УДК 316.6
DOI: 10.18384/2310-7235-2017-3-38-48
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ДЕТЕЙ ИЗ СЕМЕЙ С НАЁМНЫМ РАБОТНИКОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ИХ НЯНЬ
Дробышева Т.В., Романовская МА.
Институт психологии Российской академии наук
129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, Российская Федерация
Аннотация. В статье изложены результаты эмпирического исследования, целью которого стало выявление связи социально-психологических свойств личностей детей и их нянь. Эта связь раскрывает психологическую природу феномена «нянечные дети», который представлен в статье как эффект социализации ребёнка в семье с наёмным работником. Одним из аспектов феномена является низкий уровень социально-психологической зрелости детей. Он проявляется в специфике взаимодействия «нянечных детей» со сверстниками и значимыми Другими. Выраженность социально-психологических свойств детей из семей с наёмным работником обусловлена комбинированной причиной. В качестве основной причины рассматривается психологическая готовность мам этих детей к переносу своих функций на наёмного работника. Однако предпочитаемые няней стратегии профессионального взаимодействия с ребёнком могут корректировать действие основной причины. Эффектом этого воздействия является выраженность социально-психологических свойств нянечных детей: направленности на себя, пассивности, равнодушия и использования стратегий, направленных на разрушение взаимодействия со сверстниками.
Ключевые слова: феномен «нянечные дети», эффекты социализации, социально-психологические свойства личности, социально-психологическая зрелость, наёмный работник.
THE RELATIONSHIP OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF CHILDREN FROM FAMILIES WITH AN EMPLOYEE, AND THEIR NANNIES' PROFESSIONAL STRATEGIES
T. Drobysheva, M. Romanovskaya
Institute of Psychology, RAS
13, Yaroslavskaya ul, Moscow, 129366, Russia
Abstract: The article presents the results of an empirical study aimed at identifying the relationship of socio-psychological properties of the personality of children and their nannies' professional strategies. This relationship reveals the psychological nature of the phenomenon of "nannied children", which is represented as the effect of socialization of the child in the family with an employee. One aspect of the phenomenon is the low level of socio-psychological maturity of the
© Дробышева Т.В., Романовская М.А., 2017.
children. It manifests itself in the specificity of the "nannied children" interaction with their peers and the significant Others. The abundance of the socio-psychological characteristics of children from families with an employee is due to the combined cause. The psychological readiness of these children's mothers to transfer their responsibilities to the nanny is considered to be the main one. However, the strategies of professional interaction with the child preferred by the nanny can adjust the effect of the main cause. The effect of this influence is the manifestation of socio-psychological properties of the nannied children: the focus on themselves, passivity, indifference, and the use of strategies aimed at destructing interaction with their peers.
Key words: the phenomenon of "nannied children", the effects of socialization, socio-psychological properties of the personality, socio-psychological maturity, an employee.
Несмотря на длительный, более чем в 100 лет (начало положили работы Ф.Г. Гидденса, Э. Дюркгейма и др.), период научного исследования, интерес специалистов к проблематике социализации не ослабевает. Так, только за последние 15 лет число работ в области социализации, выполненных в рамках социальной психологии, психологии развития, социологии, педагогики и других дисциплин, превышает сотню. Вариативность, изменчивость взаимоотношений общества и личности в настоящее время сложно описать с позиции конкретного дисциплинарного подхода. В связи с чем разрабатываемый авторами подход к исследованию социально-психологических эффектов ранней социализации в семье с наёмным работником представляется как междисциплинарный (в нашем случае разных отраслей психологии - психологии труда, социальной психологии и психологии развития). Это утверждение основывается на том, что предмет исследования -социально-психологические свойства личности - являются социально-психологическим феноменом (Е.В. Шо-рохова, К.А. Абульханова, К.К. Платонов и др.). Однако поднимаемые в настоящем исследовании проблемы
«зрелости личности», «ранней социализации», «материнской депривации» как факторов социализации глубоко изучаются в области психологии развития (Н.Н. Авдеева, Е.А. Смирнова, Е.А. Сергиенко, И.В. Хохлачева,
B.М. Холмогорова и др.). Наёмные же работники, содержание профессиональной деятельности которых - предмет психологии труда (А.П. Багирова,
C.Е. Марченко, О.Л. Зверева и др.), в нашем исследовании выступают в роли «значимых Других». Их стратегии профессионального взаимодействия с предметом труда (ребёнком в семье) становятся одной из причин выявленного авторами статьи социально-психологического эффекта - феномена «нянечные дети» [5; 6; 7].
