношение представляет собой переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и Я-образ [7].

Иерархическая модель структуры само-отношения, предложенная В. В. Столиным, является основанием нашего исследования. Наиболее разработанная в отечественной литературе структура самоотношения включает в себя три уровня, отличающихся по степени обобщенности.

1. Глобальное самоотношение - внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.

2. Самоотношение, дифференцированное по:

• самоуважению. Речь идет о том аспекте

самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследова-тельным, понимание самого себя;

• аутосимпатии. В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе - видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению;

• самоинтересу. Отражает меру близости к самому себе, в частности, интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других;

• ожиданиям отношения к себе. Отражает ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

3. Уровень конкретных действий (готовности к ним) в отношении к своему «Я».

Как уже было сказано, развитие человека как личности осуществляется в родительской семье, в процессе воспитания. Поэтому стоит отметить, что в развитии самоотношения подростка главную роль играют именно родители, которые обусловливают становление представлений подростка о себе, его жизненных ценностей и идеалов, которые на начальных этапах становления самосознания и самоот-ношения ребенка транслируются именно от родителей. Эмоциональная привязанность ребенка к родителям определяет своеобразную зависимость самосознания ребенка от родительского отношения и имеющегося у родителя образа ребенка, вследствие этого у ребенка закладывается основа для благоприятного или неблагоприятного развития самоотношения как результат усвоения им определенных параметров родительского отношения, обусловленных стилем семейного воспитания. Однако существует мнение [8] о негативном влиянии психологической зависимости подростка от родителей на его личностное развитие, в частности на дисгармоничное развитие их Я-кон-цепции. Это объясняется тем, что важнейшей задачей подросткового возраста является достижение психологической независимости, а именно автономии, способности к самоуправлению, самостоятельной позиции от оценок, эмоциональной дифференцированности и установлению границ личностного пространства подростка в детско-родительских отношениях. Но, несмотря на стремление подростков к автономии, у них сохраняется потребность в поддержке их родителями.

Таким образом, отношения с родителями в подростковом возрасте также остаются для

ребенка крайне значимыми, но уже не в плане получения необходимой помощи и поддержки от родителей, а в плане солидарности, соучастии родителей, чувстве значимости отношений. У подростков увеличивается потребность в построении и развитии детско-родительских отношений. Поэтому образ детско-родительских отношений «глазами подростка» становится важнейшим условием их трансформации и развития [9].

Основанием исследования стилей воспитания, подразумевающих под собой конкретные особенности детско-родительского взаимодействия, для нас является работа И.М. Марковской [10], которая, проанализировав стили воспитания, выделенные различными авторами, обобщила параметры, являющиеся основанием выделения различных стилей, и представила следующие шесть параметров детско-родительского взаимодействия:

• автономия - контроль по отношению к ребенку;

• отвержение - принятие ребенка родителем;

• требовательность родителя;

• степень эмоциональной близости, привязанности ребенка к родителю;

• строгость родителя;

• непоследовательность - последовательность родителя.

Диагностируя выделенные параметры, в конкретной семье можно тщательно разобраться в каких сферах детско-родительских отношений могут быть разногласия и прогнозировать развитие определенных личностных качеств ребенка.

Проблема нашего исследования заключается в поиске взаимосвязи стиля воспитания родителя, характеризующегося отдельными параметрами детско-родительского взаимодействия: автономия - контроль, отвержение

- принятие; требовательность; степень эмоциональной близости, привязанности; строгость; непоследовательность - последовательность с определенным уровнем самоот-ношения в подростковом возрасте.

Знание о взаимосвязи особенностей детско-родительского взаимодействия с определенным уровнем самоотношения ребенка, а также знание особенностей восприятия подростками детско-родительских взаимоотношений, определяющих характер их общения и взаимодействия с родителями, позволит определить особенности развития подростков и

на основе этого разработать мероприятия по коррекции дисгармоничных детско-родительских взаимоотношений и искаженного само-отношения личности.

