Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ С ИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ И ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ С ИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ И ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС / ИГРОВАЯ И УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООЦЕНКА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Насибуллина Анися Дамировна, Коршунова Юлия Александровна

Статья раскрывает особенности взаимосвязи статусного положения дошкольников в группе сверстников с их интеллектуальными и личностными особенностями. Представлены результаты исследования дошкольников 6-7 лет, проведенного на базе Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 66» г. Оренбурга. В качестве базовых в исследовании были использованы следующие методики: МЭДИС, методика Э.Ф. Замбицявичене (субтест «Обобщение), социометрический эксперимент «У кого больше», разработанный Я.Л. Коломинским, методика «Рукавичка» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, методика исследования самооценки «Лесенка». Гипотеза Н0, о том что взаимосвязь уровня интеллектуального развития и статусное положение ребёнка в учебной деятельности не существует, подтвердилась. Гипотеза Н1 о наличии взаимосвязи остальных переменных подтвердилась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF THE STATUS STATUS OF PRESCHOOLERS IN A GROUP OF PEERS WITH THEIR INTELLECTUAL AND PERSONAL CHARACTERISTICS

The article reveals the features of the relationship between the status status of preschoolers in a group of peers with their intellectual and personal characteristics. The results of a study of preschool children aged 6-7 years, conducted on the basis of the Municipal Preschool Educational Autonomous Institution "Kindergarten No. 66" in Orenburg, are presented. The following methods were used as the basic ones in the study: MADIS, the method of E.F. Zambitsevichene (subtest "Generalization), the sociometric experiment "Who has more", developed by Ya.L. Kolominsky, the method of "Mittens" by G.A. Uruntayeva, Yu.A. Afonkina, the method of self-assessment research "Ladder". Hypothesis H0, that the relationship between the level of intellectual development and the status of the child in educational activities does not exist, has been confirmed. Hypothesis H1 about the presence of the relationship of the other variables was confirmed.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ С ИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ И ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ»

6. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - Москва: Педагогика, 1988. - 208 с.

7. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие. / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

УДК 373.24

ВЗАИМОСВЯЗЬ СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ С ИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ И ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

кандидат педагогических наук, доцент Насибуллина Анися Дамировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург);

воспитатель Коршунова Юлия Александровна Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 66» (г. Оренбург)

Постановка проблемы. Одной из задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» [8].

В этой связи одной из актуальных проблем для педагогов дошкольных образовательных учреждений является развитие навыков общения и межличностного взаимодействия между детьми в группе.

Дошкольный период является специфическим периодом развития ребенка, во многом предопределяющим как динамику становления растущей личности, так и дальнейший ход психического развития. В этом возрасте к ребенку уже предъявляется система внешне нормированных требований, как к социальному индивиду, то есть от него ожидают способностей, навыков, знаний, которые делают возможным его участие в дальнейшей учебной деятельности, общении со сверстниками и взрослыми (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др. [1, 2, 5, 9]).

В исследованиях В.В. Абраменковой, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной выявлены своеобразие и особенности общения детей первых семи лет жизни в двух сферах их контактов с окружающими их людьми: со взрослыми и сверстниками, а также особая роль каждой из них в психическом состоянии и становлении личности ребенка. В частности обнаружено,что именно общение со сверстниками, выступает основой избирательных отношений между детьми в группе [7].

Неблагоприятный опыт ранних социальных взаимоотношений дошкольника со сверстниками в группе, другими детьми может привести к трудностям в общении, социально-психологической дезадаптации, что существенно осложнит их дальнейшее обучение в школе [3].

Изложение основного материала исследования. Цель экспериментального исследования состояла в изучении взаимосвязи статусного положения дошкольников в группе сверстников с их интеллектуальными и личностными особенностями.

В диагностическую модель были включены методики, позволяющие получить информацию об интеллектуальном развитии, личностных особенностях (самооценка и самоконтроль, коммуникативные умения) и социометрическом статусе дошкольников: МЭДИС, методика Э.Ф. Замбицявичене (субтест «Обобщение), социометрический эксперимент «У кого больше» Я.Л. Коломинского, методика «Рукавичка» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, методика исследования самооценки «Лесенка».

Исследование было осуществлено на базе муниципального образовательного автономного учреждения «Детский сад № 66» города Оренбурга. В исследовании приняло участие дети подготовительных групп 6-7лет в количестве 42 человек.

Рассмотрим совокупность результатов нашего исследования приведенных в таблице 1, которые сгруппированы с учетом статусного положения в учебной деятельности.