На первых этапах исследования термин «нянечные дети»1 применялся
1 Термин «нянины дети» означает особую, родственную, очень близкую связь между людьми, содержание которой раскрывается в «принадлежности», степени родства двух людей. Например, говоря «мамин сын», указывают не только на внешнее сходство или подобие характера, но и на близкую родственную связь. В связи с этим авторы ввели термин «нянечные дети» для обозначения не столько близости межличностных отношений няни и ее воспитанника, сколько психологического эффекта воспитания ребёнка в семье с наёмным работником (с рождения до 3 лет), который прояв-
как условное название группы детей, воспитывающихся с рождения до 3 лет наёмными работниками (нянями) в полной семье. В последствии мы стали использовать его для описания категории детей, в поведении и сознании которых наблюдались эффекты влияния профессионального поведения няни. В дальнейшем, каузальная связь «няня - ребёнок» была дополнена элементом «мама» [6]. В настоящее время феномен «нянечный ребёнок» рассматривается как результат влияния комбинированной причины, связанной с условиями ранней социализации личности в семье с наёмным работником (няней).
Актуальность изучения определяется не только научной проблемой работы, т. е. поиском системы факторов (внешних и внутренних), обусловливающих формирование социально-психологических свойств личности в специфичных (т. е. с участием наёмного работника) условиях ранней социализации в семье, но и социальной проблемой, латентно присутствующей в российском обществе. Эта проблема связана с переносом материнских функций по уходу за ребёнком раннего возраста на наёмного работника. Психологические последствия такого переноса могут сопровождаться формированием «материнской привязанности» с чужим взрослым, что в последствии проявляется в редуцировании образа матери в представлениях детей [5]. Отсроченные эффекты «материнской
ляется в выраженности социально-психологических свойств личности, затрудняющей на следующих этапах социализации взаимодействие ребёнка со сверстниками, в редуцированном образе матери в представлениях детей, искаженных представлениях о роли отца в семье и т. п. [5].
привязанности» с чужим взрослым -перспектива дальнейших исследований явления «нянечные дети».
Концептуальные основы и программа исследования
Теоретическими основаниями настоящего исследования стали взгляды Б.Г. Ананьева на «психологические эффекты социализации», в роли которых выступают психологические явления (установки, ценностные ориентации, интересы, сформированность самоконтроля, особенности характера и т. п.), свидетельствующие о мере и глубине социализации личности [2]. В нашей работе изучаются «отсроченные» социально-психологические эффекты социализации, т. е. когда сформированные на одной стадии социализации качества и свойства личности становятся факторами (детерминантами) ее психики и поведения на следующей стадии социального развития. Заметим, что такое понимание социализации личности было подробно изложено в концепции системной детерминации психики и поведения Б.Ф. Ломова. Схожие взгляды представлены в концепции Б.Г. Ананьева, в подходе к внешней и внутренней обусловленности личности С. Л. Рубинштейна [11], в пред став ле-ниях о социальном развитии личности Е.В. Шороховой [13] и др., которые принимаются в работе как теоретико-методологические основания. Эмпирически авторский подход к изучению социализации опирается на исследования Н.Н. Авдеевой, Е.О. Смирновой, Е.А. Сергиенко, М.А. Василенко и др. [4; 12]. Они показывают, что неблагополучные условия ранней социализации приводят к формированию мате-
ViV
ринской депривированности ребёнка, которая в последствии порождает проблемы взаимодействия с окружающими их людьми, определяет особенности характера, личностных качеств, социально-психологических свойств.