Выбор исследования в нашей работе именно стиля воспитания матери мы обосновываем, опираясь на результаты исследования психологических особенностей восприятия подростками детско-родительских отношений в современной российской семье, проводимого О.А. Карабановой, А.И. Подольским и Е.И. Захаровой. Одним из выводов данного исследования является то, «что дети подросткового возраста воспринимают мать более активно включенной в процесс воспитания и здесь ей принадлежит главенствующая роль в семье, в то время как отца они воспринимают как более пассивного фактически «самоустраняющегося» из процесса воспитания по мере взросления подростков» [11, с. 218-220]. Такое распределение ролей между матерью и отцом в реализации воспитательной функции семьи с подростками находит отражение в существенно более высокой степени директивности матери по сравнению с отцом.

Объект исследования: детско-родительские взаимоотношения. Предмет: особенности стиля воспитания матери и самоотноше-ние ребенка в подростковом возрасте.

Целью нашего исследования явилось выявление взаимосвязи особенностей стиля воспитания матери с самоотношением ребенка в подростковом возрасте. Данная цель достигалась через решение следующих задач:

1. Изучить особенности материнского стиля воспитания.

2. Выявить особенности самоотношения детей в подростковом возрасте.

3. Определить взаимосвязь особенностей стиля воспитания матери с самоотношением ребенка в подростковом возрасте.

На этапе планирования исследования нами сформулирована следующая теоретическая гипотез: между особенностями стиля воспитания матери и самоотношением детей существует взаимосвязь.

Эмпирические гипотезы:

1. Представление матери и ребенка об особенностях стиля воспитания значимо не различается.

2. Особенностью самоотношения в подростковом возрасте является внутренне недифференцированное чувство «за» или «против» самого себя и аутосимпатия.

3. Параметры стиля воспитания матери: отвержение -принятие и непоследовательность - последовательность родителя положительно коррелируют с самоотношением ребенка.

Основными факторами при формировании выборки являлись:

1. Подростковый возраст ребенка.

2. Кровнородственные связи между матерью и ребенком.

3. Полоролевая идентификация.

Выборку исследования составили 30 респондентов женского пола в возрасте от 13 до 46 лет, из которых 15 детей в возрасте 1314 лет, обучающихся в 7 классе одной из средних школ Омска, и 15 матерей в возрасте 28-46 лет. Кроме возраста матерей нами были учтены критерии, способные оказать влияние на результаты исследования, такие как уровень образования матери, состав семьи (полная, неполная), количество детей в семье, сиблинговая позиция обследуемого ребенка.

В результате учета всех данных мы получили следующий состав респондентов: 80 % матерей имеют средне-специальное образование, 20 % высшее или неоконченное высшее образование; 46 % матерей имеют двоих детей и 53 % матерей имеют от 3-6 детей; 66 % детей имеют обоих родителей (мать и отца), 33 % детей имеют только одного родителя (мать); 20 % детей являются младшими детьми в семье, 26 % детей - средними и 53 % являются старшим ребенком в семье.

Для диагностики мы использовали методику «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР)» И.М. Марковской [12]. Для выявления уровня самоотно-шения подростков мы использовали «Тест-

опросник самоотношения В.В. Столина», построенный в соответствии с разработанной В.В. Столиным иерархической моделью структурой самоотношения [13].

При статистической обработке эмпирических данных нами были использованы программы вычисления MS Excel, SPSS 14.0, а именно следующие методы:

1. Критерий асимметрии и эксцесса, применяемый нами для проверки полученных результатов на соответствие нормальному закону распределения.

2. t-критерий Стьюдента для двух зависимых выборок, применяемый в нашем исследовании для выявления различий в представлении особенностей стиля воспитания матерью и ребенком.

3. t-критерий Вилкоксона, применяемый в нашем исследовании для выявления различий в представлении особенностей стиля воспитания матерью и ребенком.

4. Метод ранговой корреляции г-Спир-мена, применяемый в нашем исследовании для определения взаимосвязи особенностей стиля воспитания матери с самоотношением ребенка.

