Научная статья на тему 'Системный анализ стилевых особенностей педагогической деятельности учителя физической культуры'

Системный анализ стилевых особенностей педагогической деятельности учителя физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / СТРУКТУРА / ДЕТЕРМИНАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО / THE STYLE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY / PERSONALITY / STRUCTURE / DETERMINATION / INTEGRATION / PEDAGOGICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зубков Александр Евгеньевич

В статье исследуются взаимосвязи между стилевыми характеристиками педагогической деятельности учителя физической культуры, системой разноуровневых свойств индивидуальности, опытом работы, уровнем квалификации и полом учителя. Экспериментально выделен ряд разновидностей стиля педагогической деятельности учителей физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the relationship between stylistic characteristics of pedagogical activity of teacher of physical culture, the system of multi-level properties individuality, experience, skill level and gender teacher. Experimentally selected a number of varieties of style of pedagogical activity of teachers of physical culture

Текст научной работы на тему «Системный анализ стилевых особенностей педагогической деятельности учителя физической культуры»

УДК 796.015.4:159.923

Зубков Александр Евгеньевич

преподаватель кафедры теории и методики физической культуры

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 212-91-21 е-mail: zubkov@pspu. ru

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Aleksandr E. Zubkov

Lecturer of Department of Theory and Methodology of Physical Culture

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: zubkov@pspu. ru

SYSTEM ANALISIS OF STYLE FEATURES OF PEDAGOGICAL ACTIVITY OF PHYSICAL EDUCATION TEACHER

Аннотация. В статье исследуются взаимосвязи между стилевыми характеристиками педагогической деятельности учителя физической культуры, системой разноуровневых свойств индивидуальности, опытом работы, уровнем квалификации и полом учителя. Экспериментально выделен ряд разновидностей стиля педагогической деятельности учителей физической культуры.

Ключевые слова: стиль педагогической деятельности, индивидуальность, структура, детерминация, интеграция, педагогическое мастерство.

Abstract. The article examines the relationship between stylistic characteristics of pedagogical activity of teacher of physical culture, the system of multi-level properties individuality, experience, skill level and gender teacher. Experimentally selected a number of varieties of style of pedagogical activity of teachers of physical culture.

© Зубков А.Е., 2016

Key words: the style of pedagogical activity, personality, structure, determination, integration, pedagogical skills.

Реформирование российской школы ставит перед педагогами физического воспитания новые сложные задачи и требует постоянного профессионального роста. Достижение мастерства учителем физической культуры невозможно без умения работать с учетом своих индивидуальных особенностей, что обусловливает необходимость формирования индивидуального стиля педагогической деятельности (ИСПД), который помогает повысить эффективность труда педагога за счет использования механизмов адаптации и компенсации. Исследований СПД педагогов физического воспитания выполнено немного, и особенности стиля в этих работах исследовались фрагментарно, в отдельных узких аспектах, что делает актуальной необходимость системного подхода к изучению данной проблемы.

Цель нашего исследования, проведенного в 2009-2011 гг., - выявить связи стилевых характеристик педагогической деятельности с системой разноуровневых свойств индивидуальности, с педагогическим стажем, с уровнем квалификации и с полом учителя физической культуры.

Методологической основой исследования нами избрана теория интегральной индивидуальности, предложенная В.С. Мерлиным [3] и развитая его последователями - Б.А. Вяткиным [1] и М.Р. Щукиным [1]. Используемая нами модель стиля может рассматриваться как полисистема, включающая две взаимосвязанные системы: в одной представлены особенности способов профессиональной деятельности педагогов, в другой - задействованные в стиле индивидуально-личностные свойства педагогов. Экспериментальную выборку составили 85 педагогов физического воспитания Пермского края. Для изучения нейро- и психодинамических особенностей педагогов нами были использованы анкеты А.И. Щебетенко; для измерения личностных параметров - методики Р. Кеттелла, В.В. Столина - С.Р. Пантелеева, Дж. Роттера, Г. Дэвиса; для анализа стилевых особенностей - методики А.К. Марковой [2], О.И. Моткова, Ю.С. Шведчиковой [4] и К. Томаса. Полученный эмпирический материал был обработан методами корреляционного и факторного анализов.

