Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
47
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Филипенко Е.В.

В статье рассматриваются особенности социально-психологического климата и его влияние на эмоциональное состояние членов педагогического коллектива, описываются уровни и специфика конфликтов, способы и приемы их предупреждения и разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELATIONSHIP OF SOCIO - PSYCHOLOGICAL CLIMATE AND OF THE LEVEL OF CONFLICT IN TEACHING STAFF

The article deals with the peculiarities of socio-psychological climate and its impact on the emotional state of the members of the teaching staff, describes the levels and specifics of the conflict, methods and techniques for their prevention and resolution.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

разрешить возникшие конфликты, но и тем, которые не вызовут порицания и критики со стороны взрослых.

В целом необходимо отметить, что исследуемая проблема настолько сложна и многоаспектна, что требует дальнейшей ее детальной разработки. В качестве перспектив последующего разворачивания темы мы видим изучение агрессивности-конфликтности подрастающего поколения на разных стадиях возрастного развития и с учетом гендерных различий; осуществление сравнительного анализа проявлений молодежной агрессивности у представителей разных социальных слоев населения (рабочих, служащих, интеллигенции, руководящих работников и т.п.); обеспечение педагогической защиты учащихся «группы риска», а также подготовка студентов педвузов к работе с агрессивными и конфликтными учащимися.

Использованные источники:

1. Белокопытов В.В. Агрессия как форма девиантного поведения: теоретический анализ / В.В. Белокопытов // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - № 6. - С. 350-356.

2. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.

3. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», Воронеж: НП «МОДЭК», 1996. - 96 с.

Филипенко Е.В., к.пед.н.

доцент

кафедра психолого-педагогического образования Стерлитамакский филиал Баш ГУ Россия, Башкортостан, г. Стерлитамак ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА И УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация: В статье рассматриваются особенности социально-психологического климата и его влияние на эмоциональное состояние членов педагогического коллектива, описываются уровни и специфика конфликтов, способы и приемы их предупреждения и разрешения.

Ключевые слова: социально-психологический климат, психоэмоциональное состояние, психологическая напряженность, педагогический конфликт.

Filipenko E.V. - Ph.D., associate professor of Psycho-pedagogical education, Sterlitamak branch BashGU Russia, Bashkortostan, Sterlitamak city THE RELATIONSHIP OF SOCIO - PSYCHOLOGICAL CLIMATE AND OF THE LEVEL OF CONFLICT IN TEACHING STAFF

Abstract: the article deals with the peculiarities of socio-psychological climate and its impact on the emotional state of the members of the teaching staff, describes the levels and specifics of the conflict, methods and techniques for their prevention and resolution.

Key words: socio-psychological climate, emotional state, psychological tension, pedagogical conflict.

Актуальность заявленной проблемы обусловлена радикальными изменениями в политической, экономической и социальной сферах российского общества, которые в свою очередь создали ситуацию нестабильности у самых незащищенных слоев населения, а именно, у работников бюджетных сфер -здравоохранения, науки, культуры, образования. Низкооплачиваемый квалифицированный труд, необходимость поиска дополнительного заработка, трудности, связанные с повышением профессионального уровня - все это привело к неуверенности в завтрашнем дне, к социальной незащищенности и психологической напряженности большинства специалистов. Особенно незащищенными в этой ситуации, по мнению многих исследователей, являются педагоги, поскольку в российских школах по-прежнему превалирует авторитарный стиль руководства, административные методы воздействия, нездоровое соперничество среди учителей и другие негативные явления, что, в конечном счете, сказывается не только на самочувствии большинства педагогов, их личностных и производственных взаимоотношениях, но и в целом на социально-психологическом климате коллектива.

Известно, что психологический климат представляет собой систему обобщенного, интегративного состояния коллектива, отражающего настроение и общественное мнение, характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения. Определяя структуру социально-психологического климата, Б.Д. Парыгин выделил две его подструктуры. Первая характеризует типичное для работника данной организации отношение к труду, а вторая - отношение между коллегами и отношения между руководителем и подчиненными. При этом многообразие взаимоотношений, возникающих в коллективе, ученым рассматривается через призму психологического, эмоционального («что чувствую») и предметного настроя («что делаю») [2, с.13]. Из сказанного следует, что одним из важнейших показателей состояния микроклимата в коллективе является психологическое самочувствие его членов - степень их удовлетворенности своим положением в группе, защищенности, уровень

активности, самооценки и прочие немаловажные фактор.

