Научная статья на тему 'Взаимосвязь стилевых особенностей педагогической деятельности и свойств индивидуальности учителя физической культуры'

Взаимосвязь стилевых особенностей педагогической деятельности и свойств индивидуальности учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / INDIVIDUAL STYLE / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TEACHING ACTIVITY / СТРУКТУРА / STRUCTURE / ДЕТЕРМИНАЦИЯ / DETERMINATION / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / INDIVIDUALITY / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубков А. Е.

The purpose of the present research was to identify the relations of style characteristics of pedagogical activity with a system of multi-level features of individuality, with work experience, with a level of teaching skills of physical education teachers and gender factor. Conclusions: 1. The style of work of physical education teachers is a multicomponent education characterized by specific features of activity and determined by the system of features of integral individuality. 2. There were experimentally identified the varieties of styles of pedagogical activity of teachers such as "uncompromising ", "methodical -evaluating", "gentle", "positive approving" and " inferior", associated with different combinations of properties of the personality of physical education teachers. 3. A distinctive feature of the styles of pedagogical activity of master teachers is the dependence of their styles of activity by the predominance of the personality characteristics of activity such as balance, activity, mental tempo and self-confidence. We allocated the following styles of teaching activity: "creative collaboration", "estimating" and "constructive business", determined by the systems of multi-level individual properties. 4. The comparison of the results of the factor analysis carried out on samples determined by the gender characteristic shows that "male" pedagogical styles are focused on the mutual actions and solution of the problem, while "female" on mutual actions and themselves. 5. The inclination of physical education teachers to use creative and improvisational techniques of educational activity is associated with school experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь стилевых особенностей педагогической деятельности и свойств индивидуальности учителя физической культуры»

УДК: 796.077.5

ВЗАИМОСВЯЗЬ

стилевых особенностей педагогической деятельности и свойств индивидуальности учителя физической культуры

А.Е. Зубков

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь

CORRELATION OF STYLE FEATURES OF PEDAGOGICAL ACTIVITY AND INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF PHYSICAL EDUCATION TEACHER A.E. Zubkov

Perm state humanitarian-pedagogical university, Perm Key words: individual style, teaching activity, structure, determination, individuality, integration. The purpose of the present research was to identify the relations of style characteristics of pedagogical activity with a system of multi-level features of individuality, with work experience, with a level of teaching skills of physical education teachers and gender factor. Conclusions:

1. The style of work of physical education teachers is a multicomponent education characterized by specific features of activity and determined by the system of features of integral individuality.

2. There were experimentally identified the varieties of styles of pedagogical activity of teachers such as "uncompromising ", "methodical -evaluating", "gentle", "positive approving" and " inferior', associated with different combinations of properties of the personality of physical education teachers.

3. A distinctive feature of the styles of pedagogical activity of master teachers is the dependence of their styles of activity by the predominance of the personality characteristics of activity such as balance, activity, mental tempo and self-confidence. We allocated the following styles of teaching activity: "creative collaboration", "estimating" and "constructive business", determined by the systems of multi-level individual properties.

4. The comparison of the results of the factor analysis carried out on samples determined by the gender characteristic shows that "male" pedagogical styles are focused on the mutual actions and solution of the problem, while "female" - on mutual actions and themselves.

5. The inclination of physical education teachers to use creative and improvisational techniques of educational activity is associated with school experience.

Ключевые слова: индивидуальный стиль, педагогическая деятельность, структура, детерминация, индивидуальность, интеграция.

Введение. Переход российской школы к личностно-раз-вивающей парадигме обучения и воспитания ставит перед учителем новые задачи, решение которых невозможно без постоянного профессионального роста. Достижение учителем физической культуры высокого уровня профессионального мастерства требует соотнесения приёмов педагогической работы с индивидуальными особенностями учителя, что делает необходимым формирование индивидуального стиля деятельности (ИСД). Как показано исследованиями В. С. Мерлина [4], Е. А. Климова [2] и др., выработка ИСД основывается на использовании психологических механизмов адаптации, компенсации и системоо-бразования, что содействует наиболее полной реализации способностей педагога. Наше экспериментальное исследование направлено на изучение структуры стиля деятельности учителя физической культуры как целостного образования, детерминированного системой разноуровневых свойств индивидуальности: нейродинамических, психодинамических и личностных.

Цель исследования - выявление связи стилевых характеристик педагогической деятельности с системой разноуровневых свойств индивидуальности, со стажем работы, с уровнем педагогического мастерства учителей физической культуры и с гендерным фактором.