Положительная корреляция на уровне тенденции обнаружена между параметром стиля воспитания «мягкость-строгость» и са-моинтерес подростка (rs = 0,459, 0,05 < р < 0,1). Это означает то, что чем строже родитель относится к ребенку, тем выше самоинтерес у подростка (см. рис. 1). Данную тенденцию можно интерпретировать, учитывая при этом то, что уровень строгости повышается не до максимальных его пределов, подразумевающих очень суровые и строгие меры, применяемые к ребенку.

Рис. 1. Взаимосвязь параметра «строгость» и «принятие» с самоотношением подростков

Взаимосвязь между строгостью родителя и самоинтересом ребенка, можно объяснить тем, что мать, устанавливая во взаимоотношениях с ребенком жесткие правила, строгие меры, применяемые к ребенку, тем самым может способствовать увеличению близости ребенка к самому себе, интересу к собственным мыслям и чувствам. Кроме этого строгие меры и правила, устанавливаемые матерью, воспринимаются детьми как общее выражение значимости ребенка, что придает ребенку

уверенности в своей интересности для других, в частности для матери.

С помощью корреляционного анализа были выявлены следующие значимые взаимосвязи: прямая взаимосвязь последовательности родителя с глобальным самотношением подростка (г8 = 0,437, р < 0,05), т. е. чем последовательнее родитель при взаимодействии с ребенком, тем выше глобальное самоотноше-ние, внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя (см. рис. 2).

прямая значимая связь при р < 0,05

Рис. 2. Взаимосвязь параметра «последовательность родителя» с глобальным самоотношением подростков

Последовательность родителя при взаимодействии с ребенком является важнейшим условием стабильности сохранения основных характеристик воспитательного процесса -типа эмоционального принятия ребенка, количества и содержания требований и запретов, вида контроля, способов разрешения конфликтов. Что в совокупности формирует у ребенка стабильное внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.

Кроме этого выявлена положительная взаимосвязь параметра «принятие родителем ребенка» с самоинтересом подростка (г8 = 0,535, р < 0,05) данная взаимосвязь была выявлена и при корреляции особенностей стиля воспитания матери в представлении ребенка с уровнем самоотношения подростков, но только на уровне тенденции. Так, выявленная взаимосвязь принятия родителем ребенка с самоинтересом (см. рис. 3), подтверждает данную тенденцию.

- прямая значимая связь при р < 0,05;

- обратная значимая связь при р < 0,05

Рис. 3. Взаимосвязь параметра «эмоциональная близость» и «принятие» с самоотношением подростков

Значимая взаимосвязь выявлена между эмоциональной близостью и самоинтересом (см. рис. 3), причем корреляция является обратной, т. е. чем выше эмоциональная близость, тем ниже самоинтерес ребенка (rs = -0,594, р < 0,05). Данная взаимосвязь является довольно необычной на первый взгляд, но тем не менее она отражает специфику подросткового возраста, проявляющуюся в стремлении подростка к психологической независимости, а именно автономии, способности к самоуправлению, самостоятельной позиции от оценок, эмоциональной диффе-ренцированности и установлению границ

личностного пространства в детско-родительских отношениях. В своем стремлении познать себя, быть близким самому себе и готовым общаться с собой «на равных» подростку необходимо эмоционально отдалится от родителя для того, чтобы разобраться в собственных мыслях и чувствах и сформировать собственную систему эталонов самооценивания и самоотношения.

Кроме выявленных корреляций, соответствующих уровню значимости, также можно сказать о некоторых тенденциях взаимосвязи особенностей стиля воспитания с самоотно-шением ребенка (см. рис. 4).

прямая связь при 0,05 < р < 0,1

Рис. 4. Взаимосвязь параметра «контроля» с самоотношением подростков

Так, между контролем родителя и само-интересом подростка на уровне тенденции выявлена положительная взаимосвязь (rs = 0,426, 0,05 < р < 0,1). Данную взаимосвязь можно объяснить тем, что при повыше -нии контроля со стороны матери по отношению к ребенку у ребенка формируется уверенность в своей интересности для других, в частности для матери. Кроме того, повышение контроля может способствовать повышению близости ребенка к самому себе, а именно проявлению интереса к собственным мыслям и чувствам.