По мнению Е.В. Шороховой, особенность социально-психологического анализа личности заключается в том, что «все формы социального влияния на личность исследуются в процессе зарождения, развития и формирования» [13, с. 66]. В представлениях автора социально-психологические свойства личности выделены в отдельную сферу и являются её ключевым компонентом. Они порождаются в отношениях личности с социальной средой, в ней проявляются, формируются и развиваются [13]. Аналогичных взглядов придерживается и Б.Ф. Ломов, подчеркивая, что основой социально-психологических качеств человека, которые существуют как целостная многоуровневая система, является социальная среда [9].
В представлениях К.А. Абульхано-вой, активность - системное качество личности. Конкретными формами её проявления, выступающими как социально-психологические характеристики личности, являются инициатива и ответственность [1]. Социально-психологические свойства рассматриваются и как «вторичные» по отношению к «базовым» свойствам, изучаемым в общей психологии. Они сведены в четыре группы: обеспечивающие развитие и использование социальных способностей; формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате её социального влияния; более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности
(активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству); социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами [3]. Опираясь на вышеизложенные взгляды, мы выделили наиболее важные для нашего исследования социально-психологические свойства личности (активность, направленность (на себя и на другого), самостоятельность и эмпатия). Их выраженность может указывать на уровень социально-психологической зрелости личности (Г. Олпорт, К. Роджерс, А.Л. Журавлев, Н.И. Леонов и М.М. Главатских и др.), которая, по мнению А.Л. Журавлева, определяется «различными процессами и состояниями соотнесения себя с другими людьми, ближайшим окружением, малыми и большими группами и т. п.» [8, с. 218] и включает способности к произвольной регуляции поведения, многообразные рефлексивные способности, начиная с адекватного отражения характеристик других людей, эмпатические способности к де-центрации и т. п. [8].
Формирование социально-психологических свойств личности ребёнка начинается с раннего возраста. Роли матери и значимых чужих взрослых в данном случае имеют первостепенное значение. Очевидно, что отношения матери и няни отличаются по удалённости психологической и социальной дистанции, по функциям, которые выполняют мать и наёмный работник по уходу за ребёнком раннего возраста в семье и т. п. Однако, приглашая наёмного работника, мать часто переносит на няню не только обязанности по уходу, но и свои функции, связанные с формированием материнской привязанности.
В частности, выделенные нами типы нянь на стадии пилотажного исследования включали тип наёмных работников, склонных к сокращению психологической дистанции с воспитанником, что, по нашему мнению, усиливает эффект материнской привязанности с чужим взрослым [5; 7; 10].
Все вышеизложенное определило цель настоящего исследования - выявление связи между социально-психологическими свойствами личности в группе детей из семей с наёмным работником и социально-психологическими характеристиками их нянь1. Гипотеза исследования включала предположение, что специфика проявления социально-психологических свойств личности в группе детей из семей с наёмным работником (няней) обусловлена комбинированной причиной. С одной стороны, в качестве основной причины формирования социально-психологических свойств нянечных детей рассматривается психологическая готовность мам этих детей к переносу своих функций на наёмного работника. С другой стороны, тип профессионального взаимодействия няни с ребёнком может усиливать, смягчать, нивелировать действие основной причины. Предметом исследования стала взаимосвязь характеристик нянь и тех социально-психологических свойств детей из семей с наёмным работником, которые отличают эту группу от группы сверстников, воспитывающихся в раннем детстве без няни. Объектом исследования стали социально-психологические свойства детей из семей с наёмным работником (няней).
1 В связи с ограничением объема статьи в публикации будут представлены только некоторые из результатов исследования.
