психологические науки
Силина Людмила Анатольевна ЛИЧНОСТЬ РОДИТЕЛЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ...
УДК 159.9 : 373.3
ЛИЧНОСТЬ РОДИТЕЛЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2016
Силина Людмила Анатольевна, аспирант очного факультета
Курганский государственный университет (640000, Россия, г. Курган, ул. Гоголя, 25 e-mail: [email protected])
Аннотация. Проблема социально-педагогической запущенности является одной из центральных в психолого-педагогических исследованиях. В основном авторы делают акцент на особенностях социально-педагогической запущенности ребёнка как свершившегося факта, характеризуют виды её проявления, предлагают варианты решения проблемы, но оставляют вне сферы интересов важнейшую первопричину возникновения данного феномена - личность родителей такого ребёнка. На наш взгляд, владение этой информацией будет способствовать профилактике и выявлению социально-педагогических проблем на ранних стадиях. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить ряд личностных черт родителей, способствующих формированию социально-педагогической запущенности детей младшего школьного возраста. К ним относятся: нарушения регулятивной сферы, эгоцентризм, властность, социальная незрелость, отсутствие привязанности к ребёнку, попустительство. Мы утвердились в мысли о том, что необходимо создать систему раннего выявления проблемных семей с целью предоставления им квалифицированной помощи в интересах благоприятного развития ребёнка и функционирования всей семьи в целом. Для этого необходимо учитывать не только социально-экономические факторы (социальное окружение, материальное состояние, активность семьи), но и психологическую составляющую (индивидуально-личностные особенности родителей, психологические аспекты функционирования семейной системы, самоощущение и комфортность проживания ребёнка в данной семье).
Ключевые слова: социально-педагогическая запущенность, младший школьный возраст, детско-родительские отношения, индивидуально-психологические особенности, стили воспитания.
THE PARENTS' PERSONALITY AS A DETERMINANT OF THE SOCIAL-PEDAGOGICAL NEGLECT OF THE PRIMARY SCHOOL AGE CHILD
© 2016
Silina Lyudmila Anatolievna, a graduate student of full-time faculty Kurgan State University (640000, Russia, Kurgan, Gogol str., 25 e-mail: [email protected])
Abstract. The problem of socio-pedagogical neglect is one of the central problems in the psychological and pedagogical research. In general, the authors focus on the features of the socio-pedagogical neglect of the child as a fait accompli, characterize the types of its manifestation, offer solutions to the problem, but leave out the most important areas of interest root causes of this phenomenon which is the identity of the parents of the child. In our opinion, the possession of this information will contribute to the prevention and identification of social and educational problems in the early stages. Analysis of psychological and educational research allowed identifying a number of personality traits of parents, contributing to the formation of socio-pedagogical neglect of children of primary school age. These include violations of regulatory scope, self-centeredness, authoritativeness, social immaturity, lack of attachment to the child, conniving. We have established in the idea that it is necessary to establish a system for early detection of problematic families to provide them with qualified assistance for the favorable development of the child and the functioning of the family as a whole. To do this, we must take into account not only the socio-economic factors (social environment, financial condition, family activity), but also a psychological component (individually-personal features of parents, the psychological aspects of the functioning of the family system, self-awareness and comfort of the child in the family).
Keywords: socio-pedagogical neglect, primary school age, parent-child relationship, individual psychological characteristics, parenting styles.
Постановка проблемы в общем виде и её связь с важными научными и практическими задачами. Проблема педагогически запущенных и социально дезадаптированных детей является одной из центральных в психолого-педагогических исследованиях. Недостатки в школьном и семейном воспитании, зачастую, приводят к тому, что определённое количество детей выпадают из общей системы воспитания и, как следствие, отстают в интеллектуальном и нравственном развитии. В связи с этим важным и необходимым представляется анализ и учёт наиболее значимых факторов, способствующих возникновению социально-педагогической запущенности, важнейшее место среди которых занимают проблемы, вызванные личностными особенностями родителей.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных ранее частей общей проблемы. Проведённый нами анализ выявил, что проблема педагогической запущенности находит своё отражение в ряде педагогических (Е.В. Бахадова [1], Т.В. Иванова [6], Л.В. Мардахаев [8], Д.А. Розанов [12]) и психологических (Н.С. Белоусова [2], Э.А. Зайцев [4], А.А. Кузнецова [7], М.С. Новикова [9]) исследований. Вместе с тем абсолютное большинство авторов делают акцент на особенностях социально-педагогической запущенности ребёнка как свершившегося факта (Е.В. Бахадова [1], Э.А. Зайцев [4], Т.В. Иванова АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
[6], М.С. Новикова [9]), характеризуют виды её проявления (А.А. Кузнецова [7], Л.В. Мардахаев [8]), предлагают варианты решения проблемы (Н.С. Белоусова [2], Д.А. Розанов [12]), но оставляют вне сферы интересов важнейшую первопричину возникновения данного феномена - личность родителей такого ребёнка. На наш взгляд, владение этой информацией будет способствовать профилактике и выявлению социально-педагогических проблем на ранних стадиях, что позволит избежать возникновения социально-педагогической запущенности как явления.