Результаты исследования. С помощью факторного анализа показателей основной матрицы (85 испытуемых) было выделено 5 факторов, интерпретированных нами как разновидности ИСПД учителей физической культуры (табл. 1).

Таблица 1

Факторная структура стилей педагогической деятельности учителей физической культуры

1-й фактор -«стиль бескомпромиссного поведения» 2-й фактор -«методичный оценивающий стиль» 3-й фактор -«мягкий стиль» 4-й фактор -«позитивный одобряющий стиль» 5-й фактор - «стиль уступающего поведения»

Отсутствие склонности к стратегии компромисса - 0,588 Склонность к рассуждающе-методическому стилю 0,432 Мягкость, податливость (фактор 1+) 0,543 Отсутствие склонности к порицающим действиям - 0,683 Склонность к стратегии приспособления в конфликте 0,406

Слабость процесса торможения - 0, 497 Склонность к оценивающим действиям 0,431 Отсутствие склонности к порицающим действиям -0,685 Деловая направленность, ответственность (фактор G +) 0,432 Низкий уровень самоуважения - 0,595

Высокая реактивность 0,437 Подозрительность (фактор L+) 0,591 Чувствительность 0,448 Социальная смелость (фактор Н+) 0,575 Низкий уровень субъективного контроля - 0,394

Высокая эго-напряженность (фактор Q4+) 0,572 Авторитарность 0,452 Мечтательность (фактор М+) 0,525 Креативность 0,471

Для исследования особенностей структуры стиля профессиональной деятельности учителей физической культуры в зависимости от педагогического стажа был выполнен факторный анализ показателей матрицы, в которую вошли данные об учителях физической культуры с педагогическим стажем 15 и более лет (47 испытуемых). При этом были выделены следующие факторы, в которые со значимыми вошли показатели стиля и свойств индивидуальности педагогов с большим стажем (табл. 2).

Таблица 2

Факторная структура СПД учителей физической культуры с большим стажем работы

1-й фактор - «стиль конфликтного поведения»

Отсутствие склонности к стратегии сотрудничества - 0,482

Отсутствие склонности к стратегии компромисса - 0,351

Слабость процесса торможения - 0,385

Высокая реактивность 0,580

Высокая эгонапряженность (фактор Q4 +) 0,432

Окончание табл. 2

2-й фактор - «авторитарно-методический стиль»

Склонность к рассуждающе-методическому стилю 0,522

Авторитарность 0,433

Подозрительность (фактор L +) 0,466

Озабоченность (фактор О +) 0,414

3-й фактор - «гибкий эвристический стиль»

Склонность к дидактическим действиям, характеризующим творческое обучение 0,677

Склонность к дидактическим действиям, характеризующим проблемное обучение 0,722

Гибкость, стремление к преобразованиям (фактор Q1 +) 0,431

Креативность 0,544

Сравнение разновидностей СПД учителей-стажистов (см. табл. 2) с вариациями СПД, выделенными на общей выборке (см. табл. 1), показывает, что между теми и другими имеется и сходство и различие. Так, обнаруживается сходство между конфликтным стилем у стажистов и стилем бескомпромиссного поведения, а также между авторитарно-методическим стилем у стажистов и методичным оценивающим. Вместе с тем среди всех разновидностей стилей, выделенных на общей выборке, нет аналога гибкому эвристическому стилю, выделенному нами у педагогов с большим стажем. По-видимому, это свидетельствует в пользу предположения о том, что с опытом работы возрастают мастерство, педагогическая гибкость и творческие возможности учителей физической культуры.

Предположение, сделанное на основе данных факторного анализа, подтверждается результатами корреляционного анализа. Наличие отрицательной корреляции педагогического стажа с показателями содержательной подготовки к проведению урока (г = -0,40) и рассуждающе-методического стиля (г = -0,35) и положительной корреляции педагогического стажа с показателями использования проблемных (г = 0,31), творческих (г = 0,27) методов и склонности к импровизационным стилям: эмоционально-импровизационному (г = 0,43) и рассуждающе-импровизационному (г = 0.21), свидетельствует о том, что с увеличением стажа работы учителей физической культуры снижается роль предметной подготовки к уроку и увеличивается роль импровизации и творческого начала. Это дает основание предполагать, что склонность учителей физической культуры к применению творческих и импровизационных методов образовательной деятельности связана со стажем работы в школе.