Выборка исследования включала 82 ребёнка старшего дошкольного возраста, из них 41 чел. из семей с наёмным работником (няней) (экспериментальная группа) и 41 чел. - дети из семей без наёмного работника (контрольная группа). Выборка была выровнена по полу и по возрасту. В исследовании также принимали участие 41 няня детей первой группы. В экспериментальную группу были отобраны дошкольники, которые воспитывались в семьях с нянями с рождения и до 3 лет, при условии полной рабочей недели наёмного работника в семье (не менее 46 часов). Все семьи респондентов - полные. В работе применялись следующие методики. Для исследования предпочитаемых стратегий профессионального взаимодействия нянь использовались авторский вариант методики «незаконченных предложений» и авторская анкета. Программа исследования детей включала: социометрическое исследование; наблюдение; методику «игра в мозаику», включающую стандартизированное наблюдение за совместной деятельностью детей (авт. Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова); методики «Лесенка» (авт. В.Г. Щур), «Незаконченные истории» (авт. Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова), «Эмоциональные лица» (авт. Н.Я. Семаго), «Тест тревожности» (авт. В. Амен, Р. Тэмпл, М. Дор-ки); методику Рене Жиля.
Результаты эмпирического исследования
Предваряя изложение полученных результатов, отметим, что на этапе пилотажного исследования нами были выявлены и описаны типы нянь, различающихся по предпочитаемым ими способам профессионального взаимо-
действия с воспитанниками и их родителями. Речь идет о следующих типах: «посредник», «прислуга», «старшая подруга ребёнка», «соседка-бебиситтер». Их содержание изложено в одной из наших публикаций [7]. Подробное изложение взаимосвязи социально-психологических характеристик мам и социально-психологических свойств детей также присутствует в других наших публикациях [10]. В настоящей статье будут представлены результаты исследования взаимосвязи социально-психологических свойств детей из семей с наёмным работником и предпочитаемых стратегий профессионального взаимодействия их нянь.
На первом этапе работы были выявлены различия в выраженности социально-психологических свойств у детей из семей с наёмным работником (няней) и без него. Дети, воспитывающиеся с нянями, отличаются от сверстников по следующим характеристикам: по проявлению активности и эмпатии во взаимодействии со сверстником, по вектору направленности взаимодействия, по выраженности самостоятельности / зависимости детей от взрослого [6]. Показано, что дошкольники, воспитывающиеся в раннем возрасте в семьях без няни, демонстрируют более высокий уровень эмпатии (реже проявляют равнодушие, готовы оказать помощь в процессе совместной деятельности). Они чаще, чем их сверстники из семей с нянями, проявляют альтруизм во взаимодействии со сверстниками и позитивно оценивают действия и личность партнёра по взаимодействию. Эти дети реже обращаются к взрослому как посреднику при взаимодействии со сверстниками. Дети из семей с нянями
характеризуется низким уровнем эм-патии, эгоистичной направленностью во взаимодействии со сверстниками, зависимостью от взрослого как посредника взаимодействия со сверстниками, низким уровнем проявления интереса к взаимодействию со сверстниками, ориентацией на общение с взрослыми [6].
В результате корреляционного анализа выраженности социально-психологических свойств детей и предпочитаемых нянями стратегий профессионального взаимодействия с воспитанником выявили следующее. Существует связь между предпочитаемыми детьми стратегиями взаимодействия со сверстниками в конфликтных ситуациях («подавление», «избегание») и следующими характеристиками нянь: отсутствием профессионального опыта у наёмного работника (няни) (г=0,45; р=0,007); убежденностью наёмного работника в том, что воспитание эмпатии у ребёнка - задача родителей, а не няни (г=0,46; р=0,007); чрезмерным использованием няней запретов в процессе воспитания (г=0,40; р=0,017); действиями няни, направляющими ребёнка на общение не с другими детьми, а с ней (г=0,36; р=0,033). Обнаружена также связь стратегий взаимодействия воспитанника со сверстниками и установок няни на: «абстрактное воспитание» (отсроченное по времени, не привязанное к конкретной ситуации взаимодействия ребёнка со сверстниками, информирование воспитанника о нормах социального поведения) (г=0,28; р=0,024); её «активное вмешательство» в отношения воспитанника со сверстниками на детской площадке (г=0,39; р=0,021); «уход» (уводит ре-
бёнка от конфликта с другими детьми без объяснения) (г=0,40; р=0,016); «поиск причины конфликта» (выяснение мотивов поведения как своего, так и чужого) (г=0,37; р=0,029).