Организация и методы исследования. Экспериментальную выборку составили 85 учителей физической культуры Пермского края. С целью

изучения нейро- и психодинамических особенностей педагогов нами использовались опросники А. И. Щебетенко; для исследования личностных свойств - опросники Р. Кеттела, С. Р. Пантелеева, В. В. Столина и Дж. Роттера. Стилевые характеристики педагогической деятельности изучались с помощью методики А. К. Марковой [3], О. И. Моткова, Ю. С. Шведчиковой, стиль разрешения конфликтов - с помощью опросника К. Томаса. Полученный нами эмпирический материал был обработан методами корреляционного и факторного анализов.

Результаты исследования указывают на то, что существуют статистически значимые связи показателей стиля педагогической деятельности (СПД) с комплексом разноуровневых свойств индивидуальности учителей физической культуры. Данные корреляционного анализа говорят о наличии связи авторитарного стиля с такими личностными характеристиками педагогов, как эмоциональность (0,23), импульсивность (0,20) и напряжённость (0,20). Показатели стиля эмпа-тийного сотрудничества сопряжены с подвижностью нервных процессов (0,21), низкой психодинамической тревожностью (-0,22), высокой пластичностью (-0,28) и такими личностными свойствами, как общительность (0,32), мягкость (0,21), оптимистичность (0,28), доверчивость (-0,22), непосредственность (-0,22) и спокойствие (-0,20). Авторитарные педагоги более подвержены фрустрации в напряжённой ситуации по сравнению с педагогами, предпочитающими стиль эм-патийного сотрудничества (соответственно 0,20; -0,20).

Анализ корреляционных связей педагогических стилей по А. К. Марковой со свойствами индивидуальности выявил наличие специфических симптомокомплексов индивидуальных свойств. Показатели рассуждающе-методического стиля связаны с низкой подвижностью нервной системы (-0,28), низкими показателями реактивности (-0,22), психодинамической общительности (-0,20), замкнутости (-0,20), депрессивности (0,31) и жёсткости (-0,24). У педагогов, культивирующих импровизационные стили, отмечается отсутствие связи со склонностью к авторитарным методам руководства (-0,22; -0,36) и наличие связи с показателями позитивного самоотношения (0,20). Выявлена положительная связь стажа педагогической работы с показателями, характеризующими творческое (0,27) и проблемное (0,31) обучение. Нами обнаружена отрицательная связь стажа с показателями рассуждающе-методического

стиля (-0,35) и положительная - с показателями рассуждающе-импровизационного (0,21) и эмоционально-импровизационного (0,43) стилей. Применение факторного анализа позволило выделенные симптомокомплексы интерпретировать как разновидности ИСД. В первый фактор наряду с отрицательным показателем склонности к стратегии компромисса (-0,58) вошли: слабость процесса торможения (-0,49), реактивность (0,43), а также высокая напряжённость (0,57). Этот фактор можно условно обозначить как фактор «бескомпромиссного» поведения. Во второй фактор вошли показатели рассуждающе-методического (0,43) стиля и оценочных действий (0,43) в сочетании с такими личностными свойствами, как подозрительность (0,59), авторитарность (0,45) и отсутствие зависимости от группы (-0,54). Исходя из содержания компонентов этого фактора, его можно интерпретировать как проявление «методичного оценивающего» стиля педагогической деятельности. Третий фактор включает отсутствие склонности к порицающим действиям (-0,68) в соединении с такими личностными свойствами, как чувствительность (0,44), общительность (0,49), податливость (0,54) и мечтательность (0,52). Это сочетание признаков можно обозначить как проявление «мягкого» стиля педагогической деятельности. Четвёртый фактор включает отсутствие склонности к порицающим действиям (-0,68) наряду с такими личностными свойствами, как общительность (0,41), выдержка (0,57), ответственность (0,43), социальная смелость (0,57) и креативность (0,47). Такой комплекс мы обозначили как «позитивный одобряющий» стиль деятельности педагога. В пятый фактор вошли показатели склонности к стратегии приспособления в конфликтной ситуации (0,40) в сочетании с показателями конкретности мышления (-0,54), низкого уровня самоуважения (-0,59) и низкого уровня субъективного контроля (-0,39). Поскольку «приспособление» в понимании К. Томаса -это принесение в жертву собственных интересов ради другого, мы интерпретировали данный фактор как стиль «уступающего поведения».