Формирование целей статьи (постановка задания). В связи с вышесказанным представляется целесообразным выявить и охарактеризовать личностные особенности родителей детей младшего школьного возраста, способствующие появлению социально-педагогической запущенности.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Проведённый анализ позволил выявить, что понятие педагогической запущенности употребляется чаще, чем социально-педагогической. Так в педагогическом словаре под редакцией И.А. Кирова это понятие рассматривает как отклонение от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками воспитания. Основные причины - отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена школы, преподавателей, отрицатель-
405
Силина Людмила Анатольевна психологические
ЛИЧНОСТЬ РОДИТЕЛЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ... науки
ное влияние улицы и безнадзорность [11]. По мнению С.С. Гиля, педагогическая запущенность - это неразвитость, необразованность, невоспитанность ребенка, отставание его развития от собственных возможностей, требований возраста, вызванное педагогическими причинами [3].
По мнению Р.В. Овчаровой, педагогическая запущенность проявляется в том, что ребенок может иметь низкий уровень развития учебно-познавательной, игровой, трудовой и других видов деятельности, причиной чего являются недостатки в организации образовательного процесса [10]. Э.С. Заседателева полагает, что педагогическая запущенность включает в себя три компонента: 1) отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности, обусловленные тем, что индивидуальный опыт этих детей неполноценен, искажен, противоречив; 2) отставание в развитии когнитивных функций, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности, на которые наслаиваются некоторые возрастные особенности - обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность; 3) отклонения, искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям [5].
В современном мире наблюдается усложнение социально-педагогической ситуации развития ребенка в связи с дестабилизацией семьи, снижением её воспитательного потенциала, что, с одной стороны, может быть обусловлено материально-бытовой и социальной неустроенностью родителей, а с другой - их индивидуально-психологическими особенностями. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить ряд личностных черт родителей, способствующих формированию социально-педагогической запущенности детей младшего школьного возраста.
Так, негативное влияние на ребёнка оказывает родительская аффективность - бурные эмоциональные реакции недовольства, гнева, проявляющиеся в крике, ругани, угрозах в адрес ребенка. Явлением того же порядка можно назвать импульсивность - дети не знают, чего ожидать от родителей, так как поведение последних связано с их настроением, физическим состоянием. Чаще всего родители, испытывая сложности на работе, в супружеских взаимоотношениях, выплескивают свое недовольство на детей, которые всегда рядом и всегда требуют внимания и готовы на взаимодействие. Особенно это относится к детям дошкольного и младшего школьного возраста, которые не в состоянии себя защитить и даже не способны понять причину такого поведения родителей, что негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка и его развитии в целом.
Социально-педагогическая запущенность может быть обусловлена доминантностью и властностью - личностной особенностью родителя как в отношении ребенка, так других членов семьи, что исключает эмоциональную близость, формализует детско-родительские отношения. В такой ситуации отсутствует доверие к ребенку, проявляется желание подчинить его себе, категоричность. Негативное влияние оказывает и демонстративность - родители жалуются на детей, публично обвиняя их, преувеличивая последствия поступков ребенка, что приводит к утрате стыдливости ребенком, внутреннего контроля своего поведения.
Эгоцентризм, внутренняя конфликтность - центрирование родителя на себе, своих потребностях, внутри-личностных конфликтах - мешают воспринимать объективную реальность, должным образом, удовлетворять потребности ребенка. Ребенок является помехой в самоанализе, организации родительского досуга, общению с друзьями. Часто такие родители являются изначально не готовыми иметь детей, либо дети являются нежеланными. Непринятие себя отражается на всей семье. Дети в таких семьях часто испытывают чувство вины, у них 406
формируется неадекватная самооценка, нарушается процесс идентификации, так как родитель является примером для подражания.