Следующая зависимая от профессиональных стратегий взаимодействия няни характеристика ребёнка -направленность во взаимодействии со сверстниками (на себя, а не на партнёра). Она обусловлена следующими стратегиями профессионального взаимодействия нянь: стремлением няни знакомить ребёнка с правилами поведения в обществе (г=0,39; р=0,020); профессиональной позиции няни в отношении наказаний ребёнка за непослушание (г=0,28; р=0,034). Кроме того, эта характеристика детей связана с установками нянь, которые они проявляют в ситуациях межличностного общения с воспитанником («успокоить» (г=0,343; р=0,045) и «пожалеть» (г=0,344; р=0,043)), а также в ситуациях его взаимодействия со сверстниками («активное вмешательство» (г=0,43; р=0,004)). Эгоистичная направленность воспитанника связана и с теми профессиональными стратегиями няни, которые она предпочитает в ситуациях общения с его родителями: беспрекословным «выполнением необходимого функционала» (г=0,46; р=0,006) и «снижением значимости ситуации, тревожащей ребёнка или маму» (информация либо не доносится до мамы в полном объёме, либо смягчается образ самой ситуации (г=0,47; р=0,004)).
Стратегии профессионального взаимодействия нянь связаны и с инициативностью ребёнка в общении со сверстниками, точнее с низким её уровнем или полным отсутствием ини-
циативы. Речь идёт о нежелании няни развивать у воспитанника эмпатию (г=0,385; р=0,022), а также предпочитаемых ею стратегиях вмешательства в отношения ребёнка со сверстниками: «успокоить, пожалеть», если обидели воспитанника (г=0,41; р=0,015), и «активное вмешательство» в ситуации конфликтных отношений с другими детьми (г=0,345; р=0,043). Инициативность нянечных детей также связана с предпочитаемыми нянями стратегиями общения в семье: беспрекословным «выполнением необходимого функционала» (г=0,40; р=0,017), «снижением значимости ситуации, тревожащей ребёнка или маму» (г=0,36; р=0,032).
Наконец, выраженность эмпа-тии у воспитанников (предпочтения прагматичной помощи сверстнику, неадекватности поведения ситуации взаимодействия) также связана с предпочитаемыми нянями стратегиями: в ситуациях взаимодействия ребёнка с другими детьми - «абстрактное воспитание» (г=0,36; р=0,035); в процессе общения в семье с воспитанником или его родителями (в первую очередь мамой) - «самоконтроль» (г=0,50; р=0,002) и «осознание статуса» (г=0,36; р=0,032).
Сопоставляя полученные результаты с ранее выявленными данными о взаимосвязи социально-психологических свойств детей и характеристик их мам, заметим следующее. Некоторые из вышеперечисленных свойств детей, а именно: эмпатия (неадекватность восприятия эмоций сверстника, отсутствие проявления чувствительности в игровом взаимодействии), стратегии взаимодействия со сверстниками («отказ от сотрудничества»), проявление инициативности ребёнком в отноше-
ниях со сверстниками (избирательное участие в совместной деятельности), направленность на себя, а не на партнера - связаны с представлениями мам об их детях, а также предпочитаемыми мамами стратегиями воспитания, их высокой мотивацией достижения [10]. Этот факт косвенно подтверждает суждение Б.Ф. Ломова о кумулятивном характере «причины», порождающей «следствие», в его концепции системной детерминации психики и поведения [9], т. е. те свойства личности, которые отличают поведение детей из семей с наёмным работником и указывают на низкий уровень их социально-психологической зрелости (уровень эмпатии, эгоистичная направленность во взаимодействии со сверстниками, зависимость от взрослого как посредника взаимодействия со сверстниками, предпочтение взаимодействия с взрослыми общению со сверстниками) обусловлены не только влиянием нянь, но и мам этих детей. Можно сказать, что взаимосвязь двух причин (действий, отношений к ребёнку мамы и няни) в триаде «мама -няня - ребёнок» носит характер как взаимодополняющий, так и усиливающий проявление выявленного эффекта - специфики социально-психологических свойств детей. Этот факт подтверждает основную гипотезу исследования.