Изучение психологического климата в педагогических коллективах мы начали с указанного выше показателя, а именно с психоэмоционального состояния педагогов. В процессе исследования, которое проводилось нами на базе нескольких общеобразовательных школ г. Стерлитамака, были получены следующие результаты. В качестве примеров, приведем некоторые из них. Так, например, практически каждый второй (!) опрашиваемый учитель однозначно заявил о своей полной социальной незащищенности в случаях увольнения или сокращения штатов. Учителя опасаются остаться без средств к существованию, сомневаются в результативности поиска новой работы, беспокоятся о дальнейшей судьбе родных и близких и т.д. В то же время практически половина респондентов отметили, что «буду работать при любых условиях, лишь бы не лишиться последнего заработка». Увы, такое настроение большинства учителей вызвано, к сожалению, отнюдь не стремлением «без остатка отдавать себя школе», а элементарным выживанием в условиях сложившегося в стране социально-экономического кризиса.

Каждый шестой респондент также указал на незащищенность и от несправедливых обвинений, претензий со стороны других участников педагогического процесса, а именно: администрации школы (директора и завучей) (7%); работников вышестоящих органов образования (29%); родителей школьников (15%); самих школьников (особенно детей средних и старших классов) (33%). Здесь же необходимо отметить, что опрошенные учителя, говоря о своей незащищенности, указывали сразу на несколько причин, что уже не может свидетельствовать о позитивном психологическом и эмоциональном состоянии большинства членов педагогических коллективов.

Следствием социальной незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне является психологическая напряженность отдельных педагогов. Обосновать это утверждение мы попытались с помощью опросника САН, направленного на выявление уровня активности, самочувствия, преобладающего настроения членов педагогического коллектива. Полученные результаты свидетельствовали о том, что 21% из всех опрошенных учителей указали на часто меняющееся настроение во время рабочего дня, низкий уровень самочувствия. Р. Римская в этой связи пишет: «Если человек поддается плохому настроению, перестает желать, искать новые ощущения, возможности и даже не пытается переключиться на что-нибудь другое, то непременно падает его жизненная активность. А результат всего этого - плохое самочувствие. Что само по себе не способствует улучшению настроения и повышению работоспособности» [3]. Психологи такое состояние называют фрустрацией, которая не редко сопровождается гаммой отрицательных эмоций: раздражением, агрессией или чувством вины. В любом случае, длительное состояние фрустрации не может положительно сказаться ни на психическом состоянии учителей, ни

на их профессиональной деятельности, а последнее, как известно, часто влечет за собой различного рода конфликты только уже на уровне «учитель -ученик», «учитель - родитель - ученик» и т.д.

В этой связи, исследуя специфику конфликтов в педагогических коллективах, мы пришли к следующему выводу, что носят они в основном межличностный характер. Условно разделив их на группы, мы получили следующую картину:

- профессиональные конфликты. Они возникали тогда, когда между педагогами нарушались деловые связи. Причинами таких конфликтов были ситуации взаимодействия, при которых учителя или преследовали несовместимые цели деятельности, или по-разному понимали способы и средства их достижения. Поводом для возникновения спорных ситуаций могли послужить безынициативность отдельных педагогов, профессиональная некомпетентность в каком-либо вопросе и др.

- конфликты ожиданий. Возникали в тех случаях, когда, например, поведение одного из педагогов не соответствовало нормам взаимоотношений, принятых в педагогическом коллективе, или, когда поведение и деятельность коллег не соответствовало ожиданиям отдельного педагога. Причинами таких конфликтов были бестактность по отношению к коллегам и ученикам, нарушение норм профессиональной этики, невыполнение требований коллектива. Такие конфликты возникали, как правило, при нарушении взаимосвязей «ролевого» характера.

- конфликты личностной несовместимости, возникали в результате неприятия одним или группой учителей каких-либо психологических особенностей другого участника педагогического процесса. Такими особенностями могли являться специфические проявления характера, темперамента, несдержанность в общении, завышенная самооценка и самомнение, эмоциональная неустойчивость, обидчивость и т.д.

В целом же, причины возникновения конфликтов в педагогической среде весьма разнообразны. Так, по мнению самих респондентов, наиболее распространенные конфликты имеют следующие основания: различия в уровне профессионализма (15%); разногласия между старшим и младшим поколением учителей (9%); различия в ценностных ориентациях (5 %); личная неприязнь (6%) и др.

Скрытое недовольство, раздражение создают и необоснованные, по мнению значительной части учителей (35%) льготы и привилегии, которыми пользуются определенные категории сотрудников, например, представители школьной администрации, их родственники, работающие в этом же учебном заведении, так называемые «приближенные», учителя пенсионного возраста и т.д. Поводом для конфликтов являются и производственные причины: неудобное расписание уроков, «окна», непродуманные нововведения, неравномерное распределение учебной нагрузки, отсутствие четких критериев контроля и оценки деятельности учителей-предметников, авторитарность директора школы, его заместителей и др.

