Научная статья на тему 'Стилевые особенности педагогической деятельности в зависимости от пола учителя физической культуры'

Стилевые особенности педагогической деятельности в зависимости от пола учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
365
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕТЕРМИНАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГЕНДЕРНЫЙ ФАКТОР / STYLE OF TEACHING ACTIVITY / DETERMINATION / INTEGRATION / GENDER FACTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубков Александр Евгеньевич

Исследованы связи стилевых характеристик педагогической деятельности учителя физической культуры с системой разноуровневых свойств индивидуальности и с гендерным фактором. Установлено, что стилевые особенности у мужчин и у женщин учителей физической культуры могут быть обусловлены различными, порой противоположными, свойствами индивидуальности. Экспериментально обнаружены разновидности стиля педагогической деятельности учителей физической культуры -мужчин и женщин, сопряжённые с различными сочетаниями индивидуальных свойств учителя физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERRELATION OF STYLE FEATURES OF PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH GENDER OF PHYSICAL EDUCATION TEACHER

There were experimentally identified the varieties of styles ofpedagogical activity of physical education teachers of mans and of women.

Текст научной работы на тему «Стилевые особенности педагогической деятельности в зависимости от пола учителя физической культуры»

modern youth is considered. Rosto-weight, obkhvatny and total data of physical development of students, and also results of development of the physical qualities which are the base of physical fitness and a functional condition of students are submitted.

Key words: health, healthy lifestyle, physical training, student's youth, monitoring.

Guba Vladimir Petrovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, honored worker of the higher school of the Russian Federation, smolguba6 7amail. ru, Russia, Smolensk, Smolensk State University,

Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, director, egorovw a,mail. ru, Russia, Tula, Tula State University,

Gryazeva Elena Dmitriyevna, candidate of engineering Sciences, associate professor, department chair, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.011

СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

А.Е. Зубков

Исследованы связи стилевых характеристик педагогической деятельности учителя физической культуры с системой разноуровневых свойств индивидуальности и с гендерным фактором. Установлено, что стилевые особенности у мужчин и у женщин - учителей физической культуры могут быть обусловлены различными, порой противоположными, свойствами индивидуальности. Экспериментально обнаружены разновидности стиля педагогической деятельности учителей физической культуры -мужчин и женщин, сопряжённые с различными сочетаниями индивидуальных свойств учителя физической культуры.

Ключевые слова: стиль педагогической деятельности, детерминация, интеграция, гендерный фактор.

Реформирование российской школы ставит перед учителем новые задачи, решение которых невозможно без постоянного профессионального роста. Достижение учителем физической культуры высокого уровня профессионального мастерства требует соотнесения приёмов педагогической работы с индивидуальными особенностями учителя, что делает необходимым формирование индивидуального стиля деятельности. Как показано исследованиями В.С. Мерлина [4], Е.А. Климова [2], Б.А. Вяткина, [1], М.Р. Щукина [1] и др., выработка стиля деятельности основывается на использовании психологических механизмов адаптации, компенсации и системообразования, что содействует наиболее полной реализации способностей педагога. Одним из факторов, оказывающих влияние на стилевые особенности профессиональной деятельности

учителя физической культуры, является пол учителя. Исследований, посвящённых изучению взаимосвязи стиля учителя физической культуры и гендерного фактора, в доступной нам литературе обнаружить не удалось.

Цель настоящего исследования, проведённого в 2010-2011 гг., -выявление связи стилевых характеристик педагогической деятельности учителя физической культуры с системой разноуровневых свойств индивидуальности и с тендерным фактором.

Организация и методы исследования. Экспериментальную выборку составили 85 учителей физической культуры Пермского края. С целью изучения нейро- и психодинамических особенностей педагогов нами использовались опросники А.И .Щебетенко; для исследования личностных свойств - опросники Р. Кеттелла, С.Р. Пантелеева - В.В. Столина и Дж. Роттера. Для выявления стилевых характеристик педагогической деятельности использовались методики А.К. Марковой [3], О.И. Моткова, Ю.С. Шведчиковой, для изучения стиля разрешения конфликтов -опросник К. Томаса. С целью анализа влияния гендерного фактора на стилевые особенности педагогической деятельности учителей физической культуры их общая выборочная совокупность (85 чел.) нами была разделена по признаку пола на выборку учителей-мужчин (47 чел.) и выборку учителей-женщин (38 чел.). Полученный нами эмпирический материал был обработан методами корреляционного и факторного анализов.