Заключение
Исследование показало, что вариативность профессионального взаимодействия нянь проявляется в наиболее предпочитаемых ими стратегиях в ситуациях установления воспитанником контакта со сверстниками. Няни ограничивают социальный опыт ребёнка,
влияя на характер его взаимодействия с ближайшим социальным окружением, в первую очередь со сверстниками. Ребёнок раннего возраста усваивает определенные стратегии поведения, демонстрируемые нянями, и таким образом учится взаимодействовать с другими людьми. Так, наибольшее воздействие на формирование социально-психологических свойств нянечных детей, отличающих их от сверстников, оказывают следующие характеристики нянь: отсутствие профессионального опыта, либо небольшой опыт (до 5-ти лет); установка на перенос функции по формированию у ребёнка способности к эмпатии на родителей; устойчивое использование одних и тех же стратегий вмешательства в случае конфликтного взаимодействия воспитанника с другими детьми («активное вмешательство», «уход» от возможных негативных последствий, информирование о нормах социального поведения не сразу, а спустя некоторое время). Важную роль также в формировании социально-психологических свойств воспитанников играют те стратегии, которые няня применяет в ситуациях общения с его родителями, особенно с мамой воспитанника («выполнение необходимого функционала», «самоконтроль», «снижение значимости», «осознание своего статуса»).
В завершении следует отметить, что присутствие няни в семье с рождения до 3 лет связано с психологической готовностью матери перенести часть своих функций на няню. Эта готовность матерей проявляется в представлениях о своём ребёнке, их нежелании принять его таким, какой он есть. Этот факт может быть рассмотрен в качестве предпосылки или одной из при-
чин низкого уровня социально-психо- модействия со сверстниками на следу-логической зрелости нянечных детей, ющем этапе социализации. который определяет характер их взаи-
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М., 1999.
2. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Вып. IX. Л., 1971. С. 144-150.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учеб. для студентов вузов. М., 2000. 373 с.
4. Василенко М.А. Привязанность ребёнка к матери как фактор ранней социализации: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2011. 23 с.
5. Дробышева Т.В. Взаимодействие исследовательской и практической психологии в изучении конкретного социально-психологического феномена // Взаимоотношения исследовательской и практической психологии. М., 2015. С. 538-555.
6. Дробышева Т.В., Романовская М.А. Особенности социально-психологических свойств личности в зависимости от условий ранней социализации в семье // Новое в социально-педагогических исследованиях. Теоретические и практические проблемы психологии и педагогики. Научно-практический журнал. 2016. № 3 (43). С. 83-97.
7. Дробышева Т.В., Романовская М.А. Типы профессионального взаимодействия современных российских нянь: социально-психологический анализ // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 3. С. 81-97.
8. Журавлев А.Л. Социально-психологическая зрелость»: попытка обосновать понятие // Феномен и категория зрелости в психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Серге-енко. М., 2007. С. 198-222.
9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / отв. ред. Ю.М. Забродин, Е.В. Шорохова. М., 1984. 443 с.
10. Романовская М.А. Социально-психологические типы мам детей, воспитывающихся в семье с наёмным работником (няней) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 1. С. 44-53.
11. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. 328 с.