Также выявлена взаимосвязь параметра стиля воспитания с несколькими параметрами самоотношения ребенка, а именно между параметром «отвержение-принятие» родителем ребенка выявлена положительная корреляция с самоуважением, аутосимпатией и ожидаемым отношением от других (rs = 0,487, rs = 0,495, rs = 0,432, 0,05 < р < 0,1). Это означает, что чем выше параметр принятия родителем ребенка, тем выше у ребенка самоуважение, аутосимпатия и ожидание позитивного отношения от других (см. рис. 5).

Взаимосвязь принятия родителем ребенка сразу с несколькими параметрами само-отношения подростка говорит об огромной важности базового принятия родителями своих детей. Выявленные взаимосвязи еще раз подтверждают, что безусловное принятие и поддержка родителем своего ребенка являются важным условием таких параметров самоотношения ребенка, как внутренняя последовательность, самопонимание, самоуверенность и самопринятие. Кроме того, базовое принятие родителем ребенка подкрепляет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей и обусловливает ожидание ребенком позитивного отношения к себе окружающих людей.

Обобщая полученные результаты, мы можем сказать, что поставленная нами гипотеза о наличии положительной корреляции параметров «отвержение-принятие» и «непоследовательность-последовательность» с са-моотношением подростков нашла свое подтверждение.

Рис. Б. Взаимосвязь параметра «принятия» с самоотношением подростков

Анализируя выявленные взаимосвязи особенностей стиля воспитания матери с са-моотношением ребенка, мы можем сказать, что в представлении особенностей стиля воспитания матерью и уровнем самоотношения подростков выявлено больше взаимосвязей, чем между особенностями стиля воспитания в представлении детей и их уровнем самоот-ношения. Это можно объяснить тем, что возможно дети в период подросткового кризиса и появляющегося «чувства» взрослости не могут в полной мере оценить особенности воспитательной ситуации в семье, уловить определенные тонкости воспитания, в связи с возникающим желанием достичь автономии, самостоятельности, приобрести авторитет у родителей и общаться с ними на равных.

В итоге можно сказать, что выявленная взаимосвязь между особенностями стиля воспитания с позиции матери и самоотношением подростков подтверждает, что стиль воспитания матери играет важную роль в личностном развитии ребенка, в частности в формировании самоотношения в подростковом возрасте.

1. Андреева Е. Н. Самоотношение и проблемы переживания в подростковом возрасте і материалы 13-й международной конференции молодых ученых «Человек, природа, общество, актуальные проблемы психологии», 2б-З0 декабря 2002 г. - СПб. і Изд-во СПбГУ, 2002. - С. 2B6.

2. Сатир В. Как строить себя и свою семью і пер. с англ. - М. і Педагогика-пресс, 1992.

- 190 с.

3. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси : Мецниереба,1989. - 206 с.

4. Кон И. С. Открытие «Я». - М. : Политиздат, 1978. - 367 с.

5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание : пер. с англ. - М. : Прогресс, 1986. -422 с.

6. Маслова Е. А. Психологическая природа самооценки, место самооценки в структуре самосознания личности - М. : МПГУ, 2002. -78-83 с.

7. Столин В. В. Самосознание личности. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 288 с.

8. Макушина О. П. Психологическая зависимость подростков от родителей : дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001. - 143 с.

9. Goodnow J. J. Parent's ideas, children's ideas: Correspondence and divergence // I. E. Sigel, A. V. McGillicuddy-DeLisi & J. J. Goodnow (eds.). Parental Belief systems. - Hillsdale, NJ, 1992. - P. 293-317.

10. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. Цели, задачи и основные принципы. - СПб. : Речь, 2005. - 150 с.

11. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие. - М. : Гардарики, 2005. - 320 с.

12. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Семейная психология и семейная терапия. -1999. - № 2. - С. 94-108.

13. Столин В. В., Пантилеев С. Р. Опросник самоотношения // Практикум по психодиагностике : психодиагностические материалы. -М., 1988. - С. 123-130.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.