Результаты исследования. Некоторые данные корреляционного анализа (уровень значимости р < 0,05) представлены в табл. 1.

Сопоставление данных корреляционного анализа по группам учителей физической культуры, выделенным по признаку пола, указывает на то, что стилевые особенности у мужчин и у женщин могут быть обусловлены различными, порой противоположными, свойствами индивидуальности. Так, склонность к авторитарным методам педагогического воздействия сопряжена у мужчин с преобладанием 2-й сигнальной системы, а у женщин - с преобладанием 1-й сигнальной системы. Показатель эмпатийности педагогического стиля связан у мужчин с положительным значением показателя реактивности, а у женщин - с отрицательным значением этого показателя. Показатель склонности к установлению отношений сотрудничества сопряжён с интровертированностью: у мужчин - положительно, а у женщин -отрицательно. Показатель психодинамической активности связан со склонностью к оценочным действиям: у мужчин - положительно, а у женщин - отрицательно. Также и некоторые другие свойства имеют у мужчин и женщин учителей физической культуры противоположные корреляции.

Таблица 1

Корреляции стилевых показателей и свойств индивидуальности у мужчин и женщин (учителей физической культуры), имеющие противоположную направленность

Показатели Преобл. Реактив- Ригид- Интровер Актив-

2-й сигн. ность ность -сия ность

системы

Авторитарность (мужчины) 0,25

Авторитарность (женщины) -0,36

Эмпатийность (мужчины) 0,35

Эмпатийность (женщины) -0,39

Склонность к 0,31

сотрудничеству (мужчины)

Склонность к -0,31

сотрудничеству (женщины)

Склонность к методам 0,31

творческого обучения (мужчины)

Склонность к методам -0,29

творческого обучения (женщины)

Склонность к порицающим действиям (мужчины) -0,30

Склонность к порицающим действиям (женщины) 0,21

Склонность к оценочным действиям (мужчины) 0,21

Склонность к оценочным -0,26

действиям (женщины)

Вместе с тем другие стилевые особенности сопряжены у мужчин и женщин учителей физической культуры с одними и теми же свойствами индивидуальности (табл. 2).

Как видно из данных, представленных в табл. 2, фактор пола учителя не оказывает влияния на связь методичности педагогического стиля с тревожностью и обеспокоенностью, также как и на связь жизнерадостности и нормативности поведения со склонностью к установлению отношений сотрудничества и на ряд других связей. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что такая амбигендерность обнаруживается и в корреляциях с участием свойств индивидуальности, имеющих гендерную окраску: фактор I (мягкость, женственность -жёсткость, мужественность) и фактор Н (робость - смелость). Этот факт указывает на то, что при склонности к коммуникативным действиям педагоги-мужчины проявляют свойства мягкости, женственности, а при склонности к применению творческих методов педагоги-женщины проявляют социальную смелость - качество, более распространённое среди мужчин. Данное проявление можно отнести к понятию андрогинии -гибкому соединению у индивида черт мужского и женского характера.

Таблица 2

Корреляционные связи между свойствами индивидуальности и стилевыми особенностями, имеющие одинаковую направленность у мужчин и женщин учителей физической культуры (уровень значимости р < 0,05)

Корреляционные связи между свойствами индивидуальности и особенностями педагогического стиля Мужчины (коэффициент корреляции) Женщины (коэффициент корреляции)

Эмоциональность - авторитарность 0,22 0,30

Жизнерадостность, динамичность общения -

склонность к установлению отношении 0,22 0,31

сотрудничества

Склонность к осознанному соблюдению правил и

норм поведения - склонность к установлению 0,21 0,27

отношений сотрудничества

Психодинамическая тревожность - эмоционально-методический стиль 0,24 0,39

Обеспокоенность - рассуждающе-методический стиль 0,26 0,42

Расслабленность, низкая мотивация - склонность к компромиссу в конфликтной ситуации - 0,26 - 0,21