Разумеется, конфликты в педагогическом процессе неизбежны, ведь профессиональная деятельность педагога признана одной из самых тяжелых по своей психофизиологической напряженности. Поэтому вопрос о практической и теоретической осведомленности учителей в области конструктивного разрешения конфликтов, показался нам весьма актуальным.

Так, на вопрос: «Как Вы разрешаете возникшие конфликтные ситуации?», опрашиваемые респонденты ответили следующее: «Обращаюсь за советом к близкому мне человеку», «Стараюсь разобраться и решить проблему самостоятельно», «Пытаюсь любыми способами отстоять свою точку зрения», «Делаю вид, что мне все равно», «Избегаю конфликтных ситуаций» и т.д.

На вопрос о том: «Знаете ли Вы способы конструктивного разрешения конфликтов?», большинство учителей ответили, что не владеют такими приемами и специально этим вопросом не интересовались, ссылаясь на отсутствие времени и высокую занятость. В процессе беседы также выяснилось, что педагоги расценивают конфликт как нежелательное явление, боятся его последствий для себя и стремятся по возможности избегать. Действительно, страх и безоружность педагогов перед конфликтом велика, а почти полное отсутствие подготовленности их в этой сфере заставляет воспринимать конфликты почти как стихийное бедствие. Психологам хорошо известно, что наиболее стрессовым воздействием обладают те события и ситуации, которые воспринимаются как неуправляемые, не доступные рациональному анализу, выходящие из-под контроля. Именно поэтому научить педагогов управлять конфликтом, прогнозировать его развитие и уметь компетентно его разрешать - цель, приводящая не только к улучшению межличностных отношений среди коллег по работе, но и к снятию излишней психологической напряженности, которая, как известно, и так присуща педагогической деятельности.

Подводя итог вышесказанному, считаем необходимым отметить, что неразрешенные производственные и межличностные конфликты, социальная напряженность и другие негативные факторы самым непосредственным образом сказываются на состоянии морально-психологического климата, который, в частности, нами и самими педагогами был определен как «неустойчиво-благоприятный» в силу различных причин и обстоятельств.

Вместе с тем дальнейшие исследования наглядно доказали, что и психологический климат, сложившейся в коллективе, может оказать как негативное, так и позитивное влияние на личность в силу устоявшихся в нем социально-нравственных и этических норм отношений между людьми. В тех педагогических коллективах, где царят равнодушие, формализм или давление, члены коллектива ощущают эмоциональную отчуждённость, испытывают стрессовые состояния, что ведёт к снижению результатов профессиональной деятельности, к возникновению конфликтных ситуаций, к переходу в другой коллектив и т.д. Там же, где сотрудничество,

взаимопомощь, поддержка и уважение являются нормой взаимоотношений, опытный и начинающий учитель испытывают удовлетворенность от совместной деятельности и общения, процесса и результатов труда, желание находиться в таком окружении.

По мнению В.А. Сластенина механизм влияния социально-психологического климата на личность состоит в подражании -непосредственном заимствовании личностью мыслей, эмоций других людей. В условиях педагогической деятельности одни учителя способны отражать и переживать эмоциональное состояние своих коллег, другие - склонны к анализу психических состояний, сопоставлению их со своими убеждениями, желаниями, и в зависимости от степени соответствия они принимают или не принимают их. Длительная совместная деятельность, симпатии, общность интересов существенно ускоряют процесс позитивного подражания. Наряду с мотивированным подражанием влияние социально-психологического климата коллектива на личность может осуществляться и на интуитивном уровне восприятия психических состояний других людей. Это относится к области эмпатической способности личности, которая определяется жизненным опытом человека, его настроенностью на эмоционально-психологическую волну своих коллег. При этом педагог не только понимает и чувствует состояние других, но и сам способен испытывать подобное состояние, находить оптимальное решение в создавшейся ситуации[4].

Восприимчивы педагоги и к коллективной оценке своей деятельности, личностных и профессиональных качеств. Позитивные отзывы коллег, а особенно руководителя, стимулирует и вдохновляют педагога, негативные -дают возможность пересмотреть свое поведение, объективно оценить результаты своего труда и т.д. Однако отметим, что подобная реакция на замечание или порицание, учителем воспринимаются адекватно только в сплоченном коллективе, с благоприятным психологическим климатом. В коллективе разобщенном, даже совет, пожелание могут интерпретироваться педагогом как личная неприязнь или «необоснованные придирки». Поэтому здоровый и благоприятный социально - психологический климат, доброжелательные отношения, сложившиеся между коллегами, способны не только обеспечить гармоничное и эффективное развитие коллектива, но и предупредить конфликтные ситуации, нивелировать их значимость, а соответственно, снять излишнюю психологическую напряженность.