Факторизация исследуемых переменных по результатам эмпирического исследования учителей-мастеров (27 чел) дала возможность выделить три фактора, интерпретированных нами как разновидности индивидуального стиля педагогической деятельности.

Таблица 3

Факторная структура СПД учителей физической культуры с высоким уровнем педагогического мастерства

1-й фактор - «стиль креативного сотрудничества»

Умение устанавливать отношения сотрудничества 0,539

Высокая резистентность 0,672

Высокая психодинамическая активность 0,494

Уравновешенность, ответственность, настойчивость 0,397

Эмоциональная устойчивость (фактор С+) 0,460

Креативность 0,601

2-й фактор - «оценивающий стиль»

Склонность к оценивающим действиям 0,797

Высокая психодинамическая активность 0,408

Высокий психический темп 0,419

Пластичность 0,645

Подозрительность (фактор L+) 0,569

3-й фактор - «конструктивный деловой стиль»

Склонность к рассуждающе-методическому стилю 0,760

Практичность (фактор М - ) -0,599

Высокая психодинамическая активность 0,484

Высокий психический темп 0,480

Уверенность в себе 0,497

Подозрительность (фактор L+) 0,387

Авторитарность 0,619

Следует отметить, что выделенные нами разновидности СПД учителей-мастеров (табл. 3) обнаруживают разную направленность. Стиль «креативного сотрудничества», включающий такие компоненты, как эффективная коммуникация с учащимися и высокая креативность учителя, может быть отнесен к фасилитативным, эмоционально-поддерживающим СПД, в то время как «оценивающий» и «конструктивно-деловой» стили, включающие авторитарность, подозрительность, склонность к оценивающим действиям и практичность, могут быть отнесены к авторитарно-контролирующим СПД. Принадлежность этих СПД учителям физической культуры с высоким уровнем мастерства обосновывает вывод об эффективности данных стилей и, следовательно, об отсутствии зависимости между направленностью СПД и его успешностью. Оговоримся, что речь идет об эффективности стиля в широком смысле, т.е. когда критерием эффективности стиля педагога является мастерство педагога. В узком смысле - когда критерием эффективности стиля педагога выступают либо развитие личности ученика, либо конечный результат его обученности. Между направленностью стиля и его эффективностью существует связь: по критерию развития личности ученика более эффективными являются эмоционально-поддерживающие стили, а по критерию

достижения результата обученности - эффективней авторитарно-контролирующие, командноцентричные стили. На это указывает сопоставление выделенных нами на общей выборке и выборке учителей-мастеров разновидностей СПД по соотношению количества эмоционально-поддерживающих и авторитарно-контролирующих моделей стиля. Из выделенных на общей выборке пяти моделей СПД к эмоционально-поддерживающим можно отнести три («мягкий», «позитивный одобряющий», «уступающего поведения»), т.е. 60 % общего числа, к авторитарно-контролирующим - один («методичный оценивающий») - 20 % и к смешанному типу - один («бескомпромиссного поведения») - 20 %. Иное соотношение - среди разновидностей СПД учителей-мастеров: две модели относятся к авторитарно-контролирующему типу («оценивающий» и «конструктивный деловой») - 66,7 % и одна - к эмоционально-поддерживающему типу («стиль креативного сотрудничества») - 32,3 %. Эти данные говорят о более частом применении учителями физической культуры с высоким уровнем профессиональной квалификации авторитарных методов по сравнению с педагогами более низких категорий. Возможно, это связано с существующей системой аттестации учителей физической культуры, с применяющимися органами образования критериями оценки результата педагогической деятельности учителя физической культуры, требующими для выполнения условий аттестации применения учителем «нажимных» методов педагогической деятельности.

Нами проведено сопоставление показателей самоуважения по В.В. Столину - С.Р. Пантелееву, подсчитанных в общей выборке учителей физической культуры и в выборке педагогов-мастеров. Средний балл по этому показателю в общей выборке составил - 8,50, а в выборке педагогов-мастеров -9,33, что указывает на то, что отличительной личностной особенностью учителей физической культуры с высоким уровнем профессионального мастерства является высокое самоуважение. Таким образом, к отличительным особенностям стилей учителей-мастеров относится высокая представленность в их структуре таких свойств индивидуальности, как сила нервных процессов, высокий психический темп, активность, уверенность, уравновешенность, подозрительность и высокое самоуважение.