Повышенное общее состояние семейной тревоги, тревожная мнительность также способствуют формированию социально-педагогической запущенности, так как родители находится в постоянном напряжении, испытывает тревогу, которую передает своему ребенку. Часто причиной тревоги является неуверенность индивида в каком-то очень важном для него аспекте семейной жизни (неуверенность в чувствах другого, в себе). Данная тревога распространяется и на другие сферы жизни членов семьи, что особенно негативно влияет на ребенка, который чувствует напряжение и не может полноценно развиваться, так как ему передаются эти ощущения, ожидания какой-то опасности. У ребенка возникает страх в освоении нового и снижается познавательная активность.
Инфантильность, социальная незрелость часто свойственна родителям, застрявшим на определенном возрастном этапе развития, например в подростковом возрасте. Это может быть также свойственно родителям - выпускникам детского дома, не имеющим опыта семейной жизни или имеющим тяжелый социальный и семейный детский жизненный опыт, а также умственно отсталым в силу различных причин родителям. Также социально-педагогическая запущенность может быть следствием длительных (хронических) кризисов развития семейной системы. Если семья по какой-либо причине не преодолела кризис - она застревает на данном этапе развития (формируется хронический кризис) либо идет обратное развитие (деформирование взаимосвязей, форм взаимодействия, приводящее к дисфункции семейной системы), что негативно сказывается на членах семьи и особенно на детях. Протекание кризисов в российских семьях отличается от западных тем, что семьи говорят о своей нуклеарности, а на самом деле относятся к расширенным трехпоколенным семьям, так как привлекают бабушек и дедушек к воспитанию детей на лето, также часто материально от них зависят либо получают поддержку и советы, влияющие на всю семью в целом.
Родительский потенциал может не в полной мере реа-лизовываться из-за социальных условий жизни, личностных особенностей родителей, ребенка и заключаться в родительской некомпетентности - незнании возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, не-сформированности коммуникативных навыков. Родитель должен осуществлять элементарный уход, гарантировать безопасность, восполнять потребность в эмоциональном тепле, стимулировании, формировать у ребенка жизненные ориентиры и ограничения, гарантировать стабильность, а отсутствие данных навыков и умений способно привести к социально-педагогической запущенности.
Следует отметить общие критерии риска, свойственные как детям, так и взрослым, а иногда являющиеся взаимосвязанными. Данные критерии усугубляются тем, что обе стороны вовлечены в определенную ситуацию, проблему, переживание, что мешает объективно смотреть и реагировать хотя бы одной стороне взаимодействия. Так, существенным фактором возникновения социально-педагогической запущенности может стать непережитая травма потери, горя ребенком или родителем. Развод родителей (травма потери) переживается дошкольниками равноценно переживанию физической смерти родителя (горя), а к этому присоединяется чувство вины, что это из-за ребенка родитель ушел из дома. Травму горя необходимо пережить всем членам семьи, и тем тяжелее она переживается, чем эмоционально ближе был ушедший человек. Здесь есть риски, что родители уйдут в свои переживания и не помогут ребенку пройти все стадии горевания.
Серьёзным фактором возникновения социально-педагогической запущенности являются нарушения дет-ско-родительских отношений. В младшем школьном АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
психологические науки
Силина Людмила Анатольевна ЛИЧНОСТЬ РОДИТЕЛЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТ ...
возрасте, когда идет стремительное развитие ребенка, нарушения во взаимоотношениях оказывают деструктивное влияние на формирование его личности и укрепляют семью в дисфункциональности. Поэтому здесь необходимо как можно раньше вмешаться специалистам для коррекции и, по возможности, ликвидации таких нарушений.
Не менее важным детерминантом социально-педагогической запущенности являются деструктивные стили воспитания - автортарный, либеральный и гиперопека. При авторитарном стиле родитель пытается подчинить себе ребенка, тем самым подавляя его инициативу, подрывая веру в себя. Стиль коммуникации от родителя к ребенку может вызвать отчуждение к родителям. Дети из неблагополучных семей с авторитарным стилем воспитания не понимают убеждения, просьбы, поощрения специалистов, так как привыкли повиноваться и выполнять команды родителей, которые воспроизводились на повышенных тонах, с криками и руганью. При либеральном стиле воспитания родители в проявлении своей безусловной любви забывают о родительских функциях - установлении границ, норм, правил. Их детям сложно адаптироваться в среде сверстников, где существуют свои правила, и никто не будет выполнять желания и прихоти вновь пришедшего члена группы. Гиперопека выражается в чрезмерном и мелочном контроле, тщательном наблюдении за ребенком. Такие родители имеют, как правило, повышенный уровень тревожности, страхов, поэтому ребенок в подобной семье лишается самостоятельности.