Робость - склонность к контролирующим действиям - 0,22 - 0,28

Социальная смелость - склонность к применению творческих методов обучения 0,37 0,20

Мягкость, женственность - склонность к коммуникативным действиям 0,26 0,39

Низкая психодинамическая общительность -склонность к оценочным действиям - 0,23 - 0,27

Креативность - склонность к рефлексивным действиям 0,44 0,38

Интроверсия - склонность к применению проблемных методов обучения 0,28 0,23

Факторный анализ показателей педагогического стиля и свойств индивидуальности учителей физической культуры был проведён на выборках, выделенных по признаку пола. При факторизации исследуемых переменных по выборке учителей-мужчин было выделено три фактора (суммарная доля объяснимой дисперсии - 23,4 %), допускающих интерпретацию в качестве разновидностей стилей педагогической деятельности.

В 1-й фактор (ДОД - 8,0 %) вошли показатели, характеризующие активный, жизнерадостный тип личности с высокой работоспособностью (психодинамическая активность - 0,419, резистентность - 0,480, психический темп - 0,610, энергичность, экстравертированность - 0,595). Присущие ему черты: высокая психодинамическая общительность (0,634), эмпатия (0,397), социабельность, склонность принимать решения вместе с

другими людьми (-0,385), привлечение учащихся к контролирующим действиям (0,487) свидетельствуют о преобладающей направленности на взаимные действия этой разновидности стиля. Можно обозначить 1-й фактор как проявление «коммуникативного демократического» стиля педагогической деятельности. Во 2-й фактор (ДОД - 7,4 %) наряду с выдержанностью (0,602), социальной активностью (0,491), развитым воображением (0,507), креативностью (0,411) вошли склонность к рефлексии (0,525) и творческим методам обучения (0,422) и отсутствие склонности к порицающим действиям (-0,718), что позволяет интерпретировать этот фактор как проявление «креативного одобряющего» стиля педагогической деятельности. Вошедшие в него компоненты: настойчивость в достижении цели, деловая направленность (ф.О - 0,594), целенаправленность личности, склонность доводить всякое дело до конца (ф.03 - 0,450), свидетельствуют о преобладающей направленности на решение задачи этой разновидности педагогического стиля. В 3-й фактор (ДОД - 8,0 %) наряду с инертностью нервных процессов (-0,382), естественностью и непосредственностью (-0,368) вошли отсутствие склонности к содержательной подготовке (-0,668) и организационным действиям (-0,526), склонность к использованию проблемных (0,655) и творческих (0,595) методов обучения. Наличие в составе этого фактора показателей склонности к компромиссу в конфликтной ситуации (0,366), умения устанавливать отношения сотрудничества с учениками (0,503), отсутствия склонности к контролирующим действиям (-0,492) и оценочным действиям (-0,410) дают возможность идентифицировать данный фактор как проявление «развивающего поддерживающего» педагогического стиля, имеющего преобладающую направленность на взаимные действия.

При факторизации исследуемых переменных по выборке учителей-женщин было выделено три фактора (суммарная доля объяснимой дисперсии - 22,3 %), допускающих интерпретацию в качестве разновидностей стиля педагогической деятельности.

В 1-й фактор (ДОД - 8,0 %) вошли слабость процесса торможения (-0,525), эмоциональность (0,634), реактивность (0,523), низкая резистентность (-0,354), мягкость, артистичность натуры (0,480), склонность к коммуникации с учащимися (0,439) и использованию творческих методов обучения (0,463), отсутствие склонности к контролирующим действиям (-0,421) и стратегиям приспособления (-0,518) и избегания (-0,386) в конфликтной ситуации. Сочетание этих показателей с низким самоконтролем - склонностью следовать своим побуждениям, не считаясь с общественными правилами (-0,347), низкой эмпатией (-0,658) и неумением выстраивать отношения сотрудничества с учениками (-0,427) позволяют интерпретировать данный фактор как проявление «недисциплинированного артистичного» стиля педагога, имеющего преобладающую направленность на себя. Во 2-й фактор (ДОД - 7,0 %)