Факторизация исследуемых переменных по результатам эмпирического исследования учителей-мастеров позволила выделить три СПД. В 1-й фактор со значимыми весами вошли: умение устанавливать отношения сотрудничества (0,53), сила процесса возбуждения (0,80), сила процесса торможения (0,78), низкая тревожность (-0,66), высокая активность (0,49) и резистентность (0,67), эмоциональная устойчивость (0,46),

№ 5 • 2014 Май | Мау

17

mm

профессиональное образование

доминантность (0,42), низкая напряжённость (-0,73) и высокая креативность (0,60). Мы интерпретировали этот фактор как стиль «креативного сотрудничества». Во 2-й фактор вошли: стремление к углублённой подготовке к занятиям (0,56), склонность к оценочным действиям (0,79) в сочетании с активностью (0,40), психическим темпом (0,42), пластичностью (-0,64) и подозрительностью (0,56). Мы интерпретировали этот фактор как проявление «оценивающего» стиля. В состав 3-го фактора вошли показатели склонности к рассуждающе-методическому стилю (0,76), психодинамической активности (0,48) и психического темпа (0,48), практичности (-0,59), уверенности в себе (0,49), авторитарности (0,61), низкой эм-патийности (-0,41). Данный СПД мы обозначили как «конструктивный деловой».

Сопоставление данных корреляционного анализа по группам учителей физической культуры, выделенным по гендерному признаку, указывает на то, что стилевые особенности у мужчин и у женщин могут быть обусловлены различными, порой противоположными, свойствами индивидуальности. Так, склонность к авторитарным методам педагогического воздействия сопряжена у мужчин с преобладанием 2-й сигнальной системы, а у женщин - 1-й сигнальной системы. Вместе с тем другие стилевые особенности сопряжены у мужчин и женщин - учителей физической культуры с одними и теми же свойствами индивидуальности. Такая амбигендерность обнаруживается и в корреляциях с участием свойств индивидуальности, имеющих гендерную окраску: фактор I (мягкость, женственность - жёсткость, мужественность) коррелирует со склонностью к коммуникативным действиям, а фактор Н (робость - смелость) - со склонностью к использованию творческих методов воспитания. Этот факт указывает на то, что при склонности к коммуникативным действиям педагоги-мужчины проявляют свойства мягкости, женственности, а при склонности к применению творческих методов педагоги-женщины проявляют социальную смелость - качество, более распространённое среди мужчин. Данное проявление можно отнести к понятию андрогинии - гибкому соединению черт мужского и женского характера. С помощью факторного анализа, проведённого на выборках, выделенных по гендерному признаку, была выделена гамма разновидностей СПД: три у женщин и три у мужчин. Сопоставление их структурных компонентов показывает, что «мужские» СПД имеют направленность на взаимные действия

и на решение задачи, тогда как «женские» -на взаимные действия и на себя. В результате исследования можно сделать выводы:

1. Стиль деятельности учителей физической культуры представляет собой многокомпонентное образование, характеризующееся специфическими особенностями деятельности и детерминированное системой свойств интегральной индивидуальности.

2. Экспериментально выявлены такие разновидности СПД учителей, как «бескомпромиссный», «методичный-оценивающий», «мягкий», «позитивный одобряющий» и «уступающий», сопряжённые с разными сочетаниями свойств индивидуальности учителей физической культуры.

3. Отличительной особенностью СПД педагогов-мастеров является обусловленность их стилей деятельности преобладанием таких свойств индивидуальности, как уравновешенность, активность, психический темп и уверенность в себе. Нами выделены следующие стили педагогической деятельности: «креативного сотрудничества», «оценивающий» и «конструктивный деловой», детерминированные системами разноуровневых свойств индивидуальности.

4. Сопоставление результатов факторного анализа, проведённого на выборках, выделенных по гендерному признаку, показывает, что «мужские» педагогические стили имеют направленность на взаимные действия и на решение задачи, тогда как «женские» - на взаимные действия и на себя.

5. Склонность учителей физической культуры к применению творческих и импровизационных методов образовательной деятельности сопряжена со стажем работы в школе.

Литература

1. Вяткин Б.А. Психология стилей человека: учеб. пособие / Б.А. Вяткин, М.Р. Щукин. - М. - Пермь: Изд. Книжный мир. - 2013. -128 с.

2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы / Е.А. Климов. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. - 378 с.

3. Маркова А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

4. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В.С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

References

1. Vyatkin, B.A. Psychology of human styles: study guide / B.A. Vyatkin, M.R. Shchukin. - Moscow - Perm: Knizhny mir. - 2013. -128 P. (In Russian)

2. Klimov, E.A. Individual style of activity depending on the typological properties of the nervous system / E.A. Klimov. - Kazan: Publ. hp-se of Kazan un-ty, 1969. - 378 P. (In Russian)

3. Markova, A.K. Psychology of teacher's work / A.K. Markova. -Moscow: Prosveschenie, 1993. - 192 P. (In Russian)

4. Merlin, V.S. Essay of the integral study of individuality / V.S. Merlin. - Moscow: Pedagogika, 1986. - 256 P. (In Russian)

Информация для связи с автором: [email protected]

Поступила в редакцию 18.02.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.