Нарушения привязанности, дефицит эмоционального тепла, близости во взаимоотношениях особенно губительны в психологическом смысле для ребенка. У ребенка с первых дней жизни есть жизненно необходимая потребность в установлении тесной привязанности с матерью или лицом, ее заменяющим. Если нарушения привязанности были до трехлетнего возраста - длительная разлука с матерью, дистантные отношения или, еще хуже, отвержение - это, непременно, отразится на формировании личности и будет причиной тревожности ребенка, неуверенности в себе, задержке психического развития в целом и, как следствие - социально-педагогической запущенности.
Серьёзные последствия для формирования детской личности имеет жесткий стиль воспитания, подразумевающий пренебрежение потребностями и нуждами ребенка, физическое насилие в легкой форме - шлепки, ремень, а также психическое эмоциональное насилие - эпизодические или регулярные оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению эмоциональных или поведенческих нарушений. Одной из самых распространенных форм насилия в семье является пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка. Особенно склонны к трансляции жестокого обращения в семьях дети, вышедшие из детских домов, школ-интернатов, выросшие в неблагополучных семьях, в общежитиях крупных городов. Риск развития жесткого обращения есть у родителей, которые сами в детстве переживали данный вид насилия и приняли этот паттерн взаимодействия. Пренебрежение потребностями и нуждами ребенка у младших школьников приводит к задержке речевого развития, снижению уровня внимания, гиперактивности, агрессивности, импульсивности, неразборчивости в формировании доверительных отношений, социальной незрелости в целом. Физическое насилие у младших школьников можно диагностировать по поведенческим реакциям - такие дети демонстрируют чрезмерную уступчивость, заискивающее поведение, могут проявлять агрессию, лгать, склонны к воровству, поджогам, проявляют жестокость по отношению к животным и младшим детям, болезненно реагируют на замечания, могут поднимать руки, защищаясь от ожидаемого удара. Реакция на боль таких детей, как правило, пассивна.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Охарактеризовав особенности личностных черт родителей, способствующих возникновению социально-педагогической запущенности, мы утвердились в мысли о том, что необходимо создать систему раннего выявления проблемных семей с целью предоставления им квалифицированной помощи в интересах благоприятного развития ребёнка и функционирования всей семьи в целом. Для этого необходимо учитывать не только социально-экономические факторы (социальное окружение, материальное состояние, активность семьи), но и психологическую составляющую (индивидуально-личностные особенности родителей, психологические аспекты функционирования семейной системы, самоощущение и комфортность проживания ребёнка в данной семье). Основными формами психолого-педагогической помощи семьям с целью профилактики социально-педагогической запущенности могут быть: поиск ресурсов на основании оценки потребностей семьи и ребенка, активизация социального окружения, индивидуальные консультации, групповые формы работы, детско-родительские мероприятия и др.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бахадова Е.В. Проблема социализации детей и подростков с педагогической запущенностью // Вестник РГТУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование .
2012. №15. С. 218 - 232.
2. Белоусова Н.С. Психолого-педагогическая технология коррекции детско-родительских отношений социально- и педагогически запущенных подростков как фактор предупреждения и профилактики аддиктивно-го поведения // Педагогическое образование в России.
2013. №4. С. 181 - 185.
3. Гиль С.С. Актуальные направления социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях. Омск, 1996.
4. Зайцев Э.А., Самодурова Т.В. Учащиеся «группы риска» как социальный и психолого-педагогический феномен // Организация работы с детьми с особыми возможностями здоровья в условиях образовательных учреждений: Сборник научных трудов. Комсомольск-на-Амуре, 2016. С. 28 - 37.
5. Заседателева Э.Б. Основы коррекционной педагогики. Омск: Образование, 1999.
6. Иванова Т.В. Социальная и педагогическая запущенность подростка как проблема современного общества // Вопрос современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2011. №4. С. 142 - 148.
7. Кузнецова А.А. Проблема педагогической запущенности детей в психологии // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. №9-8. С. 84 - 91.
8. Мардахаев Л.В. Особенности воспитания и обучения социально-педагогически запущенных детей // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. №6. С. 5 - 22.
9. Новикова М.С. Особенности интеллектуального развития детей 6 - 8 лет с социально-педагогической запущенностью (на примере Архангельской области) // Психология XXI века: Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции молодых учёных. 2012. С. 41 - 45.
10. Овчарова Р.В. Ранняя профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности детей: Дис. д-ра психол. наук. М., 1995.
11. Педагогический словарь / Под ред И.А. Кирова, Н.К. Гончарова. М.: Педагогика, 1997.
12. Розанов Д.А. Современная социализация педагогически запущенных детей посредством субъектного взаимодействия образовательного учреждения и семьи // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2011. №3. С. 88 - 93.
АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)
407