12. Сергиенко Е.А. Развитие модели психического в дошкольном возрасте // Мир психологии. М., 2015. С. 53-64.
13. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии / отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1975. С. 63-71.
1. Abul'khanova K.A. [The psychology and consciousness of personality (Problems of methodology, theory and research of a real person): Selected psychological works], Moscow, 1999, 224 p.
2. Anan'ev B.G. [On psychological effects of socialization]. In: Chelovek i obshchestvo [The individual and society], Leningrad, 1971, pp. 144-150.
3. Andreeva G.M. [Social psychology: textbook for students], Moscow, 2000, 373 p.
4. Vasilenko M.A. [Child's attachment to mother as a factor of early socialization: abstract of PhD thesis in Psychological Sciences], Kursk, 2011, 23 p.
5. Drobysheva T.V. [The interaction between research and practical psychology in the study of specific social and psychological phenomenon]. In: Vzaimootnosheniya issledovatel'skoi
ЛИТЕРАТУРА
224 с.
REFERENCES
i prakticheskoi psikhologii [Research and practical psychology relationship], Moscow, 2015, pp. 538-555.
6. Drobysheva T.V., Romanovskaya M.A. [Features of the socio-psychological properties of a personality, depending on the conditions of early socialization in the family]. In: Novoe v sotsial'no-pedagogicheskikh issledovaniyakh. Teoreticheskie i prakticheskie problemy psikhologii i pedagogiki. Nauchno-prakticheskii zhurnal [New in social pedagogical research. Theoretical and practical problems of psychology and pedagogy. Scientific-practical journal], 2016, no. 3 (43), pp. 83-97.
7. Drobysheva T.V., Romanovskaya M.A. [Types of professional interaction of modern Russian nannies: a social-psychological analysis]. In: Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo [Social psychology and society], 2015, Vol. 6, no. 3, pp. 81-97.
8. Zhuravlev A.L. [Socio-psychological maturity: an attempt to substantiate the concept]. In: Fenomen i kategoriya zrelosti v psikhologii [The phenomenon and category of maturity in psychology], Moscow, 2007, pp. 198-222.
9. Lomov B.F. [Methodological and theoretical issues in psychology], Moscow, 1984, 443 p.
10. Romanovskaya M.A. [Socio-psychological types of mothers of children living in a family with an employee (a nanny)]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo univer-siteta. Seriya: Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychological sciences], 2016, no. 1, pp. 44-53.
11. Rubinshtein S.L. [Being and consciousness], Moscow, 1957, 328 p.
12. Sergienko E.A. [The development of theory of mind at a preschool age]. In: Mir psikhologii [The world of psychology], Moscow, 2015, pp. 53-64.
13. Shorokhova E.V. [Socio-psychological understanding of personality]. In: Metodologicheskie problemy sotsial'noi psikhologii [Methodological problems of social psychology], Moscow, 1975, pp. 63-71.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Дробышева Татьяна Валерьевна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН;
e-mail: [email protected]
Романовская Мария Александровна - соискатель лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН; e-mail: [email protected]
Drobysheva Tatiana V - PhD, senior research officer, laboratory of social and economic psychology, Federal State-financed Establishment of Sciences, Institute of Psychology RAS, Moscow;
e-mail: [email protected]
Romanovskaya Maria A. - applicant, laboratory of social and economic psychology, Federal State-financed Establishment of Sciences, Institute of Psychology RAS, Moscow; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Дробышева Т.В., Романовская М.А. Взаимосвязь социально-психологических свойств детей из семей с наёмным работником и профессиональных стратегий их нянь // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2017. № 3. С. 38-48. Б01: 10.18384/2310-7235-2017-3-38-48
FOR CITATION
Drobysheva T., Romanovskaya M. The relationship of socio-psychological characteristics of children of the employee, and the professional strategies for their nannies. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Psychological sciences, 2017, no. 3, pp. 38-48. DOI: 10.18384/2310-7235-2017-3-38-48