В целом, среди основных задач по оптимизации социально-психологического климата в педагогическом коллективе можно выделить следующие:

- создание в образовательном учреждении условий для профессионального и карьерного роста педагогов;

- изыскание способов дополнительного материального стимулирования педагогов, показавших высокие результаты труда;

- создание максимально благоприятных и комфортных условий для трудовой деятельности (согласование учебной нагрузки, расписание занятий,

горячие питание, полноценный отдых во время перерывов и др.);

- содействие развитию творческих способностей педагогов, инициативы, повышению профессиональной квалификации и переподготовки кадров;

- комплектование отделов, объединений с учётом психологической совместимости работников образовательного учреждения;

- во избежание конфликтов и напряженности во взаимоотношениях среди членов коллектива, оптимально ограничивать количество лиц, подчинённых одному руководителю (завучу);

- свести до минимума текучесть кадров, вакансий (как недостаток, так и избыток членов коллектива приводит к его неустойчивости, перегруженности членов коллектива, что может повлечь трения и конфликты и др.);

- обеспечение соблюдения всеми членами педагогического коллектива служебного этикета;

- организация и проведение психологических тренингов, деловых игр, круглых столов, с целью повышения уровня психолого-педагогических знаний педагогов в области конфликтологии и позитивного общения;

- создание «мажорного», жизнеутверждающего настроения в коллективе.

Необходимо также отметить, что большое значение в улучшении взаимоотношений в коллективе и повышении уровня психологического климата имеет деятельность, направленная на поддержание и развитие в школе коллективных ценностей и традиций, которые, как известно, сплачивают и объединяют членов любого коллектива. Традиции, коллективные мероприятия, праздники, совместный отдых и многое другое создают комфортные условия для межличностного общения педагогов, психологической разгрузки и снятия стрессовых состояний и т.д. В свое время, на роль и значение традиций для коллективной жизни, указал А.С. Макаренко. Он считал, что ничего так не укрепляет коллектив, как традиции. Заложить традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача. «Школа, в которой нет хороших традиций, не может быть хорошей школой» [1, с.179]. Безусловно, товарищеские контакты во время работы и по ее окончанию, сотрудничество и взаимопомощь формируют иной климат, нежели недоброжелательные отношения, выливающиеся в постоянные ссоры и конфликты.

В заключении подчеркнем, что благоприятный социально-психологический климат является необходимым условием повышения производительности труда, удовлетворенности результатами личной и коллективной деятельности, психоэмоциональной стабильности всех членов коллектива. Социально-психологический климат не возникает спонтанно и не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он является итогом систематической и целенаправленной работы всех членов коллектива, результатом

осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию и своевременную психологическую коррекцию отношений между членами педагогического коллектива. Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это и специфическая управленческая задача руководителя образовательного учреждения. Создание

благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим от руководителя обстоятельных психолого-педагогических знаний, методов и средств управления коллективом, профессионального опыта и способности выстраивать межличностные отношения с коллегами на основе сотрудничества и сотворчества.

Использованные источники:

1. Макаренко А.С. Педагогика индивидуального действия - Собр. Соч.: В 7 т. - М., 1958. - Т. 5. - С. 179 - 180.

2. Парыгин Б.Д. Социально-псхологический климат коллектива. - М., 1981. - С.12-15.

3. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 376 с.

4. Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

Филипенко Е.В., к.пед.н.

доцент

кафедра психолого-педагогического образования Стерлитамакский филиал Баш ГУ Россия, Башкортостан, г. Стерлитамак ПЕРВИЧНАЯ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО (АДДИКТИВНОГО) ПОВЕДЕНИЯ

ПОДРОСТКОВ

Аннотация: В статье рассматривается вопрос первичной психолого-педагогической профилактики аддиктивного поведения

несовершеннолетних, анализируются специфика и особенность зависимого поведения подростков, факторы, способствующие его развитию, предлагается последовательность реализации основных этапов профилактической работы с подростками в условиях общеобразовательной школы.

Ключевые слова: социализации как процесс, аддиктивное поведение, зависимое поведение, девиации, первичная психолого-педагогическая профилактика, система профилактической работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.