вошли сила процесса возбуждения (0,363), психодинамическая активность (0,444), высокая резистентность (0,436), жизнерадостность (0,475), социальная активность (0,463), практичность (-0,518), дипломатичность (0,624), умение устанавливать отношения сотрудничества с учащимися (0,500), склонность к использованию проблемных методов обучения (0,473) при отсутствии склонности к контролирующим действиям (-0,416). Исходя из анализа содержания компонентов этого фактора, его можно интерпретировать как проявление «развивающего поддерживающего» стиля педагогической деятельности с преобладающей направленностью учителя на взаимные действия. В 3-й фактор (ДОД - 7,3 %) наряду с чувствительностью (0,632), тревожностью (0,677), застенчивостью (-0,407), эгоцентричностью, ревнивостью, подозрительностью, обращённостью на самого себя (0, 434), низкими уровнями самоотношения (-0,424) и саморегуляции (-0,467) вошли склонность к оценочным действиям (0,397) и рассуждающе-методическому стилю (0,419), и отсутствие склонности к импровизационному стилю (-0,462). Наличие в составе этого фактора показателей, отражающих пристрастие педагога к методичности и операциям оценивания, а также характеризующих эгоцентричность личности, даёт нам основание обозначить этот комплекс признаков как проявление «методичного оценивающего» стиля с преобладающей направленностью педагога на себя.

На основании исследования можно сделать следующие выводы:

1) стиль профессиональной деятельности учителей физической культуры представляет собой многокомпонентное образование, характеризующееся специфическими особенностями деятельности и детерминированное системой свойств интегральной индивидуальности;

2) стилевые особенности у мужчин и у женщин - учителей физической культуры могут быть обусловлены различными, порой противоположными, свойствами индивидуальности;

3) в стиле как интегративном параметре своеобразия педагога может находить своё проявление гибкое соединение у индивида черт мужского и женского характера;

4) экспериментально выявлены разновидности стиля педагогической деятельности учителей-мужчин («коммуникативный демократический», «креативный-одобряющий», «развивающий поддерживающий») и учителей-женщин («недисциплинированный артистичный», «развивающий поддерживающий», «методичный оценивающий»), сопряжённые с разными сочетаниями свойств индивидуальности учителей физической культуры;

5) сопоставление результатов факторного анализа, проведённого на выборках, выделенных по гендерному признаку, показывает, что «мужские» разновидности педагогических стилей учителей физической культуры имеют направленность на взаимные действия и на решение задачи, тогда как «женские» - на взаимные действия и на себя.

Список литературы

1. Вяткин Б.А. Щукин М.Р. Психология стилей человека: учеб. пособие. М.: Пермь: Изд-во «Книжный мир». 2013. 128 с.

2. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы .Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. 378 с.

3. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.

192с.

4. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.

Зубков Александр Евгеньевич, преподаватель, tap29@ mail.ru, Россия, Пермь, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

THE INTERRELATION OF STYLE FEATURES OF PEDAGOGICAL ACTIVITY WITH GENDER OF PHYSICAL EDUCATION TEACHER

A.E. Zubkov

There were experimentally identified the varieties of styles ofpedagogical activity of physical education teachers - of mans and of women.

Key words: style of teaching activity, determination, integration, gender factor.

Zubkov Aleksandr Evgenyevich, teacher, tap29@ mail.ru, Russia, Perm, Perm State Humanitarian-pedagogical University

УДК 796.412

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ФИТНЕС» КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ

С.Н. Иванчикова

Вcеcтoрoнне ocвещены cущнocть и дифференциация шнятий «фитнео> и «фитнеc-технoлoгия». Oпределенo, чтo одним из путей внедрения иннoваций в oрганизацию физкультурнo-oздoрoвительнoй деятельнocти выcших учебных заведений являются внеаудитoрные занятия с использованием средств фитнеса.

Ключевые cлoва: здoрoвье, иннoвация, культура, технoлoгия, фитнеc.

Физкультурно-оздоровительная система «фитнес» приобрела стремительную популярность в развитых странах мира и на сегодняшний день характеризуется как совокупность средств, по своему содержанию, методам и принципам их выполнения, обеспечивающая гармоничное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.