Таблица 1

Сводная таблица уровневых показателей результатов исследования взаимосвязи статусного положения дошкольников в группе сверстников с их интеллектуальными и личностными

особенностями

№ п/п Социометрический статус в деятельности Интеллект Самооценка Коммуникативные умения

учебной игровой

1 Звезда Звезда Высокий Высокий Высокий

2 Звезда Звезда Высокий Средний Высокий

3 Звезда Звезда Высокий Средний Высокий

4 Звезда Предпочитаемый Средний Средний Выше среднего

5 Звезда Предпочитаемый Средний Высокий Высокий

6 Звезда Звезда Средний Ниже среднего Высокий

7 Звезда Принятый Средний Высокий Высокий

8 Предпочитаемый Звезда Высокий Высокий Средний

9 Предпочитаемый Звезда Высокий Средний Средний

10 Предпочитаемый Звезда Высокий Средний Выше среднего

11 Предпочитаемый Предпочитаемый Высокий Высокий Высокий

12 Предпочитаемый Предпочитаемый Высокий Средний Высокий

13 Предпочитаемый Предпочитаемый Высокий Средний Средний

14 Предпочитаемый Предпочитаемый Высокий Средний Средний

15 Предпочитаемый Предпочитаемый Средний Средний Выше среднего

16 Предпочитаемый Предпочитаемый Средний Средний Ниже среднего

17 Предпочитаемый Предпочитаемый Средний Выше среднего Выше среднего

18 Предпочитаемый Предпочитаемый Средний Ниже среднего Средний

19 Предпочитаемый Принятый Средний Средний Средний

20 Предпочитаемый Предпочитаемый Средний Выше среднего Низкий

21 Предпочитаемый Предпочитаемый Средний Средний Ниже среднего

22 Предпочитаемый Принятый Средний Высокий Средний

23 Предпочитаемый Предпочитаемый Средний Выше среднего Высокий

24 Предпочитаемый Принятый Средний Ниже среднего Низкий

25 Принятый Звезда Высокий Высокий Средний

26 Принятый Предпочитаемый Высокий Высокий Низкий

27 Принятый Предпочитаемый Высокий Высокий Ниже среднего

28 Принятый Предпочитаемый Высокий Высокий Низкий

29 Принятый Принятый Высокий Высокий Вышесреднего

30 Принятый Звезда Высокий Выше среднего Выше среднего

31 Принятый Предпочитаемый Высокий Средний Средний

32 Принятый Предпочитаемый Средний Средний Средний

33 Принятый Предпочитаемый Средний Низкий Выше среднего

34 Принятый Предпочитаемый Средний Средний Ниже среднего

35 Принятый Принятый Средний Средний Ниже среднего

36 Принятый Принятый Средний Ниже среднего Низкий

37 Принятый Принятый Средний Средний Низкий

38 Принятый Принятый Средний Средний Низкий

39 Принятый Принятый Низкий Средний Ниже среднего

40 Принятый Принятый Низкий Средний Ниже среднего

41 Не принятый Принятый Средний Высокий Низкий

42 Не принятый Принятый Низкий Выше среднего Низкий

Представленные в таблице 1 данные позволяют выявить общие тенденции, обусловленные статусным положением в группе сверстников. Так, дошкольники при статусе «Звезда», являются «звёздами» или «предпочитаемыми» и в игровой деятельности. Они чаще обнаруживают показатели высокого интеллекта, коммуникативных умений и адекватную самооценку.

Для детей, имеющих статусное положение «Предпочитаемый» и «Принятый» в учебной и досуговой деятельности, характерно предъявление интеллекта высокого и среднего уровней, преобладание самооценки среднего и выше среднего уровней, однако уровень сформированности коммуникативных умений различен (от высокого до низкого, с преобладанием среднего).

При наличии статуса «Не принятый», подчеркнем, что это воспитанники, которые по разным причинам нерегулярно посещают дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), у испытуемых обнаружены показатели среднего и низкого уровней развития интеллекта, низкого уровня коммуникативных умений, но при этом самооценка имеет высокий и выше среднего уровни.

Наглядно совокупность данных можно представить на рисунке 1.

коммуникативные умения

самооценка

интеллектульное развитие

статус в досуговои деятельности

статус в учебной деятельности

□ншкнп □ниже среднего средний выше среднего □высокий

Рисунок 1. Частота встречаемости уровневых показателей переменных в выборке дошкольников

Данные рисунка 1 позволяют констатировать, что в группе участников преобладают показатели от среднего до высокого уровня исследуемых переменных. Это можно рассматривать как достаточно высокий уровень личностного развития дошкольников, что обусловлено как возрастными возможностями детей, так и эффективностью социализации личности ребенка в семье, ДОУ и социуме.

Количественные показатели позволили определить взаимосвязь переменных, полученных в ходе нашего исследования. Для проверки гипотезы о взаимосвязи статусного положения ребёнка в группе, уровня его интеллектуального развития и личностных особенностей был использован коэффициент ранговой корреляции Ч.Спирмена (таблица 2).

Таблица 2

Коэффициенты ранговой корреляции (метод Ч. Спирмена)

Социометрический статус в деятельности Интеллект Самооценка Коммуникативные умения

учебной 0,25 Р 0,68* 0,78**

досуговой 0,8** Р 0,48* 0,58*

Примечание: * на уровне 0,05; **науровне 0,01

Полученные значения коэффициентов, приведенные в таблице 2, показывают разную значимость взаимосвязи переменных. Гипотеза Н0, о том что взаимосвязь уровня интеллектуального развития и статусного положение ребёнка в учебной деятельности не существует, подтвердилась. Гипотеза Н1 о наличии взаимосвязи остальных переменных подтвердилась.