Сравнение данных корреляционного анализа по группам учителей-мужчин (47 чел.) и учителей-женщин (38 чел.) указывает на то, что стилевые особенности у мужчин и у женщин могут быть обусловлены различными, порой противоположными, свойствами индивидуальности. Так, склонность к авторитарным методам педагогического воздействия сопряжена у мужчин с преобладанием 2-й сигнальной системы, а у женщин - с преобладанием 1-й сигнальной системы. Показатель эмпатийности педагогического стиля связан у мужчин с положительным значением показателя реактивности, а у женщин -с отрицательным значением этого показателя.

Вместе с тем некоторые другие стилевые особенности сопряжены у мужчин и женщин-учителей физической культуры с одними и теми же свойствами индивидуальности: фактор пола учителя не оказывает влияния на связь методичности педагогического стиля с тревожностью и обеспокоенностью и на ряд других связей. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что такая амбигендерность обнаруживается и в корреляциях с участием свойств индивидуальности, имеющих гендерную окраску: фактор I (мягкость, женственность - жесткость, мужественность) и фактор Н (робость -смелость). Этот факт указывает на то, что при склонности к коммуникативным действиям педагоги-мужчины проявляют свойства мягкости, женственности, а при склонности к применению творческих методов педагоги-женщины проявляют социальную смелость - качество, более распространенное среди мужчин. Это можно рассматривать как проявление андрогинии - гибкого соединения черт мужского и женского характера.

При выполнении факторного анализа данных эмпирического исследования по выборкам учителей-женщин и учителей-мужчин было выделено шесть факторов (3 - у мужчин и 3 у женщин), допускающих их интерпретацию в качестве разновидностей стилей педагогической деятельности. Разновидности СПД мужчин были нами обозначены как «эмпатийный демократический», «креативный одобряющий» и «развивающий поддерживающий» стили, а разновидности СПД женщин-учителей были нами интерпретированы как «импульсивный артистичный», «развивающий поддерживающий» и «методичный оценивающий» стили. Сравнение их компонентной структуры показывает, что «мужские» разновидности педагогических стилей имеют направленность на взаимные действия и на решение задачи, тогда как «женские» - на взаимные действия и на себя.

Выводы:

1. Стиль деятельности учителей физической культуры представляет собой многокомпонентное образование, которое характеризуется специфическими особенностями деятельности и детерминировано системой разноуровневых свойств интегральной индивидуальности. Проявление стилевых особенностей деятельности учителей физической культуры связано со специфическими симптомокомплексами индивидуальных свойств.

2. Экспериментально выявлены такие разновидности СПД учителей, как «бескомпромиссный», «методичный оценивающий», «мягкий», «позитивный одобряющий» и «стиль уступающего поведения», сопряженные с разными сочетаниями свойств индивидуальности учителей физической культуры.

3. Нами выявлены такие разновидности СПД учителей физической культуры с большим стажем работы, как «авторитарно-методический», «конфликтный» и «гибкий эвристический». Склонность учителей физической культуры к применению творческих и импровизационных методов образовательной деятельности связана со стажем работы в школе.

4. Отличительной особенностью СПД педагогов-мастеров является обусловленность их стилей деятельности преобладанием таких свойств индивидуальности, как активность, психический темп, уверенность в себе, подозрительность и высокое самоуважение. Нами выделены следующие стили педагогической деятельности учителей с высоким уровнем мастерства: «креативного сотрудничества», «оценивающий» и «конструктивный деловой», детерминированные системами разноуровневых свойств индивидуальности.

5. Сопоставление результатов факторного анализа, проведенного на выборках, выделенных по признаку пола учителя, показывает, что «мужские» педагогические стили имеют направленность на взаимные действия и на решение задачи, тогда как «женские» - на взаимные действия и на себя.

Список литературы

1. Вяткин Б.А., Щукин М.А. Психология стилей человека. М.; Пермь.: Книжный мир, 2013. 128 с.

2. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.

192 с.

3. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.

4. Шведчикова Ю.С. Особенности функциональных взаимоотношений профессиональных способностей и индивидуального стиля педагогической деятельности учителя // Материалы Всерос. науч. конф. «Активность -индивидуальность - субъект». Пермь: ПГПУ, 2008. С.130-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.