Эмпирические данные показали, что в группе дошкольников уровень интеллекта не оказывает влияния на статусное положение ребёнка в учебной деятельности. Решающую роль здесь играют другие умения и личностные качества. Заметим, что отчуждения дошкольников-интеллектуалов на данном этапе не происходит.

В игровой деятельности детьми достаточно высоко оцениваются знания сверстников, которые предъявляются при выборе игр (особенно интеллектуальных), определении игрового сюжета, наполнении его новым содержанием.

У детей, занимающих благоприятное положение в группе сверстников, чаще наблюдается положительное отношение к сверстникам и тенденция к доминированию. Для детей, находящихся в неблагоприятном положении, в большей степени характерна тенденция к подчинению.

Дети с высоким социометрическим статусом обнаруживают более высокий уровень коммуникативных

умений, как в учебной, так и игровой деятельности. Они умеют продуцировать идеи, соотносить свои действия с действиями партнеров, вносить необходимые коррективы, проявляют готовность к взаимопомощи. Как правило, темп деятельности достаточно высокий. Важной составляющей успешности дошкольников данной группы являются развитый самоконтроль, способность к организации действенного взаимоконтроля, что оказывает положительное влияние на результат совместной деятельности.

Выводы. Результаты проведенного исследования позволили сделать ряд выводов:

1. Количественный и качественный анализ результатов изучения интеллектуального развития дошкольников свидетельствует о достаточно высоком уровне сформированности понятийного мышления, словарного запаса и речевой активности. Большинство дошкольников имеют уровень, соответствующий и несколько превышающий возрастную норму. Низкий уровень обнаружен у детей, которые нерелярно посещают ДОУ и поэтому у них пока не развиты навыки групповой интеллектуальной работы.

2. Межличностные отношения в группе дошкольников носят позитивный характер. Мотивы совместной игровой и других видов деятельности, личностно значимые для дошкольников, установки к общению и взаимодействию со сверстниками и педагогами, свидетельствуют о положительном восприятии испытуемыми группы, наличии эмоционального благополучия, что определяет благоприятное статусное положение в группе сверстников.

3. Гипотеза Н0, о том что взаимосвязь уровня интеллектуального развития и статусное положение ребёнка в учебной деятельности не существует, подтвердилась. Гипотеза Н1 о наличии взаимосвязи остальных переменных подтвердилась.

Аннотация. Статья раскрывает особенности взаимосвязи статусного положения дошкольников в группе сверстников с их интеллектуальными и личностными особенностями. Представлены результаты исследования дошкольников 6-7 лет, проведенного на базе Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 66» г. Оренбурга. В качестве базовых в исследовании были использованы следующие методики: МЭДИС, методика Э.Ф. Замбицявичене (субтест «Обобщение), социометрический эксперимент «У кого больше», разработанный Я.Л. Коломинским, методика «Рукавичка» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, методика исследования самооценки «Лесенка». Гипотеза Н0, о том что взаимосвязь уровня интеллектуального развития и статусное положение ребёнка в учебной деятельности не существует, подтвердилась. Гипотеза Н1 о наличии взаимосвязи остальных переменных подтвердилась.

Ключевые слова: старшие дошкольники, социометрический статус, игровая и учебная деятельность, самооценка, интеллектуальное развитие

AnMtation. The article reveals the features of the relationship between the status status of preschoolers in a group of peers with their intellectual and personal characteristics. The results of a study of preschool children aged 6-7 years, conducted on the basis of the Municipal Preschool Educational Autonomous Institution "Kindergarten No. 66" in Orenburg, are presented. The following methods were used as the basic ones in the study: MADIS, the method of E.F. Zambitsevichene (subtest "Generalization), the sociometric experiment "Who has more", developed by Ya.L. Kolominsky, the method of "Mittens" by G.A. Uruntayeva, Yu.A. Afonkina, the method of self-assessment research "Ladder". Hypothesis H0, that the relationship between the level of intellectual development and the status of the child in educational activities does not exist, has been confirmed. Hypothesis H1 about the presence of the relationship of the other variables was confirmed.

Key words: senior preschoolers, sociometric status, play and learning activities, self-esteem, intellectual development

Литература:

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Издательство «Институт практ. психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

2. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2005. - 432 с.

3. Насибуллина, А.Д. Игровые технологии развития социальных компетенций у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: учебно-методическое пособие [Элетронный ресурс] / А.Д. Насибуллина. - URL: https://lib.rucont.ru/efd/793541

4. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. -М.: Академия, 1999. - 456 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Поддьяков, Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка: от рождения до шести лет / Н.Н. Поддьяков. - СПб: Речь: Образовательные проекты: Агентство образовательного сотрудничества; М.: СФЕРА, 2010. - 143 с.

6. Репина, Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина. - М.: Просвещение, 2006. - 188 с.

7. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова. - М.: Академия, 2007. - 237 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 -[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart/dok.html.

9. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. -М.: Академия, 2007. - 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.